методическая разработка урока "Ремонт сцепления и коробки передач ВАЗ 2112"
методическая разработка

Изучение темы «Ремонт сцепления и коробки передач ВАЗ 2112» предусмотрено учебной программой и соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

          Методическая разработка урока учебной практики  содержит: план урока учебной практики, технологическую карту урока учебной практики, план-конспект урока учебной практики, список использованной литературы, приложения, мультимедийную презентацию урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_uchebnoy_praktike.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Елена\МЕТОД,КАБИНЕТ\Письмо «Re_ Лицей» — Валентин Такеев — Яндекс.Почта_files\старое+здание+2.png

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Сестрорецкий технологический колледж имени С.И. Мосина"

РЕМОНТ СЦЕПЛЕНИЯ И КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ВАЗ 2112

Методическая разработка урока по учебной практике

для специальности «мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

подготовил мастер производственного обучения

 Шнейдеров Г.А.

        

                                                Санкт-Петербург 2021


Ремонт сцепления и коробки передач ВАЗ 2112: Методическая разработка урока по учебной практике/Сост. Шнейдеров Г. А.

Составитель: Шнейдеров Г. А. - руководитель практики из числа педагогических работников ГБПОУ «СТК им. С.И. Мосина»

Пояснительная записка

Изучение темы «Ремонт сцепления и коробки передач ВАЗ 2112» предусмотрено учебной программой и соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

        Методическая разработка урока учебной практики  содержит: план урока учебной практики, технологическую карту урока учебной практики, план-конспект урока учебной практики, список использованной литературы, приложения, мультимедийную презентацию урока.

В плане урока определены цели: обучающие, развивающие, воспитательные, которые направлены на отработку навыков по ремонту сцепления и коробки переключения передач, формирование ответственности, а также развитие трудовых навыков при ремонте агрегатов трансмиссии.

        Изучаемая тема имеет важное значение. Знать нужно не только как выглядит «сцепление и коробка передач», но и уметь обслуживать, ремонтировать и устранять неисправности, дефектовать основные элементы. Тема включает большой по объему, принципиально важный материал для будущих специалистов, имеет большое практическое значение.

Для активизации мыслительной деятельности обучающихся при проведении вводного инструктажа происходит напоминание об устройстве трансмиссии, об основных приемах технического воздействия на агрегаты трансмиссии.

        Данная разработка может быть использована при проведении уроков производственного обучения для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих  по профессии  23.01.17  Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

План урока учебной практики

ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

Тема раздела: Ремонт агрегатов трансмиссии легкового автомобиля (Слайд 2)

Тема занятия: Ремонт сцепления и коробки передач ВАЗ 2112

 (Слайд 3)

Количество часов – 6

Вид занятия: Урок практического обучения (комбинированный)

Тип занятия: Урок формирования и совершенствования трудовых приемов и операций (Слайд 4)

Цели занятия:

Образовательные:

- формирование умения по ремонту агрегатов трансмиссии;

- формирования чувства ответственности в работе, и умение работать в команде;

- совершенствование практических умений по разборке-сборке агрегатов трансмиссии;

- выработка практических умений при ремонте агрегатов трансмиссии автомобиля;

- совершенствование умений об устройстве, техническом обслуживании и ремонте сцепления коробки передач, способствующих формированию профессиональных компетенций (Слайд 5).

Воспитательные:

- создание условий для активного применения знаний, полученных на теоретических занятиях;

- формирование понимания ответственности за результаты собственной деятельности, осознание сущности и социальную значимость своей будущей профессии;

- формирование профессиональной самостоятельности, бережного отношения к материалам и инструментам, аккуратности, рациональному использованию рабочего времени (Слайд 6).

Развивающие:

- развитие коммуникативных умений, умений работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами; 

- формирование коммуникативных навыков технического мышления (Слайд 7).

