Лесное хозяйство и образование, эффективность подготовки специалистов лесного хозяйства в колледже
статья на тему

Данилюк Галина Георгиевна

Лесное хозяйство и образование, эффективность подготовки специалистов лесного хозяйства в колледже

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tspk_noyabr_2017_doklad_.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Лесное хозяйство и образование, эффективность подготовки специалистов лесного хозяйства в колледже

Данилюк Г.Г. , преподаватель ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова»

В объемном списке проблем, тормозящих развитие лесной отрасли России, все более актуальным становится дефицит квалифицированных кадров. По мнению экспертов, сейчас он составляет почти 20%, преимущественно это вакансии в лесничествах (14,7%) и аппарате органов исполнительной власти субъектов РФ (8,2%).

Фактическое замещение численности работников в иных казенных, бюджетных, автономных учреждениях лесного хозяйства составляет 79,6% от плановой потребности, 75,4% - в специализированных учреждениях по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах и по тушению лесных пожаров

Наличие вакансий объясняется относительно невысокой заработной платой: в подразделениях наземной зоны охраны лесов от пожаров – 15,9 тысячи рублей, в подразделениях авиационной зоны – 25,5 тысяч рублей.

По данным Рослесхоза по сравнению с 2010 годом в 2016 году рост фактической численности инспекторов составил 36%. Несмотря на это, в среднем по России нагрузка на одного лесного инспектора составляет 61 тыс. га площади лесного фонда. Недостаток сотрудников лесной охраны обусловлен в первую очередь низким уровнем оплаты труда, связанным с недостаточным финансированием, и с необходимостью значительную часть рабочего времени проводить непосредственно в лесу. В результате приток молодых специалистов явно недостаточен, а имеющиеся сотрудники постепенно достигают пенсионного возраста и уходят.

Еще одну причину нехватки кадров Рослесхоз видит в сокращении числа профильных лесных учебных заведений, находящихся теперь не в ведении Федерального агентства лесного хозяйства, а в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

Пока же ветераны уходят на заслуженный отдых, а молодежь на работу в лес не спешит, даже после получения профильного образования. Статистика не радует – лишь треть выпускников лесных образовательных учреждений работает по специальности. И не каждый из них остается в лесном хозяйстве надолго, потому что работодатель, как правило, не оправдывает завышенных ожиданий выпускников. Прежняя государственная система поддержки молодых специалистов исчезла (или работает избирательно), а экономическая ситуация в отрасли не так благополучна, чтобы предприятия лесного хозяйства могли самостоятельно дать вчерашним студентам все и сразу. К тому же работодатель зачастую разочарован уровнем подготовки и не особенно заинтересован в том, чтобы их удержать. Хотя удерживать необходимо, хотя бы для того, чтобы не потерять накопленный опыт.

В связи с тем, что вопросов к качеству лесного образования в России возникает все больше и больше, представляется интересным проанализировать, чего именно не хватает в этом образовании, и что можно сделать, чтобы эту нехватку как-то исправить.

1. Не хватает знания ситуации в лесном хозяйстве мира, знакомства с передовым опытом управления лесами в странах с развитым лесным хозяйством. Студенты (да и преподаватели) имеют крайне ограниченный доступ к современной зарубежной лесной литературе, лесным журналам, учебникам. Даже если доступ к тем или иным материалам о зарубежном лесном хозяйстве имеется, незнание иностранных языков не позволяет с ними ознакомиться (следует учитывать, что аб- солютное большинство свежих научных работ в области управления лесами в мире публикуется на английском языке).

2. Не хватает знания собственной, российской, истории управления лесами. Российские ученые-лесоводы конца XIX и начала ХХ веков, с одной стороны, были значительно большими экономистами, чем лесоводы наших дней; с другой стороны, они были значительно более «зелеными», склонными к развитию и внедрению в практику природоохранных идей. И то, и другое в настоящее время практически забыто - просто благодаря массовому незнакомству с научным и практическим наследием российских лесных классиков.

3. Не хватает широты взглядов на жизнь, знаний в смежных областях - биологии леса, химии, экономике, социальных науках и т.д. Лесное образование является чаще всего очень узким, техническим, направленным скорее на то, чтобы освоить выполнение рутинных, десятилетиями складывавшихся процедур, чем на то, чтобы эти процедуры критически осмыслить и переработать с позиций современной науки и практики. Иными словами, лесное образование является очень консервативным.

4. Не хватает связи с практикой, несмотря на то, что сегодня образование является практикоориентированным. Подавляющее большинство преподавателей очень слабо связано с реальным управлением лесами, с каким-либо лесным производством или же слишком давно утратило эту связь. Это проблема не только лесного образования и не только нашего времени. Еще во времена СССР молодых специалистов на любом производстве или в отраслевом НИИ часто встречали словами «а теперь забудьте все, чему Вас учили в институте; сейчас мы Вам расскажем, как все это делается на самом деле». Но тот факт, что эта проблема не является уникальной только для лесного образования, никак не снимает остроты проблемы, - выпускники лесных образовательных учреждений часто оказываются совершенно незнакомыми с современной практикой управления лесами и лесопользования в России.

Как студент может получить достойное лесное образование, более или менее соответствующее лучшим стандартам лесного образования в мире?

Для этого предлагается следовать рекомендациям (в масштабах всей страны):

1. Активное самообучение позволит получить приличное лесное образование.

2. Регулярное ознакомление хотя бы с теми современными зарубежными публикациями по лесной тематике, которые доступны для жителей России (в основном через Интернет, поскольку большинство библиотек испытывает острейший дефицит современной лесной литературы, особенно зарубежной). Изучение иностранных языков, для того чтобы иметь возможность читать зарубежные источники через интернет.

3. Надо стараться как можно больше встречаться и общаться с наиболее яркими специалистами-профессионалами в лесной отрасли того или иного региона, в том числе с теми, кто не занимает больших официальных постов и не имеет соответствующих им регалий (такие посты занимают в первую очередь научные администраторы; они тоже нужны, но общаться с ними с целью расширения своего кругозора не всегда продуктивно).

4. Полезно найти для себя какой-то научный коллектив, который реально работает над какими-либо значимыми и современными научными исследованиями, и активно с ним сотрудничать, набираясь опыта. Хорошо, если у вас будут единомышленники.

5. В своем образовании и общении следует ориентироваться больше на практику и прикладную науку. Надо всегда помнить, что практика - критерий истины, и сколь красивыми словами не было бы оформлено то или иное исследование, до тех пор, пока оно не будет подтверждено на практике, никто не сможет однозначно назвать его верным.

6. Не стоит ориентироваться в своем собственном развитии на средний уровень требований своего учебного заведения (преподавателей)- он может быть очень обманчив. Ориентироваться надо на уровень лучших специалистов в лесной науке или лесном хозяйстве. Только в этом случае можно будет правильно оценить свои образовательные успехи и свой уровень профессиональной подготовки.

Думаю, что все вышеперечисленные рекомендации предназначены как для студентов, так и для преподавателей.

Насколько эффективна подготовка специалистов лесного хозяйства в нашем колледже? Какие проблемы возникают при обучении и трудоустройстве студентов? Что фактически могут преподаватели лесных дисциплин нашего колледжа?

В последнее время качество подготовки и уровень знаний выпускников колледжа по специальности Лесное и лесопарковое хозяйство заметно снизился, хотя формально все выглядит благополучно:

- хороший средний балл,

- сравнительно качественные дипломные работы (благодаря стараниям руководителей дипломных работ, которые фактически, и это давно не секрет, вынуждены писать эти работы вместе со студентами, а не просто выполнять руководство индивидуальной исследовательской работой студента);

- достаточно высокие рейтинги и призовые места на общероссийских соревнованиях.

В чем же причины снижения качества образования? Я вижу их с позиций и студентов и преподавателей.

Со стороны студентов:

- в большинстве случаев отсутствие профессиональной ориентации студентов, обучающихся по специальности Лесное и лесопарковое хозяйство (мало студентов по династиям, по любви  к природе, желанию работать в лесу);

- слабая школьная подготовка и односторонне овладение общими компетенциями, довольно часто встречающаяся инфантильность, неумение и нежелание принимать ответственные самостоятельные решения;

- небольшой первоначальный кругозор знаний о природе леса, возможностях использования лесных ресурсов и отсутствием интереса даже после изучения профессиональных дисциплин и модулей;

- низкая привлекательность работы с точки зрения оплаты труда, социальных гарантий, обеспеченности жильем, удаленности проживания от ближайших пунктов цивилизации.

Со стороны преподавателей:

- недостаточная связь с производством, у половины преподавателей отсутствует опыт производственной работы или он давно устарел (стажировки, если и оформляются, то практически всегда формально, так как это требует больших затрат – разработки программ стажировки, времени на ее прохождение, заинтересованных работодателей, оплаты командировочных расходов);

- отсутствие качественной современной литературы (всю информацию для подготовки студентов преподаватель должен собрать самостоятельно и написать как минимум методические пособия, а у него единственный источник информации на сегодняшний день – бедная библиотека с устаревшими источниками, Интернет, где наиболее ценная информация – это новые законодательные и нормативные документы, статьи с субъективным мнением их авторов и прочая информация, которую иногда просто не возможно использовать по целому ряду причин для разработки собственных учебных пособий)

- отсутствие возможности прохождения курсов повышения квалификации по профессиональным дисциплинам и модулям специальности Лесное и лесопарковое хозяйство (это результат передачи профильного лесного колледжа в ведение Минобра РФ – смещение ценностей и значения профессионально ориентированных курсов к формальным или только образовательным, которые несомненно имеют важное значение);

- практически отсутствует возможность (кроме как на личностном уровне «в коридоре») обсуждать вопросы и проблемы лесного хозяйства и лесного образования на заседаниях ЦПК, так как в нашем колледже она является единой по всем специальностям.

Решение вопросов повышения эффективности и качества образования по специальности Лесное и лесопарковое хозяйство сегодня мне видится в постоянном самообразовании преподавателей, привлечения к этому процессу студентов (увлеченный человек всегда сможет увлечь других), налаживании реальных связей с производством, проведении уроков на учебных полигонах, в лесу, на питомнике, в лесничестве.

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших предков. В лесном хозяйстве должны работать преданные своему делу профессионалы, ответственно относящиеся к природным богатствам страны, стремящиеся сберечь их и преумножить. И сохранить высокий уровень профессионализма в лесном хозяйстве – это нашего колледжа, лесного образования в целом и молодых специалистов.

Литература:

  1.  Численность работников лесного хозяйства в 2012 г /статья/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.umocpartner.ru/statistics/chislennost-rabotnikov-lesnogo-khozyajjstva-rossii-v-2012-godu/
  2. Рослесхоз. Статистика и прогнозы. [Электронный ресурс] Режим доступа:- http://www.rosleshoz.gov.ru/stat/2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине ОП.05. Теоретические основы дошкольного образования программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного обра...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ по учебной дисциплине ОП.13 Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях профессионального цикла, программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарко

Комплект Контрольно – измерительных материалов по учебной дисциплине ОП.13 Основы ведения хозяйства на особо охраняемых территориях профессионального цикла,программы подготовки специалистов ...

Статья: "ИКТ в обеспечении качественной подготовки специалистов в ОГБПОУ "Ульяновский колледж культуры и искусства""

В современном мире идет формирование новой системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное об

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА общеобразовательного цикла ОУДБ.02 Литература образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техн

Рабочая программа учебного предмета ОУДБ.02 Литература является частью общеобразовательного цикла образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специали...