лекция Хромосомная теория наследственности. Хромосомные карты человека.
материал на тему
Лекция Хромосомная теория наследственности. Хромосомные карты человека для специальности Лечебное дело, ОП. 05 Генетика человека с основами медицинской генетики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Хромосомная теория наследственности. Хромосомные карты человека. | 544.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА: Хромосомная теория наследственности. Хромосомные карты человека.
ПЛАН.
- Хромосомная теория Т.Моргана.
- Сцепленные гены, кроссинговер.
- Карты хромосом человека.
СОДЕРЖАНИЕ
- Хромосомная теория Т.Моргана.
Наблюдая за большим количеством мух, Т. Морган выявил много мутаций, которые были связаны с изменением разных признаков: окраски глаз, формы крыльев, окраски тела и т.д.
При изучении наследования этих мутаций оказалось, что многие из них наследуются, сцепленно с полом.
Такие гены легко было выделить, потому что они передавались от материнских особей только потомству мужского пола, и через них - только их потомкам женского пола.
У человека признаки, наследуемые через Y-хромосому, могут быть только у лиц мужского пола, а наследуемые через Х-хромосому - у лиц как одного, так и другого пола.
При этом особь женского пола может быть гомо или гетерозиготной по генам, расположенным в Х-хромосоме, а рецессивные гены могут проявляться у нее только в гомозиготном состоянии.
У особи мужского пола только одна Х-хромосома, поэтому все локализованные в ней гены, в том числе и рецессивные, проявляются в фенотипе. Такие патологические состояния, как гемофилия (медленная свертываемость крови, обусловливающая повышенную кровоточивость), дальтонизм (аномалия зрения, при которой человек путает цвета, чаще всего красный с зеленым), наследуются у человека сцепленно с полом.
Исследование наследования, сцепленного с полом, стимулировало изучение сцепления между другими генами.
В качестве примера можно привести эксперименты на дрозофиле.
У дрозофилы существует мутация, обусловливающая черный цвет тела. Ген, ее вызывающий, рецессивен по отношению к гену серого цвета, характерному для дикого типа. Мутация, вызывающая рудиментарные крылья, также рецессивна к гену, приводящему к развитию нормальных крыльев. Серия скрещиваний показала, что ген черного цвета тела и ген рудиментарных крыльев передавались вместе, как будто оба эти признаки вызывались одним геном.
Причина такого результата заключалась в том, что гены, обусловливающие два признака, локализованы в одной хромосоме. Это явление так называемого полного сцепления генов. В каждой хромосоме расположено много генов, которые наследуются совместно, и такие гены называют группой сцепления.
Таким образом, закон независимого наследования и комбинирования признаков, установленный Г. Менделем, действует только в случае, когда гены, определяющие тот или иной признак, находятся в разных хромосомах (разных группах сцепления).
Однако гены, находящиеся в одной хромосоме, сцеплены не абсолютно.
- Сцепленные гены, кроссинговер.
Причиной неполного сцепления является кроссинговер. Дело в том, что во время мейоза, при конъюгации хромосом, происходит их перекрест, и гомологичные хромосомы обмениваются гомологичными участками. Это явление называется кроссинговером. Он может произойти в любом участке гомологичных Х-хромосом, даже в нескольких местах одной пары хромосом. Причем, чем дальше друг от друга расположены локусы в одной хромосоме, тем чаще между ними следует ожидать перекрест и обмен участками.
Рисунок 17 Кроссинговер: а - схема процесса; б - варианты кроссинговера между гомологичными хромосомами
- Карты хромосом человека.
В каждой группе сцепления генов содержатся сотни или даже тысячи генов.
В экспериментах А. Стертеванта в 1919 г. было показано, что гены внутри хромосомы расположены в линейном порядке.
Это было доказано путем анализа неполного сцепления в системе генов, принадлежащей к одной группе сцепления.
Изучение взаимоотношений между тремя генами при кроссинговере выявило, что в случае, если частота перекреста между генами А и В равна величине М, а между генами А и С частота обменов равна величине N, то частота перекреста между генами В и С составит М+N, или М - N, в зависимости в какой последовательности расположены гены: АВС или АСВ. И такая закономерность распространяется на все гены этой группы сцепления. Объяснение этому возможно лишь при линейном расположении генов в хромосоме.
Эти эксперименты явились основой создания генетических карт хромосом многих организмов, в том числе и человека.
Единицей генетической или хромосомной карты является сан-тиморганида (сМ). Это мера расстояния между двумя локусами, равная длине участка хромосомы, в пределах которого вероятность кроссинговера составляет 1%.
Методы изучения групп сцепления генов, такие как: генетический анализ соматических гибридных клеток, изучение морфологических вариантов и аномалий хромосом, гибридизация нуклеиновых кислот на цитологических препаратах, анализ аминокислотной последовательности белков и другие, которые позволили описать все 25 групп сцепления у человека.
Одной из основных целей исследования генома человека является построение точной и подробной карты каждой хромосомы. На генетической карте показано относительное расположение генов и других генетических маркеров на хромосоме, а также относительное расстояние между ними.
Генетическим маркером для составления карты потенциально может быть любой наследуемый признак, будь то цвет глаз или длина фрагментов ДНК. Главное при этом - наличие легко выявляемых межиндивидуальных различий рассматриваемых маркеров. Карты хромосом подобно географическим картам можно строить в разном масштабе, т.е. с разным уровнем разрешения.
Самой мелкомасштабной картой является картина дифференциального окрашивания хромосом. Максимально возможный уровень разрешения - один нуклеотид. Следовательно, самой крупномасштабной картой какой-либо хромосомы является полная последовательность нуклеотидов. Размер генома человека равен примерно 3 164,7 м.п.н.
К настоящему времени для всех хромосом человека построены мелкомасштабные генетические карты с расстоянием между соседними маркерами в 7-10 миллионов пар оснований или 7-10 Мб (мегабаз, 1Мб = 1 млн пар оснований).
Современные сведения о генетических картах человека содержат информацию о более чем 50 000 маркеров. Это означает, что они находятся в среднем на расстоянии десятков тысяч пар оснований друг от друга, и между ними расположено несколько генов.
Для многих участков, конечно же, имеются и более подробные карты, но все же большая часть генов еще не идентифицирована и не локализована.
К 2005 г. идентифицировано более 22 000 генов и около 11 000 генов картированы на отдельных хромосомах, около 6 000 генов локализованы, из них 1000 - это гены, определяющие заболевания.
Неожиданным оказалось обнаружение необычно большого числа генов на хромосоме 19 (более 1400), что превышает число генов (800), известных на самой большой хромосоме человека 1.
Рисунок 18 Патологическая анатомия хромосомы 3
Митохондриальная ДНК представляет собой небольшую кольцевую молекулу длиной 16 569 пар оснований. В отличие от ДНК ядерного генома она не связана с белками, а существует в «чистом» виде.
Рисунок 19 Структура митохондриального генома
В митохондриальных генах отсутствуют интроны, а межгенные промежутки очень невелики. Эта небольшая молекула содержит 13 генов, кодирующих белки, и 22 гена транспортных РНК. Митохондриальная ДНК полностью секвенирована и на ней выявлены все структурные гены. Митохондриальные гены имеют гораздо большую, чем хромосомные, копийность (несколько тысяч на клетку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал лекции по теории алгоритмов
Материал лекции по теме "Алгоритмы" в рамках дисциплины "Основы алгоритмизации"...
лекция по теории сестринского дела «Развитие и становление сестринского дела за рубежом. Создание и развитие Красного Креста»
Лекции для раздела МДК 07.01 Теория и практика сестринского дела...
презентация к лекции по МДК 01.01 Здоровый человек. "Внутриутробный период. Период новорожденности".
презентация к лекции по МДК 01.01 Здоровый человек. "Внутриутробный период. Период новорожденности"....
конспект занятия составление рассказа по картинкам "Человек"
данный материал предназначен для работы со со старшими дошкольниками по лексической теме "Человек и его тело"...
презентация к лекции по МДК 01.01 "Здоровый человек и его окружение" по теме "Физиологическая беременность и роды. Послеродовый период"
Презентация "Физиологическая беременность и роды. Послеродовый период" подготовлена для проведения лекционного занятия по МДК 01.01 "Здоровый человек и его окружение" ПМ.01. Провед...
Лекция по теме "Наследственное право РФ"
Понятие наследства. Виды наследства: по завещанию, по закону. Оспаривание наследства....
презентация к лекции «Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии»
Презентация к лекции «Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии» помогает обучающимся усваивать новые знания, показывая наглядно на ...