Тема 1.1. Посадка, действия органами управления.
учебно-методический материал
Цели и задачи занятия:
1.1 Первичный инструктаж.
1.2 Научить обучающегося основным приёмам управления автомобилем в обстановке соответствующей вождению по дорогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_1.1._posadka_deystviya_organami_upravleniya.docx | 342.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 1.1. Посадка, действия органами управления.
Цели и задачи занятия:
1.1 Первичный инструктаж.
1.2 Научить обучающегося основным приёмам управления автомобилем в обстановке соответствующей вождению по дорогам
Начальное обучение. Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами автомобиля.
Должны знать: расположение и назначение органов управления автомобиля, контрольно-измерительных приборов; посадку и расположение водителя на рабочем месте.
Должны уметь: читать показания приборов; быстро и правильно располагаться в кабине автомобиля, соблюдая правильное расположение рук на рулевом колесе и ног на педалях управления.
Ход практического урока
Стандартное расположение органов управления на большинстве автомобилей следующее:
Справа от рулевого колеса расположены рычаги переключения передач и стояночного тормоза;
За рулевым колесом – щиток приборов;
На полу под щитком приборов находятся педали: слева – сцепления, посередине – тормоза, справа – управления подачей топлива;
На рулевой колонке слева расположены комбинированный переключатель света фар и рычаг указателей поворота, справа рычаги стеклоочистителя и стеклоомывателя;
На рулевом колесе или на комбинированном переключателе – кнопка звукового сигнала;
На щитке приборов либо на консоли справа от водителя – вспомогательные переключатели;
Под сиденьем или сбоку от него рычаги и кнопки регулирования сиденья.
Органы управления, расположенные по правую сторону рулевого колеса приводят в действие правой рукой, слева – левой рукой. Нельзя при включении кнопок или рычагов на щитке приборов и рулевой колонке пропускать руки между спицами рулевого колеса, т.к. при необходимости не удается быстро повернуть рулевое колесо.
На щитке приборов автомобиля располагаются контрольно-измерительные приборы.
Среди них имеются, как правило: спидометр, тахометр, указатели давления масла и температуры охлаждающей жидкости, манометр давления воздуха в тормозной системе (при пневматических тормозах), амперметр, указатель уровня топлива, а так же контрольные лампы различных систем и приборов автомобиля, кнопки, переключатели и ручки включения вспомогательных устройств (кнопка отопителя кабины автомобиля, обогрева стекла автомобиля). Замок зажигания располагается на щитке приборов, либо на рулевой колонке.
ОСНОВНЫЕ ПРИБОРЫ АВТОМОБИЛЯ:
СПИДОМЕТР – показывает скорость движения автомобиля (км/ч).
ОДОМЕТР – счетчик общего пробега автомобиля.
МАНОМЕТР – давления воздуха в тормозной системе автомобиля – показывает количество воздуха в тормозных ресиверах (баллонах) (кгс/см2).
ТАХОМЕТР – показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя (обороты двигателя) (об/мин).
УКАЗАТЕЛЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ – показывает температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения. (°С). Нормальная рабочая температура 85–90°С.
УКАЗАТЕЛЬ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА В СИСТЕМЕ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ –
показывает какое давление масла в системе смазки двигателя (кгс/см2).
УКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ТОПЛИВА В ТОПЛИВНОМ БАКЕ – сколько содержится топлива в топливном баке (л, долевые части).
АМПЕРМЕТР – измеряет силу зарядного или разрядного тока, если в сторону «+»
заряд, «-» разряд, «0» – батарея разряжена (А).
ВОЛЬТМЕТР – показывает напряжение в бортовой сети автомобиля (зеленый сектор – норма, красный – разряд или избыточное напряжение) (В).
На полноприводных автомобилях имеется система подкачки воздуха в шины и дополнительный манометр.
НА ЩИТКЕ ПРИБОРОВ РАЗМЕЩАЮТСЯ ТОЛЬКО УКАЗАТЕЛИ, НО НЕ
ДАТЧИКИ!
КОНТРОЛЬНЫЕ ЛАМПЫ: заряда или разряда АКБ, аварийной сигнализации, указателей поворота, аварийного давления тормозной системы, аварийного давления масла, температуры охлаждающей жидкости, уровня тормозной жидкости, снижения уровня тормозной жидкости, засоренности масленого фильтра, воздушного фильтра (может быть отдельным прибором), диагностические на впрысковых автомобилях, дальнего света фар на всех автомобилях синего цвета.
