методические материалы для подготовки к экзамену по литературе.
учебно-методический материал на тему

Дубинская Наталья Рафаельевна

Пособие предназначено для подготовки к итоговому экзамену по дисциплине «Литература» студентов I курса по материалу, изучаемому в течение первого и второго семестров. Тренируйтесь, готовьтесь, проверяйте себя. И удачи вам на экзамене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekzamen_po_literature_16-17.docx78.61 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»

Н.Р. Дубинская, А.Н. Петрова

Методические материалы

для подготовки к экзамену

по дисциплине «Литература»

для студентов I курса

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Санкт-Петербург

2016-2017 уч.год

Пояснительная записка

        Данное методическое пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

        Пособие предназначено для подготовки к итоговому экзамену по дисциплине «Литература» студентов I курса по материалу, изучаемому в течение первого и второго семестров.

        Цель: подготовка студентов к итоговому испытанию по дисциплине.

        Задача: организация подготовки и систематизация знаний студентов по предмету.

Данное пособие содержит:

1. Перечень вопросов по темам, с которыми студенты знакомятся в течение года.

2. Перечень примерных заданий, входящих в экзаменационные билеты.

3. Образец билетов, составленных по изучаемым темам.

4. Порядок проведения экзамена.

5. Критерии выставления оценок.

Представленный перечень вопросов и заданий даёт возможность:

1. Проконтролировать степень усвоения изученного материала;

2. Выяснить круг вопросов и тем, при изучении которых у студентов возникли наибольшие трудности;

3. Адаптировать материал, ориентируясь на базовый уровень студентов.

Содержательная часть

        Настоящее пособие предназначено для подготовки к экзамену по дисциплине «Литература».

        Предлагаемые вопросы и задания базируются на темах, изучаемых студентами в течение года.

Разделы:

1. Русская литература первой половины XIX века.

2. Русская литература второй половины XIX века.

3. Русская поэзия второй половины XIX века.

4. Русская литература на рубеже веков.

5. Поэзия и проза начала XX века.

6. Проза 20-х годов XX века.

7. Литература 30-х – начала 40-х годов XX века.

8. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

9. Литература 50-х – 80-х годов XX века.

10. Русская литература последних лет.


Процедура экзамена

        Экзамен по литературе представляет собой перечень тестовых вопросов и практических заданий, включающих в себя, в том числе, составление самостоятельного высказывания по изученному произведению.

        На выполнение заданий дается 90 минут (1,5 часа).

        Учащимся предлагается 3 варианта экзаменационных заданий, в каждом задании 4 части:

Часть А – 15 тестовых вопросов

Часть Б – 10 заданий, выполняя которые, учащимся придется самостоятельно (без вариантов ответа) вписать искомое.

Часть В – 4 задания, связанные со знанием изобразительно-выразительных средств языка.

Часть Г – составление самостоятельного высказывания по одной из двух предложенных тем.

Требования к самостоятельному высказыванию:

1. Объём – не менее 70 слов (высказывания меньшего объёма не оцениваются), но не более 140;

2. Должна быть раскрыта выбранная учащимся тема;

3. Текст должен быть оформлен в соответствии с орфографическими, лексическими, грамматическими и пунктуационными нормами.

Критерии оценки

Часть А.

Каждый верный ответ оценивается в 1 балл, соответственно, максимальное количество баллов, которое студент сможет получить, успешно выполнив эту часть, - 15

Часть Б.

Каждый верный ответ оценивается в 1 балл, следовательно, максимум – 10 баллов.

Часть В.

Верный ответ – 1 балл, следовательно, 4 балла – максимальное количество, которое учащийся может получить, выполнив верно все задания.

Часть Г (самостоятельное высказывание).

1. а) Объём текста – 2 балла  (70-140 слов) (высказывание менее 70 слов не рассматривается);

б) Текст объёмом более 140 слов – 1 балл;

2. Раскрытие темы – 5 баллов;

3. а) В тексте нет ни одной орфографической / пунктуационной / лексической / фактической ошибки – 3 балла;

б) 2 балла студент получает, если допущены (один из пунктов):

- одна орфографическая и/или одна пунктуационная ошибка;

- две (2) пунктуационных ошибки;

- одна (1) лексическая и одна (1) пунктуационная ошибка (или одна (1) орфографическая);

- одна (1) фактическая ошибка.

в) 1 балл дается в случае:

- двух (2) орфографических и двух(2) пунктуационных ошибок;

- трёх (3) пунктуационных ошибок;

- двух (2) лексических и двух (2) пунктуационных ошибок (или двух (2) орфографических);

- двух (2) фактических.

г. Большее количество ошибок приносит 0 баллов.

Итого, максимальное количество баллов за текст – 10 баллов.

Максимальное количество баллов, которые может заработать студент, верно выполнив все задания – 39 баллов.

Выставление отметок

39 – 31 балл – «отлично» (при этом за часть Г (высказывание) студент должен набрать не менее 8 баллов);

30 – 21 балл – «хорошо» (при этом за часть Г (высказывание) студент должен набрать не менее 6 баллов);

20 – 16 баллов – «удовлетворительно» (при этом за часть Г – не менее 5 баллов);

15 баллов и менее – «неудовлетворительно».


Задания для подготовки к экзамену

Часть А.

1. Назовите жанр, к которому относятся произведения А.С. Пушкина «Полтава», «Медный всадник»:

а) рассказ

б) стихотворение

в) роман

г) поэма

2. В стихотворении «Молитва» («В минуту жизни трудную…», 1839 г.) М.Ю. Лермонтова: как Вы определите состояние души поэта, переданное в этом стихотворении?

а) состояние безотрадной тоски

б) состояние душевной просветлённости

в) состояние холодного равнодушия к окружающему миру

г) состояние восторженного приятия мира.

3. Кого из героев мы НЕ встречаем в поэме А.С. Пушкина «Полтава»?

а) Мазепа

б) Кочубей

в) Евгений

г) Мария

4. В каком произведении А.С.Пушкина изображена данная картина природы:

«По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел…»?

а) «Полтава»

б) «Медный всадник»

в) «Руслан и Людмила»

г) «Цыганы»

5. «Пророк» А. С. Пушкина, «Пророк» М. Ю. Лермонтова: отметьте общие темы, общие мотивы в этих стихотворениях.

  1. тема — постепенное преображение поэта в пророка.
  2. Общая В том и другом стихотворениях присутствуют библейские мотивы.
  3. Общая тема — непонимание людьми пророчеств поэта, их враждебное отношение к нему.
  4. Общая тема — тема дружбы.

 6. К какому поэтическому жанру относится стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву»?

  1. Ода.
  2. Элегия.
  3. Идиллия.
  4. Дружеское послание.

7. Стихотворение «Пророк»: Как истолкованы М. Ю. Лермонтовым отношения поэта-пророка и общества?

  1. Отношения поэта-пророка и общества представлены как бесконфликтные.
  2. Эти отношения представлены как враждебное противостояние между пророком и не понимающими его людьми.
  3. Эти отношения представлены как противостояние поэта и толпы, имеющее мимолетный, временный характер.
  4. Эти отношения представлены как гармоничные отношения: и поэт, и люди чужды «злобы и порока», их душевные порывы объединены «чистым ученьем» «любви и правды».

8. В каком городе происходит действие рассказа Н.В. Гоголя «Нос»?

а) Москва

б) Рига

в) Киев

г) Петербург

9. Укажите, какой из персонажей Н.В. Гоголя не относится к сборнику «Петербургские повести»?

а) Башмачкин

б) Ковалёв

в) Собакевич

г) Чартков

 10. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» на дуэли стреляются:

а) Базаров и Павел Петрович

б) Базаров и Аркадий

в) Базаров и Николай Петрович

г) Базаров и Ситников

11. Укажите фамилию главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

а) Кирсанов

б) Печорин

в) Штольц

г) Базаров

12. О ком из героев романа «Отцы и дети» можно сказать: «Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.»

  1. Евгений Базаров
  2. Аркадий Кирсанов
  3. Павел Петрович
  4. Николай Петрович

13. Чем занимается главный герой романа «Отцы и дети»?

  1. Философией
  2. Иностранными языками
  3. Естественными науками
  4. Литературой

14. Какое литературное направление представлено в творчестве А.Н. Островского?

а) Романтизм

б) Сентиментализм

в) Символизм

г) Реализм

15. Кому из персонажей драмы А.Н. Островского «Гроза» принадлежать слова: «Не по своей воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; только я отпросился у дяди на минуточку…»

а) Ваня Кудряш

б) Кулигин

в) Борис

г) Тихон Кабанов

16. Героя с какой фамилией мы встречаем в драме А.Н. Островского «Гроза»?

а) Кабанов

б) Паратов

в) Карандышев

г) Огудалова

17. Какое определение нравам города Калинова дал Кулигин в разговоре с Борисом?

  1. Непросвещенные
  2. Дикие
  3. Жестокие
  4. Добрые

18. К какой общественной среде принадлежат герои пьесы А.Н.Островского «Гроза»:

  1. Помещичье-дворянской
  2. Купеческой
  3. Аристократической
  4. Народной

19. Какой эпизод в романе И.А. Гончарова «Обломов» является одним из самых значимых для понимания образа главного героя?

а) эпизод на охоте

б) эпизод на катке

в) эпизод с описанием сна

г) эпизод в гостях у Ольги Ильинской

20. В первой части романа И.А. Гончарова «Обломов» дом Ильи Ильича посещают разные герои, но искренне рад он только приезду:

  1. Пенкина
  2. Штольца
  3. Алексеева
  4. Тарантьева

21. Какая из принадлежащих Обломову вещей отражает особенность образа жизни героя?

  1. Сюртук
  2. Халат
  3. Шляпа
  4. Галстук

22. В каком произведении мы встречаем таких персонажей как: Захар, Ольга Ильинская, Иван Мухояров?

а) «Отцы и дети», И.С. Тургенев

б) «Обломов», И.А. Гончаров

в) «Гроза», А.Н. Островский

г) «Медный всадник», А.С. Пушкин

23. Кто из героев романа Ф.М. Достоевского «Идиот» оказывал финансовую поддержку Н.Ф. Барашковой?

а) князь Мышкин

б) Рогожин

в) Тоцкий

г) Иволгин

24. В чей дом направляется князь Мышкин в Петербурге (по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»)?

а) Барашковой

б) Иволгина

в) Епанчиных

г) Лебедева

25. Какую фамилию носил поэт А.А. Фет в последние годы своей жизни?

а) Тютчев

б) Шеншин

в) Лотарёв

г) Иванов

26. Назовите фамилию знаменитого русского поэта XIX века, в творчестве которого современники видели воплощение «поэзии мысли», автора знаменитого четверостишия «Умом Россию не понять».

  1. Ф.И.Тютчев
  2. А.А.Фет
  3. Н.А.Некрасов
  4. А.Н.Майков

27. Укажите фамилию русского поэта XIX века, основной особенностью поэтики которого стало одушевление природы, восприятие ее столь же «разумным» существом, что и человек:

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

  1. Ф.И.Тютчев
  2. А.А.Фет
  3. Н.А.Некрасов
  4. А.Н.Майков

28.  Назовите автора стихотворения:

«Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…»

  1. Ф.И.Тютчев
  2. А.А.Фет
  3. Н.А.Некрасов
  4. А.Н.Майков

29. Кто из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в военную пору 1812 г. возглавил партизанский отряд?

а) Денисов

б) Безухов

в) Ростов

г) Тимохин

30. Что делает Наташа (героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир»), чтобы доказать свою дружбу Соне?

а) обжигает руку раскалённой линейкой

б) прыгает из окна

в) падает на колени

г) клянётся в вечной дружбе

31. Укажите имя и фамилию героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир», который оказал во время плена сильное влияние на мировоззрение Пьера Безухова

  1. Андрей Болконский
  2. Николай Ростов
  3. Платон Каратаев
  4. Анатоль Курагин

32. Кто из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» признается себе самому в один из периодов духовных исканий: «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими…»?

  1. Андрей Болконский
  2. Пьер Безухов
  3. Платон Каратаев
  4. Анатоль Курагин

33. В каком из рассказов А.П. Чехова встречается факт несостоявшегося свидания на кладбище?

а) «Человек в футляре»

б) «Палата №6»

в) «Ионыч»

г) «О любви»

34. В каком из рассказов А.П. Чехова мы встречаем героя, которому принадлежать слова: «…да как бы чего не вышло…»?

а) «Палата №6»

б) «Ионыч»

в) «О любви»

г) «Человек в футляре»

35. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч»: Что предстает как особое, неповторимое и неповторяемое в жизни и впечатлениях главного героя?

  1. Чтение Верой Иосифовной своего романа.
  2. Шутки и остроты Ивана Петровича.
  3. Игра Котика на рояле.
  4. Удивительная, волшебная ночь на старом кладбище в ожидании свидания.

36. Какой из перечисленных ниже рассказов А.П. Чехова не входит в состав так называемой «маленькой трилогии»?

  1. «Человек в футляре»
  2. «О любви»
  3. «Крыжовник»
  4. «Ионыч»

37. Автором рассказов «Натали», «Темные аллеи», «Антоновские яблоки» является:

  1. А.П. Чехов
  2. И.А. Бунин
  3. М. Горький
  4. В.В. Набоков

38. Кто из героев ранних рассказов М.Горького вырвал из груди свое сердце, чтобы вывести людей из леса:

  1. Данко
  2. Ларра
  3. Радда
  4. Лойко Зобар

39. Кто из героев ранних рассказов М.Горького был обречен на свободу и одиночество:

  1. Данко
  2. Ларра
  3. Радда
  4. Лойко Зобар

40. В каком произведении М. Горького, мы встречаем строки «Рождённый ползать – летать не может»?

а) «Старуха Изергиль»

б) «Макар Чудра»

в) «Песнь о буревестнике»

г) «Песнь о соколе»

41. Кому из поэтов Серебряного века принадлежать строки:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно ярко, искристо, остро!

Весь я в чём-то норвежском, весь я в чём-то испанском!

Вдохновляюсь порывно и берусь за перо…

а) А.А. Блок

б) В.В. Маяковский

в) Н.С. Гумилёв

г) И. Северянин

42. Какое из направлений в поэзии Серебряного века появилось первым?

а) Акмеизм

б) Футуризм

в) Символизм

г) Имажинизм

43. Основоположником какого направления стал Н.С. Гумилёв?

а) Футуризма

б) Акмеизма

в) Имажинизма

г) Символизма

44. Автором стихотворений «Сердце к сердцу не приковано», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был...» является:

  1. Б.Л. Пастернак
  2. А.А. Ахматова
  3. А.Т. Твардовский
  4. А.А. Блок

45. Назовите поэта начала XX века, автора строк:

«Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами…»

  1. А.А. Ахматова
  2. К.Д. Бальмонт
  3. М.И. Цветаева
  4. Б.Л. Пастернак

46. Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вручил Маргарите волшебный крем?

а) Воланд

б) Азазелло

в) Мастер

г) Коровьев

47. Из какого произведения М.А. Булгакова фраза «Аннушка уже разлила масло»?

а) «Стальное горло»

б) «Мастер и Маргарита»

в) «Собачье сердце»

г) «Тьма египетская»

48. Какой герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», наблюдая за москвичами на сеансе в театре Варьете, дает им такую характеристику: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди»?

  1. Мастер
  2. Степа Лиходеев
  3. Иван Бездомный
  4. Воланд

49. Главный герой рассказа «Судьба человека» М. Шолохова?

а) Андрей Соколов

б) Иван Орлов

в) Семен Петров

г) Николай Скворцов

50. Роман М.А. Шолохова, ставший эпическим повествованием о судьбах русского народа в переломную эпоху Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны называется:

  1. «Поднятая целина»
  2. «Судьба человека»
  3. «Тихий Дон»
  4. «Они сражались за Родину»

51. Героем какого произведения М.Шолохова является А.Соколов, на долю которого выпал фашистский плен, гибель семьи и встреча с мальчиком-сиротой?

  1. «Поднятая целина»
  2. «Судьба человека»
  3. «Тихий Дон»
  4. «Они сражались за Родину»

52. Как звали мальчика, которого усыновил главный герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека»?

а) Васенька

б) Гришенька

в) Илюшенька

г) Ванюшка

53. Художественный фильм «А зори здесь тихие…» снят по одноименной повести

а)        В.Быкова

б)        В.Астафьева

в)        Б.Васильева

г)        В.Пановой

54. В повести «А зори здесь тихие…» нет героини с именем?

а) Женька

б) Лиза

в) Катя

г) Соня

55. Кому принадлежат строки:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди…

а) К. Симонов

б) Ю. Друнина

в) Э. Асадов

г) Я. Смеляков

56. Как зовут героиню повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось»?

а) Катерина

б) Мария

в) Юлия

г) Елена

57. В.М.Шукшин ввел в русскую литературу особый тип героя из народа и дал уму образное название

  1. Деревенский дурачок
  2. Чудик
  3. Юродивый
  4. Мастер на все руки

58. Укажите фамилию поэта, в творчестве которого особое место занимают образы Москвы и Арбата:

Ты течешь, как река, странное название,

И прозрачен асфальт, как в реке вода.

Ах, Арбат, мой Арбат — ты мое призвание...

  1. B.C. Высоцкий
  2. Б.Ш. Окуджава
  3. Н.М. Рубцов
  4. А.А. Вознесенский

59. Кто из перечисленных драматургов  ХХ века является автором пьесы «Старший сын»:

  1. А.Володин
  2. А.Вампилов
  3. В.Розов
  4. Е.Шварц

60. Его творчество – вершина авторской песни. Будучи профессиональным драматическим актером, он превращал исполнение каждой своей песни в мини-спектакль:

  1. B.C. Высоцкий
  2. Б.Ш. Окуджава
  3. Н.М. Рубцов
  4. А.А. Вознесенский

Часть Б.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-5

        «А хорошо, что я на ней не женился», - подумал Старцев.

        Она смотрела на него и, по-видимому, ждала, что он предложит ей пойти в сад, но он молчал.

        - Давайте же поговорим, - сказала она, подходя к нему. – Как вы живёте? Что у вас? Как? Я все эти дни думала о вас, - продолжала она нервно, - я хотела послать вам письмо, хотела сама поехать к вам в Дялиж, и уже решила поехать, но потом раздумала, - бог знает, как вы теперь ко мне относитесь. Я с таким волнением ожидала вас сегодня. Ради бога, пойдёмте в сад.

        Они пошли в сад и сели там на скамью под старым клёном, как четыре года назад. Было темно.

        - Как же вы поживаете? – спросила Екатерина Ивановна.

        - Ничего, живём понемножку, - ответил Старцев.

        И ничего не мог больше придумать. Помолчали.

        - Я волнуюсь, - сказала Екатерина Ивановна и закрыла руками лицо, - но вы не обращайте внимания. Мне так хорошо дома, я так рада видеть всех и не могу привыкнуть. Сколько воспоминаний! Мне казалось, что мы будем говорить с вами без умолку, до утра.

        Теперь он видел близко её лицо, блестящие глаза, и здесь, в темноте, она казалась моложе, чем в комнате, и даже как будто вернулось к ней её прежнее детское выражение. И в самом деле, она с наивным любопытством смотрела на него, точно хотела поближе разглядеть и понять человека, который когда-то любил её так пламенно, с такой нежностью и так несчастливо; её глаза благодарили его за эту любовь. И он вспомнил всё, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомлённый, возвращался к себе домой, и ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонёк.

        - А помните, как я провожал вас на вечер в клуб? – сказал он. – Тогда шёл дождь, было темно…

        Огонёк всё разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь…

        - Эх! – сказал он со вздохом. – Вот вы спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?

        - Но у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице. Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой пианисткой. Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница. И, конечно, я вас не понимала тогда, но потом, в Москве, я часто думала о вас. Я только о вас и думала. Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! – повторила Екатерина Ивановна с увлечением. – Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным…

        Старцев вспомнил про бумажки, которые он вечером вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонёк в душе погас.

        Он встал, чтобы идти к дому. Она взяла его под руку.

        - Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни, - продолжала она. – Мы будем видеться, говорить, не правда ли? Обещайте мне. Я не пианистка, на свой счёт я уже не заблуждаюсь и не буду при вас ни играть, ни говорить о музыке.

        Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении её лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращённые на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился».

                                                                        (А.П. Чехов, «Ионыч»)

1. Как называется средство характеристики героя, основанное на описании их внешности «он видел близко её лицо, блестящие глаза, и здесь, в темноте, она казалась моложе, чем в комнате, и даже как будто вернулось к ней её прежнее детское выражение»)?

2. Рассказывая о себе, Екатерина Ивановна говорит: «…я такая же пианистка, как мама писательница». Каким приёмом, основанным на скрытой насмешке и характерным для чеховской прозы, отмечено это высказывание героини?

3. Установите соответствие между чеховскими героями и соответствующими произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЕРОИ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А. Беликов

1. О любви

Б. Рагин

2. Человек в футляре

В. Луганович

3. Ионыч

Г. Котик

4. Палата №6

4. Черты какого литературного направления нашли отражение в рассказе А.П. Чехова?

5. Как называется приём, основанный на соседстве противоположных явлений (восторженные оценки Екатерины Ивановны и мысли Старцева о деньгах)?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 6-10

        За ужином разговаривали мало. Особенно Базаров почти ничего не говорил, но ел много. Николай Петрович рассказывал разные случаи из своей, как он выражался, фермерской жизни, толковал о предстоящих правительственных мерах, о комитетах, о депутатах, о необходимости заводить машины и т.д. Павел Петрович медленно похаживал взад и вперёд по столовой (он никогда не ужинал), изредка отхлёбывая из рюмки, наполненной красным вином, и ещё реже произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде «а! эге! гм!». Аркадий сообщил несколько петербургских новостей, но он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребёнком и возвратился в место, где привыкли видеть и считать его ребёнком. Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесённым, правда, сквозь зубы; с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и выпил всё вино. Прокофьич не спускал с него глаз и только губами пожёвывал. После ужина все тотчас разошлись.

        - А чудаковат у тебя дядя, - говорил Аркадию Базаров, сидя в халате возле его постели и насасывая короткую трубочку. – Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!

        - Да ведь ты не знаешь, - ответил Аркадий, - ведь он львом был в своё время. Я когда-нибудь расскажу тебе его историю. Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам.

        - Да, вот что! По старой, значит, памяти. Пленять-то здесь, жаль, некого. Я всё смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Аркадий Николаевич, ведь это смешно?

        - Пожалуй; только он, право, хороший человек.

        - Архаическое явление! А отец у тебя славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк.

        - Отец у меня золотой человек.

        - Заметил ли ты, что он робеет?

        Аркадий качнул головой, как будто сам он не робел.

        - Удивительное дело, - продолжал Базаров, - эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения… ну, равновесие и нарушено. Однако прощай! В моей комнате английский рукомойник, а дверь не запирается. Всё-таки это поощрять надо – английские рукомойники, то есть прогресс!

        Базаров ушёл, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постеле, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки. Аркадий вспомнил Егоровну, и вздохнул, и пожелал ей царствия небесного… О себе он не молился.

        И он и Базаров заснули скоро, но другие лица в доме долго ещё не спали. Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лёг в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы. Брат его сидел далеко за полночь в своём кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь. Павел Петрович не разделся, только китайские красные туфли без задков сменили на его ногах лаковые полусапожки. Он держал в руках последний нумер Galignani, но он не читал; он глядел пристально в камин, где, то замирая, то вспыхивая, вздрагивало голубоватое пламя… Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями.  

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Ответом к заданиям 6-10 является слово или словосочетание, или последовательность цифр/букв.

6. Укажите название литературного направления, которое достигло своего расцвета во второй половине XIX в. и ярким образцом которого является роман «Отцы и дети».

7. Укажите фамилию «отцов» (Николая Петровича и его брата), в имении которых гостит Базаров.

8. Позиция Базарова по отношению к «стареньким романтикам» отражает определённую систему материалистических взглядов, исповедуемых «новыми людьми». Как она называлась?

9. Установите соответствие между женскими персонажами романа и героями, нашедшими в них свой идеал: в каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЖЕНСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ГЕРОИ

А. Одинцова

1. Николай Петрович

Б. Княгиня Р.

2. Аркадий

В. Катя

3. Павел Петрович

Г. Фенечка

4. Базаров

10. С самого начала романа намечается противостояние Базарова и «отцов». Как называется острое противостояние, благодаря которому развивается сюжет произведения?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 11-15

Проснувшись, Маргарита не заплакала, как это бывало часто, потому что проснулась с предчувствием, что сегодня наконец что-то произойдёт. Ощутив это предчувствие, она стала его подогревать и растить в своей душе, опасаясь, чтобы оно её не покинуло.

— Я верую! — шептала Маргарита торжественно, -я верую! Что-то произойдёт! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, мне послана пожизненная мука? Сознаюсь в том, что я лгала и обманывала и жила тайной жизнью, скрытой от людей, но всё же нельзя за это наказывать так жестоко. Что-то случится непременно, потому что не бывает так, чтобы что-нибудь тянулось вечно. А кроме того, сон мой был вещий, за это я ручаюсь.

Так шептала Маргарита Николаевна, глядя на пунцовые шторы, наливающиеся солнцем, беспокойно одеваясь, расчёсывая перед тройным зеркалом короткие завитые волосы.

Сон, который приснился в эту ночь Маргарите, был действительно необычен. Дело в том, что во время своих зимних мучений она никогда не видела во сне мастера. Ночью он оставлял её, и мучилась она только в дневные часы. А тут приснился.

Приснилась неизвестная Маргарите местность - безнадёжная, унылая, под пасмурным небом ранней весны. Приснилось это клочковатое бегущее серенькое небо, а под ним беззвучная стая грачей. Какой-то корявый мостик. Под ним мутная весенняя речонка, безрадостные, нищенские, полуголые деревья, одинокая осина, а далее, — меж деревьев, — бревенчатое зданьице, не то оно — отдельная кухня, не то баня, не то чёрт знает что. Неживое всё кругом какое-то и до того унылое, что так и тянет повеситься на этой осине у мостика. Ни дуновения ветерка, ни шевеления облака и ни живой души. Вот адское место для живого человека!

И вот, вообразите, распахивается дверь этого бревенчатого здания, и появляется он. Довольно далеко, но он отчётливо виден. Оборван он, не разберёшь, во что он одет. Волосы всклокочены, небрит. Глаза больные, встревоженные. Манит её рукой, зовёт. Захлебываясь в неживом воздухе, Маргарита по кочкам побежала к нему и в это время проснулась.

«Сон этот может означать только одно из двух, — рассуждала сама с собой Маргарита Николаевна, — если он мёртв и поманил меня, то это значит, что он приходил за мною, и я скоро умру. Это очень хорошо, потому что мучениям тогда настанет конец. Или он жив, тогда сон может означать только одно, что он напоминает мне о себе! Он хочет сказать, что мы ещё увидимся. Да, мы увидимся очень скоро».

Находясь всё в том же возбуждённом состоянии, Маргарита оделась и стала внушать себе, что, в сущности, всё складывается очень удачно, а такие удачные моменты надо уметь ловить и пользоваться ими. Муж уехал в командировку на целых три дня. В течение трёх суток она предоставлена самой себе, никто не помешает ей думать о чём угодно, мечтать о том, что ей нравится. Все пять комнат в верхнем этаже особняка, вся эта квартира, которой в Москве позавидовали бы десятки тысяч людей, в полном её распоряжении.

Однако, получив свободу на целых три дня, из всей этой роскошной квартиры Маргарита выбрала далеко не самое лучшее место. Напившись чаю, она ушла в тёмную, без окон, комнату, где хранились чемоданы и разное старьё в двух больших шкафах. Присев на корточки, она открыла нижний ящик первого из них и из-под груды шёлковых обрезков достала то единственно ценное, что имела в жизни. В руках Маргариты оказался старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка мастера, книжка сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на его имя, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем.

Вернувшись с этим богатством к себе в спальню, Маргарита Николаевна установила на трёхстворчатом зеркале фотографию и просидела около часа, держа на коленях испорченную огнём тетрадь, перелистывая её и перечитывая то, в чём после сожжения не было ни начала, ни конца: «...Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете...»

(М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

Ответом к заданиям 11-15 является слово или словосочетание, или последовательность цифр/букв.

11. Назовите жанр произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

12. Предчувствие необыкновенных событий не обмануло Маргариту. Каким термином обозначается последовательность событий в художественном произведении?

13. Сон Маргариты начинается с описания неизвестной местности. Как называется описание природы в художественном произведении?

14. Маргарита читает рукопись произведения, написанного Мастером. Как зовут главного героя этого произведения?

15. Приведите термин, которым называют мелкую выразительную подробность в художественном произведении («альбом коричневой кожи», «лепестки засохшей розы»).

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 16-20

Борис. Ах ты, господи! Хоть бы одним глазком взглянуть на неё! В дом войти нельзя: здесь незваные не ходят. Вот жизнь-то! Живём в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и всё! Здесь что вышла замуж, что схоронили — всё равно.

Молчание.

Уж совсем бы мне её не видать: легче бы было! А то видишь урывками, да ещё при людях; во сто глаз на тебя смотрят. Только сердце надрывается. Да и с собой-то не сладишь никак. Пойдёшь гулять, а очутишься всегда здесь у ворот. И зачем я хожу сюда? Видеть ее никогда нельзя, а еще, пожалуй, разговор какой выйдет, её-то в беду введёшь. Ну, попал я в городок!

Идёт ему навстречу Кулигин.

 К у л и г и н. Что, сударь? Гулять изволите?

Борис. Да, гуляю себе, погода очень хороша нынче.

Кулигин. Очень хорошо, сударь, гулять теперь. Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое...

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне — дна.

Пойдёмте, сударь, на бульвар, ни души там нет.

Борис. Пойдёмте!

Кулигин. Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетётся. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены... Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе можете судить. И что, сударь, за этими замками разврату тёмного да пьянства! И всё шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри, в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чём, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет. Ну, да бог с ними! А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками.

(А. Н. Островский. «Гроза» )

Ответом к заданиям 16-20 является слово или словосочетание, или последовательность цифр/букв.

16. Укажите название «городишки», о нравах которого рассуждает Кулигин.

17. Как зовут героиню, занимающую мысли Бориса?

18. Как называется фамилия персонажа, несущая в себе авторскую оценку его внутренней сущности (например, перекличка фамилии Кулигина с известным изобретателем-самоучкой Кулибиным)?

19. Как называется авторское замечание, пояснение по ходу действия пьесы («Идёт ему навстречу Кулигин»)?

20. Установите соответствие между тремя персонажами «Грозы» и их социальным положением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ 

А) Дикой

1. купец

Б) Кулигин

2. конторщик

В) Кудряш

3. мещанин

 Внимательно прочтите описание персонажа, назовите.

1. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

 «В белом плаще с кровавым подбоем,  шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого дня весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел...»

2. И.А.Гончаров, «Обломов»

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь»

3. Л.Н.Толстой, «Война и мир»

Он «был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не уел войти в салон и еще менее умел из него выйти…Кроме того, он был рассеян».

4. А.П.Чехов, «Крыжовник»

«…Постарел, располнел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед – того и гляди хрюкнет в одеяло».

5. М.Горький, «Старуха Изергиль»

«…юноша, красивый и сильный,…только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц».

6. Л.Н. Толстой, «Война и мир»

«…небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. …Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».

7. И.А. Гончаров, «Обломов»

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности….На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат…»

8. И.С.Тургенев,  «Отцы и дети»

 «Длинное худое [лицо], с широким лбом, кверху плоским книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность и ум» »

9. М.Горький, «Старуха Изергиль»

«Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно и хрустел, точно старуха говорила костями».

10. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»  

«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной».

11. Ф.М. Достоевский, «Идиот»

«...молодой человек, тоже лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь».

12. М. Горький, «Старуха Изергиль»

«И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца...»

13. А.Н. Островский, «Гроза»

«...Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю...»

14. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

«...Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь...»

15. Л.Н. Толстой, «Война и мир»

«...вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке...»

16. И.А. Гончаров, «Обломов»        

«Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами…»

17. Л.Н. Толстой, «Война и мир»

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка…»

18. Ф.М. Достоевский, «Идиот»

«..необыкновенной красоты женщина ... в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона....волосы, по-видимому, тёмно-русые ...глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…»

19. А.П. Чехов, «Человек в футляре»

«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате…»

20. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

«...ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые... Лицо было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице как будто бы навеки сжёг загар…»

Часть В.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1-4

***

Кто создан из камня, кто создан из глины, –

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты… -

В купели морской крещена – и в полёте

Своём – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьётся моё своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена –

Высокая пена морская!

(М.И. Цветаева. 1920)

1. Как называется созвучие концов стихотворных строк (плоти – в полёте, плиты – разбита и т.п.)?

2. Как называется яркое определение, придающее выражению образность и эмоциональность: «весёлая пена», «высокая пена», «бренная пена»?

3. Какой художественный приём использован в следующих строках: «Кто создан из камня, кто создан из глины»; «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети»?

4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения. Запишите буквы, под которыми они указаны.

а) инверсия

б) аллитерация

в) неологизм

г) оксюморон

д) риторическое восклицание

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 5-8

***

Я не люблю иронии твоей.

Оставь её отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Ещё остаток чувства сохранившим –

Нам рано предаваться ей!

Пока ещё застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока ещё кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты –

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны…

(Н.А. Некрасов, 1850)

5. Каким термином обозначается созвучие концов стихотворных строк (не жившим – любившим – сохранившим)?

6. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите буквы, под которыми они указаны.

а) гипербола

б) эпитет

в) метафора

г) сравнение

д) инверсия

7. Как называется приём поэтической звукописи, к которому прибегает поэт в последней строфе («бурливее река»)?

8. Укажите название приёма, в основе которого лежит соотнесённость, например, психологического состояния человека и явлений природы («в сердце тайный холод и тоска» - «так осенью бурливее река…»)

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 9-12

СТИХИ К БЛОКУ

Имя твоё — птица в руке,

Имя твоё — льдинка на языке.

Одно единственное движенье губ.

Имя твоё — пять букв.

Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В лёгком щёлканье ночных копыт Громкое имя твоё гремит.

И назовёт его нам в висок

Звонко щёлкающий курок.

Имя твоё — ах, нельзя! -

Имя твоё — поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век,

Имя твоё — поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим — сон глубок.

(МЛ. Цветаева, 1916)

9. Укажите традиционный лирический жанр, к которому относится стихотворение М.И. Цветаевой «Стихи к Блоку».

10. Какой стилистический приём использует М.И. Цветаева в строке «В нежную стужу недвижных век»?

11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в любом порядке).

  1. гротеск
  2. олицетворение
  3. гипербола
  4. эпитет
  5. инверсия

12. Как называется повтор слова или группы слов в начале смежных строк стихотворения:

Имя твоё — птица в руке,

Имя твоё — льдинка на языке...?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 13-16

ПЕСЕНКА ОБ ОТКРЫТОЙ ДВЕРИ

Когда метель кричит, как зверь —

Протяжно и сердито,

Не запирайте вашу дверь,

Пусть будет дверь открыта.

И если ляжет дальний путь

Нелёгкий путь, представьте,

Дверь не забудьте распахнуть,

Открытой дверь оставьте.

И, уходя в ночной тиши,

Без лишних слов решайте:

Огонь сосны с огнём души

В печи перемешайте.

Пусть будет тёплою стена

И мягкою — скамейка...

Дверям закрытым — грош цена,

Замку цена — копейка!

(Б.Ш. Окуджава, 1959)

13. К какому роду литературы относится данное стихотворение Б.Ш. Окуджавы?

14. Назовите художественный приём, заключающийся в переносе свойств одних явлений на другие на основе их сходства («огнём души»).

15. Как называется вид звукописи, основанный на повторении одинаковых

гласных звуков:

И если ляжет дальний путь Нелёгкий путь, представьте...?

16. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в 1-й и 2-й строфах стихотворения (цифры укажите в любом порядке).

  1. олицетворение
  2. оксюморон
  3. повтор

4)сравнение

5) неологизм


Эталоны ответов

Часть А.

  1. Г
  2. Б
  3. В
  4. Б
  5. Б
  6. Г
  7. Б
  8. Г
  9. В
  10. А
  11. А
  12. А
  13. В
  14. Г
  15. В
  16. А
  17. В
  18. Б
  19. В
  20. Б
  21. Б
  22. Б
  23. В
  24. В
  25. Б
  26. А
  27. А
  28. Б
  29. А
  30. А
  31. В
  32. А
  33. В
  34. Г
  35. Г
  36. Г
  37. Б
  38. А
  39. Б
  40. Г
  41. Г
  42. В
  43. Б
  44. Б
  45. В
  46. Б
  47. Б
  48. Г
  49. А
  50. В
  51. Б
  52. Г
  53. В
  54. В
  55. А
  56. В
  57. Б
  58. Б
  59. Б
  60. А

Часть Б

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания:

 

  1. Портрет
  2. Ирония
  3. А2, Б4, В1, Г3
  4. Реализм
  5. Контраст (антитеза)
  6. Реализм
  7. Кирсанов (Кирсановы)
  8. Нигилизм
  9. А4, Б3, В2, Г1
  10. Конфликт
  11. Роман
  12. Сюжет
  13. Пейзаж
  14. Понтий Пилат
  15. Деталь
  16. Калинов
  17. Катерина
  18. Говорящая
  19. Ремарка
  20. А1,Б3,В2


Внимательно прочтите описание персонажа, назовите.

  1. Понтий Пилат
  2. Штольц
  3. Пьер Безухов
  4. Николай Иванович
  5. Ларра
  6. Андрей Болконский
  7. Обломов
  8. Базаров
  9. Изергиль
  10. Иешуа
  11. Князь Мышкин
  12. Данко
  13. Дикой
  14. Маргарита
  15. Пьер Безухов
  16. Агафья Пшеницына
  17. Наташа Ростова
  18. Настасья Филипповна
  19. Беликов
  20. Воланд

Часть В.

  1. Рифма
  2. Эпитет (эпитеты)
  3. Повтор
  4. А,б,д,
  5. Рифма
  6. Б,в,д
  7. Аллитерация
  8. Параллелизм
  9. Посвящение
  10. Аллитерация
  11. 2,4,5
  12. Анафора
  13. Лирика
  14. Метафора
  15. Ассонанс
  16. 1,3,4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по подготовке к экзамену

В данных методических указаниях представлены задачи экзаменационных билетов, а также рассмотрены примеры решения типовых задач с подробными объяснениями....

Методические материалы по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку

алгоритмы выполнения заданий 2-14, рекомендации для учащихся и теория...

Методические рекомендации для подготовки к экзамену по дисциплине «Экономика организации»

Методические указания составлены на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по спе...

Учебно-методические материалы «Подготовка к экзамену» по дисциплине «Метеорологическое обеспечение полетов»

Современные механизмы внешней оценки профессиональных компетенций дают возможность определить направления совершенствования деятельности конкретной образовательной организации с целью соответствия луч...

Учебно-методические материалы «Подготовка к экзамену»

Современные механизмы внешней оценки профессиональных компетенций дают возможность определить направления совершенствования деятельности конкретной образовательной организации с целью соответствия луч...

Методические материалы по подготовке к демонстрационному экзамену 23.02.07

Разработаны Методические материалы по подготовке к демонстрационному экзамену по специальности 23.02.07. "Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей".Матери...

Методические рекомендации при подготовке к экзамену по физике

Статья посвящена современным методам подготовки к ЕГЭ по физике. Автор подчеркивает важность использования сайта ФИПИ, который предоставляет актуальную информацию о структуре экзамена, типовых задания...