Методическая разработка урока производственного обучения по теме «Техническое обслуживание и ремонт Кривошипно-шатунного механизма"
план-конспект занятия

Пономарев Игорь Николаевич
Студент - это не сосуд, который надо заполнять знаниями, а факел, который нужно зажечь.
Л. Арцимович

Скачать:


Предварительный просмотр:


Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

« Борзинский филиал Краснокаменского промышленно-технологического техникума


Утверждаю:

                                                                                                                                                                             Старший мастер

     ________________

   «___»_________2018 г


МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА

занятия учебной практики

по профессии «Автомеханик»


hello_html_abae5b9.gif



Разработал: Пономарев И.Н

мастер производственногообучения

Борзя 2018

Аннотация

План занятия учебной практики составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик».

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия учебной практики по программе: ПМ. 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», по теме:

 «Кривошипно-шатунный механизм». Диагностика деталей шатунно – поршневой группы».

Занятие проводиться с элементами педагогической технологии - формирования профессиональных и общих компетенций.

Введение

Представленные методические материалы занятия учебной практики по профессии «Автомеханик» составлены в соответствии стребованиям программы по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля».

Учебная практика направлена на приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций по данному виду профессиональной деятельности.

Целью проведения данного занятия является: формирование у обучающихся профессиональных компетенций по выполнению операций разборки КШМ и диагностики деталей шатунно – поршневой группы, с соблюдением технических условий и правил безопасности труда; содействие в ходе занятия развитию технологического мышления, наблюдательности, рационализаторских способностей, сенсорных навыков; умения самостоятельно принимать решение.

При проведении занятия учебной практики, активно используются информационно-коммуникативные технологии.

ПЛАН

занятия учебной практики

Профессиональный модуль: 01 «ТО и ремонт автотранспорта»

Мастер п/о: Пономарев И.Н.

Профессия :Автомеханик

Группа №: 206

Дата: 

Тема №: 7. «Ремонт шатунно – поршневой группы»

Тема занятия: «Кривошипно-шатунный механизм».

Тип занятия: Формирования первоначальных умений

Формируемые компетенции:

Профессиональные:

ПК 1.3 -Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие:

ОК 1- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3 - Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4 - Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6 - Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Цели занятия:

образовательная- формирование у обучающихся профессиональных компетенций по выполнению операций разборки КШМ и диагностики деталей шатунно – поршневой группы, с соблюдением технических условий и правил безопасности труда;

развивающая -содействовать в ходе занятия развитию технологического мышления, наблюдательности, рационализаторских способностей, сенсорных навыков; умение самостоятельно принимать решение.

воспитательная -способствовать воспитанию бережного отношения к материалам и оборудованию, соблюдение трудовой дисциплины и чувство взаимопомощи.

Методы проведения: словесный, наглядно-демонстративный, практический.

Учебно-производственные работы: Упражнения по разборке КШМ, замена поршневых колец, замена шатунных и коренных вкладышей. Упражнения по дефектовке деталей.

Методическое обеспечение и материальное оснащение занятия:

1.Учебное оборудование (двигатель внутреннего сгорания);.

2. Инструмент необходимый для выполнения операций по разборке КШМ(набор ключей, молоток, отвертка, щетка, обтирочный материал; дополнительные приспособления)

3. Инструкционно - технологические карта;

4. Мультимедийный проектор;

5. Комплект слайдов по теме урока.

Межпредметные и внутрипредметные связи: МДК 01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей».

Дополнительные вопросы в ходе проведения учебной практики.

Контрольные вопрос1. Какие неисправности КШМ позволяет определить компрессометр?

2.Что такое хонингование гильз цилиндров?

3.Как измерить зазор между цилиндром и поршнем?

4.Назовите правила установки поршневых колец?

5.К чему приведет малый и большой зазор по высоте у поршневых колец?

6.Опишите правила установки коренных и шатунных подшипников?

Ход занятия:

  1. Организационная часть. – 5 мин.

1.1. Проверка наличия обучающихся и их готовности к уроку (спецодежда, инструмент и т.д.).

1.2. Назначение дежурных.

2. Вводный инструктаж. 40 мин.

2.1. Сообщение темы и цели урока.

2.2. Проверка теоретических знаний обучающихся по данной теме:

/фронтальный опрос/

Вопросы для фронтального опроса:( презентация).

1. Для чего служит КШМ?

2. Показать и назвать подвижные части КШМ?

3. Показать и назвать неподвижные части КШМ?

4. Из каких частей состоит поршень?

5. Каково назначение и устройство поршневых колец?

6. Назовите основные возможные неисправности КШМ, их признаки, причины возникновения и способы устранения?

7. Какие работы выполняются по техническому обслуживанию КШМ?

2.3. Инструктирование обучающихся по материалу урока:

Т.Б. при выполнении операций по разборке и сборке двигателя.

Физкульт – минутка.

  Теперь давайте закрепим полученные знания на практике, приглашаются двое студентов  для выполнение практических заданий по разборки, сборки кривошипно шатунного механизма

- организация рабочего места;

- приспособления и вспомогательные материалы;

- выбор и подготовка инструмента;

- порядок и последовательность разборки, сборки  КШМ двигателя ВАЗ-2106;

- очистка и подготовка деталей двигателя к ремонту;

- Разборка, сборка поршневой гуппы двигателя

- Т.Б. при выполнении операций по разборке и сборке двигателя.

2.4. Закрепление материала вводного инструктажа:

(вопросы для закрепления материала урока)

Кроссворд по теме: «Ремонт и Т.О КШМ»

3. Текущий инструктаж – 270 мин.

Выполнение проверочной работы.

Целевые обходы:

1.Проверка организации и содержания рабочих мест.

2.Обход с целью указания на ошибки в проведении технологических операций.

3.Контроль правильности соблюдения технологической последовательности

4.Проверка соблюдения обучающимися правил ТБ, указание на имеющиеся недостатки в их соблюдении

5.Приемка и оценка выполненных работ

4. Заключительный инструктаж. 15 мин.

4.1.Подведение итогов занятия;

4.2.Разбор допущенных ошибок и определение причин их вызвавших;

4.3.Выставление и комментирование оценок;

4.4.Домашнее задание ( повторить теоретический материал по теме:

Элементы шатунно – поршневой группы).

4.5.Уборка рабочих мест.

Мастер производственного обучения___________/Пономарев И.Н/

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

- оценка "5" (отлично) – выставляется, если обучающийся уверенно и точно владеет приемами выполнения работ по теме урока, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием, инструментами, рационально организует рабочее место, соблюдает ТБ

оценка "4" (хорошо) - выставляется, если обучающийся владеет приемами выполнения работ по теме урока, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим обучающимся, правильно организует рабочее место, соблюдает требования безопасности труда;

- оценка "3" (удовлетворительно) - выставляется, если обучающийся недостаточно владеет приемами работ по теме урока, наличии ошибок, исправляемых с помощью мастера, отдельных несущественных ошибок в организации рабочего места и соблюдении требований безопасности труда;

оценка "2" (неудовлетворительно) – выставляется, если обучающийся не умеет выполнять приемы работ по теме урока, допускает серьезные ошибки в организации рабочего места, требования безопасности труда не соблюдаются.

При проведении занятия оцениваются соблюдение следующих требований:

  • правильность выполнения трудовых приемов;
  • соблюдение алгоритма действия по разборке и сборке КШМ;
  • умение пользоваться инструментом и приспособлениями;
  • контроль за организацией рабочего места;
  • соблюдение правил ТБ и ОТ

По итогам выставляется средний бал: итоговая оценка.




ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

1.Требования безопасности перед началом работы:

  • Убедиться в исправности средств индивидуальной защиты, одеть спецодежду
  • Проверить безопасность рабочего места
  • (не загромождены ли проходы и рабочее место)
  • Проверить необходимый для работы инструмент

2.Требования безопасности во время работы:

  • Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других
  • Систематически проверять исправность инструмента
  • Не допускать наличия на рабочем месте посторонних предметов
  • Использовать рабочий инструмент только по прямому назначению

3.Требования безопасности по окончанию работы:

  • Привести в порядок рабочее место
  • Инструмент и приспособления привести в порядок, сложить в отведённое место
  • Сообщить руководителю об имеющихся замечаниях

В случае возникновения чрезвычайной ситуации

Сообщить о случившемся руководителю!




Приложение №3

ИНСТРУКЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЯ КАРТА

Занятие  учебной практики

Профессиональный модуль: ПМ.01 «ТО и ремонт автотранспорта»

Разработал: мастер п/о Пономарев И.Н.

