О психофизиологических причинах детского травматизма
классный час на тему
В последние десятилетия от травм и других несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний. Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности. Поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социальной проблемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_psihofiziologicheskih_prichinah_travmatizma_detey.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О психофизиологических причинах детского травматизма.
Гоймиева Зарема, студентка 3 курса,
руководитель Винокурова С.В.
В последние десятилетия от травм и других несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний. Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности. Поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социальной проблемой.
Причины детского травматизма изменяются в зависимости от возраста, психического и физического развития ребенка.
В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.
Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 7 и 11–12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.
Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.
В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы. Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.
Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Таких среди часто травмирующихся детей оказалось 77%, из них больше половины – дети, которые обвиняют в своих неудачах, болезнях, травмах других людей или обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны, характеризуются переоценкой своих способностей и возможностей.
Анализ публикаций, посвященных изучению травматизма, позволил выявить некоторые общие показатели предрасположенности детей к рискованному поведению. Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску.
Исследователи отмечают, что для 60% школьников характерна слабость нервных процессов, что отражается на их общей работоспособности и связано с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники. Характерно, что большинство таких детей имели по физкультуре оценку "3".
В последние годы (особенно в крупных городах) серьезной проблемой у школьников, обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в гимназиях и лицеях, становится гипокинезия. От ее последствий (нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, избыточный вес и т. д.) страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за неразвитой координации и плохой ориентации в пространстве.
Поскольку установлена взаимосвязь между возникновением травм у школьников и их индивидуально-психологическими особенностями, целесообразно проведение профилактической работы с детьми, организованной с учетом этих особенностей. При этом весьма эффективным представляется использование таких активных форм обучения, как тренинговые занятия. Приведем пример такого занятия.
Тренинг "Я и моя безопасность"
Цели: - актуализация темы об опасных жизненных ситуациях;
- развитие представлений о тактических действиях в опасной ситуации, понимания, что часто они возникают из-за неправильного поведения подростков;
- формирование убеждения в том, что стремление избежать опасности или минимизировать ее, а также обращение за помощью к окружающим являются проявлением осмотрительности и зрелости.
Задачи:- актуализировать личный опыт, связанный с типовыми опасными ситуациями в жизни подростков, обусловленными как внешними обстоятельствами, так и собственным неправильным поведением;
- развивать у учащихся стремление не попадать в опасные ситуации, не провоцировать и минимизировать опасность, не допускать паники, обращаться за помощью, использовать оптимальную тактику поведения;
- формировать убеждение в том, что соблюдение принятых правил поведения является гарантией безопасности;
- осмыслить полученный опыт и отработать алгоритм поведения в опасных ситуациях.
Оборудование: листы писчей бумаги с надписями "Жизнь и здоровье", "Честь и достоинство", "Деньги и вещи", "Остановись!", "Подумай!", "Действуй!" с инструкциями на оборотной стороне листов.
Вводная часть.
После короткого обсуждения участники называют ассоциации, которые возникают у них при слове "опасность".
Ведущий констатирует, что большинство людей остерегаются опасностей, и предлагает обсудить, как обычно ведут себя люди при их возникновении (что они испытывают? что такое страх? для чего природа наделила человека способностью испытывать страх? о чем сигнализирует страх?). Следует подчеркнуть, что страх – это предупреждение, сигнал, который может парализовать человеческую волю, а может мобилизовать ресурсы человека (привести примеры или предложить подросткам сделать это самостоятельно). На основании приведенных примеров ведущий обращает внимание на то, что есть опасности, возникающие независимо от человека, и такие, которые явились следствием неправильного поведения самих людей.
Ведущий сообщает, что около половины серьезных травм, получаемых подростками, связано с их собственными ошибками (рисками) или нарушением ими принятых правил поведения в быту, школе и на транспорте. Желающие могут привести примеры. Особо выделяются ситуации, когда подростки ведут себя слишком рискованно, поддаваясь на провокации сверстников.
Основная часть.
Ребятам предлагается обсудить три вопроса.
1.Можно ли полностью избежать опасных жизненных ситуаций?
2.Можно ли свести к минимуму опасности?
3.Есть ли правила поведения в опасных ситуациях?
Обобщая высказывания, ведущий просит подумать над тем, что является самым важным для человека, что следует спасать в первую очередь. Участникам предлагается три листа с надписями "Жизнь и здоровье", "Честь и достоинство", "Деньги и вещи". Они должны разложить эти листы в соответствии с очередностью того, что (по их мнению) надо спасать в первую, вторую и третью очередь при возникновении опасности. По завершении этой работы ведущий подчеркивает, что такие ценности, как честь, достоинство, деньги, собственность, имеют смысл только в случае существования человека, т. е. когда он смог сохранить свою жизнь и здоровье.
Таким образом, первое, что необходимо спасать, – это жизнь и здоровье. Обязательно следует отметить, что:
- есть особые исключительные и редкие ситуации, когда люди жертвуют собственной жизнью во имя других людей или ценностей;
- взрослые сильные люди, которые несут большую ответственность, могут жертвовать своей жизнью для спасения детей или более слабых;
- в большинстве ситуаций, связанных с опасностью, дети и подростки должны спасать свою жизнь и здоровье, учитывая, по возможности, безопасность других людей.
В отношении двух других приоритетов – чести или собственности – правильного ответа нет, каждый волен поступать так, как сочтет нужным и как сложится ситуация.
Ведущий предлагает участникам вспомнить, что удалось придумать людям для сведения к минимуму опасностей, подстерегающих их. Обсуждение целесообразно провести в форме "мозгового штурма". Участников следует подвести к выводу о необходимости соблюдения правил поведения и техники безопасности, инструкций по обращению с техническими приспособлениями и т. п.
Следует также обсудить следующие вопросы:
Где, когда и почему в школе предусмотрены особые правила поведения (уроки труда, физкультуры, физики, химии)?
Какие бытовые приборы и почему снабжаются особыми инструкциями по применению?
Почему существуют особые правила дорожного движения и поведения в транспорте? и т. п.
Предлагается привести примеры, когда подросток сталкивается с опасностью, но не может справиться с ней собственными силами. На одном из примеров обсуждается, правильно ли поступает тот, кто обращается за помощью к окружающим. Поступает ли он как человек слабый, малодушный или как зрелый, понимающий границы своих возможностей человек? В высказываниях особо следует подчеркнуть, что стремление получить помощь в опасной ситуации является признаком зрелого поведения.
Участников необходимо подвести к пониманию того, что невозможно заранее предугадать все жизненные опасности, и предложить всем вместе составить алгоритм поведения в опасной ситуации.
Работа проводится в форме "Аукциона идей". Обобщая высказывания, можно предложить алгоритм из трех шагов: "Остановись! Подумай! Действуй!".
В середину круга помещают листы с аналогичными надписями, а затем проводится обсуждение необходимости каждого шага. После каждого обсуждения лист с соответствующей надписью переворачивают и зачитывают приведенную там "инструкцию".
Вот их тексты:
Остановись!
Если ты почувствовал страх, значит, тебе угрожает опасность; не позволяй страху превратиться в панику, постарайся сохранить спокойствие.
Подумай!
Подумай, в чем заключается опасность, прими решение, как ее избежать или уменьшить.
Действуй!
Приняв решение, сразу приступай к его выполнению.
Необходимо обязательно обратить внимание участников, что возможны ситуации, когда все три "шага" надо "пройти" в очень короткое время, например при спасении бегством.
Заключительная часть. Участникам предлагается описать свои действия в соответствии с предложенным алгоритмом в типичных для подростков ситуациях, связанных с опасностью:
- незнакомый человек предлагает тебе пойти с ним куда-либо;
- старшие ребята предлагают спиртное или наркотики;
- приятели нашли во дворе какой-то сверток и зовут тебя посмотреть, что там внутри.
Ситуации подростки могут предложить сами.
Участники, передавая друг другу мяч, отвечают на вопрос, как себя вести, чтобы не попадать в ситуацию опасности (например: соблюдать правила поведения, инструкции по технике безопасности и обращению со сложными приборами). По завершении высказываний всех участников желающие повторяют алгоритм поведения в опасной ситуации ("Остановись! Подумай! Действуй!").
Домашнее задание. Обсудить с родителями алгоритм поведения в опасной ситуации.
Не стоит ждать мгновенного эффекта от подобных занятий. Поведение человека – продукт конкретных жизненных обстоятельств, условий жизни, традиций и многого другого. Оно формируется на протяжении длительного времени и быстро изменить его невозможно. Однако продуманная кропотливая работа может оказаться в этом смысле эффективной.
Литература
- Родионов В.А.,Ступницкая М.А. Профилактика школьного травматизма// Справочник классного руководителя.- № 12.- 2009.
- Третьякова А.Н., Крушельницкая О.И. О психологических и психофизиологических причинах травматизма на курортах// Биология в школе.-№7.-2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма» для занятий с воспитанниками летнего лагеря МБУДОД ЦВР "Радуга"
Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся в условиях нахождения в летнем лагере детей МБУДОД ЦВР «Радуга». Программа раз...
План мероприятий по профилактике детского травматизма для дошкольного возраста на летний период
План мероприятий по профилактике детского травматизма в дошкольной группе на летний период для социально - реабилитационных центров...
Роль медицинской сестры в профилактике детского травматизма в домашних условиях.
Проблема предупреждения детского травматизма актуальна тем, что травматизм детей в современном обществе является социальной проблемой, угрожающей здоровью и жизни детей. Наши дети не всегда в полной м...
презентация "Предупреждение детского травматизма"
Задача персонала детских образовательных учреждений: предупреждение травмоопасных ситуаций, обеспечение полной безопасности детей во время пребывания их в детском саду...
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ и НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ. ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ. ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА.
План:1)Травмы.2)Виды травматизма.3)Профилактика травматизма.Травмой называется анатомическое и функциональное нарушение тканей и органов, возникающее в результате действия факторов внешней среды....
детский травматизм в зимнее время года
Каждую зиму детский травматизм увеличивается примерно на треть. Какие травмы типичны для этого времени года, и как их избежать?Санки, лыжи, коньки – самые любимые развлечения детей зим...