КОС. Квалификационный экзамен. Профессиональный модуль ПМ.01 Диагностическая деятельность специальность 31.02.01 Лечебное дело
электронный образовательный ресурс на тему
Решение ситуационных задач и выполнение алгоритмов манипуляций обучающимися позволяет объективно определить достаточность теоретической и практической подготовки, опыта и компетентности, профессиональных знаний и мастерства при проведении диагностических манипуляций пациентам с различной патологиейи, оценить их соответствие требованиям, предъявляемым к специалисту в области лечебного дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ситуационные задачи. Квалификационный экзамен ПМ.01 Диагностическая деятельность | 61.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Медицинский колледж № 2
Департамента здравоохранения города Москвы»
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН
ПМ. 01 «Диагностическая деятельность» |
(наименование дисциплины) |
31.02.01. Лечебное дело (код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей) |
Очная форма обучения |
Москва
2014 г.
ОДОБРЕНЫ Цикловой методической комиссией №3 «Профессиональных модулей лечебного делай» | Составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.01. Лечебное дело | |
(наименование комиссии) | (код, наименование профессии/ специальности) |
Протокол №___ от «___» _________2014г. | ||
Председатель ЦМК №4 Ярцева Т.Н./ / | ||
ФИО Подпись |
РАССМОТРЕНЫ И ОДОБРЕНЫ Методическим советом Протокол №___ от «___» _________2014 г. |
СОГЛАСОВАНО С заведующей научно-методическим отделом Волковой М.М._____________________ |
Составитель: | Кузнецова И.Н – преподаватель высшей квалификационной категории Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Медицинский колледж № 2 Департамента здравоохранения города Москвы» |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01
«ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности – диагностической деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. |
ПК 1.2. | Проводить диагностические исследования. |
ПК 1.3. | Проводить диагностику острых и хронических заболеваний. |
ПК 1.4. | Проводить диагностику беременности. |
ПК 1.5. | Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка. |
ПК 1.6. | Проводить диагностику смерти. |
ПК 1.7. | Оформлять медицинскую документацию. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. |
ОК 7. | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Ситуационные задачи
Раздел2 Диагностика заболеваний. Тема 1.07 Диагностика в гериатрии
Ситуационная задача
Пациент Н, 70 лет обратился к фельдшеру ФАПа
Жалобы: на частый кашель с отделением небольшого количества слизисто – гнойной мокроты, повышение температуры до 37,4 градусов, одышку с затруднением выдоха при минимальной физической нагрузке, снижение аппетита, общую слабость, плохой сон.
Анамнез заболевания: кашель и затруднённое дыхание беспокоят в течение 5лет, ухудшение состояния наступило последние 2 недели, после того, как на даче промочил ноги, был единичный приступ удушья. К врачу не обращался.
Анамнез жизни: родился в сельской местности. Сейчас проживает в городе, в отдельной квартире семьей из 4 человек. Образование среднее профессиональное. Работал 10 лет строителем в условиях Крайнего Севера. На данный момент является пенсионером, не работает.
Вредные привычки: курит с 18 лет до 5 сигарет в день. Наследственность не отягощена.
При объективном обследовании: состояние средней тяжести, в окружающем пространстве ориентируется адекватно, температура 37,4 градуса. Кожные покровы бледные, акроцианоз. ЧДД – 25 в 1 минуту. Грудная клетка бочкообразной формы. Вспомогательная мускулатура участвует в акте дыхания.
При перкуссии коробочный звук.
При аускультации выслушиваются жёсткое дыхание, влажные разнокалиберные и сухие рассеянные хрипы.
Границы сердца в пределах нормы. Тоны сердца ясные. Пульс 88 в мин. удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт.ст., живот без особенностей. Стул и диурез в норме.
Задание:
1. Какой предварительный диагноз можно поставить, исходя из условий задачи?
2. Какие дополнительные исследования следует провести пациенту для подтверждения диагноза?
3. Продемонстрировать технику подготовки пациента к сбору мокроты на бактериологическое исследование.
4. Продемонстрировать технику измерения ЧДД.
Эталон решения ситуационной задачи
№№ П/П | Эталон ответа | Исходный бал | Полученный бал |
1 2 | Предварительный диагноз: Хронический бронхит в фазе обострения. Обструктивная эмфизема. ДН 2 степени. Обоснование предварительного диагноза | 2 | |
Жалобы: | |||
| 1 1 1 1 1 | ||
Анамнез заболевания: | |||
| 1 1 1 1 | ||
Анамнез жизни | |||
| 1 1 | ||
Объективные данные: | |||
| 1 1 1 1 1 1 2 2 1 | ||
Дополнительные исследования: | |||
| 1 | ||
| 1 1 | ||
| |||
деформация лёгочного рисунка за счёт пневмосклероза, повышение прозрачности лёгочной ткани, уплощение и низкое расположение купола диафрагмы | 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
Итог | 31 |
Ситуационная задача
Пациентка Л, 75 лет обратилась к фельдшеру ФАПа
Жалобы: сильная головная боль в затылочной области, общая слабость, повышенная утомляемость, снижение зрения, раздражительность, плохой сон, повышение АД до 150/95 мм рт. ст.
