Методы и приемы применения интерактивных средств обучения в процессе профессиональной подготовки обучающихся в учреждениях СПО
статья
В материале разбираются методы и приемы использования интерактивных средств обучения (интерактивная доска, электронные конструкторы, электронные таблицы) при профессиональной подготовке обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.docx | 39.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы и приемы применения интерактивных средств обучения в процессе профессиональной подготовки обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования».
Основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной работе по профессии и конкурентного на рынке труда. Выпускники образовательных учреждений должны обладать ключевыми компетенциями, позволяющими им достигать результатов в профессиональной и личной жизни. Для этого в учреждениях среднего профессионального образования используются интерактивные технологии и средства обучения, позволяющие в доступном для каждого обучающегося темпе осваивать учебный материал, видеть результаты своей работы. Это, в свою очередь, пробуждает интерес обучающихся к будущей профессии, помогает им более полно овладевать профессиональными знаниями и навыками, ориентироваться в новых ситуациях будущей профессиональной деятельности и достигать поставленных целей.
На сегодняшний день в педагогике существует противоречие: с одной стороны, есть необходимость применения интерактивных средств обучения в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в учреждениях среднего профессионального образования, а с другой – недостаточно конкретизированы методы и приемы их использования в теоретическом обучении.
В техникумах и колледжах молодежь 16-19 лет получает среднее полное и профессиональное образование. Во время теоретического обучения формируется система необходимых общих и профессиональных компетенций, достаточных для прочного овладения профессией и дальнейшего профессионального роста. Существует противоречие между недостаточной школьной подготовкой, разрозненными знаниями по ряду дисциплин и высокими требованиями, предъявляемыми будущими работодателями к уровню профессиональных знаний выпускников.
Необходимым условием формирования глубоких и прочных знаний является внедрение в учебный процесс интерактивных средств обучения.
Применение интерактивных средств обучения на уроках теоретического обучения требует использования активных и интерактивных методов и приемов.
При использовании интерактивных методов обучающиеся, взаимодействуя с преподавателем и друг с другом, влияют на мотивацию каждого из них. Выбор метода обучения (пассивного, активного или интерактивного) зависит от типа урока, изучаемого материала и определяется имеющимися в распоряжении средствами обучения.
Интерактивные средства обучения – это средства обучения, построенные на использовании информационно-компьютерных технологий. При их использовании необходимо опираться на дидактические принципы научности, наглядности, доступности, системности и последовательности, сознательности и активности, прочности, связи теории и практики, индивидуализации.
Таким образом, применение интерактивных средств обучения в процессе профессиональной подготовки обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования является наиболее эффективным способом повысить мотивацию обучения и уровень усвоения учебного материала, помочь более полно овладеть профессиональными компетенциями.
Можно отметить использование следующих интерактивных средств обучения: интерактивная доска, электронные конструкторы, набор офисных программ, персональные компьютеры с выходом в интернет.
Основные приемы использования интерактивных средств обучения – построение компьютерной модели реального объекта и ее анализ, построение графиков, выполнение виртуальных лабораторных работ в электронном конструкторе, просмотр видеофрагментов и последующим обсуждением, онлайн-тестирование.
Особенности использованных интерактивных средств обучения:
- Электронные таблицы.
Способность электронных таблиц быстро и точно производить автоматические вычисления используют во многих областях жизни. С их помощью можно моделировать реальные ситуации и оценивать результаты. Построенный по данным таблицы график функции позволяет легко проанализировать взаимное влияние одного параметра на другой. Индивидуальная работа за компьютером дает возможность каждому обучающемуся самостоятельно решить поставленные на уроке цели, а преподавателю оперативно оценить работу.
2. Электронный конструктор.
Компьютерный эксперимент способен значительно повысить эффективность уроков. Работа с электронным конструктором открывает перед обучающимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов. Применение электронных лабораторных работ способствует формированию информационной компетентности у обучающихся, они учатся интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой ими задачи, делать выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности.
3. Интерактивная доска.
Она используется для демонстрации видеофильмов, что способствует повышению уровня мотивации, стимулирует исследовательскую и творческую активность обучающегося. Восприятие информации через зрительный и слуховой каналы одновременно приводит к запоминанию материала в пять раз эффективнее, чем только при прослушивании. Таким образом, применение видео позволяет реализовать принцип наглядности; развивать умение обобщать увиденное, выражать собственные чувства, развивать речь и внимание, наблюдать и делать выводы.
4. Онлайн-тестирование.
Тестирование – это инструмент, который дает возможность с минимальными затратами времени и финансов объективно оценить знания и навыки большого количества обучающихся. Онлайн-тестирование объективно и может быть организовано очень оперативно. Обучающийся сможет сосредоточиться на ответах, показав истинный уровень знаний. Для обеспечения объективности важно предотвратить возможность списывания. Можно создавать множество версий одного и того же теста, меняя порядок вопросов и вариантов ответов. Эффективно будет предложить более 6 развернутых вариантов ответов для каждого вопроса. Многие системы онлайн-тестирования не позволяют пользователю скопировать текст из диалогового окна, также можно установить лимит времени для ответа.
Вместе с этим нужно отметить, что выбор интерактивных средств обучения, особенно готовых программных продуктов для теоретического изучения предметов профессиональной направленности, достаточно невелик. Также достаточно редко используются возможности образовательных порталов и образовательных ресурсов.
На уроках изучения нового материала применяются, в основном, словесно-наглядные методы обучения, за счет привлечения в процесс обучения возможностей интерактивных средств обучения (презентации, видеофрагменты), можно добиться повышения уровня преподавания и усвоения новых знаний, предлагая обучающимся, например, работу с разработанной преподавателем презентацией, задание для обучающихся самостоятельно найти в Интернете информацию, создать и настроить презентацию по данной теме, при этом задача преподавателя указать возможные источники информации и дать план будущей презентации.
На этапе закрепления и обобщения материала наилучшие результаты достигаются при использовании практического метода обучения, обучающиеся работают с тренажерами, симуляторами, энциклопедиями, электронными конструкторами, оформляя результаты работы в электронных таблицах, выполняя построение диаграмм.
При контроле знаний и умений наглядный метод обучения подразумевает применение онлайн-тестирования или тестов, разрабатываемых самим преподавателями с помощью специальных программ. Такой опрос можно применять для проведения текущего и итогового контроля знаний и умений, на различных этапах урока: локально и тотально.
Для того чтобы образовательная организация развивалась, необходимо, чтобы весь педагогический коллектив использовал интерактивные средства обучения в своей практике, так как их применение не только позволяет достойно реализовать требования государственного стандарта, но и способствует повышению мотивации обучающихся, повышению уровня приобретаемых ими компетенций, повышению качества знаний, а также способствует повышению квалификации педагога.
Необходимыми условиями можно считать достаточную материально-техническую базу, повышение технологической культуры педагогов, использующих интерактивные средства обучения, они должны знать нормы СанПиНа при использовании техники, овладеть технологией работы с интерактивной доской, переходить от непродуктивного объяснительно-иллюстративного способа обучения к продуктивно-деятельностному.
В процессе профессиональной подготовки обучающихся преподавателям шире использовать интерактивные дидактические игры, применять мультимедиа-учебники, внедрять обучающие программы и электронные учебники и конструкторы. Творчески дорабатывать и преобразовывать «готовые» интерактивные средства обучения, пробовать разрабатывать собственные. Постоянно повышать собственный уровень компьютерной грамотности. Создавать ситуации успеха, добиваться осознанного стремления обучающихся к получению новых знаний, приобщать к информационной культуре, разрабатывать задания для самостоятельной работы. Применение интерактивных средств обучения должно стать фактором саморазвития педагогов и обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Квалификация воспитателя ДОУ во многом зависит от профессиональной подготовки, которую он получит в колледже. Важнейшей задачей профессиональной подготовки обучающихся педагогического колледжа я...
Мастер-класс по применению интерактивных форм обучения на примере использования интерактивных мототренажеров "Мото-2".
В качестве примера использования современных компьютерных технологий в сфере образования я хочу представить вашему вниманию на базе учебного кабинета интерактивного учебного центре «Автог...
Применение интерактивных технологий обучения на уроках производственного обучения в СПО
План занятия на тему: «Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля».с использованием педагогической технологии интерактивного обучения....
Доклад по теме: "Применение интерактивных технологий обучения в системе СПО"
Доклад для выступления на заседании ПЦК по общеобразовательному, гуманитарному, естественнонаучному циклам...
Применение технологии смешанного обучения в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов
В статье описываются модели смешанного обучения, которые могут использоваться в деятельности преподавателей СПО....
Применение интерактивных технологий обучения. Тема занятия:» Дорожные знаки»
Итоговое занятие по теме "Дорожные знаки"...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
В статье рассмотрены основные принципы применения интерактивных технологий обучения в преподавании клинических дисциплин как способа активизации познавательной деятельности обучающихся и основа развит...