Методическое пособие для студентов.
методическая разработка на тему
Визуализация знаний в процессе обучения в наши дниактуальна,как никогда. Не зря самыми популярными книгами в библиотеках становятся пособия в таблицах и схемах.
Использование инфографики позволяет легко усвоить материал, т.к. картинка, фотография, рисунок, в любом случае, привлечет внимание больше, чем сплошной длинный текст.Этому способствует также активно формирующаяся«экранная» культура человека в наше время.
В современном понимании «инфографика»– простое и наглядное графическое представление информации о предметах, включая сложные взаимоотношения между ними, другими словами, инфографикой называют графический способ подачи информации, данных и знаний.
В условиях информационной перенасыщенности появилась потребность максимально лаконичного и быстрого изложения большого массива данных.
Специалисты заметили, что текст объёмом более пяти страниц легко умещается в одном графическом рисунке.
Инфографика своими корнями уходит в далекое прошлое.
Приведу исторический пример эффективного использования инфографикипочти двести лет назад. Джон Сноу был пионером эпидемиологии: он помог остановить эпидемию холеры в Лондоне в 1854 г., предположив, что возбудитель холеры передаётся через желудочно-кишечный тракт, а не воздушно-капельным путём. Им была нарисована схема инфографики, на которой он обозначил очаги заболевания холерой (точки). Проанализировав инфографику, он определил, что практически все случаи заболевания холерой (точки), находились вблизи одной из водонапорных башен (крестик). После закрытия этой башни, новые случаи заболевания холерой удалось остановить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое пособие | 469.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №2»
(ГБПОУ ДЗМ «МК №2»)
Методическое пособие для студентов
Рекомендации по организации внеаудиторной
самостоятельной работе: разработка инфографики
Специальность: 34.02.01. Сестринское дело
2017год.
Утверждено
Методическим советом
Протокол №
От 201 г.
Председатель
Галабурда С.Ю. /
ФИО подпись
Одобрено
ЦМК №5
Протокол №_7_
От « 17. » 02. 2017 г.
Председатель ЦМК
Стеганцева О.Н. /
ФИО подпись
Согласовано
с заведующей научно - методическим
отделом (методистом)
Галабурда С.Ю.
ФИО подпись
Автор:
СтёганцеваО.Н., преподаватель высшей квалификационной категории, Государственно бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2» СП 4
Рецензенты:
Комиссарова А.И., методист высшей квалификационной категории, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 2» СП 4
Оглавление
- Рецензия
- Введение
Организационно-методический блок
- Цель работы 5
- Содержание разделавнеаудиторной(самостоятельной) работы……………………….5
- Формирование компетенций……………………………………………………………….5
- Мотивация…………………………………………………………………………………...6
Практический блок
- Инструкция для студентов. 7
- Критерии оценкивыполненияинфографики 9
- Оценка инфографики 9
Информационный блок
- Приложение 1 Типы инфографики 10
- Приложение 2 Рекомендуемые сервисы и инструменты виртуальной среды
для создания инфографики 10
- Приложение 3 Образцы инфографики 11
- Приложение 4 История инфографики 12
- Литература 13
"Информация прекрасна и жить без неё невозможно. Но она нуждается в ком-то, кто отфильтрует массивы окружающей нас информации и приведет её в читабельной и полезной форме..."
(Мартин Оберхаузер)
Введение.
Визуализация знаний в процессе обучения в наши дниактуальна,как никогда. Не зря самыми популярными книгами в библиотеках становятся пособия в таблицах и схемах.
Использование инфографики позволяет легко усвоить материал, т.к. картинка, фотография, рисунок, в любом случае, привлечет внимание больше, чем сплошной длинный текст.Этому способствует также активно формирующаяся«экранная» культура человека в наше время.
В современном понимании «инфографика»– простое и наглядное графическое представление информации о предметах, включая сложные взаимоотношения между ними, другими словами, инфографикой называют графический способ подачи информации, данных и знаний.
В условиях информационной перенасыщенности появилась потребность максимально лаконичного и быстрого изложения большого массива данных.
Специалисты заметили, что текст объёмом более пяти страниц легко умещается в одном графическом рисунке.
Инфографика своими корнями уходит в далекое прошлое.
Приведу исторический пример эффективного использования инфографикипочти двести лет назад. Джон Сноу был пионером эпидемиологии: он помог остановить эпидемию холеры в Лондоне в 1854 г., предположив, что возбудитель холеры передаётся через желудочно-кишечный тракт, а не воздушно-капельным путём. Им была нарисована схема инфографики, на которой он обозначил очаги заболевания холерой (точки). Проанализировав инфографику, он определил, что практически все случаи заболевания холерой (точки), находились вблизи одной из водонапорных башен (крестик). После закрытия этой башни, новые случаи заболевания холерой удалось остановить.
Организационно-методический блок.
- Цель работы:
Выполнив работу самостоятельно Вы сможете:
- получить представление об инфографике;
- научиться самостоятельно разрабатывать инфографикупо заданной тематике;
- систематизировать и закреплять знания в процессе самостоятельной разработки инфографики;
- самостоятельно применять инфографику для более эффективного и глубокого понимания учебного материала;
Выполнение данной работы поможет Вам в освоении общих профессиональных компетенций
(ОК 4) Осуществлять поиск и использование информации
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
(ОК 5) Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности
- Содержание раздела
Внеаудиторной(самостоятельной) работы по профессиональному модулюПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессахМДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.
Особенности оказания сестринской помощи детям:
№ | Тема занятия | Количество часов | |
Вид занятий | |||
Теоретические | Практические | ||
1 | Сестринский процесс при работе с детьми разного возраста | 4 | |
2 | Терапевтическая игра | 2 | 4 |
3 | Пограничные состояния новорожденных | 2 | 4 |
4 | Уход за недоношенным ребенком в домашних условиях | 4 | |
5 | Инфекционные заболевания новорожденных | 4 | |
6 | Сестринский процесс при гипотрофиях у детей | 4 | |
7 | Аномалии конституции | 2 | |
8 | Стоматиты | 2 | |
9 | Гельминтозы | 2 | |
10 | Обучение родителей уходу за больным ребенком преддошкольного и дошкольного возраста | 4 | |
11 | Дети с ограниченными возможностями | 2 |
- Вид работы: Самостоятельная работа
- Задание: Разработка инфографики на заданную тему.
Мотивация.
Зачем Вам инфографика?
Быть может, вы тоже остановите эпидемию, как упомянутый эпидемиолог…но вероятнее всего умение работать с инфографикой поможет вам:
- в формировании умений формализации;
- в освоении навыков структурирования информации и решении проблем компанования знаний;
- оперативно использовать визуально представленные знания;
- эффективно выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных
- стать более конкурентно - способным на рынке труда, т.к.
умение использовать инфографику может пригодиться не только в освоении медицинских знаний, но и в освоении любой другой информации.
Работа над инфографикой способствует более тщательному изучению
материала, развивает критическое мышление. С помощью отдельных
сервисов работать над инфографикой можно коллективно, это уже другая
форма работы, но не менее важная и интересная. В этом процессе у вас
появляются навыки работы в команде.
Практический блок
Инструкция для студентов.
Осваивая профессиональные модули, вам не раз приходилось перерабатывать информацию таким образом, что бы в минимальном количестве печатных знаков отобразить максимум содержания, другими словами, информацию «сжать».Такой навык вы использовали при разработке интеграционно-структурных таблиц, структурно- логических схем и т.п.
Сегодня Вам предлагается подойти к вопросу визуализации информации в новой форме. Визуальное представление вербальной информации будем представлять в совокупности с цифровой, графической и другой формами.Эти возможности дает ИНФОГРАФИКА.
Пошаговая инструкция.
Выстроить инфографический материал, работающий на реализацию поставленной задачи, можно пройдя семь этапов:
Этап 1.Выбор темы, постановка цели и задач.
Определите цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью инфографики (в зависимости от предметной сферы).Тема должна быть актуальной, востребованной и для Вас лично-интересной.
!!! Стоит принять во внимание, что в инфографике очень легко отображать то, что существует в реальности, значительно труднее перенести в визуальную плоскость отвлеченныепонятия и почти невозможно –мнения и комментарии.
Этап 2.Сбор информации.
Информация должна соответствовать выбранной теме, быть полной, качественной, достоверной, содержащей фактический и, возможно, статистический материал.
Этап 3.Сортировка информации.
Необходимо отсортировать всю найденную информацию и оставить только самую важную, первостепенную, которая максимально отражает тему.Разбейте информацию на разделы, части, пункты. Каждый раздел представьте отдельным изображением или графиком. Подберите нужные визуальные образы, которые вам знакомы и часто используются.
Этап 4.Определение типа инфографики.
Выбрать в каком формате созданная инфографика будет смотреться наиболее выгодно и передача информации будет самой эффективной.
Этап 5.Создание эскиза.
Эскиз помогает установить необходимые элементы и определиться с характером дизайна.
Создайте фокус, то есть придумайте «сценарий или историю», основную визуальную метафору, вокруг которой будет строиться инфографика. Она должна быть простой и понятной.
Этап 6.Планирование и работа над графикой.
Не стоит перегружать работу рисунками и графиками, следует выбрать один основной графический элемент, наиболее полно передающий основную тематику инфографики.
Этап 7.Сборка графики на основе эскиза (Построение доступной визуализации, верстка).
Это финальный этап создания конечного варианта инфографики. Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид,добавляются дополнительные элементы: рисунки, цифровые данные, тексты, располагающиеся по разные стороны от основного содержательного элемента.Выбирается формат.
Не забывайте: не та инфографика привлекает, где есть какие-то « особенные красивости» , а та, которая несколькими мазками (схемами, рисунками) заменяет десятки страниц текста!!!
Образцы готовой инфографики смотрите в приложении №3 блока информации.
Критерии оценки по выполнению инфографики
№ | Содержание критерия оценки | Баллы |
1 | Работа должна быть выполнена в оговоренные с преподавателем сроки | 0-2 |
2 | Правильный выбор формата (в зависимости от целей и количества данных) инфографики, наиболее соответствующий теме (презентация,слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик) | 0-4 |
3 | максимальный охват информации по теме, отражение всех основных аспектов. | 0-5 |
4 | способ представления данных в соответствии с разрабатываемой темой - таблицы, схемы, графики, диаграммы | 0-5 |
5 | оценка умений формализации и структурирования информации | |
6 | оригинальные авторские идеи, новаторство | 0-4 |
7 | Выполнение порядка оформления работы:
каждая часть начинается сновой страницы. | 0-2 |
СУММА 22 балла |
Оценка за выполнение инфографики
Оценка «5» (отлично) | ставится за 20- 22 балла; |
Оценка «4» (хорошо) | ставится за 15- 19 баллов; |
Оценка «3»(удовлетворительно) | ставится за 11- 14 баллов; |
Оценка «2» (неудовлетворительно) | ставится за работу, набравшую 10 и менее баллов |
Информационный блок
Приложение №1
Типы инфографики
Существует три типа инфографики:
статичная
чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов-
наиболее простой и распространенный вид инфографики;
интерактивная
содержит анимированные элементы, пользователи могут (в той или иной степени) взаимодействовать с динамическими данными. Этот вид инфографики позволяет визуализировать большее количество информации в одном интерфейсе;
видеоинфографика
представляет собой короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст.
Приложение №2
Рекомендуемые сервисы и инструменты виртуальной среды для создания инфографики
Самостоятельно создать инфографику можно с помощью различных сервисов и инструментов виртуальной среды. Рассмотрим наиболее популярные из них и попробуем определить их основные возможности.
Creatly.
Интерактивный онлайн редактор диаграмм. Имеет 7 языковых интерфейсов, включая русский. Позволяет создавать любого вида диаграммы, схемы и графики любой сложности. Встроенные настройки позволяют изменять форму и цвет объектов и текста.
Easel.ly.
Сервис для создания быстрой онлайн инфографики. Оснащён
множеством разнообразных шаблонов и элементов. Сервис работает в бета-режиме, поэтому бесплатный. При регистрации есть возможность сохранить созданную инфографику.
Fluxvfx.
Это инструмент для создания видео-инфографики. Здесь есть шаблоны, с помощью которых процесс создания инфографики становится более легким. Однако стоит отметить, что любой проект в этом сервисе платный.
Infogr.am.
Онлайновый сервис для визуализации данных. Позволяет создать интерактивнуюинфографику на основе готовых шаблонов, текста, изображений, видео, масштабируемых карт. Базовая версия сервиса бесплатная и не требует каких-то определенных знаний программирования, несмотря на то, что она не на русском языmniGraffle.