Анамнез заболевания: данное состояние отмечается около 8 лет, ухудшение состояния произошло за последние 1,5 месяца после работы на садовом участке. Гипотензивные препараты, назначенные врачом принимает нерегулярно, часто забывает или не принимает сознательно, опасаясь побочных эффектов. Диету не соблюдает, злоупотребляет жирной пищей. Пьёт много жидкости.
Анамнез жизни: Родилась и проживает в городе, одна, в отдельной квартире. Материально – бытовые условия удовлетворительные. Дети и внуки навещают пациентку. Образование высшее. Библиотекарь. Работала 15 лет заведующей библиотекой, но из –за частого повышения давления вынуждена была уйти с работы. На данный момент пенсионерка, не работает.
Вредные привычки: нет. Наследственность: мама страдала гипертонической болезнью.
При объективном обследовании: состояние удовлетворительное, сознание ясное, в окружающем пространстве ориентируется адекватно, температура 36,6 градуса. Кожные покровы чистые, обычной окраски. ЧДД – 18 в 1 минуту.
Пациентка избыточного питания. Рост 168 см, масса тела 86 кг.
При пальпации усиление верхушечного толчка.
При перкуссии расширение границ абсолютной и относительной сердечной тупости влево.
При аускультации сердца прослушивается акцент 2 – го тона на аорте.
Пульс 68 в мин., ритмичный, напряжённый. АД 150/95 мм рт.ст., живот мягкий, безболезненный. Стул и диурез в норме.
Задание:
1. Какой предварительный диагноз можно поставить, исходя из условий задачи?
2. Какие дополнительные исследования следует провести пациенту для подтверждения диагноза?
3. Продемонстрировать технику измерения артериального давления.
4. Продемонстрировать
Эталон решения ситуационной задачи
№№ П/П | Эталон ответа | Исходный бал | Полученный бал |
1 2 | Предварительный диагноз: Гипертоническая болезнь 2 ст., дисциркуляторная энцефалопатия 1 ст., ожирение 1 ст. Обоснование предварительного диагноза | 2 | |
Жалобы: | |||
| 1 1 1 1 1 1 1 | ||
Анамнез заболевания: | |||
| 1 1 1 1 | ||
Анамнез жизни | |||
| 1 | ||
Объективные данные: | |||
| 1 2 2 2 1 1 | ||
Дополнительные исследования: | |||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
Нарушение эмоциональной сферы, памяти, сна, речи | 1 | ||
Итог | 30 |
Оценочные листы с алгоритмами манипуляций
ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТА ПРИМЕНЕНИЮ ДОЗИРОВАННОГО
АЭРОЗОЛЬНОГО ИНГАЛЯТОРА ЧЕРЕЗ РОТ
Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п | Этапы | Исходный балл | Полученный балл |
Подготовка к процедуре | |||
1. | Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. | 1 | |
2. | Объяснить пациенту суть и ход процедуры, уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве. | 1 | |
3. | Получить согласие. | 1 | |
4. * | Подготовить 2 пустых баллончика, убедиться в соответствии лекарственного средства, назначенному врачом, проверить срок годности. | - | |
5. | Вымыть руки (гигиенический уровень). | 1 | |
Выполнение процедуры | |||
6. | Усадить пациента (если состояние пациента позволяет, лучше выполнять процедуру стоя, так как дыхательная экскурсия при этом эффективнее). | 1 | |
7. | Продемонстрировать пациенту последовательность выполнения процедуры, используя дозированный аэрозольный ингалятор без лекарственного препарата. | 1 | |
8. | Снять с ингалятора защитный колпачок. | 1 | |
9. | Перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его. | 1 | |
10. | Попросить пациента сделать глубокий выдох. | 1 | |
11. | Попросить пациента слегка запрокинуть голову назад, плотно обхватить мундштук ингалятора губами (зубы как бы прикусывают ингалятор). | 1 | |
12. | Попросить пациента сделать медленный, глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика. | 1 | |
13. | Извлечь мундштук ингалятора изо рта и задержать дыхание на 5- 10 секунд. | 1 | |
14. | Попросить пациента сделать спокойный выдох через рот. Перевернуть баллончик и закрыть его защитным колпачком. | 1 | |
15. | Прополоскать рот. | 1 | |
