Методическая разработка Занятия по учебной практике по теме «Разборка, сборка и выявление неисправностей газораспределительного механизма ДВС»
план-конспект занятия

Нехорошев Валерий Михайлович

Методическая разработка Занятия по учебной практике по теме «Разборка, сборка и выявление неисправностей газораспределительного механизма ДВС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx51.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский автомеханический техникум»

Методическая разработка

Занятия по учебной практике

тема «Разборка, сборка и выявление неисправностей газораспределительного механизма ДВС»  

Автор – составитель:                                                  Нехорошев В.М.  –                                              преподаватель                                                                              общепрофессиональных и профессиональных дисциплин.

Сыктывкар

2022 г.

Аннотация

Качество образования сегодня рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития страны. Модернизация среднего профессионального образования диктует необходимость обеспечения высокого качества подготовки квалифицированных кадров.

Поэтому одна из главных задач мастера производственного обучения- формировать как профессиональные, так и общие компетенции будущего специалиста. В связи с этим преподаватель должен использовать современные активные и интерактивные методы обучения, методические приемы, позволяющие развивать мотивацию, познавательный интерес студентов к учебе.

На занятии учебной практики УП01 по профессиональному модулю ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

 Занятие соответствует современной концепции модернизации среднего профессионального образования, одна из задач которой- формирование опережающей адаптивной подготовки кадров для современного рынка труда, соответствие профессиональных компетенций обучающихся требованиям профессиональных стандартов.

Тема занятия представляется важной с точки зрения широкого применения приобретенных знаний и умений в сфере транспорта.

Методическая разработка будет полезной для преподавателей и мастеров производственного обучения, реализующих образовательный процесс по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Схемазанятия

Тема: «Разборка, сборка и выявление неисправностей Газораспределительного механизма ДВС».

Датапроведения:19.01.2022 г.

Группа: ТО-21

Методические цели занятия:

-выработать практические умения самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.

Цели и задачи занятия

Образовательные:

- закрепить теоретические знания устройства и порядка разборки ГРМ(газораспределительного механизма).

Развивающие:

  • развивать умения самостоятельно анализировать задание и организовывать трудовую деятельность.

Воспитывающие:

  • воспитывать        уобучающихся        чувство        ответственности        за выполненную работу, нравственные, поведенческие и другие качества личности.

Формированиеосновныхзнанийиумений

Студентыдолжны

знать:

  • основные термины и понятия, касающиеся устройства ГРМ.

уметь:

  • выполнять разборку и сборку ГРМ.

У студента должны быть сформированы общие компетенции:

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ОК 11

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Профессиональные компетенции:

ВД 1

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных двигателей

ПК 1.1

Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей

ПК 1.2

Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей согласно технологической документации

ПК 1.3

Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией

Тип занятия: совершенствование знаний и умений

Видзанятия:урок-практикум.

Методыобучения:

На занятии применены методы обучения:

  1. Словесный: беседа при вводном, текущем, заключительном инструктажах, опросе, при выполнении практических заданий.
  2. Наглядно- демонстрационный: использование мультимедийной техники. Практический метод:
  • по деятельности мастера- практический показ выполнения трудовых операций по выявлению неисправностей ГРМ с использованием набора инструмента и приспособлений,
  • по деятельности студентов – практическое выполнение разборки и выявление неисправностей ГРМ ,работа с инструкционно- технологической картой.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Методы контроля: фронтальный опрос группы, мозговой штурм (групповая работа), оценка результатов самостоятельной работы студентов.

Междисциплинарные связи: МДК.01.01 «Устройство автомобиля», ОП 02 «Техническая механика»,  ОП 04 «Материаловедение».

Материально-техническоеоснащение(средстваоснащения)занятия:

  • оборудование: двигатель на стенде Камаз 740,Cummins 6 isb- 2шт.
  • инструмент: набор ключей, набор торцевых головок, молоток, пассатижи,набор отверток микрометр, нутромер, штангенциркуль, щипцы для поршневых колец, щуп.
  • наглядные пособия: плакаты «ГРМ»
  • мультимедийный проектор, ПК.

Место проведения занятия: лаборатория по обслуживанию грузовых автомобилей..

Продолжительность занятия: 6ч.

Основные этапы урока:

  • Организационный (7мин.)
  • Вводный инструктаж. (20мин.)
  • Текущий инструктаж и самостоятельная работа (215мин.)
  • Заключительный инструктаж (25мин.)
  • Домашнее задание (3мин.)

ХОДЗАНЯТИЯ

  1. Организационно-воспитательныймомент

Время проведения– 7мин.

Деятельность

преподавателя

Деятельностьстудентов

Методическиеобоснования

Приветствие студентов. Вместе с дежурным проверяет спецодежду студентов.

проверка готовности обучающихся к проведению занятия.

Отмечает отсутствующих.

Заполняет журнал.

Приветствуют преподавателя. Занимают рабочие места.

Внимательно слушают преподавателя.

Организационно-воспитательный момент

дисциплинирует студентов, формирует психологический настрой студентов к работе. Воспитывает ответственность, обеспечивает самоконтроль.

  1. Вводный инструктаж 20мин

Деятельностьпреподавателя

Деятельностьстудентов

Методическиеобоснования

Создает мотивацию учебной

деятельности для обоснования значимости рассматриваемого материала в практической

деятельности путем просмотра видеоролика. Организует        формулировку темы урока и целеполагание, корректирует                ответы обучающихся

Смотрят видеоролик

Самостоятельно определяют тему

Настраиваются на работувовремязанятия.

Мотивация настраивает студентов на целенаправленную

деятельность, формирует познавательный интерес к занятию

Определяютипринимаютцельзанятия

Прошу вашего внимания, мы начинаем урок учебной практики.

Ранее на теоретических занятиях по «Устройству автомобиля», вы изучили тему «Устройство ГРМ».

Наша сегодняшняя задача состоит в применении полученных теоретических знаний на практике. Тема сегодняшнего урока «Разборка и выявление неисправностей Газораспределительного механизма ДВС».

Актуализирует опорные знания. Проводит опрос (фронтальный) по ранее изученным темам

Отвечают на вопросы.

Вспоминают, дают ответы. Развивают умения аналитической деятельности, активной познавательной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.

А теперь подумайте, какие задачи предстоит решить? (Студенты высказывают свои предположения):

  1. Обобщить знания по теме «Устройство ГРМ ДВС» для решения различных ситуационных задач.

- Для решения задачи предлагаю Вам пройти интеллектуальный опрос на обобщение и систематизацию ранее изученных тем на занятиях теоретического обучения с помощью презентации (фронтальный опрос).

Те из вас, кто будет активно работать и правильно отвечать на вопросы,зарабатывают дополнительные баллы в индивидуальную рейтинговую таблицу за каждый правильный ответ (1ответ–1балл).

Вопросы к фронтальному опросу (приложение1).

Деятельностьпреподавателя

Деятельностьстудентов

Методическиеобоснования

Формирует основы действий

Разделяет на звенья согласно теоретическим знаниям. Выдача инструкционных карт.

Делятся на звенья, выбирают звеньевого. Знакомятся с инструкционной картой, осмысливают, задают вопросы преподавателю.

Проводят осмотр, опираясь на инструкционную карту, собирают информацию, обсуждают, записывают в отчёт.

Развивают умения анализировать и обобщать полученную информацию

А теперь приступим к формированию новых знаний, умений и навыков обучающихся. Сегодня тема нашего урока- «Разборка и выявление неисправностей газораспределительного механизма ДВС». Вы, знаете, что ГРМ предназначен для своевременной подачи горючей смеси или воздуха и выпуска отработавших газов из цилиндра двигателя . Механизмы газораспределения  имеют разную конструкцию, в зависимости от вида двигателя, от его конструкции. Назовите детали ГРМ двигателя Камаз 740 (Cummins 6isb).

Автомеханик должен обладать необходимым комплексом знаний и практических навыков для выполнения работ по ТО и ремонту автомобилей. Сегодня мы свами отработаем это приемы разборки ГРМ. Просмотр, показ и объяснение приемов разборки ГРМ на стенде. (при показе приемов акцентировать внимание на ТБ). Инструктаж по ТБ с записью в журнал.

Ознакомление с инструментом и технологической оснасткой: набор ключей, набор торцевых головок, молоток, пассатижи, набор отверток микрометр, нутромер, штангенциркуль, щипцы для поршневых колец, щуп, поверочная линейка, съемники.

Подготовить рабочее место: инструмент разместить в порядке удобном для пользования. Снятые детали располагать на столе или на поддонах в порядке разборки. Запрещается класть на край верстака детали, инструмент и приспособления.   Разрешается пользоваться только исправным инструментом и использовать его только по прямому  назначению. Перед началом выполнения  практической работы в присутствии мастера убедиться  в надежности крепления стенда и исправности фиксирующих устройств. Поворачивать двигатель на стенде и снимать тяжелые детали можно только с разрешения преподавателя и с использованием подъемных механизмов.

Подведение итогов вводного инструктажа (вопрос к обучающимся).

Вопросы по технике безопасности и охране труда.

Вопросы:

- Как необходимо перемещаться по площади учебной лаборатории (спокойно, без резких движений, не бегать)

- Детали и агрегаты какой массы, допускается демонтировать без применения подъемных устройств? ( до 20 кг)

- Какие требования к организации рабочего места

- Как располагают детали имеющие большую длину? ( горизонтально)

Выдача        обучающимся        инструкционной        карты,        ведомости для отчёта (приложение 3) и распределение обучающихся по рабочим местам.

Задание: необходимо организовать рабочее место, произвести диагностику и выявить

неисправности газораспределительного механизма.

  1. Текущий инструктаж ( 215 мин.)

Деятельностьпреподавателя

Деятельностьстудентов

Методическиеобоснования

Контролирует расстановку обучающихся, проводит обходы рабочих мест с целью проверки:

  • соблюдения        выполнения        правил техники безопасности;
  • организации рабочего места;
  • правильного        пользования инструментом;
  • правильность выполнения приемов работы по диагностике и ремонту двигателя автомобиля (формирование профессиональных  качеств);
  • контроль        и        самоконтроль

выполняемых приемов и операций

 (ОК 2, ОК 3);

-        оказания практической помощи обучающимся        в        процессе выполнения задания;

-        контроля и анализа действий обучающихся;

-        проверки и оценки их знаний, умений, практического опыта;

сдача выполненной работы.

Обучающиеся по звеньям расходятся по

рабочим местам и приступают к самостоятельному выполнению

задания, следуя алгоритму технологического процесса, указанного в инструкционной

карте

Обобщение, систематизация и закрепление        знаний        и умений.

Формирование  познавательного  интереса. Развитие познавательной активности и

 логического  мышления. Эти задания контролируют  уровень внимания,  понимания, запоминания.

Развитие навыков учебного труда

  1. Заключительныйинструктаж28мин

Деятельностьпреподавателя

Деятельностьстудентов

Методическиеобоснования

  • Подведение итогов работы обучающихся с самооценкой проведенных действий, усвоенного опыта действий;
  • Оценка освоения трудовых приемов;
  • оценка        профессиональных компетенций (умений правильно подготовить инструмент и приспособления для диагностики и ремонта ходовой части);
  • сообщение оценок с учетом теоретических        знаний        и практического выполнения задания;
  • анализ совместно с обучающимися достижения целей урока;
  • отметить успех обучающихся, добившихся высокого качества работы, группы в целом;
  • анализ ошибок, допущенных в работе и способов их предупреждения и устранения;
  • анализ выполнения правил техники безопасности;
  • уборка рабочих мест.

Домашнее задание.

уборка рабочихмест

Развитие у студентов умения анализировать свои ошибки,

формирование самооценки

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы к интеллектуальному опросу:

  • Вопросы к проверке знаний:

1) Назовите типы ДВС? (бензиновые и дизельные)

2) В каких пределах должны быть тепловые зазоры на изучаемых двигателях?

3) Как отличаются ГРМ грузовых и легковых автомобилей?

4) С какого цилиндра рекомендуется начинать диагностирование тепловых зазоров ДВС?

5) Назовите основные неисправности ГРМ ДВС

6) Как отличить впускной клапан от выпускного одного двигателя?

7) Какие детали входят в клапанный узел ГРМ

8) В какой последовательности передается усилие в приводе клапанов?

9)  Что обеспечивает герметичность сопряжений клапан-седло клапана?

10)  Назовите соотношение частоты вращения коленчатого и газораспределительного валов

Звено:

Ф.И.О. участников


Ведомость выявленных неисправностей


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

№п/п

Наименованиедетали

неисправность

Чтонеобходимосделать

Примечание

Ведомость (пример)

Звено:

Ф.И.О.участников:

№п/п

Неисправность

Признаки неисправности

Способ устранения

Примечание

1.

Нарушение теплового зазора ГРМ

Стуки в двигателе, увеличенный или уменьшенный тепловой зазор в клапанном механизме, неравномерная работа двигателя

регулировка

2.

Зависание клапанов

Падение мощности

замена

3.

Неправильная установка распределительных шестерен

Дымный выпуск отработавших газов, черный дым

правильная установка шестерен

4.

Нарушение герметичности в сопряжении «клапан- седло»

Падение мощности, неравномерная работа двигателя

притирка с помощью притирочных паст

5.

Износ сальников стержней клапанов (маслоотражающие колпачки)

Синий цвет выхлопных газов,  повышенный расход масла, появление нагара на электродах свечей зажигания

замена

Рефлексивныйтест:


«+»,«-»

1

Яузнал(а)многонового.

Мнеэтопригодитсявжизни.

На урокебылонадчемподумать

Навсевопросы,возникающиевходеурока,яполучил(а)

ответы.

На урокеяработал(а)добросовестноицелиурокадостиг(ла)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рейтинговая таблица

Результатов работы на уроке (практическое занятие)

Студента(ки)группы         

Ф.И.О.        

1.Блиц-опрос

ЗАДАЧА

(10балл.)

Практическоезадание

(85-90б.)

ИТОГО

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кол-во баллов

Критерии:

81-100баллов– оценка«5»

61-80баллов–оценка«4»

32-60 баллов–оценка«3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по учебной практике: «Приготовление мясных изделий из рубленой и котлетной массы»

Методическая разработка подготовлена для контроля знаний обучающихся по специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов по учебной практике УП.03 Производство колбасных изделий, копченых изд...

Методическая разработка занятия по учебной практике "Технологии создания мультимедийных презентаций"

Материал предназначен для ознакомления и изучения студентами технологий создания мультимедийных презентаций....

Методическая разработка занятия по учебной практике «Пайка медных труб низкотемпературным (капиллярным) методом» с внедрением стандартов WorldSkills

Методическая разработка занятия по учебной практике «Пайка медных труб низкотемпературным (капиллярным) методом» с внедрением стандартов WorldSkill...

Методическая разработка занятия по учебной практике по теме: "Рубка металла".

Методическая разработка занятия по учебной практике по теме: "Рубка металла" по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)....

Методическая разработка занятия по учебной практики "Изготовление скворечника"

Методическая разработка занятия выполнена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 18880 Столяр строительный...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Тема программы:Выполнение работ на агрегатах для основной и предпосевной обработки почвы.Тема урока: Комплектование пахотных агрегатов для основной обработки почвы. Работа агрегатов.Цель:Обучающа...