Сестринский процесс при заболеваниях дыхательной системы у взрослых
методическая разработка на тему
Сестринский процесс при заболеваниях дыхательной системы у взрослых
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 56.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»
(Обособленное подразделение № 4)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения практического занятия
по ПМ. 02 МДК.02.01. Сестринский уход
при различных заболеваниях и состояниях
по теме:
Сестринский процесс при заболеваниях
дыхательной системы у взрослых
МОСКВА 2018
ОДОБРЕНА на заседании ЦМК ПМ СД Протокол № ____ от ___________ 2016 Председатель ЦМК РАССМОТРЕНА Методическим советом ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП № 4 Протокол № ____________ от « » ______________ 201__г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело (Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 502) УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора ОУ _________/Е.С. Изосимова/ «___»___________20__ г. |
Составитель:
Семанина Е.Н., преподаватель профессиональных модулей
Предназначение:
Методические материалы предназначены для проведения практического занятия со студентами 3 курса по специальности 34.02.01 Сестринское дело по профессиональному модулю ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………..…………………..4
Методический блок …………………….…………………………………5
Информационный блок ………………….……………………………….9
Практическая часть ………………………………………………………11
Список литературы ………………………………………………………14
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка практического занятия составлена на основе рабочей программы ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
В связи с прогрессирующим старением населения, имеющего множественность патологических процессов, возрастает потребность в квалифицированной сестринской помощи данной категории населения, которая является большей частью пациентов в лечебных учреждениях.
Методическая разработка к практическому занятию посвящается проблеме сестринского ухода за пациентами старческого возраста при патологии органов дыхания.
Актуальность данной темы практического занятия определяется многими обстоятельствами. В настоящее время в Российской Федерации, как и в большинстве экономически развитых странах, сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением в составе населения лиц пожилого и старческого возраста. Население старших возрастов страдает множественными тяжелыми хроническими заболеваниями, протекающими на фоне сниженных компенсаторных возможностей. В настоящее время заболеваемость у пожилых людей почти в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста – в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста. Люди пожилого возраста в 5 раз чаще, чем другие страдают хроническим бронхитом. Смертность от внебольничной пневмонии у пожилых составляет - 30% и занимает 4-е место среди причин смерти больных старше 65 лет. Продолжает расти частота заболеваемости сахарным диабетом. В данной ситуации особое значение приобретает подготовка сестринского персонала, так как именно на медицинских сестер возлагается основная нагрузка по уходу за больными.
В результате этого возникла необходимость в подготовке медицинских сестер, знающих возрастные анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста, особенности течения болезней, методы исследования, лечение и уход за пациентами с целью сохранения максимально возможной самостоятельности и независимости пациента в повседневной жизни. Медицинская сестра должна уметь убедить пациента в необходимости сохранения независимого образа жизни и обучить приемам самообслуживания в пределах возможного. Специалисты сестринского дела должны уметь обеспечить не просто биологическое существование пожилых людей, а сделать последний этап их жизни достойным для человека.
Методическая разработка практического занятия для преподавателя включает материалы по методике преподавания «Проведение сестринского ухода при патологии дыхательной системы у взрослых». Приложения включают в себя тестовый контроль знаний, задачи, рекомендации по подготовке домашнего задания, список литературы для подготовки обучающихся к занятию.
Для вовлечения всех обучающихся в процесс планирования ухода за пациентами и для освоения компетенции ОК 6. «Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями», индивидуальный опрос чередуется с фронтальным. Такая форма опроса может способствовать активизации опрашиваемых, вовлечения их в творческий процесс планирования, повышает инициативу, развивает опыт профессионального общения.
Методическая цель:
- демонстрация группового решения профессиональных задач по планированию ухода за пациентами при заболеваниях органов дыхания, на основе анализа полученных знаний;
- демонстрация работы в команде, закрепление умений межличностного профессионального общения; расширение межпредметных и внутрипредметных связей
Тема занятия: Сестринский процесс при заболеваниях дыхательной системы у взрослых.
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Курс: третий.
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Форма обучения: очная.
Время занятия: 1,5 ч. (90 мин).
Форма проведения занятия: практическое занятие.
Тип занятия: Урок совершенствования знаний, умений и формирование общих, профессиональных компетенций.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Образовательные технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное, информационно-коммуникационные.
Место проведения: кабинет № 40 «Сестринского ухода при различных заболеваниях и состояниях»
Цели занятия:
- Учебная цель: обучение студентов составлению плана сестринского ухода за пациентами пожилого и старческого возраста при патологии органов дыхания и эндокринной системы.
- Развивающие цели: формирование у обучающихся навыков самообразования, стремления к более качественному овладению знаниями, развитие речи, мышления, памяти.
- Воспитательные цели: воспитание чувства сострадания и уважения к жизни и здоровью пациентов , привитие умений учебной работы и коллективного труда.
В результате освоения темы обучающийся должен знать:
- особенности фармакотерапии;
- возрастные изменения бронхо-легочной системы;
- этиологию, клинику, лечение, профилактику хронического бронхита;
- этиологию, клинику, лечение, профилактику острой пневмонии;
.
В результате освоения темы обучающийся должен уметь:
- составить план сестринского ухода за пациентами при острой пневмонии, хроническом бронхите.
- обучить родственников уходу за пациентом при заболеваниях органов ыхания.
Формируемые компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Межпредметные связи:
ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий;
ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными; ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией;
ОП. 02. Анатомия и физиология человека;
ОП.03. Основы патологии;
ОП.07. Фармакология;
ОП.09. Психология.
Внутрипредметные связи:
Особенности течения болезней у взрослых.
Особенности фармакотерапии.
Возрастные изменения, происходящие в процессе старения.
Приложения к методической разработке:
- Тестовый контроль по теме: «Сестринский уход за пациентами при патологии органов дыхания».
- Задачи на разведение антибиотиков.
- Ответы на тестовые задания и задачи.
Оснащение занятия
- Методическое обеспечение занятия:
- Рабочая программа ПМ.02 МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
- Тематический план.
- Методическая разработка занятия.
- Контрольно-оценочные средства: тестовые задания, задачи.
- Технические средства обучения:
Компьютер
- Электронные ресурсы:
- Презентации;
- Видеосюжеты по теме занятия
- Материальное обеспечение:
- Лабораторные емкости для сбора материала на анализы, бланки направлений на анализы.
- Термометр, температурные листы.
- Карманные плевательницы, карманные ингаляторы.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
№ | Основные этапы занятия | Хронометраж занятия |
1. | Организационная часть | 2 мин |
2. | Мотивация изучения темы и актуальность: название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса | 3 мин |
3. | Фронтальный опрос для определения исходного уровня знаний | 10 мин |
4. | Индивидуальный опрос | 20 мин |
5. | Решение заданий в тестовой форме | 10 мин |
6. | Выполнение медицинских услуг | 15 мин |
7. | Решение задач на разведение антибиотиков | 15 мин |
8. | Подведение итогов. Выводы. | 10 мин |
9. | Домашнее задание | 5 мин |
ИТОГО: | 90 мин |
СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
№ | Основные этапы занятия | мин |
1. | Организационная часть: проверка присутствующих, проверка внешнего вида, готовность обучающихся к занятию, наличие формы, оформление журнала. | 2 мин |
2. | Мотивация изучения темы и ее актуальность: название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса. | 3 мин |
3. | Контроль исходного уровня знаний.
Вопросы:
| 10 мин |
4. | Индивидуальный опрос: 1) Хронический бронхит: этиология, клиника, лечение. 2) Пневмония: этиология, клиника, лечение. 3) Уход за пациентами при заболеваниях органов дыхания. | 20 мин |
5. | Решение заданий в тестовой форме (приложения 1, 2). | 10 |
6. | Выполнение медицинских услуг:
| 15 |
7. | Решение задач на разведение антибиотиков (приложение 3) | 15 |
8. | Подведение преподавателем итогов занятия.
