РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ. 05. Выполнение работ по рабочей профессии 11359 «Вальщик леса»
рабочая программа на тему

Владимир Данилович Юртаев
Рабочая программа учебной практики является частью программы подготовки специалистов среднего звена, разработанной в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по рабочей профессии 11359 вальщик леса и соответствующих им профессиональных компетенций (ПК).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_praktiki_valshchik.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Хреновской лесной колледж им. Г.Ф. Морозова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПМ. 05. Выполнение работ по рабочей профессии 11359 «Вальщик леса»

профессионального цикла

программы подготовки специалистов среднего звена

специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство

базовой подготовки

(заочной формы обучения)

с. Слобода

2015 г.

РАССМОТРЕНО:                                      УТВЕРЖДАЮ:

Цикловой предметной                                 Зам. Директора по ПО

методической комиссией      

профессиональных дисциплин                                                    Г.Н. Уполовнев

Председатель                                                 «  03     »           09              2015    г.                 

                                    С.В. Матузова

«  03     »           09                           2015 г.

СОГЛАСОВАНО:

Методист

                                     Г.Г. Данилюк

«  03     »          09                          2015     г.

Составитель:

Преподаватель

ГБ ПОУ  ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова»                                       В.Д. Юртаев

                                Содержание                                                                          стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной практики                                                       4

2. Результаты освоения программы учебной практики                                                6

3. Тематический план и содержание программы учебной практики                          8

4. Условия реализации программы учебной практики                                                11

5. Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики            13

1. Паспорт программы учебной практики.

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной практики является частью программы подготовки специалистов среднего звена, разработанной в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД):

Выполнение работ по рабочей профессии 11359 вальщик леса и соответствующих им профессиональных компетенций (ПК):

ПК 5.1 Определять таксационные показатели насаждений на местности, объёмы хлыстов, брёвен и с учётом этого составлять технологический процесс по внедрению новой техники и передовые формы организации труда, выделять при отводе и рубке леса ценные природные объекты, устанавливать их буферные зоны, сохранять деревья ценных древесных пород.

ПК 5.2 Организовывать ритмичное выполнение установленных участку планов и заданий по объёму, производству, производительности труда, снижению затрат на единицу продукции с учётом знания арендуемых участков лесного фонда и других влияющих факторов.

ПК 5.3 Осуществлять меры, направленные на эффективное использование производственных мощностей и лесосечного фонда, полную загрузку и правильную эксплуатацию машин, рациональное использование сырья, материалов и топлива.

ПК. 5.4 Организовывать мероприятия по соблюдению трудовой дисциплины, требований техники безопасности и пожарной безопасности, по проведению первичных и повторных инструктажей в соответствии с правилами техники безопасности, по расследованию несчастных случаев и принятию необходимых мер по предотвращению их повторений.

ПК 5.5 Оформлять первичную документацию на выполнение работ в соответствии с положениями лесного законодательства и представлять  требуемую отчётность в установленные предприятием сроки с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

1.2. Цели и задачи учебной практики.

С целью овладения видами профессиональной деятельности по специальности обучающийся в ходе освоения учебной практики должен иметь практический опыт:

Выполнения работ, предусмотренных квалификационной характеристикой, в соответствии с техническими условиями и нормами, установленными на предприятии (т.е. самим производить валку леса и переработку древесины на сортименты и необходимую продукцию)

Уметь:

– выполнять валку деревьев, заготовку хвороста, дров и других сортиментов из мелкого леса и кустарника бензомоторными пилами различных типов в соответствии с установленными государственными стандартами и техническими условиями;

– распознавать основные пороки формы ствола растущих деревьев и древесины;

– определять направление валки и режим работы пилы по внешнему виду дерева (породе, диаметру, порокам, особенности ствола и кроны дерева), условиям их роста;

– применять рациональные приемы валки деревьев, пользоваться технической картой разработки лесосеки;

– осуществлять валку деревьев (выбор формы и размеров подпила, спиливание в соответствии с выбранной формой и размером подпила, недопил, сталкивание дерева с использованием гидроклина или других валочных приспособлений);

– производить профилактическое обслуживание БМП;

– применять передовые приемы и методы работ.

1.3. Рекомендуемое освоение часов на освоение учебной практики: 216.

2. Результаты освоения программы учебной практики

Результатом освоения программы учебной практики является овладение обучающимся следующим видом профессиональной деятельности:

Выполнение работ по рабочей профессии 11359 «Вальщик леса», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 5.1

Определять таксационные показатели насаждений на местности, объемы хлыстов, бревен и с учетом этого составлять технологический процесс по внедрению новой техники и передовые формы организации труда, выделять при отводе и рубке леса ценные природные объекты, устанавливать из буферные зоны, сохранять деревья ценных древесных пород.

ПК 5.2

Организовывать ритмичное выполнение установленных участку планов и заданий по объему, производству, производительности труда, снижению затрат на единицу продукции с учетом знания арендуемых участков лесного фонда и других влияющих факторов.

ПК 5.3

Осуществлять меры, направленные на эффективное использование производственных мощностей и лесосечного фонда, полную загрузку и правильную эксплуатацию машин, рациональное использование сырья, материалов и топлива.

ПК 5.4

Организовывать мероприятия по соблюдению трудовой дисциплины, требований техники безопасности и пожарной безопасности, по проведению первичных и повторных инструктажей в соответствии с правилами техники безопасности, по расследованию несчастных случаев и принятию необходимых мер по предотвращению их повторений.

ПК 5.5

Оформлять первичную документацию на выполнение работ в соответствии с положениями лесного законодательства и представлять требуемую отчетность в установленные предприятием сроки с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на ответственности за результат выполнения заданий (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности


3. Тематический план и содержание программы производственной практики

Коды профессиональных компетенций

Наименование профессионального модуля (ПМ), МДК и тем

Содержание учебного материала

Объём часов

Уровень усвоения

ПК 5.1 – ПК 5.5

Техническое обслуживание бензомоторных пил (мастерские предприятия)

Знакомство с организацией рабочего места и инструктаж по безопасности.

Выполнение всех работ по ежесменному уходу за моторными пилами. Чистка, промывка пильной цепи и головки ведомой звёздочки, проверка и подтягивание креплений. Промывка сетки воздушного фильтра. Смазка моторных пил. Разборка и сборка моторных пил.

Проверка и определение исправности, характера и степени износа отдельных деталей моторных пил. Техническое обслуживание гидравлического валочного клина.

48

3

ПК 5.1 – ПК 5.5

Ремонт бензомоторных пил (мастерские предприятия)

Знакомство с организацией рабочего места и инструктаж по безопасности.

Определение причин неисправности моторных пил и устранение этих неисправностей.

Регулировка систем питания и зажигания. Управление двигателем и пильным аппаратом.

Опробование моторных пил после ремонта.

Текущий ремонт пилы и валочного гидроклина.

Замена и ремонт пильных цепей. Выполнение слесарных операций.

Овладение приёмами и методами диагностирования технического состояния бензомоторной пилы.

48

3

ПК 5.1 – ПК 5.5

Подготовка бензомоторной пилы к работе (на лесосеке предприятия)

Знакомство с организацией рабочего места и инструктаж по безопасности труда, пожарной безопасности.

Подготовка моторной пилы к работе. Подтягивание и закрепление гаек и винтов, проверка механизма управления, натяжение пильной цепи, краников. Приготовление топливной смеси и заполнение бензобака.

Перевод шины для пиления в горизонтальном и вертикальном положениях (для редукторных пил). Подготовка двигателя.

Пуск и остановка двигателя. Регулировка системы питания и оборотов двигателя. Подготовка к работе гидроклина.

4

3

ПК 5.1 – ПК 5.5

Пиление макетных деревьев

Знакомство с организацией рабочего места и инструктаж по безопасности труда.

Отработка приёмов пиления бензомоторными пилами на макетных деревьях (тренажерах)

Пиление горизонтальных макетных деревьев. Пиление вертикальных макетных деревьев. Пиление наклонных макетных деревьев.

Пиление макетных деревьев с направленной повалкой.

Техника безопасности при пилении макетных деревьев.

4

3

ПК 5.1 – ПК 5.5

Валка деревьев

Знакомство с организацией рабочего места и инструктаж по безопасности труда. Подготовка рабочего места вальщика и помощника летом и зимой. Подпил дерева. Формы и параметры подпилов. Приёмы спиливания деревьев. Формы и параметры недопилов. Высота пня. Валка толстомерных, фаутных, наклонных, сросшихся деревьев. Техника безопасности. Валка опасных деревьев. Спиливание пней заподлицо с землей. Отработка порядка действий вальщика при зажиме пильной шины и цепи в резе.

8

3

ПК 5.1 – ПК 5.5

Обрубка и обрезка сучьев

Знакомство с организацией рабочего места и инструктаж по безопасности труда. Подход к поваленному дереву и движение вдоль него при работе. Последовательность и приемы обрезки сучьев. Обрезка вершины. Расстояние между обрезчиками.

8

3

ПК 5.1 – ПК 5.5

Работа на рабочем месте

Знакомство с организацией рабочего места и инструктаж по безопасности труда при работе в производственных условиях на валке леса. Выполнение под руководством мастера производственного обучения всех работ в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, установленной технологии и технических условий производства, передовых методах труда, норм разработки и соблюдения правил безопасности труда.

88

3

ПК 5.1 – ПК 5.5

Квалификационная пробная работа

8

3

Всего часов:

216

Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта


4. Условия реализации учебной практики.

4.1. Требования к материально техническому обеспечению.

Программа учебной практики реализуется в действующих учебных мастерских и на рабочем месте (на лесосеке) в лесном предприятии, осуществляющем лесозаготовительную деятельность по выбору обучающегося или назначенное учебным заведением. Время проведения практики определяется учебным планом.
Оборудование учебной мастерской и рабочего места на лесосеке:
- бензомоторные пилы различных марок отечественного и зарубежного производства, горюче-смазочные материалы;
- слесарный участок с комплектом слесарно-монтажного инструмента, монтажный стол, тиски, сверлильный станок, станок для заточки пильных цепей, приспособление , съемники;
- инструкции по ремонту и регулировкам БМП, валке леса, подготовке рабочего места на лесосеке;
- инструкции по технике безопасности;
- домик для обогрева, приема пищи и отдыха;
- средство индивидуальной защиты (СИЗ);
- аптечка первой помощи;
- средства пожаротушения.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основная литература:

1. Лесной кодекс Российской Федерации, 2006

2. Константинов В.М. , Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования М.: Изд.центр Академия, 2008

3. Винокуров В.Н., Силаев Г.В., Казаков В.И. Механизация лесного и лесопаркового хозяйства. М.: ООО Издательский дом «Лесная промышленность», 2006

4. Винокуров В.Н., Силаев Г.В., Казаков В.И. Практикум по лесохозяйственным машинам. М.: ООО «Экосервис», 2007

5. Справочник лесничего. Под общей редакцией  Филипчука А.Н.- перераб. и доп. – М.: ВНИИЛМ, 2003

6. Петров А.П., Бельдиева А.А., Дикарева О.А., Климонтова Л.Я. Экономика лесного хозяйства./Под общей ред. А.П. Петрова/. М.: ВНИИЛМ, 2002

7. Мищенко О.Г., Мишуткина З.Е., Климонтова Л.Я. Практикум по экономике лесного хозяйства под общей ред. Л.Я. Климонтовой/. М.: ВНИИЛМ, 2003

8. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 15 марта

 2010 г. М.:»Эксмо», 2010

9. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации. Отв. редактор профессор Ю.П. Орловский.М.: Издательский Дом «Инфра – М», Юридическая фирма «Контракт», 2007

10. Михайличенко А.Л., Садовничий Ф.П. Древесиноведение и лесное товароведение. М.: высшая школа, 1983

11. Ефимцев Ю.А. Охрана труда в лесном хозяйстве. М.: ООО «Издательский дом» «Лесная промышленность», 2006

Дополнительная литература:

1. Макаренко А.В., Быковский М.А. Многооперационные машины для лесозаготовок  и лесохозяйственного производства. Учебник – М.: изд-во «Вектор ТиС», 2009

Интернет-ресурсы:

www.stihl.ru

www.husqvarna.com

forsa.ru – инструкции по ТБ при эксплуатации БМП

Википедия – энциклопедический словарь

www. derevo.com/lesozagotovka

www.jewab.ru 

4.3. Общие требования к организации учебной практики

Основной формой прохождения учебной практики является посещение обучающимися действующего лесного предприятия, осуществляющего лесозаготовительную деятельность.

По прибытию на предприятие студент проходит общий инструктаж по ТБ и охране труда. Приказом по предприятию определяется его рабочее место и назначается руководитель практики из числа инженерно-технических работников предприятия, имеющих опыт работы не менее пяти лет.

Студент знакомится с правилами внутреннего распорядка на предприятии, уточняет с руководителем план прохождения практики, который указан в дневнике, далее выполняет указанный план в объёме 216 часов. На каждого студента оформляется аттестационный лист. По итогам учебной практики составляется отчёт. Отчёт включает следующие разделы:

- содержание;

- введение;

- сведения по результатам выполнения программы учебной практики.

Отчет должен быть кратким и включать материалы, характеризующие результаты прохождения учебной практики. Одновременно представляется дневник прохождения учебной практики, заверенный подписями и печатью. По окончании прохождения практики отчёт проверяется преподавателем, руководителем практики со стороны образовательного учреждения, на основании чего выставляется оценка за производственную практику в виде дифференцированного зачёта.

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной практики.

Контроль и оценка освоения программы учебной практики осуществляется преподавателем профессионального цикла / мастером производственного обучения в процессе проведения занятий, а также выполнения учащимися учебно-производственных заданий.

Результаты обучения (освоенный практический опыт)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

- выполнять валку деревьев, заготовку хвороста, дров и других сортиментов из мелкого леса и кустарника бензомоторными пилами различных типов в соответствии с установленными государственными стандартами и техническими условиями;

- распознавать основные пороки формы ствола растущих деревьев и древесины;

- определять направление валки и режим работы пилы по внешнему виду дерева (породе, диаметру, порокам, особенностям ствола и кроны дерева), условиям их роста;

- применять рациональные приемы валки деревьев, пользоваться технической картой разработки лесосеки;

- осуществлять валку деревьев (выбор формы и размеров подпила, спиливание в соответствии с выбранной формой и размером подпила, недопил, сталкивание дерева с использованием гидроклина или других валочных приспособлений);

- производить профилактическое обслуживание БМП;

- применять передовые приёмы и методы работ.

Текущий контроль в форме:

Опроса; защита лабораторных и практических занятий, контрольных работ.

Дифференцированный зачёт

знать:

- устройство и правила эксплуатации бензомоторных пил различных типов и валочного гидравлического клина;

- правила и схемы организации механизированной разработки лесосек;

- правила отбора деревьев для рубки;

- технические требования к заготовляемым сортиментам;

- способы рациональной разделки хлыстов на сортименты;

- рациональные приемы выполнения комплекса работ по валке деревьев, обрезке сучьев, разметке и раскряжевки хлыстов, окучиванию сортиментов;

- государственные стандарты и технические условия на лесоматериалы;

- правила точки пильных цепей и другого режущего инструмента;

- правила подготовки рабочих мест на лесосеке;

- правила по охране труда для вальщика леса;

- правила пожарной безопасности;

- слесарное дело в объеме достаточном для самостоятельного устранения неисправностей;

- основные показатели производственных планов бригады и своего личного плана;

- пути повышения производительности труда, качества выпускаемой продукции, применение хозяйственного расчета, бригадных форм организации труда.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и итоговой аттестации проводится в соответствии с универсальной шкалой, представленной в таблице.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный анализ

90-100

5

Отлично

80-89

4

Хорошо

70-79

3

Удовлетворительно

Менее 70

2

Не удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер

Рабочая  программа учебной практики профессионального модуля ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер – является частью основной профессиональной образовательной программы ба...

Рабочая программа производственной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер

Производственная практика направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по специальности.Освоение основного вида профессиональной деятель...

Рабочая программа учебной практики ПМ.04 Выполнение работ по профессии продавец продовольственных товаров для специальностей 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая программа профессионального модуля - является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной в соответствии с ФГОС Ш поколения....

Рабочая программа учебной практики ПМ.05.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих специальность 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной практики - является частью программы подготовки специалистов среднего звена,  разработанной в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01  Экономика и бухгалтерск...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.05.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. По профессии маляр. 27.08.02.Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа учебной практики (далее- УП) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 27.08.02. Строительство и экс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ «ВАЛЬЩИК ЛЕСА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ «ВАЛЬЩИК ЛЕСА»...