Доклад, март 2022
статья
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПО СОГЛАСНО ФГОС
В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.
Выбранная тема имеет особую актуальность, так как с введением ФГОС СПО происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Существует огромное количество классификаций педагогических технологий. Но, безусловно, их можно разделить на две основные группы: традиционные и современные педагогические технологии.
Под инновационными педагогическими технологиями, в большинстве случаев, понимаются такие технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях:
технология развивающего обучения;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
коллективная система обучения (КСО);
исследовательские методы обучения;
проектные методы обучения;
технология «дебаты»;
технология модульного и блочно- модульного обучения;
технология развития «критического мышления»;
технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) ;
информационно – коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
систему инновационной оценки «портфолио» и др.
ФГОС СПО ориентирует преподавателей системы среднего профессионального образования к использованию практико-ориентированного, модульно-компетентностного подходов в обучении, внедрение которых играет важную роль в освоении студентами ОК и ПК, т.е. становлении квалифицированных специалистов.
Кроме этого среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее соответствующими целям и универсальными являются:
- обучение в сотрудничестве;
- дифференцированный подход к обучению;
- игровые технологии;
- метод проектов.
Традиционные педагогические технологии, к которым мы все так привыкли, имеют свои положительные стороны, например,
четкая организация учебного процесса,
систематический характер обучения,
воздействие личности преподавателя на студентов в процессе общения на уроке.
Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения (например, объяснительно-иллюстративная технология).
Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, но в настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
В условиях современного образования методика обучения построена на компетентностном подходе. Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности студентов за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет преподавателю:
отработать глубину и прочность знаний;
закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Исходя из опыта использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить некоторые их преимущества:
- меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом, а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала;
- они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний;
- дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности;
- создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться;
- стимулируют творческие способности студентов;
- помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни;
- формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.
Всего этого можно добиться только при наличии интереса у студентов к изучению дисциплины. Познавательный интерес означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление студента к обучению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интереса к деятельности преподавателя и других обучающихся. Активизация познавательной деятельности — это постоянный процесс побуждения к целенаправленному обучению. Педагогу добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своей дисциплине. Для этого необходимо использовать такую систему методов, которая направлена не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентами, а на самостоятельное овладение ими знаниями и умениями в процессе активной познавательной деятельности. Одним из важных моментов на занятии для студента является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний, чтобы студенты могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения, в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность студента.
Поэтому современный урок, должен быть построен в сочетании специально организованной деятельности и обычного межличностного общения, таким образом, через личностный план общения на занятии реализуется учет возрастных, психологических особенностей студентов: их готовность к расширению круга общения, к сопереживанию проблем взрослых, стремление к самоутверждению. Достичь поставленных целей могут помочь современные образовательные технологии.
Таким образом, различные виды технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов у студентов. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться ее составной частью. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Преподавателю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения занятия. Возникает огромное желание подойти к студенту и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и студенты: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Литература:
1. Белозерцев, Е. П. Педагогика профессионального образования: учебник / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков, под ред. В. А. Сластенина, 4-е изд., стер. — М.: ИЦ Академия, 2008. — 368 с.
2. Борисова, Н. В. Образовательные технологии, как объект педагогического выбора: учеб. пособие / Н. В. Борисова. — М.: ИЦПКПС, 2000. — 146 с.
3. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по группе март 2022
презентация по группе март 2022...
Программа. XIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием «Молодая мысль третьего тысячелетия – 2022». Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта. 25 марта 2022.
Елесина В.И. Иван Иванович Ползунов - изобретатель прошлогоЛадыгин Д.А., Долотов А.С. Владимир Григорьевич Шухов - гений инженерной мыслиБирюкова Е.В. Гримак Михаил Михайлович - герой Великой Отечеств...
Таблица 3.1 2022 по март включительно
Детские сертификаты 2022 по март включительно...
Современные проблемы безопасности жизнедеятельности,географии,физического воспитания, спорта и туризма в системе образования: материалы XIII Всероссийской ежегодной научно-практической конференции 23 марта 2022 г./научный редактор Е.ГМишина – Н-Тагил,2022
Завьялова С.В., Завьялова А.А. Что можно считать символом нашего края? С. 90-95...
Доклад, ноябрь 2022
Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Здоровье – дело не только личное, но и общественное. Проблема здоровья студ...