Задачи занятия:

- способствовать учащимся увидеть результаты своего труда;

- формирование умения у обучающихся правил техники безопасности при выполнении работ по ремонту агрегатов трансмиссии;

- формирование умения у обучающихся в области применения технологических карт при разборочно-сборочных работах;

- освоить приемы выполнения разборочно - сборочных работ;

- воспитание у обучающихся сознательного понимания необходимости в получении умений  качественного ремонта автомобилей;

- закрепить теоретические знания учащихся при выявлении и устранении неисправностей агрегатов трансмиссии. (Слайд 8)

Учебное занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ПК 1.1  

 Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы;

ПК 1.3  

 Выполнять разборку, сборку узлов и агрегатов автомобиля и устранять неисправности. (Слайд 9)

Методы проведения занятия – демонстрация, объяснение, воспроизведение по образцу. (Слайд 10)

Организационная форма – фронтальное обучение

Средства обучения:

- коробка переменных передач ВАЗ-2112 в сборе;

- стенд «ДВС и трансмиссия ВАЗ-2112»;

- ведомый диск сцепления, выжимной подшипник, кожух сцепления;

- наборы инструментов;

- наборы отверток;

- приспособление для центровки диска сцепления;

- ударная отвертка;

- набор щупов 0,05-1,0 мм;

- ключи динамометрические;

- съемники подшипников;

- верстаки с тисками;

- наборы оправок;

- съемники стопорных колец;

- расходный материал (масленка, ветошь, комплекты прокладок)  

- инструкционно- технологические карты;

- схемы устройства агрегатов трансмиссии;(Слайд 11)

Межпредметные связи:

МДК 01.01 Устройство автомобилей;

- принцип работы сцепления;

- принцип работы коробки передач.

МДК 01.02  Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

- технологическая последовательность выполнения операций;

- ТО и ремонт агрегатов трансмиссии.

ОП 08 Охрана труда

Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта.

Оформление занятия:

На доске:

1. Дата урока;

2. Тема урока;

3. Цели урока.

На демонстрационном столе:

1.  Журнал по Технике безопасности;

2. Техническая документация;

3. Персональный компьютер.

На ученических столах:

1. Инструкционно - технологические карты;

2. Рабочий инструмент и приспособления;

3. Оценочные листы;

4. Инструкции по охране труда

                                                                     Технологическая карта урока учебной практики

Элементы внешней структуры урока

Элементы дидактической структуры урока

время

Содержание деятельности мастера производственного обучения

Содержание деятельности обучающегося

Виды и содержание ЦОР, средства обучения и контроля

1

2

3

4

5

6

Вводный инструктаж

Подготовка обучающихся к работе на уроке

5 мин.

Организационный момент:

- приветствие всех присутствующих;

- проверка явки обучающихся по журналу;

- проверка внешнего вида (наличие спецодежды);

- назначение дежурных;

- распределение обучающихся по бригадам

Отвечают

на приветствие.

Староста докладывает о явке обучающихся.

Приводят

в соответствие внешний вид

Проектор, ПК

Целевая установка на восприятие материала урока

10 мин.

Организация внимания и готовности обучающихся к уроку, устранение отвлекающих факторов.

Сообщение темы занятия и  цели занятия:

Тема занятия: Ремонт агрегатов трансмиссии ВАЗ-2112

Цель занятия: формирование умения по ремонту агрегатов трансмиссии

Для обучающихся предлагаются вопросы:

Что должен знать автослесарь для выполнения поставленных целей?

Дайте понятие текущему ремонту автомобиля?

Перечислите виды работ, соответствующие текущему ремонту?

Готовятся к уроку и не отвлекаются

Внимательно слушают

и воспринимают материал

Рассуждают

о профессии и ее актуальности отвечают на вопросы

Проектор, ПК

Презентация

Входной контроль

Актуализация опорных знаний

20 мин.

Руководитель практики из числа педагогических работников знакомит с оценочным листом обучающихся и критериями оценивания практической работы. (Приложение 3, Приложение 5)

Так же мастер производственного обучения напоминает про инструкцию по соблюдению техники безопасности. (Приложение 4)

Для повторения пройденного материала предлагается ответить на вопросы:

1. Назначение агрегатов трансмиссии?

2. Из каких основных частей состоит сцепление?

3. Из каких основных частей состоит КПП?

4. Перечислите основные неисправности привода сцепления?

5. Перечислите основные неисправности механизма сцепления?

6. Перечислите неисправности коробок передач?

7. Назовите требования, предъявляемые к инструменту и приспособлениям?

8. Что вы хотите получить от этого урока производственного обучения?

Знакомятся

с оценочным листом и критериями оценки практической работы.

Вспоминают технику безопасности.

Обсуждают

и отвечают на вопросы.

Проектор, ПК

Презентация

Подготовка к основному этапу

10

мин.

Повторение особенностей конструкции сцепления и коробки переменных передач легковых автомобилей, а так же принцип работы.

Повторение правил техники безопасности при выполнении работ по демонтажу, разборке и сборке агрегатов.

Воспринимают материал.

Расписываются

в журнале по Технике безопасности

Проектор, ПК

Презентация

Текущий инструктаж

Выдача задания

10

мин

Ознакомление обучающихся с планом работы в лаборатории-мастерской и распределение по рабочим местам.

Объяснение выполнения задания на урок. Предлагается группе разделиться на четыре  бригады. Сообщение о проблемах, возникших при работе агрегата (со слов клиента-заказчика)

Выдача производственных заданий для каждой бригады. (Приложение 6, Приложение 7)

Внимательно слушают получают производственные задания

по необходимости уточняют задание, делятся на бригады

Проектор, ПК

Презентация Технологические карты

Основная часть урока

4 часа

40 мин.

Для самостоятельного выполнения учебно-производственного задания обучающиеся переходят в лабораторию-мастерскую.

Проверить организацию рабочих постов по ремонту агрегатов.

Систематический целевой обход рабочих мест с целью контроля и показа правильных способов ремонта. Проверить соблюдения требований безопасности при снятии агрегатов с двигателя.

Проверить соблюдение технологических условий разборки агрегатов сцепления и трансмиссии.

(Приложение 1, Приложение 2)

Проверить процесс проведения дефектации и заполнения ведомости.

Проверить процесс устранения неисправностей агрегатов.

Проверить соблюдение технологических условий сборки агрегатов сцепления и трансмиссии.

Проверить соблюдения требований безопасности при установке агрегатов на двигатель.

Прием практической работы, оценивание работы.

Организация рабочего места;

Самоконтроль по Технике безопасности;

Подбор инструмента и приспособлений;

Выполнение задания с использованием технологических карт; Заполнения Ведомости дефектов;

Уборка рабочих мест.

Оборудование лаборатории

учебные стенды ДВС и КПП ВАЗ 2112 инструменты и приспособления

Заключительный инструктаж

Подведение итогов

25 мин

Руководитель практики из числа педагогических работников подводит итоги учебно-производственной работы:

- бригадир сообщает мастеру и бригадам о качестве выполненных работ в соответствии с заданием;

- анализ и оценка мастером работы бригад на основании ранее определенных критериев, обсуждение причин возникновения и способов устранения характерных ошибок в работе;

- индивидуальная оценка мастером работы обучающихся с отражением в журнале производственного обучения, оценка личностного и профессионального роста каждого обучающегося.

Выдача домашнего задания:

Самостоятельно составить отчеты  по практическому занятию «Ремонт коробки передач» и «Ремонт сцепления» (Приложение 8, Приложение 9)

Самоанализ итогов урока.

Выделяют возникшие трудности в работе

Получают домашнее задание

Журнал производственного обучения

План – конспект урока учебной практики

Ход урока (Слайд 12)

1. Организационная часть – (5 минут).

        1. Приветствие всех присутствующих;

        2. Проверка явки обучающихся по журналу;

        3. Проверка внешнего вида, наличия дневников;

4. Назначение дежурных;

5. Распределение обучающихся по бригадам. (Слайд 13)

2. Вводный инструктаж – 50 минут.

Организация внимания и готовности учащихся к уроку, устранение отвлекающих факторов;

1. Сообщение темы урока цели урока.

Тема занятия: Ремонт агрегатов трансмиссии ВАЗ-2112

Цель занятия: формирование умения по ремонту агрегатов трансмиссии  (Слайд 14)

Для обучающихся предлагаются вопросы:

1. Что должен знать автослесарь для выполнения поставленных целей?

        2. Дайте понятие текущего ремонта автомобиля?

        3.Перечислите виды работ, соответствующие текущему ремонту? (Слайд 15)

Озвучиваются задачи занятия:

Способствовать обучающимся увидеть результаты своего труда:

- закрепить у обучающихся знание правил техники безопасности при выполнении работ по ремонту агрегатов;

- систематизировать и углубить знания обучающихся в области применения технологических карт при разборочно-сборочных работах;

- освоить приемы выполнения разборочно - сборочных работ;

- воспитать у обучающихся сознательное понимание необходимости в получении прочных знаний и умений для качественного ремонта автомобилей.

        Актуализация опорных знаний;

        Руководитель практики из числа педагогических работников знакомит с оценочным листом учащихся и критериями оценивания практической работы.

Так же руководитель практики из числа педагогических работников напоминает про инструкцию по соблюдению техники безопасности. (Слайд 16).

При помощи устного опроса восстанавливаем в памяти устройство сцепления и коробки передач технологическую  последовательно ремонта агрегатов трансмиссии. Для повторения пройденного материала предлагается ответить на вопросы:

1. Назначение агрегатов трансмиссии?

2. Из каких основных частей состоит сцепление?

3. Из каких основных частей состоит КПП?

4. Перечислите основные неисправности привода сцепления?

5. Перечислите основные неисправности механизма сцепления?

6. Перечислите возможные неисправности КПП?

7. Назовите требования, предъявляемые к инструменту и приспособлениям?

8. Что вы хотите получить от этого урока производственного обучения? (Слайд 17, 18)

        Подготовка к основному этапу:

        Повторение особенностей конструкции сцепления и коробки переменных передач легковых автомобилей, а так же принцип работы;

        Повторение правил техники безопасности при выполнении работ по демонтажу, разборке и сборке агрегатов.

        Все учащиеся расписываются в журнале технике безопасности.   (Слайд 19)

        Выдача задания на урок:

Ознакомление учащихся с планом работы в лаборатории-мастерской и распределение по рабочим местам.

Объяснение выполнения задания на урок. Предлагается группе разделиться на четыре бригады и изучить технологические карты. Сообщение о проблемах, возникших при работе агрегата (со слов клиента- заказчика).

Выдача производственных заданий для каждой бригады.

2. Текущий инструктаж (4 часа 40 минут). (Слайд 20, 21)

Для самостоятельного выполнения учебно-производственного задания учащиеся переходят в лабораторию-мастерскую.

(самостоятельная работа обучающихся)

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

Проверить организацию рабочих постов по ремонту агрегатов

Организовать свое рабочего места

Обход рабочих мест с целью контроля и показа правильных способов ремонта

Осуществляют подготовку необходимого инвентаря, оборудования и приспособлений.

Первый целевой обход проверить соблюдения требований безопасности при снятии агрегатов с двигателя

Сами выполняют требования безопасности и осуществляют контроль за своими одногруппниками делают замечания и помогают их исправить

Проверить соблюдение технологических условий разборки агрегатов сцепления и трансмиссии

Соблюдают технологические условия согласно технологическим картам

Проверить процесс проведения дефектации и заполнения ведомости

Проводят дефектацию и заполняют ведомость

Второй целевой обход проверить процесс устранения неисправностей агрегатов

Самостоятельно выявляют и устраняют неисправности. Бригады проверяют друг у друга правильность выполнения работ: Оценивают  своих товарищей согласно критериям оценки:

- соблюдение техники безопасности при разборки и сборки агрегатов

- использование инструмента и приспособлений облегчающий процесс ремонта

- правильность использования специального инструмента и приспособлений по назначению

- соблюдение технологии ремонта и разборки сборки агрегата

- выявление неисправностей и их устранение

- выполнение дефектации основных деталей агрегата

- соблюдение порядка на рабочем месте в процессе работы   

Проверить соблюдение технологических условий сборки агрегатов сцепления и трансмиссии

Соблюдают технологические условия согласно технологическим картам

Третий целевой обход проверить соблюдения требований безопасности при установке агрегатов на двигатель

Выполняют требования безопасности

Прием практической работы, оценивание работы

Приводят в порядок рабочие места. Проводят сравнительный анализ выполненных работ

3. Заключительный инструктаж: (25 минут).

        руководитель практики из числа педагогических работников подводит итоги учебно-производственной работы:

- бригадир сообщает руководителю практики из числа педагогических работников и бригадам о качестве выполненных работ в соответствии с заданием;

- анализ и оценка мастером работы бригад на основании ранее определенных критериев, обсуждение причин возникновения и способов устранения характерных ошибок в работе;

- индивидуальная оценка руководителем практики из числа педагогических работников работы обучающихся с отражением в журнале производственного обучения, оценка личностного и профессионального роста каждого обучающегося.

Выдача домашнего задания:

        Самостоятельно составить отчеты  по практическому занятию «Ремонт коробки передач» и «Ремонт сцепления» (Слайд 22)

Руководитель практики из числа

педагогических работников                                  _____________ Савосин В.С.


              Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий:

  1. Вахламов В.К. Автомобили: теория и конструкция автомобиля и двигателя: учебник для СПО/ В.К. Вахламов, М.Г. Шатров, А.А. Юрчевский; под ред. А.А. Юрчевского.-7-е изд. стер. –М.: ИЦ Академия. 2012. – 816 с.
  2. Виноградов В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов. – 4-е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2013. - 384 с.
  3. Гладов Г.И. Устройство автомобилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/Г.И. Гладов, А.М. Петренко. – 4-е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2015. – 325 с.
  4. Епифанов Л.И., Епифанова Е.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учеб. пособие / Л.И. Епифанов, Е.А. Епифанова – 2-е изд. перераб. и доп. -  М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
  5. Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы: учеб. пособие для сред. проф. образования / Н.Б. Кириченко. - 7-е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2012, - 208 с.


                                                                                                            Приложение 1

Технологическая карта разборки-сборки КПП ВАЗ-2112

1. Выньте указательный щуп уровня масла (если он есть в данной КПП) из коробки передач;

2. Установите коробку передач на картер сцепления вертикально, отверните болт 1 (под его головкой установлена плоская шайба) и две гайки 3 (под ними установлены пружинные шайбы) крепления кронштейна троса сцепления. Снимите кронштейн 2 троса сцепления с коробки передач;

3. Отверните оставшиеся четыре гайки крепления задней крышки;

4. Подцепив отверткой за прилив на крышке, снимите заднюю крышку;

5. Отверните болт крепления вилки 5-й передачи (под головкой болта установлена пружинная шайба);

6. Зафиксируйте валы коробки передач от проворачивания. Для этого включите 5-ю передачу, переместив вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с шестерней, затем включите 3-ю либо 4-ю передачу, переместив шток выбора передач;

7. Расконтрите и отверните гайку крепления первичного вала. Для этого надо приложить большое усилие, так как гайка затянута большим моментом;

8. Предварительно расконтрив, отверните гайку крепления вторичного вала. Для этого надо приложить усилие, так как гайка затянута большим моментом;

9. Приподняв отвертками ведомую шестерню 5-й передачи (тем самым спрессовав ступицу синхронизатора с вала), снимите ее вместе с синхронизатором и вилкой с вторичного вала. При этом следите, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться;

10. Снимите с синхронизатора упорную пластину. Затем выньте из паза муфты синхронизатора вилку;

11. Снимите шестерню 5-й передачи с блокирующим кольцом 1. Промаркируйте блокирующее кольцо 1 относительно муфты 2 и снимите его. При эксплуатации зубья кольца прирабатываются к зубьям муфту, поэтому при сборке кольцо надо установить в том же положении;

12. Снимите втулку с вторичного вала;

13. Снимите ведущую шестерню 5-й передачи с первичного вала. Обратите внимание, как она установлена;

14. С помощью ударной отвертки отверните четыре винта (под ними установлены пружинные шайбы) крепления пластины подшипников и снимите пластину 1 подшипников. Затем снимите упорную шайбу 2 с вторичного вала;

15. Снимите стопорные кольца подшипников обоих валов, приподнимая при этом валы рукой;

16. Отверните три пробки фиксаторов и осторожно извлеките шарики фиксаторов с пружинами;

17. Отвернув пробку фиксатора заднего хода, снимите уплотнительное кольцо, а затем извлеките пружину фиксатора;

18. Наклонив коробку, извлеките шарик фиксатора;

19. Отверните двенадцать гаек и болт крепления картеров коробки передач. Обратите внимание, под какими гайками установлены держатель 1 и рым 2. Под гайками и болтом установлены пружинные шайбы. Снимите технологическую заглушку 3;

20. Вставляя отвертку в пазы (три специальных паза по периметру картеров), отделите картер коробки передач от картера сцепления;

21. Немного приподнимите картер коробки передач, поверните его против часовой стрелки так, чтобы прилив 1 картера вышел из-под шестерни, и снимите картер коробки передач с картера сцепления;

22. Отверните болты крепления вилок переключения 1–2-й и 3–4-й передач;

23. Немного приподнимите шток переключения 1–2-й передач, чтобы он вышел из опоры 3, и поверните его против часовой стрелки, чтобы его головка 1 вышла из зацепления с блокировочной скобой 2. Выведите вилку 4 штока из паза муфты синхронизатора и снимите шток с вилкой;

24. Повернув шток переключения 3–4-й передач, выведите его головку из зацепления с рычагом выбора передач. Затем немного приподнимите шток, чтобы он вышел из опоры, и, выведя вилку штока из паза муфты синхронизатора, снимите шток с вилкой;

25. Повернув шток включения 5-й передачи, выведите его головку из зацепления с блокировочной скобой. Снимите шток, выведя его из опоры;

26. Выньте ось промежуточной шестерни заднего хода;

27. Сдвиньте промежуточную шестерню заднего хода до упора в механизм выбора передач, поверните ее на 30– 40° и, выведя из-под шестерен вала, снимите промежуточную шестерню;

28. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы;

29. Выньте ведомую шестерню главной передачи в сборе с дифференциалом из картера сцепления.

Сборка производится в обратной последовательности.

                                                                                                   


Приложение 2

Технологическая карта замены сцепления ВАЗ 2112

1. Устанавливаем автомобиль на осмотровую яму;

2. Снимаем с автомобиля коробку передач, предварительно отсоединяем провода от аккумулятора;

3. Без этого к сцеплению нам не добраться, напомню вкратце порядок действий:

- Сливаем масло из КПП;

- Снимаем стартер;

- Отсоединяем от датчика скорости колодку с проводами, сжав для этого пружинные зажимы;

- Откручиваем болт, которым крепится кронштейн, держащий модуль зажигания, затем болты (их два) крепящих сверху КПП к мотору;

- Отключаем колодку проводов расположенную снизу машины от датчика заднего хода;

- Откручиваем болт хомута, крепящего кронштейн тяги переключающей передачи, и стаскиваем её с шарнира, сдвинув назад;

- Снимаем приводы колес;

- Вместо одного из них непременно вставляем заглушку, чтобы не рассыпался дифференциал;

- Заглушку следует привязать, чтобы случайно не выпала, в процессе снятия КПП;

- Правый привод достаточно будет вытащить из коробки и отвести в сторону, прикрутить проволокой к кузову, чтоб не мешал;

- Затем откручиваем нижнюю гайку, крепящую коробку к мотору (она расположена со стороны мотора);

- Следует быть внимательным, потому что у моделей авто с системой впрыска бензина под этой гайкой крепится кронштейн, поддерживающий впускную трубу, его необходимо снять;

- Можете ослабить верхнюю гайку этого кронштейна, если просто так не снять;

- Открутив три болтика, снимаем нижнюю крышку кожуха сцепления;

- Затем выкручиваем левый нижний болт, который тоже крепит КПП к мотору, вывешиваем мотор с помощью доски, либо тали;

- Снизу откручиваем гайку левой подушки мотора;

- Затем две гайки, которыми крепится задняя подушка к мотору;

- Выкручиваем болты, крепящие заднюю подушку мотора к КПП;

- Вставляем отвертку в щель между корпусом сцепления и блоком двигателя, и сдвигаем коробку с направляющих втулок;

- Необходимо при этом придерживать её;

- Сдвигаем коробку максимально назад, чтобы прошла задняя крышка над растяжкой идущей от передней подвески (её первичный вал при этом выходит из сцепления);

- Когда первичный вал не выводится из сцепления, отжимаем мотор в сторону;

- Опускаем передний конец КПП, и вытаскиваем ее из-под машины (тут нужен помощник);

- Накидным ключом необходимо открутить болты, крепящие кожух сцепления;

- Чтобы их было открутить удобнее, можно воспользоваться головкой «8»;

- Болты следует отворачивать равномерно, чтобы не деформировать кожух;

- Затем снимаем корзину с диском сцепления;

- Визуально оцените, состояние ведомого и ведущего дисков;

- При обнаружении, каких либо дефектов их необходимо заменить;

- При установке на место сцепления, следует ставить ведомый диск его выступающей стороной в направлении ведущего диска;

- Затем вставляем центрирующую оправку;

- Делается это, чтобы он встал четко в центре маховика;

- Потому что если он сместится, у вас не встанет КПП на место (первичный вал не зайдет);

- Вставляем оправку в коленвал, затем ставим ведущий диск, корзину сцепления и равномерно по кругу затягиваем болты;

- После полной затяжки вытаскиваем оправку;

- Затем можно ставить коробку передач (предварительно рекомендуем смазать шлицы её первичного вала).


Приложение 3

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ

ФИО учащегося

Выполнение практического задания на рабочем месте

Определение по заданию неисправности трансмиссии

Правильное выполнение операций по устранению неисправности

оценка

замечания

Приложение 4

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАЗБОРКЕ, СБОРКЕ

КАРОБКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

1. Учащиеся должны быть одеты в рабочую спецодежду. Одежда должна быть застегнута на все пуговицы, брюки должны быть поверх обуви, застегнуты манжета рукавов, убраны волосы под плотно прилегающий головной убор.

2. Перед работой обучащийся проверяет, чтобы инструмент и приспособления были исправны, не изношены и отвечали безопасным условиям труда:

- деревянные рукоятки инструментов должны быть гладко обработаны, на их поверхности не должно быть выбоин, сколов и других дефектов. Инструмент должен быть правильно насажен и прочно закреплен;

- ударные инструменты (зубила, бородки) не должны иметь трещин, заусенец, наклепы, затылочная их часть должна быть гладкой, не иметь трещин, заусенец и сколов;

- концы ручных инструментов, служащих для заводки в отверстия при монтаже (ломики для сборки и т.д.) не должны быть сбитыми;

- съемники должны иметь исправные лапки, винты, тяги и упоры.

3. Во время работы обучащийся постоянно следит за исправностью инструмента и оборудования:

- работа выполняется при достаточной освещенности;

- нельзя прикасаться к находящимся в движении механизмам и вращающихся частей;

- нельзя использовать инструмент не по назначению.

4. По окончании работы обучащийся приводит в порядок рабочее место:

- очищает от пыли и грязи оборудование и инструменты;

- складывает на место инструмент;

- выносит в отведенное место мусор и отходы.

5. Обучащийся снимает спецодежду и другие средства индивидуальной защиты. Выполняются правила личной гигиены.

Приложение 5

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

№ п/п

ФИО

Соблюдение технологической дисциплины

Работа выполнялась самостоятельно

Соблюдение плана работы

Соблюдение требований техники безопасности

Добросовестное отношение к труду

Бережное отношение к инструменту

Умение работать в коллективе

7 бал.-5

5-4 бал. -4

4-3 бал. -3

3 и менее -2

да

не всегда

нет

да

не всегда

нет

да

не всегда

нет

да

не всегда

нет

да

не всегда

нет

да

не всегда

нет

да

не всегда

нет

Приложение 6

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ БРИГАД

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БРИГАДЫ

Выполните дефектацию определить неисправности и произвести ремонт КПП:

ВАЗ – 2112.

ЖАЛОБА КЛИЕНТА: вылетает первая передача, не включается вторая передача, тугое включение задней передачи.    

1. Замените шестерни заднего хода и вилки включения Ι и ΙΙ передач;

2. Замените блок шестерен;

3. Замените сателлитовые шестерни, дифференциал;

4. Замените механизм выбора передач;

 

Руководитель практики из числа

педагогических работников                         ___________________В.С. Савосин

                                                                                                      Приложение 7

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ БРИГАД

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БРИГАДЫ

Выполните демонтаж сцепления проведите дефектацию и ремонт сцепления:

ВАЗ – 2112.

ЖАЛОБА КЛИЕНТА: автомобиль не набирает скорость, появление запаха в салоне автомобиля, и шум при выжиме педали сцепления.

1. Произведите снятие элементов сцепления;

2. Замените выжимной подшипник;

3. Замените ведущий диск сцепления;

4. Замените ведомый диск сцепления;

 Руководитель практики из числа

 педагогических работников                                 ___________В.С. Савосин

                                                                                                             Приложение 8      

                                                             Отчет         

по практическому занятию

Тема: Ремонт коробки переменных передач

Состава бригады: ________________

 гр. 1АТ- 16           ________________

                               ________________

                               ________________

                               ________________

1. Укажите возможные неисправности шестеренчатого редуктора КПП:

-

2. Укажите возможные неисправности механизма переключения КПП:

-

3. Заполните таблицу «Дефектовочная ведомость» по выполняемой работе

Наименование детали

Вид дефекта

Способ определения

Способ восстановления

4. Ответьте на вопросы:

А. назовите причины одновременного включения двух передач:

Б. назовите причины затрудненного включения передач в КПП:

В. укажите правила безопасности при проведении работ по демонтажу КПП:

                                                                           Приложение 9

                                         Отчет         

                                         по практическому занятию

Тема: Ремонт сцепления

Состава бригады: ________________

гр. 1АТ- 16            ________________

                                ________________

                                ________________

                                ________________

1. Укажите возможные неисправности механизма сцепления:

-

2. Укажите возможные неисправности привода сцепления:

-

3. Заполните таблицу «Дефектовочная ведомость»

Наименование детали

Вид дефекта

Способ определения

Способ восстановления

4. Ответьте на вопросы:

А. назовите причины «завоздушивания гидропривода сцепления»:

Б. назовите причины ослабления нажимной пружины механизма сцепления:

В. укажите правила безопасности при проведении работ по ремонту автомобиля:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для автомехаников по теме "Коробка передач"

Представлены тесты по теме "Сцепление" "Коробка передач". Предназначены для текущего контроля знаний....

Методическая разработка к уроку Каналы связи. Передача информации.

Каналами связи называют технические средства, позволяющие передачу данных на растоянии....

Методическая разработка урока: "Автоматическая коробка передач легкового автомобиля"

В разработке излагается материал по устройству АКПП, принципу работы и обслуживанию. Подробно рассматривается работа планетраного механизма. Изучение материала, расчитанно на 4 часа....

План занятия производственного обучения «Разборочно-сборочные работы с изучением трансмиссии автомобиля (коробка передач)»

Представлен план занятия производственного обучения«Разборочно-сборочные работы с изучением трансмиссии автомобиля (коробка передач)»...

Методическая разработка урока производственного обучения на тему: «Диагностика,техническое обслуживание и ремонт коробки переменных передач»

Методическая разработка урока производственного обучения на тему: «Диагностика,техническое обслуживание и ремонт коробки перемены передач»...

Методическая разработка "Особенности при обращении с механической коробкой передач"

Ручное переключение коробки передач представляет непосредственную коммуникацию между человеком и механикой автомобиля. В целом после получения достаточного навыка вождения автомобиля с механической ко...

Методическая разработка урока производственного обучения на тему: «Диагностика,техническое обслуживание и ремонт коробки переменных передач»

Методическая разработка урока производственного обучения на тему: «Диагностика,техническое обслуживание и ремонт коробки переменных передач»...