Рабочая программа ПМ 04. Проведение работ по лесоустройству и таксации
рабочая программа на тему
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 04. Проведение работ по лесоустройству и таксации по специальности 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство» 2015г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp._pm_131._l.taks_2015_p.docx | 91.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Г.Ф.МОРОЗОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04. ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ
ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ И ТАКСАЦИИ
«Профессиональный цикл»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
базовой подготовки
c. Слобода
2015г
Одобрена Цикловой предметной комиссией профессиональных дисциплин Протокол № 1 от.03.09.2015г Председатель ЦПК __________________С.В.Матузова | Утверждаю Зам.директора по учебной работе ______________А.В.Меркушева 03.09.2015 г. |
Согласовано
Методист
____________ Н.И.Прошина «___» ________ 2015 г.
Разработчики: преподаватель
ГОБУ СПО ВО «ХЛК им.Г.Ф.Морозова» Рыцкова Г.В.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство» (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ (22 июня 2010г.№ 677)
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения
СОДЕРЖАНИЕ
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ | Стр. |
«Проведение работ по лесоустройству и таксации» | 4 |
| 6 |
| 7 |
| 17 |
| 21 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
« ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ И ТАКСАЦИИ»
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство базовой подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Проведение работ по лесоустройству и таксации» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1. Проводить таксацию срубленных, отдельно растущих деревьев и лесных насаждений.
ПК 4. 2. Осуществлять таксацию древесной и недревесной продукции леса.
ПК 4.3. Проводить полевые и камеральные лесоустроительные работы
Рабочая программа составлена для очной формы обучения
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
Базовая часть
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- обмера и определения объема растущего и срубленного дерева;
- определения таксационных показателей лесных насаждений;
- определения запаса и сортиментной оценки лесных насаждений;
- обмера и учета древесной и недревесной продукции;
- осуществления камеральной обработки полевой лесоустроительной информации;
уметь:
- определять таксационные показатели деревьев и насаждений;
- работать с таксационными таблицами, приборами и инструментами;
- проводить учет древесной и недревесной продукции;
- выполнять полевые работы в системе государственной инвентаризации лесов;
- использовать материалы лесоустройства для решения практических задач лесного хозяйства;
- назначать хозяйственные мероприятия в лесу;
- заполнять полевую лесоустроительную документацию;
- составлять план рубок;
- устанавливать размер расчетной лесосеки;
- составлять таксационное описание;
- составлять планово-картографические материалы;
- проектировать мероприятия по охране, воспроизводству лесов;
- организовывать работу производственного подразделения;
- работать с нормативной, правовой и технической документацией при проведении лесоустроительных работ и таксации;
знать:
- особенности таксации срубленного и растущего дерева;
- таксационные показатели насаждений и методы их определения;
- особенности составления таксационных таблиц;
- способы учёта древесной и недревесной продукции;
- особенности таксации недревесной продукции и пищевых лесных ресурсов;
- теоретические и экономические основы лесоустройства;
- объекты лесоустройства, цикл и содержание лесоустроительных работ;
- методы и виды лесоустройства;
- методику полевых работ;
- методы инвентаризации лесного фонда;
- методику дешифрирования данных дистанционного зондирования в лесоустройстве;
- ГИС-технологии при создании лесных карт и таксационных баз данных;
- методику составления расчетной лесосеки и планов рубок;
- лесоустроительные технологии при планировании лесозащитных работ;
- основы проектирования лесохозяйственных работ;
- методику разработки лесохозяйственных регламентов и проекта освоения лесов;
- порядок ведения государственного лесного реестра, государственного кадастрового учёта лесных участков, мониторинга лесов;
- нормативную, правовую и техническую документацию при проведении лесоустроительных работ и таксации;
- правила охраны труда при проведении лесоустроительных работ и таксации.
Вариативная часть
С целью реализации требований работодателей, вариативная часть предполагает углубленное изучение тем: Таксация лесных насаждений, определение запаса лесного насаждения, разработка лесохозяйственного регламента для лесничеств и лесопарков, проект освоения лесов на лесных участках, предоставляемых в аренду , программное обеспечение информационных технологий для проведения лесоустроительных работ.
уметь:
- определять таксационные показатели деревьев и насаждений с помощью современного электронного оборудования;
- использовать материалы лесоустройства Хреновского лесничества для решения практических задач лесного хозяйства;
- назначать хозяйственные мероприятия в лесу Хреновского лесничества;
- проектировать мероприятия по охране, воспроизводству лесов на базе Хреновского лесничества;
- работать с нормативной, правовой и технической документацией различных предприятий, при проведении лесоустроительных работ и таксации ;
знать:
- таксационные показатели насаждений и методы их определения с помощью современного оборудования;
- методику полевых работ с современным оборудованием;
- методы инвентаризации лесного фонда на основе ГИС технологий;
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
Всего 579 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 423 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 282 часов;
самостоятельной работы обучающегося 141 час;
учебной и производственной практики 156 час;
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) «Проведение работ по лесоустройству и таксации», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 4.1. | Проводить таксацию срубленных, отдельно растущих деревьев и лесных насаждений. |
ПК 4.2. | Осуществлять таксацию древесной и недревесной продукции леса. |
ПК 4.3. | Проводить полевые и камеральные лесоустроительные работы |
В процессе освоения ПМ студенты должны овладеть общими компетенциями (ОК):
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ И ТАКСАЦИИ»
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности),** часов | ||||||||
Всего, часов | в т.ч. лаборат работы и практич. занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курс. работа, часов | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
ПК 1-2 | МДК.04.01 Лесная таксация Раздел I. Техника, методы, учёт и оценка лесных ресурсов | 204 | 136 | 52 | - - | 68 | - - | - | |||
ПК 3-4 | МДК.04.02 Лесоустройство Раздел II. Лесоустроительные работы | 321 | 146 | 52 | 73 | 102 | - | ||||
Производственная практика, (по профилю специальности), часов | 54 | 54 | |||||||||
Всего: | 579 | 282 | 104 | - | 141 | - | 102 | 54 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) «Проведение работ по лесоустройству и таксации»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел I. Техника, методы, учёт и оценка лесных ресурсов | 136 | ||
МДК. 04.01. Лесная таксация | |||
Введение | Определение дисциплины, её содержание, цели и задачи. История и достижения в области лесной таксации и лесоустройства. | 2 | 1 |
Тема 1. Таксация ствола срубленного дерева | Основные части дерева, таксационные показатели древесного ствола инструменты для измерения диаметра и длины ствола . Единицы и точность измерений в лесной таксации, погрешности измерений и их характеристика. Площади продольного и поперечного сечения древесного ствола, их определение. Сбег древесного ствола, виды сбега, практическое значение. Определение объема ствола по стереометрическим формулам. | 8 | 2 |
Практические занятия. Определение абсолютного, относительного и среднего сбегов древесного ствола. Определение объема ствола срубленного дерева в коре, без коры по простым и сложным стереометрическим формулам. Сравнение и анализ полученных результатов. | 4 | ||
Тема 2. Таксация отдельно растущих деревьев | Особенности таксации отдельно растущего дерева и их совокупности. Видовое число. Коэффициенты формы и классы формы, их практическое значение и связь с видовым числом. Приближенные способы определения объема ствола растущего дерева. Таблицы объема и сбега, методы их составления и применения. Способы определения возраста дерева. | 10 | 2 |
Практические занятия. Измерение высоты и диаметра ствола растущего дерева различными приборами и инструментами. Определение коэффициентов формы ствола. Определение видового числа различными способами. Определение объема ствола растущего дерева приближенными способами. | 6 | ||
Тема 3. Таксация лесных насаждений | Понятие о лесном насаждении, древостое и элементе леса. Таксационные показатели лесного насаждения. Методы и способы таксации насаждений: перечислительный, измерительный, глазомерный, дешифровочный и актуализации. Закономерности в строении лесных насаждений и их практическое использование. | 12 | 2 |
Практические занятия. Определение таксационных показателей древостоя, элемента леса и насаждения по материалам перечислительной и измерительной таксации. | 6 | ||
Тема 4. Определение запаса лесного насаждения | Перечислительный метод определения запаса и его способы. Пробные площади, их виды, размеры; выбор, отграничение и закрепление в натуре. Графические способы определения запаса. Определение запаса по таблицам объемов. Измерительный метод определения запаса и его способы. Визуальное (глазомерное) определение запаса. | 10 | 2 |
Практические занятия. Определение запаса лесного насаждения различными способами (по данным перечислительной и измерительной таксации). | 6 | ||
Тема 5. Таксация древесного прироста | Понятие о древесном приросте и его классификация. Средний и текущий приросты, соотношение между ними. Способы определения текущего прироста срубленного и растущего дерева. Прирост лесного насаждения. Способы определения текущего прироста лесного насаждения по запасу. Таксация текущего изменения запаса и текущего прироста лесного массива, определение их величины. Понятие об отпаде. | 6 | 3 |
Практические занятия. Определение абсолютного и относительного прироста у срубленного дерева. Определение текущего годичного прироста по объему у растущего дерева и лесного насаждения по запасу. | 4 | ||
Тема 6. Ход роста деревьев и лесных насаждений | Ход и типы роста деревьев и лесных насаждений. | 4 | 2 |
Тема 7. Сортиментная оценка леса на корню | Понятие о сортиментной оценке леса на корню. Разряд высот, его определение. Методы сортиментной оценки леса на корню, условие их применения. Сортиментация леса по сортиментным и товарным таблицам. Другие методы сортиментации леса: метод пробных площадей, по материалам раскряжевки модельных деревьев, по таблицам объема и сбега древесных стволов. Индивидуальная подеревная сортиментация. Товаризация запаса древостоя по товарным таблицам. | 6 | 3 |
