Методическая разработка для преподавателя по теме «Эндокринная система»
методическая разработка на тему

Князев Григорий Иванович

Методическая разработка предназначена для проведения лекции по теме «Эндокринная система» в соответствии с УД ОП.04. Анатомия, физиология и основы патологии человека для специальности 060501.01«Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок. На изучение данной темы отводится 2 часа по образовательной программе.

Материалы данной методической разработки способствуют реализации следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ПК 1.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода;
ПК 2.3. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

Методическая разработка содержит:

  1. Методический раздел, определяющий цели занятия, место проведения занятия, указывающий междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов; представлены технологическая и хронологическая карты занятия.
  2. Информационный раздел, содержащий материалы лекции. С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации посредством использования мультимедийных технологий.
  3. Раздел контроля знаний, включающий в себя список вопросов для определения исходного уровня знаний путем фронтального опроса и для итогового закрепления полученной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_endokrinnaya_sistema_prep.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТЮМЕНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

теоретического занятия

(для преподавателя)

 Тема: «Эндокринная система

»

 УД ОП.04. Анатомия, физиология и основы патологии человека

060501.01«Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Преподаватель: Князев Г.И.

                                           

Тюмень

2013-2014 уч. год

Рассмотрена и одобрена  

на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин

Протокол №_____

«_____»_________________20___г.

Председатель ЦМК

________________  /Быкова С.И./

                                             

Составитель:

Г.И. Князев,

Преподаватель УД ОП.04. Анатомия, физиология и основы патологии человека

Пояснительная записка.

Методическая разработка предназначена для проведения лекции по теме «Эндокринная система» в соответствии с УД ОП.04. Анатомия, физиология и основы патологии человека для специальности 060501.01«Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок. На изучение данной темы отводится 2 часа по образовательной программе.

Материалы данной методической разработки способствуют реализации следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ПК 1.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода;

ПК 2.3. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

Методическая разработка содержит:

  1. Методический раздел, определяющий цели занятия, место проведения занятия, указывающий междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов; представлены технологическая и хронологическая карты занятия.
  2. Информационный раздел, содержащий материалы лекции. С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации посредством использования мультимедийных технологий.
  3. Раздел контроля знаний, включающий в себя список вопросов для определения исходного уровня знаний путем фронтального опроса и для итогового закрепления полученной информации.

Технологическая карта занятия

  1. Название УД: «Анатомия, физиология и основы патологии человека» 
  2. Тема занятия: «Эндокринная система»
  3. Место проведения: учебная аудитория  
  4. Время, отведенное на занятие (мин.): 2 академических часа
  5. Вид занятия: лекция с мультимедийным сопровождением
  6. Тип занятия: изложение нового теоретического материала
  7. Методики обучения: традиционная
  8. Целеполагание занятия:
  1.  Основная цель: сформировать новые теоретические знания по данной теме;
  2.  Учебная цель: после занятия у студентов будут сформированы следующие ОК И ПК (см. приложения).

Показатель (для каждой ОК и ПК):

Умения (из ФГОС/спецификации)

Знания (из ФГОС/спецификации)

  • показать на муляжах и таблицах железы внутренней секреции;
  • пользоваться медицинской и анатомической терминологией;
  • использовать знания анатомии и физиологии эндокринных желез при организации общего ухода за пациентом.

  • Железы внешней, внутренней, смешанной секреции, представители;
  • Секреты, их виды;
  • Расположение, внешнее, внутреннее строение желез;
  • Гормоны и их физиологические эффекты;
  • Гипоталамо-гипофизарная система;
  • Понятие органов-мишеней.

  1.  Формирование общеучебных умений: создание условий для развития  памяти, логики, наблюдательности, умений выделять главное, правильно излагать свои мысли, анализировать свои ошибки, переносить знания в новые условия.
  2.  Формирование профессиональных и общих качеств: создать условия для воспитания положительного отношения к учению, бережного отношения к оборудованию и материальному оснащению, трудолюбие, сознательного и добросовестного отношения к обязанностям и поручениям, дисциплинированности, ответственности, аккуратности.
  1. Внутридисциплинарные связи:

Анатомия и физиология эндокринных желез

Ткани

Кровь

Костная система

 Сердечно-сосудистая система

 Пищеварительная система

 Обмен веществ и энергии

Выделительная система

Нервная система

  1. Междисциплинарные связи:

Анатомия и физиология эндокринных желез

УД:

ОП.01, ОП.02, ОП.05, ОП.06.

ПМ:

МДК.01.01, МДК.02.01.

  1. Материально-техническое и информационное обеспечение занятия:
  1. наглядные пособия: таблица «Эндокринная система»,  «Гипоталамо-гипофизарная система»;
  2. технические средства обучения (ТСО): ноутбук, мультимедийный проектор;
  3. методическое обеспечение: методическая разработка для преподавателя, презентация мультимедийной лекции по данной теме;
  4. литература для студентов.

