Роль медицинской сестры в реабилитации пациентов с энцефалопатией в условиях областной детской больницы
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему
Особенности сестринского ухода в реабилитации пациентов с энцефалопатией в условиях областной детской больницы г. Тамбова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkaya_chast_diploma.docx | 35.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тамбовский областной медицинский колледж»
Дипломная работа
«Роль медицинской сестры в реабилитации пациентов с энцефалопатией в условиях областной детской больницы »
Выполнила:
студентка 3 курса
специальности 34.02.01. «Сестринское дело»
Усачева Марина Петровна
Научный руководитель преподаватель
Цыганок Анастасия Викторовна
Оценка выполнения и защиты дипломной работы______
г. Тамбов, 2016 год
2слайд Актуальность выбранной темы
Энцефалопатия занимают одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения перинатальные повреждения мозга составляют более 60% всей патологии нервной системы детского возраста.
В связи с этим особо актуальным представляется изучение реабилитации пациентов с энцефалопатией и особой роли медицинской сестры в этом процессе.
3 слайд Целью исследования является
1.Формирование умений:
- поиска и систематизирования необходимой информации;
- применения полученных знаний и практических навыков по специальности сестринское дело;
2.Формирования и повышение уровня профессиональных компетенций:
ПК 2.1.- ПК 2.8.
3.Совершенствование общих компетенций:
ОК 1. –ОК 13
Объектом исследования явился сестринский уход при реабилитации детей с энцефалопатией.
Предметом исследования явились показатели заболеваемости перинатальной энцефалопатией в России и Тамбовской.
Гипотеза исследования:
Изучение структуры реабилитационных мероприятий, анализа статистических данных и данных проведенного анкетирования позволит наиболее эффективно проводить реабилитацию перинатальной энцефалопатии.
4 слайд Для выполнения поставленной цели были определенны следующие задачи:
- изучить этиологию, клинику, сестринский уход и особенности реабилитации у детей с энцефалопатией.
- изучить этапы реабилитации детей с энцефалопатией в Тамбовской области
-проанализировать полученные данные анкетирования по качеству и эффективности сестринского ухода при реабилитации энцефалопатии у детей в условиях отделения неврологии ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница»
- разработать памятки и провести санитарно- просветительскую работу по реабилитации детей с энцефалопатией.
Теоретическая часть.
5 слайд Энцефалопатия – это поражение клеток головного мозга, обусловленное действием повреждающих факторов, и приводящее к нарушению функции мозговых структур.
6 слайд Биологические проблемы пациента:
∙нарушение дыхание и других жизненно важных функций вследствие гипоксии;
∙нарушение питания вследствие расстройства глотательного и сосательного рефлексов;
∙нарушение процессов терморегуляции и двигательной активности;
7 слайд Потенциальные проблемы:
∙развитие психоневрологических заболеваний (олигофрения, эпилепсия, гидроцефалия и др.) и поражение опорно-двигательного аппарата (ДЦП, парезы, параличи);
∙нарушение репродуктивной функции и высокий риск инвалидизации.
8 слайд Психологические проблемы:
∙страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания;
∙чувство вины перед ребенком и преждевременное горевание;
Сестринский уход при реабилитации детей с энцефалопатией.
9 слайд Помочь родителям восполнить дефицит знаний о заболевание. Создать комфортные условия в палате, поддерживать оптимальный температурный режим. Обращаться с ребенком с большой осторожностью, как можно меньше тревожить, все процедуры выполнять бережно.
Проводить мониторинг состояния: регистрировать характер дыхания, отмечать наличие возбуждения или сонливости, судорог, рвоты, неврологических симптомов.
10 слайд Своевременно оказывать доврачебную помощь при возникновении первых признаков неотложных состояний (судороги, гипертермия и др.), выполнять назначения врача. Оценивать эффективность проводимой терапии. Подготавливать и сопровождать ребенка на процедуры, курсы массажа и гимнастики (по возможности обучить родителей основным приемам).
11 слайд В подготовке следует избегать насилия над ребенком при обследовании, проведении разных медицинских процедур. Для этого необходимо использовать все возможные методы, позволяющие снять состояние страха у маленького пациента. Одним из таких приемов является терапевтическая игра, используемая в неврологическом отделении.
Дети от 1 года до 3 лет | Дети от 3 до 5 лет | Дети от 5 до 12 лет |
Не имеют представления о времени, поэтому время процедуры можно связать со сном. Например: «Это будет после сна». Вместо: «Доктор сделает рентген», необходимо сказать: «Доктор сейчас тебя сфотографирует». | Обладают фантазией и богатым воображением, они очень беспокойны, их пугает даже царапина. Им необходимо в деталях представить ход процедуры | Способны понимать многие вещи. Их желательно изолировать от сверстников во время подготовки к процедуре (чувство стеснения, кроме того, рассеивается внимание). |
1.Хвалить поведение ребенка . 2.Подготовить все необходимое для этой процедуры, чтобы ребенок мог увидеть и потрогать его; 3.Позволить «помогать» во время процедуры: подержать что-то, надеть самому; 4.Не применять отрицательной лексики: «не делай!», «не двигайся!» и т.п.; 5.Предупредить о возможной боли | 1.Ознакомить ребенка с процедурой, дать поиграть с некоторыми инструментами. 2.Ответить на все вопросы. 3.Успокоить; 4.Наблюдать за поведением. | 1.Объяснить, какие части тела будут подвержены процедуре; 2.Отвлечь внимание ребенка, вводя элементы терапевтической игры; 3.Успокоить. |
В основу работы медицинской сестры в реабилитации должен быть положен принцип, максимально щадящий психику больного ребенка; ограждение ребенка от отрицательных эмоций, связанных с медицинскими манипуляциями.
Практическая часть
В процессе прохождения практики мною был проведен анализ статистических данных за период 2013- 2015 гг. по заболеваемости энцефалопатией у детей в Российской Федерации и Тамбовской области.
Были выявлены следующие данные:
12 слайд В Российской Федерации согласно данным Минздрава, расчета Росстата в 2013 году из 966 неврологических заболеваний было выявлено 83 случая возникновения перинатальной энцефалопатии. В 2014 году число имеющих заболевание перинатальная энцефалопатия составило 67 детей из общего количества 971 ребенка с неврологическим заболеванием. В 2015 году насчитывалось 983 ребенка с неврологическими заболеваньями, из которых 52 страдали перинатальной энцефалопатией.
13 слайд Статистические данные отделения неврологии ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница» за период 2013-2015 гг. по возрастным группам выглядят следующим образом:
Год | Возраст детей | ||||
До 1 года | 1-3 | 3-7 | 7-14 | 14-15 | |
2013 | - | 4 | 8 | 2 | - |
2014 | 1 | 4 | 3 | - | - |
2015 | - | 1 | 2 | - | - |
Основная цель комплексной реабилитации – стремление привести психомоторное развитие ребенка в соответствии с возможностями, присущими ребенку его возраста.
14 слайд В Тамбовской области имеется достаточный потенциал для оказания помощи детям с энцефалопатией.
Диспансерное наблюдение всех родившихся детей проводится педиатром и неврологом детской поликлиники по месту жительства ребенка. В течение года дети госпитализируются в отделения неврологии Тамбовской областной детской клинической больницы 3 раза для получения стационарного лечения.
Далее дети старше 3 лет наряду с курсовым стационарным лечением проходят лечение в реабилитационном отделение ТОГБУЗ «Рассказовская центральная районная больница»
Третий заключительный этап реабилитации санаторий «Ласточка» (г. Мичуринск), используется санаторное лечение для закрепления результата в проведенной реабилитации.
15 слайд 1.В отделение неврологии Тамбовской областной детской клинической больницы проводятся курсы восстановительного лечения, включающие медикаментозную терапию, массаж, лечебную гимнастику, физиотерапевтические процедуры, электролечение, теплолечение. В отделениях больницы дети занимаются с логопедом, дефектологом, психологом.
16 слайд Применяется программа «Щадящая методика»
4 курса последовательно в 3 месяца,6 месяцев, 9 месяцев,12 месяцев жизни детей.
17 слайд Второй этап реабилитации проходит в реабилитационном отделении ТОГБУЗ «Рассказовская центральная районная больница». В отделении работают квалифицированные врачи неврологи, психологи, логопеды, массажисты. В отделении широко применяются костюмы Адели разных возрастных размеров, беговая дорожка и велотренажеры, успешно используется аппарат Гросса для обучения удержанию позы и ходьбе детей.
Для развития сенсорных возможностей у детей в отделении оборудована сенсорная комната с сухим бассейном.
18 слайд В отделении реабилитации для детей ТОГБУЗ «Рассказовская ЦРБ» за период 2012-2014 г. пролечено 1 124 ребенка, среди которых дети с энцефалопатией составили 78 человек. Повторных курсов реабилитации проведено более 200. Положительная динамика отмечалась у 75% детей пролеченных в отделении. За 2015 год пролечено 559 детей с патологией нервной системы, 12 с энцефалопатией.
19 слайд Третий этап реабилитации детей с энцефалопатией проводится в Мичуринском детском санатории «Ласточка».
Госпитализируются дети от 3-х до 15 лет. Курс лечения 21 день. За год в санатории проходят реабилитацию около 800 детей, из них около 40% с заболеваниями нервной системы.
На сегодня в реабилитации используется медикаментозное лечение, кинезотерапия с использованием тренажеров и нагрузочных костюмов «Адели», «Гравистат», электрофорез с различными медикаментами, электросон.
20 слайд В санатории «Ласточка» г. Мичуринск по результатам за 2013 г. с улучшением выписано 96,1% больных; без перемен 3,9%.За период 2014- 2015 гг. число детей с улучшениями увеличилось и составило 97,9%, без перемен 2,1%.
21 слайд Во время прохождения практики я провела исследование в сестринском процессе по теме: «Эффективность сестринского ухода при реабилитации детей с энцефалопатией»
Было проведено анкетирование в ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница» в отделение неврологии у 20 детей (родителей). В результате исследования выявлены следующие показатели:
1.Беспокойство за состояние ребенка | 100% |
2.Отношение к реабилитации: А) Считают эффективной | 85% |
Б) Не надеются | 10% |
в) Реабилитация оставляет желать лучшего | 5% |
3.Для достижения эффективности реабилитации необходимо: А) Внимательное отношение медработников к детям | 40% |
Б) Квалифицированный медицинский персонал | 30% |
В) Платное обслуживание | 30% |
4. Представление о современном образе медицинской сестры: А) Внимательные | 50% |
Б) Профессиональные | 30% |
В) Заботливые | 20% |
5. Оценка деятельности медицинской сестры в процессе реабилитации: А) Сестринский уход повышает эффективность реабилитации | 45% |
Б) Медицинская сестра не играет важной роли при реабилитации | 20% |
В) Эффективность реабилитации на 50% зависит от сестринского ухода | 35% |
6. Основной источник информации во время курса реабилитации: А) Медицинская сестра | 85% |
Б) Лечащий врач | 15% |
7.При неудовлетворительной реабилитации будут искать помощи у других специалистов | 80% |
8.Выполняют все рекомендации медицинской сестры по уходу | 85% |
9.Выполняют все назначения врача: А) Безукоризненно | 90% |
Б) Исправляют назначения врача | 10% |
22 слайд Результаты анкетирования:
-по результатам опроса все родители проявляют беспокойство за состояние здоровья ребенка;
-большинство опрошенных доверительно относятся к реабилитации и для достижения эффективности реабилитационных мероприятий считают необходимым внимательного отношения медицинских работников к детям;
23 слайд -главным источником информации в процессе реабилитации является медицинская сестра, роль которой половина опрошенных считает наиболее значимой;
- 85 % опрошенных выполняют все рекомендации медицинской сестры по уходу за ребенком и практически все опрошенные выполняют бузукоризненно все назначения врача.
24 слайд Выводы
На основании проделанного мною исследования можно сделать следующие выводы:
-ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница » имеет достаточный потенциал для оказания помощи детям с энцефалопатией.
-Удельный вес пациентов с энцефалопатией имеющих положительную динамику в восстановлении за период 2013-2015 гг. неуклонно растет, благодаря совершенствованию реабилитационных мероприятий.
-Проведение большого числа диагностических исследований и процедур при реабилитации невозможно без помощи медицинской сестры.
-Подводя итог результатам анкетирования пациентов неврологического отделения, мы можем сказать, что степень их удовлетворенности качеством обслуживания находится на высоком уровне.
- Большинство пациентов связывают степень эффективности реабилитации с качественной и внимательной работой медицинской сестры.
Таким образом, необходимость данной работы обусловлена стремлением показать значимость деятельности медицинской сестры в процессе реабилитации детей с энцефалопатией в условиях ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница», а также стремлением совершенствования успешности реабилитационных мероприятий.
25 слайд Практическая значимость дипломной работы:
-составление памяток по реабилитации детей с энцефалопатией (диета при энцефалопатии, применение ванн, помощь при судорогах, рекомендации при выписке из стационара).
-разработка анкеты: «Эффективность сестринского ухода при реабилитации детей с энцефалопатией»
- проведение санитарно- просветительской работы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гузева В.И. Руководство по детской неврологии. - М.:Фолиант, 2004. - 502с.
2.Петрухин A.C. Неврология детского возраста. // М.Медицина, 2004. 784 с.
3.Гусев Е.И., Никифоров А.С. Неврологические симптомы, синдромы и болезни. Энциклопедический справочник. - М., 2006. Каганова, Т. Энцефалопатии у детей / Т. Каганова // Мед. газсентября (N 72). - C. 8-9.
4.Капранова, Е. И. Перинатальное поражение центральной нервной системы / Е. И. Капранова // Мед. помощьN 6. - C. 11-13.
5.Пальчик А.Б. П14 Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных /А.Б.Пальчик, Н.П.Шабалов. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : МЕД- пресс-информ, 2013. – 288 с. : ил. ISBN 978-5-98322-987-7
6.Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. — СПб.: Питер, 2000. — 224 с.
7.Нагибина, Н. С. Факторы риска и гемодинамические нарушения при перинатальном поражении центральной нервной системы у новорожденных / Н. С. Нагибина, Л. Г. Горбик, М. В. Нароган // Медицинская помощьN 2. - C. 21-23.
8.Аксенова, А. М. Реабилитация детей раннего возраста после перинатального поражения центральной нервной системы / А. М. Аксенова // Лечеб. физ. культура и массаж– N 1. - C. 35-40
9.Брин, И. Л. Элькар в комплексной терапии нарушений нервно-психического развития детей с последствиями перинатальных поражений мозга / И. Л. Брин, М. Л. Дунайкин, О. Г. Шейкман // Вопр. соврем. педиатрии– N 1. - С. 32-39.
10. Володин H.H. Перинатальная медицина: проблемы, пути и условия их ре-шения.//Педиатрия.-2004.- № 5.- с. 18-23.
11.Володин H.H., Рогаткин С.О., Медведев М.И. Актуальные проблемы перинатальной неврологии на современном этапе. Журн. Неврологии и психиатрии 2001; Т. 101, №7.- с. 4-9.
12.Евтушенко С.К., Шестова Е.П., Морозова Т.М. Гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга у новорожденных. — К.: Интермед, 2003. — 125 с.
13.Улезко Е.А. Клинико-нейровизуализирующие критерии и дифференциальная диагностика энцефалопатии и родовой черепно-мозговой травмы у новорожденных: Автореф. дис... д-ра мед. наук. — Минск, 2006. — 40 с.
14.Шанько Г.Г., Шишко Г.А., Улезко Е.А. Инструкция по клинической диагностике энцефалопатии новорожденных и родовой черепно-мозговой травмы. — Минск, 2004. — 14 с.
Электронные ссылки:
1. http//www.BiblioFond.ru/
2. http//www.docs.cntd.ru/
3.http://medznate.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль медицинской сестры в профилактике детского травматизма в домашних условиях.
Проблема предупреждения детского травматизма актуальна тем, что травматизм детей в современном обществе является социальной проблемой, угрожающей здоровью и жизни детей. Наши дети не всегда в полной м...
Статья Толочко Д.Д. «Роль медицинской сестры в проведении физической реабилитации при стабильной стенокардии напряжения»
Представлена статья Толочко Д.Д. "Роль медицинской сестры в проведении физической реабилитации при стабильной стенокардии напряжения"...
Исследовательская работа "Роль медицинской сестры в реабилитации пациентов с инфарктом миокарда в условиях стационара"
Исследовательская работа показывает, что максимальные усилия медицинского персонала при ведении больных, перенесших инфаркт миокарда, должны быть направлены на реализацию вторичной профилактики, включ...
Исследовательская работа "Роль медицинской сестры в реабилитации пациентов с инфарктом миокарда в условиях стационара"
Исследовательская работа показывает, что максимальные усилия медицинского персонала при ведении больных, перенесших инфаркт миокарда, должны быть направлены на реализацию вторичной профилактики, включ...
Роль медицинской сестры в подготовке пациента к инструментальным методам исследования органов желудочно-кишечного тракта
Современные инструментальные методы исследования имеют большое значение в диагностике заболеваний различных органов и систем организма человека, способствуют более раннему их выявлению, когда могут ещ...
Роль медицинской сестры при уходе и реабилитации за пациентами, перенесшими инфаркт миокарда
Возвращение человека, перенесшего инфаркт миокарда, к обычной жизни происходит постепенно. Первые несколько дней после инфаркта человек вынужден соблюдать строгий пос...
Роль медицинской сестры при подготовке пациентов к плановым операциям в гинекологическом отделении
Участие медицинской сестры в подготовке пациентов к плановым операциям в гинекологическом отделении не менее важно, чем участие врача, так как конечный этап зависит от тщательной подготовки пациента к...