Влияние пропаганды на состояние дорожно-транспортного травматизма
классный час

В современном обществе деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения является действенным механизмом обеспечения надлежащего уровня дорожной безопасности, поскольку входит в единый комплекс мер, направленных на снижение аварийности. Однако в настоящее время отсутствуют единые требования к содержанию такой деятельности, недостаточно чётко определены направления пропагандисткой работы, существующее законодательное регулирование не в полной мере отвечает современным реалиям. В этой связи очевидна необходимость более тщательного рассмотрения данной проблемы.

Рассмотрение роли и значения пропаганды безопасности дорожного движения следует начать с анализа категорий в их наиболее общем смысле, уяснения смысла и содержания данных понятий, а также их систематизации. 

Так, толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля определяет пропаганду как распространение какого-либо толка, учения; старание об этом самого общества
23. В такой формулировке акцент делается, прежде всего, на образовательной и просветительской функции пропаганды.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает на два основных значения термина «пропаганда»:

1) распространение каких-либо идей с целью приобретения сторонников;

2) пропаганда (congregation de propaganda fide) – миссионерское учреждение, основанное в 1622 г. в Риме папой Григорием XV для распространения католичества среди язычников и уничтожения ересей
24.

Данная трактовка уже несколько отличается по смыслу от определения В.Даля; в ней присутствует не столько образовательный, сколько идеологический момент. Она во многом сходна с фиксацией понятия «пропаганда» словарем по общественным наукам: пропаганда – деятельность, направленная на распространение знаний, художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей25. Как видим, в приведенной трактовке появляется результат воздействия пропаганды на сообщества людей, в частности – изменение социального поведения.

Еще более глубокое определение пропаганды дает Большая советская энциклопедия, которая указывает, что пропаганда – распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности26.


Проанализировав приведённые выше суждения можно сформулировать следующее определение.

Пропаганда – это последовательная продолжительная деятельность, направленная на создание или информационное оформление различных событий с целью влияния на отношение масс к событию, идее или суждениям, распространяемым в обществе.

Основными элементами процесса пропаганды являются: 

-ее субъект (социальная группа, интересы которой выражает пропаганда); 

-объект (аудитория или социальная общность, которым адресована пропаганда);

-содержание, формы и методы, средства или каналы пропаганды (радио, телевидение, Интернет, печать, система лекционной пропаганды и т.д.).


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл propaganda_bdd_formy_i_metody.docx49.2 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние пропаганды на состояние дорожно-транспортного травматизма.

В современном обществе деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения является действенным механизмом обеспечения надлежащего уровня дорожной безопасности, поскольку входит в единый комплекс мер, направленных на снижение аварийности. Однако в настоящее время отсутствуют единые требования к содержанию такой деятельности, недостаточно чётко определены направления пропагандисткой работы, существующее законодательное регулирование не в полной мере отвечает современным реалиям. В этой связи очевидна необходимость более тщательного рассмотрения данной проблемы.

Рассмотрение роли и значения пропаганды безопасности дорожного движения следует начать с анализа категорий в их наиболее общем смысле, уяснения смысла и содержания данных понятий, а также их систематизации. 

Так, толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля определяет пропаганду как распространение какого-либо толка, учения; старание об этом самого общества23. В такой формулировке акцент делается, прежде всего, на образовательной и просветительской функции пропаганды.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает на два основных значения термина «пропаганда»:

1) распространение каких-либо идей с целью приобретения сторонников;

2) пропаганда (congregation de propaganda fide) – миссионерское учреждение, основанное в 1622 г. в Риме папой Григорием XV для распространения католичества среди язычников и уничтожения ересей24.

Данная трактовка уже несколько отличается по смыслу от определения В.Даля; в ней присутствует не столько образовательный, сколько идеологический момент. Она во многом сходна с фиксацией понятия «пропаганда» словарем по общественным наукам: пропаганда – деятельность, направленная на распространение знаний, художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей25. Как видим, в приведенной трактовке появляется результат воздействия пропаганды на сообщества людей, в частности – изменение социального поведения.