Практические занятия. Сортиментация леса на корню по сортиментным и товарным таблицам. | 6 | ||
Тема 8. Таксация насаждений на лесных участках, представленных для заготовки древесины | Подготовительные работы по заготовке древесины и их содержание. Инструктаж и тренировка по отводу и таксации лесосек. Отвод лесосек, их оформление и составление плана лесосеки. Способы таксации лесосек: сплошным перечетом, ленточным перечётом, круговыми площадками постоянного радиуса, круговыми реласкопическими площадками. Отбор и клеймение деревьев для заготовки спецсортиментов и определение их запаса. Материальная оценка лесосек. Определение среднего объема хлыста. Ставки платы за единицу объема изымаемой древесины. Определение размера платы за лесные ресурсы при аренде лесных участков и по договору купли-продажи лесных насаждений. Контроль и приемка работ по отводу и таксации лесосек. Особенности отвода и таксации древостоя делянки под несплошные рубки. | 14 | 3 |
Практические занятия. Материальная оценка лесосек по данным сплошного, ленточного перечетов, Материальная оценка лесосек по данным закладки круговых, реласкопических площадок и материалам лесоустройства. Определение размера платы за заготовленную древесину при аренде лесных участков и по договору купли-продажи лесных насаждений. Определение среднего объема хлыста. | 10 | 3 | |
Тема 9. Таксация древесной продукции | Виды лесных материалов. Обмер и учет круглых лесоматериалов Особенности учета коротких круглых лесоматериалов, заготовленных из вершинных частей стволов. Определение объема круглых лесоматериалов, предварительно, учитываемых в складочной мере. Определение объема хлыстов. Таксация дров. Определение объема плотной древесной массы в поленнице дров. Коэффициент полнодревесности. Класс пиломатериалов. Обмер и учет пиломатериалов. | 8 | 2 |
Практические занятия. Таксация партии бревен, пиломатериалов, определение объема хлыстов и коротких круглых лесоматериалов, Таксация дров в поленнице и определение объема. Определение объема хвороста и хмыза. | 6 | ||
Тема 10. Таксация недревесных лесных ресурсов. | Виды недревесных лесных ресурсов. Пищевые лесные ресурсы, их урожайность и виды урожаев. Учет ягод, грибов, запасов орехов, лекарственных растений. | 4 | 2 |
Практические занятия. Таксация недревесной продукции. Учет урожайности и расчет ресурсов различных видов недревесной продукции и пищевых ресурсов. | 4 | ||
Самостоятельная работа при изучении Раздела I. | 68 | ||
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к темам, учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформления работ, отчётов и подготовка к защите (по вопросам). | 26 | ||
Заполнение таблиц, решение задач, определение по нормативным справочникам и таблицам таксационных показателей, составление схем, опорных конспектов в тетради, с заданиями для внеаудиторной самостоятельной работы | 28 | ||
Выполнение презентаций, написание рефератов | 14 | ||
Дифференцированный зачет по МДК 04.01. | |||
Учебная практика. Виды работ: Работа с таксационными приборами и инструментами. Измерение диаметра и высоты растущего дерева. Определение возраста, прироста и объёма ствола. Перечислительная таксация насаждений. Глазомерно-измерительная таксация насаждений. Определение таксационных показателей и запаса различными способами. Отвод и таксация лесосек сплошным, ленточным перечётом и круговых реласкопических площадок. Материально-денежная оценка лесосек. Отвод и таксация делянок под выборочные рубки. Ознакомление с видами древесной продукции на складе лесоматериалов. Обмер и учёт круглых лесоматериалов. Определение выхода плотной древесной массы в поленнице дров. Определение объёма партии обрезных досок. | 30 | ||
Раздел II. Лесоустроительные работы | 146 | ||
МДК. 04.02. Лесоустройство | |||
Тема 1. Понятие о лесоустройстве, основные этапы его развития и роль в народном хозяйстве | Содержание лесоустройства, его функции в лесном хозяйстве и других отраслях. Задачи лесоустройства, определяемые Лесным кодексом РФ.Подразделение лесов на виды по целевому назначению и категориям защитных лесов. Режим пользования и направления хозяйства. | 2 | 1 |
Тема 2. Организация лесоустроительных работ | Объекты, методы, виды и разряды лесоустройства, основание для их установления. Цикл лесоустройства. Организация лесоустроительных работ. Лесохозяйственный регламент лесничества. Лесной план субъекта РФ и их содержание. Контроль за лесоустроительными работами, их сдача и приемка заказчиком. | 8 | 3 |
Тема 3. Подготовительные работы | Задачи и содержание подготовительных работ. Обеспечение лесоустройства материалами аэрофотосъемки, космической съемки, требование к ним. Подготовительные работы по организации территории, составление проекта квартальной и визирной сети. Районирование лесов: лесорастительные зоны и лесные районы. Подготовка объектов для коллективной тренировки. Отчет о подготовительных работах и его содержание. | 10 | 2 |
Тема 4. Полевые работы | Понятие о лесном фонде и его инвентаризации. Подготовка аэрофотоснимков к таксации, изготовление фотоабрисов и абрисов. Топографо-геодезические работы и оформление территории. Коллективная и индивидуальная тренировка, их содержание и техника проведения. Лесотаксационные работы, их содержание и порядок проведения. Способы таксации. Полевые документы таксации леса (карточка таксации). Особенности роста и состояния леса в объекте лесоустройства, порядок их изучения. | 10 | 2 |
Практические занятия. | 4 | ||
Ознакомление с материалами космической и аэрофотосъемки. Контурное и таксационное дешифрирование аэрофотоснимков. | |||
Тема 5. Камеральная обработка полевой лесоустроительной информации | Технологические схемы обработки лесотаксационных материалов на персональном компьютере. Составление планово-картографических материалов, таксационных описаний, сводных ведомостей, пояснительной записки. | 10 | 3 |
Практические занятия. Работа с планово-картографическими документами. Подготовка карточек таксации для обработки на персональном компьютере, составление таксационных описаний. | 4 | ||
Тема 6. Разработка лесохозяйственного регламента для лесничеств и лесопарков | Содержание лесохозяйственного регламента, порядок разработки и срок действия. Выделение организационно-хозяйственных единиц. Выбор главных и сопутствующих пород, возраста спелости и рубки леса. Способы рубки леса и их выбор. Заготовка древесины при сплошнолесосечных и выборочных рубках. Использование лесов, его виды. Заготовка древесины, исчисление размера расчетной лесосеки при различных способах рубок и обосновании её оптимального размера. Использование лесов для заготовки недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов; при ведении охотничьего и сельского хозяйств. Проектирование лесохозяйственных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. | 10 | 2 |
Практические занятия. Исчисления расчётной лесосеки при сплошных и выборочных рубках в спелых перестойных лесных насаждениях. Обоснование оптимального размера расчётной лесосеки. | 4 | ||
Тема 7. Проект освоения лесов на лесных участках, предоставляемых в аренду | Порядок подготовки и состав материалов на аренду лесных участков. Проект освоения лесов на лесных участках, предоставляемых в аренду, постоянное бессрочное пользование. Состав проекта и порядок его разработки. | 8 | 2 |
Практическое занятие. Составление проекта освоения лесов на лесном участке, предоставляемом в аренду. | 4 | ||
Тема 8. Государственный лесной реестр, мониторинг лесов, государственная инвентаризация лесов, лесной кадастр. | Основные положения, порядок ведения, содержание и документация государственного лесного реестра. Ведение базы данных по лесному фонду. Мониторинг лесов. Цели и задачи государственной инвентаризации лесов. Лесной кадастр. | 6 | 2 |
Практическое занятие. Ведение документации государственного лесного реестра. | 4 | ||
Тема 9. Особенности лесоустройства в отдельных регионах и категориях защитных лесов | Порядок выделения защитных лесов и отнесения их к различным категориям. Цели и задачи организации, ведения лесного хозяйства и лесопользования: - в лесах, расположенных на особо охраняемых территориях; - в лесах, расположенных в водоохраняемых зонах; - в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов; - в ценных лесах; - в лесах, подвергшихся радиационному загрязнению. | 4 | 2 |
Тема 10. Информационные технологии в лесном хозяйстве, лесоустройстве и научных исследованиях. | Обзор информационных технологий и вычислительных систем в лесном хозяйстве Динамика лесного фонда лесничеств, текущие изменения, их виды и влияние на результат хозяйственной деятельности в лесничестве. Информационное программное обеспечение государственного лесного реестра, государственной статотчётности и отчётности по передаче полномочий. Использование программы Microsoft Exсel и Word для решения задач природопользования. | 4 | 3 |
Практические занятия. Знакомство с одной из ГИС-программ, применяемых в лесоустроительных предприятиях. Формирование и реализация системы простых запросов в ГИС. Создание тематических карт (по группам возраста, по классам бонитета, по типам леса, по болезням и вредителям леса.). Решение с помощью выбранной ГИС-программы отдельных прикладных лесохозяйственных задач: проведение отвода лесосек, проектирование участков лесных культур и пр. в картографической базе данных ГИС Решения задач природопользования с использованием программы Microsoft Exсel и Word. | 8 | ||
Тема 11. Средства телекоммуникации | Средства телекоммуникационного обмена. Internet-службы: Word Wide Web, электронная почта, телеконференции. Web-серверы отрасли. | 2 | 3 |
Тема 12. Программное обеспечение информационных технологий для проведения лесоустроительных работ. | Геоинформатика как наука. Представления о применении ГИС технологий в лесном хозяйстве России. Сбор, ввод, обработка, анализ и вывод информации в ГИС лесоустройства Решение с помощью выбранной ГИС-программы отдельных прикладных лесохозяйственных задач: проведение отвода лесосек, проектирование участков лесных культур и других в картографической базе данных ГИС. Основные технологии производства лесоустроительных работ на базе ГИС-программ: | 8 | 3 |
Практические занятия. Знакомство с принципами работы основных программ Microsoft Office: Word, Excel, Power Point, Access. Изучение принципов работы с программой Microsoft Excel применительно к задачам природопользования. | 8 | ||
Тема 13. Региональная лесоустроительная система – ЛУГИС | Структура региональной ЛУГИС. Основные технологии производства лесоустроительных работ в системе региональной ЛУГИС. Дистанционная оценка земель лесного фонда. Лесное дешифрирование АФС и КС. Картографическая основа региональной ЛУГИС. Картографические базы данных и технологии их создания в региональной ГИС. Решение задач лесного хозяйства и лесоустройства: компьютерное проектирование таблиц лесохозяйственного регламента районного лесничества; проектирование таблиц и схем проекта освоения лесов; формирование плана рубок и лесной декларации. | 4 | 3 |
Практические занятия. Автоматизация регистрации текущих изменений в современной повыдельной базе данных региональной ЛУГИС. | 6 | ||
Тема 14. Компьютерные технологии в системе государственной инвентаризации лесов (ГИЛ) | Выборочные методы таксации лесов с элементами лесной статистики. Технологии ГИЛ. Компьютерные технологии подготовительных работ. Организация полевых работ. Технологии FieldMap. Полевые и полекамеральные работы ГИЛ по технологии FieldMap. | 4 | 2 |
Практические занятия. Технология FieldМар государственной инвентаризации лесов. | 4 | ||
Тема 15. Геодезическое проектирование и перенос в натуру объектов лесоустройства для нужд лесного хозяйства. | Способы подготовки геоданных для выноса проектов в натуру. Проектирование лесных участков заданной площади. Способы разбивочных работ. Построение на местности проектных линий и углов. Вынос в натуру лесосеки и её привязка к квартальной сети. Восстановление границы земель лесного фонда. | 4 | 3 |
Практические занятия. Подготовка геоданных для выноса проекта в натуру. Проектирование лесосеки заданной площади. | 6 | ||
Самостоятельная работа при изучении раздела II.Тематика внеаудиторной самостоятельной работы. | 73 | ||
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к темам, учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформления работ, отчётов и подготовка к защите. | 15 | ||
Заполнение таблиц, решение задач, определение по нормативным справочникам и таблицам таксационных показателей, составление схем, опорных конспектов в тетради, с заданиями для внеаудиторной самостоятельной работы | 16 | ||
Ознакомление с материалами космической и аэрофотосъёмки. | 8 | ||
Работа с планово-картографическими материалами. | 8 | ||
Составить список порядка проведения лесотаксационных работ. | 4 | ||
Составить таксационное описание. | 6 | ||
Обработка полевых измерений. | 8 | ||
Составить список документов для лесоустроительного проекта. | 4 | ||
Проектирование лесосеки заданной площади. | 4 | ||
Экзамен по разделу II МДК 04.02 | |||
Учебная практика: Виды работ: - контроль за лесоустроительными работами, их сдачи и приёмки заказчикам; - лесотаксационные работы, их содержание и порядок проведения; - технология обработки полевых лесотаксационных материалов на ПК; -составление планово-картографических материалов; - исчисление и обоснование оптимального размера расчётной лесосеки; - проектирование лесохозяйственных мероприятий; - составление проекта освоения лесов на лесном участке, предоставляемом в аренду; - разработка лесоустроительной документации для государственного управления и хозяйственного освоения лесов; - использование прикладных профессиональных программ; - проектирование объектов лесохозяйственного назначения. Производственная (профессиональная) практика. Виды работ: - составление абриса квартала; - определение средних показателей лесного фонда организации для составления лесного регламента, проект освоения лесов, программа освоения лесов; - камеральная обработка полевой лесоустроительной информации; - заполнение полевой лесоустроительной документации; - работа с нормативной, правовой и технической документацией при проведении лесоустроительных работ и таксации; - работа с ГИС программами при создании лесных карт и таксационных баз данных; - вести государственный лесной реестр, государственный кадастровый учёт лесных участков, мониторинг лесов. - закладка пробных площадей (тренировочные, ход роста насаждений, товарность древостоя); - обмерять и определять объем растущего и срубленного дерева; - определять таксационные показатели лесных насаждений; - определять запас и сортиментную. оценку лесных насаждений; - обмер и учет древесной и недревесной продукции. | 72 54 | ||
Дифференцированный зачёт по производственной практике | |||
Экзамен (квалификационный) | |||
Всего по модулю: | 423 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ
ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ И ТАКСАЦИИ»
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализация профессионального модуля имеется учебный кабинет Лесной таксации и лесоустройства.
Оборудование учебного кабинета «Лесной таксации и лесоустройства»:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- интерактивная доска
- мультимедийный проектор
- плакаты;
- макеты;
- образцы;
- материалы и оборудование для лабораторных работ и практических занятий
Стенды и витрины: Лесной кодекс Российской Федерации (извлечения); требования к уровню подготовки специалиста по дисциплине (в соответствии с ФГОС СПО); распределение земель лесного фонда Хреновского бора по категориям земель; характеристика Государственного лесного реестра лесничества; лесной план области, материалы аэрофотосъёмки; региональные и местные таблицы, применяемые в таксации и лесоустройстве; приборы и инструменты таксатора и лесоустроителя; схема разделки ствола на сортименты; разделение лесного массива на кварталы; новое в лесной таксации и лесоустройстве; таксационно-лесоводственная характеристика уникальных объектов лесной таксации и лесоустройства.
Плакаты: обмер ствола; древесные стволы разной формы и полнодревесности; плотный и складочный кубометр; брёвна с различным сбегом при одинаковых диаметрах на 1,3 м; обмер стволов для определения объёма по простым и сложным формулам; коэффициенты формы ствола и определение видового числа; разделка ствола на сортименты; поленницы дров разной кладки; относительные диаметры для отдельных древесных пород; распределение объёмов стволов по сортиментам; классификация прироста; распределение древостоев по классам товарности; определение запаса насаждений по средней модели; номограмма для определения запаса и состава древостоев; схема перечёта деревьев; ход роста дерева по высоте; прирост отдельного дерева; схема классификации видов прироста по запасу; распределение насаждений по классам бонитета; определение энергии роста по форме кроны; определение суммы площадей сечений полнотомером Биттерлиха и призмой Анучина; измерение высоты дерева различными приборами; абрис квартала; различные способы таксации лесосек; размещение лесосек; распределение территории участкового лесничества на планшетах; деление лесного фонда по группам возраста, породам, структура лесоустроительных организаций; схема аэрофотосъёмки; изображение насаждения на аэрофотоснимке; лесоустроительные знаки в лесу; фотоабрис квартала; лесоустроительный планшет (фрагмент); план лесонасаждений; карта-схема лесничества, обмер высот и древесных диаметров у древесных пород; измерение возраста и высоты деревьев разными способами, определение прироста по объёму с использованием сложной формулы срединных сечений, расчёт возраста количественной и технической спелости; денежная оценка запаса древостоя лесосеки по данным сплошного перечёта.
Таблицы: таблицы сумм площадей сечений и запасов, таблицы хода бонитировочные шкалы; диаметры ствола и объёмы его отрезков; определение объёма ствола различными способами; сбег ствола и его частей; разрядов высот таблицы приростов; определение объёма партии обрезных досок; определение объёма партии необрезных досок; корреляционные зависимости между таксационными показателями насаждения; определение выхода древесины по сортиментным таблицам; сортиментация леса на корню по товарным таблицам; определение классов товарности; возрасты технической спелости по основным сортиментам; показатели, определяющие разряд лесоустройства; возрасты рубок; денежная оценка лесосеки по данным сплошного перечёта.
Бланки: перечётная ведомость на лесоматериалы (круглые, пилёные); перечётная ведомость пробной площади лесосеки, план и привязка пробной площади; карточка таксации, таксационное описание; ведомость таксации лесосеки методом круговых реласкопических площадок и площадок постоянного радиуса; таксация делянки методом круговых реласкопических площадок с перечётом на узких лентах; комплект ведомостей материально денежной оценки лесосеки при различных способах таксации, формы таблиц лесохозяйственного регламента, государственного лесного плана Воронежской области, лесного реестра, проекта освоения лесов, лесной декларации.
Материалы и оборудование для проведения практических занятий:
Фотоплан-фотосхема, репродукция наглядного монтажа, аэрофотоснимки различных размеров и масштабов; абрис квартала; стереопары чёрно-белые, цветные спектрозональные, комплекс компьютерных, телекоммуникационных и программных средств.
Комплект материалов по организации и ведению лесного хозяйства лесничества. Бланки ведомостей и документации.
Микрокалькуляторы, транспортиры, готовальни, курвиметр, планиметр, мерные вилки различной конструкции, приростной и возрастной буравы, лупа, полнотомер Биттерлиха, призма Анучина, стереоскопические очки, стереоскопы, устройство оптическое таксационное; высотомеры различной конструкции.
Таксационные таблицы, журналы, инструменты, землемерная лента, буссоль, рулетка, компас, топор, метр складной, лопата, мел, кисточки для написания номеров деревьев, стереоскопы зеркально-линзовые, палетка.
Нормативно-справочная документация:
– таблицы хода роста нормальных насаждений, сортиментные товарные таблицы;
– нормативы по рубкам спелых и перестойных насаждений;
- таблицы сумм площадей и запасов по породам;
- таблицы бонитетов;
- таблицы видовых высот.
Учебная практика для получения профессиональных навыков по профессиональному модулю «Проведение работ по лесоустройству и таксации»
Практика по лесной таксации и лесоустройству направлена на приобретение профессиональных навыков работы с таксационными приборами и инструментами; определение таксационных показателей срубленного, растущего дерева и насаждения; таксации лесосечного фонда, древесной и недревесной продукции; лесоинвентаризационных работ.
Объектами практики по лесной таксации и лесоустройству являются лесные участки, разнообразные по таксационным признакам, назначению и хозяйственному использованию. По сроку службы эти объекты стационарные, среднего срока действия и временные. При подборе учебных объектов были учтены специфические особенности региона с одновременным обеспечением максимальной реализации установленных примерной программой требований.
Учебными объектами практики по лесной таксации и лесоустройству являются:
Лесные участки, для отвода и таксации лесосек (делянок).
Пробные площади (постоянные и временные) с насаждениями чистыми и смешанными по составу, простыми и сложными по форме для определения таксационных показателей древостоев и насаждений и размещения на них тренажёров.
Лесные кварталы для лесоинвентаризационных работ.
Лесосеки и склад лесоматериалов.
Лесные участки, для учёта и заготовки недревесной продукции.
Значительная часть полевых работ в период практики для получения профессиональных навыков по лесной таксации проводится на пробных площадях. Постоянные пробные площади относятся к стационарным учебным объектам и могут служить не только для приобретения навыков, предусмотренных примерной программой, но и быть объектом опытно-экспериментальной и учебно-исследовательской работы студентов. Кроме того, знание точной таксационной характеристики постоянной пробной площади позволяет преподавателю осуществить быстрый контроль результатов работы бригад на объекте в период практики, а также во время проведения соревнований по лесному многоборью, школьных лесничеств и т.д.
Временные пробные площади являются обязательным учебным объектом временного действия и по форме прямоугольные, ленточные, реласкопические (переменного радиуса) и круговые (определенного радиуса). Площадь временной пробной площади от 0,20 до 1 га. Закладка и натурное оформление пробных площадей должны осуществляться в соответствии с ОСТ 56-69-83 «Площади пробные лесоустроительные. Методы закладки» и ОСТ 56-44-80 «Знаки натурные лесоустроительные и лесохозяйственные. Типы, размеры и общие технические требования».
В целях эффективного использования учебного времени, контроля за ходом практики, на учебных объектах устраиваются тренажёры:
Выбор участка под учебный объект по лесной таксации и лесоустройству предусматривает возможность осуществления на нём производительного труда по различным направлениям лесохозяйственной деятельности. Профессиональные навыки по отводу и таксации лесосек отрабатываются на временных учебных объектах одновременно являющихся производственными участками, отведёнными под рубки спелых, перестойных насаждений и рубок ухода за лесами. В процессе работы на тренажёрах и постоянных пробных площадях, заложенных при лесоустройстве, осуществляется подновление отметок на столбах и деревьях, уборка захламлённости, сухостоя, мешающего подроста, подлеска; при инвентаризации лесных кварталов проводятся работы по подновлению квартальных и визирных столбов, расчистке просек и визиров.
Получение профессиональных навыков таксации различных видов недревесной продукции сочетается с её заготовкой.
В период полевых работ профессиональные навыки по лесной таксации и лесоустройству приобретаются на следующих учебных объектах и рабочих местах:
Цель и вид работ | Учебные объекты и рабочие места |
Получение профессиональных навыков работы с таксационными приборами и инструментами | Временные пробные площади; тренажёры, лесные участки. |
Получение профессиональных навыков перечислительной таксации насаждений | Постоянные и временные пробные площади с насаждениями чистыми и смешанными по составу, простыми и сложными по форме, тренажёры. |
Получение профессиональных навыков глазомерно-измерительной таксации насаждений | Постоянные и временные пробные площади с насаждениями чистыми и смешанными по составу, простыми и сложными по форме, с хорошей просматриваемостью, редким подростом и подлеском; тренажёры. |
Получение профессиональных навыков лесоинвентаризационных работ | Лесные кварталы площадью от 25 до 100 га |
Получение профессиональных навыков таксации лесосечного фонда различными методами | Лесные участки. |
Получение профессиональных навыков таксации различных видов древесной продукции | Лесосеки рубок ухода и рубок спелых, перестойных насаждений, склад лесоматериалов |
Получение профессиональных навыков таксации различных видов недревесной продукции | Лесные участки, на которых ведётся заготовка недревесной продукции. |
Практика для получения профессиональных навыков по геодезическому проектированию и переносу в натуру объектов лесоустройства проводится в учебном лесном хозяйстве на учебно-тренировочном полигоне, геодезических тренажёрах, которые предназначены для приобретения и закрепления профессиональных умений и навыков работы с геодезическими приборами и инструментами при выполнении буссольной и теодолитной съёмок, создания картографических материалов и использования их в лесном хозяйстве.
Геодезический полигон представляет собой компактную лесную территорию с проложенными через 150-200 м, непараллельными визирами шириной 1,0 м в приблизительных направлениях «север-юг» и «восток-запад». Точки пересечения визиров закрепляются постоянными геодезическими знаками, выходы визиров и просек на границах полигона нумеруются и закрепляются деревянными, металлическими или железобетонными столбами с соответствующими надписями. В качестве съёмочных визиров также используется существующая в пределах полигона дорожная и гидрографическая сеть.
Выбор лесного участка под геодезический полигон осуществлен с учётом возможности проведения на нём практик для получения профессиональных умений и навыков по другим дисциплинам, что будет способствовать осознанному пониманию студентами связи геодезии с другими лесными науками.
Геодезический тренажёр устроен на открытой территории площадью 0,25-0,30 га. По периметру участка установлены 6-7 геодезических знаков, выполненных в виде пунктов полигонометрии. Изготовлены они деревянными, при этом обращено внимание на тщательную центровку наземного и визирного знаков.
Тренажёр расположен неподалёку от колледжа и примыкает к геодезическому полигону.
На тренажёре организуется одновременная работа 4 бригад; концентрированное расположение геодезических знаков позволяет оказывать своевременную помощь студентам со стороны преподавателя. Около тренажёра установлен щит с изображением схемы участка и таблицы, где отражены румбы и азимуты направлений, меры линий, значения углов. Полученные измерения студенты сверяют с эталонными и добиваются их идентичности.
В течение небольшого времени работы на тренажёре студенты приобретают профессиональные умения работы с геодезическими приборами и инструментами.
Перенос в натуру объектов лесоустройства и лесного хозяйства, напрямую связанный с производительным трудом студентов, осуществляется на временных рабочих местах. Здесь выполняются работы по отводу лесосек, пастбищ, сенокосов, ремонту дорог и мелиоративной сети, восстановлению границ, ремонту межевых знаков, расчистке визиров, переносу в натуру проектов малой мелиорации и лесохозяйственных дорог, осей и точек сооружений и т.п.
Геодезическое проектирование и подготовку данных в целях экономии времени проводится на практических занятиях в процессе теоретического обучения.
Реализация программы профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Лесной кодекс Российской Федерации. (2006 г.)
- Заварзин В.В., Пальчиков С.Б., Уткин А.Н., Филипчук А.Н. Лесная такасация: учебник.- Нижний Новгород: Вектор ТиС, 2009. – 304 с.
- Анучин Н.П. Лесная таксация. М.: ВНИИЛМ, 2004
- Вуколова И.А. Геоинформатика в лесном хозяйстве. М.: ВНИИЛМ, 2002
- Поляков А.Н. Практикум по лесной таксации и лесоустройству 1998г
- Справочник «Общесоюзные нормативы для таксации леса»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2007 г. «О правилах проведения лесоустройства».
- Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. № 31 «Лесоустроительная инструкция»
Дополнительные источники:
- Загреев В.В., Гусев Н.М., Мошкалев А.Г., Селимов М.А. Лесная таксация и лесоустройство
- Справочник лесничего: 7-е изд., перераб и доп. /под общ. ред. А.Н. Филипчука/. М.: ВНИИЛМ, 2003
- Черниховский Д.М. Создание лесных карт с помощью ГИС технологий. СПб.: СПб ГЛТА, 2003
- Баранов Ю.Б., Берлянт A.M., Кошкарев А.В., Серапинас Б.Б., Филиппов Ю.А. Геоинформатика. Толковый словарь основных терминов. М.: ГИС-Ассоциация, 1999.
- Королев Ю.К. Общая геоинформатика. Ч. 1. Теоретическая геоинформатика. Вып. 1, М.: Дата+, 1999.
- Сортиментные и товарные таблицы
- Шайтура С.В. Геоинформационные системы и методы их создания. Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой, 1997.
Интернет-ресурсы:
1. Лесоустройство. Лесной кодекс РФ от 4.12. 2006 № 200-ФЗ
consultant.ru
2. Система, лес, цифровая карта, лесоустройство – lesis.ru
3. Таксация лесосек rosleshoz.gov.ru
4. Федеральная служба лесного хозяйства России – forestforum.ru
5. Лесоустройство – dic.academic.ru
6. Лесоустройство, лесное планирование и проектирование
centerlesproekt.roslesinforg.ru
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1. Проводить таксацию срубленных, отдельно растущих деревьев и лесных насаждений | - определение объёма растущего и срубленного дерева; | экспертная оценка на практическом занятии; отчёт по учебной практике; дифференцированный зачёт по производственной практике; диф.зачет |
- составление плана рубок; | экспертная оценка на практическом занятии | |
- определение таксационных показателей деревьев и насаждений; | отчёт по учебной практике; дифференцированный зачёт по производственной практике | |
- выполнение таксационных работ с использованием таксационных таблиц, приборов и инструментов; | отчёт по учебной практике; дифференцированный зачёт по производственной практике | |
- составление таблиц хода роста с использованием различных методов; | экспертная оценка на практическом занятии; отчёт по учебной практике; дифференцированный зачёт по производственной практике | |
- сортиментация леса на корню с применением различных методов. | экспертная оценка на практическом занятии | |
ПК 4.2. Осуществлять таксацию древесной и недревесной продукции леса | определение видов недревесной продукции и пищевых лесных ресурсов, особенности их таксации | отчёт по учебной практике; дифференцированный зачёт по производственной практике |
- проведение учета лесоматериалов, дров, пней; | экспертная оценка на практическом занятии | |
- применение методов учёта запасов недревесной продукции и пищевых лесных ресурсов. | отчёт по учебной практике; дифференцированный зачёт по производственной практике; экзамен | |
ПК 4.3. Проводить лесоустроительные работы с использованием современных информационных технологий. | - выполнение полевых работ в системе государственной инвентаризации лесов; | экспертная оценка на практическом занятии; экзамен |
- использование материалов лесоустройства для решения практических задач лесного хозяйства; | отчёт по учебной практике; дифференцированный зачёт по производственной практике | |
- составление планово-картографических материалов; | экспертная оценка на практическом занятии | |
- заполнение полевой лесоустроительной документации; | экспертная оценка на практическом занятии; отчёт по учебной практике; дифференцированный зачёт по производственной практике | |
- применение ГИС технологии при создании лесных карт и таксационных баз данных. | экспертная оценка на практическом занятии; отчёт по учебной практике; дифференцированный зачёт по производственной практике | |
Экзамен (квалификационный) по модулю |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | демонстрация интереса к будущей профессии через: - повышение качества обучения по ПМ; - участие в НСО; - участие в студенческих олимпиадах, научных конференциях; - участие в органах студенческого самоуправления; - участие в социально-проектной деятельности; - портфолио студента | наблюдение; мониторинг, оценка содержания портфолио студента |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области лесного и лесопаркового хозяйства; - оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач | мониторинг и рейтинг выполнения работ на учебной и производственной практике. |
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области лесного и лесопаркового хозяйства | практические работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - получение необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные. | подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | - оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ; - работа с АРМами, Интернет | наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения и практики; - умение работать в группе; - наличие лидерских качеств; - участие в студенческом самоуправлении; - участие спортивно- и культурно-массовых мероприятиях | наблюдение за ролью обучающихся в группе; портфолио |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий | - проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы | деловые игры - моделирование социальных и профессиональных ситуаций; мониторинг развития личностно-профессиональных качеств обучающегося; портфолио, |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля; - самостоятельный, профессионально-ориентированный выбор тематики творческих и проектных работ (курсовых, рефератов, докладов и т.п.); - составление резюме; - посещение дополнительных занятий; - освоение дополнительных рабочих профессий; - обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки; - уровень профессиональной зрелости; | контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты творческих и проектных работ; сдача квалификационных экзаменов и зачётов по программам ДПО. |
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности | - анализ инноваций в области лесного и лесопаркового хозяйства; - использование «элементов реальности» в работах обучающихся (курсовых, рефератов, докладов и т.п.). | семинары, учебно-практические конференции; конкурсы профессионального мастерства; олимпиады |
ОК 10 .Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | - соблюдение охраны труда; - соблюдение корпоративной этики (выполнение правил внутреннего распорядка); - ориентация на воинскую службу с учётом профессиональных знаний | тестирование по охране труда; своевременность постановки на воинский учёт; проведение воинских сборов |
[1]* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
** Производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по ПМ 04 Проведение работ по лесоустройству и таксации", на тему "Основные части дерева и таксационные показатели древесного ствола"
Презентация используется при изучении МДК 01.04 Лесная таксация и для закрепления материала по теме"Основные части дерева и таксационные показатели древесного ствола"...
Методические указания по выполнению практических занятий по ПМ 04 "Проведение работ по лесоустройству и таксации" МДК 04.01 "Лесная таксация"
Методические указания по выполнению практических занятий по ПМ 04 "Проведение работ по лесоустройству и таксации" МДК 04.01 "Лесная таксация" состоят из содержания, введения, целей практических заняти...
Методические указания по выполнению практических занятий по ПМ 04 "Проведение работ по лесоустройству и таксации" МДК 04.01 "Лесная таксация"
Методические указания по выполнению практических занятий по ПМ 04 "Проведение работ по лесоустройству и таксации" МДК 04.01 "Лесная таксация" состоят из содержания, введения, целей практических заняти...
ПМ Проведение работ по лесоустройству и таксации
Презентации для аудиторных занятий по профессиональному модулю Проведение работ по лесоустройству и таксации со студентами заочного отделения...
Рабочая программа ПМ.04 Проведение работ по лесоустройству и таксации
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образов...
Комплект фондов оценочных средств по ПМ.04 Проведение работ по лесоустройству и таксации
Комплект фондов оценочных средств по ПМ.04 Проведение работ по лесоустройству и таксации разработан на основе ФГОС СПО по специальности среднего профессионального образования 35.02.01 Лесное и лесопар...
Календарно-тематический план ПМ 04. Проведение работ по лесоустройству и таксации
Календарно-тематический план ПМ 04. Проведение работ по лесоустройству и таксации...