Методическое пособие для студентов 1 курса "Измерение АД и пульса"
учебно-методическое пособие
Методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой ПМ 07, ПМ 04 и предназначено для самостоятельной подготовки студентов по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Измерение пульса и АД | 539.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Ессентукский филиал
Брянцева И.В.
Измерение артериального давления и пульса
Методическое пособие для студентов первого курса
Ессентуки, 2017
Измерение артериального давления и пульса: методическое пособие для студентов первого курса / сост.: И.В. Брянцева – Ессентуки, 2017. – 28 с.
Составитель:
Брянцева Ирина Васильевна, преподаватель Ессентукского филиала Ставропольского государственного медицинского университета
Методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов первого курса при изучении МДК «Технология оказания медицинских услуг».
В пособии изложен теоретический материал о механизме возникновения давления в артериях, распространении пульсовой волны, об оценке функционального состояния пациента, правилах подготовки, местах исследования пульса; аппаратах и способах измерения АД, способах регистрации результатов исследования. Контролирующий материал представлен в форме контрольных вопросов, тестов и ситуационных задач.
Методическое пособие составлено в соответствии с рабочими программами профессиональных модулей ПМ.04, ПМ.07 и требованиями ФГОС СПО.
Рецензент:
Потёмкина Лилия Викторовна, преподаватель Ставропольского государственного медицинского университета
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………4
- Претест.......................................................................................................6
- Теоретическая часть……………………………………………………7
- Студент должен знать………………………………………………...7
- Исследование пульса ………………………………………………...7
- Измерение АД...……………………………………………………….9
- Ошибки при измерении АД……….………………………………..12
- Обучение пациента самоконтролю АД..…………………………...13
- Регистрация пульса и АД. Температурный лист ………..………..15
- Контролирующий материал…………………………………………16
- Контрольные вопросы………………………………………………16
- Посттест……………………………………………………………...16
- Ситуационные задачи……………………………………………….19
- Эталоны ответов……………………………………………………….21
- Претест……………………………………………………………….21
- Посттест……………………………………………………………...21
- Ситуационные задачи……………………………………………….22
Литература…..…………………………………………………………….23
Приложения ………………………………………………………………24
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях в российском здравоохранении огромное значение придается методам диагностики состояния пациента. С каждым годом появляется все больше новой высокотехнологичной аппаратуры, методик обследования. Но продолжают оставаться актуальными и такие методы оценки функционального состояния пациента как термометрия, определение частоты дыхательных движений (ЧДД), исследование пульса, измерение артериального давления (АД) и др. Данные исследования может проводить специалист со средним медицинским образованием. Оценка функционального состояния является неотъемлемой частью диагностики заболеваний, а правильно поставленный диагноз - половина успешного лечения. Поэтому медицинский работник, проводящий исследования, должен выполнять манипуляции строго по алгоритмам.
Большое значение имеет грамотная психологическая подготовка пациента, правильное положение во время проведения исследования, что снизит риск получения неверных результатов.
При соблюдении данных условий, диагностика будет проведена качественно, что позволит качественно оказать медицинские услуги на высоком профессиональном уровне.
Методическое пособие «Измерение АД и пульса» предназначено для самостоятельной работы студентов первого курса при изучении МДК «Технология оказания медицинских услуг».
В пособии представлены основные аппараты для измерения АД, возможные ошибки, показатели нормы и патологии; а также действия медсестры при выявлении отклонений.
Теоретический материал дополнен рисунками. Для лучшего закрепления информации и итоговой проверки знаний предлагаются вопросник, ситуационные задачи и тесты для самоконтроля.
Специфика изучаемой темы предполагает наличие знаний и умений по соответствующим темам МДК «Безопасная среда для пациента и персонала» и «Теория и практика сестринского дела», а также по дисциплинам: «Психология», «Анатомия и физиология человека», «Основы латинского языка с медицинской терминологией».
Таким образом, данное методическое пособие служит теоретической основой и практическим руководством для выполнения манипуляций, необходимых в практической деятельности среднего медицинского персонала при оценке функционального состояния пациента.
- ПРЕТЕСТ
Выберете один правильный ответ:
1. ЧДД в норме:
А) 18 - 22
Б) 14 - 16
В) 16 - 20
2. Увеличение ЧЧД более 20 в 1 мин.:
А) апноэ
Б) тахипноэ
В) брадипноэ
3. ЧЧД менее 16 в 1 мин.:
А) апноэ
Б) тахипноэ
В) брадипноэ
4. Частота пульса в норме:
А) 60 - 80 уд. в 1 мин.
Б) 40 – 60 уд. в 1 мин.
В) 80 – 100 уд. в 1 мин.
5. Тахикардия – это:
А) частота пульса менее 60 уд. в 1 мин.
Б) частота пульса более 80 уд. в 1 мин.
В) частота пульса 60 - 80 уд. в 1 мин.
6. Брадикардия – это:
А) частота пульса менее 60 уд. в 1 мин.
Б) частота пульса более 80 уд. в 1 мин.
В) частота пульса 60 - 80 уд. в 1 мин.
7. Систолическое давление в норме:
А) 60 – 90 мм рт. ст.
Б) 120 – 150 мм рт. ст.
В) 100 – 140 мм рт. ст.
8. Диастолическое давление в норме:
А) 60 – 90 мм рт. ст.
Б) 120 – 150 мм рт. ст.
В) 100 – 140 мм рт. ст.
9. Повышение АД:
А) гипотензия
Б) гипертензия
В) гипотония
Г) гипертония
10. Понижение АД:
А) гипотензия
Б) гипертензия
В) гипотония
Г) гипертония
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Студент должен знать:
- определение «артериальный пульс»;
- свойства пульса и их характеристики;
- места измерения пульса;
- показатели пульса в норме;
- понятие «нитевидный пульс»
- определение «артериальное давление»;
- механизм возникновения давления в артериях;
- показатели систолического и диастолического давления в норме;
- способы измерения АД и аппараты;
- ошибки при измерении АД;
- обучение пациента способам самоконтроля АД;
- понятие «пульсовое давление» и его норма;
- способы регистрации пульса и АД.
2.2. Исследование пульса
Различают венный, артериальный и капиллярный пульс.
Артериальный пульс - это периодические колебания стенок артерий, обусловленные выбросом крови в артериальную систему в течение одного сердечного сокращения. Артериальный пульс бывает центральным (на аорте, сонных артериях) и периферическим (на лучевой артерии, тыльной артерии стопы и т. п.).
В диагностических целях пульс определяют на различных артериях: сонной, височной, бедренной, плечевой, подколенной, задней большеберцовой и др., т.е., там, где артерию можно прижать к кости. Места исследования пульса – это точки прижатия артерий при артериальном кровотечении. Чаще пульс исследуют на лучевой артерии, которая расположена поверхностно между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы.
Характер пульса зависит как от величины и скорости выброса крови сердцем, так и от состояния стенки артерии, в первую очередь - ее эластичности.
Сестринский персонал должен уметь определять основные свойства пульса: симметричность, ритм, частоту, напряжение, наполнение и величину.
У здорового человека пульс на обеих руках должен быть одинаковым или симметричным (синхронным).
Ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами. Если пульсовые колебания стенки артерии возникают через равные промежутки времени - пульс ритмичный. При нарушениях ритма наблюдается неправильное чередование пульсовых волн – пульс неритмичный или аритмичный. У здорового человека сокращение сердца и пульсовая волна следуют друг за другом через равные промежутки времени.
Частота пульса – это количество ударов в 1 мин. В покое у здорового человека пульс 60 – 80 уд. в 1 мин. Учащение сердечных сокращений более 80 в 1 мин. называется тахикардией, замедление сердечного ритма менее 60 уд. в 1 мин. - брадикардия.
Напряжение пульса - определяют по той силе, с которой исследователь должен прижать артерию, до полного прекращения ее пульсации (это напряжение артериальной стенки, которое соответствует силе сопротивления при надавливании пальцами до момента прекращения пульсовых волн). Зависит напряжение пульса, прежде всего, от величины систолического артериального давления. При нормальном артериальном давлении артерия сдавливается умеренным усилием, поэтому в норме пульс умеренного напряжения. При высоком артериальном давлении артерию сжать труднее - такой пульс называют напряженным, или твердым. В случае низкого давления артерия сжимается легко – пульс слабого напряжения или мягкий.
Наполнение определяется по наполненности артерий кровью. При нормальном объеме циркулирующей крови (ОЦК) и достаточном сердечном выбросе – пульс полный; при уменьшении сердечного выброса и ОЦК, например, при острой кровопотере – пульс пустой.
Величина пульса определяется степенью напряжения и наполнения. Достаточно наполненный и напряженный пульс - большой; мягкий и пустой пульс, т.е. слабого напряжения и наполнения – малый или нитевидный. У здоровых людей величина пульса достаточная или пульс равномерный.
Прежде, чем исследовать пульс, нужно убедиться, что человек спокоен, не волнуется, не напряжен, его положение комфортное. Если пациент выполнял какую-то физическую нагрузку (быстрая ходьба, работа по дому), перенес болезненную процедуру, получил плохое известие, исследование пульса следует отложить, поскольку эти факторы могут увеличить частоту и изменить другие свойства пульса.
Никогда не исследуйте пульс большим пальцем, так как он имеет выраженную пульсацию, и Вы можете сосчитать собственный пульс вместо пульса пациента.
На сонных артериях исследовать пульс надо с каждой стороны без сильного давления на артерию. При значительном давлении на артериальную стенку возможно резкое замедление сердечной деятельности вплоть до остановки сердца и падения артериального давления; у исследуемого могут появиться головокружение, обморок, судороги.
Пульс на бедренной артерии исследуют в паховой области при выпрямленном бедре с небольшим его поворотом наружу. На подколенной артерии пульс определяют в подколенной ямке в положении пациента «лежа на животе». Пульс артерий тыла стопы исследуют на тыльной поверхности стопы, в проксимальной части первого межплюсневого пространства. Пульс на задней большеберцовой артерии исследуют за внутренней лодыжкой, прижимая к ней артерию.
2.3. Измерение артериального давления
Артериальным называется давление, которое образуется в артериальной системе организма при сердечных сокращениях. На его уровень влияют величина и скорость сердечного выброса, частота и ритм сердечных сокращений, периферическое сопротивление стенок артерий.
Артериальное давление, возникающее в артериях в момент максимального подъема пульсовой волны после систолы желудочков, называется систолическим (N – 100 - 140 мм рт. ст.). Давление, поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу благодаря их тонусу, называется диастолическим (N – 60 – 90 мм рт. ст.). Разница между систолическим и диастолическим давлением образует пульсовое давление (N – 40 – 50 мм рт. ст.).
Нормальные показатели в определенной мере зависят и от возраста человека. Так, у пожилых людей максимально допустимо систолическое давление 150 мм рт. ст., а диастолическое - 90 мм рт. ст. Кратковременное повышение артериального давления (преимущественно систолического) наблюдается при эмоциональных нагрузках, физическом напряжении.
У каждого человека есть определенная величина АД, когда он чувствует себя хорошо. Такое АД часто называют «рабочим». У одного человека оно совпадает с нормальными показателями, у другого - оказывается выше или ниже нормы.
АД выше нормы называется гипертензией, ниже нормы – гипотензией.
В повседневной практике артериальное давление чаще всего измеряют непрямым звуковым методом, предложенным в 1905 г. русским хирургом
Н. С. Коротковым, с применением аппаратов сфигмоманометров (тонометров). Сфигмоманометр состоит из ртутного или пружинного манометра, соединенного с манжетой и резиновой грушей. Поступление воздуха в манжету регулируется с помощью специального вентиля, позволяющего удерживать и плавно снижать давление в манжете. Помимо тонометров для измерения АД нужен еще один прибор - фонендоскоп. Перед измерением АД нужно убедиться, что мембрана фонендоскопа и трубки целы, в противном случае возможны помехи, затрудняющие исследование.
Измеряют АД обычно 2-3 раза с промежутками в 1-2 мин, воздух из манжетки выпускают каждый раз полностью. Вся процедура должна продолжаться не более 1 мин.
Исследование АД было бы более достоверным, если бы учитывался размер манжеты по отношению к окружности плеча. Если использовать стандартную манжету шириной 12 см, истинные цифры АД будут регистрироваться у лиц с окружностью плеча 25-30 см. При увеличении окружности плеча регистрируется ложное повышение АД. Ширина манжеты при измерении АД у лиц с ожирением должна быть 18 см (представление об истинном систолическом АД можно составить, если измерять АД по пульсации лучевой артерии, накладывая обычную манжету на предплечье).
Размеры манжеты
Окружность плеча Размер манжеты Ширина манжеты
12-20 см Детский 7-10 см
18-25 см Маленький взрослый 10 см
23-31 см Взрослый 12-15 см
31—35 см Большой взрослый 15-18 см
Рекомендуется использовать манжету шириной до 50% меньше окружности плеча и длиной - на 30 см больше.
Если нет возможности подобрать манжету соответствующего размера, следует учитывать величину окружности плеча. При измерении АД стандартной манжетой на худощавой руке показатели АД будут ниже истинных, а на полной - выше. При окружности плеча 15-20 см рекомендуется к показателю систолического давления прибавлять 15 мм рт. ст., при окружности 45-50 см - вычитать из полученного результата 15-20 мм рт. ст.
В таблице представлена зависимость степени ложного повышения АД от увеличения окружности плеча при ожирении:
окружность плеча - АД (мм ложного повышения систолического
и диастолического давления):
40 см - 10/7 мм
45 см - 15/10 мм
50 см - 21/14 мм
55 см - 26/18 мм
Артериальное давление обычно измеряют в плечевой артерии, в которой оно близко к давлению в аорте (можно измерять в бедренной, подколенной и других периферических артериях).
2.4. Ошибки, возникающие при измерении АД
Одна из них – наиболее частая, связана с неправильно подобранной манжетой.
В некоторых случаях в промежутке между систолическим и диастолическим давлением интенсивность тонов ослабевает, иногда значительно. Это можно ошибочно принять за повышение диастолического давления. Если продолжать выпускать воздух из манжеты, интенсивность тонов вновь начнет возрастать, и они исчезнут на уровне истинного диастолического давления. Если в начале исследования давление в манжете окажется поднятым лишь до уровня «промежуточного затихания тонов», то можно ошибиться в определении систолического давления - оно окажется существенно заниженным.
Чтобы не допускать ошибок, давление в манжете поднимают «с запасом» на 20-30 мм рт. ст., а выпуская воздух, продолжают выслушивать пульсацию плечевой артерии до полного исчезновения тонов, или при наличии «феномена бесконечных тонов» (тоны, выслушиваемые до нулевой отметки) - до резкого приглушения тонов.
Возможна еще одна ошибка. При сильном нажатии фонендоскопом на область плечевой артерии тоны у некоторых пациентов выслушивают до нуля. В подобной ситуации не следует давить головкой фонендоскопа на область артерии, а диастолическое давление надо отметить по резкому снижению интенсивности тонов.
Не следует измерять АД на руке со стороны произведенной мастэктомии, на слабой руке после инсульта, на парализованной руке и руке, где стоит игла для внутривенного вливания.
В некоторых случаях пациенту приходится измерять артериальное давление самостоятельно. Сестринский персонал должен обучить этой манипуляции пациента.
2.5. Обучение пациента самоконтролю АД
При многих заболеваниях необходимым условием успешного лечения является самоконтроль АД. Пациент, как правило, нуждается в обучении этому навыку.
Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка, дневник наблюдения.
I . Подготовка к процедуре:
1. Сказать пациенту, что вы обучите его измерять АД.
2. Определить мотивацию и способность пациента к обучению.
3. Уточнить у пациента, согласен ли он обучаться измерению АД.
II . Обучение пациента:
4. Ознакомить пациента с устройством тонометра и фонендоскопа.
5. Предупредить его, что измерять АД можно не ранее, чем через 15 мин после физической нагрузки.
6. Демонстрация техники наложения манжеты. Наложить манжету на свое левое обнаженное плечо (натянуть ее, как рукав) на 1 см выше локтевого сгиба, предварительно свернув трубочкой по диаметру руки: одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты; между манжетой и плечом должен проходить один палец.
7. Продемонстрировать технику соединения манжеты и манометра, проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы.
8. Продемонстрировать технику пальпации пульса плечевой артерии в области локтевого сгиба.
9. Вставить фонендоскоп в уши и поставить мембрану фонендоскопа на место обнаружения пульса, но так, чтобы головка фонендоскопа оказалась под манжетой.
10. Продемонстрировать технику пользования грушей:
- взять манометр в руку, на которой наложена манжета, в другую —«грушу» так, чтобы 1 и 2-м пальцами можно было открывать и закрывать вентиль;
- закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, нагнетать воздух в манжету после исчезновения тонов еще на 30 мм рт. ст.
- медленно открыть вентиль, повернув его влево, выпустить воздух со скоростью 2 мм рт. ст. в 1 сек.. Одновременно, с помощью фонендоскопа, выслушивать тоны Короткова на плечевой артерии и следить за показателями по шкале манометра. Акцентировать внимание пациента на том, что:
- появление первых звуков соответствует величине систолического давления;
- переход громких звуков в глухие или их полное исчезновение соответствует величине диастолического давления.
11. Записать результат в виде дроби.
12. Убедиться в том, что пациент обучился технике измерения АД, попросив продемонстрировать процедуру. При необходимости дать письменную инструкцию.
13. Обучить ведению дневника наблюдения.
14. Предупредить пациента, что он должен измерить АД 2 раза с интервалом 2 мин.
15. После обучения протереть мембрану и ушные концы фонендоскопа шариком со спиртом.
16. Вымыть руки.
Существуют специальные тонометры, предназначенные именно для самоконтроля. В манжете такого тонометра предусмотрен «карман» для фиксации головки фонендоскопа.
- Регистрация АД и пульса. Температурный лист
В лечебном учреждении обязательным приложением к медицинской карте стационарного больного является температурный лист, в котором указывают результаты измерения температуры тела, ЧДД, АД и пульса.
Графически регистрируют данные измерения температуры (шкала «Т»), строят кривые частоты пульса (шкала «П») и артериального давления (шкала «АД»). В нижней части температурного листа записывают данные подсчета частоты дыхания в 1 мин, массу тела, а также количество выпитой за сутки жидкости и выделенной мочи (в мл). Данные о дефекации («стул») и проведенной санитарной обработке обозначают знаком «+».
По оси абсцисс температурного листа отмечают дни болезни. Каждый день болезни рассчитан на двукратное измерение температуры тела. По оси ординат расположена температурная сетка, каждое деление которой, составляет 0,2°С, для регистрации данных АД каждое деление составляет 5 мм рт. ст.. Для регистрации пульса, каждое деление составляет 2 удара при пульсе менее 100 уд. в 1 мин.. Если же пульс у пациента более 100 уд. в 1 мин., то каждое деление в этом случае рассчитано на 4 удара. Пульс отмечают на вертикальной линии, разделяющей день на утро и вечер, красной пастой.
- КОНРОЛИРУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ
3.1. Контрольные вопросы
- определение «артериальный пульс»;
- свойства пульса и их характеристики;
- места измерения пульса;
- показатели пульса в норме;
- понятие «нитевидный пульс»;
- определение «артериальное давление»;
- механизм возникновения давления в артериях;
- показатели систолического и диастолического давления в норме;
- способы измерения АД и аппараты;
- ошибки при измерении АД;
- обучение пациента способам самоконтроля АД;
- понятие «пульсовое давление» и его норма;
- способы регистрации пульса и АД.
3.2. Посттест
Примечание:
Ответьте на вопросы посттеста. Если возникнут затруднения, вернитесь к теме: «Измерение АД и пульса» и повторно изучите ее.
Тестовые задания по теме:
«Измерение пульса и артериального давления»
1 вариант
Выберите один правильный ответ:
1. Места определения пульса:
а) сонная артерия
б) височная артерия
в) лучевая артерия
г) всё перечисленное верно
2. Одно из свойств пульса:
а) напряжение
б) гипотония
в) тахипноэ
г) атония
3. По наполнению пульс различают:
а) ритмичный, аритмичный
б) скорый, медленный
в) полный, пустой
г) твердый, мягкий
4. Время подсчета пульса при аритмии (в сек.):
а) 60
б) 45
в) 30
г) 15
5. У тяжелобольного пульс определяют на артерии:
а) подколенной
б) височной
в) сонной
6. Пульс 50 ударов в 1 мин это:
а) норма
б) тахикардия
в) брадикардия
г) экстрасистология
7. Не следует измерять АД сразу после:
а) выполнения болезненной процедуры
б) психологической травмы
в) физической нагрузки
г) всё перечисленное верно
8. Подготовка к измерению артериального давления:
а) натощак
б) через 1-2 часа после еды
в) через 1 час после курения
г) не имеет значения
9. Разность между систолическим и диастолическим давлением называется:
а) максимальным артериальным давлением
б) минимальным артериальным давлением
в) пульсовым давлением
г) дефицитом пульса
10. Нормальные показатели диастолического артериального давления (мм рт.ст.):
а) 120-130
б) 100-110
в) 60-90
г) 40-50
Тестовые задания по теме:
«Измерение пульса и артериального давления»
2 вариант
Выберите один правильный ответ:
1. Наиболее часто используемая артерия для измерения АД:
а) лучевая
б) локтевая
в) плечевая
2. Одно из свойств пульса:
а) наполнение
б) гипотония
в) тахипноэ
г) атония
3. По напряжению пульс различают:
а) ритмичный, аритмичный
б) скорый, медленный
в) полный, пустой
г) твердый, мягкий
4. Время подсчета пульса, если пульс ритмичен (в сек.):
а) 60
б) 45
в) 30
г) 15
5. Измерять АД необходимо:
а) 1 раз на одной руке
б) 2 раза с промежутком 1-2 мин.
в) 3 раза на одной руке
6. Пульс 90 ударов в 1 мин это:
а) норма
б) тахикардия
в) брадикардия
г) экстрасистология
7. Не следует измерять АД на руке:
а) со стороны мастэктомии
б) на парализованной
в) на которой проводится внутривенное капельное вливание
г) всё перечисленное верно
8. Подготовка к измерению пульса:
а) натощак
б) через 1-2 часа после еды
в) через 1 час после курения
г) не имеет значения
9. Пульсовое давление в норме (мм рт. ст.):
а) 20 - 30
б) 40 - 50
в) 50 – 80
10. Нормальные показатели систолического артериального давления (мм рт.ст.):
а) 120-130
б) 100-140
в) 60-90
г) 40-50
Примечание:
Если возникнут затруднения, вернитесь к изучению уже пройденного материала по соответствующим темам МДК «Теория и практика сестринского дела» и «Технология оказания медицинских услуг».
Ответив на претест и определив свой исходный уровень знаний, изучите теоретическую часть пособия.
3.3. Ситуационные задачи
- Пациент бледен. Пульс ритмичный, 90 уд. в 1 мин., слабого наполнения и напряжения. Артериальное давление 70/20 мм рт.ст. Оцените пульс и АД?
- Пациент бледен, кожные покровы влажные. АД 80/40 мм рт.ст. Дайте оценку АД.
- Пациент без сознания. АД 70/40 мм рт.ст., пульс 48уд. в 1 мин., ритмичный, определяются на сонной артерии. Дайте характеристику пульса и АД.
- Лицо пациента гиперемировано. Кожные покровы влажные. АД 180/100 мм рт.ст., пульс 80 уд. в 1 мин, ритмичный. Дайте характеристику пульса и АД.
- Палатной медицинской сестре рекомендовано, для оценки состояния пациента, определить ему пульс и АД. При исследовании: пульс 65 уд. в 1 мин., ритмичный, АД 145/95 мм рт.ст. Дайте характеристику пульса и АД.
- ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
4.1. Претест
«Потребность человека в дыхании»
1. В 2. Б 3. В 4. А 5. Б 6. А 7. В 8. А 9. Б 10. А |
4.2. Посттест
«Измерение пульса и АД»
1 вариант 2 вариант
- Г) 1. В)
- А) 2. А)
- В) 3. Г)
- А) 4. В)
- В) 5. Б)
- В) 6. Б)
- Г) 7. Г)
- Г) 8. Г)
- В) 9. Б)
- В) 10. Б)
- Ситуационные задачи
- Тахикардия и нитевидный
- Артериальная гипотензия
- Артериальная гипотензия и брадикардия
- Артериальная гипертензия, пульс в норме
- Брадикардия, артериальная гипертензия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Двойников С.И., Лапик С.В. Ситуационное обучение в сестринском деле: Учеб. пос. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2012.
- Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014.
- Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013.
- Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
- Ситуационное обучение в сестринском деле: Учеб. пос. ∕ Под общ. ред.– М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2009.
- Хетагурова А.К. Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры. Приложение к журналу «Сестринское дело» №1, 2008.
Интернет ресурсы, отвечающие тематике учебного пособия:
- http://www.kakprosto.ru/kak-871897-odinakova-li-temperatura-v-raznyh-tochkah-nashego-tela#ixzz3biMj3xiW
Приложение
АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ
Измерение артериального давления
на периферических артериях*
Содержание требования, условия | Требования по реализации, алгоритм выполнения | ||
1 Требования к специалистам и вспомогательному персоналу, включая следующие требования: | |||
1.1 Перечень специальностей (кто участвует в выполнении услуги) | Специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании среднего профессионального медицинского образовательного учреждения по специальностям: "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело". | ||
1.2 Дополнительные или специальные требования к специалистам и вспомогательному персоналу | Имеются навыки выполнения данной простой медицинской услуги | ||
2 Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала | |||
2.1 Требования по безопасности труда при выполнении услуги | До и после проведения исследования провести гигиеническую обработку рук | ||
3 Условия выполнения простой медицинской услуги | Амбулаторно-поликлинические. | ||
4 Функциональное назначение простой медицинской услуги | Диагностическое. | ||
5 Материальные ресурсы | |||
5.1 Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения | Прибор для измерения артериального давления (прошедший ежегодную поверку средств измерения), соответствующий росто-возрастным показателям пациента, разрешенный к применению в Российской Федерации и поверенный. | ||
5.2 Реактивы | |||
5.3 Иммунобиологические препараты и реагенты | |||
5.4 Продукты крови | |||
5.5 Лекарственные средства | Антисептическое или дезинфицирующее средство для обработки мембраны стетофонендоскопа. | ||
5.6 Прочий расходуемый материал | Салфетки марлевые однократного применения. | ||
6 Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги | Основным неинвазивным методом измерения артериального давления является аускультативный. | ||
6.1 Алгоритм исследования артериального давления на периферических артериях | 1 Подготовка к процедуре: 1.3 Обработать руки гигиеническим способом, осушить. | ||
2 Выполнение процедуры: | |||
3 Окончание процедуры: | |||
7 Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики: | |||
7.1 Условия измерения артериального давления | Измерение должно проводиться в спокойной комфортной обстановке при комнатной температуре, после адаптации пациента к условиям кабинета в течение не менее 5-10 мин. За один час до измерения следует исключить прием пищи, курение, прием тонизирующих напитков, алкоголя, применение симпатомиметиков, включая назальные и глазные капли. | ||
7.2 Положение пациента | Артериальное давление допускается определять в положении "сидя" (наиболее распространено), "лежа" и "стоя", однако во всех случаях необходимо обеспечить положение руки, при котором середина манжеты находится на уровне сердца. Каждые 5 см смещения середины манжеты относительно уровня сердца приводят к превышению или занижению значений измерения артериального давления на 4 мм рт.ст. | ||
7.3 Кратность измерений | Повторные измерения проводятся с интервалом не менее 2 мин. Во время первого визита пациента необходимо измерить артериальное давление на обеих руках. В дальнейшем целесообразно проводить эту процедуру только на одной руке, всегда отмечая, на какой именно. При выявлении устойчивой значительной асимметрии (более 10 мм рт.ст. для систолического артериального давления и 5 мм рт.ст. - для диастолического артериального давления) все последующие измерения проводят на руке, где по результатам измерения были получены более высокие значения артериального давления. В противном случае измерения проводят, как правило, на "нерабочей" руке. | ||
7.4 Особенности выполнения методики у детей до 18 лет | Артериальное давление рекомендуется измерять в одни и те же часы суток, после 10-15-минутного отдыха, на правой руке (первый раз на обеих руках), трехкратно с интервалом в 3 мин. Предпочтительнее располагать манжету на уровне сердца. | ||
8 Достигаемые результаты и их оценка | Оценку результатов проводят сопоставлением полученных данных с установленным нормативами (для относительно здорового человека): | ||
Нормотензия | Гипертензия | ||
День | 135/85 | 140/90 | |
Ночь | 120/70 | 125/75 | |
Значение артериального давления у детей (нормотензия): | |||
9 Особенности информированного согласия пациента при выполнении методики и дополнительная информация для пациента или его законного представителя | Пациент должен быть информирован о предстоящем исследовании. Информация об измерении артериального давления, сообщаемая ему медицинским работником, включает в себя сведения о цели данного исследования. Письменного подтверждения согласия пациента или его законного представителя на измерение артериального давления не требуется, так как данный диагностический метод не является потенциально опасным для жизни и здоровья пациента | ||
10 Параметры оценки и контроля качества выполнения методики | Отсутствие отклонений от алгоритма выполнения измерения. |
Измерение артериального пульса на лучевой артерии
(в условиях стационара)
Оснащение: часы или секундомер, температурный лист, ручка, бумага.
I . Подготовка к процедуре
1. Объяснить пациенту суть и ход исследования. Получить его согласие на процедуру.
2. Вымыть руки.
II . Выполнение процедуры
Примечание . Во время процедуры пациент может сидеть или лежать. Предложить расслабить руку, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу».
3. Прижать 2, 3, 4-м пальцами лучевые артерии на обеих руках пациента и почувствовать пульсацию (1 палец находится со стороны тыла кисти).
4. Определять ритм пульса в течение 30 с.
5. Взять часы или секундомер и исследовать частоту пульсации артерии в течение 30 сек.: если пульс ритмичный, умножить на два, если пульс неритмичный — считать частоту в течение 1 мин.
6. Сообщить пациенту результат.
7. Записать результат определения ритма и частоты пульса.
8. Прижать артерию сильнее, чем прежде к лучевой кости и определить напряжение пульса (если пульсация исчезает при умеренном нажатии —напряжение умеренное; если пульсация не ослабевает - пульс напряженный; если пульсация полностью прекратилась - напряжение слабое).
9. Сообщить пациенту результат исследования.
10. Записать результат.
III . Завершение процедуры
11. Помочь пациенту занять удобное положение или встать.
12. Вымыть руки.
13. Отметить результаты исследования в температурном листе.
Места исследования пульса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для студентов первокурсников "У нас так принято", часть 1
Пособие предназначено для студентов нового набора, которые еще не знакомы с правилами внутреннего распорядка техникума. В красочной и юмористической манере студентам раассказывается о манерах, вежливо...
Учебно-методическое пособие для студентов первого курса средних профессиональных учебных заведений по теме "Решение показательных уравнений".
Данное методическое пособие охватывает материал по теме: «Решение показательных уравнений». При решении задач по предложенной теме студенту необходимо владеть комплексом умений, а также новыми знаниям...
Методическое пособие для студентов "Арифметические и логические основы работы компьютера"
В методическом пособие представлен теоретический и практический материал дисциплины «Информатика и ИКТ» по теме «Арифметические и логические основы работы компьютера»....
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения по дисциплине "Стилистика и культура речи"
Учебно-методическое пособие содержит тематический план дисциплины, содержание дисциплины, методические указания к выполнению работы, варианты контрольных работ, вопросы к зачёту и список литературы дл...
методическое пособие для студентов "Объективный статус"
Разработано для улучшения качества подготовки студентов по практическому занятию "Обективные методы обследования пациента"...
Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая
Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КЛАССА ДОМРЫ Исполнительский анализ и методические рекомендации по исполнению А.А. Цыганкова обработка русской народной песни «Травушка-муравушка»
Данное методическое пособие посвящено одному из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением –анализу произведе...