Методическая разработка «Виды координационных способностей и их характеристика для 7-9 лет»
учебно-методическое пособие по теме

Захарчук Анна Николаевна

Открытый урок "Дыхание - энергия жизни"

  • Захарчук Анна Николаевна, тренер - преподаватель

Цель: формирование диафрагмально-релаксационного дыхания.

Задачи:

1.     Закрепить знания детей о здоровом образе жизни.

2.     Закрепить знания детей о дыхательной и сердечно-сосудистой системе.

3.     Активизировать знания детей о правильном дыхании и его пользе для организма человека.

4.     Дать представление о дыхательной аритмии сердца (ДАС).

5.     Подведение итогов.

Оборудование: видеопроектор; комплект слайдов, магнитофон, кроссворд, песочные часы, секундомер, тренажер БОС, лупа, термометр, зеркало.

Ход урока

1.     Организационный момент.

2.     Повторение.

3.     Объяснение нового материала.

4.     Закрепление материала.

5.     Практическая работа на тренажере БОС

6.     Итоги занятия.

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами второй урок здоровья. Тема нашего урока: “Дыхание – энергия жизни”. Сейчас мы вспомним, что мы узнали на прошлом уроке о здоровом образе жизни и дыхании.

Любите ли вы КВН? Давайте разобьемся на 2 команды и поиграем в КВН.

Дети разбиваются на 2 команды.

2. Повторение

Повторение проходит в виде игры КВН, состоящей из 6 конкурсов.

1. Разминка.

Каждой команде задается по 2 вопроса:

1) Какая функция организма является для человека самой важной? (Дыхание)

2) Из каких фаз состоит дыхание? (Вдох, выдох)

3) Какая мышца является основной в дыхании? (Диафрагма)

4) С каким важным органом связано дыхание? (Сердце)

2. Конкурс “Здоровый образ жизни”.

Вниманию детей предлагаются 2 картинки, изображающие здорового и больного человека.

Что нужно человеку для здоровья (слайд № 9)? (Презентация находится у автора)

Задание: команды придумывают прилагательные к одной из картинок. Побеждает команда, придумавшая больше прилагательных.

3. Конкурс “Кроссворд”.

Перечислите пожалуйста органы дыхания (слайд №10).

Какие функции выполняют эти органы?

Отгадайте кроссворд (кроссворд выдается каждой команде, на его отгадывание выделяется 3 мин.).

4. Конкурс капитанов.

Сколько времени человек может прожить без пищи? (30–40 дней)

Сколько времени человек может прожить без воды? (5–10 дней)

Сколько времени человек может прожить без воздуха? (3–5 мин.)

5. Конкурс “Дышу правильно”.

Зачем нужно правильно дышать? (слайд №32).

Как нужно правильно дышать? (слайд № 12).

В конкурсе участвуют по 1 человеку от каждой команды. Они показывают, как нужно правильно дышать. Команда соперников должна найти ошибки в дыхании. За каждую найденную ошибку команде присуждается очко.

6. Конкурс “Органы дыхания”.

Дети вынимают одну карточку, на которой написано одно из слов: дыхание; диафрагма; легкие; сердце.

Задание: изобразите работу органов.

После игры необходимо успокоить детей дыхательными упражнениями.

3. Объяснение нового материала (ДАС – показатель здоровья)

Связь работы дыхания и сердца (слайд № 13).

Какой орган не является органом дыхания, но связан с ним? (Сердце)

Когда человек находится в спокойном состоянии, его дыхание ровное, спокойное, и сердце бьется ровно, спокойно.

Проведем эксперимент. Измеряем пульс в течение 15 сек. и умножаем на 4. Сколько ударов в минуту совершает ваше сердце?

Теперь поприседаем (10 раз) и снова измерим пульс. Увеличился ли он?

Вывод: после физической нагрузки пульс увеличивается.

А что происходит с дыханием при увеличении физической нагрузки, когда человек испытывает страх, беспокойство?

Вывод: дыхание становится частым неровным прерывистым.

С помощью правильного дыхания мы можем успокоить свое сердце и тем самым предотвратить многие заболевания.

Сердце работает в ритме дыхания (слайд № 17).

Что требует больше усилий для сердца: вдох или выдох? Почему?

Давайте посмотрим на слайд. Когда сердцу тяжело? При вдохе оно как будто поднимается в горку. А на выдохе сердцу легко, оно отдыхает, как будто бежит под горку.

Знаете ли вы, что сердце у вас такого же размера, как ваш кулак. Сожмите руку в кулак и покажите работу сердца при вдохе-выдохе.

Чтобы сердце не перетрудилось оно должно отдыхать, поэтому вдох должен быть короче выдоха.

Разница между частотой сердечных сокращений на вдохе и на выдохе называется дыхательной аритмией сердца (ДАС). ДАС не у всех одинакова. Эта величина зависит от возраста и самочувствия.

Возраст человека и ДАС (слайд № 18).

У кого ДАС больше: у мальчика или его дедушки? Почему?

У ребенка ДАС выше и резервов в организме больше. У взрослого человека ДАС уменьшился и резервных возможностей стало меньше. А у пожилого человека ДАС достигает всего 1-3 ударов в минуту. Это значит, что человек почти совсем истратил свой жизненный потенциал.

Самочувствие человека и ДАС (слайд № 19).

Стрессы и плохое самочувствие снижают ДАС. Посмотрите, как это происходит.

А можно ли управлять пульсом при помощи дыхания? Ведь изменяя дыхание, мы изменяем пульс, тем самым изменяем ДАС.

Увеличивая ДАС, мы укрепляем свое здоровье.

Зеркало – простейший прибор обратной связи (слайд № 21).

Ученикам демонстрируется зеркало, термометр, увеличительное стекло.

Что это за приборы? Для чего они нужны? Это приборы обратной связи. С помощью зеркала можно увидеть себя. С помощью термометра можно измерить температуру. С помощью лупы можно рассмотреть, например, свою руку (поры на ней, родинки, волоски и пр.). Но эти приборы хотя и являются приборами обратной связи, только констатируют то или иное состояние организма.

А можно ли увидеть, как работают наше сердце, легкие?

А.А.Сметанкин и приборы БОС (слайд № 22).

Узнать больше о состоянии нашего организма изнутри поможет прибор биологической обратной связи – прибор БОС. Его изобрел ученый-физиолог Александр Афанасьевич Сметанкин. С помощью компьютера этот прибор поможет вам увидеть и услышать, как работает ваше сердце, вы поймете, правильно ли вы дышите.

Прибор БОС – учитель правильного дыхания (слайд № 23).

Этот прибор-тренажер состоит из датчиков, регистрирующих частоту сердечных сокращений, которые с помощью специального ремня крепятся к телу человека. Датчики с помощью проводов соединяются с преобразователем биологических сигналов, который подает информацию на монитор компьютера.

5. Практическая работа на тренажере БОС

6. Итоги занятия

Подведение итогов занятия. Обобщение изученного материала. Домашнее задание: рассказать родителям и подышать, используя диафрагмально-релаксационный тип.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР часть 2. Характеристика тестовых испытаний по определению уровня двигательно - координационных способностей обучающихся

ВКР часть 2.  Характеристика тестовых испытаний по определению уровня двигательно - координационных способностей обучающихся...

Методическая разработка "Виды притачных манжет и способы соединения их с рукавом"

Урок теоретического обучения на тему: «Виды притачных манжет и способы соединения их с рукавом»...

Методическая разработка " Виды слесарных работ"

Данная методическая равзработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии " Машинист локомотива". Произв...

Методическая разработка теоретического занятия "Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних конечностей"

Методическая разработка предназначена для организации теоретического занятия по теме "Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних конечностей". Дисциплина Анатомия...

Методическая разработка урока по теме: Характеристика видов розничной торговли.

Презентация по учебному предмету "Технология". Учебный предмет  построен по модульному принципу с учётом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона для организации ...

Методическая разработка Виды инструктажей октябрь 2023

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся II и III курсов по профессии Машинист локомотива....