Наложение и снятие кожных швов
методическая разработка на тему

Подготовка к работе иглодержателя. Правила наложения швов. Снятие швов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod2.doc525 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

(обособленное подразделение № 4)

Методическая разработка

практического занятия

(Для преподавателя)

По теме:   «Сестринский процесс при открытых                                 повреждениях. Наложение и снятие кожных швов» 

  1. Профессиональный модуль ПМ 02  Участие в лечебно - диагностическом   и реабилитационном процессах
  1. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
  1. Специальность: 340201     Сестринское дело (базовая подготовка) квалификация выпускника медицинская сестра/медицинский брат         

Количество часов: 2 ч                            

Москва

2018 год


ОДОБРЕНА

на заседании ЦМК ПМ СД

Протокол №  от 2018г.

Председатель ЦМК
______________/
 Ободникова М.В.

РАССМОТРЕНА

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

Обособленное подразделение №4

Протокол №

от «   »                     2018 г.

Составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" (Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 502) в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Выполнение работ по профессии медицинская сестра по уходу за больным

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора, заведующий филиалом

_____________/                          /                          

Подпись                            Ф.И.О.

«_____»____________2018 г.

Составитель:

Липская Г.Ф. — преподаватель профессиональных модулей первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 5» Обособленное предприятие № 4

Рецензент

Андреева Л.М. преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 5» Обособленное предприятие № 4

Предназначение

  1. Методические материалы предназначены для проведения практического занятия со студентами по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».                   Профессиональный модуль ПМ 02  «Участие в лечебно - диагностическом   и реабилитационном процессах».
  1. МДК.02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»                   Практическое занятие 3.9.1. «Сестринский процесс при открытых повреждениях». Урок по первоначальному формированию умений и навыков.

 

Оглавление

№ п\п

Содержание

Страница

1

Методический блок

6-10

1.1

Цели обучения

6

1.2

Мотивация

6

1.3

Оснащение занятия

7

1.4

Хронокарта

8-9

1.5

Схема междисциплинарных связей

10

2

Блок контроля исходного уровня знаний

11

2.1

Вопросы фронтального опроса

11

3

Информационный блок

12-19

3.1

Инструменты и материалы для соединения тканей

12-14

3.2

Техника зарядки иглодержателя

14-16

3.3.

Наиболее частые ошибки операционной медсестры

16

3.4.

Методы наложения узловых швов на кожу

16-17

3.5.

Выполнение манипуляции «снятие швов».

17-19

4

Операционно-познавательный блок.

Самостоятельная работа студентов

20-21

4.1

Инструкция

20

4.2

Задания для самостоятельной работы студентов:

20

4.2.1

Задание 1. Подготовка иглодержателя для наложения кожных швов. Подача иглодержателя хирургу разными способами.

20

4.2.2

Задание 2. Отработка манипуляции «Методы наложения узловых швов на кожу».

20-21

4.2.3

Задание 3. Отработка манипуляции «Подготовка стерильного инструмента и материала для снятия швов. Снятие кожных швов»

21

5

Блок контроля эффективности обучения – задания в тестовой форме:

22

5.1

Часть А

22

5.2

Часть Б  

22-24

5.3

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

25-26

6

Задание  на дом , Литература

27

7

Приложения

28-31


I. Методический блок

Вид занятия: практическое занятие

Длительность занятия – 2 академических часа

Место проведения занятия – кабинет доклинической практики

Цели занятия: научить студента практическим навыкам работы с хирургическими инструментами и навыкам работы сестры перевязочного кабинета.

1.1. Целевые задачи

Студент должен знать:

  • наборы хирургических инструментов и перевязочный материал, необходимые для наложения и снятия швов;
  • правила соблюдения асептики и антисептики при работе в перевязочном кабинете.

Студент должен уметь:

  • пользоваться хирургическими инструментами (пинцетами, ножницами, иглодержателями, шовными иглами и др.);
  • подготовить иглодержатель к работе;
  • правильно осуществлять подачу инструментов хирургу;
  • оценить состояние послеоперационной раны.

1.2. Мотивация

     Наложение и снятие швов являются самыми частыми манипуляциями в хирургической практике.  Как правило, каждая хирургическая операция сопровождается наложением швов, которые сближают края раны и создают оптимальные условия для заживления тканей.

    Учитывая, что шовный материал, используемый при ушивании тканей, является инородным веществом для организма, он с течением времени либо инкапсулируется (внутренние швы), либо, при присоединении инфекции, выгнаивается (наружные швы), т.е. «изгоняется» из организма пациента. Поэтому после заживления ( на 7-10 сутки) во избежании инфекционных осложнений кожные швы необходимо снять.

    Мангипуляция снятия кожных швов входит в перечень обязательных профессиональных навыков хирургической медицинской сестры, для чего необходимо обладать определенными знаниями и профессиональными умениями, что и является темой настоящего занятия.

1.3. Оснащение занятия

наименование оснащения

1.

