Методическое пособие на тему: "Питание и кормление пациента"
учебно-методическое пособие по теме

Брянцева Ирина Васильевна

Методическое пособие предназначено для студентов 1 курса при изучении ПМ.04, ПМ.07.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Питание и кормление пациента797.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Ессентукский филиал

Брянцева И.В.

ПИТАНИЕ И КОРМЛЕНИЕ ПАЦИЕНТА

Методическое пособие для студентов первого курса

Ессентуки, 2015

       

ПИТАНИЕ И КОРМЛЕНИЕ ПАЦИЕНТА:    

методическое пособие для студентов первого курса / сост.: И.В. Брянцева – Ессентуки, 2015. – 28 с.

Составитель:

Брянцева Ирина Васильевна, преподаватель Ессентукского филиала Ставропольского государственного медицинского университета

Методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов первого курса при изучении МДК «Технология оказания медицинских услуг».

В пособии представлены основные разделы темы: состав пищи, принципы рационального питания, организация лечебного питания, правила раздачи пищи и кормления тяжелобольного, основы искусственного питания, требования к сан-эпидрежиму столовой и мытью посуды.

Контролирующий материал представлен в форме терминологического диктанта и тестовых заданий.

Методическое пособие составлено в соответствии с рабочей учебной программой профессиональных модулей ПМ.04, ПМ.07 и требованиями ФГОС СПО.

Рецензент:

Потёмкина Лилия Викторовна, преподаватель Ставропольского государственного медицинского университета

© Ставропольский государственный

медицинский университет, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

5

Претест «Потребность пациента в адекватном питании и питье»

6

Теоретическая часть

3.1.    Состав пищи

  1. Принципы рационального питания
  2. Организация лечебного питания
  3. Раздача пищи и кормление                                               1                                                  
  4. Искусственное питание                                                                        

7

7

9

10

13

16

4.

Контролирующий материал

18

5.

Эталоны ответов

21

6.

Список литературы

23

7.   Приложение                                                                                          24

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

МО – медицинская организация

МДК – междисциплинарный курс

Ps – пульс

АД – артериальное давление

ЧДД – частота дыхательных движений

Б : Ж : У – соотношение белков, жиров и углеводов

НГЗ – назогастральный зонд

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития российского здравоохранения приоритетной целью становится высокий уровень оказания медицинских услуг.            

Питание пациентов, особенно, получающих стационарную медицинскую помощь, является неотъемлемой часть лечебного процесса. Множество заболеваний, и не только желудочно-кишечного тракта, требуют изменения соотношения  белков, жиров и углеводов, механического или химического щажения, изменения режима приема пищи и т.д. Учитывая все это, врач назначает каждому пациенту диету.

Немаловажная роль в соблюдении пациентами назначенной диеты отводится среднему медицинскому персоналу. Палатная медсестра вместе с буфетчицей раздает пищу, контролирует прием передач и хранение пациентами продуктов, санитарное состояние холодильника. Тщательное соблюдение диеты  ведёт к скорейшему выздоровлению, а значит – к повышению качества оказываемой помощи.

Методическое пособие «Питание и кормление пациента» предназначено для самостоятельной работы студентов первого курса при изучении МДК «Технология оказания медицинских услуг».

В пособии представлены нормативные документы по организации питания пациентов в МО, состав пищи, принципы рационального питания, правила раздачи пищи, санитарно-гигиенические требования к мытью посуды и уборки столовой, способы искусственного питания пациентов.

Для лучшего закрепления информации и итоговой проверки знаний предлагаются вопросы и тесты для самоконтроля.

Специфика изучаемой темы предполагает наличие знаний и умений по соответствующим темам МДК «Теория и практика сестринского дела», а также по дисциплинам: «Гигиена и экология человека», «Основы латинского языка с медицинской терминологией».

 Таким образом, данное методическое пособие служит теоретической основой для выполнения практических манипуляций, необходимых в деятельности среднего медицинского персонала при лечении и уходе за пациентами.

ПРЕТЕСТ

по теме: «Потребность в адекватном питании и питье»

Выберете один правильный ответ:

1. Потребность в питании относится к потребностям:

а) социальным;

б) физиологическим;

в) духовным;

г) психологическим.

2. Потребность в питании обеспечивает поступление в организм:

а) продуктов;

б) пищевых веществ;

в) энергии.

3. Пример формулировки сестринского диагноза:

а) незнание принципов рационального питания;

б) желудочное кровотечение;

в) язва желудка.

