студенческой научно-практической конференции «Научный форум»
проект
В диапазоне размеров 1 нанометр -100 нанометров (1нм = 10-9 м - 100 нм = 10-7 м) возникает новый мир, в котором меняются физические и химические свойства любых вещества, и где сходятся предметы исследования физических, химических и биологических наук. Одной из главных причин изменения физических и химических свойств наноразмерных частиц является возрастание в них относительной доли «поверхностных» атомов, находящихся в иных условиях, чем атомы объемной фазы.
Технологические особенности применения нанотехнологий в машиностроении (на примере автомобильной промышленности)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«НАНОТЕХНОЛОГИИ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ» | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
П. С. Тимонин
Руководитель Т. Н.Морщакина, преподаватель специальных дисциплин
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
«НАНОТЕХНОЛОГИИ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ»
Автомобиль необходим человеку и на производстве, и в повседневной жизни. Детали автомобиля состоят из сборочных единиц, в основу которых положены детали. В основном все детали автомобиля по своей структуре -металлы и сплавы. Металлы и сплавы в твердом состоянии имеют кристаллическое строение, его условно можно представить как упорядоченное расположение атомов в пространстве.
Начало XXI века ознаменовалось революционным прорывом в развитии области материаловедения, значительное внимание которой уделяется нанокристаллическим порошкам, что вызвано не только стремлением к миниатюризации, но и достижением уникальных свойств, не характерных для массивных материалов. Поэтому получение и исследование наноразмерных объектов является важным этапом в создании устройств нового поколения
В диапазоне размеров 1 нанометр -100 нанометров (1нм = 10-9 м - 100 нм = 10-7 м) возникает новый мир, в котором меняются физические и химические свойства любых вещества, и где сходятся предметы исследования физических, химических и биологических наук. Одной из главных причин изменения физических и химических свойств наноразмерных частиц является возрастание в них относительной доли «поверхностных» атомов, находящихся в иных условиях, чем атомы объемной фазы. С энергетической точки зрения уменьшение размеров частицы приводит к возрастанию доли ее поверхностной энергии. Нанотехнологии, используемые для получения наноструктурированных материалов разделяют на две основные группы: «снизу вверх» и «сверху вниз». К первой группе относятся методы, в которых наночастицы образуются из атомов и молекул. Ко второй – методы, в которых нанометровые размеры частиц достигаются с помощью измельчения крупных частиц, порошков или зерен. Следовательно, наночастицы могут заметно усилить прочность металлов, при этом не снижая их пластичности, в особенности легких металлов, таких как магний.
Отличие свойств малых частиц от свойств массивного материала известно ученым давно и используется в различных областях техники. Примерами наноразмерных структур могут служить широко применяемые аэрозоли, красящие пигменты, цветные стекла, окрашенные коллоидными частицами металлов. Впечатляющие примеры связаны с биологией, где живая природа демонстрирует нам наноструктуры на уровне клеточного ядра. В этом смысле собственно нанотехнология, как научное направление, не является чем-то новым. Качественная характеристика нанотехнологии заключается в практическом использовании нового уровня знаний о физико-химических свойствах материи. В этом одновременно и исключительность нанотехнологии – новый уровень знаний предполагает выработку концептуальных изменений в направлениях развития техники, медицины, сельскохозяйственного производства, а также изменений в экологической, социальной и военной сферах.
Важной отличительной особенностью нанометрового масштаба является также способность молекул самоорганизовываться в структуры различного функционального назначения, а также порождать структуры, себе подобные (эффект саморепликации). Методами так называемого механосинтеза реализуются новые, не имеющие аналогов, молекулярные соединения. Проведены эксперименты, в которых тысячи и десятки тысяч молекул соединяются в кристаллы, обладающие изначально заданными свойствами, которые не встречаются у природных материалов.
Использование перечисленных выше свойств в практических приложениях и составляет суть нанотехнологии. На ее основе уже реализованы образцы наноструктурированных сверхтвердых, сверхлегких, коррозионно- и износостойких материалов и покрытий, катализаторов с высокоразвитой поверхностью, нанопористых мембран для систем тонкой очистки жидкостей, сверхскоростных приборов наноэлектроники.
Вывод: нанотехнологии - это принципиально новый, надотраслевой приоритет, он един для всех отраслей науки и промышленности. Фактически переход к нанотехнологиям знаменует переход цивилизации в ближайшие 10-20 лет к принципиально новому экономическому укладу.
Внедрение нанотехнологий в автомобильную промышленность позволит сделать автомобили:
1. Доступными (нанотехнологические методы производства позволяют создавать товары и услуги с низкой себестоимостью; в автомобилях будущего основной составляющей цены будет являться «брэнд»);
2. комфортными (более совершенная работа механических частей, улучшенная шумо- и вибро- изоляция на основе наноструктурированных материалов, эргономичный салон);
3. эффективными (повышения средней скорости движения автомобилей, повышение КПД использования энергии, необходимой для перевозки людей и грузов);
4. интеллектуальными (широкое внедрение информационных систем во все узлы и компоненты автомобилей, принятие автомобилем все больших функций водителя на себя);
5. безопасными для человека и окружающей среды (новые, экологически чистые силовые установки, в том числе на топливных элементах, качественно новый уровень пассивной и активной безопасности для обитателей салона и пешеходов, широкое использование в конструкции авто биодеградируемых материалов, а с созданием дисассемблеров - возможность 100% утилизации устаревших автомобилей).
Кроме того, запатентованы новые способы и ресурсосберегающие нанотехнологии, в том числе повышения долговечности на этапе эксплуатации, упрочнения твердых сплавов, нержавеющих, конструкционных и инструментальных марок стали, кузнечной сварки многослойных композиций и производства цельнокованого нержавеющего дамаска, квазиаморфного модифицирования карбидами и оксидами кремния. При этом ресурс изделий различного назначения, изготовленных по новой методологии для отраслей машиностроения повышается от 200 до 500%.
Технологические особенности применения нанотехнологий в машиностроении (на примере автомобильной промышленности)
Нанотехнологии обещают целый ряд выгод от широкомасштабного внедрения в массовое производство автомобилей. Так буквально каждый узел или компонент в конструкции автомобиля может быть в значительной степени усовершенствован при помощи нанотехнологий.
Одним из наиболее перспективных и многообещающих направлений применения (в том числе коммерческого) достижений современной нанотехнологии является область наноматериалов и электронных устройств.
Уже существуют легко очищающиеся и водоотталкивающие покрытия для материалов, основанные на использовании диоксида кремния.
В форме наночастиц это вещество приобретает новые свойства, в частности, высокую поверхностную энергию, что и позволяет частицам SiO2 при высыхании коллоидного раствора прочно присоединяться к различным поверхностям, в первую очередь к родственному им по составу стеклу, образуя, тем самым, сплошной слой наноразмерных выступов.
Покрытие из наночастиц кремнезема делает обработанную поверхность гидрофобный - на поверхности с плёнкой из SiO2 капля воды касается субстрата лишь немногими точками, что во много раз уменьшает Ван-дер-ваальсовые силы и позволяет силам поверхностного натяжения жидкости сжать каплю в шарик, который легко скатывается по наклоненному стеклу, унося с собой накопившуюся грязь.
В силу наноразмерной толщины, такие покрытия совершенно невидимы, а благодаря биоинертности кремнезема - безвредны для человека и окружающей среды. Они устойчивы к ультрафиолету и выдерживают температуры до 400 °C, а действие водоотталкивающего эффекта длится в течение 4 месяцев.
Несколько зарубежных фирм уже выпускают подобные покрытия в промышленных масштабах. На российском рынке их продукцию представляет эксклюзивный дистрибутор - компания NanotechnologyNewsNetwork.
Что касается в прямом понимании самоочищающихся поверхностей, то такая технология основана на использовании диоксида титана. Принцип действия материала с таким покрытием заключается в следующем.
При попадании ультрафиолетового излучения на нанопокрытие из TiO2 происходит фотокаталитическая реакция. В ходе этой реакции испускаются отрицательно заряженные частицы - электроны, а на их месте остаются положительно заряженные дырки. Благодаря появлению комбинации плюсов и минусов на поверхности, покрытой катализатором, содержащиеся в воздухе молекулы воды превращаются в сильные окислители - радикалы гидроокиси (HO), которые в свою очередь окисляют и расщепляют грязь, а также нейтрализуют различные запахи и убивают микроорганизмы.
Кроме покрытий для стекол также разработаны и выпускаются составы с аналогичным действием для тканей, металла, пластика, керамики - и все они имеют потенциал для применения в автомобильной промышленности.
По некоторым сообщениям, концерн BMW работает над созданием самоочищающихся покрытий на основе нанопорошков.
Компания Mercedes-Benz с конца 2003 года выпускает модели А, С, E, S, CL, SL, SLK покрытых новым поколением прозрачных лаков, изготовленных с использованием нанотехнологии. В состав верхнего слоя такого лакокрасочного покрытия вводят наноскопические керамические частицы. По утверждению создателей, новое лакокрасочное покрытие защищает кузов от царапин в три раза эффективнее, чем обычный лак.
По результатам испытаний оказалось, что покрытые лаком нового типа машины сохраняют блеск на 40% сильнее, чем покрашенные обычной краской.
Новое лаковое покрытие не только защищает кузов от механических повреждений, но еще и полностью отвечает требованиям Mercedes относительно устойчивости к воздействию химических элементов, находящихся в воздухе.
В настоящее время с использованием нанотехнологических подходов уже производятся высокоэффективные антифрикционные и противоизносные покрытия для автотранспорта. Так российский концерн «Наноиндустрия» наладил серийное производство ремонтно-восстановительного состава «Нанотехнология». Состав предназначен для обработки механических деталей, испытывающих трение - двигали, трансмиссия.
При применении состав позволяет создавать модифицированный высокоуглеродистый железосиликатный защитный слой (МВЗС) толщиной 0,1-1,5 мм в областях интенсивного трения металлических поверхностей, что дает возможность избирательной компенсации износа мест трения и контакта деталей за счет образования в этих местах нового модифицированного поверхностного слоя. Использование РВС позволяет увеличивать ресурс работы узлов и деталей в 2-3 раза за счет замены плановых ремонтов предупредительной обработкой, снижает вибрации и шум, на 70-80% снижает токсичность выхлопа автомобиля без применения каких-либо других мер.
Решение многих проблем нанотехнологий требует совместной деятельности физиков, химиков, математиков, биологов — общего языка, понятий и моделей — междисциплинарного подхода.
Литература
- http://www.nanostore.com.ua/nanotehnologii-v-avtomobilestroenii-a-115.html
- http://newnano.ru/novosti-i-tehnologii/tehnologii/nanotehnologii-v-avtoprome-buduschee-i-nastoyaschee.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая краеведческая конференция "Их имена мы в сердце сохраним"
Областная научно-практическая конференция, проводилась среди студентов Барышского индустриально-технологического техникума и Жадовского сельскохозяйственного техникума. Были подготовлены рефераты об у...
«Технология развития критического мышления как способ организации активного обучения»: электронное научное издание статей участников научно-практической онлайн - конференции
В периодическом сборнике научных статей преподавателей спецдисциплин образовательных учреждений среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики освещаются современные подходы для п...
«Внедрение опыта работы с использованием инновационных технологий при подготовке специалистов среднего звена»: материалы ІІ научно-практической интернет- конференции преподавателей Горловского территориального образовательного округа
В сборнике представлены научные доклады участников региональной научно-практической конференции «Внедрение опыта работы с использованием инновационныхтехнологий при подготовке специалистов среднего зв...
Материалы VII Международной Научно-практической конференции «Научно-технические аспекты комплексного развития железнодорожного транспорта» в рамках VII Международного Научного форума Донецкой Народной Республики
Ксюнов С.В., Завьялова С.В. От правильного выбора профессии зависит и успех. С. 173-177...
Международная студенческая научно-практическая конференция "Научный форум"
Международная студенческая научно-практическая конференция "Научный форум"...
XII Всероссийская научно-практическая интернет - конференция "Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования" с международным участием
Статья "подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе элементов дуального обучения в БУ "Урайский политехнический колледж"...