Женская половая система.
методическая разработка на тему

Лебедева Татьяна Николаевна

Каждый взрослый человек должен знать строение половых органов для того, чтобы правильно пользоваться знаниями в половой жизни, планирования беременности, профилактике заболеваний.

В жизни взрослой женщины чрезвычайно важное значение имеет здоровье каждого из отделов гениталий, как основе супружеской жизни, счастливого материнства.

Изучив строение и функциональное значение женских половых органов, станет ясно как важно женщине заботиться о сохранении физиологических функций гениталий. Только при здоровье половых органов можно добиться гармоничной сексуальной жизни, оплодотворения яйцеклетки, вынашивание

плода, нормальных родов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhenskaya_polovaya_sistema.docx442.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинское училище №8
Департамента здравоохранения города Москвы»
(ГБОУ СПО «МУ № 8 ДЗМ»)

Методическая разработка практического занятая

(для студентов)

Учебная дисциплина:

ОП.02 «Анатомия и физиология человека»

 Тема «Женская половая система»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Курс: 2

Преподаватель: Лебедева Т.Н

2015 год


Технологическая карта теоретического занятия

РАЗДЕЛ 8.

Общие вопросы анатомии и физиологии репродуктивной системы человека

Тема 8.1. Анатомия и физиология мужской репродуктивной системы человека

занятия

39. Женская половая система

Тип занятия

занятие усвоения новых знаний, обобщения и систематизации знаний

Форма

проведения

лекция

Цели занятия Знать:

  • положение и строение внутренних и наружных половых органов (внутренние и наружные половые органы, краткая их характеристика, функции)
  • положение, форма, размер, строение, функции яичников
  • положение, фиксирующий аппарат, форма, размер, строение стенки, функции матки, пузырно-маточное и маточно-прямокишечное пространства
  • стадии овогенеза, фазы менструального цикла, понятие о климаксе
  • положение, строение, функции маточных труб, влагалища
  • границы, области, строение промежности, особенности строения промежности у женщин
  • строение и роль молочных желез

Оборудование к занятию

доска, мел

  • модели анатомические «Сагиттальный распил женского таза»
  • таблица «Мочеполовой аппарат женщины»
  • таблицы «Матка и влагалище», «Макро- и микроскопическое строение яичника»

Учебная

литература

Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2014, - 412 с. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека [Текст]. М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование», 2007.

Ход занятия:

этап

занятия

время

(мин.)

методы

деятельность преподавателя

деятельность студента

181

Организацион

ный

момент

3

Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия.

Записывают в тетради тему и цели занятия.

182

Мотивация

учебной

деятельности

5

Объяснительно

иллюстративный

Мотивирует студентов к изучению нового материала

Слушают, отвечают на вопросы преподавателя

183

Изложение

нового

материала

70

Объяснительно

иллюстративный

репродуктивный

частично

поисковый.

Объясняет новый материал, сопровождает объяснение демонстрацией таблиц, планшетов, анатомических муляжей и моделей, а также изображением рисунков и схем на доске.

Записывают в тетрадь новый материал, зарисовывают схемы; рассматривают наглядные пособия; анализируют ситуации, предложенные преподавателем в качестве примера.

184

Рефлексия

7

Проблемный.

Акцентирует внимание студентов на важнейших моментах занятия. Отвечает на вопросы. Предлагает обобщить изученный материал, оценить степень достижения целей занятия.

Задают вопросы, обобщают изученное на занятии. Оценивают индивидуальную степень достижения целей.

185

Итоги

занятия

5

-

Оценивает работу группы на занятии, дает задание на дом.

Записывают домашнее задание.

Общее время занятия 90 мин



Анатомо - физиологические аспекты процесса репродукции

Мотивация занятия.

Каждый взрослый человек должен знать строение половых органов для того, чтобы правильно пользоваться знаниями в половой жизни, планирования беременности, профилактике заболеваний.

В жизни взрослой женщины чрезвычайно важное значение имеет здоровье каждого из отделов гениталий, как основе супружеской жизни, счастливого материнства.

Изучив строение и функциональное значение женских половых органов, станет ясно как важно женщине заботиться о сохранении физиологических функций гениталий. Только при здоровье половых органов можно добиться гармоничной сексуальной жизни, оплодотворения яйцеклетки, вынашивание

плода, нормальных родов.



Анатомо - физиологические аспекты процесса репродукции

Претест.

Половые органы ( organa genitalia ) женщины и мужчины имеют различия в строении, что связано с особенностями их функций.

Женские половые органы служат для роста и созревания яйцеклеток и вынашивания плода.

В малом тазу расположены внутренние половые органы.

Таз как целое образован тазовыми костями, крестцом, копчиком и их соединениями. Малый таз образован тазовой поверхностью крестца и копчика, седалищными и лобковыми костями. В нем различают верхнюю и нижнюю апертуру и полость.

В малом тазу расположены : мочевой пузырь, прямая кишка и внутренние половые органы. Содержимое полости таза добавляют : лимфотические сосуды и узлы; нервы поясничного и крестцового сплетений ( большинство из них предназначено для иннрвации нижних конечностей ); ветви внутренней подвздошной артерии; многочисленные венозные сплетения, а также покрывающая их брюшина.

У женщин малый таз кроме перечисленных выше анатомических образований содержит матку и ее связки, маточные трубы, яичники.

В строении таза имеются половые различия : женский таз широкий и короткий, крылья подвздошных костей сильно развернуты, подлобковый угол - тупой, мыс в полость малого таза почти не выступает, крестец широкий, короткий, плоский.

Эти особенности обусловлены значением женского таза как родового канала. Для характеристики таза в акушерской практике применяют параметры большого таза, образованного развернутыми крыльями подвздошных костей и малого таза.



Анатомо - физиологические аспекты процесса репродукции

Менструальный цикл

На месте фолликула развивается желтое тело

1

Выделяется гормон прогестерон

I

Готовит матку к имплантации оплодотворенной яйцеклетки (секреция слизи)


Регуляторная система гипоталамус - гипофиз яичники

Гипоталамус

стимулирует

гипофиз

. 1

Выделяется гормон ФСГ

I

Развивается фолликул

I

Выделяет

гормон

эстроген

1

Стимулирует разрастание стенки матки

ФСГ - фолликулостимулирующий гормон : вызывает рост фолликула и яйцеклетки. ЛГ - лютеннизирующий гормон : способствуют овуляции и началу секреции прогестерона.

ЛТГ - лютеотропный гормон (пролактин): способствует развитию желтого тела.





Анатомо - физиологические аспекты процесса репродукции

Задание №1.

Используя влажные препараты женских половых органов, атласы, таблицы, модели, плакаты, изучите топографию, строение и функции женских половых органов. На яичнике найдите его медиальную и латеральную поверхности, верхний трубный и нижний маточный концы, свободный (задний) и брыжеечный (передний) края, ворота, корковое и мозговое вещество. Дайте определение овуляции и установите взаимосвязь ее с менструальным циклом. Обратите внимание на двойную функцию яичников : внешнесекреторную (образование яйцеклеток) и внутрисекреторную, или эндокринную (выработка эстрогенов, прогестерона).

При изучении строения матки найдите ее дно, тело, шейку,^а также полость матки, которая со стороны дна сообщается с маточными трубами, в области шейки переходит в канал шейки, а последний открывается отверстием во влагалище. Запомните слои (оболочки) стенки матки : внутренний - слизистый, или эндометрий; средний - гладкомышечный, или миометрий; наружный - серозный, или периметрий. Переходя к изучению маточной трубы, выделите в ней 4 основные части : маточную, перешеек, ампулу и воронку трубы. Обратите внимание на роль трубы как места, где происходит оплодотворение яйцеклетки, начальные стадии развития зародыша и передвижение его в матку. Учитывая малый диаметр просвета трубы (от 2 до 4 мм), запомните, что любое острое или хроническое воспаление трубы (сальпингит) может приводить к бесплодию или внематочной беременности. Далее изучите строение влагалища и его топографию.

Матка, маточные трубы, яичники и часть влагалища.

Назови органы, обозначенные цифрами :



I

Задание №2.

На атласе, таблице, модели, плакате, изучите строение наружных

женских половых органов : женской половой области и клитора. В

женской половой области рассмотрите лобок, большие и малые половые

губы, преддверие влагалища, его отверстие, наружное отверстие

мочеиспускательного канала, клитор, большие (бартолиновы) и малые

преддверные железы и луковицу преддверия. Обратите внимание на

строение клитора - небольшого пальцевидного возвышения длиной 2 - 4см

<

впереди малых половых губ, состоящего из двух пещеристых тел, соответствующих пещеристым.телам мужского полового члена и содержащего большое количество рецепторов.

Срединный разрез женского таза.

Укаэюите в рисунке наружные половые органы :



Анатомо - физиологические аспекты процесса репродукции

Приготовьтесь к индивидуальному ответу на контрольные вопросы или к другому виду контроля: тестовому, графологическим структурам, слепым картинкам и т.д. (по усмотрению преподавателя).



Анатомо - физиологические аспекты процесса репродукции

Задание

Заполните таблицу

‘Топическая диагностика внутренних женских половых органов

Название органа, латинское, греческое.

Местоположение

Заболевание

Функция

-

Яичник (срез).

Рассмотрите рисунок, какими цифрами обозначены

а)        корковое вещество

б)        мозговое вещество

в)        первичные фолликулы

г)        граафовы пузырьки

д)        яйцеклетка

е)        желтое тело



Задание №4

Заполните таблицу : “ Внутренние половые органы

Орган

Размеры

Строение

Функциональное значение

Заполните таблицу : “ Наружные половые органы ”

Орган

Размеры

Строение

Функциональное значение


Анатомо - физиологические аспекты процесса репродукции

Тест.

Женские половые органы.

Базовый уровень - оценка 5

  1. Наружные половые органы :

а)        Матка;

б)        Клитор;

в)        Большие и малые половые губы;

г)        Лобок;

  1. Внутренние половые органы :

а)        Яичники;

б)        Клитор;

в)        Матка и маточные (фаллопиевы) трубы;

г)        Лобок;

д)        Влагалище;

  1. Местоположения яичников :

а)        Промежность;

б)        Матка;

в)        Полость малого таза;

  1. Два слоя яичников :

а)        Мозговое вещество и корковое;

б)        Слизистая оболочка;

  1. Части клитора :

а)        Тело, шейки и дна;

б)        Тело, головки и ножек;

  1. Функции клитора :

а)        Участие в мочеобразовании;

б)        Предохраняет от инфекций;

в)        При раздражении вызывает чувство полового возбуждения;

  1. Роль желтого тела :

а)        Увлажняет вход во влагалище;

б)        Продуцирует прогестерон;


  1. Воспаление яичников :

а)        Простатит;

б)        Уретрит;

в)        Оофорит;

  1. Расположение матки :

а)        В брюшной полости;

б)        В полости малого таза;

  1. Стенки матки :

а)        Внутренняя;        1. Периметрий

б) Средняя;                        2.Эндометрий

в) Наружная;        3. Миометрий

  1. Кровотечение из матки называется :

а)        Овуляция;

б)        Локтация;

в)        Менструация;

  1. Функции маточных труб :

а)        Выведение мочи;

б)        Прведение яйцеклеток в матку;

  1. Разрыв зрелого фолликула, когда током жидкости яйцеклетка

выбрасывается из яичника -        

  1. Влагалище представляет собой        .".        
  2. Органы, ограничивающие влагалище :

а)        Спереди        1.        Прямая кишка

б)        Сзади        2.        Мочевой пузырь и мочеиспускательный канал

  1. Воспаление влагалища :

а)        Сальпингит;

б)        Уретрит;

в)        Кольпит;

  1. Большие половые губы ограничивают        пространство        
  2. В област  лобкового симфиза располагается :

а)        Клитор;

б)        Лобок;

в)        Девственная плева;


Тест.

Женская половая система.

Базовый уровень - оценка 4

  1. Установите соответствие :
  1. Клитор

а) Внутренние        2. Маточные трубы

  1. Матка
  2. Малые половые губы

б) Наружные        5. Яичник

  1. Большие половые губы
  2. Влагалище
  3. Придатки яичника
  1. В яичнике различают две поверхности -        и                        
  2. Слизистая оболочка стенки маточной трубы покрыта :

а)        Мерцательным эпителием;

б)        Многослойным призматическим эпителием железистого типа;

в)        однослойным плоским эпителием;

  1. Матка расположена между :

а)        Мочевым пузырем и желчным пузырем;

б)        Желчным пузырем и прямой кишкой;

в)        Мочевым пузырем и прямой кишкой;

  1. У матки различают три части :

1.

2.

3.

  1. Мышечная оболочка стенки матки образована :

а)        Поперечнополосатой мышечной тканью;

б)        Неисчерченной мышечной тканью;

  1. Влагалище - это        трубка
  2. Большие половые губы спереди и сзади соединяются между

собой        


  1. Передние концы малых половых губ охватывают

а)        Матку;

б)        Влагалище;

в)        Клитор;

г)        Яичник;

  1. Клитор состоит из :

а)        Тело, шейки и дна;

б)        Тело, головки и ножек;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы. Рабочая тетрадь. Анатомо – физиологические особенности женских половых органов. Женский таз как объект родов.

Рабочая тетрадь «Анатомо-физиологические особенности  половых органов. Женский таз как объект родов» является составной частью учебно-методического комплекса профессионального модуля Медицинская ...

Лекция:"Опухоли женских половых органов" Медицинский колледж №2

В настоящее время причина возникновения опухолей гениталий окончательно не выяснена. Опухоли половых органов подразделяются на 3 основных группы в зависимости от происхождения ( из мышечных тканей, эп...

Методическая разработка занятия "Анатомия женских половых органов. Ментстуальный цикл и его регуляция"

Методическая разработка занятия по теме «Анатомия  женских половых органов. Менструальный цикл и его регуляция» предназначена для проведения практического занятия  со студентами 2 курса спец...

Доброкачественные и злокачественные новообразования женских половых органов

Доброкачественные и злокачественне новообразования женских половых органов...

Методическая разработка: Биоценоз женских половых путей

Презентация по теме: Биоценоз женских половых путей...

Методическая разработка практического занятия по теме "Женская половая система"

Методическая разработка практического занятия по теме "Женская половая система" предназначена для проведения практического занятия по анатомии и физиологии человека для студентов специальнос...