16. | Предложить пациенту самостоятельно выполнить процедуру вначале с использованным дозированным аэрозольным ингалятором, затем с действующим ингалятором. | 1 | |
Окончание процедуры | |||
17. | Информировать пациента: после каждой ингаляции мундштук необходимо промыть водой с мылом и вытереть насухо. | 1 | |
18. | Вымыть руки. | 1 | |
19. | Сделать запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на неё пациента в медицинской карте. | 1 | |
Итог | 18 |
Критерии оценки: 100 – 60% (18 – 11 баллов) вид деятельности освоен 59% и менее (10 баллов и менее) вид деятельности не освоен
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 10 | 11 - 13 | 14 - 15 | 16 - 18 |
ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п | Этапы | Исходный балл | Полученный балл |
Подготовка к процедуре | |||
1. | Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. | 1 | |
2. | Объяснить пациенту цель и ход процедуры. | 1 | |
3. | Получить согласие на процедуру. | 1 | |
4. | Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до её начала. | 1 | |
5. | Подготовить необходимое оснащение (смотри примечание). | 1 | |
6. | Вымыть руки (гигиенический уровень). | 1 | |
Выполнение процедуры | |||
7.* | Усадить или уложить пациента. Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом положении ладонью вверх (если пациент сидит, попросить подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки). | _ | |
8. | Наложить манжету на обнаженное плечо пациента на 2 – 3 см выше локтевого сгиба (одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки), закрепить манжетку так, чтобы между ней и плечом проходили два пальца. | 1 | |
9.* | Соединить манометр с манжеткой и проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы. | _ | |
10. | Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки и поставить на это место мембрану фонендоскопа. | 1 | |
11. | Закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, и нагнетать в манжетку воздух под контролем фонендоскопа до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям манометра не превысит на 20 -30 мм рт. ст., тот уровень, при котором исчезли тоны Короткова. | 1 | |
12.* | Выпустить воздух из манжеты со скоростью 2 мм рт. ст.в 1 сек., повернув вентиль влево .Одновременно фонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показателями шкалы манометра. | _ | |
13.* | При появлении над плечевой артерией первых звуков (тоны Короткова) « отметить» на шкале и запомнить цифры, соответствующие систолическому давлению. | _ | |
14.* | Продолжая выпускать воздух, отметить величину диастолического давления, которая соответствует ослаблению или полному исчезновению тонов Короткова. | _ | |
15. | Округлить данные измерения до 0 или 5, зафиксировать результат в виде дроби (в числителе – систолическое давление; в знаменателе – диастолическое), например, 120/75 мм рт. ст. Выпустить воздух из манжеты полностью. Повторить процедуру измерения артериального давления два раза с интервалом 2-3 минуты. Зафиксировать наименьшие показатели. | 1 | |
16. | Сообщить пациенту результат измерения. Обработать мембрану фонендоскопа салфеткой, смоченной раствором медицинским антисептическим. | 1 | |
Окончание процедуры | |||
17. | Вымыть руки (гигиенический уровень). | 1 | |
18. | Сделать запись полученных результатов и реакции пациента в документацию. | 1 | |
Итог | 13 |
Критерии оценки: 100% - 60% (8 - 13 баллов) вид деятельности освоен
59% и менее (7 баллов и менее) вид деятельности не освоен
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 7 | 8 - 9 | 10 - 11 | 12 - 13 |
ИССЛЕДОВАНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ПУЛЬСА НА ЛУЧЕВОЙ АРТЕРИИ
Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п | Этапы | Исходный балл | Полученный балл |
Подготовка к процедуре | |||
1. | Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. | 1 | |
2. | Объяснить пациенту суть и ход процедуры. | 1 | |
3. | Получить согласие пациента на процедуру. | 1 | |
4. | Подготовить необходимое оснащение. | 1 | |
5. | Вымыть руки (гигиенический уровень).
| 1 | |
Выполнение процедуры | |||
6. | Придать пациенту удобное положение, сидя или лежа (руки должны быть расслабленные, при этом кисти и предплечья не должны быть «на вису»). | 1 | |
7. * | Прижать 2,3,4 пальцами лучевые артерии на обеих руках пациента (1 палец должен находиться со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерий. Сравнить колебания стенок артерий на правой и левой руках. Оценить симметричность пульса. У здорового человека пульс на обеих лучевых артериях симметричный. Если пульс симметричный, остальные свойства пульса определяют, пальпируя одну руку. | _ | |
8. * | Определить ритм пульса. Если пульсовая волна следует одна за другой через равные промежутки времени – пульс ритмичный, если нет – аритмичный. | _ | |
9. * | Определить частоту пульса – количество пульсовых ударов за 1 минуту. Для этого взять часы или секундомер и определить количество пульсовых ударов в течение 30 сек., умножить на 2 (если пульс ритмичный), и получить частоту пульса. Если пульс аритмичный – считать количество пульсовых ударов в течение 60 секунд. | _ | |
10. * | Определить наполнение пульса, если пульсовая волна четкая, то пульс полный, если слабая – пустой, если пульсовая волна слабо прощупывается, то пульс нитевидный. | _ | |
11. * | Определить напряжение пульса. Для этого нужно прижать артерию сильнее, чем прежде, к лучевой кости. Если пульсация исчезает при нажатии – напряжение хорошее; если пульсация не ослабевает – пульс твердый; если пульсация полностью прекратилась – напряжение слабое, пульс мягкий. | _ | |
12. | Сообщить пациенту результат исследования. | 1 | |
Окончание процедуры | |||
13. | Вымыть руки (гигиенический уровень). Зарегистрировать результат исследования в температурном листе. | 1 | |
Итог | 8 |
Критерии оценки: 100% - 60% (5 - 6 баллов) вид деятельности освоен
59% и менее (4 балла и менее) вид деятельности не освоен
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 4 | 5 - 6 | 7 | 8 |
РЕГИСТРАЦИЯ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ПУЛЬСА ПАЦИЕНТА В ТЕМПЕРАТУРНОМ ЛИСТЕ
Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п | Этапы | Исходный балл | Полученный балл |
1. | Взять температурный лист и найти соответствующую графу в нем «П». | 1 | |
2.* | Определить цену деления шкалы (от 50 до 100 уд. в 1 мин. цена деления = 2уд. в 1 мин.; более 100 уд. в 1 мин. = 4уд. в 1 мин.) | _ | |
3. | Взять красную ручку и провести горизонтальную линию на уровне максимального показания АД под днем измерения АД (систолическое). | 1 | |
4. | Взять ручку красного цвета и зафиксировать, в виде точки, показание результата исследования пульса пациента в температурном листе. | 1 | |
5. | Соединить графически, в виде ломаной линии, отмеченные точки показаний результатов исследований артериального пульса. | 1 | |
Итог | 4 |
Критерии оценки: 100% - 60% (2 - 4 балла) вид деятельности освоен
59% и менее (1 балл и менее) вид деятельности не освоен
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 1 | 2 | 3 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СБОРНИК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ по МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин. Раздел. Обследование пациентов. ПМ 01 Диагностическая деятельность. Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»
В СБОРНИКЕ представлены ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ поМДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин. Раздел. Обследование пациентов по ПМ 01 Диагностическая деятельность.специальности 31.02.01 «Л...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность специальность 31.02.01 Лечебное дело ( Раздел 2 Диагностика заболеваний Тема 1.03 Диагностика во фтизиатрии. Тема 1.07 Диагностика в гериатрии)
Профессия фельдшер универсальна и в первую очередь, подразумевает огромную профессиональную самостоятельность и, как следствие этого, еще более огромную ответственность.Диагностическая деятельность пр...
КОС. Ситуационные задачи для промежуточной аттестации (квалификационного экзамена). Профессиональный модуль ПМ.04. ПМ.07 специальность 34.02.01 сестринское дело, 31.02.01 лечебное дело
Фонд оценочных средств содержит комплект контролирующих материалов (ситуационные задачи), используемых при проведении промежуточной аттестации (квалификационного экзамена) и предназначены для ко...
КОС. Оценочные листы. Промежуточная аттестация (квалификационный экзамен). Профессиональный модуль ПМ.04 специальность 34.02.01 сестринское дело. ПМ.07 специальность 31.02.01 лечебное дело
Фонд оценочных средств содержит комплект контролирующих материалов (оценочные листы), используемые при проведении промежуточной аттестации (квалификационного экзамена) и предназначены для контро...
презентация для практического занятия ПМ.01. Диагностическая деятельность специальность 31.02.01. Лечебное дело Тема занятия "Обследование пациентов с заболеваниями органов дыхания"
презентация для практического занятия по теме "Обследование пациентов с заболеваниями органов дыхания" ПМ.01 Диагностическая деятельность специальность 31.02.01 Лечебное дело...
Методические рекомендации к итоговому занятию ПМ.01 Диагностическая деятельность специальность 31.02.01. Лечебное дело 2 курс 1 семестр
методические рекомендации предназначены для преподавателя профессиональных модулей специальности 31.02.01 Лечебное дело среднего профессионального образования...
Рабочая программа по ПМ.01 Диагностическая деятельность, специальность 31.02.01 Лечебное дело
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01 Диагностическая деятельность по специальности 31.02.01 Лечебное дело составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательно...