Правовое обеспечение профессиональной деятельности
методическая разработка на тему

Терещенко Наталья Леонидовна

      Методические разработки содержат следующие блоки:

1.     пояснительная записка

2.     информационно-методический блок с описанием хода занятия

3.     приложение

               4.дополнительные материалы к занятию

5.материал презентации, выполненный в компьютерной программе PowerPoint.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.r._popd.docx51.84 КБ
Файл m.r._popd_med._strah.docx59.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж  имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы»

Методическая разработка

теоретического занятия

по теме «Введение в предмет  Правовое обеспечение профессиональной деятельности « Краткая история законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников»

по дисциплине « Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

для специальности

060501 Сестринское дело

060102 Акушерское дело

для студентов  2   курса

Москва 2012 год

ОДОБРЕНA

на заседании ЦМК ОГСЭ

Протокол № ___  

от «___»___________ г.

____________ Председатель ЦМК  

Автор:

Терещенко Н.Л.  -   преподаватель социально-гуманитарных дисциплин ГОУ СПО Медицинского колледжа  имени Клары Цеткин Департамента здравоохранения города Москвы

Рецензенты:

Полоса С.В. - методист ГОУ СПО Медицинского колледжа  имени Клары Цеткин Департамента здравоохранения города Москвы, преподаватель английского языка высшей категории


Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………………….
  2. Информационно-методический блок с описанием хода занятия
  3. Приложение:……………………………………………………
  • дополнительные материалы к занятию…………………………
  • материал презентации,

выполненный в компьютерной программе PowerPoint…………………

Пояснительная записка

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта. Она предназначена для преподавателей, работающих со студентами 2 курса,  ранее не изучавших предмет на базе средней общеобразовательной школы.

Основными  целями данной разработки являются:

  • ознакомление обучающихся с понятийным аппаратом дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», по теме «Краткая история законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников
  • ознакомление обучающихся с историей законодательства о здравоохранении
  • развитие навыков творческого мышления;

  • развитие умений извлекать необходимую информацию из текста закона, а также развитие у обучающихся логического мышления, внимания, памяти,  умения работать сообща.

Методическая разработка содержит следующие блоки:

  1. пояснительная записка
  2. информационно-методический блок с описанием хода занятия
  3. приложение

  1. дополнительные материалы к занятию
  2. материал презентации, выполненный в компьютерной программе PowerPoint.

Тема данного занятия помогает обучающимся получить общие представление об истории законодательства о здравоохранении, особенностях медицинского права, современных ФЗ регулирующих современное здравоохранение.  Социокультурное развитие будущего медицинского работника невозможно без изучения данной темы.

 Тема :«Краткая история законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников» расширяет рамки знаний обучающихся,  формирует связь права с медициной. Занятие способствует формированию у обучающихся общих и специальных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

 Использование различных видов работы в течение занятия, а так же  применение презентации в программе « POWER POINT» иллюстрирует различные этапы занятия. Все это  способствует  успешному усвоению учебного материала, поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне и позволяет говорить о высокой эффективности занятия.

.

Тема: «Краткая история законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников»

 

Количество часов: 2

Вид занятия: теоретическое занятие

Тип занятия: изучение нового материала

Цели занятия:

 Цели занятия: 

Общая цель  занятия: 

Познакомить обучающихся с правовыми нормами медицинского законодательства и основополагающими нормами правовых актов, регламентирующих деятельность медицинских работников, их правами и обязанностями в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации.

Конкретные цели занятия:

Учебные:

  • формирование юридической грамотности будущих медицинских работников
  • ознакомление обучающихся с предметной терминологией и  историей  законодательства в области здравоохранения;
  • развитие навыков  самостоятельной работы с нормативными документами  и ФЗ;
  • развитие  навыков  творческого  мышления ;

  ЗНАТЬ:

- историю развития законодательства в области здравоохранения;

-  понятие медицинского права;

          -суть основополагающих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность  медицинских работников их права и обязанности.

    УМЕТЬ:

      - находить и использовать правовую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности

      - применять полученные теоретические знания в работе и повседневной жизни

- Образовательная:   формировать  правовую   и юридическую

грамотность обучающихся;

  формировать навык работы с  нормативными документами и ФЗ.

   - Развивающая: развивать исполнительные, коммуникативные, рефлексивные способности студентов, как составляющие любой профессиональной деятельности, способствовать развитию логического мышления.

   - Воспитательная: формировать качество личности  и  потребность в правовой

культуре. Стимулировать потребность в формировании ответственности,

аккуратности, а так же социальной коммуникации.

.

Мотивация:

 Преподавателю следует отметить, что:

    -  при подготовке к занятию и во время него обучающиеся смогут

       расширить  свои знания в области правовой культуры

            -  с помощью мультимедийных технологий они смогут получать,  

                анализировать,  отбирать и передавать нужную им информацию        

                используя её в межличностных  отношениях, в кругу знакомых,

                друзей и профессиональной деятельности.

Данная тема актуальна для  лучшего понимания профессиональной значимости будущей профессиональной деятельности.

В современных условиях реформирования страны повышаются требования к специалистам в частности их готовности работать в условиях конкуренции, поэтому работники учреждений разных систем здравоохранения должны иметь соответствующий уровень подготовки по правовым вопросам. Правовая грамотность необходима любому медицинскому работнику при выполнении своих должностных обязанностей.

Междисциплинарные связи:

БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ.

Внутридисциплинарные связи:

.

БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

 


Оснащение занятия:

Раздаточный материал

  • Конституция Российской Федерации
  • Уголовный кодекс РФ
  • Трудовой кодекс РФ
  • Федеральный закон РФ «Основы законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации»
  • Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»
  • Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон «О предупреждении распространения заболеваний в РФ, вызываемые вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)»
  • Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентах»
  • Федеральный закон «О трансплантации органов и тканей человека»
  • Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»
  • Федеральный закон «О защите прав потребителей»
  • Гражданский кодекс РФ

Учебные пособия и материалы:

Т.В. Козлова «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» / учебное пособие для медицинских училищ и колледжей, Москва, «ГЕОТАР-Медиа», 2009

Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • телевизор

Обеспечение к ТСО:

  1. Презентация в программе «Power Point»   «Введение в предмет ПОПД»
  2. Презентация в программе «Power Point»   «Краткая история законодательства регулирующая деятельность медицинских работников»

Методы и приемы:

  •  Объяснительно- иллюстративные
  • Проблемные
  • Частично-поисковые
Виды деятельности, рекомендуемые для достижения целей занятия.

