МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПМ.02. «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВНУТРИАПТЕЧНОГО КОНТРОЛЯ»
учебно-методический материал на тему
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности "Фармация". Разработаны в соответствии с ФГОС, являются обязательными для выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrekomendatsii_pm_02.docx | 53.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
ПМ.02. «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ И ПРОВЕДЕНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВНУТРИАПТЕЧНОГО КОНТРОЛЯ»
Специальность 33.02.01. «ФАРМАЦИЯ»
Базовая подготовка
Рассмотрено на заседании ЦМК «Фармация» Протокол № _____ от «____» __________ 201_ г. Председатель ЦМК __________ Давыдова О.А. | Рекомендовано Экспертным советом при информационно-методическом центре ГАУ АО ПОО «АМК» № _________________ «___» __________ 201_ г |
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по профессиональному модулю ПМ.02. «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВНУТРИАПТЕЧНОГО КОНТРОЛЯ»
разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 33.02.01. «ФАРМАЦИЯ»,базовая подготовка.
Организация–разработчик: ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Амурской области.
Разработчик:
Сухова Л.П. – преподаватель МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм»
Давыдова О.А. – преподаватель МДК 02.02. «Контроль качества лекарственных средств»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования общих и профессиональных компетенций;
- развитию исследовательских умений.
Формы и виды самостоятельной работы студентов
1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
3. Работа со справочником.
4. Поиск необходимой информации в сети Интернет.
5. Конспектирование источников.
6. Реферирование источников.
7. Составление и разработка словаря (глоссария).
8. Составление или заполнение таблиц.
9. Работа по трансформации учебного материала, перевод его из одной формы в другую.
10. Ведение дневника (дневник практики)
11. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).
12. Выполнение домашних работ.
13. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, задачи, тесты).
14. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии.
15. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на занятии.
16. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе.
17. Подготовка к выступлению на конференции.
Формы контроля самостоятельной работы
1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.
3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
4. Проведение письменного опроса.
5. Проведение устного опроса.
6. Организация и проведение индивидуального собеседования.
7. Организация и проведение собеседования с группой.
8. Организация конкурсов профессионального мастерства.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
В соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01 «Фармация», профессии фармацевт, в части освоения основного вида профессиональной деятельности: изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля лекарственных средств и оформление их к отпуску и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1.Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.
ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в т.ч. по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно - гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности.
Обучающийся должен
Иметь практический опыт:
Приготовления лекарственных форм; проведения обязательных видов внутриаптечного контроля лекарственных средств и оформления их к отпуску;
Уметь: готовить твердые, жидкие, мягкие, стерильные и асептические лекарственные формы; проводить обязательные виды внутриаптечного контроля качества лекарственных средств, регистрировать результаты контроля, упаковывать и оформлять лекарственные средства к отпуску, пользоваться нормативной документацией;
знать:
Нормативно-правовую базу по изготовлению лекарственных форм и внутриаптечному контролю; порядок выписывания рецептов и требований; требования производственной санитарии; правила изготовления твердых, жидких, мягких, стерильных и асептических лекарственных форм; физико-химические свойства лекарственных средств; виды внутриаптечного контроля; правила оформления лекарственных средств к отпуску.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы ПМ 02.:
Самостоятельной работы обучающегося-279 ч.
Профессиональный модуль «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» включает:
- МДК. 02.01. Технология изготовления лекарственных форм
- МДК. 02.02. Контроль качества лекарственных средств
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.2. | Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения. |
ПК 1.6. | Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. |
ПК 2.1. | Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения. |
ПК 2.2. | Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации. |
ПК 2.3. | Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств. |
ПК 2.4. | Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. |
ПК 2.5. | Оформлять документы первичного учета. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации. |
ОК 9. | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Тематический план самостоятельной работы ПМ 02. «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
№ п/п | Наименование МДК | Наименования разделов ПМ и тем | Количество часов, отведенных на самостоятельную работу обучающихся |
1 | ПМ 02. | «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» | 279 |
2 | МДК 02.01. | Технология изготовления лекарственных форм | 164 |
МДК 02.02. | Контроль качества лекарственных средств | 115 |
Тематический план самостоятельной работы ПМ 02. «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
№ | Содержание учебного материала и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
МДК 02.01. Технология изготовления лекарственных форм. | ||||||||
Раздел 1 Введение. Общая часть. | ||||||||
Самостоятельная работа | 20 | |||||||
– История развития технологии лекарственных форм. - Биофармация как теоретическая основа фармацевтической технологии. – Нормирование условий изготовления лекарственных препаратов. - Регламентация условий, обеспечивающих технику безопасности и охрану труда персонала аптек.
- изучение строения Государственной фармакопеи Х1. – изучение приказа N 1175н 3. Создание презентаций: - Связь основных терминов технологии лекарственных форм с терминами других отраслей науки. – Взаимосвязь основных понятий и терминов технологии лекарственных форм. - Структура рецепта.
|
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |||||||
Раздел 2 ПОРОШКИ | ||||||||
Самостоятельная работа | 12 | |||||||
1. Оформление рефератов: - Правила работы с весами аптечными. - Направления совершенствования порошков как лекарственной формы. 2. Составление кроссворда “Порошки”. 3. Решение ситуационных задач по индивидуальным прописям. 4. Работа с учебной литературой. | 2 2 4 4 | |||||||
Раздел 3 ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ | ||||||||
Самостоятельная работа | 36 | |||||||
1. Создание презентаций: «Строение коллоидных частиц», « Типы эмульсий», «Структура ВМС» | 6 | |||||||
2. Оформление рефератов: « Сущность извлечения действующих веществ из лекарственного растительного сырья», «ВМС- свойства и применение в технологии лекарственных форм» | 4 | |||||||
3. Работа с дополнительной литературой: изучение приказа № 308, № 110 | 6 | |||||||
4. Решение ситуационных задач по индивидуальным рецептам | 20 | |||||||
Раздел 4 МЯГКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ | ||||||||
Самостоятельная работа | 36 | |||||||
1.Оформление рефератов: « Характеристика мазевых основ», « Значение состояния кожи на проявление фармакологического эффекта мази», « Характеристика основ для суппозиториев» | 12 | |||||||
2. Создание презентации: «Требования к основам для мазей», «Классификация суппозиториев», «Классификация мазей». | 12 | |||||||
3. Решение ситуационных задач по индивидуальным прописям. | 8 | |||||||
4. Составление тестов «Мягкие лекарственные формы» | 4 | |||||||
Раздел 5 СТЕРИЛЬНЫЕ И АСЕПТИЧЕСКИ ИЗГОТОВЛЯЕМЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ | ||||||||
Самостоятельная работа | 43 | |||||||
1. Оформление рефератов:»Стабилизирующие вспомогательные вещества», «Создание условий асептики в аптеке», «Химическая стерилизация», «Стерилизация фильтрованием», «УФ-стерилизация», «Вода для инъекций- получение, хранение» | 12 | |||||||
2. Работа с дополнительной литературой: изучение приказа № 214, № 309, справочной литературы | 12 | |||||||
3. Создание презентаций: «Классификация плазмозамещающих растворов», «Общая схема изготовления инъекционных растворов», « Устройство автоклава», «Источники микробной контаминации в аптеках», «Методы воздушной стерилизации» | 15 | |||||||
4. Составление кроссворда «Стерильные и асептические лекарственные формы» | 4 | |||||||
Раздел 6 Фармацевтические несовместимости. | ||||||||
Самостоятельная работа | 9 | |||||||
- изучение таблиц несовместимостей в различных лекарственных формах.
| 4 2 3 | |||||||
Раздел 7 ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. | ||||||||
Самостоятельная работа | 8 | |||||||
1. Создание презентаций “ Номенклатура фитопрепаратов”, “Номенклатура настоек и экстрактов”. 2. Оформление рефератов: “ Метод мацерации”, “Метод перколяции при изготовлении экстрактов”. | 4 4 | |||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля 1.Оформление рефератов. – История развития технологии лекарственных форм. -Биофармация как теоретическая основа фармацевтической технологии. – Нормирование условий изготовления лекарственных препаратов. - Регламентация условий, обеспечивающих технику безопасности и охрану труда персонала аптек. -Правила работы с весами аптечными. - Направления совершенствования порошков как лекарственной формы. -Строение коллоидных частиц» - Типы эмульсий, -Структура ВМС -Сущность извлечения действующих веществ из лекарственного растительного сырья -ВМС- свойства и применение в технологии лекарственных форм -Характеристика мазевых основ - Значение состояния кожи на проявление фармакологического эффекта мази -Характеристика основ для суппозиториев -Стабилизирующие вспомогательные вещества -Создание условий асептики в аптеке -Химическая стерилизация -Стерилизация фильтрованием -УФ-стерилизация -Вода для инъекций- получение, хранение -Метод мацерации -Метод перколяции при изготовлении экстрактов 2.Работа с дополнительной литературой: - изучение строения Государственной фармакопеи Х1. – изучение приказа N 1175н «Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов ». - изучение приказа № 308 - изучение приказа № 214, № 309, справочной литературы - изучение таблиц несовместимостей в различных лекарственных формах. 3.Создание презентаций: - Связь основных терминов технологии лекарственных форм с терминами других отраслей науки. – Взаимосвязь основных понятий и терминов технологии лекарственных форм. - Структура рецепта. -Требования к основам для мазей - Классификация суппозиториев - Классификация мазей. - Классификация плазмозамещающих растворов - Общая схема изготовления инъекционных растворов - Устройство автоклава - Источники микробной контаминации в аптеках - Методы воздушной стерилизации - Способы предотвращения фармацевтических несовместимостей - Номенклатура фитопрепаратов - Номенклатура настоек и экстрактов 4.Составление кроссворда Порошки, Стерильные и асептические лекарственные формы, Фармацевтическая несовместимость 5.Решение ситуационных задач по индивидуальным прописям. 6. Работа с учебной литературой. 7. Составление тестов Мягкие лекарственные формы | ||||||||
МДК.02.02. Контроль качества лекарственных средств | ||||||||
Раздел 1. Стандартизация лекарственных средств. Контрольно-разрешительная система обеспечения качества лекарственных средств. | ||||||||
Самостоятельная работа | 24 | |||||||
- изучение строения Государственной фармакопеи Х,Х1, Х111. – изучение ФЗ№61 Создание презентаций: Основные понятия и термины, используемые в специальности. Контроль качества лекарственных средств Предупредительные мероприятия внутриаптечного контроля качества лекарственных веществ. Контроль качества лекарственных средств промышленного производства. Стандартизация лекарственных средств. Получение и создание лекарственных веществ.
| 10 8 2 4 | |||||||
Раздел 2. Контроль качества лекарственных средств. | ||||||||
Самостоятельная работа | 20 | |||||||
– изучение приказа N 214, 305, 309 3. Создание презентаций:
| 8 8 4 | |||||||
Раздел 3. Методы анализа лекарственных средств. | ||||||||
Самостоятельная работа | 26 | |||||||
Рефрактометрические таблицы 2. Работа с оборудованием, составление плана работы 3. Создание презентаций:
| 6 10 10 | |||||||
Раздел 4. Химия лекарственных веществ неорганической природы. | ||||||||
Самостоятельная работа | 22 | |||||||
– лекарственные препараты с фармацевтическими субстанциями неорганической природы
- изучение ЧФС Государственной фармакопеи Х111. | 18 4 | |||||||
Раздел 5. Химия лекарственных веществ органической природы. | ||||||||
Самостоятельная работа | 9 | |||||||
-лекарственные препараты с фармацевтическими субстанциями органической природы 2. Работа с дополнительной литературой: - изучение ЧФС Государственной фармакопеи Х111. | 7 2 | |||||||
Раздел 6. Химия лекарственных веществ гетероциклической органической природы. | ||||||||
Самостоятельная работа | 14 | |||||||
– лекарственные препараты с фармацевтическими субстанциями неорганической природы
- изучение ЧФС Государственной фармакопеи Х111. | 8 6 | |||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля | ||||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля
средств
| ||||||||
Итого : | 279 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работыучебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основной профессиональной о...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по математике для студентов I курса
Цель данных методических указаний – ознакомить с общими положениями о самостоятельной работе студентов по математике, с методикой организации самостоятельной работы студентов при изучении нового...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине: ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
Структура данного пособия включает следующие разделы:− Система органов дыхания;− Пищеварительная система;−...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине "Энергосбережение технологических процессов"
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.08 «Энергосбережение технологических процессов», разработанной на основе Федерального государственного об...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы в форме реферативного сообщения
Реферат (от латинского refero - передаю, сообщаю) - краткое письменное изложение материала по определенной теме с целью привития студентам навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формиро...
Учебно-методическая разработка: Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы с использованием контрольно-оценочных средств (кос) для базовой и углубленной подготовки по английскому языку
МетМетодические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы с использованием контрольно-оценочных средств (КОС) для базовой и углубленной подготовки по английскому языку включают ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Специальность 43.02.06 «Сервис на транспорте»(по видам транспорта) Дисциплина/ОП.04 «Риски и страхования на транспорте»
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОП.04 «Риски и страхования на транспорте» О...