4. Поступление достаточного количества воды обеспечивает:

а) протекание биохимических реакций в клетках;

б) работу почек;

в) увлажнение ногтей.

5. Водный баланс, это - :

а) физиологическая потребность в питье;

б) суточное количество выделенной мочи;

в) соотношение количества введенной жидкости и выделенной мочи.

6. Водный баланс в норме (%):

а) 70 - 80

б) 80 - 90

в) 90 - 100

7. Кормление пациента - вид сестринских вмешательств:

а) зависимое;

б) независимое;

в) взаимозависимое.

8. Суточное количество употребляемой жидкости (л):

а) 1,0;

б) 0,5;

в) 2,0.

9. Для оценки адекватности питания необходимы показатели:

а) Рs и АД;

б) ЧДД и Рs;

в) рост и вес.

10. Режим питания здорового человека:

а) 2-х разовый;

б) 4-х разовый;  

в) часто, небольшими порциями.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Состав пищи

Пища человека должна содержать все основные пищевые компоненты: углеводы, белки, жиры, минеральные соли, витамины, воду.  Ни один продукт не предоставляет организму всех необходимых для него питательных веществ. Пищевая ценность тех или иных блюд не ограничивается только энергетической ценностью входящих в них продуктов.

Белки являются еще и важным пластическим, т. е. «строительным», материалом, необходимым для нормального функционирования клеток и тканей. Белки - основа живой клетки и межклеточного вещества. Они входят в состав ферментов, гормонов, участвуют в передаче генетической информации, в клеточном дыхании, сокращении и расслаблении мышц, являются переносчиком кислорода, защищают организм от микробов и вирусов. Белки входят в состав продуктов  как животного (молоко, йогурт, мясо, рыба), так и растительного происхождения (хлеб, орехи, крупы, бобовые). Белки состоят из аминокислот, часть из которых незаменимы (не образуются в организме) и содержатся только в продуктах животного происхождения. Поэтому соотношение белков животного и растительного происхождения должно быть примерно 50% : 50%.  Белки должны составлять примерно 14 % дневного рациона (100 г). Источником аминокислот являются белки пищи, резервом белка или аминокислот организм не располагает. В связи с этим в организм белок должен поступать из расчета примерно 1г на 1 кг массы тела взрослого человека в сутки. После тяжелых заболеваний, операций, при обширных ожогах количество белка увеличивается до 1,5 г/кг в сутки.

Жиры  - важный источник энергии в организме. Они служат структурным компонентом клеточных мембран, нервной ткани, надпочечников и т. д. Без жиров невозможно нормальное усвоение организмом белков, некоторых минеральных солей и жирорастворимых витаминов (A, D, Е). В суточном рационе должно быть 70 %  жиров животного происхождения (70 г) и 30 % - растительного (30 г). Жиры, поступающие с пищей, частично идут на создание жировых запасов (депо жира), которые защищают организм от потери тепла, являются основным источником энергии при больших энергетических затратах и острых тяжелых заболеваниях.

Углеводы  дают организму человека свыше половины необходимой для его жизнедеятельности энергии. Они содержатся преимущественно в продуктах растительного происхождения. Помимо пищевых углеводов, в растительных продуктах содержатся и непищевые - растительная клетчатка, стимулирующая двигательную функцию кишечника и желчного пузыря. Углеводы также необходимы для нормального усвоения жиров. Они имеют исключительно важное значение для работы мышц, деятельности печени, нервной системы, сердца. Суточная потребность взрослого человека в углеводах - около 400-500 г.

Вода составляет более 60 %  массы тела. Без нее невозможна жизнь, поскольку все жизненно важные процессы в клетке или межклеточной жидкости протекают только в водных растворах. Суточная потребность в воде в среднем составляет примерно 2,5 л. Значительная часть этой нормы (около 1 л) содержится в пищевых продуктах (каша, хлеб, овощи, фрукты), около 1,5 л - в супе, компоте, молоке, чае, кофе и других напитках. Многие овощи и фрукты до 90 % состоят из воды.

Минеральные  вещества (натрий, кальций, калий, фосфор, железо, магний, хлор и др.) также необходимы для нормальной жизнедеятельности всех органов и систем. Кальций, например, входит в состав костной и мышечной тканей, участвует в процессах сокращения и расслабления мышц, в свертывании крови и т. д. Фосфор также является важным компонентом костной, нервной и мышечной тканей, участвует в энергетическом обеспечении клеток. Натрий играет важную роль в проведении нервного возбуждения к различным органам, задерживает воду в организме, обеспечивает достаточный тонус сосудистой стенки. Калий участвует в процессах возбуждения, сокращения и расслабления мышц, в работе сердца. Железо входит в состав гемоглобина и участвует в окислительных реакциях. Недостаточное поступление в организм минеральных веществ может привести к тяжелым, иногда необратимым последствиям.

Витамины  являются обязательной и незаменимой составной частью пищевого рациона. Они обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма, участвуют в процессе усвоения других пищевых веществ. Витамины в достаточных количествах содержатся в обычной пище, но при однообразном питании или при нарушении усвоения в пищеварительном тракте может возникнуть дефицит витаминов.

Рассчитывая пищевой рацион здорового или больного человека, нуждающегося в особом, диетическом питании, следует добиваться не только достаточной энергетической ценности пищевых продуктов, но и сбалансированного содержания в них белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды. Соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:4 по массе этих веществ.

2. Принципы рационального питания

Рациональное питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний. Рациональное питание предполагает энергетическое равновесие, сбалансированное питание, соблюдение режима питания и др. Изучив состав пищи, можно кратко сформулировать основные принципы рационального питания.

1. В рацион питания здорового человека должны входить белки, жиры и углеводы (Б:Ж:У), соотношение которых 1:1:4. В весовом выражении это 100г : 100г : 400г. Белки необходимы и животного и растительного происхождения в соотношении 50% : 50% (50г :50г). Жиры также должны быть и животного и растительного происхождения в соотношении  70% : 30% (70г :30г).

2. Количество полученной организмом энергии должно равняться количеству затраченной.

3. В состав пищи, кроме пищевых углеводов,  должны входить и непищевые, т.е. растительная клетчатка, которая стимулирует двигательную функцию желудочно-кишечного тракта, обеспечивает нормальную микрофлору кишечника, поглощает и выводит слизь, токсины, жиры.

4. Режим питания. Питание должно быть дробным (3 - 4 раза в сутки), регулярным (в одно и то же время) и равномерным, последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 - 3 часа до сна; перерыв между приемами пищи должен быть не более 4 час. в дневное время.

5. Здоровый человек должен выпивать в сутки 1,5-2л жидкости  и 1л - получать с продуктами питания.

6. В пище должно содержаться достаточное количество витаминов и микроэлементов, которые являются коферментами обменных процессов.

3. Организация лечебного питания

Лечебное питание - диетотерапия - неотъемлемый и существенный аспект общего плана лечебных мероприятий при всех заболеваниях.

Важнейшим компонентом сестринского ухода является правильная организация питания, в т. ч. диетического.

Диета – это соблюдение здоровым или больным человеком определенного режима и рациона питания, т. е., качественного и количественного состава пищи, времени ее приема, способов обработки продуктов  и т. д.

Сестринский персонал принимает участие в раздаче пищи и кормлении тяжелобольных. Одной из функций сестры является обучение пациентов и их близких принципам диетического и рационального питания. Она должна точно выполнять все диетические предписания врача, уметь правильно объяснить пациенту и его родственникам необходимость исключения из рациона одних продуктов и добавления других, соблюдения определенного способа кулинарной обработки и режима питания.

В больничных учреждениях установлен 4-х разовый режим питания, а для некоторых групп пациентов  -5- и даже 8-ми разовый. Дневной рацион должен быть распределен следующим образом в % от общей энергетической ценности: завтрак -30 - 35, обед - 35 - 40, ужин  и кефир на ночь не более 25 - 30. Время кормления пациента зависит от числа приемов пищи, но перерыв между приемами пищи должен быть не более 4 час. в дневное время; при 5-ти разовом питании вводится второй завтрак, а при 6-ти разовом еще и полдник. В некоторых случаях пациенту дают сначала жидкую пищу, которая быстрее покидает желудок, а через 1-1,5 часа - твердую пищу.

В соответствии с приказом МЗ РФ № 330 от 5.08.2003г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в ЛПУ РФ» разработано 5 стандартных диет, в состав которых входят диеты номерной системы (с 1 по 15), назначаемые при различных заболеваниях, и специальные разгрузочные (контрастные) диеты, предусматривающие частичное голодание для разгрузки пораженных органов и систем. При сочетании у человека нескольких заболеваний ему подбирают индивидуальную диету.

Диетический режим зависит от характера заболевания, его стадии, состояния больного и его индивидуальных особенностей.

Большинство диет, особенно назначаемых на длительное время, содержит физиологическую норму всех пищевых веществ. При повышенной потребности в некоторых пищевых веществах в связи с заболеванием (увеличенный расход белка, витаминов, железа, потеря жидкости, минеральных солей) содержание отдельных компонентов может быть увеличено.

В других случаях рекомендуется, наоборот, ограничить или исключить пищевые продукты, которые оказывают неблагоприятное действие на течение заболевания. Иногда (например, в послеоперационном периоде или при остром панкреатите) на короткий срок может быть назначена физиологически неполноценная диета или голод. Наконец, лечение некоторых пациентов требует изменения способа приема пищи и характера кулинарной обработки продуктов.

Для организации диетического питания, прежде всего, необходимо определить:

1. качественный состав пищи (увеличение или уменьшение в пищевом

рационе белков, жиров, углеводов и др.) и ее количество;

2. характер кулинарной обработки продуктов (степень измельчения,

тепловая обработка: отваривание на пару или в воде, запекание

и т. д.);

3. режим питания (время и частота приема пищи).

Как изменить качественный состав пищи? Прежде всего, исключение из рациона грубых, трудноперевариваемых продуктов (хлеб грубых сортов, редька, репа, редис, капуста, огурцы, бобовые, рассыпчатые каши), уменьшение объема массы пищевого рациона (не более 3 кг в сутки) и специальная кулинарная обработка (измельчение, протирание и т. д.) обеспечивают механическое щажение пищеварительного тракта.

Исключение из рациона продуктов, вызывающих усиление секреции пищеварительных желез и двигательной функции желудка и кишечника, способствует их химическому щажению. С этой целью в рацион не включают крепкие бульоны (мясные, рыбные, овощные), жареные и панированные мясные блюда, концентрированные подливы и соусы, пряности, соленые огурцы, свежий хлеб, блины. Химическое щажение достигается и определенной кулинарной обработкой (отваривание, приготовление на пару), при которой экстрактивные вещества, резко  возбуждающие деятельность пищеварительных желез, частично удаляются.

Необходимая диета и длительность ее применения определяются врачом в зависимости от заболевания, состояния больного и переносимости им назначенной диеты. Номер диеты врач записывает в «Медицинскую карту стационарного больного»  в листе назначений.

Палатная медицинская сестра, проверяя лист назначений, ежедневно составляет порционник, который содержит сведения о количестве различных

диетических столов и видах разгрузочных и индивидуальных диет. Сведения о пациентах, выписавшихся из отделения, в порционник не включаются. На пациентов, поступивших в различные лечебные отделения больницы вечером и ночью, порционник составляет дежурная медицинская сестра лечебного отделения. Сведения палатных медицинских сестер о числе диет суммирует старшая медицинская сестра отделения, подписывает заведующий отделением, затем они передаются в пищеблок.

Составление меню, контроль за качеством продуктов и их закладкой осуществляет врач-диетолог (в небольших больничных учреждениях –диетсестра).

4. Раздача пищи и кормление

Оптимальной является централизованная система приготовления пищи, когда в одном помещении больницы приготавливается пища для всех отделений, а затем доставляется в каждое отделение в маркированных теплоизолирующих емкостях.

В буфетной (раздаточной) каждого отделения больницы имеются специальные плиты (мармиты), обеспечивающие подогрев пищи паром в случае необходимости, так как температура горячих блюд должна быть 57-62°С, а холодных - не ниже 15°С.

Раздача пищи осуществляется буфетчицей и палатной медицинской сестрой в соответствии с данными палатного порционника.

Пациенты, которым разрешено ходить, принимают пищу в столовой. Находящимся на постельном и строгом постельном режиме пациентам буфетчица и (или) палатная медицинская сестра доставляют пищу в палату. Перед раздачей пищи для предупреждения передачи ВБИ они должны вымыть руки и надеть халат, маркированной «Для раздачи пищи». Санитарки, занятые уборкой помещений, к раздаче пищи не допускаются.

До раздачи пищи следует закончить все лечебные процедуры и физиологические отправления больных. Младший медицинский персонал должен проветрить палаты, помочь пациентам вымыть руки. Если нет противопоказаний, можно слегка приподнять изголовье кровати. Нередко для кормления пациентов, находящихся на постельном режиме, используют прикроватные столики. Сестре следует определить, в какой помощи во время приема пищи нуждается пациент и поощрять его, если он пытается есть самостоятельно. Раздавая горячие напитки, нужно убедиться, что они не чрезмерно горячие, капнув себе на запястье несколько капель. Дайте пациенту время для подготовки к приему пищи. Помогите ему занять удобное положение. Блюда следует подавать быстро, чтобы горячие блюда оставались горячими, а холодные не согрелись. Шею и грудь пациента следует накрыть салфеткой, а также освободить место на тумбочке или на прикроватном столике. Накормить тяжелобольного, часто страдающего отсутствием аппетита, непросто. От медицинской сестры требуется в подобных случаях умение и терпение. Для жидкой пищи можно пользоваться специальным поильником, а полужидкую пищу можно давать ложкой. Не следует разрешать пациенту разговаривать во время еды, так как при этом пища может попасть в дыхательные пути. Не нужно настаивать, чтобы пациент съел весь объем пищи сразу: после небольшого перерыва, подогрев пищу, можно продолжить кормление.

Не нужно оставлять на тумбочке у постели пациента остывшую пищу. Через 20-30 мин после раздачи пищи пациентам, которые принимали пищу самостоятельно, следует собрать грязную посуду.

      В буфетной лечебного отделения должно быть помещение (не менее 6 кв. м), в котором устанавливают 5-гнездную ванну для мытья посуды.

Мытье столовой посуды:

• механическое удаление остатков пищи щеткой или деревянной лопаткой;

• мытье посуды щеткой в первом гнезде ванны при температуре воды 50°С с

добавлением разрешенного моющего средства;

• погружение посуды во второе гнездо ванны с дезинфицирующим средством

(экспозиционная выдержка зависит от используемого дезинфицирующего средства);

• ополаскивание в третьем гнезде ванны посуды под горячей проточной водой при температуре не ниже 65°С;

• просушивание посуды на специальных полках или решетках.

Мытье стеклянной посуды и столовых приборов:

• механическая очистка;

• мытье и обеззараживание в первом гнезде ванны с добавлением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств (экспозиционная выдержка зависит от конкретного дезинфицирующего средства);

• ополаскивание посуды во втором гнезде ванны под горячей проточной водой при температуре не ниже 65°С;

• просушивание посуды на специальных полках или решетках.

Мытье кухонной посуды:

• кастрюли, ведра, термосы очищают от остатков пищи и моют горячей водой (50°С) с добавлением разрешенных моющих средств;

• ополаскивание посуды осуществляют горячей водой при температуре не ниже 65°С;

• мочалки для мытья посуды и ветошь для протирки столов по окончании уборки кипятят в течение 15 минут или дезинфицируют с помощью разрешенных дезинфицирующих средств, затем сушат и хранят в специально отведенном месте;

• ткань, использованная для мытья полов, после уборки подлежит дезинфекции, ополаскиванию и сушке.

Для буфетной и столовой выделяется уборочный промаркированный инвентарь. После каждого приема пищи в столовой и буфетной проводят влажную уборку столов, пола с применением дезинфицирующих средств.

Передачи больным принимают в разрешенном врачом ассортименте, хранят в прикроватной тумбочке (сухие продукты) или в холодильнике (скоропортящиеся продукты) в индивидуальном завязанном пакете с указанием фамилии пациента и № палаты. Своевременное освобождение и мытье холодильника проводит буфетчица. Контроль санитарного состояния тумбочек и холодильников ежедневно осуществляет медицинская сестра.

  1. Искусственное питание

Иногда нормальное питание пациента через рот затруднено или невозможно (некоторые заболевания органов полости рта, пищевода, желудка). В подобных случаях организуют искусственное питание. Его осуществляют при помощи зонда, введенного в желудок через нос или рот, либо - через гастростому. Можно вводить питательные растворы парентерально, минуя пищеварительный тракт (внутривенно-капельно). Показания к искусственному питанию и его способ определяет врач, а медицинская сестра должна хорошо владеть любой методикой.

Для кормления пациента через зонд применяют различные питательные смеси: яично-молочную, бульоны, энпиты (питательные смеси для энтерального введения),  5% молочные каши, кисло-молочные продукты, детские питательные смеси и т.д.

Парентеральное питание назначают пациентам с явлениями непроходимости пищеварительного тракта, при невозможности нормального питания (опухоль), после операций на пищеводе, желудке, кишечнике и пр., а также при истощении, ослабленным пациентам при подготовке к операции. Для этой цели используют препараты, содержащие продукты гидролиза белков - аминокислоты (гидролизин, белковый гидролизат казеина, фибриносол), а также искусственные смеси аминокислот (альвезин, левамин, полиамин и др.); жировые эмульсии (липофундин, интралипид); 10 % раствор глюкозы. Кроме того, вводят до 1 л растворов электролитов, витамины группы В, аскорбиновую кислоту.

Средства для парентерального питания вводят внутривенно-капельно. Перед введением их подогревают на водяной бане до температуры тела (37-38°С). Необходимо строго соблюдать скорость введения препаратов: гидролизин, белковый гидролизат казеина, фибриносол, полиамин в первые 30 мин. вводят со скоростью 10-20 капель в минуту, а затем при хорошей переносимости скорость введения увеличивают до 40-50. Полиамин в первые 30 мин. вводят со скоростью 10-20 капель в минуту, а затем - 25-35 капель в минуту. Более быстрое введение нецелесообразно, так как избыток аминокислот не усваивается и выводится с мочой. При более быстром введении белковых препаратов у больного могут возникнуть ощущения жара, гиперемия лица, затруднение дыхания.

Липофундин S (10-процентный раствор) вводят в первые 10-15 мин. со скоростью 15-20 капель в минуту, а затем постепенно (в течение 30 мин.) увеличивают скорость введения до 60 капель в минуту. Введение 500 мл препарата должно длиться примерно 3 ч.

 Категорически запрещено водить все компоненты для парентерального питания одномоментно.

При достаточно широком выборе способов и средств для искусственного питания, в настоящее время практически не используются  питательные клизмы (введение 5% раствора глюкозы per rectum).

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

по теме: «Питание и кормление пациента»

1. Питание здорового человека, сбалансированное по количественному и качественному составу, по времени приема пищи -

2. Соблюдение больным или здоровым человеком режима питания, количественного и качественного состава пищи, способов обработки продуктов -

3. Исключение из пищи растительной клетчатки, это щажение -

4. Исключение из пищи экстрактивных веществ, это щажение -

5. Максимальная энергетическая ценность блюд приходится на время приема пищи -

6. Кто назначает пациенту диету -

7. Кто составляет порционник -

8. Как часто составляется порционник -

9. Количество пищи, вводимое через зонд, при одном кормлении -

10. Медсестра кормит пациентов с назначенным режимом двигательной активности -

ПОСТТЕСТ

по теме: «Питание и кормление пациентов»

I вариант

Выберете один правильный ответ:

  1. Растительные белки входят в состав:

а) воды;

б) сахара;

в) бобовых.

  1. Животные жиры содержатся в:

а) яйцах;

б) орехах;

в) сое.

  1. Суточная потребность в углеводах (г):

а) 100 - 200;

б) 200 -300;

в) 300 - 400;

г) 400 - 500.

  1. Суточная потребность в воде (л):

а) 2,5;

б) 0,5;

в) 1,0;

г) 0,3.

5. Соотношение белков, жиров и углеводов в пищевом рационе здорового человека:

а) 1 : 2 : 3;

б) 5 : 6 : 7;

в) 1 : 3 : 4;

г) 1 : 1 : 4.

6. Соблюдение человеком режима питания, состава пищи и методов обработки, называется:

 а) диета;

 б) порционник;

 в) тип щажения;

 г) лечебное питание.

7. Один из принципов рационального питания:

     а) не злоупотреблять копченостями;

     б) количество полученной организмом энергии должно равняться количеству затраченной;

     в) пить много воды.

8. Кто назначает пациенту диету:

     а) врач;

     б) заведующий отделением;

     в) медсестра.

9. Кто составляет порционное требование на питание пациентов:

    а) палатная медсестра;

    б) процедурная медсестра;

    в) врач.          

10. Где хранят пациенты скоропортящиеся продукты:

а) в тумбочке;

б) в шкафу;

в) в холодильнике.

ПОСТТЕСТ

по теме: «Питание и кормление пациентов»

II вариант

Выберете один правильный ответ:

1. Белки  животного происхождения входят в состав:

а) рыбы;

б) орехов;

в) бобовых.

2. Растительные жиры содержатся в:

а) яйцах;

б) орехах;

в) мясе.

3. Суточная потребность в жирах (г):

а) 100;

б) 200;

в) 300;

г) 400.

4. Суточная потребность в белках (г):

а) 100;

б) 200;

в) 300;

г) 400.

5. Соотношение белков, жиров и углеводов в пищевом рационе здорового человека (по массе):

а) 100 : 200 : 300;

б) 500 : 600 : 700;

в) 100 : 300 : 400;

г) 100 : 100 : 400.

6. При невозможности кормления пациента через жкт:

     а) проводят искусственное кормление;

 б) не кормят;

 в) вводят витамины.

7. Один из принципов рационального питания:

     а) не злоупотреблять копченостями;

     б) в пище должна содержаться растительная клетчатка;

     в) пить много воды.

8. Кто следит за соблюдением пациентом назначенной диеты:

     а) врач;

     б) процедурная медсестра;

     в) палатная медсестра.

9. Как часто составляется порционное требование на питание пациентов:

    а) 1 раз в неделю;

    б) через день;

    в) ежедневно.                    

10. Режим питания пациентов в стационаре, кроме индивидуальной диеты:

а) 1 р/д;

б) 3 р/д;

в) 4 р/д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  2. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
  3. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  4. СанПиН  2.1.3.2630-10 от 18.05.2010 г.
  5. Методическое пособие для специалистов со средним медицинским образованием «Инфекционный контроль и инфекционная безопасность» – Новосибирск: НЦПКРЗ, 2012.

6. Приказ МЗ РФ № 330 от 5.08.2003г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в ЛПУ РФ»

Интернет-ресурсы, отвечающие тематике учебного пособия:

                                                                 

                                                                                   Приложение

АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ

Введение НГЗ

Оснащение: желудочный зонд диаметром 0,5 —0,8 см (зонд должен находиться в морозильной камере не менее 1,5 часов до начала процедуры; в экстренной ситуации конец зонда помещают в лоток со льдом, чтобы он стал жестче), стерильное вазелиновое масло или глицерин, стакан с водой 30-50 мл и трубочкой для питья, шприц Жанэ емкостью 20 мл, лейкопластырь (1 x 10 см), зажим, ножницы, заглушка для зонда, безопасная булавка, лоток, полотенце, салфетки, перчатки.

I. Подготовка к  процедуре:

1. Уточнить у пациента понимание хода и цели предстоящей процедуры (если пациент в сознании) и его согласие на проведение процедуры. В случае неинформированности пациента уточнить дальнейшую тактику у врача.

2. Определить наиболее подходящую для введения зонда половину носа (если пациент в сознании):

• прижать сначала одно крыло носа и попросить пациента дышать другим, закрыв рот;

• затем повторить эти действия с другим крылом носа.

3. Определить расстояние, на которое следует ввести зонд (расстояние от кончика носа до мочки уха и вниз по передней брюшной стенке так, чтобы последнее отверстие зонда было ниже мечевидного отростка).

4. Помочь пациенту принять высокое положение Фаулера.

5. Прикрыть грудь пациента полотенцем.

II. Выполнение процедуры:

6. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки.

7. Обильно обработать слепой конец зонда глицерином (или другой водорастворимой смазкой).

8. Попросить пациента слегка запрокинуть назад голову.

9. Ввести зонд через нижний носовой ход на расстояние 15 - 18 см и попросить пациента наклонить голову вперед.

10. Продвигать зонд в глотку по задней стенке, предлагая пациенту глотать, если возможно.

11. Сразу, как только зонд проглочен, убедиться, что пациент может говорить и свободно дышать, а затем мягко продвигать зонд до нужной отметки.

12. Если пациент может глотать:

• дать пациенту стакан с водой и трубочкой для питья. Попросить пить мелкими глотками, заглатывая зонд. Можно добавить в воду кусочек льда;

• убедиться, что пациент может ясно говорить и свободно дышать;

• мягко продвигать зонд до нужной отметки.

13. Помогать пациенту заглатывать зонд, продвигая его в глотку во время каждого глотательного движения.

14. Убедиться в правильном местоположении зонда в желудке:

а) ввести в желудок около 20 мл воздуха с помощью шприца Жанэ, выслушивая при этом эпигастральную область фонендоскопом (будет слышен шум движения воздуха), или

б) присоединить шприц к зонду: при аспирации в зонд должно поступать содержимое желудка (вода и желудочный сок).

15. В случае необходимости оставить зонд на длительное время: отрезать пластырь длиной 10 см, разрезать его пополам в длину на 5 см. Прикрепить неразрезанную часть лейкопластыря к спинке носа. Обернуть каждой разрезанной полоской лейкопластыря зонд и закрепить полоски крест-накрест на спинке носа, избегая надавливания на крылья носа.

16. Закрыть зонд заглушкой  (если  кормление будет выполнено позднее) и прикрепить безопасной булавкой к одежде пациента на плече.

III. Завершение процедуры:

17. Снять перчатки. Вымыть и осушить руки.

18. Помочь пациенту занять удобное положение.

19. Сделать запись о проведении процедуры и реакции на нее пациента.

20. Промывать зонд каждые четыре часа изотоническим раствором натрия хлорида 15 мл (для дренирующего зонда вводить 15 мл воздуха через отведение для оттока каждые четыре часа).

Примечание. Уход за зондом, оставленным на длительное время, осуществляется так же, как за катетером, введенным в нос для оксигенотерапии.

Кормление  пациента   через  НГЗ с  помощью  воронки

Оснащение:  зажим, лоток, полотенце, салфетки, чистые перчатки,

фонендоскоп, воронка, питательная смесь (t 38—40°С), вода кипяченая 100 мл.

I . Подготовка  к  процедуре:

1. Ввести назогастральный зонд.

2. Рассказать пациенту, чем его будут кормить (после согласования с врачом).

3. Предупредить его за 15 мин о том, что предстоит прием пищи.

4. Проветрить помещение.

5. Помочь пациенту занять высокое положение Фаулера.

6. Вымыть руки.

7. Проверить правильность положения зонда:

 - над лотком наложить зажим на дистальный конец зонда;

 - снять заглушку с зонда;

 - набрать в шприц 30 - 40 мл воздуха;

 - присоединить шприц к дистальному концу зонда;

 - снять зажим;

  - надеть фонендоскоп,  мембрану поместить над областью желудка;

 - ввести через зонд воздух из шприца и выслушивать звуки, появляющиеся в желудке (если звуков нет, нужно подтянуть, сместить зонд);

 - наложить зажим на дистальный конец зонда;

 - отсоединить шприц.

  1. Присоединить к зонду воронку.

II. Выполнение  процедуры:

9. Налить в воронку, находящуюся наклонно на уровне желудка пациента, питательную смесь.

10. Медленно поднять воронку выше уровня желудка пациента на 1 м, держа ее прямо.

11. Как только питательная смесь дойдет до устья воронки, опустить воронку до уровня желудка пациента и пережать зонд зажимом.

12. Повторить процедуру, используя все приготовленное количество питательной смеси.

13. Налить в воронку 50 - 100 мл кипяченой воды для промывания зонда.

III. Завершение  процедуры:

14. Отсоединить воронку от зонда и закрыть заглушкой его дистальный конец.

15. Прикрепить зонд к одежде пациента безопасной булавкой.

16. Помочь пациенту занять комфортное положение.

17. Вымыть руки.

Определение водного баланса

Оснащение: мерная ёмкость для измерения количества мочи, ёмкость для измерения веса жидкой пищи, лист, карандаш.

Подготовка к процедуре: объяснить пациенту сущность предстоящего исследования:

1. подсчет количества жидкости, поступающей в организм (питьё, жидкая пища, фрукты и овощи, парентерально введенные лекарственные средства);

2. подсчет количества выделенной мочи.

Примечание: записывать полученные данные в дневник.

Выполнение процедуры:

  1. Подсчитать отношение количества выделенной мочи к количеству поступившей в организм жидкости, составив пропорцию:

водный баланс = выделенная моча : поступившая жидкость х 100%;

например: поступило - 1500 мл; выделено - 1200 мл

водный баланс = 1200 : 1500 х 100% = 80%.

№ водного баланса – 70 - 80%;

меньше 70% - отрицательный (риск отеков);

больше 80% - положительный (риск обезвоживания).

Завершение процедуры: 

  1. записать результат в историю болезни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРМЛЕНИЕ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО ПАЦИЕНТА. Учебно-методическое пособие для студентов.

Кормление тяжелобольного пациента требует особых навыков и умений. Иногда нормальное питание пациента через рот затруднено или невозможно (некоторые заболевания органов полости рта, пищевода, желудка)...

Методическое пособие "Потребность пациента в движении"

Методическое пособие "Потребность пациента в движении"ПМ.04 "Выполнение работ по профессии младшая медициснкая сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)"МДК ...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по теме"ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПАЦИЕНТА"

Влияние простйших методов физиотерапии на организм человева...

Рабочая тетрадь по теме"Искусственное питание. Кормление пациента через назогастральный зонд".

Рабочая тетрадь предназначена для аудиторного иучения материала....

Методическое пособие по теме: "Питание и кормление пациента"

Методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов первого курса при изучении МДК «Технология оказания медицинских услуг».В пособии представлены основные разделы темы:...

Методическое пособие по теме "Потребность пациента в труде и отдыхе" для проведения практического занятия по ПМ.04 специальность Сестринское дело

Пациенты нуждаются в качественном виде сестринской помощи, которая  возможна  при осуществлении сестринского процесса. Основной целью сестринского процесса (ухода) является обеспечение пацие...

Методическая разработка практического занятия. Кормление пациента из ложки и поильника.

Методическая разработка практического занятия. Кормление пациента из ложки и поильника....