Наиболее удобное положение водителя на рабочем месте следующее:
1.Спина находится в вертикальном положении и плотно прилегает к спинке сиденья, руки расположенные на рулевом колесе, слегка согнуты в локтях, пальцы рук держат обод рулевого колеса в обхват.
2.При нормальном положении ног подколенные впадины находятся на расстоянии 3– 5 см от нижнего края подушки сиденья и ноги несколько выдвинуты вперед с тем, чтобы колени ни в коем случае не задевали за рулевое колесо при постановке ступней ног на педали.
3.Зеркало заднего вида отрегулировано так, что водитель не поворачивая головы, видит пространство сзади и с левой стороны автомобиля.
4.Проверить правильность посадки водителя на рабочем месте можно так: не допуская наклона корпуса и отрыва его от спинки сиденья, перевести правой рукой рычаг переключения передач в положение, наиболее удаленное от водителя; при этом левая рука, полностью выпрямленная, должна свободно лежать на верхней части рулевого колеса. Выключая сцепление, нога должна быть чуть согнута в коленном суставе.
5.Правильная посадка водителя определяет правильное положение стопы на педалях управления автомобиля.
Стопа условно может быть разделена на три части:
Первая часть – передняя – гибкая и чувствительная, но не сильная, поэтому ею нажимают на педаль управления подачей топлива, но обязательно опираясь на каблук, что бы нога меньше уставала.
Вторая часть – средняя – сильная и гибкая, ею нажимают на педали сцепления и тормоза, требующие значительного усилия при нажатии.
Третья часть – пятка – наиболее сильная, но не чувствительная. Она обычно служит опорой для ноги. Левой ногой нажимают на педаль сцепления. Правой на педали управления подачей топлива и тормоза. Левая ступня обычно располагается левее педали сцепления или на полу кабины автомобиля перед ней. Нельзя постоянно держать левую ногу на педали сцепления, это приводит к ее быстрому утомлению.
Правая ступня располагается почти напротив педали тормоза с опорой на каблук и поворачивается вправо до контакта части 1 стопы с педалью управления подачи топлива.
При торможении стопа почти без смещения, только за счет поворота нажимает частью 2 на педаль тормоза.
Правильное положение рук на рулевом колесе и ног на педалях управления Итак, хват может быть закрытым, полуоткрытым, и открытым. Закрытый хват рук является естественным. При таком хвате руль удерживается более надежно.
Рекомендуется держать руль левой рукой в положении 8 – 10. Наиболее правильный хват
– закрытый, потому что такое движение пальцев правой рукой в положении 2 – 4, если рулевое колесо рассматривать как циферблат часов. На это есть две причины: 1) удерживая руль, его можно повернуть максимально возможный угол; 2) такое расположение рук на рулевом колесе является составной и важной частью позы готовности к немедленным действиям. Но чаще всего неопытный водитель допускает ошибки при рулении.
Продольная регулировка сидения
Положение подушки сиденья в продольной плоскости регулируется относительно неподвижных органов управления (педалей, рычага КПП и рулевого колеса).
Сядьте, откинув спинку сиденья, выжмите левой ногой до пола педаль сцепления и подгоните сиденье так, чтобы левая нога была чуть согнута в коленном суставе примерно на 120o . В свою очередь, и правая нога при таком же положении обеспечит необходимое приложение усилия стопы к педали тормоза.
Если подушка сиденья регулируется еще и по высоте и глубине наклона, то основными параметрами ее установки здесь являются два условия: положение за рулем самого туловища и ног. Туловище не должно съезжать вниз к педалям, а ноги - заваливаться вверх.
Мышцы корпуса не должны находиться в напряжении. Вес тела должен восприниматься только подушкой и спинкой сидения. Расстояние от подколенной впадины до сидения должно быть не менее 6 см, что способствует нормальному кровообращению.
Наклон спинки
Изменяя наклон спинки сиденья, нужно отрегулировать расстояние до рулевого колеса таким образом, чтобы водитель без отрыва спины от спинки мог кистью руки легко захватывать его в самой удаленной точке (по аналогии это место цифры "12" на циферблате). При этом расстояние до рычага КПП должно гарантировать полный захват рычага правой рукой в самом удаленном положении (5-я или задняя передача). Водитель, который правильно отрегулировал наклон спинки, легко достанет и до других органов управления различными системами автомобиля.
Ремень безопасности
Правило хорошего «автомобильного» тона гласит: прежде чем тронуться с места – пристегните ремни.
Пристегнитесь ремнями безопасности, при этом ладонь правой руки должна туго проходить под ремнем на уровне груди.
При этом условии Вы будете получать дополнительную информацию о силах и ускорениях, действующих на Ваш автомобиль. Кроме того, не пристёгнутого водителя или пассажира подушки безопасности, если они есть, вместо защиты могут покалечить.
Многие автомобили оснащаются механизмом регулировки ремня безопасности по высоте. Поэтому при выборе положения ремня добейтесь того, чтобы он удерживал тело за плечо (и ни в коем случае - за руку или шею).
Подголовник
Не все водители серьезно относятся к этой регулировке. А ведь правильно расположенный подголовник может спасти жизнь во время аварии. Отрегулируйте подголовник — поднимите его до уровня затылка и максимально приблизьте к голове. Во время движения не стремитесь опираться головой на подголовник, это устройство предназначено для другой цели — защиты шеи от перелома при ударе сзади.
Рулевая колонка
Если автомобиль оборудован системой регулировки руля по высоте и глубине, то при их установке следует соблюсти следующие требования. Рулевое колесо должно иметь зазор между ободом и коленями не меньше ширины ладони, а обод не должен перекрывать показания приборов.
Положение рук
Обобщение передового опыта водителей профессионалов и автогонщиков позволило сделать вывод об оптимальном положении рук на рулевом колесе.
Правильное положение рук позволяет исключить лишние движения, действовать быстро.
Оптимальное положение рук на рулевом колесе является составной частью «позы готовности» - настройки на безопасное управление автомобилем.
Не используйте руль в качестве опоры, на нем должен быть только вес самих рук.
Руки удерживают руль, располагаясь: правая рука в зоне от 1.30 до 03.00 час., а левая – соответственно от 09.00 до 10.30 час.
Неполный и закрытый хваты кистью руки естественнее, чем открытый, они обеспечивают постоянную готовность к действиям.
Кисти рук на руле должны быть по горизонтали ниже плечей, что обеспечивает нормальное кровообращение и не вызывает утомления. Поставьте левую ногу на педаль сцепления, а правую на педаль тормоза, опустите пятки по их вертикальной оси. Затем, не отрывая пяток от пола, ступни разверните кнаружи, так чтобы носок левой ноги поставить рядом с педалью сцепления, носок правой - на педаль газа. Отрывать пятки от пола при переносе ноги на другую педаль и обратно не рекомендуется, поскольку при этом не только смещается центр тяжести, но и теряется время, необходимое для быстрого маневра.
Отрыв ноги от пола и работа ею «на весу» более характерен для водителей высокой квалификации и спортсменов, использующих левую ногу при торможении.
Если у Вас нестандартное телосложение, примите дополнительные меры. Длинные ноги. Сядьте более вертикально. Ориентируйтесь на то, чтобы удобно было рукам. Длинные руки. Отклоните назад спинку, как бы сползите вниз по сиденью. Будьте готовы к большему напряжению мышц шеи. Малый размер обуви. Прикрепите к полу под резиновый коврик небольшую подставку (доску), чтобы пятки не отрывались от пола. Слабые руки. Пользуйтесь более широким хватом. Самое главное — добиться устойчивого положения корпуса. Вся тяжесть тела должна распределиться на подушку и спинку сиденья. Проверьте свою посадку. Если вам удается одновременно легко оторвать ноги от пола, а руки от руля, значит, вы сидите правильно.
При движении в городе чуть больше согните руки в локтях. При движении по скользкой дороге, лужам, неровностям, грязи и песку чуть разведите локти вверх-наружу, что позволит подключить к работе сильные мышцы спины и легче удерживать автомобиль, особенно переднеприводный, от рыскания.
Не удерживайте левую ногу над педалью сцепления после переключения передач.
Во-первых, при пребывании ноги на педали мы не получаем с кузова никакой информации.
Во-вторых, нога просто устает.
Настройте свою волю на закрепление правильной посадки в течение 2-3 недель. Постоянно контролируйте себя.
УДОБСТВО МЕСТА ВОДИТЕЛЯ.
Место водителя должно обеспечивать ему физиологический комфорт. Это дает возможность прилагать минимальные усилия при управлении. Место водителя должно обеспечивать максимальный обзор и максимальный контакт водителя с сидением. Контакт с рулевым колесом не должен теряться ни на мгновение.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПОСАДКИ.
Посадка должна соответствовать индивидуальным особенностям конкретного человека. Осанка одного человека отличается от осанки другого, в автомобиле мы тоже сидим по-разному. Но наши индивидуальные отличия не должны отрицательно влиять на качество управления. Этого можно добиться либо возможным приспособлением места водителя, либо корректировкой посадки.
Порой удивляешься тому, что многие водителя садясь в «чужой» автомобиль и не изменив положения сидения, начинают движение.
Типичные ошибки и их последствия
Слишком близкая посадка:
- многие начинающие водители инстинктивно садятся близко к рулю: им кажется, что так лучше видна дорога. На самом же деле видимость при этом не улучшается, а вот мышцы спины без опоры быстрее устают. Чересчур близкая посадка также затрудняет работу с педалями и рулевым колесом, снижая скорость руления во время активной езды;
- высока вероятность травмирования (коленом можно удариться о рулевое колесо, локтями - о карты дверей, а пальцы рук постоянно будут задевать подрулевые переключатели);
Слишком удаленная посадка
- как правило, на руле располагается лишь одна рука, а другая висит в открытом окне. При этом существенно ухудшается обзорность, а также возникает недостаточный контроль над органами управления (соскальзывание ног с педалей, выскальзывание рулевого колеса из рук). Более того, в экстремальной ситуации вовремя уйти от препятствия и откорректировать направление движения практически невозможно
- такое расположение присуще молодым и самоуверенным драйверам, управляющим машиной полулежа.
- быстрее устают мышцы рук, ног и спины, поскольку на них возрастает нагрузка - приходится рулить вытянутыми руками и, напрягая мышцы спины, дотягиваться до органов управления.
Текущий инструктаж
По ходу выполнения практических упражнений проверяю их правильность. Делаю замечания и рекомендации. Провожу контрольный опрос по предыдущей теме и совмещаю темы в единое целое с учётом овладения учащимся полного взаимодействия с транспортным средством для начала выполнения упражнения в движении.
Даю вопросы для закрепления темы занятий.
Заключительный инструктаж
Отмечаю положительные стороны учащегося. Отвечаю на его вопросы. Указываю отрицательные стороны, разбираем ошибки и недостатки. Выставляю оценку.
Домашнее задание.
Изучить видеоматериал по данной ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=6iFZEwZSc7U&t=58s
Мастер п/о _____________ Наплёков С.М
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация для выполнения практической работы на тему "Допуски и посадки. Определение группы посадки по чертежам сопрягаемых деталей."
Данная работа выполняется после изучения темы «Допуски и посадки. Чтение размеров. Определение годности действительных размеров» и является ее логическим продолжением. Здесь рассматривает...
Методическая разработка урока вождения автомобиля на тему"«Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации».
Данный материал может быть использован мастерами производственного обучения по вождению грузового автомобиля....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по индивидуальному вождению колесного трактора МТЗ-82 по теме: «Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами.
Цели урока: Образовательная:сформировать практический опыт пользования органами управления и контрольно-измерительными приборами колесного трактора МТЗ-82, обучить приемам пуска пускового и основ...
Методическая разработка урока практического обучения вождению на тему: «Посадка, действия органами управления.»
Методическая разработка урока практического обучения вождению на тему: «Посадка, действия органами управления.»...
Методическая разработка урока практического обучения вождению на тему: «Посадка, действия органами управления.»
Методическая разработка урока практического обучения вождению на тему: «Посадка, действия органами управления.»...
Открытое занятие на тему: Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами.
Тема урока: Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами....
Методическая разработка урока по учебной практике на тему: «Посадка, действия органами управления транспортного средства категории «С»
Методическая разработка урока по учебной практике на тему: «Посадка, действия органами управления транспортного средства категории «С»...