Сервер, позволяющий создавать схемы различной сложности. Программа располагает множеством готовых объектов, есть возможность добавления им интерактивности, можно создавать и интегрировать таблицы.
Piktochart.
Это приложение, позволяющее создать эффектнуюинфографику для презентаций, докладов. В сервис встроены готовые шаблоны и специальный мастер, с помощью которого можно легко и быстро подобрать подходящий способ и форму предоставления статистических данных.
Tadleau.
Онлайн-визуализатор, предназначенный для создания интерактивных графиков, карт и диаграмм. Программа способна проанализировать предоставленные данные и подобрать способ их визуализации.
TimelineJS.
Сервер, представляющий собой библиотеку для отображения событий на шкале времени.
Cacoo.
Сервис для коллективного создания инфографики. Вся работа выполняется непосредственно в браузере. Имеется бесплатный доступ к шаблонам, фигурам и инструментам. Сервис является как русскоязычным, так и англоязычным. Главная особенность сервиса – возможность работать нескольким пользователям одновременно над одним проектом с помощью чата или сообщений. Cacoo очень удобен при дистанционном обучении, участии в вебинарах или семинарах.
Приложение № 3
Образцы инфографики
Приложение № 4
История развития инфографики
Историю развития инфографики можно представить в виде ряда самостоятельных этапов, на каждом из которых она приобретала новые и более сложные элементы.
1.Праинфографика — 33 тыс. лет до н.э.
Наскальные рисунки древнихлюдей эпохи палеолита, дающие представление об укладе и образе жизни людей того времени.
2.Первые карты — 3-1 тысячелетия до н.э.
Одной из самых первых карт, сохранившихся в наши дни, является Вавилонская карта мира. На ней можно видеть Вавилон, реки и горы, другие государства, которые с ним граничили.
3.Работы Леонардо да Винчи — 1495 г.
Леонардо да Винчи считают родоначальником объясняющей графики. Для объяснения принципа действия механизмов он использовал образы, рисунки и небольшие поясняющие тексты.
4.Одномернаяинфографика – 1532 г.
Начало такой инфографики положила визуальная система записи количественных данных – Кипу, созданная инками в 1532 году. Это письменность, представленная в виде сплетений и узелков из веревок. С их помощью производился статистический учет и централизованное управление.
5.Ранние карты и диаграммы средних веков.
В 14 веке активно начали создавать географические карты, появились первые глобусы и атласы мира. Этот период можно назвать эрой двухмерной информационной графики.
6.Инфографика 1600—1699 гг.
В этот время появляются координатные системы, зарождается аналитическая геометрия. С 1630 года используется новый способ визуализации данных, так называемые «маленькие множества». В его основе лежит постоянное повторение элементов. Это позволяет увидеть динамику событий и данных.
7.Вспомогательнаяинфографика — 1700—1799 гг.
Появляются карты морей и океанов более содержательные по сравнению с первыми картами. Возникают хронологические карты и таймлайны; усложняются способы визуализации: активно используются геометрические формы и цвет. С созданием первых цветных печатных машин инфографика проникает в СМИ; новости представляются с помощью ярких иллюстраций и лаконичных текстов.
8.Зарождение современнойинфографики – 1850 г.
Отцом современнойинфографики считается Эдвард Тафти, создавший новую концепцию развития инфографики. Благодаря возможностям полиграфической техники инфографика дополняется различного рода диаграммами, формируя тем самым новые виды графики.
Литература.
- Никулова Г.А. Средства визуальной коммуникации – инфографика и метадизайн / Г.А. Никулова, А.В. Подобных // Международный электрон.журнал КНИТУ «Образовательные технологии и общество» (EducationalTechnology&Society). – 2010. – Т. 13. № 2. – С. 369-387. – Казань.
- Осатина А.И. Инфографика как средство визуальной коммуникации / А.И. Осатина, И.С. Попова // Электрон. сборник статей по материалам XХ Международной научно-практ. конфер.: «Научное сообщество студентов XXI столетия.». – 2014. – №5 (20). – С.38-47. – Новосибирск.
- Селеменов С.В. Школьная инфографика / С.В. Селеменов // Общественно-политический и научно-методический журнал «Образование и современная школа». – 2010. – №2. – С.34-42. – Москва.
- Соловьева Т.В. Инфографика в медийном и учебном текстах / Т.В. Соловьева // Научно-теоретический и прикладной журнал НГУ им. Ярослава Мудрого «Вестник НовГу». – 2010. – № 57. – С. 76-79. – Новгород.
- Фролова М.А. История возникновения и развития инфографики / м.А. Фролова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2014. – №10. – С. 135-145. – Пермь.
- Инфографика.Крупный план [Электронный ресурс]// Инфографика в примерах. URL: http://infoanalyze.blogspot.ru/2010/06/blog-post.html
- КубракН.ВМастерская «Инфографика как результат представления ученического исследования»/Итоги Разминки [Электронный ресурс]// ВикиСибириада. URL: http://wiki-sibiriada.ru/index.php/Мастерская_Инфографика_как_результат_представления_ученического_исследования/ Итоги_Разминки
- Кубрак Н.В. Мастерская «Инфографика как результат представления ученического исследования»/Итоги Мастерской [Электронный ресурс]// ВикиСибириада. URL:Мастерская Инфографика как результат представления ученического исследования/Итоги Мастерской
Готовый инфографический материал, выполненный студентами по темам для самостоятельной работы
(по профессиональному модулюПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.Особенности оказания сестринской помощи детям)
Тип инфографики: статичная
Форматинфографики: одиночный слайд без анимированных элементов
(одностраничная картинка)
№ | Фамилия студента, автора инфографики | Курс, группа | Тема для самостоятельной работы по плану | Название инфографики |
1 | 3, 5171 | Инфекционные заболевания новорожденных. | Везикулопустуллез. | |
2 | Тахчиди М. | 3, 5171 | Уход за недоношенным ребенком | 1 этап выхаживания недоношенного |
3 | Скосырев Н. | 3, 473 | Уход за недоношенным ребенком | 2 этап выхаживания недоношенного |
4 | Воронина Е. | 3, 472 | Уход за недоношенным ребенком | 1 этап выхаживания недоношенного |
5 | Гарига З. | 3, 471 | Уход за недоношенным ребенком | 1 этап выхаживания недоношенного |
6 | Заболотная А. | 3, 471 | Уход за недоношенным ребенком | 3 этап выхаживания недоношенного |
7 | Мошнинова В. | 3, 472 | Аномалии конституции | Экссудативно-катаральный диатез |
8 | Старикова А. | 3, 472 | Сестринский процесс при работе с детьми разного возраста | Кефалогематома |
9 | Талько А. | 3, 5171 | Сестринский процесс при работе с детьми разного возраста | Родовые травмы. Перелом ключицы у новорожденного. |
10 | Ниязова О. | 3, 411 | Сестринский процесс при работе с детьми разного возраста | Родовые травмы: Кефалогематома. Родовая опухоль. |
11 | Старикова А. | 3, 472 | Сестринский процесс при работе с детьми разного возраста | Рахит |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для студентов первокурсников "У нас так принято", часть 1
Пособие предназначено для студентов нового набора, которые еще не знакомы с правилами внутреннего распорядка техникума. В красочной и юмористической манере студентам раассказывается о манерах, вежливо...
Учебно-методическое пособие для студентов первого курса средних профессиональных учебных заведений по теме "Решение показательных уравнений".
Данное методическое пособие охватывает материал по теме: «Решение показательных уравнений». При решении задач по предложенной теме студенту необходимо владеть комплексом умений, а также новыми знаниям...
Методическое пособие для студентов "Арифметические и логические основы работы компьютера"
В методическом пособие представлен теоретический и практический материал дисциплины «Информатика и ИКТ» по теме «Арифметические и логические основы работы компьютера»....
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения по дисциплине "Стилистика и культура речи"
Учебно-методическое пособие содержит тематический план дисциплины, содержание дисциплины, методические указания к выполнению работы, варианты контрольных работ, вопросы к зачёту и список литературы дл...
методическое пособие для студентов "Объективный статус"
Разработано для улучшения качества подготовки студентов по практическому занятию "Обективные методы обследования пациента"...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО программе профессионального модуля ПМ. 08.Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах
Методические рекомендации предназначены для студентов, осуществляющих обучение по профессиональной образовательной программе «Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах», включ...
Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая
Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...