Лекарствоведение в странах Древнего мира
план-конспект урока на тему
Лекция
1. Общие черты развития врачевания в странах Древнего Мира.
2. Лекарствоведение в Древней Месопотамии.
3. Лекарствоведение в Древнем Египте.
4. Лекарствоведение в Древней Индии.
5. Лекарствоведение в Древнем Китае.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvovedenie_v_stranah_drevnego_mira.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- -
Тема: «ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО МИРА»
Цель: сформировать у студентов представление о развитии фармации в странах Древнего мира
Задачи:
- сформировать представление об общих чертах развития фармации в странах Древнего Мира;
- сформировать у студентов четкое представление о вкладе древних народов в развитии фармации;
- развивать интерес к будущей профессии;
- повысить уровень общей и профессиональной культуры;
- воспитывать личностные качества, необходимые для овладения профессией
План.
- Общие черты развития врачевания в странах Древнего Мира.
- Лекарствоведение в Древней Месопотамии.
- Лекарствоведение в Древнем Египте.
- Лекарствоведение в Древней Индии.
- Лекарствоведение в Древнем Китае.
Ход занятия
Организационный момент: проверка подготовленности аудитории к занятию
Актуализация: тест по теме «Лекарствоведение в первобытном обществе».
Мотивация.
Изучение темы «Лекарствоведение в странах Древнего Мира» познакомит вас с историей развитие фармации данного времени, а также с достижениями в фармацевтической и медицинской науке, которые легли в основу фармацевтических и медицинских знаний для последующей эпохи.
Лекция
- Общая характеристика развития стран Древнего мира
К странам Древнего Мира относят: Древнюю Месопотамию, Древний Египет, Древний Китай, Древнюю Индию.
Страны Древнего Мира имеют общие черты развития врачевания:
- Изобретение письменности и создание первых текстов медицинского содержания;
- Формирование двух направлений врачевания: эмпирического (практического) и теургического (культового);
- Развитие представлений о происхождении болезней;
- Методы передачи медицинских знаний (подготовка врачевателей);
- Развитие законодательства в области здравоохранения;
- Формирование основ врачебной этики.
- Лекарствоведение в Древней Месопотамии (IV век до н.э.)
Об истории лекарствоведения в Древней Месопотамии свидетельствуют подлинные тексты того времени, выполненные на глиняных табличках, камне, металле, а также данные археологических исследований.
Термин «Месопотамия, или Междуречье» был введен греческим историком Геродотом, который посетил страны бассейна Тигра и Евфрата в V в. до н.э.
Древнейший текст медицинского содержания, составленный в Месопотамии в конце III века до н.э., состоит из 15 прописей лекарственных средств, начертанной на глиняной табличке. Изучение текста показало, что древние врачеватели использовали в своей лечебной практике лекарственные средства растительного происхождения: горчицу, иву, пихту, сосну, грушу, сливу и т.д. В состав лекарств включали: смолу, соль, молоко, шерсть, внутренние органы змей, панцирь черепахи. Одна из табличек сохранила оттиск древнего врачевателя в Месопотамии, на которой были изображены медицинские инструменты и сосуд для лекарств.
К середине второго тысячелетия до н.э. сформировалось два основных направления врачевания:
- асу – практический
- ашипу – культовый (заклинающий)
Врачевание асу было направлено на облегчение болезни, с помощью лекарственных средств. Врачеватели собирали растения, хранили, варили их на меду и иве, уксусе и жире. Готовые средства втирали в процессе массажа, вводили с клизмами, применяли в виде порошков, мазей, пилюль, свечей.
Для врачевателей ашипу главным в лечении было заклинание, хотя они также использовали лекарственные средства, но значительно меньше, чем врачеватели асу.
Например, болезни зубов они объясняли наличием «червя, который растет в зубе»:
Когда Ану сотворил небо,
Небеса сотворили землю,
Земля сотворила реки,
Реки сотворили болота,
Болота червя сотворили.
Отправился червь к Шамашу, плача,
Перед богом Эа его слезы.
- Что ты выделишь мне в пропитание?
- Что ты выделишь мне для сосания?
«Спелые фиги и сок абрикоса»
- На что мне фиги и сок абрикоса?
Среди зубов позволь поселиться.
Кровь из зуба сосать я буду.
Буду глодать я корни зуба.
«Зацепи острие, ухвати за корень!
Сам себе, червь, избрал ты такое!»