методическая разработка для преподавателя

2.

методическая разработка для  студентов (10 шт.)

3.

опорный конспект лекции

4.

рисунки

5.

фотографии «Инструментов для наложения и снятия швов»

6.

ситуационные задачи

7.

задания в тестовой форме для итогового контроля

8.

Микрофильм « Снятие кожных швов»

9.

Иглодержатели, пинцеты, кожные иглы (по количеству студентов)

10.

Шовный материал

11.

Почкообразные лотки

12.

Корнцанги

13.

Кожные антисептики (йодонат 1%)

14.

Перевязочный материал

15,

Стерильные перчатки

1.4. Хронокарта занятия

     

Этап работы

Время (мин)

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1

Организационный момент

2

Проверяет присутствующих и готовность студентов к занятию.

Быть готовыми к занятию: внешний вид, наличие тетради, методической разработки для студентов

2

Актуализация и мотивация познавательной деятельности

3

Объявляет тему и план занятия, использует раздел: Мотивация.

Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия.

3

Контроль исходного уровня знаний учащихся

10

Проводит фронтальный опрос, оценивает исходные знания студентов.

Отвечают на вопросы.

4

Самостоятельная работа студентов по обучению навыкам работы с иглодержателем

10

Показывает и контролирует правильность выполнения манипуляции подготовки иглодержателя к работе , объясняет вопросы, вызвавшие затруднение

Выполняют задание, отрабатывая правила подготовки иглодержателя к работе

5

Самостоятельная работа студентов по разбору  манипуляции «Правила подачи иглодержателя хирургу»

10

 Показывает, направляет и контролирует  правильность выполнения манипуляции

Отрабатывают выполнение манипуляции, работая малыми группами ( по 2 чаловека)

6

Самостоятельная работа студентов «Наложение кожных швов»

8

Показывает,направляет и контролирует  правильность выполнения манипуляции. Завязывает кожные швы, наложенные студентами.

Отрабатывают выполнение манипуляции отра-ботки навыков работы с иглодержателем, работая малыми группами ( по 2 чаловека)

6

Просмостр микрофильма «Снятие кожных швов)

10

Дает пояснения по ходу демонстрации фильма

Смотрят фильм, задают уточняющие вопросы преподавателю

7

Самостоятельная работа студентов по отработке манипуляции «Снятие кожных швов»                                      

20

Показывает, контролирует, корректирует  правильность выполнения манипуляции

Подготавливают набор инструментов, перевязочный мате-риал и отрабатывают выполнение манипуляции

8

Проверка эффективности усвоения материала

10

Проводит      методом ответа на 10 вопросов в тестовой форме.

Прослушав вопрос, отвечают на вопрос «да» или «нет» Осуществляют взаимоконтроль по совместным  ответам, выставляют количество неправильх ответов

9

Подведение итогов

5

Объявляет итоги занятия, оценивает работу всех студентов

Слушают итоги и оценку своей работы

10

Домашнее задание

2

Задает домашнее задание (задания для внеаудиторной самостоятельной работы и для подготовки к следующему занятию)

Записывают домашнее задание в тетради

Всего

90

1.5. Схема междисциплинарных связей занятия

Анатомия и физиология

человека

Промежуточная аттестация

Фармакология

Микробиология

Латинский язык

Основы сестринского дела

Сестринское дело в хирургии

«Наложение и снятие кожных швов»

Итоговая Государственная аттестация

Сестринское дело в терапии

Сестринское дело при

инфекционных болезнях

Работа в ЛПУ

2. Блок контроля исходного уровня знаний

2.1. Вопросы для фронтального опроса

  1. Назовите на какие 2 большие группы делятся хирургические инструменты.
  2. На какие группы по функциональному назначению делятся все хирургические инструменты?
  3. Какае инструменты относятся к инструментям соединяющим ткани?
  4. Какие инструменты относятся к инструментам разъединяющим ткани?
  5. Назовите этапы стерилизации инструментов.
  6. Назовите первый этап стерилизации инструментов и его цель.
  7. Назовите второй этап стерилизации инструментов и его цель.
  8. Назовите пробы, применяемые для контроля качества предстерилизационной обработки инструментов.
  9. Назовите третий этап стерилизации инструментов и его цель.
  10. Что такое стерилизация?
  11. Что такое дезинфекция?
  12. Что такое асептика?
  13. Что такое антисептика?
  14. Какие виды антисептики вы знаете ?
  15. Какие виды асептики вы знаете?
  16. Что такое ПХО раны и в чем заключается?