Еще более глубокое определение пропаганды дает Большая советская энциклопедия, которая указывает, что пропаганда – распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности26.

Проанализировав приведённые выше суждения можно сформулировать следующее определение.

Пропаганда – это последовательная продолжительная деятельность, направленная на создание или информационное оформление различных событий с целью влияния на отношение масс к событию, идее или суждениям, распространяемым в обществе.

Основными элементами процесса пропаганды являются: 

-ее субъект (социальная группа, интересы которой выражает пропаганда); 

-объект (аудитория или социальная общность, которым адресована пропаганда);

-содержание, формы и методы, средства или каналы пропаганды (радио, телевидение, Интернет, печать, система лекционной пропаганды и т.д.).

Из классификации, представленной в схеме, следует разнообразие видов пропаганды. 

http://edushk.ru/pars_docs/refs/8/7889/7889_html_312c4087.png

Таким образом, пропаганда воздействует на мыслительные процессы огромных масс людей, через различные эмоциональные, образные, познавательные механизмы, переводит общественное сознание на качественно новый уровень, формируя новые поведенческие модели и институты гражданского общества. 

Современная система управления общественным сознанием в сфере обеспечения безопасности дорожного движения имеет в своем арсенале довольно широкий спектр инструментов и методов, позволяющих управлять отдельными индивидами и различными социальными группами. В упрощенном варианте всю имеющуюся совокупность данных методов управления можно подразделить на две группы:

1) методы принуждения, основанные на применении мер государственного принуждения или угрозе его применения;

2) методы убеждения, разъяснения, просвещения и положительной мотивации с целью изменения психологических установок и корректировки системы ценностей.

Применение методов принуждения в современном демократическом обществе весьма ограниченно и далеко не всегда целесообразно. Гораздо более приемлемым является использование второй группы методов, с помощью которых осуществляется косвенное управление людьми и организациями. То есть, не прямыми директивами, а опосредованно, неявно, с использованием определенных методов воздействия на общественное сознание и поведение.

Поведение отдельных индивидов и социальных групп определяется их менталитетом, жизненным опытом, уровнем образования и культуры. Немалую роль также играют обычаи, традиции, предрассудки, убеждения, религиозные верования. Изменение поведения различных слоев населения, таким образом, связано с трансформацией отмеченных социально-психологических и культурных факторов. Только изменив образ мыслей людей можно скорректировать их поведение.

Задача по формированию в широких слоях населения стереотипа безопасного поведения на дороге достаточно сложна. Однако именно от её правильного и, что немаловажно, своевременного решения зависит будущее государства, поскольку экономические, социальные издержки, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, значительны.

Соблюдение правил дорожного движения – гарантия безопасности на дороге. Однако далеко не все граждане осознают важность данной истины. Без вмешательства извне, без пропагандистской работы она может быть усвоена либо слишком поздно, либо не воспринята вообще. 

Уполномоченные государственные органы, общественные организации и бизнес структуры различными способами и инструментами должны воздействовать на широкие массы населения, формировать в общественном сознании привлекательный имидж законопослушного человека, соблюдающего установленные ограничения. И, напротив, создание малопривлекательного и отталкивающего образа человека, пренебрегающего элементарными требованиями безопасности, должно создать в обществе соответствующую реакцию отторжения нарушителя, выработать новые стереотипы поведения, «моду» на соблюдение правил и ограничений.


3. Формы и методы пропаганды безопасности дорожного движения

К определению содержания понятия «пропаганда безопасности дорожного движения» существует достаточно много подходов. 

Легальное определение данного понятия содержится в Приказе МВД от 2 декабря 2003года №930 «Об организации работы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России по пропаганде безопасности дорожного движения» (далее – Приказ). В соответствие с данным нормативным правовым актом, пропаганда безопасности дорожного движения представляет собой целенаправленную деятельность, осуществляемую субъектами пропаганды по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения. С учётом современных реалий данное определение следовало бы расширить, видоизменить, поскольку основные усилия должны быть сосредоточены не столько на распространении информации, сколько на изменении с ёё помощью сознания участников дорожного движения. То есть, в основу должен быть положен принцип целеполагания, с помощью которого обозначаются более конкретные результаты деятельности.

Самым общим образом цель деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения можно обозначить как снижение уровня дорожно-транспортного травматизма, смертности на дорогах, повышение защищённости участников дорожного движения.

Достижение данной цели возможно с помощью решения следующих задач:

  • повышение культуры участников дорожного движения;
  • формирование положительного образа сотрудника УГИБДД при использовании различных механизмов воздействия на сознание участников дорожного движения;
  • снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма, развитие программ обучения детей различного возраста безопасному поведению на дорогах;
  • распространение положительного опыта организации работы по профилактике травматизма, взаимодействие с общественными организациями;
  • использование возможностей СМИ;
  • разработка новых методов и приёмов работы, их внедрение в практику.


К субъектам деятельности по пропаганде Приказом отнесены подразделения Госавтоинспекции, средства массовой информации, автотранспортные предприятия, общественные объединения, деятельность которых связана с дорожным движением, а также дошкольные и иные образовательные учреждения. Хотелось бы отметить, что в современных условиях в связи с возрастанием значимости проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, этот перечень должен быть значительно расширен, в него должны быть включены иные органы государственной и муниципальной власти, представители общественности, коммерческие организации. Только такое, комплексное, воздействие будет способствовать достижению поставленной цели.

Объектом пропаганды БДД является как всё общество в целом, так и отдельные социальные группы, индивиды, их объединения. В этом отношении важна комплексность воздействия, то есть охват как можно более широкого круга участников. Пропагандистская работа не должна концентрироваться на каком-то одном направлении, поскольку только системный подход обеспечит результативность проводимой работы.

Формы и методы пропаганды безопасности дорожного движения

  1. Организация проведения в субъектах Российской Федерации автомотовелопробегов, конкурсов, выставок, викторин и других массовых профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения;
  2. Организация издания и распространения брошюр, плакатов, листовок, памяток, рисунков и обращений к населению по безопасности дорожного движения, деятельности Госавтоинспекции;
  3. Организация проведения конкурсов-смотров на лучшие издания, пропагандирующие безопасность дорожного движения;
  4. Участие в качестве консультантов и рецензентов изданий, кино-, видеопродукции, социальной рекламы, сценических постановок по безопасности дорожного движения, а также содействие в организации дальнейшего их использования;
  5. Использование возможностей СМИ, социальной рекламы, печатной и сувенирной продукции;
  6. Организация трансляций обращений к участникам дорожного движения посредством радиоустановок (громкоговорящих установок) на вокзалах, предприятиях, в общественном транспорте, крупных торговых центрах, а также в иных общественных местах;
  7. Проведение лекций и бесед с различными категориями участников дорожного движения в организациях и общественных формированиях;
  8. Принятие участия в организации и проведении конференций и методических семинаров по безопасности дорожного движения;
  9. Обобщение передового опыта работы и внедрение новых форм пропаганды безопасности дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма» для занятий с воспитанниками летнего лагеря МБУДОД ЦВР "Радуга"

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся в условиях нахождения в летнем лагере детей МБУДОД ЦВР «Радуга». Программа раз...

Образовательная программа объединения «МОИ ПРАВА, МОИ ОБЯЗАННОСТИ», направление: «изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся начальной и средней школы, разработана в рамках Федерального закона № 196-ФЗ о...

профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

В материалах содержатся рекомендации по  организации работы с детьми  в школе по профилактике детского травматизма...

Сценарий КВЕСТА «Дорога без опасности» из цикла мероприятий по безопасности детского дорожного транспортного травматизма «Дорожный марафон»

Методическая разработкаСценарий КВЕСТА «Дорога без опасности» из цикла мероприятийпо безопасности детского дорожного транспортного травматизма«Дорожный марафон»Цель - проф...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Квест «Дорога без опасности» из цикла мероприятий по безопасности детского дорожного транспортного травматизма «Дорожный марафон»

В работе представлен ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Квест «Дорога без опасности» из цикла мероприятий по безопасности детского дорожного транспортного травматизма «Дорожны...