Женская половая система.
методическая разработка на тему
Каждый взрослый человек должен знать строение половых органов для того, чтобы правильно пользоваться знаниями в половой жизни, планирования беременности, профилактике заболеваний.
В жизни взрослой женщины чрезвычайно важное значение имеет здоровье каждого из отделов гениталий, как основе супружеской жизни, счастливого материнства.
Изучив строение и функциональное значение женских половых органов, станет ясно как важно женщине заботиться о сохранении физиологических функций гениталий. Только при здоровье половых органов можно добиться гармоничной сексуальной жизни, оплодотворения яйцеклетки, вынашивание
плода, нормальных родов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhenskaya_polovaya_sistema.docx | 442.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинское училище №8
Департамента здравоохранения города Москвы»
(ГБОУ СПО «МУ № 8 ДЗМ»)
Методическая разработка практического занятая
(для студентов)
Учебная дисциплина:
ОП.02 «Анатомия и физиология человека»
Тема «Женская половая система»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Курс: 2
Преподаватель: Лебедева Т.Н
2015 год
Технологическая карта теоретического занятия
РАЗДЕЛ 8. Общие вопросы анатомии и физиологии репродуктивной системы человека | |
Тема 8.1. Анатомия и физиология мужской репродуктивной системы человека | |
№ занятия | 39. Женская половая система |
Тип занятия | занятие усвоения новых знаний, обобщения и систематизации знаний |
Форма проведения | лекция |
Цели занятия Знать: |
|
Оборудование к занятию | доска, мел
|
Учебная литература | Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2014, - 412 с. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека [Текст]. М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование», 2007. |
Ход занятия:
№ | этап занятия | время (мин.) | методы | деятельность преподавателя | деятельность студента |
181 | Организацион ный момент | 3 | Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия. | Записывают в тетради тему и цели занятия. | |
182 | Мотивация учебной деятельности | 5 | Объяснительно иллюстративный | Мотивирует студентов к изучению нового материала | Слушают, отвечают на вопросы преподавателя |
183 | Изложение нового материала | 70 | Объяснительно иллюстративный репродуктивный частично поисковый. | Объясняет новый материал, сопровождает объяснение демонстрацией таблиц, планшетов, анатомических муляжей и моделей, а также изображением рисунков и схем на доске. | Записывают в тетрадь новый материал, зарисовывают схемы; рассматривают наглядные пособия; анализируют ситуации, предложенные преподавателем в качестве примера. |
184 | Рефлексия | 7 | Проблемный. | Акцентирует внимание студентов на важнейших моментах занятия. Отвечает на вопросы. Предлагает обобщить изученный материал, оценить степень достижения целей занятия. | Задают вопросы, обобщают изученное на занятии. Оценивают индивидуальную степень достижения целей. |
185 | Итоги занятия | 5 | - | Оценивает работу группы на занятии, дает задание на дом. | Записывают домашнее задание. |
Общее время занятия 90 мин |
Анатомо - физиологические аспекты процесса репродукции
Мотивация занятия.
Каждый взрослый человек должен знать строение половых органов для того, чтобы правильно пользоваться знаниями в половой жизни, планирования беременности, профилактике заболеваний.
В жизни взрослой женщины чрезвычайно важное значение имеет здоровье каждого из отделов гениталий, как основе супружеской жизни, счастливого материнства.
Изучив строение и функциональное значение женских половых органов, станет ясно как важно женщине заботиться о сохранении физиологических функций гениталий. Только при здоровье половых органов можно добиться гармоничной сексуальной жизни, оплодотворения яйцеклетки, вынашивание
плода, нормальных родов.
Анатомо - физиологические аспекты процесса репродукции
Претест.
Половые органы ( organa genitalia ) женщины и мужчины имеют различия в строении, что связано с особенностями их функций.
Женские половые органы служат для роста и созревания яйцеклеток и вынашивания плода.
В малом тазу расположены внутренние половые органы.
Таз как целое образован тазовыми костями, крестцом, копчиком и их соединениями. Малый таз образован тазовой поверхностью крестца и копчика, седалищными и лобковыми костями. В нем различают верхнюю и нижнюю апертуру и полость.
В малом тазу расположены : мочевой пузырь, прямая кишка и внутренние половые органы. Содержимое полости таза добавляют : лимфотические сосуды и узлы; нервы поясничного и крестцового сплетений ( большинство из них предназначено для иннрвации нижних конечностей ); ветви внутренней подвздошной артерии; многочисленные венозные сплетения, а также покрывающая их брюшина.
У женщин малый таз кроме перечисленных выше анатомических образований содержит матку и ее связки, маточные трубы, яичники.
В строении таза имеются половые различия : женский таз широкий и короткий, крылья подвздошных костей сильно развернуты, подлобковый угол - тупой, мыс в полость малого таза почти не выступает, крестец широкий, короткий, плоский.
Эти особенности обусловлены значением женского таза как родового канала. Для характеристики таза в акушерской практике применяют параметры большого таза, образованного развернутыми крыльями подвздошных костей и малого таза.
Анатомо - физиологические аспекты процесса репродукции
Менструальный цикл
На месте фолликула развивается желтое тело
1
Выделяется гормон прогестерон
I
Готовит матку к имплантации оплодотворенной яйцеклетки (секреция слизи)
Регуляторная система гипоталамус - гипофиз яичники
Гипоталамус
стимулирует
гипофиз
. 1
Выделяется гормон ФСГ
I
Развивается фолликул
I
Выделяет
гормон
эстроген
1
Стимулирует разрастание стенки матки
ФСГ - фолликулостимулирующий гормон : вызывает рост фолликула и яйцеклетки. ЛГ - лютеннизирующий гормон : способствуют овуляции и началу секреции прогестерона.
ЛТГ - лютеотропный гормон (пролактин): способствует развитию желтого тела.
Анатомо - физиологические аспекты процесса репродукции
Задание №1.
Используя влажные препараты женских половых органов, атласы, таблицы, модели, плакаты, изучите топографию, строение и функции женских половых органов. На яичнике найдите его медиальную и латеральную поверхности, верхний трубный и нижний маточный концы, свободный (задний) и брыжеечный (передний) края, ворота, корковое и мозговое вещество. Дайте определение овуляции и установите взаимосвязь ее с менструальным циклом. Обратите внимание на двойную функцию яичников : внешнесекреторную (образование яйцеклеток) и внутрисекреторную, или эндокринную (выработка эстрогенов, прогестерона).
При изучении строения матки найдите ее дно, тело, шейку,^а также полость матки, которая со стороны дна сообщается с маточными трубами, в области шейки переходит в канал шейки, а последний открывается отверстием во влагалище. Запомните слои (оболочки) стенки матки : внутренний - слизистый, или эндометрий; средний - гладкомышечный, или миометрий; наружный - серозный, или периметрий. Переходя к изучению маточной трубы, выделите в ней 4 основные части : маточную, перешеек, ампулу и воронку трубы. Обратите внимание на роль трубы как места, где происходит оплодотворение яйцеклетки, начальные стадии развития зародыша и передвижение его в матку. Учитывая малый диаметр просвета трубы (от 2 до 4 мм), запомните, что любое острое или хроническое воспаление трубы (сальпингит) может приводить к бесплодию или внематочной беременности. Далее изучите строение влагалища и его топографию.
Матка, маточные трубы, яичники и часть влагалища.
Назови органы, обозначенные цифрами :
I
Задание №2.
На атласе, таблице, модели, плакате, изучите строение наружных
женских половых органов : женской половой области и клитора. В
женской половой области рассмотрите лобок, большие и малые половые
губы, преддверие влагалища, его отверстие, наружное отверстие
мочеиспускательного канала, клитор, большие (бартолиновы) и малые
преддверные железы и луковицу преддверия. Обратите внимание на
строение клитора - небольшого пальцевидного возвышения длиной 2 - 4см
<
впереди малых половых губ, состоящего из двух пещеристых тел, соответствующих пещеристым.телам мужского полового члена и содержащего большое количество рецепторов.
Срединный разрез женского таза.
Укаэюите в рисунке наружные половые органы :
Анатомо - физиологические аспекты процесса репродукции
Приготовьтесь к индивидуальному ответу на контрольные вопросы или к другому виду контроля: тестовому, графологическим структурам, слепым картинкам и т.д. (по усмотрению преподавателя).
Анатомо - физиологические аспекты процесса репродукции
Задание
Заполните таблицу
‘Топическая диагностика внутренних женских половых органов
Название органа, латинское, греческое. | Местоположение | Заболевание | Функция |
- |
Яичник (срез).
Рассмотрите рисунок, какими цифрами обозначены
а) корковое вещество
б) мозговое вещество
в) первичные фолликулы
г) граафовы пузырьки
д) яйцеклетка
е) желтое тело
Задание №4
Заполните таблицу : “ Внутренние половые органы
Орган | Размеры | Строение | Функциональное значение |
Заполните таблицу : “ Наружные половые органы ”
Орган | Размеры | Строение | Функциональное значение |
Анатомо - физиологические аспекты процесса репродукции
Тест.
Женские половые органы.
Базовый уровень - оценка 5
- Наружные половые органы :
а) Матка;
б) Клитор;
в) Большие и малые половые губы;
г) Лобок;
- Внутренние половые органы :
а) Яичники;
б) Клитор;
в) Матка и маточные (фаллопиевы) трубы;
г) Лобок;
д) Влагалище;
- Местоположения яичников :
а) Промежность;
б) Матка;
в) Полость малого таза;
- Два слоя яичников :
а) Мозговое вещество и корковое;
б) Слизистая оболочка;
- Части клитора :
а) Тело, шейки и дна;
б) Тело, головки и ножек;
- Функции клитора :
а) Участие в мочеобразовании;
б) Предохраняет от инфекций;
в) При раздражении вызывает чувство полового возбуждения;
- Роль желтого тела :
а) Увлажняет вход во влагалище;
б) Продуцирует прогестерон;
- Воспаление яичников :
а) Простатит;
б) Уретрит;
в) Оофорит;
- Расположение матки :
а) В брюшной полости;
б) В полости малого таза;
- Стенки матки :
а) Внутренняя; 1. Периметрий
б) Средняя; 2.Эндометрий
в) Наружная; 3. Миометрий
- Кровотечение из матки называется :
а) Овуляция;
б) Локтация;
в) Менструация;
- Функции маточных труб :
а) Выведение мочи;
б) Прведение яйцеклеток в матку;
- Разрыв зрелого фолликула, когда током жидкости яйцеклетка
выбрасывается из яичника -
- Влагалище представляет собой .".
- Органы, ограничивающие влагалище :
а) Спереди 1. Прямая кишка
б) Сзади 2. Мочевой пузырь и мочеиспускательный канал
- Воспаление влагалища :
а) Сальпингит;
б) Уретрит;
в) Кольпит;
- Большие половые губы ограничивают пространство
- В област лобкового симфиза располагается :
а) Клитор;
б) Лобок;
в) Девственная плева;
Тест.
Женская половая система.
Базовый уровень - оценка 4
- Установите соответствие :
- Клитор
а) Внутренние 2. Маточные трубы
- Матка
- Малые половые губы
б) Наружные 5. Яичник
- Большие половые губы
- Влагалище
- Придатки яичника
- В яичнике различают две поверхности - и
- Слизистая оболочка стенки маточной трубы покрыта :
а) Мерцательным эпителием;
б) Многослойным призматическим эпителием железистого типа;
в) однослойным плоским эпителием;
- Матка расположена между :
а) Мочевым пузырем и желчным пузырем;
б) Желчным пузырем и прямой кишкой;
в) Мочевым пузырем и прямой кишкой;
- У матки различают три части :
1.
2.
3.
- Мышечная оболочка стенки матки образована :
а) Поперечнополосатой мышечной тканью;
б) Неисчерченной мышечной тканью;
- Влагалище - это трубка
- Большие половые губы спереди и сзади соединяются между
собой
- Передние концы малых половых губ охватывают
а) Матку;
б) Влагалище;
в) Клитор;
г) Яичник;
- Клитор состоит из :
а) Тело, шейки и дна;
б) Тело, головки и ножек;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспалительные заболевания женских половых органов
Презентация к лекции...
Методические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы. Рабочая тетрадь. Анатомо – физиологические особенности женских половых органов. Женский таз как объект родов.
Рабочая тетрадь «Анатомо-физиологические особенности половых органов. Женский таз как объект родов» является составной частью учебно-методического комплекса профессионального модуля Медицинская ...
Лекция:"Опухоли женских половых органов" Медицинский колледж №2
В настоящее время причина возникновения опухолей гениталий окончательно не выяснена. Опухоли половых органов подразделяются на 3 основных группы в зависимости от происхождения ( из мышечных тканей, эп...
Методическая разработка занятия "Анатомия женских половых органов. Ментстуальный цикл и его регуляция"
Методическая разработка занятия по теме «Анатомия женских половых органов. Менструальный цикл и его регуляция» предназначена для проведения практического занятия со студентами 2 курса спец...
Доброкачественные и злокачественные новообразования женских половых органов
Доброкачественные и злокачественне новообразования женских половых органов...
Методическая разработка: Биоценоз женских половых путей
Презентация по теме: Биоценоз женских половых путей...
Методическая разработка практического занятия по теме "Женская половая система"
Методическая разработка практического занятия по теме "Женская половая система" предназначена для проведения практического занятия по анатомии и физиологии человека для студентов специальнос...