Основные источники:

  1. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. пособие для студ. проф. учеб. заведений / И.В. Гайворонский. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 496с.
  2. Самусев Р.П. Атлас анатомии человека: учеб. пособие для студ. учреждений СПО . – М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Мир и образование», 2010. – 544с.
  3. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 478с.

Дополнительные источники:

  1. Самусев Р.П. Атлас анатомии человека: учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений. – М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Мир и образование», 2010. – 786с.
  2. Самусев Р.П. Анатомия человека: учеб. пособие для студ. сред. мед. учеб. заведений. – М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Мир и образование», 2009. – 576с.

 Интернет-ресурсы:

  1. http://www.polismed.ru
  2. http://www.med2000.ru
  3. http://dic.academic.ru

  1. литература для преподавателя.

Основные источники:

  1. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. пособие для студ. проф. учеб. заведений / И.В. Гайворонский. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 496с.
  2. Самусев Р.П. Атлас анатомии человека: учеб. пособие для студ. учреждений СПО . – М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Мир и образование», 2010. – 544с.
  3. Самусев Р.П. Анатомия человека: учеб. пособие для студ. сред. мед. учеб. заведений. – М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Мир и образование», 2009.
  4. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 478с.

Дополнительные источники:

  1. Самусев Р.П. Атлас анатомии человека: учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений. – М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Мир и образование», 2010. – 786с.
  2. Самусев Р.П. Анатомия человека: учеб. пособие для студ. сред. мед. учеб. заведений. – М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Мир и образование», 2009. – 576с.

 Интернет-ресурсы:

  1. http://www.polismed.ru
  2. http://www.med2000.ru
  3. http://dic.academic.ru

Хронологическая карта теоретического (лекционного) занятия

Этапы занятия.

Время (мин.)

Описание деятельности

Цель деятельности

Преподавателя

Студентов

1. Организационный момент

5

Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

Готовятся к занятию.

Воспитание организованности и ответственности студентов.

2. Актуализация познавательной деятельности

Сообщает тему, информирует о цели занятия, задачах и путях их решения. Знакомит с ходом занятия.

Слушают, записывают в тетрадях тему и цели занятия.

Мотивация необходимости получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности.

3. Определение исходного уровня знаний

5

Использует элементы фронтального опроса.

Отвечают на вопросы преподавателя, опираясь на пройденный ранее материал и накопленные познания.

Получение информации о степени исходного уровня знаний, коррекция ошибок.

4. Изучение нового материала

65

Объясняет новый материал в соответствии с планом;

Демонстрирует слайды презентации с пояснениями: термины, новые названия, топография органов и т.д.;

Приводит примеры из практики;

Проводит связь с другими дисциплинами, с другими темами дисциплины;

Задает вопросы и одобряет правильные ответы;

Отвечает на вопросы.

Слушают, ведут конспект;

Внимательно смотрят слайды;

Следят за деятельностью преподавателя;

Запоминают расположение, строение, функции эндокринных желез;

Осмысливают сущность процесса пищеварения, всасывания, их взаимосвязь;

Задают вопросы;

Отвечают на поставленые вопросы, исправляют, дополняют ответы товарищей;

Делают выводы, обобщают.

Формирование знаний в соответствии с целями занятия;

Стимулирование развития зрительной памяти, профессионального мышления;

Формирование умений рационально планировать работу;

Воспитание аккуратности, трудолюбия, дисциплинированности;

Подготовка к практическому занятию.

5. Закрепление нового материала, коррекция полученных знаний

10

В процессе изложения обобщает материал несколькими тезисами

Слушают, задают вопросы, вносят коррективы в конспект лекции.

Определение уровня усвоения материала, коррекция ошибок;

Развитие устной речи;

Выявление умения излагать свои мысли, выделять главное;

Определение уровня профессионального мышления.

6. Подведение итогов занятия

5

Оценивается работы группы в целом, устно поощряются активные студенты.

Анализируют свою работу.

Помочь в лучшей организации подготовки домашнего задания;

Активизировать самоподготовку;

Обратить внимание на основные вопросы темы;

Отработка навыков самостоятельной работы с литературой;

Развитие творческой активности;

Оценка достижения цели занятия.

7. Домашнее задание

Сообщается домашнее задание и задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Рекомендации по выполнению задания.

Записывают домашнее задание;

Слушают методические рекомендации;

Записывают тему, стр. литературы.


ПРИЛОЖЕНИЯ.

  1. После занятия у студентов будут сформированы следующие ОК и ПК:

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ПК 1.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 1.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 2.3. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

  1. Комментарии к домашнему заданию:
  1. После изучения конспекта лекции, текста из учебника №1 (стр. 467-477, глава 18), № 3 (стр. 222-234) – см. «литература для студентов» – ответить на контрольные вопросы в конце главы.
  2. Составить к практическому занятию тест на 10 вопросов или кроссворд из 10-12 слов на данную тему.

  1. Вопросы для закрепления пройденного материала:
  1. Перечислите железы внутренней секреции.
  2. Перечислите отличия эндокринных желез от желез внешней секреции.
  3. Как называется секрет эндокринных желез, какие секреты желез вы знаете?
  4. Чем отличается нервная регуляция от гуморальной?
  5. Какова роль эндокринных желез в гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности?
  6. Как проявляются нарушения работы эндокринной системы?
  7. Что такое гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система?

Лекция по теме: «Эндокринная система»

Железы, которые выделяют свои секреты только по протокам в полости тела или во внешнюю среду, называют железами внешней секреции. Это слюнные, потовые, сальные и некоторые другие железы.

Эндокринная система – это совокупность желез внутренней секреции, вырабатывающих гормоны и биологически активные вещества непосредственно во внутреннюю среду организма – кровь, лимфу и тканевую жидкость. К эндокринным железам относят: гипофиз, эпифиз, щитовидную железу, околощитовидные железы, вилочковую железу, поджелудочную железу, надпочечники и половые железы.

Эндокринная система обеспечивает гуморальную (химическую) регуляцию функций организма, поддержание гомеостаза. Эндокринная система совместно с нервной системой регулирует рост, развитие организма, его половую дифференцировку и репродуктивную функцию, а также оказывает влияние на процессы энергетического обмена.

Гормоны – это высокоактивные биологические вещества, которые в небольших количествах осуществляют местную (локальную) и общую регуляцию функций организма.

Совокупность клеток, реагирующих на действие гормона, называют органами-мишенями. К органам-мишеням гормоны доставляются по кровеносному и лимфатическому руслу.

Спектр действия гормонов на системы организма очень широк. Гормоны необходимы для нормального развития организма, они регулируют скорость реакций обмена веществ, интенсивность процессов получения и расхода энергии. Они принимают участие в обеспечении эмоциональных реакций и психической деятельности человека.

Одни гормоны оказывают не посредственное регуляторное действие на какой-то орган-мишень, а другие могут обладать программирующим эффектом, то есть в определённый момент изменяют клетки каких-либо тканей на всё последующее время их жизни. Например, в период полового созревания целый ряд клеток меняет под действием гормонов свою форму и функции на всё дальнейшее время существования организма.

Гормоны выделяются в кровь в микроскопических количествах, однако и этого достаточно для того, чтобы держать под контролем всю работу организма человека.

В организме также есть железы, одни клетки которых вырабатывают гормоны, а другие выделяют секреты в полые органы или в наружную среду. Такие железы называют смешанными. К ним относятся поджелудочная железа, половые и некоторые другие железы.

Железы внутренней секреции и их функции

В основном железы внутренней секреции состоят из стромы и паренхимы. Строма включает в себя капсулу и соединительнотканные перегородки. Паренхима – это рабочая или функциональная часть органа. Эндокринные железы густо оплетены сосудами и нервами. Железы внутренней секреции иннервируются вегетативной нервной системой.

Нарушение функции желез проявляется либо увеличением продукции их гормонов – гиперфункцией, либо уменьшением – гипофункцией. Железы внутренней секреции имеют разное местоположение, но функционально связаны между собой. Их работу интегрирует и контролирует гипоталамо-гипофизарная система.

В полости черепа в особом углублении его костей, которое получило название «турецкое седло», располагается гипофиз. Гормоны гипофиза осуществляют регуляцию других желёз внутренней секреции, а так же воздействуют на многие реакции обмена веществ.

Наиболее важная роль в регуляции физиологических функций принадлежит передней доле гипофиза. В ней вырабатывается не сколько видов гормонов. Один из этих гормонов называется гормоном роста (соматотропин), так как он усиливает синтез белков, рост и деление клеток. Здесь же вырабатываются гормоны, регулирующие функции щитовидной железы (тиреотропный гормон), половых желёз (гонадотропный гормон), коры надпочечников (адренокортикотропный гормон, или АКТГ).

Гормоны задней доли гипофиза. Вазопрессин – усиливает обратное всасывание воды из первичной мочи в кровь. Если этого гормона не хватает, то человек теряет очень много воды с мочой. Окситоцин – усиливает сокращение гладкой мускулатуры, определяет сократительную функцию матки.

В центральной части гипофиза, которую называют промежуточной долей, вырабатывается гормон (меланоцитостимулирующий, или МСГ), избыток которого приводит к потемнению кожи.