3. Информационный блок

3.1. Группа инструментов для соединения тканей

http://medrmo.ru/image/cache/data/igloderzhateli/4054-150x150.jpghttp://strabykina.ucoz.ru/_ph/1/698791256.jpg

Иглодержатель Матье(рис.1)                        Иглодержатель Гегара(рис.2)

Для соединения (сшивания) тканей необходимы инструменты:

  • иглодержатели
  • иглы хирургические:                                                                                - режущие (трехгранные)                                                                                - круглые ( обкалывающие и кишечные)                                                        - иглы атравматические                                                                        - игла Дешана
  • набор для наложения скрепок Мишеля ( пинцет с клювиком Мишеля, скрепки Мишеля)
  • шовный материал

Иглодержатели — это инструменты, предназначенные для удерживания, заряживания и манипуляций с иглой. Их использование необходимо для наложения швов во время операции, при первичной хирургической обработке раны (ПХО) и, при определенной практике,  не составляет особенного труда.

В зависимости от конструкции,  иглодержатели бывают нескольких моделей. Иглодержатель Матье ( рис.1) не имеет колец для удерживания пальцами,  его бранши постепенно закругляются, сходясь замком.  Наиболее распространенной моделью является иглодержатель Гегара, или Хегара (рис.2) . Он имеет бранши с кольцами, прямой носик и насечки по всей площади внутренней поверхности губок. Для наложения сосудистого шва используются специальные сосудистые иглодержатели, бранши которых покрыты алмазной крошкой, микрохирургический иглодеожатель (рис. 3).

        Микрохирургический         иглодержатель(рис.3).

                         

Хирургические иглы.

        Ткани соединяются путем наложения на них швов. Швы можно накладывать вручную, с помощью игл и лигатур, или с помощью аппаратов, накладывающих металличесие скрепки.                                                                                         Хирургические иглы бывают (рис.4):

  • прямые
  • изогнутые – малой        кривизны и крутые

        рис. 4        

По форме сечения иглы бывают круглые ( обкалывающие и кишечные) и режущие (трехгранные). Различают также острые ( для кожи и мышц), притупленные (для кишечника) и тупые – печеночные игл.

        Ушко для проведения нити у хирургических игл двойное, пружинящее. Есть также иглы с впаянной в них нитью, без ушка – это иглы атравматические, одноразового употребления.

Иглы выпускаются под номерами от 1 до 12. Чем больше номер, тем тоньше игла и предназначается она для более тонкого шовного материала.

При необходимости перевязать кровеносные сосуды нить подводится под них с помощью иглы Дешана, которые бывают право и левосторонние.

Шовный материал

        Шовные материалы не относятся собственно к хирургическим инструметвм, но редкая хирургическая операция проводится без применения швов. Наиболее часто для швов используется шелк и кетгут, которые относятся к натуральным нитям. Шовный материал принято делить на рассасывающийся и нерассасывающийся.

Кетгут готовят из кишок мелкого и крупного рогатого скота (в основном овец). Его выпускают в мотках. запаянных в  ампуле в консервирующем растворе ( смесь спирта с глицерином). Кетгут это основной рассасывающийся шовный материал. Время рассасывания кетгута в организме примерно равно 2-м неделям, но может быть увеличено до 2-х месяцев и более путем обработки солями хрома (хромированный кетгут).

Шелк хирургический готовят из натурального шелка-сырца (продукт жизнедеятельности тутового шелкопряда), отбеленного и очищенного. Хирургический шелк вырабатывается различной толщины и крепости ( чем больше номер, тем толще нить).

В настоящее время в хирургии в качестве шовного материала применяют синтетические нити, изготовленные из капрона,  нейлона, лавсана,  пролена, в том числе и рассасывающиеся шовные материалы (например, ВИКРИЛ, ВИКРИЛ Рапид или МОНОКРИЛ) и т.д.

3.2. Техника зарядки иглодержателя. 

1.  Иглодержатель берется в правую руку , так чтобы  первый (большой) палец помещался в одно кольцо, второй (указательный) палец лежал на винте инструмента, третий сверху на другом кольце, четвертый вдет в противоположное кольцо, пятый согнутый располагался снизу (рис. 5).

 2. Левой рукой возьмите хирургическую иглу  вогнутой стороной кнутри (к себе), а выпуклой от себя.

3. Острие иглы  должно смотреть  влево, а  ушко вправо (рис.8) .

4. Мысленно дуга иглы делится на три части, и иглодержатель зажимает иглу поперек так, чтобы 2/3 ее осталось слева, а 1/3 справа.

5.Проверяется прочно ли закреплена игла. Если ее держит самый кончик иглождержателя, то она будет шататься. Если она находится на 1 см от кончика иглодержателя, то этот кончик будет мешать и травмировать ткани при наложении швов ( рис.. 6,7). Оптимальное расположение иглы на 2-3мл ниже кончика иглодержателя.

                        рис. 5                                                        рис. 6

 Положение иглы в иглодержателе.  рис. 7

6. Иглодержатель переложите в левую руку и придерживайте третьим, четвертым и пятым пальцами.

7. Правой  рукой захватите за кончик лигатуру, длиной до 20 - 25 см. Нить положите на ладонь левой руки параллельно иглодержателю и фиксируйте пальцами.

8. Нить перегните через носик иглодержателя и переведите в ушко иглы (рис. 8.9).

                рис. 9                                                рис. 8

зарядка иглодержателя

9. Нить вдавливается в распил иглы так, чтобы один конец был коротки (5 см), а второй длинный (20 см).

10. Заряженный иглодержатель, передают хирургу кольцами от себя, чтобы он смог им сразу же воспользоваться.. При зарядке иглы Дешана ее также передают рукояткой от себя.

3.3. Наиболее частые ошибки операционной медсестры:

При передаче инструментов наиболее часто медсестры допускают следующие ошибки:
- не правильное соотношение концов вдетой в иглу нити; 
- отрезание слишком длинной нити, которую неудобно завязывать, или слишком короткой, длины которой не хватает для формирования узла;
- неправильный подбор соотношения диаметра нити и ушка иглы: при слишком большом нитка махрится в ушке, при слишком тонкой лигатуре выскальзывает;
- отсутствие проверки целостности и равномерности отрезанного куска нити;
- нарушение техники передачи инструментов; 
- передача хирургу иглы режущего типа при накладывании анастомоза на кишечник;
- ошибочная подача не того инструмента (особенно частая ошибка — хирургический пинцет с зубчиками взамен требуемого анатомического, что может стать причиной повреждения сосуда, нерва и др.);
- подача небольших по размеру салфеток или шариков при вскрытии брюшной полости (могут потеряться в ране);
- отсутствие подсчета перевязочного материала до и после операции.

3.4. Методы наложения узловых швов на кожу:

1. Кожу вокруг раны обрабатывают кожным антисептиком ( 1%р-р йодоната).

2. Края раны (кожу) захватывают пинцетом.

Положение кисти при пользовании иглодержателем (рис.10)

3. Делают вкол на расстоянии 0,5-1 см от края, насаживая пинцетом ткань на иглу и проводят через всю толщу кожи (рис. 10)

4.На другой стороне делают выкол  из глубины раны кнаружи движением руки соответственно кривизне иглы (рис.10).

5. Ассистент сближает края раны пинцетом, точно сопоставляя друг с другом ткани. Хирург завязыват узел и размещает его сбоку от раны.

6. Узловые швы накладываютсяна расстоянии 1-1,5 см друг от друга и затягивают до соприкосновения кожных краев не сдавливая ткани.

7. Лучше всего на кожу накладывать простой женский узел, т.к. его особенность слегка растягиваться, предупреждает  давление швов на кожу при послеоперациоонм отеке краев раны.

3.5. Выполнение манипуляции “Снятие швов”.

Сроки снятия швов определяются временем заживления раны, в каждом случае они индивидуальны

• С нерассасывающимися нитями заживление происходит в среднем в течение 7-10 дней. Данный показатель зависит от очень многих параметров, таких как тип, локализация шва, его размер, глубина, индивидуальные особенности пациента, наличие осложнений и так далее.

• Снятие узловых операционных швов производится стерильным инструментом — ножницами, пинцетом (рис. 11).

• Снятие швов производят при соблюдении всех правил асептики. Кожу и швы смазывают 1% раствором йодоната. 

  • Нить подтягивается пинцетом и разрезается в непосредственной близости к поверхности кожи, чтобы при вытягивании наружная часть шва не проходила сквозь зашитые ткани во избежании занесения инфекции ( рис. 12, 13).

Рис. 11.  Набор для снятия кожных швов.

  • Анатомическим пинцетом захватывают свободный конец шва вблизи узла и перетягивают узел на другую сторону от линии разреза. Тем самым из ткани извлекают участок нити, имеющий белый цвет, в отличие от участка нити, окрашенного йодом; белый участок нити пересекают ножницами, и весь шов легко удаляется пинцетом. Такой прием позволяет не проводить сквозь рану, возможно, загрязненную наружную темную часть шва.
  •  После снятия швов рубец смазывают стерильным шариком, смоченным йодной настойкой, промокательными движениями.
  •  В большинстве случаев сверху шва на несколько дней накладывается стерильная повязка.

http://www.bramss.ru/lj/160905/DSCN6889.jpg

Рис. 12. Снятие кожных швов

http://medwedi.ru/uploads/posts/2010-03/1267632778_snapshot20100303181900.jpg

Рис. 13. Снятие кожных швов

4. Операционно-познавательный блок

4.1. Инструкция

     Чтобы закрепить теоретический материал и усвоить новый материал, выполните следующие задания.

     Внимательно читайте алгоритм действия  к каждому виду работы, работайте самостоятельно или в паре.  

4.2. Самостоятельная работа студентов

4.2.1.  Задание: Подготовка иглодержателя для наложения швов и отработка манипуляции подачи иглодержателя хирургу разными способами.

  • Составте набор  необходимых инструментов и материалов для подготовки иглодержателя к работе.
  • Подготовте иглодержатель к работе.
  • Осуществите подачу заряженного иглодержателя хирургу (студенту, работающему с Вами в паре).