  1. Просмотр презентации обучающего характера
  2. Знакомство с ФЗ в области здравоохранения
  3. Выполнение заданий для работы с ФЗ
  4. Работа малыми группами.
  5. Анализ и обобщение

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Мотивация, целеполагание

3. Изучение нового материала

     - просмотр презентаций «Введение в предмет ПОПД»

  «Краткая история законодательства регулирующая деятельность медицинских работников»

         - работа с текстами  ФЗ по группам;

         - работа над проблемным вопросом

5.Обобщение  нового материала:

6.Контроль  знаний и умений:

7Подведение итогов занятия:

- Выставление оценок;

- Домашнее задание

Ход занятия

.

Этапы

Содержание этапа

Время

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1.

Организационный  момент

2 мин.

Приветствует обучающихся. Беседует с дежурным. Распределяет по группам

Обучающиеся готовы к занятию и приветствуют преподавателя.

2.

Мотивация,

целеполагание

5 мин.

 Называет тему занятия, помогает осознать межпредметные связи, Определяет пространство исследования данной темы; подводит студентов к определению целей занятия.

Принимают участие в целепола

гании, знакомятся с планом занятия, распределяют

 роли  в группах

3.

Изучение нового материала.

А) Введение в предмет ПОПД

 

Б) история развития законодательства  регулирующего деятельность медицинских работников

В)Современные нормативные документы регулирующие деятельность мед. работников

65 мин.

Организует самостоятельную работу обучающихся, Оценивает

демонстрируемые презентации, следит за регламентом, оценивает работу обучающихся.

Выступают с подготовленным домашним материалом по 1 и 2 вопросу, выступают, дополняя друг друга

Знакомятся с текстами нормативных документов.

4.

Закрепление

нового материала

5 мин.

Обращает внимание

На поставленные проблемы предлагает сделать вывод

Отвечают на вопросы, делают вывод.

5.

Рефлексия

6 мин.

Предлагает  обучающимся ответить на вопросы для закрепления материала

Отвечают на вопросы

6.

Итоги занятия

2 мин.

Сообщает домашнее задание

Записывают домашнее задание

 

Медицинское право — отрасль права Российской Федерации, занимающаяся регулированием отношений в сфере здравоохранения и медицинского страхования; иными словами — всеми отношениями, возникающими по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи.

  • участники правоотношений в сфере здравоохранения
  • роль государства в системе здравоохранения
  • положение здравоохранения в современной России

Главными участниками рассматриваемых правоотношений являются: пациентмедицинский персонал (в частности — лечащий врач); медицинское учреждение (ЛПУНИИ, медицинские институты и иные субъекты); страховая медицинская организация; страхователи (страхователь); государственные органы регулирования и управления в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ).

Кроме того, в медицинских правоотношениях возможно участие следующих субъектов: органы, выдающие медицинским учреждениям разрешение на занятие медицинской деятельностью (лицензии и сертификаты); медицинские ассоциации; контролирующие организации (профсоюзы, общества защиты прав потребителей, антимонопольный комитет и проч.), суды.

Роль государства в российском здравоохранении достаточно сильна и объемна: во-первых, государство провозглашает право на охрану здоровья граждан и гарантирует минимальный объём медицинской помощи, оказываемой бесплатно по ОМС. Во-вторых, оно устанавливает стандарты оказания медицинской помощи, обязательные для исполнения как государственными медицинскими учреждениями, так и частными. В-третьих, РФ контролирует деятельность медицинских учреждений: устанавливает необходимые разрешения для оказания медицинских услуг (лицензии, сертификаты медицинских учреждений; дипломы и сертификаты врачей), проводит аккредитацию деятельности, устанавливает перечень надзорных организаций. В-четвёртых, государство привлекает лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов, к ответственности. В-пятых, государство предполагает развитие системы здравоохранения субъектами Федерации и даёт им на это соответствующие полномочия. Кроме того, государство определяет круг прав и законных интересов лица в области здравоохранения, охраняет их и гарантирует право на защиту в случае их нарушения.

Необходимо отметить, что настоящее положение здравоохранения в России, как то: отсутствие чёткой регламентации деятельности по организации и оказанию медицинской помощи, отсутствие единых стандартов качества медицинской помощи, низкое качество медицинской помощи в ОМС и формальность отношений в его системе, отсутствие правового воспитания субъектов здравоохранения и иные особенности отечественного здравоохранения, — связаны с наследством системы, существовавшей в СССР.

В СССР система здравоохранения являлась практически закрытой системой: регулирование осуществлялось посредством служебных актов и было скрыто как от пациентов, так и от врачей; здравоохранение финансировалось исключительно государством и, при объявлении всей медицинской помощи бесплатной и доступной, было соответствующим по качеству. Защита своих прав в сфере здравоохранения в таких условиях была чересчур трудоёмка и малоэффективна.

Положение дел сменилось с принятием "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" в 1993 году. Так, отныне провозглашались дополнительные системы здравоохранения (государственная, муниципальная, ведомственная, частная), дополнительные гарантии (обязательное и добровольное медицинское страхование), дополнительные возможности (платные медицинские услуги). Далее, регулирование здравоохранением поручалось праву, а контроль — государственным органам (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ), медицинским ассоциациям, специальным организациям, общественным организациям, отдельному гражданину. Процесс оказания медицинской помощи стал более прозрачен, а, значит, защита своих прав в сфере здравоохранения — более реальна.

Само собой, процесс реформирования системы здравоохранения ещё далёк от завершения и требует определённых усилий на следующих моментах: организация качественной и доступной медицинской помощи; организация достойного обеспечения медицинского персонала и медицинских учреждений; правовое регулирование системы здравоохранения; налаживание отношений в системе медицинского страхования; введение единых стандартов качества медицинской помощи.

Из истории законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников

Элементы правового регулирования медицинской деятельности появились одновременно с зарождением медицины.

В рабовладельческом обществе лечение приравнивалось к действию сверхъестественной силы, поэтому существовала абсолютная ответственность целителя за смерть больного. Законы носили выраженную направленность.

Из 282 параграфов свода законов вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), регулировавших все основные стороны жизни царства, 8 прямо определяли ответственность врача за свои профессиональные действия:

§ 215. Если врач произвел кому-нибудь трудную операцию медным ножом и спас ему жизнь или снял кому бельмо медным ножом и сохранил ему глаз, то должен получить 10 сиклей серебра;

§ 216. Если то был раб, то его господин должен уплатить врачу 2 сикля серебра;

§ 218. Если врач производит кому-нибудь тяжелую операцию медным ножом и причиняет ему смерть, снимает кому-нибудь бельмо и лишает его глаза, то должно отсечь ему руки;

§ 219. Если врач производит рабу тяжелую операцию медным ножом и причиняет ему смерть, то он должен за раба доставить хозяину другого раба;

§ 220. Если врач снимает медным ножом бельмо рабу и лишает его глаза, то должен деньгами уплатить половину стоимости раба.

В Древнем Египте врачи в своей деятельности руководствовались правилами “Священной книги”. Если врач лечил в полном соответствии с этими правилами, то, независимо от исхода лечения, он освобождался от ответственности. Та же позиция изложена и в Римском праве. В то же время в Древнем Риме врачи привлекались к ответственности за продажу ядов с целью отравления, за аборт и кастрацию.

В эпоху раннего христианства появились суровые законы, карающие за неоказание помощи больному. Например, в Палестине за такое преступление в отношении людей свободного звания полагалась позорная казнь и конфискация имущества.

В период зарождения и развития капитализма ответственность врача за профессиональные нарушения стала рассматриваться с точки зрения частных взаимоотношений, основанных на коммерческих началах.

В России в средние века врачевание считалось чародейством, поэтому за вред, причиненный лечением, врач нес ответственность как за умышленное преступление. История Древней Руси сохранила сведения о болезни и смерти сына Великого князя Иоанна III. Лекарь Леон, лечивший княжеского сына, после его смерти по приказанию Великого князя подвергся умерщвлению. Другого лекаря по имени Антон, лечившего татарского князя Каракучу, после смерти последнего также умертвили. В конце XYII века в одном из царских указов лекари предупреждались, что «буде из них кто нарочно или ненарочно кого уморят, а про то сыщется, им быть казненными смертью». Позднее русское законодательство изменилось, и за смерть от неправильного лечения или «важный вред здоровью» виновный предавался церковному покаянию. Врачам, допустившим ошибку, воспрещалась практика, «доколе они не выдержат нового испытания и не получат свидетельства в надлежащем знании своего дела».

Прогрессивная регламентация врачебной деятельности в России началась при Петре I.

Законодательные акты Петра I определяли требования не только к профессиональной деятельности, но и к личным качествам врача.

Единый врачебный закон появился в России лишь в 1857 году и с незначительными частными дополнениями просуществовал до октября 1917 года.

В последующем, вплоть до 1990-х годов, правовые акты, регламентирующие деятельность медицинских работников, определялись с позиции норм социалистического законодательства.

Конец 1980-х — начало 1990-х годов в России можно считать переходом к новой экономической формации, важным этапным завершением которого стали Конституция Российской Федерации (1993) и ряд законов, имеющих отношение к регламентации медицинской деятельности.

1993—2000 гг. — период активного правотворчества, перехода от ведомственных нормативных актов к гражданско-правовым, к регулированию профессиональной деятельности в здравоохранении с созданием в перспективе Кодекса законов о здравоохранении и медицинской помощи.

 Общая характеристика законодательства РФ о здравоохранении.

Национальное законодательство РФ представлено многоуровневой системой - это, прежде всего Конституция РФ, затем Федеральные законы, указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, приказы Министерства здравоохранения и социального развития. Законодательство субъектов РФ играет тоже огромную роль в формировании нормативной базы законодательства о здравоохранении.

Ускорение научно-технического прогресса, внедрение достижений науки и техники в различные сферы общественной жизни, с одной стороны, приводит к облегчению существования человека в природной среде, с другой - имеет и обратную сторону: резкое ухудшение экологической ситуации на земном шаре, изменение климата, глобальные техногенные катастрофы подрывают физическое и психическое здоровье человека. Поэтому фокус внимания законодателей развитых стран мира все больше и больше смещается сегодня в сторону обеспечения правового регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан. Этому способствует в первую очередь достаточно бурное развитие данной сферы общественных отношений в постиндустриальных странах, обусловленное повышением внимания населения к состоянию здоровья. И, что не менее важно, реальные возможности, как населения, так и государственных институтов обеспечивать достойное финансирование отрасли, а также ряд других факторов. Во всех современных правовых системах развитых стран имеются более или менее обширные комплексы нормативных актов, регулирующих отношения в одной из наиболее социально значимых для современного государства сфер общественной жизни - сфере здравоохранения. Существенно с большими трудностями и проблемами, чем в этих странах, формируется подобный комплекс и в Российской Федерации. Рассмотрим основные законы, принятые законодателем в этой области за минувшее десятилетие:

- Федеральный закон от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

- Федеральный закон от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней";

- Федеральный закон от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ "О лекарственных средствах";

- Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";

- Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";

- Федеральный закон от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции)";

- Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

- Закон РФ от 09.06.1993 г. №5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов";

- Закон РФ от 14.05.1993 г. №4979-1 "О ветеринарии";

- Закон РФ от 22.12.1992 г. №4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека";

- Закон РФ от 02.07.1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

- Закон РФ от 28.06.1991 №1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

Имея свои собственные цели и задачи указанные нормативно-правовые акты (и возглавляемые ими институты законодательства), взятые в отдельности, выполняют свою роль в достижении общей социальной задачи - обеспечение правовой, законодательной базой деятельности по охране здоровья граждан.[1]

В соответствии со ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.[2] Заложив основополагающие принципы охраны здоровья граждан (охрана здоровья и медицинская помощь, запрет проведения медицинских и научных опытов) Конституция определила в 41 ст. государственную политику закрепив принцип бесплатности оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счёт средств соответствующих бюджетов, страховых взносов и других поступлений. Механизм же обеспечения закреплённых Конституцией прав граждан должен реализоваться на других уровнях законодательства об охране здоровья граждан. Сегодня именно реализация принципа бесплатности оказания медицинской помощи является наиболее активно обсуждаемой темой из-за её социальной значимости.

Базовым нормативным актом, регулирующим оказание медицинской помощи в РФ являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.[3] В соответствии со ст. 1 Основ охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Основы определили полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья, организацию охраны здоровья и права граждан и отдельных групп населения в РФ, медицинскую деятельность по планированию семьи и регулировании репродуктивной функции человека, медицинскую экспертизу, права и социальную поддержку медицинских и фармацевтических работников, ответственность за причинение вреда здоровью граждан. Основы необходимо рассматривать как ключевой Федеральный закон, на основе которого строится всё остальное законодательство об охране здоровья граждан - «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», «О лекарственных средствах», «О медицинском страховании граждан в РФ», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и т.д. Кроме «специальных медицинских» законов законодатель закрепил регулирование охраны здоровья граждан и деятельности медицинских работников в других Федеральных законах - Трудовом, Уголовном, Семейном, Уголовно-процессуальном кодексах, Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ законодательно по сравнению с другими сферами мало представлены в здравоохранении и имеют единичный характер. Наиболее социально значимыми из них являются Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ достаточно многочисленны и в своей основе разрабатывают механизм реализации Федеральных законов. Например, приказом Минздрава России от 20.12.2001 N 460 утверждена Инструкция «По констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга», приказом от 30.12.2004 г. №336 установлена оплата руководителей Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.[4]

Таким образом, законодательство о здравоохранении в настоящий момент достаточно многочисленно и разрозненно. Хотя базовый закон -Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 содержит основные механизмы реализации прав граждан при оказании медицинской помощи, однако содержание указанных механизмов в ненормативных актах РФ часто мешает их практической реализации из-за неоднозначности толкования и противоречивости/

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституция Российской Федерации

Декларация прав и свобод человека и гражданина

Уголовный кодекс Российской Федерации

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.  

Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.91 № 1499-1«О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции Закона РФ от 02.04.93 № 4741-1)

Федеральный закон Российской Федерации от 02.07.92 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в редакции Федерального закона от 21.07.98 № 117-ФЗ)

Федеральный закон Российской Федерации от 22.12.92 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»

Федеральный закон Российской Федерации от 09.06.93 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» (в редакции Федерального закона от 04.05.2000 № 58-ФЗ)

Федеральный закон Российской Федерации от 23.02.95 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.95 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (в редакции Федерального закона от 12.08.96 № 112-ФЗ, от 09.01.97 № 8-ФЗ)

Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»

Федеральный закон Российской Федерации от 05.07.96 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (в редакции Федерального закона от 12.07.2000 № 96-ФЗ)

Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.96 № 112-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.98 г. № 5-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции»

Федеральный закон Российской Федерации от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 № 5-ФЗ)

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.98 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.)

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»NEW

Федеральный закон Российской Федерации от 17.09.98 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»

Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.00 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лекарственных средствах»

Федеральный закон Российской Федерации от 2.01.00 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.00 № 58-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов»

Федеральный закон Российской Федерации от 20.06.00 г. № 90-ФЗ «О внесении дополнения в статью 4 закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в связи с принятием федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Федеральный закон Российской Федерации от 20.06.00 № 91-ФЗ «О внесении дополнений в закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека»

Вопросы для контроля

  1. Что такое медицинское право?
  2. Что входит в сферу регулирования  медицинского права?
  3. Какие первые документы регулировали деятельность медицинских работников в истории нашего государства?
  4. Какие современные нормативно-правовые документы регулируют деятельность медицинских работников?



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж  имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы»

Методическая разработка

теоретического занятия

по теме «Понятие и виды медицинского страхования.        Деятельность страховых организаций»

по дисциплине « Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

для специальности

060501 Сестринское дело

060102 Акушерское дело

для студентов  2   курса

Москва 2013 год

ОДОБРЕНA

на заседании ЦМК ОГСЭ

Протокол № ___  

от «___»___________ г.

____________ Председатель ЦМК  

Автор:

Терещенко Н.Л.  -   преподаватель социально-гуманитарных дисциплин ГОУ СПО Медицинского колледжа  имени Клары Цеткин Департамента здравоохранения города Москвы

Рецензенты:

Полоса С.В. - методист ГОУ СПО Медицинского колледжа  имени Клары Цеткин Департамента здравоохранения города Москвы, преподаватель английского языка высшей категории


Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………………….
  2. Информационно-методический блок с описанием хода занятия
  3. Приложение:……………………………………………………
  • дополнительные материалы к занятию…………………………
  • материал презентации,

выполненный в компьютерной программе PowerPoint…………………

Пояснительная записка

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта. Она предназначена для преподавателей, работающих со студентами 2 курса,  ранее не изучавших предмет на базе средней общеобразовательной школы.

Основными  целями данной разработки являются:

  • ознакомление обучающихся с понятийным аппаратом дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», по теме «Понятие и виды медицинского страхования. Деятельность страховых организаций»
  • ознакомление обучающихся с историей медицинского страхования
  • развитие навыков творческого мышления;

  • развитие умений извлекать необходимую информацию из текста закона, а также развитие у обучающихся логического мышления, внимания, памяти,  умения работать сообща.

      Методическая разработка содержит следующие блоки:

  1. пояснительная записка
  2. информационно-методический блок с описанием хода занятия
  3. приложение

               4.дополнительные материалы к занятию

5.материал презентации, выполненный в компьютерной программе PowerPoint.

Тема данного занятия помогает обучающимся получить общие представление об истории медицинского страхования в мире и в нашей стране, особенностях страхования ОМС и ДМС, современных ФЗ регулирующих  медицинское страхование.  Социокультурное развитие будущего медицинского работника невозможно без изучения данной темы.

 Тема :« Понятие и виды медицинского страхования. Деятельность страховых организаций» расширяет рамки знаний обучающихся,  формирует связь права с медициной. Занятие способствует формированию у обучающихся общих и специальных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

         ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

 Использование различных видов работы в течение занятия, а так же  применение презентации в программе « POWER POINT» иллюстрирует различные этапы занятия. Все это  способствует  успешному усвоению учебного материала, поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне и позволяет говорить о высокой эффективности занятия.

.

Тема: «Понятие и виды медицинского страхования. Деятельность страховых организаций»

Количество часов: 2

Вид занятия: теоретическое занятие

Тип занятия: изучение нового материала

Цели занятия:

 Цели занятия: 

Общая цель  занятия: 

Познакомить обучающихся с правовыми нормами медицинского законодательства и основополагающими нормами правовых актов, регламентирующих  сферу медицинского страхования и деятельность страховых организаций, их правами и обязанностями в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации.

Конкретные цели занятия:

Учебные:

  • формирование юридической грамотности будущих медицинских работников
  • ознакомление обучающихся с предметной терминологией и  системами ОМС и ДМС в области здравоохранения;
  • характером деятельности страховых организаций
  • развитие навыков  самостоятельной работы с нормативными документами  и ФЗ;
  • развитие  навыков  творческого  мышления ;

  ЗНАТЬ:

-  законодательные нормы регулирующие систему медицинского страхования ;

-  понятие ОМС и ДМС;

          -суть основополагающих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность  страховых организаций их права и обязанности.

    УМЕТЬ:

      - находить и использовать правовую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности

      - применять полученные теоретические знания в работе и повседневной жизни

- Образовательная:   формировать  правовую   и юридическую

грамотность обучающихся;

  формировать навык работы с  нормативными документами и ФЗ.

   - Развивающая: развивать исполнительные, коммуникативные, рефлексивные способности студентов, как составляющие любой профессиональной деятельности, способствовать развитию логического мышления.

   - Воспитательная: формировать качество личности  и  потребность в правовой

культуре. Стимулировать потребность в формировании ответственности,

аккуратности, а так же социальной коммуникации.

.

Мотивация:

 Преподавателю следует отметить, что:

    -  при подготовке к занятию и во время него обучающиеся смогут

       расширить  свои знания в области правовой культуры

            -  с помощью мультимедийных технологий они смогут получать,  

                анализировать,  отбирать и передавать нужную им информацию        

                используя её в межличностных  отношениях, в кругу знакомых,

                друзей и профессиональной деятельности.

Данная тема актуальна для  лучшего понимания профессиональной значимости будущей профессиональной деятельности.

В современных условиях реформирования страны повышаются требования к специалистам в частности их готовности работать в условиях конкуренции, поэтому работники учреждений разных систем здравоохранения должны иметь соответствующий уровень подготовки по правовым вопросам. Правовая грамотность необходима любому медицинскому работнику при выполнении своих должностных обязанностей.

Междисциплинарные связи:

БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ.

Внутридисциплинарные связи:

.

БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

 


Оснащение занятия:

Раздаточный материал

  • Конституция Российской Федерации
  • Уголовный кодекс РФ
  • Трудовой кодекс РФ
  • Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
  • Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»
  • Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон «О предупреждении распространения заболеваний в РФ, вызываемые вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)»
  • Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентах»
  • Федеральный закон «О трансплантации органов и тканей человека»
  • Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»
  • Федеральный закон «О защите прав потребителей»
  • Гражданский кодекс РФ

Учебные пособия и материалы:

Т.В. Козлова «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» / учебное пособие для медицинских училищ и колледжей, Москва, «ГЕОТАР-Медиа», 2009

Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • телевизор

Обеспечение к ТСО:

  1. Презентация в программе «Power Point»   «Система медицинского страхования»
  2. Презентация в программе «Power Point»   « Особенности ДМС»

Методы и приемы:

  •  Объяснительно- иллюстративные
  • Проблемные
  • Частично-поисковые
Виды деятельности, рекомендуемые для достижения целей занятия.

  1. Просмотр презентации обучающего характера
  2. Знакомство с ФЗ в области здравоохранения
  3. Выполнение заданий для работы с ФЗ
  4. Работа малыми группами.
  5. Анализ и обобщение

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Мотивация, целеполагание

3. Изучение нового материала

     - просмотр презентаций «Система медицинского страхования»

«Особенности ДМС»

         - работа с текстами  ФЗ по группам;

         - работа над проблемным вопросом

5.Обобщение  нового материала:

6.Контроль  знаний и умений:

7Подведение итогов занятия:

- Выставление оценок;

- Домашнее задание

Ход занятия

.

Этапы

Содержание этапа

Время

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1.

Организационный  момент

2 мин.

Приветствует обучающихся. Беседует с дежурным. Распределяет по группам

Обучающиеся готовы к занятию и приветствуют преподавателя.

2.

Мотивация,

целеполагание

5 мин.

 Называет тему занятия, помогает осознать межпредметные связи, Определяет пространство исследования данной темы; подводит студентов к определению целей занятия.

Принимают участие в целепола

гании, знакомятся с планом занятия, распределяют

 роли  в группах

3.

Изучение нового материала.

А) история развития медицинского страхования

 

Б) ДМС и    ОМС

В)Современные НПА регулирующие систему страхования

65 мин.

Организует самостоятельную работу обучающихся, Оценивает

демонстрируемые презентации, следит за регламентом, оценивает работу обучающихся.

Выступают с подготовленным домашним материалом по 1 и 2 вопросу, выступают, дополняя друг друга

Знакомятся с текстами нормативных документов.

4.

Закрепление

нового материала

5 мин.

Обращает внимание

На поставленные проблемы предлагает сделать вывод

Отвечают на вопросы, делают вывод.

5.

Рефлексия

6 мин.

Предлагает  обучающимся ответить на вопросы для закрепления материала

Отвечают на вопросы

6.

Итоги занятия

2 мин.

Сообщает домашнее задание

Записывают домашнее задание

 

Система  медицинского страхования в Российской Федерации

Обязательное медицинское страхование (ОМС) — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение, при наступлении страхового случая, гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в случаях, установленных Федеральным законом, в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования[1].

Базовая программа ОМС

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи), специализированная медицинская помощь в следующих случаях:

  • инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита;
  • новообразования;
  • болезни эндокринной системы;
  • расстройства питания и нарушения обмена веществ;
  • болезни нервной системы;
  • болезни крови, кроветворных органов;
  • отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
  • болезни глаза и его придаточного аппарата;
  • болезни уха и сосцевидного отростка;
  • болезни системы кровообращения;
  • болезни органов дыхания;
  • болезни органов пищеварения
  • болезни мочеполовой системы;
  • болезни кожи и подкожной клетчатки;
  • болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
  • травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;
  • врожденные аномалии (пороки развития);
  • деформации и хромосомные нарушения;
  • беременность, роды, послеродовой период и аборты;
  • отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.

Субъектами РФ гарантируется также дополнительный объём бесплатной медицинской помощи. Так, например, в Санкт-Петербурге по программе ОМС предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и синдрома приобретенного иммунодефицита), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, болезнях глаза и его придаточного аппарата, болезнях уха и сосцевидного отростка, болезнях системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения, болезнях мочеполовой системы, болезнях кожи и подкожной клетчатки, болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболеваниях зубов и полости рта, при беременности, родах и в послеродовом периоде, включая аборты, при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у взрослых. В рамках программы ОМС осуществляется также проведение мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение здоровых детей.

Кроме того, жителям РФ предоставляются за счёт средств бюджета России следующие виды медицинской помощи:

  • скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;
  • амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, оказываемая в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) при следующих заболеваниях: заболеваниях, передаваемых половым путем; заразных заболеваниях кожи (чесотке, микроспории); туберкулезе; заболеваниях, вызванных особо опасными инфекциями; синдроме приобретенного иммунодефицита; психических расстройствах и расстройствах поведения; наркологических заболеваниях;
  • оказание дорогостоящих видов медицинской помощи, перечень которых утверждается Комитетом по здравоохранению;
  • льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, глазное, ушное);
  • вакцинопрофилактика декретированного контингента и населения по эпидемиологическим показаниям;
  • проведение профилактических флюорографических обследований в целях раннего выявления заболевания туберкулезом;
  • медицинская помощь при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у детей и отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде, в соответствии с перечнем, утверждаемым Комитетом по здравоохранению;
  • стоматологическая и онкологическая медицинская помощь, в соответствии с перечнем, утверждаемым Комитетом по здравоохранению Российской Федерации.

Страхователь по ОМС

Страхователь по ОМС — в Российской Федерации — субъект обязательного медицинского страхования (ОМС), обязанный в соответствии с Законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ заключать договоры ОМС в отношении определенной категории граждан, наделенный с этой целью определенными правами и обремененный определенными обязанностями.

Исчерпывающий перечень категорий страхователей определен указанным законом:

  1. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления в отношении неработающих граждан, проживающих на соответствующей территории,
  2. организации (юридические лица),
  3. физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей,
  4. нотариусы, занимающиеся частной практикой,
  5. адвокаты,
  6. физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками и выплачивающие по ним страховые платежи,- в отношении своих работников, а также в отношении самих себя для категорий.

Страховщик по ОМС

Страховые медицинские организации

Страховые медицинские организации - специализированные организации, осуществляющие отдельные полномочия страховщиков в системе ОМС и осуществляющие финансовый контроль работы медицинских учреждений. Работают в сфере ОМС не на основании договоров страхования, а на основании договоров оказания и оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию  Крупнейшими страховыми медицинскими организациями на начало 2012 года являлись «МАКС-М» (14% рынка), «РОСНО-МС» (12% рынка), «СОГАЗ-Мед» (9% рынка), ООО «Росгосстрах-Медицина» (6% рынка) и ЗАО «Капитал Медицинское страхование» (5% рынка ОМС) (две последние компании входят в холдинг «Росгосстрах») ].

Договор ОМС

  • в отношении формы и условий его заключения регламентирован Правительством Российской Федерации;
  • является соглашением между страхователем и страховщиком — страховой медицинской организацией (СМО), в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление гражданам, подлежащим страхованию, медицинской помощи;
  • содержит наименование сторон, срок действия, численность граждан, подлежащих страхованию, порядок предоставления и актуализации списка граждан, подлежащих страхованию, а также порядок внесения страховых взносов;
  • включает в качестве неотъемлемых частей: (1) Территориальную программу государственных гарантий оказания населению субъекта РФ бесплатной медицинской помощи, утверждаемую в установленном порядке и определяющую объём, качество и условия предоставления медицинской помощи гражданам, подлежащих страхованию; (2) согласованный сторонами перечень медицинских учреждений, оказывающих гражданам медицинскую помощь по ОМС;
  • права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законам условия.

С 1 января 2011 года вступил в силу новый федеральный закон об ОМС в РФ, в соответствии с которым с 1 мая 2011 года вводятся новые правила оформления полисов ОМС и вводится полис ОМС единого образца]. Те граждане, которые впервые получают такой документ, должны обратиться в выбранную ими страховую медицинскую организацию. Сначала гражданину выдается «временное свидетельство», подтверждающее оформление полиса, которое действительно в течение 30 рабочих дней. В течение этого времени для гражданина будет изготовлен персональный полис. Как только документ будет готов, застрахованного известят об этом и обменяют ему «временное свидетельство» на полис. Новые полисы ОМС единого образца не надо будет менять при увольнении, смене места работы или переезде на новое место жительства. Замена старых полисов на новые будет производиться постепенно в течение 2011—2013 годов .

Права страхователя

  • участие во всех видах медицинского страхования;
  • свободный выбор страховой медицинской организации;
  • контроль выполнения условий договора ОМС.

Перечисленные права страхователя определены вышеназванным Законом и фактически являются декларативными.

Так право страхователя по ОМС на участие во всех видах медицинского страхования означает лишь возможность его одновременного участия и в добровольном медицинском страховании (ДМС).

Право некоторых категорий страхователя (органа исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, государственных, федеральных, муниципальных организаций и т. п.) на свободный выбор СМО ограничено требованием иного Закона РФ проведения тендера на ее выбор. Результатом проведения тендера является, как правило, существенно суженный список из одной-двух СМО.

В силу этого ограничивается декларированное законом право гражданин на свободный выбор СМО, в частности, право на свободный выбор СМО всех неработающих граждан. Наконец, право страхователя на контроль выполнения условий договора ОМС непосредственно вытекает из существа соответствующего соглашения сторон — страхователя и страховщика (СМО).

Обязанности страхователя

  • зарегистрироваться в качестве страхователя в Территориальном фонде ОМС;
  • заключить договоры ОМС со страховыми медицинскими организациями в отношении граждан, подлежащих страхованию;
  • вносить страховые взносы в установленном порядке;
  • принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан (в пределах своей компетенции);
  • предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья граждан, подлежащих страхованию.

Перечисленные обязанности также декларируются вышеназванным Законом.

Обязанность страхователя зарегистрироваться в Территориальном фонде ОМС — самостоятельном некоммерческом финансово-кредитном учреждении, реализующим государственную политику в области ОМС, аккумулирующим финансовые средства на ОМС и распределяющим их между СМО в соответствии с потребностью застрахованных ими граждан на медицинскую помощь, — связана с необходимостью контроля и учета средств платежей страхователей на территории субъекта РФ.

Обязанность страхователя заключить договора ОМС со страховыми медицинскими организациями в отношении граждан, подлежащих страхованию, является его основной обязанностью.

Обязанности страхователя принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан и предоставлять СМО информацию о показателях здоровья граждан, подлежащих страхованию, являются декларативными.

Ответственность страхователя

  • за нарушение обязанности зарегистрироваться в качестве страхователя в Территориальном фонде ОМС влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
  • за нарушение установленных законодательством РФ о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Ответственность страховых медицинских организаций

Страховые медицинские организации несут ответственность за качественное исполнение обязательств по контролю качества медицинских услуг, на оплату которых они направляют средства фонда обязательного медицинского страхования. Деятельность страховых медицинских организаций контролируют территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В случае выявления нарушения закона по результатам проверок со стороны ФОМС в соответствии с пунктом 13 статьи 38 ФЗ №326 и с приказом ФОМС от 01.12.2010 №230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» на страховую компанию налагается штраф .

Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС

Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»[1] на страховые медицинские организации возложена обязанность контролировать должный порядок и качество оказания медицинских услуг лечебными учреждениями. Крупные медицинский страховые организации имеют специальные отделы для экспертизы качества медицинских услуг и защиты прав застрахованных. Эти отделы проводят экспертизу(в том числе независимую, с привлечением экспертов из других регионов). Экспертиза проводится выборочно в рабочем порядке, а также по жалобам пациентов (бесплатно для заявителя). В случае выявления нарушений медицинское учреждение несет материальную ответственность в виде удержания части оплаты за оказанные услуги и штрафов. Ряд страховых компаний помогают пострадавшим пациентам в судебных тяжбах с врачами и медучреждениям. Результаты стандартной и независимой экспертизы могут разительным образом отличаться друг от друга. Право на независимую экспертизу закреплено в пункте 3 статьи 58 Федерального закона №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ]. Хотя этот пункт вступает в силу только с 1 января 2015 года, в отдельных случаях заявитель может добиться назначения такой экспертизы и до этого срока.

Медико-экономический контроль

Здесь проверяется, в том числе, соответствие объема оказанных услуг (например, частота посещений) принятым официальным стандартам. Медико-экономический контроль осуществляется специалистами страховых медицинских организаций, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи по поручению федерального фонда ОМС, территориального фонда обязательного медицинского страхования или страховой медицинской организации . Экспертиза может иметь целевой или плановый характер.

Санкции для медицинских организаций

В случае выявленных дефектов качества медицинских услуг, страховая компания применяет к медицинскому учреждению санкции в форме удержания части средств, потраченных на оплату этих услуг. Согласно статье 41 вышеупомянутого закона, неоплата или неполная оплата медицинской помощи, а также уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества не освобождает медицинскую организацию от возмещения застрахованному лицу вреда, причиненного по вине медицинской организации. В случае, если застрахованное лицо желает получить компенсацию за физический, материальный и моральный ущерб, причиненный некомпетентными или халатными действиями врачей, ему следует обращаться в суд в гражданском порядке.

Добровольное медицинское страхование

Добровольное медицинское страхование — вид личного страхования. Оно, в частности, позволяет получать помощь в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), не работающих по программе ОМС.

Добровольное медицинское страхование принято подразделять на индивидуальное (учитывающее сложность конкретного заболевания конкретного лица) и на коллективное (учитывающее риск возникновения определённых заболеваний у группы лиц).

Страхователями выступают физические лица (как правило по индивидуальным программам — беременность, клещевой энцефалит и т. п.) и работодатели (как правило по коллективным программам — амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарное лечение, стоматология).

Застрахованными выступают физические лица.

Выгодоприобретателями являются лечебно профилактические учреждения.

Застрахованные получают бесплатно медицинскую помощь в учреждениях-выгодоприобретателях. Страховщик компенсирует выгодоприобретателю понесенные затраты.

В исключительных случаях (при невозможности получить помощь в ЛПУ, предусмотренному в договоре страхования) допускается возмещение страховщиком понесенных расходов непосредственно застрахованному.

Согласно российскому законодательству, обеспечением и защитой прав застрахованных граждан занимаются:

  • орган законодательной власти субъекта РФ
  • орган исполнительной власти субъекта РФ
  • страхователи (работодатель)
  • Территориальный фонд Обязательного Медицинского Страхования (для соответствующей системы)
  • страховые медицинские организации и их ассоциации
  • орган управления здравоохранением
  • профессиональные медицинские ассоциации
  • лечебно-профилактические учреждения (поликлиники, больницы)
  • лицензионно-аккредитационные комиссии
  • органы государственного контроля (прокуратура, антимонопольный комитет, Уполномоченный по правам человека, Представитель Президента РФ, Росздравнадзор)
  • субъекты общественного контроля (профсоюзные органы, Общество защиты прав потребителей, СМИ, гражданин)
  • субъекты досудебного и судебного разрешения споров.

Платные медицинские услуги предоставляются гражданам медицинскими учреждениями в рамках заключённых договоров в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи.

Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

Платными медицинскими услугами являются:

  • виды медицинской помощи, не включённые в перечень гарантированных государством и субъектом РФ;
  • медицинские услуги, предоставляемые по желанию граждан, в полном объёме, утвержденного , либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объёме, превышающем объём выполняемого стандарта медицинской помощи;]
  • медицинские услуги, предоставляемые в плановом порядке гражданам, не имеющим права на их бесплатное получение.

Медицинское страхование выезжающих за рубеж (путешественников)

Данный вид страхования является добровольным видом страхования, однако наличие полиса страхования медицинских расходов выезжающих за рубеж (ВЗР) является обязательным требованием для получения визы в ряд стран  

Ведется обсуждение о введении данного вида страхования в число обязательных при оформлении поездки через туристическую фирму

Правилами страхования конкретной страховой компании определяется объем услуг, оплачиваемых полисом ВЗР, но, как правило, это:

  • Медицинские услуги — лечение остро возникших заболеваний или травм
  • Медико-транспортные услуги — доставка пациента до больницы, перевозка из одной больницы в другую, при необходимости — эвакуация пациента в страну постоянного проживания, с сопровождением.
  • Репатриация останков

Как правило, по правилам страхования ВЗР не оплачивается лечение:

  • онкологических заболеваний
  • состояний, связанных с беременностью и родовспоможением
  • психиатрических заболеваний и их последствий
  • травм, полученных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
  • системных заболеваний соединительной ткани
  • солнечной аллергии и солнечных ударов
  • заболеваний, возникших во время природных катастроф — землетрясений, извержений вулканов, цунами

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституция Российской Федерации

Декларация прав и свобод человека и гражданина

Уголовный кодекс Российской Федерации

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.

«Об основах охраны здоровья граждан в РФ» ФЗ от 21 ноября 2011года №323-ФЗ

Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.91 № 1499-1«О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции Закона РФ от 02.04.93 № 4741-1)

Федеральный закон Российской Федерации от 02.07.92 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в редакции Федерального закона от 21.07.98 № 117-ФЗ)

Федеральный закон Российской Федерации от 22.12.92 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»

Федеральный закон Российской Федерации от 09.06.93 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» (в редакции Федерального закона от 04.05.2000 № 58-ФЗ)

Федеральный закон Российской Федерации от 23.02.95 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.95 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (в редакции Федерального закона от 12.08.96 № 112-ФЗ, от 09.01.97 № 8-ФЗ)

Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»

Федеральный закон Российской Федерации от 05.07.96 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (в редакции Федерального закона от 12.07.2000 № 96-ФЗ)

Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.96 № 112-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.98 г. № 5-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции»

Федеральный закон Российской Федерации от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 № 5-ФЗ)

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.98 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.)

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»NEW

Федеральный закон Российской Федерации от 17.09.98 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»

Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.00 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лекарственных средствах»

Федеральный закон Российской Федерации от 2.01.00 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.00 № 58-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов»

Федеральный закон Российской Федерации от 20.06.00 г. № 90-ФЗ «О внесении дополнения в статью 4 закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в связи с принятием федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Федеральный закон Российской Федерации от 20.06.00 № 91-ФЗ «О внесении дополнений в закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека»

Вопросы для контроля

  1. Что такое медицинское страхование?
  2. Что входит в сферу страхования ОМС и ДМС?
  3. Какие права и обязанности у организаций и граждан в системе медицинского страхования?
  4. Какие современные нормативно-правовые документы регулируют деятельность  в системе медицинского страхования?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для АСТ теста по теме 3.1 Правовое обеспечение профессиональной деятельности ПМ 03.01 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

Тестовые задания для проведения комплексного экзамена по теме 3.1 Правовое обеспечение профессиональной деятельности раздел 3. Обеспечение законности в сфере профессиональной деятельностиМДК 03.01. Уп...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ по учебной дисциплине ОП. 08 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ профессионального цикла, основной профессиональной образовательной программы по специальности специальность 250110 Лесное и

Комплект Контрольно – измерительных материалов по учебной дисциплине ОП. 08 Правовое обеспечение профессиональной деятельности профессионального цикла,основной профессиональной образова...

Методическое пособие по исследовательской деятельности студентов по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 34.02.01 Сестринское дело

Методическое пособие по исследовательской деятельности студентов по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 34.02.01 Сестринское дело...

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в рамках ППССЗ по специальности 51.02.02 «Социально-культурная деятельность»

Контрольно-оценочные средства предназначены для комплексного оценивания усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенных владений дисциплинарных частей компетенций обучающихся, освоивших программу п...

Рабочая программа по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности", КТП по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:права и обязанн...

Лекция для группы 2ГД(11)-18 по учебной дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на тему "Основные вопросы документационного обеспечения управления"

Лекция для группы 2ГД(11)-18 по учебной дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на тему "Основные вопросы документационного обеспечения управления"...