Методическая разработка занятия по учебной практике 23.02.07
методическая разработка
Учебная практика УП.01 ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Тема учебного занятия: Разборка, сборка кривошипно-шатунного механизма ВАЗ-2107
Тип урока: урок актуализации знаний, умений, навыков и опыта (формируемых компетенций)
Вид урока: практическая работа
Место проведения: мастерская по ТО и ремонту автомобилей
Междисциплинарные связи:
МДК.01.01 Слесарное дело и технические измерения
ОП.03 Материаловедение
ООПу.03 Математика
ОВПб.01 Информатика
МДК.02.01 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uchebnogo_uroka_23.02.07.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие учебной практики
Учебная практика УП.01 ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Тема учебного занятия: Разборка, сборка кривошипно-шатунного механизма ВАЗ-2107
Тип урока: урок актуализации знаний, умений, навыков и опыта (формируемых компетенций)
Вид урока: практическая работа
Место проведения: мастерская по ТО и ремонту автомобилей №105
Междисциплинарные связи:
МДК. Слесарное дело и технические измерения
ОП.03 Материаловедение
ООПу.03 Математика
ОВПб.01 Информатика
МДК. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Средства обучения:
технические: 3 двигателя, набор гаечных ключей, молоток, отвертка, керосин, ветошь, оправка, тиски слесарные, приспособление специальное
информационно - коммуникационные - мультимедийная презентация МS PowerPoint 2007, ноутбук;дидактический материал инструкционно - технологическая карта
Цели урока:
деятельностная: создание условий для совершенствования приемов разборки и сборки кривошипно-шатунного механизма
содержательная: формирование профессиональных компетенций:
ПК ПК #1044;иагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК #1042;ыполнять работы по различным видам технического обслуживания узлов и агрегатов автомобиля
ПК #1056;азбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности
ПК #1054;формлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
ОК.1. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;
ОК.2. Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК.3. Анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля,
оценки и коррекции собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы;
ОК.4. Осуществления поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК.5. Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности;
ОК.6. Работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами, руководством, клиентами.
Воспитательная: воспитание чувства коллективизма, соревнования и толерантности, культуры межличностного общения, интереса к избранной профессии.
Методическая: использование технологии кооперативного обучения в контексте практико-ориентированного урока для формирования профессиональных компетенций студентов.
Задачи урока:
учебно-практические:
- расширить представления обучающихся о кривошипно-шатунном механизме
- совершенствовать умения и навыки самостоятельной деятельности, работы в группах сотрудничества;
- развивать умения и навыки применения полученных знаний на практике;
- совершенствовать трудовые навыки;
учебно-познавательные:
- создавать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать развитие творческих возможностей обучающихся;
- развивать способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности;
- создавать условия для применения полученных знаний;
воспитательные:
- содействовать воспитанию любви к профессии, положительного отношения к знаниям и процессу обучения, уверенности в своих силах;
- способствовать развитию внимания, точности, аккуратности, сообразительности при выполнении работы.
Образовательные технологии: технология кооперативного обучения, информационно-коммуникационные технологии
Прогнозируемый результат:
- Составлять технологический процесс разборки КШМ;
- Соблюдать технологическую последовательность разборки и сборки КШМ
- Выявлять и определять неисправности механизма
- Выполнять контроль качества сборки
Нормативный документ:
федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по профессии Автомеханик от
2 августа 2013 года.
Основная литература
- 1. Баранов Л.Ф. Техническое обслуживание и ремонт машин: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 416 с.
- 2. Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: изд.М.2017г.- 176с.
- 3. Косарев С.Н., Мельникова Л.А. Мой автомобиль: «Издат. Дом Третий Рим», М. 2015г.- 178 с.
- Круглов С.М. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Практ, пособие.- М.: Высш. шк. 336 с.
Дополнительная
1. Вахламов В. К. Автомобили: Теория и конструкция автомобиля и двигателя: Учебник для студ. сред.проф. образования / В. К. Вахламов, М. Г. Шатров, А. А. Юрчевский; Под ред. А. А. Юрчесвкого. – М.: 4. Издательский центр «Академия», 2013. – 816 с.
2. Вишневицкий Ю. Т. Слесарь по ремонту автомобилей: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2016. – 416с.
Интернет-источники, электронные образовательные ресурсы:
1. Автомобильный портал. [Электронный ресурс]
2. Сайт по ремонту и обслуживанию автомобилей. [Электронный ресурс] URLhttp://mehanika.
3. ;Технические издания «Транспорт›…
журнал "АВТОМОБИЛИ"
5. http: \\ ru \index. php- библиотека автомобилиста.
Ход занятия
Вводный инструктаж
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Организация целевого пространства.
Побуждение обучающихся к осознанной деятельности.
Мастер п/о: Здравствуйте! Присаживайтесь, пожалуйста. Дежурного прошу доложить о готовности к занятию. Визуальный осмотр обучающихся, с целью определения готовности их к уроку (спецодежда) и настрой на деловой режим.
Рапорт дежурного.
Мастер п/о: Спасибо присаживайся. Сегодня у нас с вами урок учебной
практики. Прошу вас быть активными и хочу пожелать всем успехов в работе.
2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание
2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание
Мастер п/о. В раннем детстве вашими игрушками были машины, вы их любили разбирать, с возрастом эта любовь переросла в выбор профессии автомеханика. Ведь хороший автомеханик, похож на музыканта. Он может на слух определить «болезнь» двигателя и всей машины. Считают, что двигатель это сердце автомобиля.
Как вы думаете, что мы сегодня будем разбирать?
Предполагаемый ответ. Будем разбирать двигатель автомобиля
Мастер п/о: Верно. Сегодня мы с вами произведем разборку кривошипно-шатунного механизма автомобиля ВАЗ-2107. На занятиях теоретического обучения вы уже знакомились с назначением, устройством кривошипно-шатунного механизма. Давайте, вспомним:
1. Для чего предназначен кривошипно-шатунный механизм?
2. На какие группы делится КШМ?
3. Для чего предназначены и как устроены коленчатые валы?
4. Для чего предназначены и как устроены поршни?
5. Для чего предназначен маховик.
6. Как крепят двигатель на раме автомобиля?
3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для решения целей и задач урока
Мастер п/о: Чтобы изготовить гаечный ключ, необходимо иметь инструкционно- технологическую карту последовательности разборки, сборки кривошипно-шатунного механизма. Для этого вам было выдано домашнее задание, разработать технологический разборки КШМ, где вы применяли знания, приобретенные на уроках МДК Устройство,ТО и ремонт автотранспорта.
Предполагаемый ответ 3 бригад. Демонстрация инструкционно- технологических карт. Определение правильного варианта студентов вместе с мастером.
Мастер п/о. Какой инструмент вы будите применять для разборки КШМ?
- Применение знаний, умений, навыков и опыта:
– в знакомой (стандартной) ситуации (типовые задания);
- Рассказать о значении техники проведения разборочных работ КШМ;
- Разобрать инструкционную карту, обратив внимание на технические требования;
- Рассмотреть применяемые инструменты, оборудование, приспособления;
- Показать приемы разборки КШМ; предупредить о возможных ошибках при выполнении работы. Обратить внимание на приемы самоконтроля;
- Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места;
- Провести инструктаж по правилам техники безопасности, обратить внимание студентов на опасные зоны, требующие особой собранности при работе;
- Предложить студентам провести рабочие приемы разборки и сборочных работ КШМ; убедиться в понимании;
Мастер п/о. Сейчас я хочу остановиться на типичных ошибках, которые могут возникнуть во время выполнения самостоятельного задания. /Объяснение мастеров типичных ошибок во время разборки, сборки КШМ/
А сейчас произведем проверку ваших знаний, чтобы уяснить насколько вы готовы к дальнейшей работе.
/Вопросы к группе для определения знаний студентов по данной работе/
Мастер п/о: Хорошо, все правильно вы ответили на заданные вопросы.
Прежде чем вы приступите, к самостоятельному выполнению задания. Для этого давайте вспомним требования по безопасным условиям труда при разборки двигателя
Ответ обучающихся: Безопасные условия труда до начала работы, во
время и по окончании работы.
Мастер п/о: Молодцы! Вы назвали все правила безопасности труда правильно. Я удовлетворена результатами нашей совместной работы.
У кого есть вопросы, предложения?
После перемены мы продолжим работу. Будем разбирать кривошипно-шатунный механизм по инструкционно-технологической карте, и определять неисправности деталей.
Я желаю вам успеха. А сейчас перерыв 10 мин.
Текущий инструктаж
- Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Целевые обходы рабочих мест обучающихся мастером:
- проверить организацию рабочего места;
- проверить правильность соблюдения технологической последовательности;
- проверить правильность выполнения трудовых приемов работы;
- проверить правильность пользования контрольно- измерительным инструментом;
- проверить проведение промежуточного контроля;
- проверить соблюдение правил безопасности труда;
Заключительный инструктаж.
- Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия
На данном этапе рассматривается, как обучающиеся справились с самостоятельным заданием. Просмотр выполненных работ. Выставление отметок за работу каждому обучающемуся и бригаде в целом.
Мастер п/о: Цели урока мы достигли. Вами были продемонстрированы навыки трудовых приемов при разборки, дефектовки и сборки КШМ, соблюдена последовательность операций технологического процесса.
А сейчас, как результат нашего урока, подведем итоги в соответствии с отметками в оценочном листе, в который мы внесем результаты самостоятельной работы каждого члена бригады. На этом этапе отметки выставляли мы вместе с бригадирами.
Попрошу бригадиров каждой команды предоставить свои результаты проверки, подвести итоги индивидуальной самостоятельной работы ваших членов бригад. (Дополняем оценочный лист сведениями бригадиров). Бригадиры озвучивают баллы, полученные обучающимися во время выполнения самостоятельной работы, согласно критериям оценки баллов задания.
Мастер п/о: Анализирует сообщения бригадиров о работе бригад. Отмечает положительные стороны и наиболее типичные недостатки (если таковые имеются) в работе обучающихся. Подводит итоги работы каждого обучающегося и всей бригады и сообщает результаты работы.
Вы довольны полученной отметкой. Вы считаете её справедливой? (ответы студентов).
А сейчас предлагаю вам по кругу каждому высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Рефлексия
познакомился с ________
Во время занятия Я нашел новое для себя_________
научился___________
запомнил ___________
Прежде Я не знал___________
не понимал ___________
не мог ___________
Сейчас Я знаю ___________
умею ___________
понимаю ___________
- Инструктирование о выполнении домашнего задания
Мастер п/о: На следующем занятии будем разбирать не менее интересный механизм двигателя- газораспределительный механизм. Прошу вас к следующему занятию подготовить инструкционно - технологическую карту разборки ГРМ
Урок окончен. Всем спасибо.
- Титульный лист с указанием названия и кода профессии /специальности обучающихся, названия профессионального модуля (ПМ), темы занятия учебной практики и номера участника (БЕЗ указания ПОО, ФИО участника);
- Цели
Обучающая: формировать навык разборки и сборки его механизмов и систем, замены его отдельных деталей; формировать умение снимать и устанавливать двигатель на автомобиль, разбирать и собирать двигатель
Развивающая: формировать умение применять актуальные методы работы в профессиональной сфере; формировать умение работать в группе; формировать умение оценивать результат и последствия своих действий
Воспитательные: формировать умение описывать значимость своей специальности
- Определение понятий (вписать понятия, которые используются на занятии)
- Деятельность матера
После проведения организационного момента мастер ПО приступает к актуализации знаний, используя прием развития критического мышления «согласен-не согласен», это позволяет формировать ОК 6, а именно определять значимость выбранной специальности.
Студентам предлагается отметить, согласны они с высказываниями или нет:
Чтобы осуществлять сборку и разборку двигателя нужно следовать четким инструкциям (+)
Разборка двигателя всегда приводит к необходимости полной его переборке (-)
Любой двигатель можно собрать заново, не учитывая спецификацию производителя (-)
Работа автомеханика требует умения находить пути решения в критических ситуациях (+)
Отечественный автомобиль технически хуже зарубежных (-)
Далее для обобщения ранее полученных знаний на занятии и для проверки уровня подготовки обучающимся предлагается заполнить таблицу. Данный тип актуализации знаний также позволяет повысить уровень интереса к специальности
Знаю | Узнаю сегодня | Хочу знать |
- Методы и средства достижения цели занятия
Приемы, показанные выше на слайде – это элементы технологии развития критического мышления
Также преподавателем используются:
Объяснение теоретического материала и последующих действий студента (важно сразу ссылаться на технологическую карту работы, которую студенты будут использовать при выполнении разборки и сборки двигателя)
Инструктаж по технике безопасности
Порядок действия работы с инструментом
- Средства контроля результатов
Виды работ выполняются студентами в малых группах
Во время выполнения заданий преподаватель проводит обход и делает замечания, корректирует деятельность студентов
В конце занятия преподаватель заполняет оценочный лист по каждой из групп с указанием ошибок и возможностью их исправления
На этапе рефлексии студенты возвращаются к таблице «знаю»-«узнаю сегодня»-«хочу знать» и отмечают во второй колонке те пункты, которые были ими успешно освоены
- Рекомендации
При проведении занятия важно актуализировать не только важность специальности, но и работу на отечественном оборудовании
Также можно актуализировать данный пункт, упомянув о Федеральном проекте «Профессионалитет», который направлен не только на формирование навыков, но и на успешное трудоустройство будущих выпускников.
Раздел темы / программы | ПМ.01 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (УП 01. 05. Учебная практика) |
Тема урока | Разборка двигателя. Сборка двигателя, последовательность, применяемые инструменты и приспособления. Сборка сборочных единиц |
Цели урока | Обучающая: формировать навык разборки и сборки его механизмов и систем, замены его отдельных деталей; формировать умение снимать и устанавливать двигатель на автомобиль, разбирать и собирать двигатель |
Развивающая: формировать умение применять актуальные методы работы в профессиональной сфере; формировать умение работать в группе; формировать умение оценивать результат и последствия своих действий | |
Воспитательные: формировать умение описывать значимость своей специальности | |
Тип урока | урок по выполнению простых комплексных работ по отработке умений |
Технология обучения | Обучение в малых группах |
Методы обучения | самостоятельная работа, элементы технологии развития критического мышления (прием «согласен»-«не согласен», таблица «знаю-узнаю сегодня-хочу знать» |
Средства обучения | Двигатель, набор инструментов, инструкция по охране труда, технологическая карта разборки сборки двигателя |
Планируемые результаты | |
Общие компетенции | |
ОК 01Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Умеет распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять ее составные части; определять этапы решения задачи; применять актуальные методы работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Знает алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Умеет описывать значимость своей специальности Знает значимость профессиональной деятельности по специальности |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Умеет организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, детьми в ходе профессиональной деятельности. Знает психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности. |
Профессиональные компетенции | |
ПК |
|
Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией. | Навыки: Разборка и сборка его механизмов и систем, замена его отдельных деталей Умения: Снимать и устанавливать двигатель на автомобиль, разбирать и собирать двигатель Знания: Устройство и конструктивные особенности ремонтируемых автомобильных двигателей Характеристики и порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования Правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности |
Личностные результаты | |
ЛР 15 |
|
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем | Понимает значение своих действий |
Название этапа | Элементы структуры урока, время | Время | Деятельность мастера | Средства обучения | Деятельность обучающихся | Формируемые ОК, ПК, ЛР |
#1054;рганизационный этап | Целевая установка | 5мин | Объявляет тему урока, цели, проверяет наличие обучаемых | Устная речь | Формируют план действий на занятие | ОК 01, ОК 06, ПК , ЛР 15 |
2. Вводный инструктаж | Актуализация знаний и опыта обучающихся | 10 | Использует прием «согласен-не согласен» Проверяет знания студентов по прошедшей теме (инструктаж по ТБ);Проверяет знания устройства автом. | Инструмент ,оборудование | Отвечают на вопросы ,анализируют ответы друг друга. | ОК 01, ОК 06, ПК , ЛР 15 |
Формирование ориентировочной основы действий обучающихся |
15 | Объясняет действия студентов, порядок выполнения работ,ТБ при выполнении работ.Порядок действия с инструментом | Двигатель,инструменты | Демонстрируют трудовые приемы | ОК 01, ОК 06, ПК , ЛР 15 | |
#1058;екущий инструктаж
| Формирование (отработка) новых способов действия | 145 | Проводит обход, Следит за правильностью выполнения работ, делает замечания | Двигатель, инструмент | Выполняют задание по разборке-сборке двигателя, осваивают трудовые навыки | ОК 01, ОК 06, ПК , ЛР 15, ОК 04 |
Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действия | 170 | Проводит обход, Следит за правильностью выполнения работ, делает замечания | Двигатель, инструмент | Выполняют задание по разборке-сборке двигателя.Накопление производственного опыта обучающихся. | ОК 01, ОК 06, ПК , ЛР 15, ОК 04 | |
#1047;аключительный этап | Подведение итогов | 15 | Подводит итоги работы,указывает на ошибки и неточности в работе | Устная речь | Проговаривают причины ошибок | ОК 01, ОК 06, ПК , ЛР 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по учебной практике: «Приготовление мясных изделий из рубленой и котлетной массы»
Методическая разработка подготовлена для контроля знаний обучающихся по специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов по учебной практике УП.03 Производство колбасных изделий, копченых изд...
Методическая разработка занятия по Учебной практике для профессии "Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию"
Тема 1.10 Распиливание и припасовка....
Методическая разработка занятия по учебной практике "Технологии создания мультимедийных презентаций"
Материал предназначен для ознакомления и изучения студентами технологий создания мультимедийных презентаций....
Методическая разработка Занятия по учебной практике по теме «Разборка, сборка и выявление неисправностей газораспределительного механизма ДВС»
Методическая разработка Занятия по учебной практике по теме «Разборка, сборка и выявление неисправностей газораспределительного механизма ДВС»...
Методическая разработка занятия по учебной практике «Пайка медных труб низкотемпературным (капиллярным) методом» с внедрением стандартов WorldSkills
Методическая разработка занятия по учебной практике «Пайка медных труб низкотемпературным (капиллярным) методом» с внедрением стандартов WorldSkill...
Методическая разработка занятия по учебной практике по теме: "Рубка металла".
Методическая разработка занятия по учебной практике по теме: "Рубка металла" по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)....
Методическая разработка занятия по учебной практики "Изготовление скворечника"
Методическая разработка занятия выполнена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 18880 Столяр строительный...