Методическая разработка урока производственного обучения по теме «Техническое обслуживание и ремонт Кривошипно-шатунного механизма"
план-конспект занятия
Студент - это не сосуд, который надо заполнять знаниями, а факел, который нужно зажечь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока "Кривошипно- шатунный механизм" | 44.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
« Борзинский филиал Краснокаменского промышленно-технологического техникума
Утверждаю:
Старший мастер
________________
«___»_________2018 г
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
занятия учебной практики
по профессии «Автомеханик»
Разработал: Пономарев И.Н
мастер производственногообучения
Борзя 2018
Аннотация
План занятия учебной практики составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик».
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия учебной практики по программе: ПМ. 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», по теме:
«Кривошипно-шатунный механизм». Диагностика деталей шатунно – поршневой группы».
Занятие проводиться с элементами педагогической технологии - формирования профессиональных и общих компетенций.
Введение
Представленные методические материалы занятия учебной практики по профессии «Автомеханик» составлены в соответствии стребованиям программы по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
Учебная практика направлена на приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций по данному виду профессиональной деятельности.
Целью проведения данного занятия является: формирование у обучающихся профессиональных компетенций по выполнению операций разборки КШМ и диагностики деталей шатунно – поршневой группы, с соблюдением технических условий и правил безопасности труда; содействие в ходе занятия развитию технологического мышления, наблюдательности, рационализаторских способностей, сенсорных навыков; умения самостоятельно принимать решение.
При проведении занятия учебной практики, активно используются информационно-коммуникативные технологии.
ПЛАН
занятия учебной практики
Профессиональный модуль: 01 «ТО и ремонт автотранспорта»
Мастер п/о: Пономарев И.Н.
Профессия :Автомеханик
Группа №: 206
Дата:
Тема №: 7. «Ремонт шатунно – поршневой группы»
Тема занятия: «Кривошипно-шатунный механизм».
Тип занятия: Формирования первоначальных умений
Формируемые компетенции:
Профессиональные:
ПК 1.3 -Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие:
ОК 1- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3 - Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 - Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6 - Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Цели занятия:
образовательная- формирование у обучающихся профессиональных компетенций по выполнению операций разборки КШМ и диагностики деталей шатунно – поршневой группы, с соблюдением технических условий и правил безопасности труда;
развивающая -содействовать в ходе занятия развитию технологического мышления, наблюдательности, рационализаторских способностей, сенсорных навыков; умение самостоятельно принимать решение.
воспитательная -способствовать воспитанию бережного отношения к материалам и оборудованию, соблюдение трудовой дисциплины и чувство взаимопомощи.
Методы проведения: словесный, наглядно-демонстративный, практический.
Учебно-производственные работы: Упражнения по разборке КШМ, замена поршневых колец, замена шатунных и коренных вкладышей. Упражнения по дефектовке деталей.
Методическое обеспечение и материальное оснащение занятия:
1.Учебное оборудование (двигатель внутреннего сгорания);.
2. Инструмент необходимый для выполнения операций по разборке КШМ(набор ключей, молоток, отвертка, щетка, обтирочный материал; дополнительные приспособления)
3. Инструкционно - технологические карта;
4. Мультимедийный проектор;
5. Комплект слайдов по теме урока.
Межпредметные и внутрипредметные связи: МДК 01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
Дополнительные вопросы в ходе проведения учебной практики.
Контрольные вопрос: 1. Какие неисправности КШМ позволяет определить компрессометр?
2.Что такое хонингование гильз цилиндров?
3.Как измерить зазор между цилиндром и поршнем?
4.Назовите правила установки поршневых колец?
5.К чему приведет малый и большой зазор по высоте у поршневых колец?
6.Опишите правила установки коренных и шатунных подшипников?
Ход занятия:
- Организационная часть. – 5 мин.
1.1. Проверка наличия обучающихся и их готовности к уроку (спецодежда, инструмент и т.д.).
1.2. Назначение дежурных.
2. Вводный инструктаж. 40 мин.
2.1. Сообщение темы и цели урока.
2.2. Проверка теоретических знаний обучающихся по данной теме:
/фронтальный опрос/
Вопросы для фронтального опроса:( презентация).
1. Для чего служит КШМ?
2. Показать и назвать подвижные части КШМ?
3. Показать и назвать неподвижные части КШМ?
4. Из каких частей состоит поршень?
5. Каково назначение и устройство поршневых колец?
6. Назовите основные возможные неисправности КШМ, их признаки, причины возникновения и способы устранения?
7. Какие работы выполняются по техническому обслуживанию КШМ?
2.3. Инструктирование обучающихся по материалу урока:
Т.Б. при выполнении операций по разборке и сборке двигателя.
Физкульт – минутка.
Теперь давайте закрепим полученные знания на практике, приглашаются двое студентов для выполнение практических заданий по разборки, сборки кривошипно шатунного механизма
- организация рабочего места;
- приспособления и вспомогательные материалы;
- выбор и подготовка инструмента;
- порядок и последовательность разборки, сборки КШМ двигателя ВАЗ-2106;
- очистка и подготовка деталей двигателя к ремонту;
- Разборка, сборка поршневой гуппы двигателя
- Т.Б. при выполнении операций по разборке и сборке двигателя.
2.4. Закрепление материала вводного инструктажа:
(вопросы для закрепления материала урока)
Кроссворд по теме: «Ремонт и Т.О КШМ»
3. Текущий инструктаж – 270 мин.
Выполнение проверочной работы.
Целевые обходы:
1.Проверка организации и содержания рабочих мест.
2.Обход с целью указания на ошибки в проведении технологических операций.
3.Контроль правильности соблюдения технологической последовательности
4.Проверка соблюдения обучающимися правил ТБ, указание на имеющиеся недостатки в их соблюдении
5.Приемка и оценка выполненных работ
4. Заключительный инструктаж. 15 мин.
4.1.Подведение итогов занятия;
4.2.Разбор допущенных ошибок и определение причин их вызвавших;
4.3.Выставление и комментирование оценок;
4.4.Домашнее задание ( повторить теоретический материал по теме:
Элементы шатунно – поршневой группы).
4.5.Уборка рабочих мест.
Мастер производственного обучения___________/Пономарев И.Н/
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
- оценка "5" (отлично) – выставляется, если обучающийся уверенно и точно владеет приемами выполнения работ по теме урока, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием, инструментами, рационально организует рабочее место, соблюдает ТБ
- оценка "4" (хорошо) - выставляется, если обучающийся владеет приемами выполнения работ по теме урока, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим обучающимся, правильно организует рабочее место, соблюдает требования безопасности труда;
- оценка "3" (удовлетворительно) - выставляется, если обучающийся недостаточно владеет приемами работ по теме урока, наличии ошибок, исправляемых с помощью мастера, отдельных несущественных ошибок в организации рабочего места и соблюдении требований безопасности труда;
- оценка "2" (неудовлетворительно) – выставляется, если обучающийся не умеет выполнять приемы работ по теме урока, допускает серьезные ошибки в организации рабочего места, требования безопасности труда не соблюдаются.
При проведении занятия оцениваются соблюдение следующих требований:
- правильность выполнения трудовых приемов;
- соблюдение алгоритма действия по разборке и сборке КШМ;
- умение пользоваться инструментом и приспособлениями;
- контроль за организацией рабочего места;
- соблюдение правил ТБ и ОТ
По итогам выставляется средний бал: итоговая оценка.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
1.Требования безопасности перед началом работы:
- Убедиться в исправности средств индивидуальной защиты, одеть спецодежду
- Проверить безопасность рабочего места
- (не загромождены ли проходы и рабочее место)
- Проверить необходимый для работы инструмент
2.Требования безопасности во время работы:
- Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других
- Систематически проверять исправность инструмента
- Не допускать наличия на рабочем месте посторонних предметов
- Использовать рабочий инструмент только по прямому назначению
3.Требования безопасности по окончанию работы:
- Привести в порядок рабочее место
- Инструмент и приспособления привести в порядок, сложить в отведённое место
- Сообщить руководителю об имеющихся замечаниях
В случае возникновения чрезвычайной ситуации
Сообщить о случившемся руководителю!
Приложение №3
ИНСТРУКЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЯ КАРТА
Занятие учебной практики
Профессиональный модуль: ПМ.01 «ТО и ремонт автотранспорта»
Разработал: мастер п/о Пономарев И.Н.
Специальность : Автомеханик
Тема №:01 «Ремонт шатунно – поршневой группы»
Тема урока: « Кривошипно-шатунный механизм».
п/п
Последовательность операций
Инструмент, приспособление
Технические условия и указания
1
Отвернуть гайки крепления крышки клапанов
Ключ гаечный 10 мм
2
Отвернуть гайки крепления оси коромысла
Ключ гаечный 17 мм
3
Снять ось коромысел в сборе
4
Отвернуть гайки крепления передней крышки механизма привода распредвала
Ключ гаечный 12 мм, 13мм, 14 мм
5
Открутить и снять распредвал
Ключ гаечный 17 мм (спец. ключ)
6
Отвернуть болты крепления головки цилиндров
Ключ гаечный 17 мм (спец. ключ)
7
Снять головку цилиндров, прокладку головки
8
Вывернуть болты крепления масляного картера двигателя
Ключ гаечный 10 мм
9
Отвернуть гайки крепления крышек шатунов
Ключ гаечный 14 мм, 15 мм (спец. ключ)
10
Вынуть из цилиндров поршни с шатунами
11
Осмотреть и определить состояние шатунных вкладышей
При необходимости заменить
12
Отвернуть гайки крепления крышек коренных подшипников
Ключ гаечный 17 мм (спец. ключ)
13
Снять крышки коренных подшипников с вкладышами
14
Осмотреть и определить состояние коренных вкладышей
При необходимости заменить
Выполнить сборку КШМ
Сборка выполняется в обратном порядке
Кроссворд по КШМ И ГРМ.
8 | ||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||
2 | 9 | 3 | 10 | |||||||||||||
. | ||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||
4 | 5 | |||||||||||||||
. | ||||||||||||||||
6 | 7 | |||||||||||||||
. | ||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||
. |
Вопросы к кроссворду
1. Приливы внутри поршня в отверстия которых устанавливается поршневой палец.
2. Деталь позволяющая осуществить вывод деталей КШМ из мертвых точек
3. Деталь передающая усилие от поршня к коленчатому валу
4. Место установки шатунных и коренных вкладышей
5. Деталь предназначенная для впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов
6. Одна из составляющих частей поршня
7. Одна из составляющих частей клапана ГРМ
8. Деталь воспринимающая давление отработавших газов
9. Деталь установленная на носке коленчатого вала и служащая для его проворачивания
10. Деталь передающая движение от кулачка распределительного вала
11. Деталь которая предотвращает вытекание масла из картера
12. Деталь передающая движение к коромыслу
13. Место установки поршневых колец
Ответы:
8.
П | ||||||||||||||||
1. | Б | О | Б | Ы | Ш | К | И | 11. | ||||||||
2. | 9. | Р | 10. | С | ||||||||||||
М | А | Х | О | В | И | К | 3. | Ш | А | Т | У | Н | А | |||
Р | 12. | Е | О | Л | ||||||||||||
А | Ш | Н | Л | Ь | ||||||||||||
4. | П | О | С | Т | Е | Л | Ь | 5. | К | Л | А | П | А | Н | ||
О | А | А | И | |||||||||||||
В | 6. | Д | Н | И | Щ | Е | 7. | Т | А | Р | Е | Л | К | А | ||
И | Г | Е | ||||||||||||||
13. | К | А | Н | А | В | К | А | Л | ||||||||
Ь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План занятия производственного обучения «Разборочно-сборочные работы с изучением деталей кривошипно-шатунного механизма»
План занятия производственного обучения«Разборочно-сборочные работы с изучением деталей кривошипно-шатунного механизма»УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомоб...
Методические рекомендации по прохождению производственной практики ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Методические рекомендации по прохождению производственной практики ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. Для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик»...
Доклад «Методика преподавания темы: «Техническое обслуживание и ремонт крана вспомогательного тормоза усл. № 254» по МДК 01.01 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива»
Доклад «Методика преподавания темы: «Техническое обслуживание и ремонт крана вспомогательного тормоза усл. № 254» по МДК 01.01 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт уз...
Методическая разработка урока производственного обучения по теме Техническое обслуживание тормозных систем
Методическая разработка представляет собой конспект урока производственного обучения по профессии Автомеханик, Мастер по ремонту и обслуживанию автотранспорта...
Презентация: «Устройство, техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма»
Обучающий материал по теме: «Устройство, техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма»...
Инструкционно-технологическая карта "Техническое обслуживание и ремонту кривошипно-шатунного механизма"
Инструкционно-технологическая карта по теме "Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма"...
Особенности устройства, технического обслуживания и ремонта кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателя внутреннего сгорания ВАЗ
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание ...