Общая симптоматология и синдромология психических болезней
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План лекции: Общая характеристика психических расстройств Расстройства восприятий и ощущений. Нарушение мышления. Нарушение памяти. Нарушение интеллекта. Расстройства эмоционально-волевой и двигательной сферы. Аффективные расстройства. Расстройства сознания.
Симптом - феномен , указывающий на патологию, болезненное отступление от естественного течения психических процессов, ведущее к дезадаптации . Синдром – называют повторяющееся сочетание симптомов, тесно связанных между собой общими механизмами происхождения и характеризующих настоящее состояние больного. В психиатрии принято выделять расстройства невротического и психотического уровня. Психоз - проявляется тяжелым нарушением психических процессов, при котором человек теряет способность правильно воспринимать и понимать окружающий мир и себя самого. Признаки психоза: - неправильное отражение окружающего мира (бред и галлюцинации); - отсутствие критики (сознания болезни) - нелепое или опасное поведение (психомоторное возбуждение, агрессивность и т.д ).
В психиатрии широко используется разделение симптомов на: продуктивные и негативные . 1 .К продуктивной симптоматике относят появления у пациентов на фоне заболевания новых функций: бред и галлюцинации, навязчивые идеи, сильное чувство тоски при депрессии, психомоторное возбуждение. 2.Негативная симптоматика (дефект, минус- симптом)- проявляется утратой имевшихся ранее функций, снижением способностей, ущербом психики: утрата памяти (амнезия),интеллекта (слабоумие), неспособность испытывать яркие эмоциональные чувства ( апатия).
Расстройства восприятиЯ и ощущений К данной группе расстройств относятся нарушения простых чувств человека- слуха, зрения, осязания, боли, тепла, холода, вкуса, запаха. Общая гиперестезия - общее усиление чувствительности, сопровождающееся повышенной раздражительностью. Гиперестезия – характерное проявление астенического синдрома. Общая гипостезия – общее снижение чувствительности с тягостным для больного чувством утраты яркости восприятия всех оттенков окружающего мира. Истерические расстройства ощущений могут принимать самые необычные формы – от полной потери кожной чувствительности(анестезия), слепоты и глухоты до необычной боли, чувства жжения или наличия в теле инородных предметов(комок в горле).Эти расстройства возникают непосредственно после эмоционального стресса.
Парестезии проявляются знакомым многим людям чувством онемения, покалывания и «ползанья мурашек». Сенестопатии – крайне неприятные, необычные и трудноописуемые ощущения в теле. Больные не могут точно сформулировать свои жалобы, они страдают, но не могут объяснить, в чем именно заключается страдание.
Иллюзии и галлюцинации Иллюзии – расстройства восприятия, при которых вместо реально существующих объектов человек воспринимает совершенно другие предметы и объекты. Галлюцинации – расстройства восприятия, при которых объекты или явления воспринимаются там, где в действительности ничего нет. Различают галлюцинации зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые. При острых психозах чаще возникают зрительные галлюцинации , при хронических – слуховые.
Псевдогаллюцинации встречаются в психиатрической практике несколько чаще, чем истинные, в подавляющем большинстве при параноидной шизофрении Истинные галлюцинации не представляют специфического проявления какой-либо болезни. Они могут наблюдаться при различных экзогенных, соматогенных, органических, реже эндогенных психозах. Яркие сценоподобные истинные галлюцинации наблюдаются при делириозном помрачении сознания.
Нарушение мышления, памяти и интеллекта Мышление – одно из важнейших способностей человека, позволяющая ему не только наблюдать события, но и находить между ними связи и закономерности, не только действовать, но и понимать смысл всего происходящего. Интеллект – сложное понятие, определяющее способность человека посредством мышления понимать и осознавать окружающий мир и себя, адаптироваться к жизни, планировать свою деятельность и предвидеть ее последствия . Одной из важнейших предпосылок интеллекта является память , которая сохраняет накопленные знания, опыт, выработанные понятия, стереотипы действий. Фактически память включает в себя несколько процессов: запоминание (фиксация), сохранение ( ретенция) и воспроизведение (репродукция). Психологи так же выделяют кратковременную (оперативную), и долговременную память .
Расстройства ассоциативного процесса Ускорение мышления проявляется быстрой скачущей речью. Замедление мышления , напротив, заключается в бедности ассоциаций. Больные малоразговорчивы, говорят всегда медленно и односложно, долго думают перед тем, как ответить на вопрос, на сложные вопросы они не могут ответить вовсе. Их ответы очень просты – «да» или «нет ». Чаще всего данное расстройство наблюдают при депрессивном синдроме. Патологическая обстоятельность (вязкость) проявляется медленной тягучей речью, но при этом больные довольно многословны, с чрезмерной детализацией описывают свои жалобы, воспоминания. Чаще всего причиной обстоятельности мышления бывают органические заболевания мозга, особенно эпилепсия.
Резонерство – бессмысленное рассуждательство . Разорванность заключается в полной утрате смысла высказывания при сохранности их грамматической структуры. Бессвязность отличается от разорванности отсутствием связной речи как таковой.
Аутистическое мышление проявляется чрезвычайной замкнутостью, когда больной настолько погружен в мир собственных фантазий, что не замечает бессмысленности и нелепости своих суждений. Символическое мышление п ри этом пациенты используют символы хаотично, вкладывают в них понятный только им одним смысл, вскоре забывают о своей прежней трактовке и дают тому же символу совершенно другое объяснение . Паралогическое мышление заключается в том, что больной путем сложных логических построений приходит к абсурдным выводам.
Нарушения памяти ( мнестические расстройства) Гипомнезия – общее ослабление всех функций памяти. Амнезия – полное выпадение из памяти ряда событий (обычно в пределах определенного временного промежутка). Фиксационная амнезия – неспособность длительно удерживать в памяти какую-либо новую информацию. Больной полностью забывает все сказанное ему уже через несколько минут, но события далекого прошлого, наоборот, могут четко сохраняться в памяти пациента. Фиксационную амнезию считают острым инвалидизирующим расстройством. Данный симптом считают основным проявлением корсаковского синдрома
Нарушения интеллекта Олигофрения ( малоумие , умственная отсталость) – врожденное или до 3х лет приобретенное интеллектуальное недоразвитие. Основная причина олигофрении – алкоголизм матери. Адаптация человека с олигофренией зависит от степени задержки развития интеллекта. Идиотия – наиболее тяжелая степень олигофрении. Больные не способны жить без посторонней помощи. У них отсутствует речь, они не узнают близких, не способны к самообслуживанию. Свои потребности больные выражают криком и плачем, многие из них не могут ходить, и проводят всю жизнь в постели или коляске. Психический дефект при идиотии часто сопровождается с множественными дефектами формирования органов . Имбецильность – тяжелая умственная отсталость с возможностью формирования простых психических функций: речи, эмоциональных реакций, простых двигательных навыков. Речь больных крайне примитивна. У пациентов можно воспитать навыки самообслуживания, они едят самостоятельно, ходят в туалет, надевают простую одежду. Однако им не доступны школьные задания: чтение, письмо, счет. Также возможна трудовая деятельность.
Дебильность – наименьшая степень олигофрении, при которой формируются элементы конкретно-ситуационного мышления, позволяющие больным не только усваивать простейшие школьные знания, но и получать профессию, чтобы работать под присмотром инструктора. Больные могут учиться в специализированных школах, где их обучают чтению, письму, простейшему счету. Эти пациенты довольно внушаемы, копируют поведение окружающих, под их влиянием могут начать курить, злоупотреблять алкоголем, воровать. Деменцией (слабоумием) называют резкое снижение интеллекта после длительного периода его нормального развития, при ней происходит утрата многих выработанных способностей, накопленных знаний и умений. Как правило, выздоровление при данном расстройстве невозможно. В большинстве случаев деменция является признаком органических заболеваний (мозговая атрофия, поражение сосудов, опухоли и травмы мозга, тяжелые интоксикации и энцефалит).
Расстройства эмоционально-волевой и двигательной сферы Эмоции – одна из важнейших составляющих психики, которая дает чувственно окрашенную общую оценку внутреннего состояния человека и сложившейся ситуации. Воля – основной регулирующий механизм поведения, который позволяет сознательно планировать нашу деятельность, преодолевать возникающие на пути препятствия, удовлетворять свои потребности (влечения) в такой форме, чтобы это способствовало большей адаптации.
Расстройства воли и влечений Гипербулия характеризуется общим повышением всех базовых влечений. У больных повышается аппетит. Повышенная сексуальность выражается стремлением наряжаться и кокетничать у женщин, мужчины также проявляют повышенное внимание к своему внешнему виду, склонны ухаживать и делать множество комплиментов. Потребность в общении проявляется навязчивостью, говорливостью, больные постоянно вступают в беседу посторонних лиц, дают советы, делают замечания, на улице разговаривают с незнакомыми. Такие больные готовы оказывать помощь не только близким, но и всем подряд. Они раздают деньги, вступают в драку с целью защитить «обиженного», при этом забывают о своей семье, оставляют без присмотра собственных детей. Данный синдром – типичное проявление маниакального синдрома.
Гипобулия – общее ослабление всех основных потребностей человека. При этом резко снижается аппетит. Утрата сексуального влечения ведет к снижению внимания к своей внешности, женщины не пользуются косметикой, одеваются исключительно просто, не следят за актуальностью прически и одежды, мужчины забывают бриться. Этому сопутствует постоянная замкнутость пациентов, отсутствие какой-либо потребности излить свои чувства окружающим. Подавление родительского инстинкта приводит к тому, что мать перестает ухаживать за детьми и мужем, не проявляет интереса к их заботам и достижениям. Особенно тяжело переживается утрата ценности жизни, ничто не удерживает больных от самоубийства. Все это проявления депрессивного синдрома.
Абулия – важнейший компонент апатико-абулического синдрома. Утрата эмоций называется апатией. Больные не испытывают привязанности к родным, не чувствуют вины за свою лень и иждивенчество, не страдают от скуки и одиночества, не стремятся к работе и служебному росту, безразличны к заботам семьи. Чаще всего апатико-абулический синдром наблюдается в исходе злокачественных форм шизофрении, у больных с поражением лобных частей мозга (опухоли, атрофия, травмы), при тяжелом гипотиреозе.
Аффективные расстройства Повышение настроения ( гипертимия ) – стойкое, болезненное, не зависящее от реальной ситуации чувство радости, приподнятости, веселья. Особый вариант повышения настроения – эйфория (благодушно-беспечный эффект ). Больные всем довольны, не высказывают никаких пожеланий, не проявляют инициативы, бездеятельны, склонны к пустым разговорам.
Дисфория – тоскливо-злобное настроение с желанием на ком-то разрядиться. Апатия (равнодушие, безразличие) – стойкая неспособность переживать какие-либо эмоциональные чувства (как положительные, так и отрицательные). Отсутствие эмоций приводит к пассивности и бездеятельности – все эти синонимы составляют апатико-абулический синдром. Апатию относят к негативным симптомам, она не исчезает под воздействием лечения.
Синдромы выключения сознания При оглушении з атрудняются мышление и восприятие окружающего. Больной не сразу осознает обращенную к нему речь, часто приходится повторять свои слова или говорить громче, чтобы он услышал и сумел понять суть вопроса. При этом сложные фразы он не может осмыслить даже после многократного повторения. Ориентировка во времени и месте затруднена. Больные с легкой степенью оглушения могут сохранять некоторую активность, вставать с постели, ходить по отделению, но вид их говорит об отрешенности, на вопросы они отвечают невпопад, с большой задержкой, иногда отмечается патологическая сонливость.
Сопор – глубокое расстройство сознания с полным прекращением психической деятельности. Хотя больные производят впечатление глубоко спящих, разбудить их не удается. Вместе с тем сохраняются простейшие реакции на наиболее сильные стимулы и безусловные рефлексы. Так, больной может начинать стонать в ответ на боль, приоткрыть на короткое время глаза, если громко произнесут его имя. При этом никакого контакта с больными установить не удается. По выходе из сопора всегда наблюдается полная амнезия.
Кома – наиболее тяжелая степень выключения сознания, при которой не только отсутствует контакт с больным, но и исчезают реакции на сильные раздражители, и затухают безусловные рефлексы.
Литература о сновная : 1. Бортникова С.М. Зубахина Т.В. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии: Учебник. – 9-е издание, стереотипное. – Ростов-на – Дону: Феникс, 2012.- ( Медицина). 2. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М.А. Наркология: учебное пособие – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011. 3. Тюльпин Ю.Г. Психические болезни с курсом наркологии: Учебник.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2012. 4. Чернов В.Н. Сестринское дело в психиатрии с курсом наркологии: Учебник. – 2-е изд., дополненное и переработанное М.: ФГОУ “ ВУНМЦ Росздрава “, 2008. Дополнительная: 1. Справочник для медицинской сестры психиатрической службы: методические рекомендации: Общерос . обществ.орг . мед. сестер « Ассоц . мед. сестер России »; [сост.; Саркисова В.А. и др.]. Санкт – Петербург: ООО «Береста»; 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему"Основы общей эпизоотологии" по дисциплине "Болезни рыб"
В презентации представлены вопросы общей эпизоотологии при заболеваниях рыб. Дано определение эпизоотологии, проявление эпизоотического процесса, возникновение и течение эпизоотий, источники, фак...
Учебно-методическое пособие: "Схема истории болезни по инфекционным болезням"
Рекомендуется в качестве учебно-методического пособия студентам средних медицинских учебных заведений по специальности «Лечебное дело»Разработано преподавателем МК №1Николаевой...
Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития в условиях общего образования
Группа детей с задержкой психического развития (ЗПР) была выделена из категории неуспевающих школьников.В настоящее время наиболее востребованной в практике остается классификация задержек психическог...
"Общие и специфические закономерности психического развития"
Запросы практики специального обучения детей с разными нарушениями развития с момента создания соответствующих образовательных учреждений стимулировали в первую очередь пси-хологическое изучение позна...
Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»
Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования учебного предмета"Физическая культура" для обучающихся 6 класса с задержкой психического развития
Рабочая программа для обучающихся 6 класса с ЗПР разработана с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и ...