Методическая разработка Внеклассного мероприятия «Лес – наше богатство» по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство
методическая разработка

Коростылева Ольга Александровна

Методическая разработка направлена на обобщение знаний, которые студенты постигают в процессе обучения по своей специальности, проявлению интереса к своей будущей профессии, раскрытию важности рационального использования и охраны окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_viktorina.docx65.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЩЕКИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПЦМК И.о. директора колледжа

__________Щетинина М.А. ___________О.В.Зябрева

Протокол №1 от 28 августа 2023 г. 30 августа 2023 г.

Приказ №________от 30 августа 2023 г.

Методическая разработка

Внеклассного мероприятия

«Лес – наше богатство»

по специальности

Лесное и лесопарковое хозяйство

2023 г.

Методическая разработка направлена на обобщение знаний, которые студенты постигают в процессе обучения по своей специальности, проявлению интереса к своей будущей профессии, раскрытию важности рационального использования и охраны окружающей среды.

Цель: воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе.

Организация-разработчик: государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Щекинский политехнический колледж»

Разработчик: Коростылева Ольга Александровна- преподаватель ГПОУ ТО «Щекинский политехнический колледж»


Содержание: стр.

  1. Пояснительная записка……………………3
  2. План мероприятия………………………….4
  3. Ход мероприятия…………………………...4-11
  4. Подведение итогов………………………….12
  5. Приложение (бланки для команд)…………13-20

Пояснительная записка.

Педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно-воспитательной работы с целенаправленным воздействием на студента во внеурочное время.

Практика свидетельствует: чем разнообразнее по форме и богаче по содержанию жизнь студентов в колледже, тем успешнее развиваются их творческие способности, раскрываются сильные стороны личности молодых людей, растет их интерес к знаниям, тем самым плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания.

Представленные в данной разработке материалы состоят из мультимедиа презентаций, подробного сценария и приложений. Мероприятие разработано для студентов 1 – 4 – го курса СПО.

Форма разработки: Внеклассное мероприятие.

Название и форма проведения: «Лес-наше богатство», викторина.

Цель: формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему миру.

Задачи:

- систематизировать знания детей о лесе как об экосистеме, значении леса в жизни человека, правилами поведения в лесу;

- развивать внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них;

- способствовать развитию экологической культуры студентов;

- развивать диалогическую речь;

- развивать слуховое внимание;

- воспитывать интерес к будущей профессии.

Метод проведения: проблемный, словесный, наглядный, поисковый.

Планируемые результаты:

Предметные: называть объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков, проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы Регулятивные:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную преподавателем, планировать свои действия на отдельных этапах викторины, осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению, распределять функции в группе.

Личностные: определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, осознавать важность и необходимость охраны и бережного отношения к природе.

План мероприятия

I. Организационный момент.

II. Основные этапы мероприятия.

1. I тур «Разминка-загадки»,

2. II тур «Слайды –картинки»,

3. III тур «Народная мудрость»,

4. IV тур «Лесная аптека»,

5. V тур «Вопрос-ответ»,

6. VI тур «Определение шишек и побегов»,

7. VII «Решите Ребус»,

8. «Интересные факты о животных».

III. Подведение итогов.

III. Итог мероприятия. Развешивание листовок в защиту леса и памяток с правилами поведения в лесу. Рефлексия.

Ход мероприятия:

8 февраля –день российской науки, и мы с вами тоже имеем отношение к этой дате, потому что вы изучаете лесную науку.

Многолик и красив русский лес. Почти 300 видов деревьев, кустарников и трав можно в нем встретить. Лес – место обитания многих животных.

Лес радует нас своей красотой. Прогулки в лесу не только улучшают настроение человека, но и укрепляют здоровье. Знать и беречь лесное богатство – наша обязанность.
Сегодня нас с вами ждет познавательная викторина «Лес –наше богатство». Вы должны показать свои знания о лесе, и его обитателях.

Викторина состоит из восьми туров: «Разминка-загадки», «Слайды –картинки», «Народная мудрость», «Лесная аптека», «Вопрос-ответ», «Определение шишек и побегов», «Решите Ребус», «Интересные факты о животных».

Победителем будет считаться команда, набравшая максимальное количество баллов. (Представить команды).

1 тур «Разминка» - загадки,

Количество баллов за правильный ответ– 1.

Презентация «Загадки».

Не волнуясь о погоде,

В одеянье светлом ходит,

А в один из теплых дней

Серьги май подарит ей.

(береза)

Мною целый лес ты свалишь,

Но за это не похвалишь.

Буквы переставь мои

И найдешь тайник в тени.

(липа)

Лаковое ядрышко
Веточка хранит,
Листики, как пальчики —
Что за дивный вид!
Дерево красивое,
Очень стройный стан,
Отовсюду видно
Как цветёт...

(каштан)

В красных ягодках стоит —
Очень яркий внешний вид,
И зимой она, мой свет,
Птицам вкусный даст обед!

(рябина)

Что за чудо из чудес
За окном стоит?
Что ни ветка — то на ней
Красный шар висит.

(яблоня)

Я - природное сырье,
И лекарство и жилье,
Я - и топливо для печки,
Для бобра плотина в речке.
Не кора, не сердцевина
А простая...
(древесина)

2 тур: «Слайды –картинки».

Ответьте на вопрос.

Количество баллов за правильный ответ– 5.

Презентация «Слайды –картинки».

#1055;ользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Ни пользы, ни вреда: зимой барсук спит.)

#1055;очему след задних ног бегущего зайца впереди следа его передних ног? (Потому что на бегу заяц выкидывает длинные задние ноги вперед.)

3. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? Почему? (Жирным: жир греет и питает спящего медведя.)

4. Все ли зайцы белы зимой? (Белеют только беляки, русаки остаются серыми.)

5. Какое растение определяют даже слепые? (Крапиву.)

6. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (У грибов.)

7 . Куда деваются летучие мыши зимой? (Впадают вспячку.)

8. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

9. У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются – листопаднички.)

3 тур: «Народная мудрость»

(Подобрать и соединить правильно пословицы о лесе).

Количество баллов за правильный ответ– 1.

1

Возле леса жить…

А

скоро вырастает

2

Лес рубят…

Б

по дрова

3

Беда не по лесу ходит…

В

не тужит

4

Кто в лес, кто…

Г

а из лесу

5

Как волка ни корми…

Д

не плачет

6

Лес по дереву…

Е

всё равно в лес смотрит

7

Лес по топорищу…

Ё

не жалеть плеч

8

Лес сечь…

Ж

а по людям

9

Не в лес гонят…

З

щепки летят

10

Недорубленный лес…

И

голода не видеть

Ответ:

10А

4 ТУР «Лесная аптека». Назовите растение.

Количество баллов за правильный ответ– 5.

Презентация «Лесная аптека».


1. В древности соком этого растения лечили глазные болезни. Было даже такое поверье, что ласточки собирают сок этого ядовитого растения и им лечат глаза детям, которые родились слепыми. А чтобы вывести бородавку, надо смазывать её соком этого растения 2 раза в день. И поступать так до её исчезновения. Назовите это растение. (Чистотел)

2. Из сухих корней этого растения делали муку и пекли хлеб, из поджаренных корней варили кофе. Из стеблей и свежих листьев получался замечательный суп, а из сухих листьев чай. Не случайно это растение носит такое гостеприимное имя. Назовите его. (Кипрей узколистный, иван-чай)

3. Этот кустарничек, с одного края нарастая, с другого отмирая, живёт 100 лет. Ягоды этого растения можно хранить очень долго в свежем виде или их просто замачивают водой. Имеют целебную силу и ягоды, и листья кустарничка. Они обладают бактерицидным действием, т. е. способны уничтожать микробы. Растение понижает кровяное давление, им лечат болезни печени, почек. Ягоды полезны при гастритах с пониженной кислотностью желудочного сока, при язве желудка (Брусника)

4. Ещё древнегреческий врач Гиппократ указывал на лекарственные свойства плодов этого кустарника. В 16 – 17 веках плоды данного растения заготавливали для военного ведомства. В то время лучших средств для лечения раненых воинов не было. Сейчас сироп из плодов этого растения продают в аптеках для поддержки иммунитета, как профилактическое средство простудных заболеваний. Назовите этот кустарник. (Шиповник).

5. Это - удивительное дерево. Всё в нём полезно. Лоси едят зимой молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. А весной, когда оно цветёт, и огромное количество пыльцы попадает в реки, её поедают мальки и маленькие рыбёшки. Отвар хвои этого дерева считается высоковитаминным. Хвою клюют лесные птицы, глухарь, например. Назовите это дерево. (Сосна).