В древних текстах нет упоминания о пломбировании или удалении зубов, сообщается лишь о применении обезболивающих паст и лечебных мастик, которыми заполняли дупло зуба.
Происхождение болезней врачеватели Месопотамии объясняли следующими причинами:
- нарушение принятых в обществе порядков (приближение к замужней женщине, жрице);
- нарушение гигиенических навыков (употребление несвежей пищи, купание в загрязненной реке, соприкосновение с нечистотами);
- вмешательство сверхъестественных сил (религиозные верования: демон, Пазуду насылал головную боль, демон Ламашту распространяла лихорадку).
Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу посвященных. Знания Месопотамии переписывались почти без изменений до начала нашей эры. Они оказали большое влияние на развитие медицинских знаний по всей Азии и Африке.
Самым обширным памятником законодательного права, касающегося деятельности врачевателей, являются законы вавилонского царя Хаммурапи. Они высечены на столбе высотой 2,25 м. В случае успешного лечения, врачеватели получали высокое вознаграждение (5 саклей серебра, на них можно было кормить целый год несколько человек). Но столь высокая плата за лечение была связана с большим риском для врачевателя, при неблагоприятном исходе лечений. При неудачном лечении он подвергался суровому наказанию (возмездию) – око за око, зуб за зуб. «Если врачеватель умертвил человека или погубил глаз … ему подлежит отрезать руку».
- Лекарствоведение в Древнем Египте (IV в. до н.э.)
В настоящее время известны 10 древнегреческих папирусов, которые посвящены медицине. Самым известным из них являются папирус Эберса и папирус Смита.
Папирус Эберса «Книга приготовления лекарств для всех частей тела» склеенный из 108 листов длиной 20,5 метров. Папирус содержит 900 рецептов лекарств для лечения различных болезней органов (желудочно-кишечного тракта, легких, глаз, уха, зубов, кожи, суставов). Заглавие каждого рецепта выделено красной краской. Вначале стоит заголовок, затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, например «варить», «смешать».
В рецептах использовалось большое количество ингредиентов (от 30 и более) растительного происхождения. Все лекарства были классифицированы на слабительные, рвотные, мочегонные, диетические, косметические. Применялись простейшие лекарственные формы: порошки, мази, пилюли, примочки и соки, приготовленные на молоке, меде или пиве. Для лекарств использовались мята, алоэ, мак, подорожник, ревень, лук, алоэ и др. Лук почитался как священное растение. Это было связано не только с его ценным лекарственными свойствами, но и с необычным строением: слои луковицы символизировали устройство вселенной.
Именно в Египте появились первые специалисты по изготовлению лекарств и торговле ими.
Египет считается родиной косметики. В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Женщины Египта румянили щеки и красили губы.
Египтяне первыми ввели в употребление и парик, который надевали на коротко остриженные волосы. Парик состоял из большого количества туго переплетенных косичек. Он заменял головной убор и косвенно способствовал борьбе со вшивостью.
Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. «Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят всегда свежевымытое. Жрецы моются они два раза в день и два раза в ночь» (Геродот).
Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это показали исследования мумий: у египтян широко распространялись тяжелые воспалительные заболевания десен и выпадение зубов. Болезни зубов и десен египтяне объясняли наличием «червя, который растет в зубе». Лечение было примитивным: к больному зубу или деснам прикладывали лечебную пасту или раствор. Древние египтяне тогда не умели лечить кариес и не знали оперативного зубоврачевания.
Египтяне первые получили представление о строении человеческого тела из практики бальзамирования. Мумификацией в древнем Египте занимались специальные люди, которых называли тарихевтами.
«Сначала они извлекают мозг через ноздри железным крючком, затем делают разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей, затем промывают ее пальмовым вином, прочищают и наполняют чрево благовониями, зашивают. Через 70 дней, обмыв тело, обвевают его повязкой, намазывают камедью (подобие клея). Изготавливают саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника». Их секрет бальзамирования на веки утрачен, однако трупы умерших сохранялись до наших дней.
Передача медицинских знаний в Древнем Египте осуществлялась в специальных школах при храмах. Хотя продолжали переодеваться и по наследству: от отца к сыну.
Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные.
К естественным они относили нездоровую пищу, наличие кишечных паразитов и неблагоприятные климатические и погодные условия. Поэтому египтяне очищали свой желудок каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства и клизмы.
Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как ЛС, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей включали и экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных. Во время заклинания звучали заклинания: «О, мертвый! О, покойник, скрывшийся в этой моей плоти, в этих частях моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся – удались! Скрывшийся – выходи!»
Врачебное искусство древнего Египта было разделено таким образом, что каждый врачеватель излечивал только одну болезнь: одни лечили глаза, другие – голову. Третьи – зубы, четвертые – желудок … Потому врачевателей у них было полно. Врачеватель при неудачном исцелении ничем не рисковал, т.к. они пользовались всеобщим признанием.
Древний Египет оказал огромное влияние на развитие стран Азии, Африки и Европы.
- Лекарствоведение в Древнем Китае (III в. до н.э.)
Врачевание древнего Китая. Основой традиционной китайской медицины являются древнекитайские философские учения о пяти «первоэлементах» (металл, вода, дерево, огонь, земля) и о двух противоположных началах «инь» и «янь».
Здоровье рассматривалось как результат равновесия всех процессов в организме, болезнь – как нарушение правильного взаимодействия. Характерной особенностью древнекитайского врачевания является массаж, а качестве ведущего принципа врачевания было лечение противоположного противоположным, т.е. болезни «горячей» этиологии лечились холодом, и наоборот.
Одним из древнейших медицинских текстов дошедших до нас является «Хуанди Ней дзин» - «Канон врачевания», посвященный строению человеческого тела, распознаванию и лечению болезней.
В то время возникло 11 различных направлений:
1. Медицинское обслуживание взрослых.
2. Общая медицина.
3. Педиатрия.
4. Лечение параличей.
5. Гинекология.
6. Офтальмология.
7. Стоматология.
8. Лечение болезней глотки и гортани.
9. Ортопедия.
10. Внешние болезни и хирургия.
11. Метод иглоукалывания и прижигания.
Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организм с природой и темпераментом человека.
Считалось, что долгое пребывание человека в одном эмоциональном состоянии (гнев, страх, печаль) может вызвать болезнь. Вершиной искусства Древнего Китая было учение о пульсе, т.к. именно пульс обуславливает круговое движение крови. Китайская медицина широко использовала иглоукалывание и прижигание, т.к. раздражение «жизненных точек» способствует восстановлению жизненных процессов, равновесию инь-янь.
Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней, укреплять здоровье и здоровых. Массаж, лечебная дыхательная гимнастика использовались для сохранения здоровья и достижения долголетия.
Лекарствоведение. В основном, в древнекитайской медицине использовали лекарственные средства растительного происхождения. В самом распространенном источнике сведений о медицине Древнего Китая «Нейцзин» - «Трактате о внутреннем человеке» приводится 900 названий лекарственных растений, которые назначались в соответствии со следующим принципом: головки и верхние части растений – при болезнях верхнего пояса тела человека, стебли растений – среднего пояса, корни – мышц и кожи, сердцевина – внутренностей. Особенно популярны были жень-шень, лимонник, а также ревень, чай, лук, чеснок и др. Лекарственные средства животного происхождения также были широко представлены. Почти каждое животное служило источником какого-либо лекарственного средства: во врачевании использовались кожа слона; кровь, печень, сердце, когти тигра; панцирь черепахи. Из средств минерального происхождения применяли железо, серу, ртуть, соединения меди и серебра.
- Лекарствоведениев Древней Индии (II в. до н.э.)
Лекарствоведение. Древнеиндийские врачи определяли здоровье как оптимальное сочетание в организме слизи, желчи и воздуха. Методы лечения заключались в использовании диеты, лекарственных средств, вызывающих удаление из организма «испорченных жизненных соков» (мочегонных, слабительных, рвотных, очищающих наружные покровы), а также огня и режущих инструментов. Лекарственные средства назначались больным с учетом телосложения, возраста, пола, темперамента.
Древнеиндийские врачеватели использовали лекарственные средства растительного, животного происхождения в различных формах: порошки, пилюли, настойки, отвары, мази. Особенно богатым был выбор лекарственных средств растительного происхождения.«Все что окружает нас – все является лекарством, нужно только распознать его и правильно использовать».
Источником сведений по истории медицины и фармации Древней Индии является книга «Аюверда» (Знание жизни) – учение о долгой жизни, автором которой был врач Сушрута. В ней дано описание 760 лекарственных растений, некоторые из которых до сих пор не изучены. В качестве лекарственных средств индийские врачи довольно широко использовали золото, серебро, медь и др. металлы, а также драгоценные камни. К врачам Древней Индии предъявлялись высокие требования в отношении знания лечебных свойств того или иного лекарства. Известно знаменитое изречение Сушруты: «В руках невежды лекарство – яд и по своему действию может быть сравнимо с ножом или огнем, в руках же людей сведущих оно уподобляется напитку бессмертия».
Врачевание. Древние лекари Индии назывались «изгоняющие бесов» (бхишадж). Помимо предупреждения болезней и их лечения, очень важное место занимает диагностика. Тщательное обследование позволяет не только определить вид заболевания, но и установить стадию его развития. Врачи использовали несколько различных методов обследования, чтобы подкрепить свои впечатления и данные. К ним относятся:
1. Диагностика по пульсу.
2. Исследование мочи и стула.
3. Осмотр языка, ногтей на руках, кожи.
4. Диагностика по лицу (общему облику).
5. Анализ голоса.
Сумма полученных результатов обследования позволяла получить обобщенную картину текущего состояния.
Так же большое внимание индийские врачи уделяли диетологии, которую считали одним из методов лечения. Врач говорил пациенту: «Если вы будете соблюдать ту или иную диету, то получите 50% результата». Это связано с тем, что за свою жизнь человек съедает в среднем 20 тонн пищи.
Древние индийские врачеватели знали и пластическую хирургию: они умели восстановить уши, носы, губы, потерянные в бою или по приговору суда.
Врачевание тесно переплеталось с религиозно-философским учением (буддизмом), где особое место занимала йога.
Йога – морально-эстетическое учение и система упражнений–поз, объединенных религиозной философией.
Центром медицинского образования был г. Таксила, где учились медицине 7 лет. Врачебная этика требовала от врачевателей опрятности, скромности, терпеливости, здоровья и избежание болтовни.
За лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей и жрецов какое-либо вознаграждение.
За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.
Вывод: На протяжении всей истории медицин стран Древнего Мира оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины во всем мире.
Итог занятия:
- Что нового узнали из содержания лекции?
- Назовите ученого-историка, посетившего страны Древнего Мира? (Геродот)
- Что изображал оттиск печати древнего врачевателя Месопотамии?
- Какие средства в медицинской практике использовали врачи Междуречья «асу»?
- В какой стране профессия врачевателя была связана с большим риском?
- В каком государстве для приготовления лекарственных средств использовали большое количество ингредиентов?
- В каком государстве лекарственные средства назначались с учетом темперамента, возраста, пола и времени года?
- Назовите этические требования к врачевателю данного времени.
- Назовите государство, которому принадлежит:
- «Трактат о внутреннем человеке» (Китай)
- книга «Аюверда» (Индия)
- «Книга приготовления лекарств для всех частей тела» (Египет)
10. В каких странах болезнь зубов объясняли наличием «червя, который растет в зубе»?
Домашнее задание: выучить лекцию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Студенческий доклад "Обычаи древнего мира (традиции в родах )"
Доклад студентки 2 курса специальности Акушерское дело Туровцевой В. на Городской конференции , приуроченной к Международному дню акушерок (ГБПОУ ДЗМ «МК № 6») . Руководители доклада: преподавате...
презентация на тему "Культура и религии Древнего мира"
в презенциции представлены основные культурные ценности Древнего мира и причины возникновение религий...
Студенческий доклад "Обычаи древнего мира (традиции в родах )"
Доклад на тему: «Обычаи Древнего Мира».Городская конференция выпускников акушерских отделений училищ и колледжей,приуроченная к Международному дню акушерки....
Тема. Костюм стран Древнего мира Практическое занятие: Выполнение творческого эскиза современного костюма с элементами костюма Древнего мира (по выбору)
МДК.01.01. Процесс создания моделей одежды, подбор декоративных элементов. Практическое занятие..Выполнение творческого эскиза современного костюма с элементами костюма Древнего мира (по выбору)Цель р...
Курс лекций по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии. Раздел 1. Предмет философии и ее история. Тема 1.1 Основные понятия и предмет философии. Тема 1.2 Философия Древнего мира и средневековая философия.
Курс лекций по учебной дисциплине "Основы философии" для обучающихся СПО...
Рабочая программа "История древнего мира" 5 класс
Рабочая программа "История древнего мира" 5 класс Уколова...
Контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира"
Контрольная работа, которая построена по принципу "Продолжите фразу" или "Дайте односложный ответ"....