методические рекомендации для студентов Рабочая тетрадь по теме: Воздушно-капельные инфекции
методическая разработка на тему
Рабочая тетрадь по теме: Воздушно-капельные инфекции предназначена для аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Методический материал содержит разнообразный материал направленный на разные уровни усвоения материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetread_fesenko_v-k_inf.docx | 70.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»
Специальность Сестринское дело (очная и очно - заочная
форма обучения)
ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях
и состояниях.
Раздел «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях
с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ТЕМЕ
«ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫЕ ИНФЕКЦИИ»
Методические рекомендации для студентов
по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Информация размещена на сайтах:
http://nsportal.ru/fesenko-irina-sergeevna
https://sites.google.com/site/uciminfekcionnyebolezni/
2015
Утверждено на заседании Методического совета колледжа Протокол № ___ от _________ 20____ г. Председатель методического совета _________________ Е. П. Карцева |
Составитель | И. С. Фесенко |
Рабочая тетрадь по разделу МДК 02.01. «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии» является составной частью учебно-методического комплекса профессионального модуля «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах». Рабочая тетрадь адресована студентам, обучающимся по специальности Сестринское дело, и представляет собой методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы для подготовки к занятиям.
Цели методических рекомендаций: повысить эффективность знаний по изучаемой теме, научить студентов осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения возложенных на них профессиональных задач, а так же для профессионального и личностного развития обучающихся, способствовать формированию профессиональных знаний и умений.
Рецензенты: Саттаров В.Я., заведующий отделением по специальности
Сестринское дело (очно-заочная форма обучения)
ГБОУ СПО «Тольяттинский медицинский колледж»
Каравашкин В.А. зам. главного врача по инфекционным
отделениям ГБУЗ СО ТГКБ №5, главный инфекционист г.о.
Тольятти
Рецензия
на методические рекомендации для студентов
по организации внеаудиторной самостоятельной работы
по теме «Воздушно-капельные инфекции»
Методические рекомендации по теме «Воздушно-капельные инфекции» составлены преподавателем Фесенко И.С. в виде рабочей тетради и адресованы студентам, изучающим раздел междисциплинарного курса «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии» профессионального модуля «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».
Предложенные Фесенко И.С. методические рекомендации, предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся и состоят из мотивационно – целевого блока и контролирующего блока.
Материал в рабочей тетради изложен последовательно, логично, отличается системностью, целесообразностью и доступностью для студентов. В данном пособии представлены разнообразные задания, представляющие возможность поэтапного самоконтроля усвоения учебного материала.
Методические рекомендации обеспечивают необходимые условия для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, и способствуют развитию профессиональных способностей студентов.
Данная рабочая тетрадь может быть рекомендована для использования в учебном процессе медицинского колледжа.
Рецензент:
заведующий отделением по специальности
Сестринское дело (очно-заочная форма обучения)
ГБОУ СПО «Тольяттинский медицинский колледж»
Саттаров В.Я.
Рецензия
на методические рекомендации для студентов
по организации внеаудиторной самостоятельной работы
по теме «Воздушно-капельные инфекции»
Методические рекомендации (рабочая тетрадь), составленные преподавателем Фесенко И.С. для изучения раздела междисциплинарного курса «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии», актуальны для студентов, обучающихся по специальности Сестринское дело. Данные рекомендации помогут будущим специалистам эффективней усвоить важный раздел инфекционных болезней – воздушно-капельные инфекции, их этиологию, эпидемиологию, клинику, осложнения и неотложную помощь, диагностику, лечение и профилактику и применять полученные знания в практической деятельности.
Все задания, предложенные в рабочей тетради разноплановые: таблицы для заполнения, глоссарий, блиц – опрос, тесты, ситуационные задачи, выполнение их способствует формированию профессиональных компетенций.
В рабочей тетради отражены наиболее актуальные инфекционные заболевания с воздушно-капельным механизмом передачи: грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, инфекционный мононуклеоз, дифтерия, менингококковая инфекция.
Данные методические рекомендации (рабочая тетрадь) могут быть использованы, как студентами медицинского колледжа, так и медицинскими сестрами инфекционных отделений для самоконтроля знаний по теме «Воздушно-капельные инфекции».
Рецензент:
Зам. главного врача по инфекционным
отделениям ГБУЗ СО ТГКБ №5,
главный инфекционист г.о. Тольятти Каравашкин В.А.
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь «Воздушно-капельные инфекции», представлена как методические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы, составлена в соответствии с рабочей программой профессионального модуля «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», раздела «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии» и отвечает требованиям к содержанию и уровню подготовки специалистов со средним медицинским образованием в соответствии с ФГОС СПО.
Рабочая тетрадь представлена в двух вариантах: вариант для выполнения работ обучающимися без эталонов ответов и вариант для преподавателя, включающего в себя эталоны ответов.
Рабочая тетрадь включает в себя два блока:
- мотивационно - целевой блок
- тренирующий (контролирующий) блок
Тренирующий (контролирующий) блок, предназначен для закрепления и самоконтроля полученных знаний и включает в себя глоссарий по изучаемой теме, блиц-опрос, таблицы для заполнения, задания в тестовой форме, ситуационные задачи и тд.
Подготовка специалистов, тренировка и развитие профессиональных знаний и умений до уровня высокой квалификации, соответствующих требованиям ФГОС СПО – главная цель этих рекомендаций.
Рекомендуемый порядок работы с методическими рекомендациями.
Изучение материала необходимо начать с ознакомления с теоретическим материалом, указанным в списке рекомендуемой литературы, данными Интернет-источников, лекционным материалом. Затем приступить к выполнению заданий, точно следуя указаниям (заполнить таблицы, ответить на вопросы блиц-опроса, выполнить тестовые задания, написать глоссарий, решить ситуационные задачи и тд.).
При возникновении трудностей: вернитесь к теоретическому материалу, обратитесь за помощью к преподавателю. Полученные ответы вы можете сверить с эталоном, приведенным в заключительной части (вариант Рабочей тетради с эталонами ответов находится у преподавателя).
Требования к изучению темы
После подготовки к занятию по теме «Воздушно-капельные инфекции» с целью овладения профессиональными и общими компетенциями обучающийся должен:
Знать:
- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента с воздушно-капельными инфекциями (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, инфекционный мононуклеоз, менингококковая инфекция, дифтерия), организацию и оказание сестринской помощи;
- пути введения лекарственных препаратов;
- виды, формы и методы реабилитации;
-правила использования аппаратуры, изделий медицинского назначения;
- особенности применения лекарственных средств у разных возрастных групп.
Уметь:
- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
-осуществлять сестринский уход за пациентом с воздушно-капельными инфекциями;
- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первично-санитарной помощи и в условиях стационара;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
-проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
- вести утвержденную документацию.
В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
2.4. Изучение данной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций, соответствующих основному виду профессиональной деятельности:
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами;
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь
Рекомендуемая литература
Основные источники:
- Белоусова А.К., Дунайцева В.Н. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: учебник.- Ростов н/Д: Феникс, 2012г., (122-145 стр.)
- Покровский В.И., Пак С.Г., Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология. – М. – 2012. (308-366 стр.)
- Покровский В.И. Инфекционные болезни. – М. 2012 г. (255 стр.)
Дополнительные источники:
- Бунин К.В., Соринсон С.Н. Неотложная терапия при инфекционных болезнях. - Л., 2001.
- Гавришева Н.А., Антонова Т.В. Инфекционный процесс: Клинические и патофизиологические аспекты: Учеб. Пособие. – СПб., 1999.
- Грачева Н.М., Щетинина И.Н. Клиническая химиотерапия инфекционных болезней. - Л.: "Медицина", 1991.
- 3убик Т.М., Иванов К.С., Казанцев А.П., Лесников А.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. - Л., 1991.
- Казанцев А.П.Справочник по инфекционным болезням. - М.: "Медицина", 2002.
- Лобзин Ю. В. Руководство по инфекционным болезням - СПб.: «Фолиант», 2009
- Постовит В.А. Детские капельные инфекции у взрослых. - Л„ 1982.
- Чайцев В.Г. Неотложные состояния при основных инфекциях. - Л., 1992.
- Шувалова Е.П. Ошибки в диагностике инфекционных болезней. - Л., 1996.
Интернет-источники:
- Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http/www.minzdravsoc.ru)
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.rospotrebnadzor.ru)
- ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.fcgsen.ru)
- http//www.edu.ru
- http//www.medicina.ru
- http//www. infectology.ru
- http //www.journals. uchicago.edu/JAD/home.html
- https://sites.google.com/site/uciminfekcionnyebolezni/
- http://vk.com/club68279605
- http://nsportal.ru/fesenko-irina-sergeevna
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК
Задание №1
ГЛОССАРИЙ
Дайте определение:
- Менингит 11. Экзантема
- Энцефалит 12. Афония
- Менингококкцемия 13. Гиперестезия
- Трахеит 14. Стеноз
- Ларингит 15. Серодиагностика
- Фарингит 16. Дегидратация
- Ринит 17. ИТШ
- Лимфаденопатия 18. Асфиксия
- Миокардит 19. Коллапс
- Конъюктивит 20. ИФА
Задание № 2
Блиц-опрос
Согласны ли вы с утверждением? («да» или «нет»):
- Гортань – орган пищеварения.
- При гриппе выражен симптом интоксикации.
- Менингит – это воспаление ткани головного мозга.
- Геморрагическая сыпь исчезает при надавливании.
- «Визитная карточка» аденовирусной инфекции – конъюнктивит.
- Специфическое лечение дифтерии проводится противодифтерийной вакциной.
- Парагрипп отличается острым началом.
- Больных инфекционным мононуклеозом обследуют на ВИЧ-инфекцию.
- Локализованная форма дифтерии – назофарингит.
- Частое осложнение ОРВИ - пневмония.
- Генерализованная форма менингококковой инфекции – менингоэнцефалит.
- Инфекционный мононуклеоз может передаваться через поцелуй.
- Вакцинация при гриппе плановая.
- Аденовирусная инфекция относится к зоонозам.
- Вакцинация при дифтерии плановая.
- Отек шейной клетчатки развивается при распространенной форме дифтерии.
- При менингококкцемии сыпь розеолезно-папулезная.
- Наиболее часто встречается дифтерия трахеи.
- Грозное осложнение гриппа – истинный круп.
- При парагриппе ведущий симптом – кашель.
Задание №3.
Установите соответствие между заболеваниями
и клиническими признаками
Заболевание | Клинические признаки |
1.Грипп | А) Острое начало, выражены симптомы интоксикации, с первых дней болезни лимфаденопатия, тонзиллит, гепатоспленомегалия, часто возникает на фоне иммунодефицита. |
2.Парагрипп | Б) Острое начало, умеренно выраженная интоксикация, резко выражен катаральный синдром – ринофарингит, конъюнктивит, лимфаденопатия, может быть увеличение печени и селезенки. |
3.Аденовирусная инфекция | В) Острое начало, температура тела 38-39ºС, выражены признаки интоксикации, трахеит, может быть геморрагический синдром. |
| Г) Постепенное начало, субфебрильная температура, интоксикация менее выражена, трахеит, ларингит. |
Задание №4.
Перечислите формы дифтерии в зависимости
от локализации местного воспалительного процесса:
Форма дифтерии | Форма дифтерии |
I. | II. |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
Задание №5.
Перечислите клинические формы менингококковой инфекции:
I.Локализованные
II. Генерализованные
Задание №6.
Проведите сравнительную характеристику состояний
Характеристика | Ложный круп | Истинный круп |
Развитие состояния | ||
Клиническая картина | ||
Ларингоскопия | ||
Эффект от терапии |
Задание №7.
Тестовый контроль
Выберите правильный (е) ответ (ы):
- Чем может осложняться грипп?
а)ИТШ в)панктреатитом
б)анемией г)отеком мозга
- Укажите клинические проявления АДВИ:
а)петехиальная сыпь на коже в)фарингит
б)конъюнктивит г)иктеричность кожи
- При каком заболевании проводится обследование на ВИЧ-инфекцию?
а)дифтерии в)гриппе
б)АДВИ г)инфекционном мононуклеозе
- Какие изменения выявляют в клиническом анализе крови при инфекционном мононуклеозе?
а)вирусы в)антитела
б)повышение билирубина г)атипичные мононуклеары
- Какие мероприятия проводятся с целью специфической профилактики гриппа?
а)ношение маски в)вакцинация
б)кварцевание помещений г)прием арбидола
- Укажите основные симптомы менингита?
а)рвота в)ригидность мышц затылка
б)парез конечностей г)геморрагическая сыпь
- Укажите контингент лиц, подлежащих обследованию на дифтерию:
а)контактирующие в)высоко и длительно лихорадящие
б)больные ангиной г)работники декретированной группы
- Чем может осложняться дифтерия?
а)артритом в)параличами
б)миокардитом г)гиповолемическим шоком
- Какая патогенетическая терапия проводится при менингите?
а)дегидратационная в)десенсебилизирующая
б)антибактериальная г)регидратационная
- Какие мероприятия проводят с целью специфической профилактики дифтерии?
а)санитарно-просветительная работа
б)введение противодифтерийной сыворотки
в)установление карантина
г)вакцинация
- Чем могут осложняться ОРВИ?
а)обезвоживанием организма в)ангиной
б)пнемонией г)гепатитом
- Укажите ведущий синдром при гриппе:
а)колитический в)общетоксический
б)почечный г)геморрагический
- К каким вирусам относится возбудитель инфекционного мононуклеоза?
а)арбовирусам в)герпесвирусам
б)миксовирусам г)ретровирусам
- Какое обследование проводится с целью диагностики инфекционного мононуклеоза?
а)посев крови в)посев носоглоточной слизи
б)ИФА г)ларингоскопия
- Какие мероприятия проводятся с целью экстренной профилактики гриппа?