5 тур Вопрос-ответ.

На слайде у вас будет вопрос и три варианта ответа на
него. Количество баллов за правильный ответ– 1.

Презентация «Вопрос-ответ».

  1. Какой самый страшный враг леса?
    Лесной пожар

    Потоп
    Лесорубы

  2. Какое дерево применяется для изготовления лыж?
    Ольха
    Осина
    Береза

  3. Какая птица выводит птенцов в любое время года?
    Клест

    Кукушка
    Сорока

  4. Какое минимальное количество древесины нужно, чтобы изготовить лист формата А4?
    5грамм
    30 грамм
    13 грамм

  5. Каким голосом нужно звать на помощь,
    заблудившись в лесу?
    нежным
    высоким
    низким

  6. Сколько бумаги нужно собрать для вторичной переработки, чтобы спасти одно дерево?
    10 килограмм
    80 килограмм

    150 килограмм

  7. Это растение используют для лечения
    мелких ран и ссадин?
    Лопух
    Подорожник
    Мать-и-мачеха

  8. Этот кустарник называют «медвежья ягода»?
    Черника
    Шиповник
    Малина

#1044;ля некоторых животных этот гриб лекарство, а для некоторых насекомых и человека-смертельный яд?
Мухомор
Лисичка
Поганка

#1059; какого хвойного растения опадает хвоя?
Ель
Лиственница
Сосна

Ответ:

№ вопроса

№ ответа

1

1

2

3

3

1

4

2

5

1

6

2

7

2

8

3

9

1

10

2

6 тур Определение шишек и древесных пород.

Каждой команде предложено несколько видов шишек и гербарий древесных пород под номерами. Нужно правильно определить название шишек и древесных пород.

Шишки

№ образца

Название породы

1

Сосна сибирская или кедр

2

Ель обыкновенная

3

Сосна Веймутова

4

Сосна обыкновенная

5

Лиственница сибирская

6

Туя западная

Гербарий

№ образца

Название породы

1

Клен остролистный

2

Черемуха обыкновенная

3

Лещина обыкновенная

4

Липа мелколистная

5

Береза бородавчатая

6

Ольха черная

7

Дуб черешчатый

8

Вяз гладкий

9

Осина или тополь дрожащий

7 тур решите Ребус, в котором зашифрованы названия деревьев, животных и цветов.

Количество баллов за правильный ответ– 1.

Презентация «Решите ребус».

Ответ:

  1. Туя
  2. Липа
  3. Яблоня
  4. Дуб
  5. Тополь
  6. Рысь
  7. Гвоздика
  8. Тигр
  9. Груздь
  10. Экология
  11. Скворец

8 тур Интересные факты о животных.

Ответьте на вопрос.

Количество баллов за правильный ответ– 1.

Презентация «Интересные факты о животных».

Участники отвечают устно по очереди.

Вопросы

  1. Для какой цели, снежный барс носит свой хвост во рту?

  2. Взрослые суслики целуются больше, когда на них смотрят люди, а как на то реагируют молодые особи?

  3. В чем уникальность полосок на тигровой шкуре?

  4. Каким людям отдают предпочтение комары при укусе?

  5. Какая «комната» существует в барсучьих норах?

  6. Альбатрос может спать во время полета: одна половина мозга у него отдыхает, а что делает при этом вторая?

  7. Для чего опоссумы прикидываются мертвыми?

  8. С каким цветом перьев рождаются фламинго?

  9. Какой длиной, крот может вырыть туннель за одну ночь?

  10. Японские макаки обожают купаться в горячих источниках, а во что они играют для развлечения?

  11. У выдр есть специальный кармашек, что и для чего они в нем хранят?

  12. Что запоминают вороны и сколько времени хранит информацию птичий мозг?

  13. Каким образом спят дельфины?

  14. Какое животное может раздавить шар для боулинга?

  15. На какую еду у котов отсутствует вкусовой рецептор?

  16. Где находится сердце у креветки?

  17. Что чаще всего у некоторых котов и собак вызывает аллергию на людей?

  18. Пол каких животных можно распознать по звуку: самцы ворчат, самки шипят.

  19. Какие насекомые самые быстрые и могут летать вперёд, назад и в стороны?

  20. Где у сверчков и кузнечиков расположены уши?

Ответы

1. Снежный барс носит хвост во рту. Таким образом он защищает нос от холода.

2. Взрослые суслики целуются больше, когда на них смотрят люди, а вот молодые особи, наоборот, становятся более агрессивными

3. Полосы на шкуре тигра являются уникальными, как и отпечатки пальцев у людей

4. . Комары любят кусать людей, которые употребляли алкоголь. Связно это с тем, что насекомых очень привлекает запах октанола (вещество, относящиеся к классу жирных спиртов)

5. В барсучьих норах есть специальная «комната», которая служит уборной

6. Альбатрос может спать во время полета: одна половина мозга у него отдыхает, а вторая следит, чтобы он удерживался в воздухе

7. Опоссумы прикидываются мертвыми, чтобы спастись от нападения хищника

8. Фламинго рождаются с серыми перьями. А розовыми они становятся от того, что питаются креветками

9. За одну ночь крот способен вырыть туннель длиною 70 метров

10. Японские макаки играют в снежки для развлечения. А еще они обожают купаться в горячих источниках

11. У выдр есть специальный кармашек, в котором они хранят камушек для открывания моллюсков

12. Вороны запоминают лица своих обидчиков и потом могут им мстить. Информацию птичий мозг хранит 5 лет

13. Дельфины спят с одним открытым глазом, при этом одно полушарие мозга у них бодрствует

14. Медведь гризли кусает с такой силой, что может раздавить шар для боулинга

15. Коты не чувствуют сладкую еду, так как у них нет соответствующего вкусового рецептора

16. Сердце креветки находится в голове

17. У некоторых котов и собак есть аллергия на людей. Чаще всего эту реакцию вызывает человеческая перхоть.

18. Пол черепахи можно распознать по звуку: самцы ворчат, самки шипят.

19. Стрекозы могут летать в любом направлении – вперёд, назад и в стороны. Это самые быстрые летающие насекомые, их скорость достигает почти 100 километров в час.

20. Уши у сверчков и кузнечиков расположены на передних лапках

Подведение итогов викторины и определение команды-победителя.

По окончании викторины жюри определяет команду-победителя готовит отчет о результатах викторины. Победителем Викторины признаётся команда, набравшая наибольшее количество баллов. Решение об определении команды-победителя оформляется протоколом.

Ведущий оглашает результаты викторины. Проводит награждение победителей.

Команда №

1 тур «Разминка» - загадки.

Отгадайте загадку.

№ загадки

ответ

1

2

3

4

5

6

Команда №

2 тур: «Слайды –картинки».

Ответьте на вопрос.

№ вопроса

ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Команда №

3 тур: «Народная мудрость»

Подобрать и соединить правильно пословицы о лесе

№ пословицы

буква

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Команда №

4 ТУР «Лесная аптека».

Назовите растение.

№ вопроса

название растения

1

2

3

4

5

Команда №

5 тур Вопрос-ответ

На слайде у вас будет вопрос и три варианта ответа на
него.

№ вопроса

№ ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Команда №

6 тур Определение шишек и древесно-кустарниковых пород.

По представленному образцу, определить породу.

Шишки

№ образца

Название породы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Гербарий

№ образца

Название породы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Команда №

7 тур решите Ребус, в котором зашифрованы названия деревьев, животных и цветов

№ ребуса

ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к выполнению курсовой работы по предмету: «Экономика организации и менеджмент» для специальности Лесное и лесопарковое хозяйство

В методических указаниях представлены общие положения о курсовой работе, требования к содержанию и оформлению, подведение итогов и критерии оценки, а также подробные методические указания по выполнени...

Методическое пособие для обучения студентов среднего специального образования по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Данная методическая разработка способствует и облегчает освоение обучающимися темы проектирования лесных культур. Для составления проекта необходимо учесть требования нормативных документов, которые р...

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине ОП.16 «Безопасность жизнедеятельности» специальность 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине ОП.16 «Безопасность жизнедеятельности» специальность 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство» состоят из  введения, ...

Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство(углубленной подготовки)

Методические рекомендации содержат: введение, тематический план и содержание преддипломной практики, список рекомендуемых источников, приложения....

Методическая разработка «Презентация специальности профессиональных проб лесное и лесопарковое хозяйство – Я в профессии»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 1 курса специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство...

Методические указания по практическим занятиям по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство 2023 г

Методические указания по практическим занятиям по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство 2023 г...