Щитовидная железа

Расположена на передней стенке гортани. Она образована особыми пузырьками, в которых вырабатывается гормон тироксин, содержащий йод. Этот гормон повышает интенсивность обмена веществ, стимулируя клеточное дыхание и усиливая теплопродукцию организма.

Поджелудочная железа

Обладает смешанной секрецией: часть её клеток выделяет ряд пищеварительных ферментов через протоки в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция), а скопления других клеток выделяют гормон инсулин непосредственно в кровь (внутренняя секреция). Непрерывное выделение инсулина в кровь необходимо для того, чтобы глюкоза могла свободно переходить из плазмы крови в ткани, а её избыток откладывался в печени в виде гликогена.

Надпочечники

Небольшие парные железы, расположенные на верхних полюсах почек. Надпочечники иногда называют железа ми стресса. При напряжённой физической или умственной работе, психических переживаниях гормоны надпочечников (один из них – адреналин) повышают артериальное давление, учащают и усиливают сокращения сердца, усиливают дыхание, обеспечивают стабильное содержание глюкозы в плазме крови, поддерживают оптимальный уровень водно-солевого обмена. Таким образом, гормоны надпочечников, действуя вместе с симпатическим отделом вегетативной нервной системы, дают возможность организму вы держать высокие нагрузки в условиях стресса. При поражении надпочечников жизнь человека невозможна.

Половые железы

Половые железы женщины – яичники выделяют в просвет маточных труб яйцеклетки, а в кровь – гормоны эстрогены и прогестины. К первым относится гормон эстрадиол, который отвечает за созревание яйцеклеток в яичниках, формирование вторичных половых признаков по женскому типу (развитие молочных желёз, определённый тип телосложения и др.). Прогестерон, относящийся к прогестинам, тормозит созревание новых яйцеклеток на период беременности.

Половые железы мужчины – семенники выделяют во внешнюю среду сперматозоиды, а во внутреннюю — гормоны андрогены, основным из которых является тестостерон. Этот гормон не обходим для нормального формирования половой системы по мужскому типу и развития мужских вторичных половых признаков (особенности волосяного покрова и развитие мускулатуры по мужскому типу, низкий голос, специфика обмена веществ и поведения и т. п.), кроме того, он обеспечивает постоянство выработки сперматозоидов.

Гипоталамус

Это отдел головного мозга, имеющий нейро-секреторные клетки, которые вырабатывают особые белковые вещества, стимулирующие или тормозящие выработку гормонов гипофиза. Эти нервные клетки преобразуют нервный импульс в нейрогормональный. Гипофиз расположен прямо под гипоталамусом и соединён с ним воронкой и ножкой, по которым поступает нейросекрет. Гипофиз реагирует на химические вещества, поступившие из гипоталамуса, и выделяет свои гормоны. При этом гипоталамус и гипофиз работают как единый механизм.

Ведущей гормональной системой организма является система гипоталамус – гипофиз – надпочечники. Эндокринные железы этой системы являются важнейшими регуляторами физиологических процессов организма. Гипоталамус в этой системе выполняет роль высшего подкоркового эндокринного регулятора: он выделяет факторы стимуляции гипофиза (нейросекреция).

Эндокринная система, работая совместно с нервной системой, обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды. Нервная система организована так, что каждый орган или часть организма управляется конкретными нервными клетками. Гормоны же, передвигаясь по всему организму с током крови, действуют на органы и ткани, которые оказываются чувствительными к ним.

Нервная система осуществляет своё воздействие практически мгновенно. Эндокринная система развивает своё воздействие на организм медленнее, поскольку синтез молекул гормонов, их выброс из клеток желёз, доставка с током крови к органам-мишеням требуют временных затрат. Однако продолжительность этого воздействия, в отличие от действия нервных сигналов, может быть значительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дисциплине "Анатомия и физиология животных" на тему "Эндокринная система"

Методическая разработка может быть использована молодыми начинающими преподавателями, не имеющими практического опыта работы....

Методическая разработка практического занятия по теме: "Дыхательная система. Воздухоносные пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01. Лечебное дело

Методическая разработка включает краткую мотивационную часть, цель обучения, междисциплинарные связи, план занятия, задания для аудиторной работы. Под рубрикой "Мотивация" уделено внимание развитию тв...

Контрольные вопросы по теме «Эндокринная система человека»

Контрольные вопросы по теме "Эндокринная система человека"...

Методический материал с тестовым контролем по теме: "Эндокринная система" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Методический материал с тестовым контролем по теме: "Эндокринная система" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...

Методическая разработка дл преподавателей по теме Изготовление растворов солей сильных кислот и слабых оснований.

Данная методчиская разработка предназначена для проведения практического занятия по ПМ 02 Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных ...