статья в журнал СПО
статья по теме
Использование современных образовательных технологий в подготовке специалистов лесного хозяйства в условиях реализации ФГОС СПО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий в подготовке специалистов лесного хозяйства в условиях реализации ФГОС СПО
Основная задача средних профессиональных учебных заведений – подготовка обучающихся к будущей профессиональной деятельности, формирование теоретических знаний и практических умений. Специалист среднего звена должен уметь планировать работу, анализировать ситуацию, принимать самостоятельные решения, быть ответственным, коммуникабельным человеком, творческим работником.
Выпускник, вступая в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, ориентирован на формирование компетенций, основой которых является эффективное выполнение профессиональных задач, профессиональное и личностное развитие.
Формирование направленной познавательной деятельности студентов на учебных занятиях дисциплин специального цикла, во многом зависит от методики проведения уроков, от деятельности преподавателя, направленной на максимум отдачи. Использование личностно-ориентированной технологии создаёт благоприятные условия для усвоения и применения знаний, развивает творческое начало и самостоятельность, способствует усвоению даже самого трудного материала.
Одной из распространённых активных форм обучения профессионального модуля «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению», дисциплины «Лесоразведение и воспроизводство лесов», в ГПОУ ТО «Крапивенский лесхоз-техникум» являются тестовые методики, решение ситуационных задач, технология проблемного обучения, подготовка рефератов и докладов, участие в конкурсах.
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Я считаю, что многое на уроке решают первые минуты, его начало. Важно в начале урока не только организовать рабочие места, подготовить наглядные пособия, но и организовать внимание учащихся, психологически настроить на успешный урок. В качестве способов организации урока можно использовать:
-информацию о современных направлениях селекционного семеноводства, инновационных технологиях лесокультурного производства;
- тематические задания: решить небольшой кроссворд или закончить предложение, парный опрос.
Задание: Установите описание каждой формулы. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.
А) Определение густоты посадки при рядовом размещении культур | 1) |
Б) Норма высева семян | 2) N = 10/Б х I |
В) Расчёт длины посевных строк | 3)
|
Г) Определение продуцирующей площади питомника | 4) А= 100м2 х Б/В |
Запишите в таблицу выбранные цифры, соответствующие буквам.
А | Б | В | Г |
2 | 3 | 4 | 1 |
Задание: В приведенном ниже списке найдите селекционно-семеноводческие объекты ПЛСБ:
1) архивы клонов плюсовых деревьев;
2) лесные питомники;
3) ландшафтные культуры;
4) полезащитные полосы;
5) географические культуры;
6) лесные культуры;
7) популяционно-экологические культуры.
В ответ и бланк тестирования запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: _______________________________________________________(1,5,7)
Лучшие результаты достигаются тогда, когда обучение максимально приближено к реальным производственным условиям. Для формирования у студентов профессиональных умений используется метод анализа ситуационных производственных задач. Они включают вопросы по семеноводству, выращиванию посадочного материала в лесных питомниках и созданию лесных культур. При решении типовых задач формируются навыки по осуществлению поиска, анализу и оценке необходимой информации, коммуникативные навыки, умения работать в команде.
Способность профессиональной адаптации к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям является результатом активной самостоятельной работы студентов. Ядром самостоятельной работы являются познавательные и проблемные задачи. На учебных занятиях эта работа осуществляется в процессе выполнения заданий в группах под контролем преподавателя. Говоря о приоритетах группового взаимодействия, следует отметить, что в современных технологиях групповая работа используется как средство интенсификации и оптимизации учебного процесса, при котором ярко выражены межличностные процессы: общение, высокое доверие, взаимное влияние, поддержка, использование ресурсов каждого студента, взаимопомощь. После просмотра фильмов или лекций предлагаю задания заполнить таблицу, составить подписи к схеме или рисунку, найти ошибку в формуле. Для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обращаю внимание на методические указания по её выполнению и даю установку на то, что данная работа позволяет:
1.Систематизировать и закреплять полученные теоретические знания и практические умения;
2.Развивать познавательные и творческие способности, самостоятельность, ответственность и организованность;
3.Формировать исследовательские умения, общие и профессиональные компетенции согласно ФГОС.
Внеаудиторная работа разнообразна: написание доклада, составление опорного конспекта, подготовка презентаций и тестовых заданий по пройденному разделу.
Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объёмом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при её запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных блоков, содержащих информацию в виде ступенек логической лестницы; Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.
Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа студента, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими студентами, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен конкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, ёмкий и универсальный по содержанию.
Роль преподавателя:
- помочь в выборе главных и дополнительных элементов
темы; - консультировать при затруднениях;
- периодически предоставлять возможность апробирования эффективности конспекта в рамках занятия.
Роль студента:
- изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
- установить логическую связь между элементами темы;
- оформить работу и предоставить в установленный срок.
Критерии оценки: - соответствие содержания теме;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- соответствие оформления требованиям;
- аккуратность и грамотность изложения;
- работа сдана в срок.
Работа над курсовой, дипломной работой является одной из форм самостоятельной работы студентов. Выполнение работы имеет целью стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся теоретических знаний. Для студента это возможность максимально раскрыть творческие способности, показать публично достигнутый результат.
Основные пути повышения качества проведения учебного занятия в учреждениях СПО – это совершенствование отдельных элементов методической системы обучения – методов, форм и средств обучения. Урок изучения нового материала сопровождается лекцией с элементами беседы. Материал лекции подбираю так, чтобы он был доступен для студентов, содержал полезную и познавательную информацию. После каждого блока информации выделяю главные теоретические положения, провожу обобщение. Использование мультимедийной презентации помогает рационально использовать время на уроке, активизирует познавательную деятельность студентов и как педагогический инструмент способствует решению дидактических задач в достижении цели урока. Положительный психологический климат, отношения сотрудничества с обучающимися, выдержанность этапов урока по объёму и по времени отвечают принципам здоровьесберегающих технологий.
Успешность лекционной формы занятия проявляется в умении правильно составлять конспект. В начале курса обучения предмету, на первой лекции необходимо ознакомить студентов с инструкцией «Как писать конспект», где выделены основные правила: вести записи аккуратно, уметь выделять главное, сокращать слова, использовать разнообразные символы.
В системе уроков особое значение имеет урок закрепления и систематизация знаний. Он даёт возможность широко использовать различные методы обучения студентов, в том числе наглядность и средства ТСО. Я провожу уроки-соревнования, предметные олимпиады, основой которых является групповая деятельность студентов, являющаяся важным средством воспитания коллективизма, чувства личной ответственности.
Наряду с использованием традиционных методов обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) и информационных технологий проводятся уроки-экскурсии, исследования, уроки с использованием технологии «артпедагогика».
В артпедагогике не менее важным является формирование всесторонне развитой личности, понимающей и ценящей красоту окружающего мира, знающей лучшие произведения искусства. Решая комплексные задачи, основанные на картинах И.И.Шишкина, П.П.Джогина, А.П.Васнецова, И.И.Левитана, Н.К.Рериха, А.И.Морозова студент может самостоятельно оценить объект и выбрать хозяйственное решение, наиболее оптимальное для данных лесорастительных условий.
Задание: представьте тип, агротехнику и технологию создания лесных культур на указанных фрагментах картин
В.Д. Поленов. Горелый лес, 1881 г.
И.И. Левитан. Луг на опушке леса, 1898 г.
Уроки с использованием художественных средств дают очень многое. Самое главное — они будят воображение, расширяют кругозор, формируют мобильность личности, дают положительные результаты в обучении. Именно поэтому я попробовала применить данную технологию на занятиях 3 курса, используя отдельные элементы различных жанров и видов искусств. Познавательная активность проявляется в ознакомлении с методами научного познания: анализ, обобщение, сравнение, сопоставление, оптимальном сочетании самостоятельного поиска, решением проблемных задач, выполнением творческих заданий. Результативность таких занятий показывает вовлечённость всех студентов в учебный процесс и хороший уровень усвоения материала.
Познавательный интерес обучающихся к дисциплине специального цикла « Лесоразведение и воспроизводство лесов », проявляется в творческом применении различных методов и приемов обучения, дифференцированном и индивидуальном подходе, вовлеченности студентов в активную деятельность на занятии.
Учебное занятие должно сочетать в себе традиционность и инновационные технологии. Дать хороший урок – дело не простое. Хороший настрой в начале урока, элементы творчества и поощрение мотивируют на дальнейшие успехи, стимулируют желание стать лучше, добиться еще больших успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Компетенции педагога" (по материалам журнала "Управлние школой" № 10 2014 год)
Статья "Компетенции педагога" (по материалам журнала "Управлние школой" № 10 2014 год)...
Статья журнала "Медсестра" 4/2015
Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы права"...
Статья журнала "Медсестра" 5/2015
Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы права"...
Статья журнала "Медсестра" 9/2012
Применение внеаудиторной самостоятельной работе студентов как актуальный метод в учебном процессе медицинского колледжа, на примере учебной дисциплины "Правовое обеспечение профессиональной деяте...
Публикация статьи " Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1» Дидакт Научно-методический журнал
Е. В. Муратова, М.Н. Стародубова МКДОУ «Д/с №5», Коркино, (Челябинская область, Россия) СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рассматривается проблема сенсорного воспитания...
Журнал ГОСуслуги № 5, май 2014 г., статья "Каков устав-такова и деятельность" стр. 28
Статья о содержании Устава дошкольного образовательного учреждения...
Журнал ГОСуслуги № 1, январь 2013 г., статья "Кадры решают все!" стр.8
В статье описаны ключевые моменты по подбору и мотивации педагогических кадров...