а)введение противогриппозной сыворотки в)вакцинация
б)прием арбидола г)прием амоксациллина
- Укажите основные признаки менингококкцемии?
а)высокая температура в)геморрагическая сыпь
б)повышенное АД г)жидкий стул
- Какой материал берут для посева с целью диагностики дифтерии:
а)испражнения в)кровь
б)слизь из зева и носа г)слизь из носоглотки
- Чем может осложниться менингококкцемия?
а)ИТШ в)дегидратационным шоком
б)кровоизлияниями в надпочечники г)отеком мозга
- Какие препараты вводят при менингококкцемии на догоспитальном этапе?
а)левомицетин-сукцинат в)преднизолон
б)фуразолидон г)эуфиллин
- Какие мероприятия проводят в очаге дифтерии?
а)дератизация
б)обследование на носительство
в)введение антибиотиков
г)установление карантина на контактных
21. Люмбальную пункцию проводят в положении больного?
а)лежа на боку в)стоя
б)лежа на животе г)колено-локтевом
22.При люмбальной пункции точка укола между:
а)12 и 1 поясничным позвонком
б)10-11 грудными позвонками
в)3-4 поясничными позвонками
г)1-2 поясничными позвонками
- В какую лабораторию доставляют ликвор?
а)клиническую в)бактериологическую
б)патанатомическую г)иммунологическую
- Питательная среда, используемая для бак.посева на менингококк?
а)Плоскирева в)кровяной агар
б)сывороточный агар г)пептонная вода
- Для посева на менингококк проводится забор:
а)крови в)мокроты
б)слизи из зева и носа г)носоглоточной слизи
- Обследованию на дифтерию подлежат:
а)работники декретированной группы
б)больные со стенозом гортани
в)мед.работники
г)контактирующие
- При заборе материала для посева на дифтерию используется:
а)шпатель в)тампон, изогнутый под углом 135º
б)два тампона г)петля
- Питательная среда, используемая для посева на дифтерию?
а)магниевая в)кровяной агар
б)желчный бульон г)сывороточный агар
- При исследовании парных сывороток крови можно выявить:
а)токсины в)антитела
б)возбудителей г)ДНК-вируса
- Для подтверждения инфекционного мононуклеоза проводят:
а)ИФА
б)исследование парных сывороток крови
в)клинический анализ крови
г)посев на гемокультуру
- Для диагностики гриппа производится:
а)посев слизи из носа в)иммунограмма
б)ПЦР г)посев крови
- Люмбальную пункцию проводят с целью?
а)диагностической в)профилактической
б)лечебной г)анестезии
- Положение больного после проведения люмбальной пункции:
а)с высоко поднятым изголовьем
б)без подушки
в)на спине
г)на боку
- При подозрении на менингококковую инфекцию используют метод лабораторного исследования:
а)серологический в)иммунологический
б)биологический г)бактериологический
- При заборе материала для посева на менингококк используется:
а)петля в)один тампон, изогнутый под углом 135º
б)два тампона т г)металлическая ложка
- Бактериологическое исследование целесообразней проводить:
а)во время этиотропной терапии в)сразу после лечения
б)до начала этиотропн ой терапии г)через 2 дня после лечения
- Обследованию на дифтерию подлежат:
а)учителя
б)доноры
в)больные ангиной
г)больные с инфекционным мононуклеозом
- Для посева на дифтерию проводится забор:
а)носоглоточной слизи в)крови на гемокультуру
б)испражнений г)слизи из зева и носа
- Исследование парных сывороток крови проводится на:
а)5-7 день болезни в)в инкубационном периоде болезни
б)1-2 день болезни г)спустя 10-14 дней
- При исследовании парных сывороток крови титр антител должен:
а)нарастать в 2 раза в)нарастать в 4 раза
б)остаться прежним г)уменьшиться в 4 раза
- Клинический анализ крови при инфекционном мононуклеозе выявляет:
а)билирубин
б)антитела
в)атипичные клетки мононуклеары
г)СД4 лимфоциты
- В диагностике какой инфекции применяют ИФА:
а)грипп в)инфекционный мононуклеоз
б)парагрипп г)аденовирусная инфекция
Установите соответствие:
43. Между формами дифтерии и их клиническими проявлениями
1.Токсическая форма дифтерии ротоглотки | А)Налеты, отек ротоглотки Б)Отек подкожной клетчатки шеи В)Налет на миндалинах, дужках, мягком небе Г)Лимфаденит |
2.Распространенная форма дифтерии зева |
44.Между заболеваниями и их клиническими проявлениями
1.Менингококковый назофарингит | А)Фибринозный налет на миндалинах Б)Насморк В)Лающий кашель Г)Першение в горле |
2.Дифтерия зева |
Допишите предложения:
45.Карантин при менингококковой инфекции накладывается на … дней.
46.Специфическая профилактика гриппа проводится ….
47. Возбудитель инфекционного мононуклеоза ….
48. Лечебное введение сывороток называется ….
49.Карантин при дифтерии накладывается на … дней.
50.Визитная карточка АДВИ ….
51. При инфекционном мононуклеозе в крови появляются атипичные клетки….
52. При менингококкцемии на коже появляется …. сыпь.
Задание №8
Задача № 1
Больной М., 18 лет, заболел остро, повысилась температура до 40ºС, головная боль в лобно-височной области, боли в мышцах, костях, сухой болезненный кашель, однократное носовое кровотечение.
Объективно: состояние средней тяжести, самочувствие не нарушено, температура 39,5ºС. Кожа бледная, сыпи нет. В зеве легкая гиперемия дужек, задней стенки глотки, геморрагии на мягком небе. Дыхание через нос затруднено. В легких хрипов нет. PS - 80 в мин. АД- 100/60 мм.рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Менингознаков нет. Мочеиспускание и стул не нарушены.
Задания:
- Выделите ведущие синдромы.
- О каком заболевании может идти речь.
- Какие исследования нужно провести для уточнения диагноза.
- Расскажите о принципах лечения данного заболевания.
Задача № 2
Больной В., 17лет, заболел после переохлаждения. Появились слизистые выделения их носа, умеренная боль в горле при глотании, осиплость голоса, сухой кашель, затем повысилась температура до 37,5-38ºС.
Объективно: состояние средней тяжести. Самочувствие нарушено мало. Кожа чистая. Сыпи нет. Голос хриплый. В зеве гиперемия дужек, задней стенки глотки. Лимфатические узлы не увеличены. В легких везикулярное дыхание. PS- 82 в мин., АД- 110/60 мм.рт.ст. Живот мягкий, безболезненный.
Задания:
- Выделите ведущие синдромы.
- О каком заболевании может идти речь.
- Какие исследования нужно провести для уточнения диагноза.
- Расскажите о принципах лечения данного заболевания.
Задача № 3
Вы медицинская сестра детского сада. Поздно вечером к вам обратилась соседка. У ее ребенка 3-х лет, болеющего ОРВИ, вдруг появился «лающий» кашель, затрудненное дыхание.
Объективно: ребенок вялый, температура 38ºС, голос хриплый, кашель сухой, «лающий». Отмечается цианоз носогубного треугольника. Инспираторная одышка.
Задания:
- Определите, какое неотложное состояние развилось у ребенка.
- Тактика медицинской сестры в данной ситуации.
Задача № 4
Больной М., 22 года, заболел остро: повысилась температура до 38ºС, появилась боль в горле при глотании, сухой кашель, затрудненное носовое дыхание. К концу недели появились «шишечки» на шее, дискомфорт в животе.
Объективно: состояние средней тяжести. Температура 37,5ºС. Кожа бледная, сыпи нет. Дыхание через нос затруднено. В зеве гиперемия дужек, миндалин, белые налеты, снимающиеся шпателем. Увеличены боковые шейные лимфоузлы до 3-5 см, подвижные, малоболезненные. В легких хрипов нет. PS – 88 в мин., АД- 120/70 мм.рт.ст. Живот мягкий. Печень на 2,5 см ниже реберной дуги, селезенка +2 см. Мочеиспускание и стул не нарушены.
Задания:
- Выделите ведущие синдромы.
- О каком заболевании может идти речь.
- Какие исследования нужно провести для уточнения диагноза.
- Расскажите о принципах лечения данного заболевания.
Задача № 5
Больной С., 24 лет, заболел остро 2 дня назад, когда повысилась температура до 40ºС, появились: сильная головная боль, слабость, тошнота, однократная рвота. Затем состояние ухудшилось, на коже появилась обильная сыпь. При осмотре: в сознании, но адинамичен, вял, бледный. На коже, в основном на нижних конечностях, обильная звездчатая геморрагическая сыпь, единичные элементы располагаются на лице, туловище, местами сливаются, имеются некрозы. ЧДД-36 в мин, PS – 104 в мин., АД- 60/0 мм.рт.ст. Язык сухой, обложен, живот мягкий, безболезненный, печень, селезенка не пальпируются. Пациент не мочится. Менингеальные симптомы отрицательные.
Задания:
- Выделите ведущие синдромы.
- О каком заболевании может идти речь.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Задача № 6
Больной К., 19 лет, заболел остро. Жалобы на сильную головную боль, озноб, рвоту, не связанную с приемом пищи и не приносящую облегчения, повышение температуры до 39,9ºС.
Из анамнеза: болен второй день. За 5 дней до болезни навещал родственника, у которого были выраженные катаральные явления: насморк, боль в горле.
Объективно: состояние тяжелое, кожа чистая. В зеве небольшая гиперемия дужек миндалин. PS – 104 в мин., АД- 140/70 мм.рт.ст.. Ригидность затылочных мышц, симптом Кернига положительный.
Задания:
- Выделите ведущие синдромы.
- О каком заболевании может идти речь.
- Расскажите о принципах лечения данного заболевания.
- Перечислите план мероприятий в эпидемическом очаге.
Задача № 7
Больной Ф., 26 лет, заболел остро. Повысилась температура до 38ºС, появилась заложенность носа с обильными слизисто-серозными выделениями, боли в глазных яблоках, светобоязнь, слезотечение, боли в горле при глотании. Болен второй день. Связывает свое заболевание с переохлаждением.
При осмотре: температура 38,5ºС. Больной вялый, бледный. Общее состояние средней тяжести. Носовое дыхание затруднено, обильные слизистые выделения из носовых ходов. Веки отечны, конъюнктивы обоих глаз резко гиперемированы, в зеве яркая гиперемия, задняя стенка глотки гиперемирована и зернистая. Налетов на миндалинах нет. Пальпируются мягкие, безболезненные подчелюстные, шейные и подмышечные лимфатические узлы. В легких при аускультации жесткое дыхание, хрипов нет. PS – 92 в мин., ритмичный. Со стороны других органов патологии не выявлено.
Задания:
- О каком заболевании может идти речь.
- Какие обследования необходимо провести для подтверждения диагноза.
- Принципы лечения данного заболевания.
Задание №9
Распределите предложенные препараты по группам:
Зиртек, АЦЦ, арбидол, нурофен, супрастин, пенициллин, 5% раствор глюкозы, тетрациклин, цетрин, панадол, диакарб, эуфиллин, аскорутин, манитол, преднизолон, цефтриаксон, реамберин, дексаметазон, но-шпа, папаверин, лазолван, ацикловир, амбробене, никотиновая кислота, викасол, лазикс, гидрокортизон, циклоферон, цефекон, реополиглюкин.
Антигистаминные препараты 1. 2. 3. | Гормональные препараты 1. 2. 3. |
Антибактериальные препараты 1. 2. 3. | Спазмолитики 1. 2. 3. |
Противовирусные препараты 1. 2. 3. | Муколитики 1. 2. 3. |
Жаропонижающие препараты 1. 2. 3. | Витамины 1. 2. 3. |
Мочегонные препараты 1. 2. 3. | Дезинтоксикационные средства 1. 2. 3. |
Задание №10
Определите соответствие между неотложными состояниями и лекарственными препаратами, применяемыми для оказания неотложной помощи:
Неотложные состояния | Лекарственные препараты |
А.Судорожный синдром Б.Гипертермический синдром В.Инфекционно-токсический шок Г.Стеноз гортани Д. Анафилактический шок | 1. 0,5% раствор седуксена 2. 3% раствор преднизолона 3. 2,4% раствор эуфиллина 4. левомицетина сукцинат 5. 50% раствор анальгина 6. 4% раствор допмина 7. 1% раствор димедрола 8. 2% раствор но-шпы 9. 2% раствор папаверина 10. 1% раствор лазикса 11. 0,1% раствор адреналина 12. 0,9% раствор хлорида натрия 13. реополиглюкин |
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Задание №1
ГЛОССАРИЙ
Дайте определение:
- Менингит - воспаление оболочек мозга
- Энцефалит – воспаление головного мозга
- Менингококкцемия – одна из форм менингококковой инфекции, бактериальный сепсис
- Трахеит – воспаление слизистой оболочки трахеи
- Ларингит – воспаление слизистой оболочки гортани
- Фарингит – воспаление слизистой оболочки глотки
- Ринит- воспаление слизистой оболочки носа
- Лимфаденопатия – множественное увеличение лимфоузлов
- Миокардит – воспаление сердечной мышцы
- Конъюнктивит – воспаление конъюнктивы глаз
- Экзантема – высыпания на коже
- Афония – отсутствие голоса
- Гиперестезия – повышенная чувствительность к различным раздражителям
- Стеноз – сужение
- Серодиагностика – выявление в сыворотке крови специфических антител
- Дегидратация – потеря организмом жидкости
- ИТШ – инфекционно-токсический шок вызванный экзо- и эндотоксинами бактерий и вирусов.
- Асфиксия - критическое состояние организма, связанное с возникшим недостатком кислорода и накоплением углекислоты в организме.
- Коллапс – острая сосудистая недостаточность.
- ИФА – иммуноферментный анализ.
Задание №2
Блиц-опрос
Согласны ли вы с утверждением? («да» или «нет»):
- Нет.
- Да.
- Нет.
- Нет.
- Да.
- Нет.
- Нет.
- Да.
- Нет.
- Да.
- Да.
- Да.
- Нет.
- Нет.
- Да.
- Нет.
- Нет.
- Нет.
- Нет.
- Да.
Задание №3.
Установите соответствие между заболеваниями и клиническими проявлениями
1 – В; 2 – Г; 3 – Б; 4 – А.
Задание №4.
Перечислите формы дифтерии в зависимости
от локализации местного воспалительного процесса:
Форма дифтерии | Форма дифтерии |
I.Дифтерия зева | II.Дифтерия гортани |
1.Катаральная форма | |
2. Островчатая форма | |
3. Пленчатая форма | |
| |
6.Токсическая форма |
Задание №5.
Перечислите клинические формы менингококковой инфекции:
I.Локализованные
Менингококковый назофарингит | Менингококконосительство |
II. Генерализованные
Менингококкцемия | Менингококковый менингит | Менингококковый менингоэнцефалит | Смешанная форма |
Задание №6.
Проведите сравнительную характеристику состояний
Характеристика | Ложный круп | Истинный круп |
Развитие состояния | острое начало, чаще ночью, кратковременный характер | постепенное развитие |
Клиническая картина | Охриплость голоса, без афонии, кашель лающий, звучный, сопровождается насморком. Часто имеется аллергическая природа. | Нарастающие расстройство голоса вплоть до афонии, кашель беззвучный. Часто комбинированное поражение гортани и ротоглотки. |
Ларингоскопия | Отек подсвязочного пространства гортани, гиперемия слизистой | Наличие фибринозных налетов на слизистой гортани, нарастание ее сужения |
Эффект от терапии | Эффект от терапии при использовании противоаллергической терапии и спазмолитиков | Эффект лечения достигается применением антитоксической сыворотки |
Задание №7
Тестовый контроль
- а, г
- б, в
- г
- г
- в
- а, в
- а, в
- б, в
- а
- г
- б, в
- в, г
- в
- б
- в
- а, в
- б
- а, в
- а, в
- б, г
- а
- в
- а, в
- б
- а,г
- б, г
- а,в
- в
- в
- а, в
- б
- а,б
- б, в
- а, г
- в
- б,г
- в, г
- г
- а, г
- в
- в
- в
Установите соответствие между формами заболеваний и клиническими проявлениями:
- 1-а, б; 2-в, г
- 1-б, г; 2-а, в
Допишите предложения:
- Карантин при менингококковой инфекции накладывается на 10 дней.
- Специфическая профилактика гриппа проводится вакцинацией.
- Возбудитель инфекционного мононуклеоза – вирус Эпштейна –Бара.
- Лечебное введение сывороток называется серотерапия.
- Карантин при дифтерии накладывается на 7 дней.
- Визитная карточка АДВИ – конъюнктивит.
- При инфекционном мононуклеозе в крови появляются атипичные
клетки мононуклеары.
- 15. При менингококкцемии на коже появляется геморрагическая сыпь.
Задание №8.
Задача № 1
- Синдромы: общетоксический, геморрагический, катаральный (фарингит, трахеит).
- Грипп.
- Парные сыворотки крови на антитела, ПЦР.
- Базис-терапия: режим постельный весь лихорадочный период, диета молочно-растительная, обильное питье; противовирусные препараты: арбидол, виферон, анаферон, дезинтоксикация, витамины, симптоматическая терапия.
Задача № 2
- Синдромы: катаральный синдром (фарингит, ринит, ларингит), общетоксический.
- Парагрипп.
- Парные сыворотки крови на антитела, ПЦР.
- Дезинтоксикация, витамины, симптоматическая терапия (муколитики, ингаляции через небулайзер, капли в нос).
Задача № 3
- Острый стенозирующий ларинготрахеит («ложный круп»).
- Вызвать «Скорую помощь», освободить от стесняющей одежда, создать условия «тропического климата», проводить содовые ингаляции, отвлекающие ножные или ручные ванны, давать щелочное питье, по возможности на корень языка сосудосуживающие капли Нафтизин, Ксилен.
Задача № 4
- Синдромы: общетоксический, лимфопролиферативный, катаральный (фарингит, тонзиллит), гепатоспленомегалии.
- Инфекционный мононуклеоз.
- Общий анализ крови-лимфоцитоз, атипичные мононуклеары, ускоренное СОЭ.
- Вирусостатики - фоскарнет, ацикловир, дезинтоксикация, витамины, симптоматическая терапия.
Задача № 5
- Синдромы: общетоксический, геморрагический.
- Менингококковая инфекция. Менингококкцемия. ИТШ II степени.
- Транспортировка больного в реанимационное отделение инфекционного стационара, минуя приемный покой. Контроль АД, PS, ЧДД. По назначению врача: левомицетин-сукцинат, ГКС (преднизолон, дексаметазон), оксигенотерапия.
Задача № 6
- Синдромы: общетоксический, гипертермический,
менингеальный.
- Менингококковая инфекция. Менингит.
- Экстренная госпитализация в инфекционный стационар, на догоспитальном этапе: пенициллин или левомицетина-сукцинат, ГКС (преднизолон, дексаметазон), дезинтоксикация, симптоматическая терапия.
- Подать экстренное извещение в ЦГСЭН, в очаге провести влажную уборку с использованием хлорсодержащих растворов, проветривание. За контактными ежедневное наблюдение 10 дней, обследовать на носительство, санитарно-просветительная работа.
Задача № 7
- Аденовирусная инфекция.
- Исследование парных сывороток крови на антитела.
- Базисная терапия: постельный режим весь лихорадочный период, молочно-растительная диета, витаминизированное обильное питье, симптоматическая терапия, дезинтоксикация, противовирусные препараты.
Задание № 9
Распределите предложенные препараты по группам:
Зиртек, АЦЦ, арбидол, нурофен, супрастин, пенициллин, 5% раствор глюкозы, тетрациклин, цетрин, панадол, диакарб, эуфиллин, аскорутин, манитол, преднизолон, цефтриаксон, реамберин, дексаметазон, но-шпа, папаверин, лазолван, ацикловир, амбробене, никотиновая кислота, викасол, лазикс, гидрокортизон, циклоферон, цефекон, реополиглюкин.
Антигистаминные препараты 1.Зиртек 2.Супрастин 3.Цетрин | Гормональные препараты 1.Преднизолон 2.Дексаметазон 3.Гидрокортизон |
Антибактериальные препараты 1.Пенициллин 2.Тетрациклин 3.Цефтриаксон | Спазмолитики 1.Но-шпа 2.Папаверин 3. |
Противовирусные препараты 1.Арбидол 2.Ацикловир 3.Циклоферон | Муколитики 1.АЦЦ 2.Лазолван 3.Амбробене |
Жаропонижающие препараты 1.Нурофен 2.Панадол 3.Цефекон | Витамины 1.Аскорутин 2.Никотиновая кислота 3.Викасол |
Мочегонные препараты 1.Лазикс 2.Манитол 3.Диакарб | Дезинтоксикационные средства 1.5% раствор глюкозы 2.Реополиглюкин 3.Реамберин |
Задание № 11Установите соответствие между неотложными состояниями и лекарственными препаратами для оказания неотложной помощи.
А. 1,10; В. 2, 4, 6, 13; Д. 2, 3, 11.
Б. 5, 7, 9 (8); Г. 3, 2;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для студентов по выполнению практической работы "Web-иконка для рабочего стола" в рамках темы "Web-дизайн" раздела "Векторная графика в Adobe Illustrator"
Серия слайдов, представляющая собой методические рекомендации по последовательному выполнению практической работы "Web-иконка для рабочего стола" в рамках темы "Web-дизайн" раздела "Векторная гр...
Методические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы. Рабочая тетрадь. Анатомо – физиологические особенности женских половых органов. Женский таз как объект родов.
Рабочая тетрадь «Анатомо-физиологические особенности половых органов. Женский таз как объект родов» является составной частью учебно-методического комплекса профессионального модуля Медицинская ...
Методические рекомендации по разработке рабочей тетради по учебной дисциплине (профессиональному модулю)
Использование рабочих тетрадей в учебном процессе способствует: качественному усвоению учебного материала; приобретению и закреплению практических умений и навыков; формированию у обучающихся навыков ...
Методическое пособие для студентов по теме "Воздушно-капельные инфекции" для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Методическое пособие для студентов по теме "Воздушно-капельные инфекции" для специальности 34.02.01 Сестринское дело...
Методические рекомендации для студентов 2 курса по теме "Матрицы и определители"
Данная методическая разработка по дисциплине "Математика" предназначена для преподавателей дисциплины "Математика" и для обучающихся специальностям среднего профессиона...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов «Рабочая тетрадь по психологии»
Учебно-методическое пособие «Рабочая тетрадь по психологии» разработано для студентов 3 курса медицинского колледжа специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка) и позволяет оптимально...
Методический материал по теме: "Воздушно-капельные инфекции" (курс "Сестринское дело в терапии", дисциплина "Инфекционные болезни")
Методический материал по теме: "Воздушно-капельные инфекции" (курс "Сестринское дело в терапии", дисциплина "Инфекционные болезни")...