4) Отмечает подготовленность студентов. | 5 |
Информационный блок
Сестринский процесс при болезнях органов дыхания
Органы, участвующие в дыхательном процессе человека, — дыхательные пути, легкие и плевра — предназначены для обеспечения кислородом и выведения углекислого газа. Дыхательные пути включают в себя начальный отдел — полость носа человека, гортань — отдел соединения глотки с трахеей, трахею — дыхательный отдел (трубку), ведущий от гортани к бронхам, и бронхи — отдел, соединяющий трахею с легкими. Основную функцию дыхания выполняют легкие, а плевра — это оболочка легких. Для лечения заболеваний органов дыхания, как и любых других болезней, необходимо обследование, то есть первый этап — субъективный опрос больного. Какие жалобы могут быть у пациентов: жалобы на сухой кашель или с мокротой, при этом обязательно следует уточнить у больного характер мокроты: слизистая или гнойная, какой цвет, запах, обильность, периодичность; жалобы на боль в груди, при вдыхании, при кашле и т.д.; жалобы на одышку — следует уточнять периодичность и связь с нагрузками на организм; жалобы на нехватку воздуха — уточнение периодичности; выделение при откашливании сгустков крови; повышенная температура тела; прочие жалобы (потоотделение, бессонница, мигрень и пр.). Изучение истории болезни, а именно давность начала заболевания, при каких обстоятельствах, с какой интенсивностью болезнь развивается, частота рецидивов, виды обследований — вся эта информация помогает поставить правильный диагноз. Помимо истории болезни опрос должен строиться на анамнезе, а именно информации о возможных патологиях дыхательных органов, какие больной перенес заболевания в детстве и на протяжении всей жизни, какова наследственность пациента, похожие хронические заболевания у близких родственников. О вредных привычках — курении, употреблении спиртного — пациент должен рассказать при субъективном опросе. Условия проживания, как семейные, так и материальные, должны быть раскрыты пациентом. Наличие аллергии, в том числе и на внешние факторы — пыль, пыльца и т.д. После опроса сестринский процесс переходит непосредственно к физическому осмотру пациента. Прежде всего, в положении лежа больному проводят осмотр на набухание вен в шейном отделе, обследуют пациента на наличие цианоза, осматривают форму пальцев и ногтей, грудную клетку.. Следующий этап при осмотре — пальпация: пациенту давят на места локализации болезни, прослушивают голосовое дрожание и пр. Далее идет перкуссия — анализ звуков при простукивании больных мест пациента. При заболевании органов дыхания сестринский процесс включает процесс аускультации — наблюдение характера дыхания, наличия хрипов, их характера, шума трения плевры и определение участка трения. Сестринское обследование включает в себя анализ лабораторных исследований. Для этого необходимо сделать общий анализ крови пациента, анализ выделений (мокроты) общий и бактериологический, определение чувствительности микрофлоры к антибиотикам, биохимический анализ крови и прочие анализы. Помимо лабораторных исследований пациенту делают рентгеноскопию, рентгенографию, флюорографию, томографию, бронхоскопию и прочие исследования, проведение которых требует применения специальных аппаратов. После сестринского обследования медицинская сестра имеет полную картину всех проблем пациента, после чего она может поставить сестринский диагноз больному. Диагноз медицинской сестры — это ее клиническое предположение, в котором обычно предоставляется описание особенностей имеющейся проблемы или реакции больного на заболевание. Сестринский диагноз может представить общую картину о состоянии пациента. То есть не только физиологическую, но и социальную, моральную и внутреннюю. В сестринском диагнозе указана проблема пациента и причина этой проблемы. Следующая ступень сестринского процесса — разработка методики сестринской поддержки и ухода за больным. Медицинская сестра на этом этапе определяет приоритеты оказания помощи, осуществляет выбор сестринских вмешательств, разрабатывает план ухода за пациентом и предполагаемое выздоровление. В своей стратегии медсестра должна консультироваться со специалистами и старшими опытными сотрудниками. Свое вмешательство в процесс лечения медсестра согласовывает с врачом и с пациентом, обсуждая с последним все мелочи.
Практическая часть
Тестовый контроль по теме: Сестринский уход за пациентами при патологии органов дыхания»
Выберите один правильный ответ
1. Хронический бронхит у лиц старческого возраста характеризуется:
а) кашлем с небольшим количеством слизисто-гнойной мокроты;
б) кашлем с обильным отделением мокроты;
в) общим недомоганием;
г) фебрильной лихорадкой.
2. Обострение хронического бронхита характеризуется:
а) общим недомоганием и кашлем;
б) хорошим самочувствием;
в) фебрильной температурой;
г) нормальной температурой;
д) уменьшением количества мокроты.
3. Какой из перечисленных факторов не относится к факторам риска развития хронического бронхита:
а) курение сигарет;
б) загрязнение воздуха;
в) вредные производственные факторы;
г) ожирение и гиподинамия;
д) инфекционные агенты.
4. Какое из перечисленных средств относится к отхаркивающим:
а) коринфар; в) фенолфталеин; д) преднизолон.
б) мукалтин; г) димедрол;
5. Средствами первичной профилактики хронической обструктивной болезни легких являются:
а) борьба с курением;
б) борьба с загрязнением воздуха;
в) предупреждение действия производственных вредностей;
г) эффективное лечение острых респираторных инфекций;
д) все вышеперечисленное.
6. При возникновении пневмонии у лиц старческого возраста редко наблюдается:
а) слабость;
б) недомогание;
в) кашель;
г) выраженная лихорадка.
7. К развитию пневмонии у лиц старческого возраста предрасполагает:
а) переутомление;
б) перегревание;
в) постельный режим;
г) стрессы;
д) ничего из перечисленного.
8. Признаком обострения хронического бронхита у пожилых является:
А) усиление кашля; Б) ночная потливость; В) усиление одышки.
9.Неотложная помощь при легочном кровотечении:
а) аминокапроновая кислота, хлорид; кальция:
б) гепарин, дибазол;
в) ацетилсалициловая кислота, реопирин;
г) димедрол, пипольфен.
10) Экспираторная одышка в пожилом возрасте характерна для:
а) абсцесса легкого;
б) бронхиальной астмы;
в) крупозной пневмонии;
г) отека легкого
Задачи на разведение антибиотиков
Задача № 1
Ответьте на вопросы: а/…, б/…. в/ …
Условие:
В процедурном кабинете имеется ампициллин по 0,5 г во флаконе.
Пациенту назначено 0,7 г в/м
Вопросы:
а) Сколько флаконов возьмете для разведения?
б/ Какое количество растворителя введете в каждый флакон?
в/ Сколько мл образовавшегося раствора наберете в шприц пациенту?
Задача № 2
Ответьте на вопросы: а/…, б/…. в/ …г/ …, ж/ …, з/ …
Условие:
В процедурном кабинете имеется пенициллин по 1 000 000 ЕД во флаконе.
Пациентам назначено:
- 500 000 ЕД в/м
- 800 000 ЕД в/м
- 250 000 ЕД в/м
- 650 000 ЕД в/м
Вопросы:
а/ Сколько флаконов пенициллина надо взять для разведения?
б/ Каким растворителем будете разводить антибиотики?
в/ Какое количество растворителя введете в каждый флакон?
г/ Сколько мл образовавшегося раствора наберете в шприц 1 пациенту?
д) Сколько мл образовавшегося раствора наберете в шприц 2 пациенту?
ж) Сколько мл образовавшегося раствора наберете в шприц 3 пациенту?
з) Сколько мл образовавшегося раствора наберете в шприц 4 пациенту?
Ответы на тестовые задания и задачи
Тестовый контроль №1 | Задачи на разведение антибиотиков |
1. А 2. А 3. Г 4. Б 5. Д 6. Г 7. В 8. В 9. А 10.Б | Задача №1 а) 2 фл б) 2,5 в) 3.5 Задача №2 а) 3 фл б)новокаин 0,5% в) 5 мл г) 2,5 д) 4,0 ж) 1,25 з) 3,25 |
Список литературы, использованная преподавателем, для подготовки методических
рекомендаций и занятия:
Основная
- Сестринский уход в терапии: учебное пособие Смолева Э.В. Ростов-на-Дону «Феникс» 2017г.
- Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практическое руководство Обуховец Т.Н Ростов - на - Дону: Феникс, 2014г.
3 Сестринский уход в гериатрии: учебное пособие Филатова С.А. Ростов-на-Дону «Феникс» 2017г.
4 Сестринское дело в педиатрии: учебник Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г., Н.М. Шеховцова Ростов-на-Дону « Феникс» 2015г.
5 Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: учебник Смолева Э.В. Ростов-на-Дону « Феникс» 2016г.
Дополнительная
6 Пособие по хирургии: учебное пособие Аванесьянц Э.В., Цепунов Б.В., Французов М.М. Москва, АНМИ , 2002 – 501 с.
7 Сестринское дело в терапии: учебник Маколкин В.И. Овчаренко С.И., Н.Н.Семенков Москва, АНМИ,2008 - 544с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольно-оценочные средства по теме: сестринская помощь при заболеваниях дыхательной системы ПМ 02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
контрольно-оценочные средства для текущего контроля знаний по теме: Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания...
Презентация на тему "Сестринский процесс при заболеваниях эндокринной системы у гериатрических пациентов"
Особенности проявления эндокринных заболеваний у гериатрических пациентов...
учебно-методическое пособие. Особенности сестринского ухода за пациентами с заболеваниями дыхательной системы.
пособие предназначено для проведения практических занятий обучающихся по специальности 34.02.01. в данном пособии расматриваются особенности сестринского ухода за пациентами с заболеваниями щитовидной...
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями эндокринной системы» раздела 1
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы»...
Сестринская деятельность при заболеваниях дыхательной, пищеварительной системы у лиц пожилого и старческого возраста
Лекция по разделу "Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста"...
Рабочая тетрадь для студентов ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья Сестринское дело в терапии Тема: «Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания»
Медицинской сестре необходимы знания по основам пульмонологии, поскольку в профессиональной деятельности ей не раз придется столкнуться с проявлениями болезней органов дыхания даже у пациентов не тера...
Рабочая тетрадь для студентов ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья Сестринское дело в терапии Тема: «Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания»
Медицинской сестре необходимы знания по основам пульмонологии, поскольку в профессиональной деятельности ей не раз придется столкнуться с проявлениями болезней органов дыхания даже у пациентов не тера...