ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2-го КУРСА
методическая разработка по теме

Кириченко Галина Анатольевна

ЛЕКЦИИ   ПО ПСИХОЛОГИИИ ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  СТУДЕНТОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ№ 10

ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ  И ИНТЕЛЛЕКТА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ»

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. понятие мышления
  2. формы мышления
  3. виды мышления
  4. индивидуально-психологические особенности мышления
  5. операции мышления
  6. интеллект
  7. дефекты интеллекта
  8. патология мышления
  9. расстройства процесса мышления

ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ

   Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

   Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

слайд №

   Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

носит опосредствованный характер;

всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;

исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;

в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;

связано с практической деятельностью человека.

слайд №

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

В психологической науке различают такие логические формы мышления как:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.

     Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно".

слайд №

Различают умозаключение:

  • индуктивное;
  • дедуктивное;
  • по аналогии. 

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

1) генезису развития;

2) характеру решаемых задач;

3) степени развернутости;

4) степени новизны и оригинальности;

5) средствам мышления;

6) функциям мышления и т.д.

слайд №

 По генезису развития различают мышление:

наглядно-действенное;

наглядно-образное;

словесно-логическое;

абстрактно-логическое.

 Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

 Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
     
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.
     
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
     
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
     Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.
    
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как:

слайд №  

  • Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
  • Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.
  • Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.
  • Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

слайд №

  • Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ

слайд №

      Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования.  Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами.

слайд №

  • Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект

слайд №

  •  Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.
         Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение.

слайд №

  • Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

слайд №

  •   Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

слайд №

  • Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

слайд №

ИНТЕЛЛЕКТ

Характеризуя мышление человека, в первую очередь подразумевают его интеллектуальные способности, т.е. те способности, которые обеспечивают "включение" человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций. Эти интеллектуальные способности человека, прежде всего, связаны с такими его характеристиками как:

"умственное развитие" и;

"интеллект".

Под умственным развитием понимается совокупность, как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. 
     Достигнутый человеком уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Интеллект (или общая умственная способность) - не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Если интеллект - это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления.

В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:

  1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».
  2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».
  3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели».

 «Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Интеллект является основной формой познания действительности.

Существует три разновидности в понимании функции интеллекта:

1) способность к обучению,

2) оперирование символами,

3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

слайд №

Коэффициент интеллектуальности (IQ) - количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста.

слайд №

Показатель развития интеллекта - "коэффициент интеллекта "(сокращенно IQ)

Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самая низкая может приближаться к 0, а самое высокое - 200.

Стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение - 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего землянина показатель IQ составляет от 84 до 100 баллов и такая же часть (34%) имеет показатель IQ от 100 до 116 баллов. Прочие же люди составляют две крайние группы (в каждой по 16%) - с низким (10-84 балла) и высоким (116-180) интеллектом.

слайд №

Существует статистика  средних показателей интеллекта среди стран мира, в этом списке лидирует Япония со средним показателем интеллекта 141, на втором месте США – 122, Россия на третьем  месте -  118.

Для обозначения врожденной недоразвитости интеллекта дефектологи, психиатры и психологи используют термин "олигофрения".

слайд №

ДЕФЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТА

возникают при нарушении сомато — анатомических и социологических предпосылок интеллекта.

слайд №

Олигофрения — врождённое или рано (до  окончания созревания мозга) приобретенное слабоумие. Лежащее в основе повреждение может быть наследственным, внутриутробным или постнатальным.

Олигофрению отличают от приобретенной недоразвитости интеллекта, которую называют деменции. 

слайд №

Деме́нция (лат. dementia — безумие) — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от умственной отсталости (олигофрении), слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющей собой недоразвитие психики, деменция — это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга, наиболее часто — в старости (сенильная деменция; от лат. senilis — старческий, стариковский). В народе сенильная деменция носит название старческий мара́зм. По данным ВОЗ во всём мире насчитывается около 35,6 миллиона людей с деменцией. Ожидается, что это число удвоится к 2030 году до 65,7 миллиона и более чем утроится к 2050 году до 115,4 миллиона.

слайд №

Дебильностью называют легко выраженное "слабоумие" (IQ более 75%). Она заметна не сразу, проявляется в процессе начального обучения. Характеризуется неспособностью к абстрактного мышления. Дебилы не понимают переносного смысла пословицы, метафоры. В обнародовании точных данных о дебилизацию общества одна страна не заинтересована. В США, Восточной Азии, где дебилизм является национальной трагедией, признается нормой легкая его форма. В общеобразовательных школах максимально сокращается учебный материал, для усвоения которого необходимо проявлять способность абстрактного мышления.

слайд №

Имбеци́льность (от лат. imbecillus — слабый, немощный) — средняя степень олигофрении, слабоумия, интеллектуального недоразвития, обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни. При имбецильности дети отстают в физическом развитии, отклонения заметны внешне. (IQ = 20-50). Словесный запас имбецилов составляет до 300 слов. Их можно научить ориентироваться в жизненных ситуациях. Они склонны к подражания, требующих опеки.

Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Речь бедна и неправильна, но более или менее связна. Мышление конкретно и примитивно, но последовательно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Страдающим имбецильностью удаётся привить элементарные трудовые навыки, обучить чтению, письму, счёту. Некоторые имбецилы способны производить элементарные счетные операции, усваивать простейшие трудовые навыки и навыки самообслуживания. Эмоции имбецилов более дифференцированы, чем у идиотов, они привязаны к родным, адекватно реагируют на похвалу или порицание. Имбецилы лишены инициативы, инертны, внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе, при неблагоприятном окружении поведение может быть асоциальным.

Самой тяжелой формой олигофрении является идиотия, которую характеризует IQ в 20 баллов.

слайд №

Идиоти́я (прост. идиотизм) (от др.-греч. ἰδιωτεία (idioteia) — «невежество») — самая глубокая степень олигофрении (умственной отсталости), в тяжёлой форме характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления.

Больные издают отдельные звуки, ходьба развивается очень поздно и носит грубо дефектный характер. Движения неуклюжи, некоординированы. Частые двигательные стереотипии. Больные не в состоянии обслуживать себя, нуждаются в присмотре и уходе.

слайд №

Развитие интеллектуальных способностей  не связано с возрастом и, вопреки распространенному мнению, возможно с раннего детства и до глубокой старости. Более того, мозг человека нуждается в постоянной тренировке. Активный ум поддерживает всю физиологию. Интеллектуальная молодость и высокий уровень развития интеллекта накладывают отпечаток на общее состояние здоровья человека, позволяя ему долго чувствовать себя молодым и выглядеть моложе своих лет.

К сожалению,
у большинства людей развитие интеллекта как таковое прекращается с окончанием школы или ВУЗа и поступлением на работу. Между тем, развитие интеллекта – эта задача всей жизни. Это тот самый случай, когда остановка в росте означает неизбежную деградацию.

Недостаточная интеллектуальная активность приводит к снижению уровня кровоснабжения коры головного мозга, что в свою очередь негативно влияет на состояние интеллекта, а также памяти.

Состояние памяти тесно связано с уровнем развития интеллекта. Первый сигнал о том, что интеллектуальные способности задействованы человеком не в полной мере, - это ухудшение памяти.

Как же поддержать высокий уровень развития интеллектуальных способностей?
Доказано, что развитие интеллекта и интеллектуальных способностей человека напрямую связано с количеством перерабатываемой им информации.

Работа с информацией точно так же тренирует мозг, как физическая нагрузка – тренирует мышцы.

Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности.

ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
Патологию мышления принято рассматривать с точки зрения расстройства самого процесса образования той или иной его формы (понятия и проч.), а так же со стороны системы умозаключений, составляющей продукцию мышления.

Патология мышления разделяется на патологию ассоциативной деятельности /процесса мышления/ и патологию идей /результата мышления/ патологию формирования суждений/.

РАССТРОЙСТВА ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ

Различают три варианта нарушений процесса мышления

I.Количественные нарушения - патология темпа мышления 

а/Ускорение мышления наблюдается при маниакальных состояниях и характеризуется многословностью, отвлекаемостью, поверхностным характером ассоциаций. Суждения возникают легко, носят легковесный, поверхностный характер, страдает глубина мысли. Ускорение мышления в выраженной степени достигает "скачка идей", речь не поспевает за мыслями и внешне может носить несвязный характер («маниакальная спутанность»)

б/заторможенное /замедленное /мышление наблюдается при депрессиях, состояниях оглушения, эпилепсии, органическом поражении мозга, и характеризуется бедностью ассоциаций, суждения формируются с трудом, речь лаконична, односложна.

II.Качественные нарушения - искажение и извращение формирования суждений и умозаключений. 

Выделяют следующие виды качественного нарушения мышления:


  • Атактическое мышление

  • Бессвязное мышление

  • Патологически обстоятельное мышление


1. Атактическое мышление, включает в себя:

а) Резонерство - определяется как многословное пустое /пустословное/ рассуждательство, мышление, которое не привносит ничего нового, эти рассуждения на малозначащие темы.

Каждое отдельно взятое cyждение имеет свой смысл, но сужения сравниваются и сопоставляются по иным, искаженным логическим связям ("паралогическим"), поэтому и нет итога, результата мышления или вывод непонятен, напр., больной заявляет: "Я сегодня обедать не буду, так как обед желтого цвета -это цвет измены, поэтому его есть нельзя". 

Помимо паралогических построений для резонерства характерно использование высоко абстрактных понятий для выражения и обозначения конкретных явлений /вербализмы/,напр. вместо слова "дети" больной употребил выражение- "человеческие существа на ранних этапах своего онтогенетического развития". Фраза «дети кушают», построенная с использованием вербализмов, превратится в длинную ересь, а при нарушении логических связей между суждениями превратиться в бесплодное мудрствование, т.е. многословное высказывание, лишенное содержания и смысла/. 

Резонерство характерно для больных шизофренией и ряда, других заболеваний.

б) атактическое или разорванное по смыслу мышление встречается у больных шизофренией и характеризуется сохранением грамматического строя суждений или отсутствии или "непонятности" /"своеобразии"/ смыслового содержания, например: "надо запачкать машину шумом". 

Нарушения процесса мышления данной группы обусловлены качественно иными связями между понятиями и представлениями вследствие изменения /смещения/понятийного аппарата, т.е. в обычные слова больной вкладывает иной, только ему понятный смысл,

напр.: "прошу выписать меня  причиной износившейся болезни". 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция по педагогической психологии

Материал для проведения занятий по педагогической психологии...

методическая разработка лекции по дисциплине "Социальная психология". Тема "Общение как перцептивный процесс"

Здесь представлена разработка лекции по дисциплине "Социальная психология" для студентов СПО....

Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов.

Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов....

Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов.

Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов....

Лекция Познавательная сфера в период старения. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов.

Лекция Познавательная сфера в период старения. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов....

Лекции по психологии

Характеристика психических процессов и состояний, классификация процессов. Все это и многое другое в лекционном материале к уроку...