Методическая разработка урока по ОП.02 «Техническая механика»
методическая разработка
Методическая разработка урока обобщения и систематизации знаний по ОП.02 "Техническая механика" по теме "Статика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statika.docx | 227.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АВТОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка урока по ОП.02
«Техническая механика»
Тема: «Статика»
Разработала Месяц Марина Викторовна
преподаватель спецдисциплин
Г.Санкт-Петербург
2021
Введение
Урок обобщения и систематизации знаний имеет цель обобщение единичных
знаний в систему. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения
учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные
понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи,
устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между
важнейшими явлениями. Функции обобщающего урока: систематизация
фактических знаний, проверка знаний и умений учащихся.
В уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие
структурные элементы: Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности
учащихся. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Обобщение и
систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение при
выполнения практических заданий. Подведения итогов урока.
Существуют различные формы проведения обобщающих уроков.
Нестандартные уроки вызывают живой интерес у учащихся, а интерес, как известно,
является стимулом познания, мотивирует процесс обучения. Одним из таких
«нетрадиционных» уроков является урок-соревнование, который основан на
состязании команд –учащихся, объединенных в несколько групп. Такая форма
проведения занятия не только способствует повышению интереса к дисциплине в
частности и познанию в общем, но и формирует навыки коллективной деятельности,
принятию нестандартных решений.
План занятия:
1. Сообщение темы и целей урока. Формирование команд, выбор жюри и
знакомство с правилами соревнования. (Приложение 1.)
2. Проведение соревнования:
1 этап Разминка «Вопрос-ответ» (приложение 2)
2 этап «Багаж знаний» (приложение 3)
3 этап Конкурс капитанов (приложение 4)
4 этап «Эстафета» (приложение 5)
3. Подведение итогов урока:
- Определение команды – победителя и оценка работы членов команд (приложение 6)
- Выполнение целей урока.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Обобщение знаний по разделу «Статика»
Тип (вид) занятия: Учетно-контрольный урок (зачетный урок)
Форма занятия: Урок-соревнование
Цели занятия:
- Образовательная: закрепление знаний, умений учащихся по разделу Статика
- Развивающая: - развитие интеллектуальных качеств обучающихся,
познавательного интереса и способностей; развитие умения использовать
полученные знания.
- Воспитательная: формирование сознательного отношения к изучаемому
материалу; воспитание культуры труда, сотрудничества в коллективной деятельности .
Формируемые компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Средства обучения:
Учебно-методическая литература:
1. Вереина Л.И., Краснов М.М. Техническая механика:Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2017
2. Олофинская В.П. Техническая механика: Курс лекций с вариантами практических
и тестовых заданий: Учебное пособие. – М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 349с.
3. Конспекты лекций
Учебно-наглядные пособия:
Раздаточный материал: Конкурсные задания
Технические средства обучения: мультимедийный проектор
Ход урока:
Этап урока | Действие преподавателя | Действия учащихся | Время, мин |
1. Сообщение темы и целей урока. Формирование команд, выбор жюри, знакомство с правилами соревнования | Сообщает тему и цели урока. Формирует 2 команды учащихся. Выбирает жюри, объясняет их задачи. Знакомит с правилами соревнования. | Слушают объяснения преподавателя. Делятся на 2 команды и выбирают капитанов. | 8 |
2. Проведение соревнования 1 этап разминка «Вопрос – ответ» | Объясняет условия разминки и правила оценки ответов. Зачитывает вопросы вперемежку каждой команде. | Члены команд отвечают на вопросы. Жюри оценивают ответы, заполняя специальные бланки и объявляют результаты. | 22 |
2 этап «Багаж знаний» | Объявляет задания и выдает командам одновременно Следит за ходом работы, при необходимости оказывает помощь жюри. | Члены команд выполняют задания. Жюри комментируют и оценивают ответы, объявляют результаты после каждого задания. | 20 |
3 этап Конкурс капитанов | Приглашает капитанов и объявляет задание | Капитаны выполняют задание. Остальные члены команды следят за выполнением задания. Жюри оценивают решение | 7 |
4 этап «Эстафета» Решение задачи всей командой | Выдает задачи командам. Объясняет правила эстафеты. Следит за ходом работы. | Решают задачи, выполняя по одному действию каждый член команды поочередно. Жюри оценивают решение. | 25 |
3. Подведение итогов урока: Определение команды- победителя и оценка работы членов команд. | Совместно с жюри определяет команду – победителя. Выставляет оценки за урок. Подводит итоги занятия. | Жюри подсчитывают и сообщают результаты соревнования, сдают оценочные бланки. Студенты слушают. | 8 |
Приложение 1.
Участники соревнования:
В соревновании участвуют 2 команды. В ходе соревнования каждая команда
сможет заработать определенное количество баллов, правильно выполняя задания и
отвечая на вопросы. Члены команд имеют право исправлять ошибки, дополнять
ответы своих игроков без потери баллов для команды.
Команда, набравшая большее количество баллов будет являться победителем.
Капитаны команд, выбранные студентами, следят за дисциплиной в команде,
объявляют отвечающих.
Преподаватель организует ход соревнования, определяет оценочный балл
заданий, при необходимости оказывает помощь жюри.
Жюри назначается преподавателем из числа наиболее сильных студентов в
составе 3-х человек. Члены жюри проверяют правильность выполнения заданий,
оценивают ответы, заполняют оценочные бланки, объявляют результаты после
каждого этапа соревнования. Жюри имеют право снимать баллы с команды за
нарушение дисциплины или правил соревнования.
Правила игры:
Соревнование состоит из 4-х этапов.
1 этап разминка «Вопрос-ответ»
Предлагается по 10 вопросов каждой команде. На первый вопрос отвечает 1-ая
команда, на второй – 2-ая команда, на третий – 1-ая и т.д. поочередно на все
вопросы (Приложение 2).
На каждый вопрос дается по 1 минуте для ответа. За каждый правильный
ответ команда получает по одному баллу, за неполный ответ по 0,5 балла. Отвечать
на очередной вопрос может любой игрок команды.
2 этап соревнования «Багаж знаний» включает 5 заданий, по 2 примера в
каждом (приложение 3).
Задания составлены по степени сложности и учитывают возможности сильных
и слабых участников.
Команды получают задания одновременно. Сначала выдается задание 1, после
его решения и оценки, выдается задание 2 и т.д.
Каждое правильно выполненное задание оценивается по 1 баллу. Отвечать
может любой игрок команды.
3 этап «Конкурс капитанов»
Капитанам команд предстоит решить задачу на определение реакции
шарнирно-подвижной опоры балки, составив одно уравнение равновесия. За
правильное решение – 1 балл. (Приложение 4).
4 этап «Эстафета» заключается в решении задачи на определение координат
центра тяжести плоской фигуры всей командой.(Приложение 5).
Игроки команды поочередно выходят к доске и выполняют по одному
действию в решении задачи. Неправильное действие или расчет могут быть
исправлены следующими игроками без потери баллов для команды. Каждое
действие задачи оценивается в 1 балл. Победившей считается команда первой
решившая задачу.
Приложение 2.
Задание для 1 этапа:
Вопросы для разминки
1. Какими тремя элементами характеризуется действие силы на тело?
2. Что называется системой сил?
3. Что называется равнодействующей системы сил?
4. Как по отношению друг к другу направлены равнодействующая и
уравновешивающая силы?
5. При каком условии две силы приложенные к твердому телу
уравновешиваются?
6. Уравновешиваются ли силы взаимодействия двух тел и почему?
7. Какое тело называется свободным?
8. Что называется связью?
9. Как называются силы, действующие со стороны связей?
10. К какому телу приложена реакция связи: к самой связи или к
опирающемуся телу?
11. Что называется плоской системой сходящихся сил?
12. Какой вектор силового многоугольника называется замыкающей
стороной?
13. При каком условии плоская система сходящихся сил находится в
равновесии?
14. Как определяется проекция вектора силы на ось?
15. Что называется парой сил?
16. Какое действие оказывает пара сил на тело?
17. Чем определяется способность пары производить вращение?
18. При каком условии система пар будет находится в равновесии?
19. Что получается в результате приведения плоской системы произвольно
расположенных сил к одной точке?
20. При каком условии плоская система произвольно расположенных сил
находится в равновесии?
Приложение 3.
Задания для 2 этапа «Багаж знаний»
Задание № 1. Назвать виды связей изображенных на рисунках и указать
направление их реакций.
Задание № 2 Укажите, какой вектор силового многоугольника является
равнодействующей силой?
Б) Изобразите многоугольник сил, который соответствовал бы
уравновешенной системе сил.
Задание № 3. Определить значение проекции силы F на ось х, если F = 10 кН
Задание № 4. Определить момент силы F относительно точки О
Задание № 5. Назвать виды опор, изображенных на рисунке и указать реакции
этих опор.
Приложение 4
Задание для 3 этапа: Конкурс капитанов
Определить опорную реакцию шарнирно-подвижной опоры балки, если F =
10 кН, АС = 2 м; ВС = 3 м
Приложение 5
Задание для 4 этапа «Эстафета»
Определить координаты центра тяжести плоской фигуры
Заключение
В современной педагогической деятельности к уроку предъявляют ряд
требований: современный урок надо строить на основе последних достижений
педагогической науки, с применением современных средств обучения; на
современном уроке необходимо наличие передовых образовательных технологий;
преподаватель должен организовывать активную познавательную деятельность
обучаемых на уроке; на уроке необходимо соблюдение психологических условий
для продуктивной учебной деятельности.
Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму
учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение
различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы
ранее изученного материала. При такой организации учебной работы учащиеся
убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих
уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая
функция проявляется через способы анализа, систематизации материала.
Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного
материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - Методическая разработка урока по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» Тема: Выполнение эскизов машиностроительных деталей
Методическая разработка урока по теме «Выполнение эскизов машиностроительных деталей» состоит из нескольких презентаций, включающих разделы:1. Презентация - СОДЕРЖАНИЕ – содержит сведения о знач...
Методическая разработка урока по технической механике "Определение центра тяжести плоской фигуры"
Данная методическая разработка содержит методические указания по проведению лабораторной работы "Определение центра тяжести плоской фигуры"....
Методическая разработка урока УД.ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
Методическая разработка данного практического занятия составлена на основе рабочей программы учебной дисциплины ОП 01 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" на основе Федерально...
Методическая разработка урока «Фрикционные передачи» по учебной дисциплине «Техническая механика»
Методическая разработка урока « Фрикционные передачи» по учебной дисциплине «Техническая механика»...
Методическая разработка урока по дисциплине "Техническая механика" на тему «Сопротивление усталости»
Урок на тему «Сопротивление усталости» является одним из основных в разделе. Данный раздел - один из базовых в дисциплине «Техническая механика». В результате изуче...
Методическая разработка урока по технической механике "Определение реакций идеальных связей аналитическим способом"
Методическая разработка представляет собой конкретный урок по технической механике с использованием средств ИКТ, что помогает самостоятельно решать задачи различных видов студентам,что помогает им сис...
Методическая разработка урока по дисциплине "Техническая механика" Тема: "Основные понятия кинематики"
Материал содержит методическую разработку урока по механике в арт-технологии по теме "Основные понятия кинематики"...