Вопросы для самоконтроля:

1. Как должна располагаться игла (вогнутая часть, острие и ушко) между губками иглодержателя?

2. На каком расстоянии от острого края иглы должны быть наложены губки иглодержателя?

3. На каком расстоянии от ушка иглы должны быть наложены губки иглодержателя?

4. Какое расстояние должно быть от верхнего края губок иглодержателя до иглы?

5. Какой длины должна быть лигатура для наложения  швов?

6. Какое соотношение по длине должно быть между клоротким и длинным  концами лигатуры?                                  

    После выполнения  проверьте правильность выполнения задания  соседом по алгоритму действия, найдите ошибки, выставьте ему оценку согласно критериям оценок к этому виду задания.  

4.2.2. Задание: «Правила наложения узловых  швов на кожу».

  • Подготовте необходимые инструменты и материалы для наложения кожных швов.
  • Наложите 4 -5 кожных швов на учебный тренажер для наложения швов.
  • Внимательно проследите за преподавателем при завязывании швов классическими видами узлов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какой пинцет надо подать хирургу при наложении кожных швов?

2. Какое расстоячние должно быть от края раны при наложении кожных швов?

3. Какое расстояние должно быть между кожными швами?

4. Где завязывается узел при наложении кожных швов?

5. Каким узлом предподчтительнее  завязывать кожные швы?

После выполнения  проверьте правильность выполнения задания  соседом по алгоритму действия, найдите ошибки, выставьте ему оценку согласно критериям оценок к этому виду задания.  

                                                                                                                                           

4.2.3. задание: Выполнение манипуляции»Снятие кожных швов»

  • Составте набор для снятия кожных швов
  • Выполните манипуляцию снятия кожных швов.

                                                                                                                                                                      Вопросы для самоконтроля:

1. Через какое время после наложения можно снимать кожные швы?

2. Какие кожные антисептики применяются при обработке послеоперационных швов?

3. Какие хирургические инструменты необходимы для снятия кожных швов?

4. Как срезается нить, наложенная на кожу, при снятии швов?

5. Чем заканчивается манипуляция по снятию кожных швов?

 После выполнения  проверьте правильность выполнения задания  соседом по алгоритму действия, найдите ошибки, выставьте ему оценку согласно критериям оценок к этому виду задания.  

             

                     

5. Блок контроля

5.1 Часть А (выполняется всеми студентами)

На поставленный вопрос необходимо ответить «да» или «нет»:

1. Кожные швы накладываются инструментами относящимися к группе инструментов соединяющих ткани?

2. Хирургическая игла зажимается иглодержателем на середине расстояния между острием и ушком?

3. Длина лигатуры для наложения швов должна быть 15 см?

4. Расстояние между кожными швами должно быть 1-1,5см?

5. Для правильного выполнения манипуляции «снятия кожных швов» необходимо срезать узел кожного шва?

6. Обработка послеоперационного шва проводится кожным антисептиком до и после снятия кожных швов?

7. После снятия швов послеоперационный рубец оставляют открытым?

8. Иглодержатель с иглой и нитью подкладывается на столик браншами к хирургу, острием иглы вниз?

9. Наиболее оптимальное расположение иглы равно 2-3 мл от кончика иглодержателя?

10. ПХО раны относится к механическому способу антисептики?

5.2. Часть Б. Выберите один правильный ответ.

1. Что из перечисленного относится к этапам стерилизации инструментов?                                а) предстерилизационная обработка,                                                                б) дезодорация,                                                                                        в) постстеризационная обработка.                                                                                г) обезжиривание

2. На сколько групп по своему назначению делится хирургический инструментарий?                а) 2группы                                                                                                б) 3группы                                                                                                в) 4 группы                                                                                                г) 5 групп                                                                                                д) 6 групп        

3. Какие из перечисленных инструментов входят в обязательный набор?                                а) кусачки Дальгрена                                                                                б) зажимы кровоостанавливающие Бильрота                                                в) резекционный нож                                                                                г) распатор Фарабефа

4. Какой из перечисленных хирургических инструментов относится к группе инструментов разъединяющих ткани?                                                                А) иглодержатель                                                                                б) ножницы Купера                                                                                в) цапки для белья                                                                                        г) крючок пластинчатый (Фарабефа)

5. Как правильно подается шприц с иглой хирургу?                                                А) вкладывается в руку в горизонтальном положении;                                        б) поршнем к операционной сестре, иглой к хирургу;                                        в) поршнем к хирургу, иглой к операционной сестре;                                                г) способ подачи значения не имеет.

6. Какие из перечисленных инструментов относятся к инструментам для расширения тканей?                                                                                                        а) зажим кровоостанавливающий Бильрота,                                                        б) иглодержательдля сосудистого шва,                                                        в) пластинчатые крючки Фарабефа,                                                                г) ножницы изогнутые по плоскости (Купера)

7. Какие из перечисленных ниже инструментов относятся к инструментам для соединения тканей?                                                                                                А) трахеорасширитель (Труссо),                                                                б) иглы круглые (обкалывающие, кишечные),                                                в) пинцет хирургический,                                                                                г) ретрактор

8. Какое расстояние должно быть между узлами при накладывании швов на кожу?                        а) 2,0- 2,5 см                                                                                        б) 3,0 -3,5 см                                                                                        в) 1,0 – 1,5 см                                                                                                г) зависит от вида шовного материала.

9. Захват иглы производят губками иглодержателя на расстоянии:                                        а)  2-3 мм от его кончика,                                                                        б) 1,0 см от кончика иглодержателя,                                                        в) ближе к винту иглодержателя,                                                                        г) значение не имеет.                                                        

10. К натуральному шовному материалу относится:                                                        а) лавсан,                                                                                        б) шелк,                                                                                        в) капрон,                                                                                                г) скобки Мишеля.

11. Целью этапа стерилизации инструментов является:                                                        а) гибель вегетативных и споровых форм микробов;                                                б) гибель только вегетативных форм микроорганизмов;                                        в) уничтожение сапрофитов.                                                                                г) гибель только анаэробных микроорганизмов

12. Предварительная уборка операционной проводится:                                                а) три раза в день,                                                                                        б) один раз в начале рабочего дня,                                                                        в) между операциями.                                                                                        г) в конце рабочего дня

13. Что из перечисленного является биологическим методом антисептики?                                а)  гипертонический раствор хлорида натрия,                                                        б) УФО                                                                                                в) антибиотикотерапия.                                                                                        г) ПХО раны                        .

14. Целью этапа дезинфекции инструментов является:                                                        а) гибель вегетативных и споровых форм микробов;                                                б) гибель только вегетативных форм микроорганизмов;                                        в) очистка инструментов от остатков биологических жидкостей..                                        г) обезопасить медицинский персонал от заражения инфекциями, передающимися через         кровь.

15. При вдавливании нити в ушко иглы :                                                                        а) один конец равен 20 см, другой 5 см,                                                        б) концы шовной нити равны,                                                                в) один конец шовной нити равен 15 см, другой 10 см,                                                г) концы нити значения не имеют.

16. Какие из перечисленных хирургических игл используются для накладывания швов на кожу?                                                                                                        А) круглая – колющая игла;                                                                б) трехгранная – режущая игла;                                                                в) обкалывающая игла,                                                                                г) атравматическая игла.

17. Шовная игла  закрепляется в иглодержателе на расстоянии:                                        а) 1/2  от острого края иглы и 1/2  от ушка иглы,                                                б) 2/3 от острого края иглы и 1/3 от ушка иглы,                                                в) 1/3 от острого края иглы и 2/3от ушка иглы,                                                        г) расстояния от краев иглы значения не имеют.

18. При закреплении в иглодержателе острие иглы должно смотреть:                                а) влево,  а ушко вправо, вогнутая часть иглы направена кнаружи;                        б) вправо, а ушко влево, вогнутая чать иглы направлена кнутри;                        в) вправо, ушко влево, вогнутая часть иглы направлена кнаружи;                                г) влево, ушко вправо, вогнутая часть иглы направлена кнутри.

19. Как правильно подается скальпель хирургу?                                                        А) рукояткой к хурургу, лезвием повернутым вниз, к операционной сестре;                        б) рукояткой к сестре, лезвием к хирургу;                                                в) рукояткой к сестре, лезвием направленным вверх и завернутым в салфетку к         хирургу;                                                                                                г) рукояткой к хирургу, лезвием острым концом вверх и вложенным в свернутую         салфетку, как между листами бумаги к операционной сестре.

20. Какие из перечисленных инструментов относятся к группе инструментов для защиты тканей от повреждения?                                                                                А) пинцет лапчатый,                                                                        б) иглы атравматические,                                                                                в) зонд желобоватый,                                                                                г) скальпель остроконечный.

5.3. Часть В (выполняется по желанию)

Дайте один или несколько правильных ответов

1. Какие из перечисленных инструментов относятся к инструментам для захватывания тканей?                                                                                                        а) зажим кровоостанавливающий типа «москит»,                                        б) игла Дешана,                                                                                в) цапки для белья,                                                                                        г) зеркала ректальные.        

2.  Укажите правильные позиции скальпеля в руке?                                                        а) позиция смычка                                                                                б) позиция столовой вилки                                                                        в) позиция писчего пера                                                                                г) позиция сапожного ножа

3. Какой из перечисленных способов применяется для подачи инструментов хирургу во время операции?                                                                                                а) инструменты подает хирургу сестра-анестезист;                                        б) хирург берет сам инструменты с большого стерильного стола;                        в) подача на столик, т.е. подкладывание инструментов;                                                г) инструменты с малого стерильного стола берет помощник и подает в руки         хирургу.

4. Весь хирургический инструментарий делится на:                                                        а) общий                                                                                        б) частный                                                                                        в) специальный                                                                                        г) обязательный.

5. Какие существуют виды скальпелей?                                                                         а) брюшистый                                                                                б) остроконечный                                                                                в) конусообразный                                                                                        г) обоюдострый

6. Какие из перечисленных инструментов относятся к хирургическим ножам:                        а) ампутационный нож                                                                        б) брюшистый нож                                                                                в) секционный нож                                                                                        г) резекционный нож

7. Какие изперечисленных ниже инструментов относятся к инструментам для соединения тканей?                                                                                                         а) Иглодержатель (Гегара, Матье),                                                                б) зажим Микулича,                                                                                в) пилка проволочная Джигли,                                                                        г) игла трехгранная.

Установите соответствие. 

8. Сопоставить набор инструментов и отдельный вид инструмента, входящий в данный набор:

1. Набор инструментов для                                                                        трепанации черепа.                                        а) ретрактор                                        2. Набор инструментов для                                б)коловорот с                                трахеостомии                                        набором  фрез                                3. Набор для ампутации                                                                        конечностей                                                в) набор спиц                                        4. Набор инструментов для                                г)крючки однозубые                        скелетного вытяжения                                острые.

9. Сопоставить набор инструментов и отдельный вид инструмента, входящий в данный набор:

        1. Набор инструментов для                                                а) троакар                        резекции желудка                                                                                        2. Набор для лапароцентеза                                                б)трахеорасширитель        (прокола брюшной полости)                                (Труссо)                                3. Набор для трахеостомии                                        в) желудочный жом                                                                                        (Пайера)                                4. Набор для резекции ребра                                г) реберные ножницы.

10. Сопоставить набор инструментов и отдельный вид инструмента, входящий в данный набор:

        1. Набор для трепанации                                а) кишечные зажимы                черепа                                                                                                        2. Набор инструментов для                                б)кусачки (Дальгрена)                ампутации конечностей                                                                                3. Набор инструментов для                                в) дрель                                резекции желудка                                                                                        4. Набор инструментов для                                г) костодержатель                        скелетного вытяжения.

6. Задание на дом

Литература

Основная:

1. Учебник «Пособие по хирургии» Э.М.Аванесьянц, Б.В.Цепунов, М.М.Фрацузов –                     с. 136-142, 21-57.

2. Учебник «Сестринское дело в хирургии» В.Г.Стецюк   -  с. 171 - 173

Дополнительная:

1. Л.В.Баурова, Е.Р.Демидова  «Теория и практика сестринского дела в хирургии»  - с. 130 -153; 201-202

                        7.   Приложения

Приложение 1.

Критерии оценки работы студентов на занятии

Оценка «5» ставится, если студент:

  1. Дает правильные формулировки, точные определения и понятия терминов.  Обстоятельно, с достаточной полнотой излагает соответствующую тему,  правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания  данного материала.
  2. Без ошибок выполняет манипуляции.  
  3. Уверенно и правильно проводит разбор ошибок, знает положительные и отрицательные стороны выполненных практических работ.
  4. Свободно владеет речью, медицинской терминологией.

Оценка «4» ставится, если студент:

  1. Дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и отметки «5».
  2. Допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя.

Оценка «3» ставится, если студент:

  1. Знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировках.
  2. Допускает частичные ошибки при выполнении манипуляций.
  3. Излагает материал недостаточно связанно и последовательно.

Оценка «2» ставится, если студент:

  1. Обнаруживает незнание общей части соответствующего раздела темы, допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл.
  2. Манипуляцию выполняет неправильно.
  3. Беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми остановками и перерывами.

Приложение 2.

«Ключи» к блоку контроля исходного уровня

Ответы на вопросы фронтального опроса:

  1. Назовите на какие 2 большие группы делятся хирургические инструменты        - общие и специальные.
  2. На какие группы по функциональному назначению делятся все хирургические инструменты – на 5 групп:

                1 группа – инструменты разъединяющие ткани

                2 группа – инструменты расширяющие ткани

                3 группа – инструменты захватывающие ткани

                4 группа – инструменты защищающие ткани от возможных                                 повреждений.

                5 группа – инструменты соединяющие ткани.

  1. Какае инструменты относятся к инструментям соединяющим ткани:
  • иглодержатели
  • иглы хирургические ( трехгранные и круглые)
  • иглы атравматические
  • игла Дешана (правая и левая)
  • пинцет и клювик Мишеля, скобки Мишеля
  • шовный материал: шелк, кетгут, лавсан, нейлон, капрон, конский волос, танталоваые скрепки. танталовая проволока и др.
  1. Какие инструменты относятся к инструментам разъединяющим ткани:                - ножи
  • скальпели
  • ножницы
  • кусачки
  • троакары
  • распаторы
  • коловорот с наборами фрез
  • дрель со спицами
  • долота
  • пункционные иглы
  • пилы  и др.
  1. Назовите этапы стерилизации инструментов:

                1 этап – дезинфекция

                2 этап – предстерилизационная обработка

                3 этап – собственно стерилизация.

  1. Назовите первый этап стерилизации инструментов и его цель        -        дезинфекция, обезопасить медицинский персонал от заражения инфекциями, передающимися через кровь.
  2. Назовите второй этап стерилизации инструментов и его цель – предстерилизационная обработка, очистить ииструменты от остатков крови, других биологических жидкостей, от остатков лекарственных средств.
  3. Назовите пробы, применяемые для контроля качества предстерилизационной обработки инструментов – фенолфталеиновая, азопирамовая.
  4. Назовите третий этап стерилизации инструментов и его цель – собственно стерилизация, уничтожения всех видов микроорганизмов, в том числе и спорообразующих.
  5. Что такое стерилизация        - уничтожение всех видов микроорганизмов, в том числе и спорообразующих.
  6. Что такое дезинфекция – уничтожение вегетирующих форм миткроорганизмов на обеззараживаемых предметах.
  7. Что такое асептика – комплекс мероприятий, предупреждающих попадание микроорганизмов в рану, полости и организм в целом.
  8. Что такое антисептика – комплекс мероприятий уничтожающих микроорганизмы в ране, полостях и организме в целом.
  9. Какие виды антисептики вы знаете  -
  • механическая
  • физическая
  • химическая
  • биологическая
  1. Какие виды асептики вы знаете
  • дезинфекция
  • стерилизация
  1. Что такое ПХО раны и в чем заключается        - первичная хирургическая обработка раны        - заключается в рассечении и иссечении краев раны.

Приложение 3.

Эталоны ответов к заданиям  в тестовой форме

для проверки эффективности усвоения материала

Часть А

1.         -        да

2        -        нет

3.        -        нет

4.        -        да

5.        -        нет

6.        -        да

7.        -        нет

8.        -        нет

9.        -        да

10        -        да.

Часть Б

1-а; 2-г; 3-б; 4-б; 5-в; 6-в; 7-б; 8-в; 9-а; 10-б; 11-а; 12-б; 13-в; 14-г; 15-а; 16-б; 17-б; 18-г; 19-г; 20-в.

Часть В

1-а,в; 2-а,в; 3-в; 4-а,в; 5-а,г; 6-а,г; 7-а,г;

8 -  1-б, 2-г, 3-а, 4-в;

9 -  1-в, 2-а, 4-б, 4-г;

10 -  1-б, 2-г, 3-а, 4-в.

Критерий оценки решения заданий в тестовой форме:

Часть А: «5» - 0 ошибок

                  «4» - 1 ошибка

                  «3» - 2 ошибки

                  «2» - 3 и более ошибок

Часть Б:  «5» - 0- 2 ошибки

                  «4» - 3-4 ошибки

                  «3» - 5-6 ошибок

                  «2» - 7 и более ошибок

Часть В: «5» - 0-1 ошибка

                  «4» - 2 ошибки

                  «3» - 3 ошибки

                  «2» - 4 и более ошибки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс:«Техника наложения бинтовых повязок»

Цели:Обучающие: Сформировать компетенции обучающихся по способам и методам наложения бинтовых повязок.Воспитательные: Воспитывать добросовестное отношение к труду, дисциплинированности и ответственнос...

Учебная практика ТЭУ1. Урок 3. Техника наложения различных повязок.

Задание.1. Изучите теоретический материал урока.2. Ответьте на вопросы, актуализирующие ваши знания.3. Произведите самостоятельно наложение стерильной повязки на волосистую часть головы. В ходе этого ...

Структура мастер – класса: «Профессиональная и инфекционная безопасность медицинского персонала. Обработка рук на гигиеническом уровне, обработка рук кожным антисептиком»

Структура мастер-класса: "Профессиональная и инфекционная безопасность медицинского персонала. Обработка рук на гигиеническом уровне." ПМ.04 Специальность Сетринское дело, ПМ.07 Специа...

Технологическая карта урока по ОБЖ "Виды повязок. Правила наложения повязок. Наложение повязок "Чепец", "Черепашья повязка".

Составлена технологическая карта проведения урока по ОБЖ  с указанием целей и задач занятия, а также использованных методов  и форм обучения...

Первичные и вторичные морфологические элементы кожных высыпаний

В презентации представлены рисунки морфологических элементов кожных высыпаний, которые позволят лучше понять их особенности...

Банк материалов для проведения текущего контроля по МДК 02.03 Разделы: «Сестринский уход за пациентами при кожно-венерологических заболеваниях», «Сестринский уход за пациентами при заболеваниях костно-мышечной системы и соединительной ткани»

Комплект контрольно – оценочных материалов по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах созданы для обеспечения выполнения требований Федерального государственного об...

Сестринский уход за больными с кожными и венерическими заболеваниями

Лекция по разделу "Сестринская помощь в дерматологии и венерологии"...