Рабочая программа ПМ 01 МДК 01.01 Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению
рабочая программа на тему
Рабочая программа профессионального модуля «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению» (базовой подготовки) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnoe.doc | 449.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
МДК.01.01 Лесоразведение и воспроизводство лесов | 168 | |||||||
Раздел 1. Лесовосстановление | 132 | |||||||
Общие положения семеноводства | Содержание | 2 | ||||||
1 | Определение лесовосстановления и лесоразведения, содержание и задачи. Связь с другими модулями и дисциплинами. Естественное, искусственное и комбинированное лесовосстановление. Необходимость в проведении искусственного и комбинированного лесовосстановления и лесоразведения. Объекты лесокультурных и лесомелиоративных работ. | 1 | ||||||
2 | Краткая история лесокультурных работ и защитного лесоразведения в России. Объемы текущих работ и перспектива. | |||||||
3 | Воспроизводство лесов и лесоразведение в свете лесного законодательства. | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 6 | |||||||
Тема 1.1. Семеношение древесных и кустарниковых пород. | Содержание | 2 | ||||||
1 | Начало и развитие семеношения древесных и кустарниковых пород и насаждений. Возраст начала семеношения. Периодичность семеношения и его изменчивость Факторы, влияющие на урожай шишек, плодов, семян. Проведение фенологических наблюдений за семеношением. Фазы семеношения. Процесс созревания семян. Виды покоя семян. Прогнозирования урожая семян. Учёт урожая и определение хозяйственно возможного сбора семенного сырья и семян. Основные нормативные документы по лесному семеноводству. | 1 1 | 1 | |||||
2 | 2 | |||||||
Практическое занятие №1 | 2 | |||||||
1 | Расчёт норм высева семян | 1 | ||||||
2 | Учёт урожая семян лесных пород, различными методами. | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | |||||||
Тема 1.2. Лесная селекция и семеноводство. | Содержание | 6 | ||||||
1 | Понятие о лесной генетике. Селекционно-генетические метод повышения продуктивности и улучшения качества лесных древесных пород: гибридизация, мутагенез, полиплоидия и др. Лесная селекция и семеноводство. | 2 2 2 | 1 | |||||
2 | Виды отбора. Организация постоянной лесосеменной базы на селекционной основе (ПЛСБ). Селекционная инвентаризация насаждений. Сохранение генофонда лесных растений. Единый генетико-селекционный комплекс. Селекционно-генетическая оценка деревьев и насаждений. Технология создания лесосеменных плантаций. Способы прививок. Закладка и формирование постоянных лесосеменных участков. Временные лесосеменные участки. Использование лесосек спелых, перестойных насаждений для заготовки шишек, плодов и семян. Учет и аттестация объектов ПЛСБ. Система мероприятий, обеспечивающих повышение урожайности. | 2 | ||||||
3 | Категории семян лесных растений. Лесосеменное районирование. Особенности лесного семеноводства в условиях радиоактивного загрязнения. | 2 | ||||||
Практическое занятие №2 | 2 | |||||||
1 | Отбор и оформление селекционно-семеноводческих объектов. Организация лесосеменных баз постоянных лесосеменных участков, временных лесосеменных участков. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | |||||||
Тема 1.3. Заготовка и переработка семенного сырья | Содержание | 8 | ||||||
1 | Организация заготовки шишек, плодов, семян. Предварительное обследование лесных насаждений в местах заготовки. Сроки и способы заготовки семенного сырья основных лесообразующих пород. Приспособления и механизмы, используемые при сборе шишек, плодов и семян. Приемка, учет и хранение семенного сырья. Формирование партии шишек, плодов и оформление документации. | 2 2 2 2 | 2 | |||||
2 | Переработка шишек хвойных пород. Извлечение семян из шишек в шишкосушилках. Типы шишкосушилок. Технологический процесс работы шишкосушилок. Температурный режим сушки. Контрольная сушка. Механический способ извлечения семян из шишек. | 2 | ||||||
3 | Обескрыливание, очистка и сортировка семян хвойных пород. Переработка и обработка плодов лиственных пород: сухих нераскрывающихся, сухих вскрывающихся, сочных. Определение процента выхода чистых семян. | 2 | ||||||
4 | Формы организации труда. Составление плана-графика заготовки семенного сырья. Контроль качества проводимых работ. | 3 | ||||||
Практическое занятие №3,4 | 4 | |||||||
1 | Заготовка и переработка семенного сырья. Обследование лесосеменных объектов перед заготовкой семян. Сроки и способы заготовки лесосеменного сырья. | 2 | ||||||
2 | Прием, учет и хранение лесосеменного сырья. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 6 | |||||||
Тема 1.4. Хранение семян и плодов. Семенной контроль | Содержание | 4 | ||||||
1 | Формирование партии семян и оформление документов. | 2 2 | 2 | |||||
2 | Способы и сроки хранения семян. Условия, обеспечивающие сохранение исходного качества семян. Особенности хранения семян, плодов хвойных и лиственных пород. Контроль состояния семян при хранении. Федеральный и страховые фонды семян. | |||||||
3 | Государственные и отраслевые стандарты на семена. Организация и проведение семенного контроля. Функции лесосеменных станций. Правила отбора и оформления средней пробы для определения посевных качеств семян. Показатели качества семян, определяемые лесосеменными станциями. Виды проверок посевных качеств семян. Документы, удостоверяющие посевные качества семян. | 2 | ||||||
4 | Транспортировка семян и поставка их на экспорт. | 2 | ||||||
Практическое занятие №5,6 | 4 | |||||||
1 | Способы и сроки хранения семян и плодов. | 2 | ||||||
2 | Показатели качества семян и методы их определения. Документы о качестве семян. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 8 | |||||||
Тема 1.6. Организация лесных питомников | Содержание | 4 | ||||||
1 | Виды питомников по назначению, размерам, срокам деятельности и форме. Выбор участка под питомник. Организационная структура лесного питомника. Виды посадочного материала, выращиваемого в питомниках, и его назначение. | 2 2 | 1 | |||||
2 | Организационно-хозяйственный план лесного питомника. Организация территории питомника | 3 | ||||||
Практическое занятие №7,8 | 4 | |||||||
1 | Расчет площади отделений питомника. Выбор участка под питомник. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | |||||||
Тема 1.7. Обработка почвы в питомниках | Содержание | 6 | ||||||
1 | Региональные системы обработки почвы. Значение и задачи обработки почвы в питомниках. Приемы, системы обработки почвы и условия их применения. Обработка почвы во вновь организуемых питомниках. Применение севооборотов в лесных питомниках. Особенности обработки почвы в отделениях питомника. Предпосевная и предпосадочная обработка почвы. Применение гербицидов. Мероприятия по окультуриванию и повышению плодородия почв. Оптимизация механического состава пахотного слоя почвы. Применение органических удобрений. Применение бактериальных удобрений. Применение местных удобрений и мелиорантов. Углубление пахотного слоя почвы. | 2 2 2 | 2 | |||||
2 | Технологический комплекс машин, орудий и приспособлений для обработки почвы, внесения удобрений и гербицидов. | 3 | ||||||
3 | Экологические аспекты применения удобрений и химических препаратов в питомниках. | 1 | ||||||
Практическое занятие №9,10 | 4 | |||||||
1 | Применение севооборота в лесном питомнике Расчет технологической карты | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 8 | |||||||
Тема 1.8. Технология выращивания сеянцев | Содержание | 10 | ||||||
1 | Цели и способы предпосевной подготовки семян. Виды, способы и схемы посевов. Календарные и агротехнические сроки посева. Норма высева семян. Глубина заделки семян. Цель, виды, способы и технология проведения уходов за посевами. Уходы за посевами до появления и после появления всходов. Применение гербицидов. Защита сеянцев от неблагоприятных факторов: перегрева земли, солнцепека, недостаточного увлажнения почвы, и т.д. Особенности выращивания сеянцев основных лесообразующих древесных пород. | 6 2 2 | 1 | |||||
2 | Выращивание сеянцев в защищенном грунте. Выращивание укрупненного посадочного материала. Выращивание сеянцев с закрытой корневой системой. | 3 | ||||||
3 | Технологический комплекс машин, орудий и приспособлений для высева семян и ухода за посевами. | 2 | ||||||
Практические занятия №11,12,13 | 6 | |||||||
1 | Особенности выращивания сеянцев основных лесообразующих древесных пород. | 2 | ||||||
2 | Применение гербицидов. Общие принципы применения гербицидов. | 2 | ||||||
3 | Выращивание сеянцев в закрытом грунте лесного питомника. Выращивание сеянцев с открытой корневой системой. Выращивание сеянцев с закрытой корневой системой. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 6 | |||||||
Тема 1.9. Технология выращивания саженцев | Содержание | 10 | ||||||
1 2 | Цель выращивания посадочного материала в школьных отделениях. Виды и назначение школьных отделений. Продолжительность выращивания саженцев, размещение и густота посадки. Технология выращивания саженцев в различных школьных отделениях. Применение гербицидов. Выращивание привитого селекционного посадочного материала в защищенном грунте. | 4 2 2 2 | 1 | |||||
3 | Выращивание саженцев с закрытой корневой системой. | 2 | ||||||
4 | Маточное отделение питомника. Технология работ по закладке и эксплуатации черенковой и отводковой плантаций. Виды черенков. | 2 | ||||||
5 | Выращивание саженцев в черенковом отделении. Выращивание черенковых саженцев в открытом грунте. Выращивание черенковых саженцев в защищенном грунте. | 2 | ||||||
6 | Технологический комплекс машин, орудий и приспособлений, применяемых при посадке и уходах в школьном и маточном отделениях. | 3 | ||||||
Практическое занятие №14,15 | 4 | |||||||
1 | Выращивание крупномерного посадочного материала семенного и вегетативного происхождения. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 8 | |||||||
Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках
| Содержание | 4 | ||||||
1 | Формы организации труда. Определение объема производства посадочного материала и расчет необходимой площади посевов и посадок школ. Составление плана агротехнических мероприятий. Учет выполненных работ. Книга лесного питомника. Техническая приемка работ по выращиванию посадочного материала. Контроль за качеством работ. Инвентаризация посадочного материала. | 2 2 | 1 | |||||
2 | Выкопка посадочного материала. Применяемые машины и орудия. Выборка, сортировка, подсчет и увязка в пучки. Показатели качества посадочного материала. Технические требования стандартов. | 2 | ||||||
3 4 | Способы и условия хранения посадочного материала. Упаковка и транспортировка посадочного материала. | 2 | ||||||
Практическое занятие №16,17 | 4 | |||||||
1 | Выполнение расчетов по результатам технической приемки и инвентаризации посадочного материала. | |||||||
2 | Определение доз и сроков внесения минеральных удобрений на лесохозяйственных объектах. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 6 | |||||||
Тема 1.11. Искусственное лесовосстановление. Лесоразведение | Содержание | 4 | ||||||
1 | Искусственное лесовосстановление и лесоразведение. Лесокультурный участок и лесокультурный фонд. Виды и категории лесокультурных площадей. Очередность освоения лесокультурного фонда. Виды лесных культур и методы их создания. Элементы смешанных лесных культур. Взаимовлияние пород. Преимущества смешанных насаждений. Способы (схемы) и типы смешения пород в культурах. | 2 2 | 1 | |||||
2 | Густота культур. Размещение посадочных и посевных мест. Индекс равномерности размещения культур. | 1 | ||||||
3 | Понятие о типе лесных культур. | 1 | ||||||
Практическое занятие №18,19 | 4 | |||||||
1 | Оформление документации по лесовосстановлению и лесоразведению. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 6 | |||||||
Тема 1.12. Обработка почвы под лесные культуры | Содержание | 4 | ||||||
1 | Значение обработки почвы. Подготовительные работы на лесокультурных площадях. Сплошная обработка почвы. Системы обработки. Частичная обработка почвы. Способы обработки. Технические требования к параметрам обработки почвы. Химическая обработка почвы. Применение удобрений при лесовыращивании. | 1 1 | 2 | |||||
2 | Технологический комплекс машин и орудий для обработки почвы. | 2 | ||||||
3 | Организация труда при обработке почвы. | 2 | ||||||
Практическое занятие №20,21 | 4 |
| ||||||
1 | Выбор вида и способа обработки почвы. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | |||||||
Тема 1.13. Методы создания лесных культур
| Содержание | 6 | ||||||
1 | Преимущества и недостатки методов создания лесных культур - посадки и посева. | 2 2 | 1 | |||||
2 | Посадка лесных культур: виды применяемого посадочного материала, требования к его качеству, подготовка к посадке и условия хранения на лесокультурной площади; календарные и агротехнические сроки посадки; типы и виды посадочных мест; способы размещения посадочных мест; глубина посадки; механизированная посадка; ручная посадка; технология посадки; агротехнические требования к посадке. | 2 | ||||||
3 | Посев лесных культур: условия применения; подготовка семян; календарные и агротехнические сроки посева; норма высева и глубина заделки семян; способы посева; виды посева; технология посева. Аэросев и условия его применения. | 3 | ||||||
4 | Система машин, применяемая при посадке и посеве лесных культур. | 2 | ||||||
5 | Лесная рекультивация земель. | 1 | ||||||
6 | Организация труда при создании лесных культур. | 3 | ||||||
Практические занятия №22,23 | 4 | |||||||
1 | Определение системы машин и условия их применения при обработке почвы. | 2 | ||||||
2 | Разработка мероприятий по закладке лесных культур различными методами. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 6 | |||||||
Тема 1.14. Уход за лесными культурами | Содержание | 2 | ||||||
1 | Цель уходов. Количество, продолжительность и кратность уходов. Виды, способы уходов и условия их применения. Агротехнический уход. Химический уход. Технология проведения уходов. Система машин, применяемых на уходах. | 2 | 2 | |||||
2 | Организация труда. | 2 | ||||||
Практическое занятие №24 | 2 | |||||||
1 | Разработка технологии ухода за лесными культурами. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | |||||||
Тема 1.15. Культуры основных лесообразующих пород | Содержание | 6 | ||||||
1 | Технология создания лесных культур основных лесообразующих пород. Выращивание лесных культур целевого назначения. Плантационные культуры. Ландшафтные культуры. Ресурсосберегающие технологии создания лесных культур. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | |||||||
Тема 1.16. Проектирование и оценка качества лесовосстановительных работ | Содержание | 4 | ||||||
1 | Обследование лесных участков под лесовосстановление. Отвод и оформление участка. Составление проекта лесовосстановления. Лесорастительное районирование. Инвентаризация лесных участков лесовосстановления. Оценка качества лесных культур, комбинированного и естественного лесовосстановления. | 2 | 3 | |||||
2 | Отнесение лесных участков, на которых проводилось искусственное, естественное и комбинированное лесовосстановление, к землям, покрытым лесной растительностью. Книга учета лесных культур. | 3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | |||||||
Практическое занятие № 25 | 2 | |||||||
1 | Инвентаризация лесных участков лесовосстановления | |||||||
IV курс Тема 1.21. Создание защитных лесных насаждений | Практическое занятие № 26,27,28 | 6 | ||||||
1 | Неблагоприятные природные факторы: засухи, суховеи, метелевые и холодные ветры, водная и ветровая эрозия почв. Вред, причиняемый ими. Комплекс мероприятий по борьбе с | 2 2 2 | 1 | |||||
неблагоприятными природными факторами: организационно-хозяйственными, агролесомелиоративными, агротехническими, гидротехническими. | ||||||||
2 | Виды и конструкции лесных полос. Влияние лесных полос различной конструкции на ветровой поток, снегоотложение, температуру и влажность воздуха и почв. Роль лесных полос в защите объектов и территорий от неблагоприятных факторов. | |||||||
3 | Создание системы полезащитных лесных полос на неорошаемых и орошаемых землях: размещение лесных полос, выбор конструкции, подбор пород, технология выращивания полезащитных лесных полос. | 2 | ||||||
4 | Технология создания противоэрозионных лесных насаждений: овражно-балочные лесные насаждения, стокорегулирующие, приовражные и прибалочные лесные полосы. Защитные лесные насаждения на горных склонах, берегах рек и водоемов. | 2 | ||||||
5 | Защитные лесные насаждения на пастбищных землях. Защитные лесные насаждения вдоль транспортных путей. | 2 | ||||||
6 | Планирование и организация работ по созданию защитных лесных насаждений. Технологическая система машин. | 3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 16 | |||||||
Контрольная работа по разделу 1 | ||||||||
Курсовая работа « Организация постоянного лесного питомника и производство лесных культур» | 30 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Работа над курсовым проектом. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы при изучении раздела 1: 1. Селекционная инвентаризация; 2. Выбор площади под лесные питомники; 3. Новые технологии выращивания сеянцев, саженцев и посадочного материала; 4. Передовые методы создания лесных культур; 5. Защитные лесные насаждения вдоль транспортных путей; 6. Особенностей болезней плодов, семян, сеянцев и молодняков; 7. Основы лесной профилактики в борьбе с вредными организмами; 8. Современные методы борьбы со стволовыми вредителями. | 96 | |||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе | 30 | |||||||
Тематика курсовых работ по разделу 1: 1. Проект организации лесного питомника и обычных лесных культур. 2. Производство лесных культур в условиях избыточного увлажнения (неблагоприятных природных факторов). 3. Технология производства подпологовых и иных лесных культур (плантационных, целевого назначения, ландшафтных, в зонах радиоактивного загрязнения). 4. Анализ показателей приживаемости обычных лесных культур в Государственном учреждении области и участковых лесничествах. 5. Исследования зависимостей почвенных условий и приживаемости обычных лесных культур в Государственном учреждении области и участковых лесничествах. | ||||||||
Учебная практика при изучении раздела 1 Виды работ: - работы по лесной селекции и семеноводству, - прогноз и учет урожая семян; - проведение заготовки, приемки, учета и хранения лесосеменного сырья; - отбор средних проб от партии семян; - определение посевных качеств семян; - выращивание посадочного материала в лесном питомнике; - работы на лесохозяйственных площадях; - проведение полевых почвенных исследований; - определение лесорастительных свойств почв; - рекомендации по повышению плодородия почв; - выявление возможных неисправностей технологических машин и орудий, установление причин и их устранение; - регулирование рабочих органов, проведение технического обслуживания, подготовка к работе и хранению; - определение видов вредителей и болезней семян, сеянцев, саженцев и молодняков; - защита семян, сеянцев, саженцев и молодняков от вредителей и болезней; - оформление отчета. | 126 | |||||||
Производственная практика (по профилю специальности) при изучении раздела 1 Виды работ: - создание лесных культур, защитных лесных насаждений; -проведение технической приемки лесокультурных работ, инвентаризация и перевод лесных культур в земли, покрытые лесной растительностью; - проведение лесозащитных работ; - оформление технической документации; - контроль качества работ на всех этапах их проведения; - обобщение материалов, оформление дневника и отчета. | ||||||||
Дифференцированный зачет по производственной практике | ||||||||
Экзамен по МДК 01.01. | ||||||||
Экзамен (квалификационный) | ||||||||
Всего по модулю | 252 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Проведение учебной практики
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
Всего | 126 | |||||
Осенняя практика Iсеместр | 36 | |||||
дн | Содержание | |||||
Тема 1.2. Лесная селекция и семеноводство | 1 | Содержание | 6 | |||
Способы прививок | 2 | 2 | ||||
Определение категории семян лесных растений | 2 | 2 | ||||
Отбор и оформление лесосеменных участков | 2 | 2 | ||||
Тема 1.1. Семеношение древесных и кустарниковых пород | 2 | Содержание | 6 | |||
Прогноз и учет урожая семян | 2 | 2 | ||||
Учет урожая семян различными методами | 2 | 2 | ||||
Основные нормативные документы по лесному семеноводству | 2 | 2 | ||||
Тема 1.3. Заготовка и переработка семенного сырья | 3 | Содержание | 6 | |||
Предварительное обследование лесных насаждений в местах заготовки | 2 | 2 | ||||
Использование приспособлений и механизмов для сбора шишек, плодов и семян Учет и хранение семенного сырья | 2 2 | 2 3 | ||||
Тема 1.4. Хранение семян и плодов. Семенной контроль | 4 5 | Содержание | 12 | |||
Формирование партии семян. Оформление документов | 6 | 3 | ||||
Отбор средней пробы от партии семян | 6 | 3 | ||||
Определение посевных качеств семян. | 3 | |||||
Тема 1.8. Технология выращивания сеянцев | 6 | Содержание | 6 | |||
Выращивание посадочного материала в питомнике. Способы предпосевной подготовки семян | 4 | 2 | ||||
Способы и схемы посева. Норма высева семян. Глубина заделки семян | 2 | |||||
Оформление отчета | 2 | 2 | ||||
Весенняя практика IIсеместр Тема 1.9. Технология выращивания саженцев | 1 | Содержание | 90 6 | |||
Школьное отделение лесного питомника | 2 | 2 | ||||
Маточное отделение питомника. Нарезка черенков | 4 | 2 | ||||
Тема 1.9. Технология выращивания саженцев | 2 | Содержание | 6 | |||
Технологический комплекс машин, орудий и приспособлений, применяемых при посадке и уходах в школьном и маточном отделениях питомника | 1 | |||||
Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках | 3 | Содержание | 6 | |||
Инвентаризация посадочного материала в лесном питомнике | 4 | 2 | ||||
Оформление документов | 2 | 2 | ||||
Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках | 4 | Содержание | 6 | |||
Выкопка посадочного материала. Орудия и приспособления для выкопки посадочного материала. | 2 | |||||
Тема 1.13. Методы создания лесных культур | 5 | Содержание Мероприятия по закладке лесных культур различными способами | 6 2 | 2 | ||
6,7 | Содержание | 12 | ||||
Посадка леса. Проведение дополнения лесных культур | 4 | 2 | ||||
Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках | 8 | Содержание | 6 | |||
Определение доз и сроков внесения удобрений на лесохозяйственных объектах | 2 | 2 | ||||
Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках | 9 | Содержание | 6 | |||
Работы на лесохозяйственных площадях | 4 | 2 | ||||
Регулировка рабочих органов, проведение технического обслуживания, подготовка к работе | 2 | 3 | ||||
Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках | 10 | Содержание | 6 | |||
Работы на лесохозяйственных площадях | 4 | 3 | ||||
Агротехнический уход. Химический уход. Система машин применяемых на уходах | 2 | 1 | ||||
Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках | 11 | Содержание | 6 | |||
Инвентаризация посадочного материала в лесном питомнике | 4 | 2 | ||||
Оформление документов | 2 | 2 | ||||
Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках | 12 | Содержание | 6 | |||
Работы на лесохозяйственных площадях | 2 | |||||
Тема 1.13. Методы создания лесных культур | 13 | Содержание Посадка леса. Проведение дополнения лесных культур | 6 | 2 | ||
Тема 1.10. Организация, планирование и учет работ в питомниках | 14 | Содержание | 6 | |||
Определение доз и сроков внесения удобрений на лесохозяйственных объектах | 2 | 2 | ||||
Дифференцированный зачет | 15 | Содержание | 6 | |||
Оформление отчета | 2 | 3 | ||||
Сдача зачета | 4 | 1 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению»
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Лесоразведения и воспроизводства лесов».
Кабинет «Лесоразведения и воспроизводства лесов»,
для раздела 1
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- стенды, витрины;
- плакаты, таблицы, схемы;
- макеты, коллекции, образцы;
- материалы и оборудование для проведения лабораторных и практических занятий.
Стенды, витрины: Лесной кодекс Российской Федерации (извлечения); динамика развития лесокультурных и лесовосстановительных работ; лесной питомник;
Плакаты: лесосеменная плантация хвойных пород вегетативного происхождения виды черенков; траншеи для стратификации семян; размещение посевных и посадочных мест в культурах; способы получения отводков; типы лесных полос; размещение защитных насаждений на орошаемых землях; закрепление песков механическими защитами; лесомелиоративные работы; способы шелюгования; устройство живых изгородей и снегосборных полос; профиль осушённой канавы; ЭОР.
Таблицы, схемы: отбор средней пробы семян; схемы посевов лиственных и хвойных пород; размещение древесных и кустарников пород в полосах; начало плодоношения главнейших древесных пород; схема смешения древесных и кустарниковых пород в снегозадерживающих насаждениях; гербициды, применяемые для борьбы с сорняками и дозы их внесения; оборудование и приспособления для сбора и переработки плодов и шишек (схемы); технологическая схема работы шишкосушилки; размещение осушительной сети; ЭОР.
Макеты: овраг
Коллекции, образцы: наборы семян и плодов, различных древесных и кустарниковых пород; органические, минеральные удобрения;
Материалы и оборудование для проведения лабораторных и практических занятий: секаторы, садовые и окулировочные ножи; копулировочные ножи; шпагат, книга лесного питомника; типовой проект постоянного лесного питомника для различных лесорастительных зон; бланки документации на семена, актов технической приёмки посевов и посадок в питомнике, наборы семян различных древесных и кустарниковых пород; стеклянные бутыли и ящики для хранения семян; аппарат для проращивания семян, ящики с электронагревателями; весы технические для определения чистоты лесных семян и абсолютного их веса, совочки для взятия семян на взвешивание;
Практика для получения профессиональных навыков по разделу 1 организуется в учебном лесном хозяйстве на полигоне с целью выполнения требований ФГОС и направлена на приобретение студентами профессиональных навыков оценки урожая семян, их заготовки, переработки и хранения, определения качества семян; организации работы по выращиванию посадочного материала в питомнике; проведения посадки и посева древесных и кустарниковых пород, ухода за ними, проведения мер содействия естественному восстановлению леса.
Для решения задач практики в учебном лесном хозяйстве используются стационарные учебно-производственные объекты:
- базисный лесной питомник;
- постоянные лесосеменные участки,
- шишкосушилка;
- помещение для хранения и стратификации семян;
- территории с проведёнными лесоосушительными мероприятиями;
- защитные лесные полосы;
- плодовый сад..
Помимо того, программа практики реализуется на учебных объектах ограниченного срока действия:
- участках с отобранными плюсовыми деревьями;
- лесокультурных площадях с различными способами обработки почвы;
- участках с естественным возобновлением леса;
- молодняках малоценных пород для их реконструкции;
- площадях лесных культур для проведения инвентаризации.
Натурные учебные объекты по разделу 1 целесообразно использовать в порядке реализации для прохождения практических занятий при изучении дисциплинам «Почвоведение», «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц», «Основы устройства тракторов и автомобилей» и др.
Форма организации труда практикантов – бригадная или групповая в зависимости от характера выполняемых работ.
Прохождение практики в питомнике, на лесокультурных площадях и других объектах предоставляет широкие возможности организации производительного труда практикантов, что позволяет рассматривать такие объекты как учебно-производственные.
Профессиональные навыки, предусмотренные ФГОС СПО, приобретаются на следующих учебных, учебно-производственных объектах и рабочих местах:
Цель и вид работы | Учебный объект, рабочее место |
Оценки урожая семян, технология их заготовки. | Постоянные лесосеменные участки. Временные лесосеменные участки. Плюсовые деревья |
Получение профессиональных навыков определения качества семян и степени их заражённости вредителями и болезнями, переработки и хранения семян, оформления документации | Шишкосушилка. Помещение для хранения и стратификации семян. Кабинет. |
Получение профессиональных навыков организации работы по выращиванию посадочного материала, оформления документации | Лесной питомник |
Получение профессиональных навыков проведения посадки и посева леса, оформления документации | Лесокультурные площади с различными способами подготовки почвы. Молодняки малоценных пород, пригодные для реконструкции. Осушенные лесные участки. Полезащитные и овражно-балочные лесные полосы. Контора лесничества |
Получение профессиональных навыков ухода за лесными культурами, полезащитными лесными полосами, инвентаризации лесных культур и участков с естественным восстановлением лесов, оформления документации | Участки лесных культур с естественным лесовосстановлением . Полезащитные лесные полосы. Контора лесничества |
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику. | |
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиопроектор;
- интерактивная доска;
- телевизор, DVD
- видеокамера;
- микрокалькуляторы.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий,
Интернет–ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Лесной кодекс Российской Федерации. М.: 2015 (В последней редакции на момент использования программы).
7. Дроздов И.И., Коженкова А.А., Набатов Н.М. Практикум по лесным культурам. М.: ВНИИЛМ, 2014.
8. Родин А.Р., Е.А. Калашникова, С.А. Родин, Г.В. Силаев, С.Л. Рысин, Вильданов М.Ф. Лесные культуры. М.: ВНИИЛМ (В последней редакции на момент использования).
9. Родин А.Р., С.А. Родин, С.Л. Рысин. Лесомелиорация ландшафтов. М.: МГУЛ, 2016.
Интернет-ресурсы:
1. Консультант плюс – надёжная правовая поддержка
consultant.ru
2. Лесное право alleng.ru
3. Справочник законов woodbusiness.ru
4. Воспроизводство лесов и защитное лесоразведение novostroy.ru
5. Цели воспроизводства лесов и лесоразведения labex.ru
6. Министерство природопользования лесного хозяйства и охраны priroda.samregion.ru
7. Состояние и проблемы лесовосстановления viems.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Реализации программы профессионального модуля «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению»
предшествует изучение дисциплин: «Экологические основы природопользования», «Геодезия», «Ботаника», «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц», «Почвоведение», «Дендрология и лесоведение», «Основы устройства тракторов и автомобилей» и профессионального модуля «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов».
При работе над курсовой работой (проектом) обучающимся оказываются консультации.
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению» является освоение учебной практики для получения профессиональных навыков в рамках профессионального модуля. Учебная и производственная практика (по профилю специальности) проводятся в специально выделенный период (концентрированно).
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению» и специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав: преподаватели с высшим образованием междисциплинарных курсов по дисциплинам: «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц», «Почвоведение», «Основы устройства тракторов и автомобилей».
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла и профессионального модуля.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Планировать, осуществлять и контролировать работы по лесному семеноводству | - определение урожая семян; | экспертная оценка лабораторной работы |
- определение посевных качеств семян; | экспертная оценка на практическом занятии; отчет по учебной практике | |
- отбор средних проб от партий семян; | экспертная оценка на практическом занятии; отчет по учебной практике | |
- применение методики прогнозирования и учета урожая семян; | экзамен | |
- обоснование технологии заготовки, хранения, переработки лесосеменного сырья, хранения и транспортировки семян; | отчет по учебной практике; экзамен | |
- обоснование подбора агрегатов, наладка и регулировка машин, и механизмов, используемых для получения семян; | экспертная оценка на практических занятиях; отчет по учебной практике | |
- проведение заготовки, приемки, учета и хранения лесосеменного сырья; | отчет по учебной практике; экзамен | |
ПК 1.2. Планировать, осуществлять и контролировать работы по выращиванию посадочного материала | - проведение обработки почвы, посев, посадка и уход за сеянцами и саженцами в питомниках; | экспертная оценка на практическом занятии; отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике |
- выполнение расчета нормы высева семян; | экспертная оценка на практическом занятии; отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике | |
- проведение инвентаризации посадочного материала в питомниках; | экспертная оценка на практическом занятии; отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике | |
- выкапывание, сортирование, хранение и транспортировка посадочного материала; | экспертная оценка на практическом занятии; отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике | |
- описание видов лесных питомников и их организационной структуры; | экзамен | |
- обоснование агротехники и технологии выращивания посадочного материала в лесных питомниках; | экзамен | |
- обоснование подбора агрегатов, наладка и регулировка машин, и механизмов, используемых при выращивании посадочного материала; | экспертная оценка на практическом занятии; отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике | |
- выращивание посадочного материала в лесном питомнике; | отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике | |
ПК 1.3. Участвовать в проектировании и контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведению и руководить ими | - участие в проектировании мероприятий по лесовосстановлению, лесоразведению; | защита курсового проекта |
- проведение учета и оценки естественного возобновления лесов; | экспертная оценка на практическом занятии; отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике | |
- знание агротехники и технологии выращивания посадочного материала в лесных питомниках; | экзамен | |
- обоснование подбора вида, конструкции породного состава, схемы размещения растений и защитных лесных насаждений различного назначения; | экспертная оценка на практических занятиях; отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике | |
- обоснование подбора агрегатов, наладка и регулировка машин, и механизмов, используемых для воспроизводства лесов и лесоразведению; | экспертная оценка на практическом занятии; отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике | |
- создание лесных культур, защитных лесных насаждений и уход за ними; | отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике, экзамен | |
- проведение технической приемки лесокультурных работ, инвентаризация и перевод лесных культур в земли, покрытые лесной растительностью; | отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике | |
- организация работы производственного подразделения; | отчет по учебной практике и дифференциро-ванный зачет по производственной практике | |
Экзамен (квалификационный) по всему модулю |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | демонстрация интереса к будущей профессии через: - повышение качества обучения по ПМ; - участие в НСО; - участие в студенческих олимпиадах, научных конференциях; - участие в органах студенческого самоуправления; - участие в социально-проектной деятельности; - портфолио студента | Наблюдение; Мониторинг, оценка содержания портфолио студента |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области организации и проведения мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению; - оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач | Мониторинг и рейтинг выполнения работ на учебной и производственной практике. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области организации и проведения мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению | Практические работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - получение необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные | Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ; - работа с АРМами, Интернет | Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения и практики; - умение работать в группе; - наличие лидерских качеств; - участие в студенческом самоуправлении; - участие спортивно- и культурно-массовых мероприятиях | Наблюдение за ролью обучающихся в группе; Портфолио |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий | - проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Деловые игры - моделирование социальных и профессиональных ситуаций; Мониторинг развития личностно-профессиональных качеств обучающегося; Портфолио, |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля; - самостоятельный, профессионально-ориентированный выбор тематики творческих и проектных работ (курсовых, рефератов, докладов и т.п.); - составление резюме; - посещение дополнительных занятий; - освоение дополнительных рабочих профессий; - обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки; - уровень профессиональной зрелости | Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; Открытые защиты творческих и проектных работ; Сдача квалификационных экзаменов и зачётов по программам ДПО. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | - анализ инноваций в области организации и проведения мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению; - использование «элементов реальности» в работах обучающихся (курсовых, рефератов, докладов и т.п.) | Семинары, Учебно-практические конференции; Конкурсы профессионального мастерства; Олимпиады |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | - соблюдение охраны труда; - соблюдение корпоративной этики (выполнение правил внутреннего распорядка); - ориентация на воинскую службу с учётом профессиональных знаний | Тестирование по охране труда; Своевременность постановки на воинский учёт; Проведение воинских сборов |
Преподаватель: Коростылева О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров для специальности 38.02.05
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров для специальности 38.02.05...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01" Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению"
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 250110 «Лесное и лесопарко...
План урока с применением технологии личностно-ориентированного обучения по профессиональному модулю ПМ. 01. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению
План урока с использованием кластеров во время дистационного обучения по МДК.01.01 Лесоразведение и воспроизводство лесов по теме: "Организация лесных питомников"...
План урока ПМ. 01. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению по теме «Отбор среднего образца и отправка на КСС»
План урока по МДК.01.01 Лесоразведение и воспроизводство лесов по теме"Хранение семян, Семенной покой"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению курсового проекта профессионального модуля «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению курсового проекта профессионального модуля «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению»...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02 Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02 Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство...
2023 г Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02 Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02 Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов по специальности Лесное и лесопарковое хозяйство...