Рабочая программа ПМ 01 МДК 01.01 Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению
рабочая программа на тему

Коростылева Ольга Александровна

Рабочая программа профессионального модуля «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению» (базовой подготовки) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnoe.doc449.5 КБ

Предварительный просмотр:

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК.01.01 Лесоразведение и воспроизводство лесов

168

Раздел 1. Лесовосстановление

132

Общие положения семеноводства

Содержание

2

1

Определение лесовосстановления и лесоразведения, содержание и задачи. Связь с другими модулями и дисциплинами. Естественное, искусственное и комбинированное лесовосстановление. Необходимость в проведении искусственного и комбинированного лесовосстановления и лесоразведения. Объекты лесокультурных и лесомелиоративных работ.

1

2

Краткая история лесокультурных работ и защитного лесоразведения в России. Объемы текущих работ и перспектива.

3

Воспроизводство лесов и лесоразведение в свете лесного законодательства.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий
  • Изучение истории лесокультурных работ с помощью всемирной сети  - интернет
  • Изучение Лесного кодекса

6

Тема 1.1. Семеношение древесных и кустарниковых пород.

Содержание

2

1

Начало и развитие семеношения древесных и кустарниковых пород и насаждений. Возраст начала семеношения. Периодичность семеношения и его изменчивость Факторы, влияющие на урожай шишек, плодов, семян. Проведение фенологических наблюдений за семеношением. Фазы семеношения. Процесс созревания семян. Виды покоя семян.

Прогнозирования урожая семян. Учёт урожая и определение хозяйственно возможного сбора семенного сырья и семян. Основные нормативные документы по лесному семеноводству.

1

1

1

2

2

Практическое занятие №1

2

1

Расчёт норм высева семян

1

2

Учёт урожая семян лесных пород, различными методами.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ

4

Тема 1.2. Лесная селекция и семеноводство.

Содержание

6

1

Понятие о лесной генетике. Селекционно-генетические метод повышения продуктивности и улучшения качества лесных древесных пород: гибридизация, мутагенез, полиплоидия и др.

Лесная селекция и семеноводство.

2

2

2

1

2

Виды отбора. Организация постоянной лесосеменной базы на селекционной основе (ПЛСБ). Селекционная инвентаризация насаждений.

Сохранение генофонда лесных растений. Единый генетико-селекционный комплекс. Селекционно-генетическая оценка деревьев и насаждений. Технология создания лесосеменных плантаций. Способы прививок. Закладка и формирование постоянных лесосеменных участков. Временные лесосеменные участки. Использование лесосек спелых, перестойных насаждений для заготовки шишек, плодов и семян. Учет и аттестация объектов ПЛСБ. Система мероприятий, обеспечивающих повышение урожайности.

2

3

Категории семян лесных растений. Лесосеменное районирование.

Особенности лесного семеноводства в условиях радиоактивного загрязнения.

2

Практическое занятие №2

2

1

Отбор и оформление селекционно-семеноводческих объектов. Организация лесосеменных баз постоянных лесосеменных участков, временных лесосеменных участков.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Самостоятельное изучение тем:
  1. Особенности лесного семеноводства в районах Крайнего севера
  2. Мероприятия по усилению семеношения (плодоношения) объектов ПЛСБ
  3. Сохранение генетического фонда деревьев и насаждений

4

Тема 1.3. Заготовка и переработка семенного сырья

Содержание

8

1

Организация заготовки шишек, плодов, семян. Предварительное обследование лесных насаждений в  местах заготовки. Сроки и способы заготовки семенного сырья основных лесообразующих пород. Приспособления и механизмы, используемые при сборе шишек, плодов и семян. Приемка, учет и хранение семенного сырья. Формирование партии шишек, плодов и оформление документации.

2

2

2

2

2

2

Переработка шишек хвойных пород. Извлечение семян из шишек в шишкосушилках. Типы шишкосушилок. Технологический процесс работы шишкосушилок. Температурный режим сушки. Контрольная сушка. Механический способ извлечения семян из шишек.

2

3

Обескрыливание, очистка и сортировка семян хвойных пород. Переработка и обработка плодов лиственных пород: сухих нераскрывающихся, сухих вскрывающихся, сочных. Определение процента выхода чистых семян.

2

4

Формы организации труда. Составление плана-графика заготовки семенного сырья. Контроль качества проводимых работ.

3

Практическое занятие №3,4

4

1

Заготовка и переработка семенного сырья. Обследование лесосеменных объектов перед заготовкой семян. Сроки и способы заготовки лесосеменного сырья.

2

2

Прием, учет и хранение лесосеменного сырья.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для проведения практических работ
  • Подготовить презентацию по изученному материалу
  • Оформление презентации, подготовка ее к защите

6

Тема 1.4. Хранение семян и плодов. Семенной контроль

Содержание

4

1

Формирование партии семян и оформление документов.

2

2

2

2

Способы и сроки хранения семян. Условия, обеспечивающие сохранение исходного качества семян. Особенности хранения семян, плодов хвойных и лиственных пород. Контроль состояния семян при хранении. Федеральный и страховые фонды семян.

3

Государственные и отраслевые стандарты на семена.    Организация и проведение семенного контроля. Функции лесосеменных станций. Правила отбора и оформления средней пробы для определения посевных качеств семян. Показатели качества семян, определяемые лесосеменными станциями. Виды проверок посевных качеств семян. Документы, удостоверяющие посевные качества семян.

2

4

Транспортировка семян и поставка их на экспорт.

2

Практическое занятие №5,6

4

1

Способы и сроки хранения семян и плодов.

2

2

Показатели качества семян и методы их определения. Документы о качестве семян.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Оформить документы о качестве семян

8

Тема 1.6. Организация лесных питомников

Содержание

4

1

Виды питомников по назначению, размерам, срокам деятельности и форме. Выбор участка под питомник. Организационная структура лесного питомника. Виды посадочного материала, выращиваемого в питомниках, и его назначение.

2

      2

1

2

Организационно-хозяйственный план лесного питомника. Организация территории питомника

3

Практическое занятие №7,8

4

1

Расчет площади отделений питомника. Выбор участка под питомник.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Выполнить чертеж – план организации территории лесного питомника площадью 5 га (уч стр. 86)

4

Тема 1.7. Обработка почвы в питомниках

Содержание

6

1

Региональные системы обработки почвы. Значение и задачи обработки почвы в питомниках. Приемы, системы обработки почвы и условия их применения. Обработка почвы во вновь организуемых питомниках. Применение севооборотов в лесных питомниках. Особенности обработки почвы в отделениях питомника. Предпосевная и предпосадочная обработка почвы. Применение гербицидов. Мероприятия по окультуриванию и повышению плодородия почв. Оптимизация механического состава пахотного слоя почвы. Применение органических удобрений. Применение бактериальных удобрений. Применение местных удобрений и мелиорантов. Углубление пахотного слоя почвы.

2

2

2

2

2

Технологический комплекс машин, орудий и приспособлений для обработки почвы, внесения удобрений и гербицидов.

3

3

Экологические аспекты применения удобрений и химических препаратов в питомниках.

1

Практическое занятие №9,10

4

1

Применение севооборота в лесном питомнике

Расчет технологической карты

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Самостоятельно изучить тему:
  1. Первичное освоение территории питомника
  2. Обработка почвы в хозяйственных отделениях питомника

8

Тема 1.8. Технология выращивания сеянцев

Содержание

10

1

Цели и способы предпосевной подготовки семян. Виды, способы и схемы посевов. Календарные и агротехнические сроки посева. Норма высева семян. Глубина заделки семян. Цель, виды, способы и технология проведения уходов за посевами. Уходы за посевами до появления и после появления всходов. Применение гербицидов. Защита сеянцев от неблагоприятных факторов: перегрева земли, солнцепека, недостаточного увлажнения почвы, и т.д. Особенности выращивания сеянцев основных лесообразующих древесных пород.

6

2

2

1

2

Выращивание сеянцев в защищенном грунте. Выращивание укрупненного посадочного материала. Выращивание сеянцев с закрытой корневой системой.

3

3

Технологический комплекс машин, орудий и приспособлений для высева семян и ухода за посевами.

2

Практические занятия №11,12,13

6

1

Особенности выращивания сеянцев основных лесообразующих

 древесных пород.

2

2

Применение гербицидов. Общие принципы применения гербицидов.

2

3

Выращивание сеянцев в закрытом грунте лесного питомника. Выращивание сеянцев с открытой корневой системой. Выращивание сеянцев с закрытой корневой системой.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Подготовить  к защите презентацию «Гербициды»
  • Сделать чертеж севооборота для лесной и лесостепной зон

6

Тема 1.9. Технология выращивания саженцев

Содержание

10

1

2

Цель выращивания посадочного материала в школьных отделениях. Виды и назначение школьных отделений. Продолжительность выращивания саженцев, размещение и густота посадки. Технология выращивания саженцев в различных школьных отделениях. Применение гербицидов.

Выращивание привитого селекционного посадочного материала в защищенном грунте.

4

2

2

2

1

3

Выращивание саженцев с закрытой корневой системой.

2

4

Маточное отделение питомника. Технология работ по закладке и эксплуатации черенковой и отводковой плантаций. Виды черенков.

2

5

Выращивание саженцев в черенковом отделении. Выращивание черенковых саженцев в открытом грунте. Выращивание черенковых саженцев в защищенном грунте.

2

6

Технологический комплекс машин, орудий и приспособлений, применяемых при посадке и уходах в школьном и маточном отделениях.

3

Практическое занятие №14,15

4

1

Выращивание крупномерного посадочного материала семенного и вегетативного происхождения.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Подготовить доклады:
  1. Особенности агротехники выращивания саженцев сосны
  2. Получение посадочного материала древесных пород с использованием методов клеточной биотехнологии

8

Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках

 

Содержание

4

1

Формы организации труда. Определение объема производства посадочного материала и расчет необходимой площади посевов и посадок школ. Составление плана агротехнических мероприятий. Учет выполненных работ. Книга лесного питомника. Техническая приемка работ по выращиванию посадочного материала. Контроль за качеством работ. Инвентаризация посадочного материала.

2

2

1

2

Выкопка посадочного материала. Применяемые машины и орудия. Выборка, сортировка, подсчет и увязка в пучки. Показатели качества посадочного материала. Технические требования стандартов.

2

3

4

Способы и условия хранения посадочного материала.

Упаковка и транспортировка посадочного материала.

2

Практическое занятие №16,17

4

1

Выполнение расчетов по  результатам  технической приемки и инвентаризации посадочного материала.

2

Определение доз и сроков внесения минеральных удобрений на лесохозяйственных объектах.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Оформление отчетов и подготовка их к защите
  • Оформить документацию по инвентаризации питомника

6

Тема 1.11. Искусственное лесовосстановление. Лесоразведение

Содержание

4

1

Искусственное лесовосстановление и лесоразведение. Лесокультурный участок и лесокультурный фонд. Виды и категории лесокультурных площадей. Очередность освоения лесокультурного фонда. Виды лесных культур и методы их создания. Элементы смешанных лесных культур. Взаимовлияние пород. Преимущества смешанных насаждений. Способы (схемы) и типы смешения пород в культурах.

2

2

1

2

Густота культур. Размещение посадочных и посевных мест. Индекс равномерности размещения культур.

1

3

Понятие о типе лесных культур.

1

Практическое занятие №18,19

4

1

Оформление документации по лесовосстановлению и лесоразведению.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Выполнить схему взаимовлияния пород
  • Подобрать фотоматериал по смешению пород при помощи сети  Интернет

6

Тема 1.12. Обработка почвы под лесные культуры

Содержание

4

1

Значение обработки почвы. Подготовительные работы на лесокультурных площадях. Сплошная обработка почвы. Системы обработки. Частичная обработка почвы. Способы обработки. Технические требования   к параметрам обработки почвы. Химическая обработка почвы. Применение удобрений при лесовыращивании.

1

1

2

2

 Технологический комплекс машин и орудий для обработки почвы.

2

3

Организация труда при обработке почвы.

2

Практическое занятие №20,21

4

 

1

Выбор вида и способа обработки почвы.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ

4

Тема 1.13. Методы создания лесных культур

 

Содержание

6

1

Преимущества и недостатки методов создания лесных культур - посадки и посева.

2

2

1

2

Посадка лесных культур: виды применяемого посадочного материала, требования к его качеству, подготовка к посадке и условия хранения на лесокультурной площади; календарные и агротехнические сроки посадки; типы и виды посадочных мест; способы размещения посадочных мест; глубина посадки; механизированная посадка; ручная посадка; технология посадки; агротехнические требования к посадке.

2

3

Посев лесных культур: условия применения; подготовка семян; календарные и агротехнические сроки посева; норма высева и глубина заделки семян; способы посева; виды посева; технология посева. Аэросев и условия его применения.

3

4

Система машин, применяемая при посадке и посеве лесных культур.

2

5

Лесная рекультивация земель.

1

6

Организация труда при создании лесных культур.

3

Практические занятия №22,23

4

1

Определение системы машин и условия их применения при обработке почвы.

2

2

Разработка мероприятий по закладке лесных культур различными методами.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Подготовить презентацию по системе машин для создания лесных культур

6

Тема 1.14. Уход за лесными культурами

Содержание

2

1

Цель уходов. Количество, продолжительность и кратность уходов. Виды, способы уходов и условия их применения. Агротехнический уход. Химический уход. Технология проведения уходов. Система машин, применяемых на уходах.

2

2

2

Организация труда.

2

Практическое занятие №24

2

1

Разработка технологии ухода за лесными культурами.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ

2

Тема 1.15. Культуры основных лесообразующих пород

Содержание

6

1

Технология создания лесных культур основных лесообразующих пород. Выращивание лесных культур целевого назначения. Плантационные культуры. Ландшафтные культуры. Ресурсосберегающие технологии создания лесных культур.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ

2

Тема 1.16. Проектирование и оценка качества лесовосстановительных работ

Содержание

4

1

Обследование лесных участков под лесовосстановление. Отвод и оформление участка. Составление проекта лесовосстановления. Лесорастительное районирование. Инвентаризация лесных участков лесовосстановления. Оценка качества лесных культур, комбинированного и естественного лесовосстановления.

2

3

2

Отнесение лесных участков, на которых проводилось искусственное, естественное и комбинированное лесовосстановление, к землям, покрытым лесной растительностью. Книга учета лесных культур.

3

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Составить и заполнить на компьютере Книгу учета лесных культур

4

Практическое занятие № 25

2

1

Инвентаризация лесных участков лесовосстановления

IV курс

Тема 1.21. Создание защитных лесных насаждений

Практическое занятие № 26,27,28

6

1

Неблагоприятные природные факторы: засухи, суховеи, метелевые и холодные ветры, водная и ветровая эрозия почв. Вред, причиняемый ими. Комплекс мероприятий по борьбе с

2

2

2

1

неблагоприятными природными факторами: организационно-хозяйственными, агролесомелиоративными, агротехническими, гидротехническими.

2

Виды и конструкции лесных полос. Влияние лесных полос различной конструкции на ветровой поток, снегоотложение, температуру и влажность воздуха и почв. Роль лесных полос в защите объектов и территорий от неблагоприятных факторов.

3

Создание системы полезащитных лесных полос на неорошаемых и орошаемых землях: размещение лесных полос, выбор конструкции, подбор пород, технология выращивания полезащитных лесных полос.

2

4

Технология создания противоэрозионных лесных насаждений: овражно-балочные лесные насаждения, стокорегулирующие, приовражные и прибалочные лесные  полосы. Защитные лесные насаждения на горных склонах, берегах рек и водоемов.

2

5

Защитные лесные насаждения на пастбищных землях. Защитные лесные насаждения вдоль транспортных путей.

2

6

Планирование и организация работ по созданию защитных лесных насаждений. Технологическая система машин.

3

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Подготовить сообщение : Влияние системы лесных полос на урожайность с/х культур
  • Выполнить схему:
  1. влияние полос на скорость ветра
  2.  распылители полевого стока
  3. Размещение водозадерживающих валов
  4. Водосбросные сооружения
  • Подготовка к контрольной работе по разделу

16

Контрольная работа  по разделу 1

Курсовая работа « Организация постоянного лесного питомника и производство лесных культур»

30

  1. Выдача индивидуальных заданий к курсовому проекту, обработка заданий. Работа с нормативной документацией.

2

  1. Составление содержания проекта, списка литературы, природных условий района проектирования. Работа с нормативной документацией.

2

  1. Составление пояснительной записки. Технологическая часть, посевное отделение питомника, обработка почвы, предпосевная подготовка семян. Работа с нормативной документацией.

2

  1. Технология производства посева, уходы за посевами, выкопка и хранение сеянцев, выполнение схемы прикопки.

2

  1. Школьное отделение питомника, обработка почвы, технология производства посадки

2

  1. Уход за саженцами, выкопка и хранение саженцев, производство лесных культур.

2

  1. Обработка почвы под лесные культуры, технология создания лесных культур. Работа с нормативной документацией.

2

  1. Противопожарные работы, дополнение лесных культур, перевод лесных культур в земли покрытые лесной растительностью.  Работа с нормативной документацией.

2

  1. Расчетная часть. Расчет площади ежегодного посева и ежегодной посадки, организация территории лесного питомника. Работа с нормативной документацией.

2

  1.   Выполнение схемы ротации освоенных севооборотов, расчет ежегодной потребности в семенах. Выполнение схемы ленточных посевов. Работа с нормативной документацией.

2

  1.  Расчетно-технологическая карта выращивания сеянцев. Работа с нормативной документацией.

2

  1.  Расчет себестоимости сеянцев. Заполнение бланка «Проект лесных культур», тип лесных культур. Работа с нормативной документацией.

2

  1.  Технологическая карта создания лесных культур, расчет себестоимости лесных культур. Работа с нормативной документацией.

2

  1.  Графическая часть. Выполнение  чертежа лесного питомника. Выполнение условных обозначений питомника, чертеж плана участка лесных культур.

2

  1.  Защита курсовой работы

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических

работ, отчетов и подготовка к их защите.

Работа над курсовым проектом.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы при изучении раздела 1:

1. Селекционная инвентаризация;

2. Выбор площади под лесные питомники;

3. Новые технологии выращивания сеянцев, саженцев и посадочного материала;

4. Передовые методы создания лесных культур;

5. Защитные лесные насаждения  вдоль транспортных  путей;

6. Особенностей болезней плодов, семян, сеянцев и молодняков;

7. Основы лесной профилактики в борьбе с вредными организмами;

8. Современные методы борьбы со стволовыми вредителями.

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе

30

Тематика курсовых работ по разделу 1:

1. Проект организации лесного питомника и обычных лесных культур.

2. Производство лесных культур в условиях избыточного увлажнения (неблагоприятных природных факторов).

3. Технология производства подпологовых и иных лесных культур (плантационных, целевого назначения, ландшафтных, в зонах радиоактивного загрязнения).

4. Анализ показателей приживаемости обычных лесных культур в Государственном учреждении области и участковых лесничествах.

5. Исследования зависимостей почвенных условий и приживаемости обычных лесных культур в Государственном учреждении области и участковых лесничествах.

Учебная практика при изучении раздела 1

Виды работ:

- работы по лесной селекции и семеноводству,

- прогноз и учет урожая семян;

- проведение заготовки, приемки, учета и хранения лесосеменного сырья;

- отбор средних проб от партии семян;

- определение посевных качеств семян;

- выращивание посадочного материала в лесном питомнике;

- работы на лесохозяйственных площадях;

- проведение полевых почвенных исследований;

- определение лесорастительных свойств почв;

- рекомендации по повышению плодородия почв;

- выявление возможных неисправностей технологических машин и орудий, установление причин и их устранение;

- регулирование рабочих органов, проведение технического обслуживания, подготовка к работе и хранению;

- определение видов вредителей и болезней семян, сеянцев, саженцев и молодняков;

- защита семян, сеянцев, саженцев и молодняков от вредителей и болезней;

- оформление отчета.

126

Производственная практика (по профилю специальности) при изучении раздела 1

Виды работ:

- создание лесных культур, защитных лесных насаждений;

-проведение технической приемки лесокультурных работ, инвентаризация и перевод лесных культур в земли, покрытые лесной растительностью;  

- проведение лесозащитных работ;

- оформление технической документации;

- контроль качества работ на всех этапах их проведения;

- обобщение материалов, оформление дневника и отчета.

Дифференцированный зачет по производственной практике

Экзамен по МДК 01.01.

Экзамен (квалификационный)  

Всего по модулю

252

        Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

        1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

        2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

        3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 

Проведение учебной практики

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Всего

126

Осенняя практика Iсеместр

36

дн

Содержание

Тема 1.2. Лесная селекция и семеноводство

1

Содержание

6

Способы прививок

2

2

Определение категории семян лесных растений

2

2

Отбор и оформление лесосеменных участков

2

2

Тема 1.1. Семеношение древесных и кустарниковых пород

2

Содержание

6

Прогноз и учет урожая семян

2

2

Учет урожая семян различными методами

2

2

Основные нормативные документы по лесному семеноводству

2

2

Тема 1.3. Заготовка и переработка семенного сырья

3

Содержание

6

Предварительное обследование лесных насаждений в местах заготовки

2

2

Использование приспособлений и механизмов для сбора шишек, плодов и семян

Учет и хранение семенного сырья

2

2

2

3

Тема 1.4. Хранение семян и плодов. Семенной контроль

4

5

Содержание

12

Формирование партии семян. Оформление документов

6

3

Отбор средней пробы от партии семян

6

3

Определение посевных качеств семян.

3

Тема 1.8. Технология выращивания сеянцев

6

Содержание

6

Выращивание посадочного материала в питомнике. Способы предпосевной подготовки семян

4

2

Способы и схемы посева. Норма высева семян. Глубина заделки семян

2

Оформление отчета

2

2

Весенняя практика  IIсеместр

Тема 1.9. Технология выращивания саженцев

1

Содержание

90

6

Школьное отделение лесного питомника

2

2

Маточное отделение питомника. Нарезка черенков

4

2

Тема 1.9. Технология выращивания саженцев

2

Содержание

6

Технологический комплекс машин, орудий и приспособлений, применяемых при посадке и уходах в школьном и маточном отделениях питомника

1

Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках

3

Содержание

6

Инвентаризация посадочного материала в лесном питомнике

4

2

Оформление документов

2

2

Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках

4

Содержание

6

Выкопка посадочного материала. Орудия и приспособления для выкопки посадочного материала.

2

Тема 1.13. Методы создания лесных культур

5

Содержание

Мероприятия по закладке лесных культур различными способами

6

2

2

6,7

Содержание

12

Посадка леса. Проведение дополнения лесных культур

4

2

Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках

8

Содержание

6

Определение доз и сроков внесения  удобрений на лесохозяйственных объектах

2

2

Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках

9

Содержание

6

Работы на лесохозяйственных площадях

4

2

Регулировка рабочих органов, проведение технического обслуживания, подготовка к работе

2

3

Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках

10

Содержание

6

Работы на лесохозяйственных площадях

4

3

Агротехнический уход. Химический уход. Система машин применяемых на уходах

2

1

Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках

11

Содержание

6

Инвентаризация посадочного материала в лесном питомнике

4

2

Оформление документов

2

2

Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках

12

Содержание

6

Работы на лесохозяйственных площадях

2

Тема 1.13. Методы создания лесных культур

13

Содержание

Посадка леса. Проведение дополнения лесных культур

6

2

Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках

14

Содержание

6

Определение доз и сроков внесения  удобрений на лесохозяйственных объектах

2

2

Дифференцированный зачет

15

Содержание

6

Оформление отчета

2

3

Сдача зачета

4

1

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

        1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

        2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

        3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению»

4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Лесоразведения и воспроизводства лесов».

        Кабинет «Лесоразведения и воспроизводства лесов»,

        для раздела 1

        Оборудование учебного кабинета:

        - посадочные места по количеству обучающихся;

        - рабочее место преподавателя;

        - стенды, витрины;

        - плакаты, таблицы, схемы;

        - макеты, коллекции, образцы;

        - материалы и оборудование для проведения лабораторных и практических занятий.

        Стенды, витрины: Лесной кодекс Российской Федерации (извлечения); динамика развития лесокультурных и лесовосстановительных работ; лесной питомник;

        Плакаты: лесосеменная плантация хвойных пород вегетативного происхождения виды черенков; траншеи для стратификации семян; размещение посевных и посадочных мест в культурах; способы получения отводков; типы лесных полос; размещение защитных насаждений на орошаемых землях; закрепление песков механическими защитами; лесомелиоративные работы; способы шелюгования; устройство живых изгородей и снегосборных полос; профиль осушённой канавы; ЭОР.

        Таблицы, схемы: отбор средней пробы семян; схемы посевов лиственных и хвойных пород; размещение древесных и кустарников пород в полосах; начало плодоношения главнейших древесных пород; схема смешения древесных и кустарниковых пород в снегозадерживающих насаждениях; гербициды, применяемые для борьбы с сорняками и дозы их внесения; оборудование и приспособления для сбора и переработки плодов и шишек (схемы); технологическая схема работы шишкосушилки; размещение осушительной сети; ЭОР.

        Макеты: овраг

        Коллекции, образцы: наборы семян и плодов, различных древесных и кустарниковых пород; органические, минеральные удобрения;

Материалы и оборудование для проведения лабораторных и практических занятий: секаторы, садовые и окулировочные ножи; копулировочные ножи; шпагат, книга лесного питомника; типовой проект  постоянного лесного питомника для различных лесорастительных зон; бланки документации на семена, актов технической приёмки посевов и посадок в питомнике, наборы семян различных древесных и кустарниковых пород; стеклянные бутыли и ящики для хранения семян; аппарат для проращивания семян, ящики с электронагревателями; весы технические для определения чистоты лесных семян и абсолютного их веса, совочки для взятия семян на взвешивание;

        

        Практика для получения профессиональных навыков по разделу 1 организуется в учебном лесном хозяйстве на полигоне с целью выполнения требований ФГОС и направлена на приобретение студентами  профессиональных навыков оценки урожая семян, их заготовки, переработки и хранения, определения качества семян; организации работы по выращиванию посадочного материала в питомнике; проведения посадки и посева древесных и кустарниковых пород, ухода за ними, проведения мер содействия естественному восстановлению леса.

        Для решения задач практики в учебном лесном хозяйстве используются стационарные учебно-производственные объекты:

  • базисный лесной питомник;
  • постоянные лесосеменные участки,  
  • шишкосушилка;
  • помещение для хранения и стратификации семян;
  • территории с проведёнными лесоосушительными мероприятиями;
  • защитные лесные полосы;
  • плодовый сад..

        Помимо того, программа практики реализуется на учебных объектах ограниченного срока действия:

  • участках с отобранными плюсовыми деревьями;
  • лесокультурных  площадях с различными способами обработки почвы;
  • участках с естественным  возобновлением леса;
  • молодняках малоценных пород для их реконструкции;
  • площадях лесных культур для проведения инвентаризации.

        Натурные учебные объекты по разделу   1 целесообразно использовать в порядке реализации  для прохождения  практических занятий  при изучении  дисциплинам  «Почвоведение», «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц», «Основы устройства  тракторов и автомобилей» и др.

Форма организации труда практикантов – бригадная или групповая в зависимости от характера выполняемых работ.

Прохождение практики в питомнике, на лесокультурных площадях и других объектах предоставляет широкие возможности организации производительного труда практикантов, что позволяет рассматривать такие объекты как учебно-производственные.

 Профессиональные навыки, предусмотренные ФГОС СПО, приобретаются на следующих учебных, учебно-производственных объектах и рабочих местах:

Цель и вид работы

Учебный объект, рабочее место

Оценки урожая семян, технология их заготовки.

Постоянные лесосеменные участки. Временные лесосеменные участки. Плюсовые деревья

Получение профессиональных навыков определения качества семян и степени их заражённости вредителями и болезнями, переработки и хранения семян, оформления документации

Шишкосушилка. Помещение для хранения и стратификации семян.

Кабинет.

Получение профессиональных навыков организации работы по выращиванию посадочного материала, оформления документации

Лесной питомник

Получение профессиональных навыков проведения посадки и посева леса, оформления документации

Лесокультурные площади с различными способами подготовки почвы. Молодняки малоценных пород, пригодные для реконструкции.

Осушенные лесные участки.

Полезащитные и овражно-балочные лесные полосы.

Контора лесничества

Получение профессиональных навыков ухода за лесными культурами, полезащитными лесными полосами, инвентаризации лесных культур и участков с естественным восстановлением лесов, оформления документации

Участки лесных культур с естественным лесовосстановлением .

Полезащитные лесные полосы.

Контора лесничества

          

Реализация программы  модуля  предполагает  обязательную производственную практику.

Технические средства обучения:

- компьютеры с  лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиопроектор;

- интерактивная доска;

- телевизор, DVD

- видеокамера;

- микрокалькуляторы.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий,

Интернет–ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Лесной кодекс Российской Федерации. М.: 2015  (В последней редакции на момент использования программы).

7. Дроздов И.И., Коженкова А.А., Набатов Н.М. Практикум по лесным культурам. М.: ВНИИЛМ, 2014.

8. Родин А.Р., Е.А. Калашникова, С.А. Родин, Г.В. Силаев, С.Л. Рысин, Вильданов М.Ф. Лесные культуры. М.: ВНИИЛМ (В последней редакции на момент использования).

9. Родин А.Р., С.А. Родин, С.Л. Рысин. Лесомелиорация ландшафтов. М.: МГУЛ, 2016.

        

Интернет-ресурсы:

1. Консультант плюс – надёжная правовая поддержка

consultant.ru

2. Лесное право alleng.ru

3. Справочник законов  woodbusiness.ru

4. Воспроизводство лесов и защитное лесоразведение  novostroy.ru

5. Цели воспроизводства лесов и лесоразведения  labex.ru

6. Министерство природопользования лесного хозяйства и охраны priroda.samregion.ru

7. Состояние и проблемы лесовосстановления  viems.ru

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

        Реализации программы профессионального модуля  «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению»  

 предшествует изучение дисциплин: «Экологические основы природопользования», «Геодезия», «Ботаника», «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц», «Почвоведение», «Дендрология и лесоведение», «Основы  устройства  тракторов и автомобилей» и профессионального модуля «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов».

При работе над курсовой работой (проектом) обучающимся оказываются консультации.  

        Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению» является освоение учебной практики для получения профессиональных навыков в рамках профессионального модуля. Учебная и производственная практика (по профилю специальности) проводятся в специально выделенный период (концентрированно).

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

        Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению» и специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство.

        Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.

Инженерно-педагогический состав: преподаватели с высшим образованием междисциплинарных курсов по дисциплинам: «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц»,  «Почвоведение», «Основы устройства тракторов и автомобилей».

        Учебная практика проводится мастерами  производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла и профессионального модуля.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Планировать, осуществлять и контролировать работы по лесному семеноводству

- определение урожая семян;

экспертная оценка лабораторной работы

- определение посевных качеств семян;

экспертная оценка на практическом занятии;

 отчет по учебной практике

- отбор средних проб от партий семян;

экспертная оценка на практическом занятии;

 отчет по учебной практике

- применение  методики  прогнозирования и учета урожая семян;

экзамен

- обоснование   технологии заготовки, хранения, переработки лесосеменного сырья, хранения и транспортировки семян;

 отчет по учебной практике;

экзамен

- обоснование подбора агрегатов, наладка и регулировка машин, и механизмов, используемых  для получения семян;

экспертная оценка на практических занятиях;

 отчет по учебной практике

- проведение заготовки, приемки, учета и хранения лесосеменного сырья;

 отчет по учебной практике;

экзамен

ПК 1.2. Планировать, осуществлять и контролировать работы по выращиванию посадочного материала

 - проведение обработки почвы, посев, посадка и уход за сеянцами и саженцами в питомниках;

экспертная оценка на практическом занятии;

 отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике

- выполнение расчета  нормы высева семян;

экспертная оценка на практическом занятии;

 отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике

- проведение  инвентаризации посадочного материала в питомниках;

экспертная оценка на практическом занятии;

 отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике

- выкапывание, сортирование, хранение и транспортировка посадочного материала;

экспертная оценка на практическом занятии;

 отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике

- описание видов лесных питомников и их организационной структуры;

экзамен

- обоснование агротехники и технологии  выращивания посадочного материала в лесных питомниках;

экзамен

- обоснование подбора агрегатов, наладка и регулировка машин, и механизмов, используемых при выращивании посадочного материала;

экспертная оценка на практическом занятии;

 отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике

- выращивание  посадочного материала в лесном питомнике;

 отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике

ПК 1.3. Участвовать в проектировании и контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведению и руководить ими

- участие в проектировании мероприятий по  лесовосстановлению, лесоразведению;

защита курсового проекта

- проведение учета и оценки естественного возобновления лесов;

экспертная оценка на практическом занятии;

 отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике

- знание агротехники и технологии  выращивания посадочного материала в лесных питомниках;

экзамен

- обоснование подбора вида, конструкции породного состава, схемы размещения растений и защитных лесных насаждений различного назначения;

экспертная оценка на практических занятиях;

 отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике

- обоснование  подбора агрегатов, наладка и регулировка машин, и механизмов, используемых для воспроизводства лесов и лесоразведению;

экспертная оценка на практическом занятии;

 отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике

- создание   лесных культур, защитных лесных насаждений  и уход за ними;

 отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике,

экзамен

- проведение технической приемки лесокультурных работ, инвентаризация  и перевод лесных культур в земли, покрытые лесной растительностью;

 отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике

- организация работы производственного подразделения;

 отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике

Экзамен (квалификационный) по всему модулю

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и  обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки

результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

демонстрация интереса к будущей профессии через:

- повышение качества обучения по ПМ;

- участие в НСО;

- участие в студенческих олимпиадах, научных конференциях;

- участие в органах студенческого самоуправления;

- участие в социально-проектной деятельности;

- портфолио студента

Наблюдение;

Мониторинг, оценка содержания портфолио студента

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

- выбор и применение методов и  способов решения профессиональных задач в области  организации и проведения мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению;

- оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач

Мониторинг и рейтинг выполнения работ на учебной и производственной практике.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

 - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области организации и проведения мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению

Практические работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- получение необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные

Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ;

- работа с АРМами, Интернет  

Наблюдение за  навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения и практики;

- умение работать в группе;

- наличие лидерских качеств;

- участие в студенческом самоуправлении;

- участие спортивно- и культурно-массовых мероприятиях

Наблюдение за ролью обучающихся в группе;

Портфолио

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Деловые игры -

моделирование социальных и профессиональных ситуаций;

Мониторинг развития личностно-профессиональных качеств обучающегося;

Портфолио,

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;

- самостоятельный, профессионально-ориентированный выбор тематики творческих и проектных работ (курсовых, рефератов, докладов и т.п.);

- составление резюме;

- посещение дополнительных занятий;

- освоение дополнительных рабочих профессий;

- обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки;

- уровень профессиональной зрелости

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; Открытые защиты творческих и проектных работ;

Сдача квалификационных экзаменов и зачётов по программам ДПО.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

- анализ инноваций в области  организации и проведения мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению;

- использование «элементов реальности» в работах обучающихся (курсовых, рефератов, докладов и т.п.)

Семинары,

Учебно-практические конференции;

Конкурсы профессионального мастерства;

Олимпиады

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

- соблюдение охраны труда;

- соблюдение корпоративной этики (выполнение правил внутреннего распорядка);

- ориентация на воинскую службу с учётом профессиональных знаний

Тестирование по охране труда;

Своевременность постановки на воинский учёт;

Проведение воинских сборов

 

                                Преподаватель:                                          Коростылева О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров для специальности 38.02.05

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров для специальности 38.02.05...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01" Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению"

Рабочая  программа профессионального модуля – является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 250110 «Лесное и лесопарко...

План урока с применением технологии личностно-ориентированного обучения по профессиональному модулю ПМ. 01. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению

План урока с использованием кластеров во время дистационного обучения по МДК.01.01 Лесоразведение и воспроизводство лесов по теме: "Организация лесных питомников"...

План урока ПМ. 01. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению по теме «Отбор среднего образца и отправка на КСС»

План урока по МДК.01.01 Лесоразведение и воспроизводство лесов по теме"Хранение семян, Семенной покой"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению курсового проекта профессионального модуля «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению курсового проекта профессионального модуля «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению»...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02 Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02 Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство...

2023 г Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02 Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02 Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов по специальности Лесное и лесопарковое хозяйство...