Специальность : Автомеханик

Тема №:01 «Ремонт шатунно – поршневой группы»

Тема урока: « Кривошипно-шатунный  механизм».


п/п

Последовательность операций

Инструмент, приспособление

Технические условия и указания

1

Отвернуть гайки крепления крышки клапанов

Ключ гаечный 10 мм

2

Отвернуть гайки крепления оси коромысла

Ключ гаечный 17 мм

3

Снять ось коромысел в сборе

4

Отвернуть гайки крепления передней крышки механизма привода распредвала

Ключ гаечный 12 мм, 13мм, 14 мм

5

Открутить и снять распредвал

Ключ гаечный 17 мм (спец. ключ)

6

Отвернуть болты крепления головки цилиндров

Ключ гаечный 17 мм (спец. ключ)

7

Снять головку цилиндров, прокладку головки

8

Вывернуть болты крепления масляного картера двигателя

Ключ гаечный 10 мм

9

Отвернуть гайки крепления крышек шатунов

Ключ гаечный 14 мм, 15 мм (спец. ключ)

10

Вынуть из цилиндров поршни с шатунами

11

Осмотреть и определить состояние шатунных вкладышей

При необходимости заменить

12

Отвернуть гайки крепления крышек коренных подшипников

Ключ гаечный 17 мм (спец. ключ)

13

Снять крышки коренных подшипников с вкладышами

14

Осмотреть и определить состояние коренных вкладышей

При необходимости заменить

Выполнить сборку КШМ

Сборка выполняется в обратном порядке

Кроссворд по КШМ И ГРМ.

8

1

11

2

9

3

10

.

12

4

5

.

6

7

.

13

.

Вопросы к кроссворду

1. Приливы внутри поршня в отверстия которых устанавливается поршневой палец.

2. Деталь позволяющая осуществить вывод деталей КШМ из мертвых точек

3. Деталь передающая усилие от поршня к коленчатому валу

4. Место установки шатунных и коренных вкладышей

5. Деталь предназначенная для впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов

6. Одна из составляющих частей поршня

7. Одна из составляющих частей клапана ГРМ

8. Деталь воспринимающая давление отработавших газов

9. Деталь установленная на носке коленчатого вала и служащая для его проворачивания

10.        Деталь передающая движение от кулачка распределительного вала

11.        Деталь которая предотвращает вытекание масла из картера

12.        Деталь передающая движение к коромыслу

13.        Место установки поршневых колец

                                                        Ответы:

  8.

П

1.

Б

О

Б

Ы

Ш

К

И

11.

2.

9.

Р

10.

С

М

А

Х

О

В

И

К

3.

Ш

А

Т

У

Н

А

Р

12.

Е

О

Л

А

Ш

Н

Л

Ь

4.

П

О

С

Т

Е

Л

Ь

5.

К

Л

А

П

А

Н

О

А

А

И

В

6.

Д

Н

И

Щ

Е

7.

Т

А

Р

Е

Л

К

А

И

Г

Е

13.

К

А

Н

А

В

К

А

Л

Ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятия производственного обучения «Разборочно-сборочные работы с изучением деталей кривошипно-шатунного механизма»

План занятия производственного обучения«Разборочно-сборочные работы с изучением деталей кривошипно-шатунного механизма»УП.01.02.  Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомоб...

Методические рекомендации по прохождению производственной практики ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

Методические рекомендации по прохождению производственной практики ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. Для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик»...

Доклад «Методика преподавания темы: «Техническое обслуживание и ремонт крана вспомогательного тормоза усл. № 254» по МДК 01.01 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива»

Доклад «Методика преподавания темы: «Техническое обслуживание и ремонт крана вспомогательного тормоза усл. № 254» по МДК 01.01 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт уз...

Методическая разработка урока производственного обучения по теме Техническое обслуживание тормозных систем

Методическая разработка представляет собой конспект урока производственного обучения по профессии Автомеханик, Мастер по ремонту и обслуживанию автотранспорта...

Презентация: «Устройство, техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма»

Обучающий материал по теме: «Устройство, техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма»...

Инструкционно-технологическая карта "Техническое обслуживание и ремонту кривошипно-шатунного механизма"

Инструкционно-технологическая карта по теме "Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма"...

Особенности устройства, технического обслуживания и ремонта кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателя внутреннего сгорания ВАЗ

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание ...