Составление УМК для профессии Автомеханик
методическая разработка

Карауш Валерий Анатольевич

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 23.01.03 "Автомеханик".
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 "Об утвер-ждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (ред. от 19.10.2017);
  • Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019);
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. N 980 "Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (ред. От 19.12.2018);
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 26 августа 2020 г. N 438 "Об утверждении По-рядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным про-граммам профессионального обучения".

Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее - РПМ) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.01.03 "Автомеханик", утвержденной Приказом Минобрнауки от 02.08.2013 г. №701.

Рабочая программа используется для профессиональной подготовки по указанной выше специальности для освоения одной из рабочих профессий УП.02 ПМ.02  "Транспортировка грузов и перевозка пассажиров".

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при подготовке  специалистов в области автомобильного транспорта различных отраслей народного хозяйства.

Цели и задачи профессионального модуля

Требования к результатам освоения профессионального модуля с целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими ПК обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

  • приобрести  практический опыт и навыки управления автомобилями категории  "С";
  • использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;
  • оформлять учетную документацию;
  • соблюдать Правила дорожного движения;
  • безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;
  • уверено действовать в нештатных ситуациях;
  • управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникающие между участниками дорожного движения;
  • выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;
  • заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;
  • устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
  • соблюдать режим труда и отдыха;
  • обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов, а также безопасную посадку, перевозку и высадку пассажиров;
  • получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;
  • принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
  • использовать штатные и подручные средства пожаротушения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО        Рассмотрено и принято

Заместитель начальника ГУ МЧС России        на заседании Педагогического Совета

по Санкт-Петербургу        Санкт-Петербургского государственного

полковник внутренней службы        бюджетного образовательного учреждения

        «Пожарно-спасательный колледж

______________ Е.В. Цыганов        Санкт-Петербургский центр подготовки    

спасателей»

«___»___________2020г

        Протокол №__ от «___»___202_ г

Утверждаю

председатель Педагогического Совета

Директор «Санкт-Петербургского

Пожарно-спасательного колледжа»

_______________Л.А.Беляев

«____»______________________202_

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебной практике

профессиональных модулей

ПМ.02 "Транспортировка грузов и перевозка пассажиров"

Специальности

СПО 23.01.03 "Автомеханик".

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ 2020

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 23.01.03 "Автомеханик".
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 "Об утвер-ждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (ред. от 19.10.2017);
  • Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019);
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. N 980 "Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (ред. От 19.12.2018);
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 26 августа 2020 г. N 438 "Об утверждении По-рядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным про-граммам профессионального обучения".

Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пожарно-спасательный колледж Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

Разработчики:

  1. Аветьянц Роман Арутюнович, мастер производственного обучения вождению первой         категории;
  2. Карауш Валерий Анатольевич, мастер производственного обучения вождению первой         категории;
  3. Мыртыненко Борис Викторович, мастер производственного обучения вождению первой         категории;
  4. Шевельков Алексей Александрович, мастер производственного обучения вождению первой         категории;
  5. Шинкин Михаил Николаевич, мастер производственного обучения вождению первой         категории;
  6. Шлягов Анатолий Анатольевич, мастер производственного обучения вождению первой         категории;

Рассмотрено и одобрено

на заседании предметно-цикловой комиссии

«Автомеханик»

Протокол №____

_______________С.П. Чугунов

«____»______________202_г.

Содержание

         Принятые сокращения

-3

1.        Паспорт рабочей программы  

-5

1.1. Область применения программы

-5

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

-5

1.3.  Количество часов на освоение программы профессионального модуля.

-6

2.     Результаты освоения профессионального модуля

-7

3.     Тематический план и содержание учебной практики УП.02 ПМ.02 "Транспортировка грузов и перевозка пассажиров".

-8

3.1.  Распределение учебных часов по разделам и темам

-8

3.2.  Тематический план учебной практики

-9

3.3.  Первоначальное обучение вождению.

-10

3.4.  Обучение вождению в условиях дорожного движения.

-11

3.5.  Планируемые результаты учебной практики.

-11

4.    Условия реализации учебной практики.

-13

4.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы.

-13

4.2. Педагогические работники.

-14

4.3. Информационно-методические условия реализации Программы.

-14

4.4. Материально-технические условия реализации Программы.

-14

5.    Контроль и оценка результатов учебной практики.

-17

5.1. Методика оценки навыков обучаемых.

-18

5.2. Штрафные баллы на занятии (при проведении дифференцированного зачёта) на  закрытой площадке 2020.

-19

5.3. Штрафные баллы на занятии (при проведении дифференцированного зачёта) в городе 2020.

-20

6.    Список литературы и учебно-методические материалы.

-22

6.1 Список литературы.

-22

6.2. Учебно-методические материалы.

-22

Принятые сокращения

АПК        - Аппаратно-программный комплекс.

ВПД        - Вид профессиональной деятельности.

МПОВ         - Мастер производственного обучения вождению автомобиля.

ОК        - Общие компетенции.

ПМ        - Профессиональный модуль.

ПК        - Профессиональные компетенции.

РПМ        - Рабочая программа профессионального модуля.

СПО        - Среднее профессиональное образование.

УМК         - Учебно-методический комплекс.

ФГОС        - Федеральный государственный образовательный стандарт.

  1. Паспорт рабочей программы  

УМК учебной практики УП.02 ПМ.02 "Транспортировка грузов и перевозка пассажиров".

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее - РПМ) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.01.03 "Автомеханик", утвержденной Приказом Минобрнауки от 02.08.2013 г. №701.

Рабочая программа используется для профессиональной подготовки по указанной выше специальности для освоения одной из рабочих профессий УП.02 ПМ.02  "Транспортировка грузов и перевозка пассажиров".

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при подготовке  специалистов в области автомобильного транспорта различных отраслей народного хозяйства.

  1. Цели и задачи профессионального модуля

Требования к результатам освоения профессионального модуля с целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими ПК обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

  • приобрести  практический опыт и навыки управления автомобилями категории  "С";
  • использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;
  • оформлять учетную документацию;
  • соблюдать Правила дорожного движения;
  • безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;
  • уверено действовать в нештатных ситуациях;
  • управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникающие между участниками дорожного движения;
  • выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;
  • заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;
  • устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
  • соблюдать режим труда и отдыха;
  • обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов, а также безопасную посадку, перевозку и высадку пассажиров;
  • получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;
  • принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
  • использовать штатные и подручные средства пожаротушения.

В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен знать:

  • основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;
  • правила эксплуатации транспортных средств;
  • виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;
  • правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;
  • порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;
  • перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
  • приёмы устранения неисправностей и выполнения работ по ежедневному техническому осмотру автомобиля;
  • правила обращения с эксплуатационными материалами;
  • требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;
  • основы безопасного управления транспортными средствами;
  • порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;
  • порядок действия водителя в нештатных ситуациях;
  • правила применения средств пожаротушения.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля.

Практическое вождение на автомобилях категории "С" проводится вне сетки учебного времени в размере 72 (семидесяти двух) часов на каждого обучаемого. Продолжительность каждого занятия составляет 2 (два) астрономических часа. Всего для освоения Программы необходимо 36 занятий. Из них 6 часов возможна отработка умений на тренажёрах, при наличии таковых в колледже.

2. Результаты освоения профессионального модуля

Результатом освоения рабочей программы профессионального модуля ПМ.02 является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) "Транспортировка грузов и перевозка пассажиров", в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.

        Таблица 1        

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Управлять автомобилями категорий "В" и "С".

ПК 2.2

Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК 2.3

Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 2.4

Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 2.5

Работать с документацией установленной формы.

ПК 2.6

Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно- транспортного происшествия.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. Тематический план и содержание учебной практики УП.02 ПМ.02 "Транспортировка грузов и перевозка пассажиров".

3.1. Распределение учебных часов по разделам и темам

Таблица 2

Наименование разделов и тем

Количество часов практического обучения

Первоначальное обучение вождению

Посадка, действия органами управления*

2

Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя

2

Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения

4

Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода

6

Движение задним ходом

2

Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование

8

Движение с прицепом**

6

Итого по разделу

30

Обучение вождению в условиях дорожного движения

Вождение по учебным маршрутам***

42

Итого по разделу

42

Итого

72

* Обучение проводится на учебном транспортном средстве и (или) тренажере.

** Обучение проводится по желанию обучаемого. Часы могут распределяться на изучение других тем по разделу. Для выполнения задания используется прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

*** Для обучения вождению в условиях дорожного движения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, утверждаются маршруты, содержащие соответствующие участки дорог.

3.2. Тематический план учебной практики

        Таблица 3

№ упражнения

Наименование упражнения

Количество часов

Первоначальное обучение вождению

1

Посадка, действия органами управления

2

2

Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя

2

3

Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения

2

4

2

5

Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода

2

6

2

7

2

8

Движение задним ходом

2

9

Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование

2

10

2

11

2

12

2

13

Движение с прицепом

2

14

2

15

2

Итого по разделу, часов

30

Обучение вождению в условиях дорожного движения

16

Вождение по учебным маршрутам с малой интенсивностью движения

2

17

2

18

2

19

2

20

2

21

2

22

Вождение по учебным маршрутам с большой интенсивностью движения

2

23

2

24

2

25

2

26

2

27

2

28

2

29

2

30

2

31

2

32

2

33

2

34

2

35

2

36

2

Итого по разделу, часов

42

Всего по программе, часов

72

3.3. Первоначальное обучение вождению.

Посадка, действия органами управления: ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами учебного транспортного средства, регулировка положения сиденья, органов управления и зеркал заднего вида, пристегивание ремнем безопасности; действия органами управления сцеплением и подачей топлива; взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива; действия органами управления сцеплением и переключением передач; взаимодействие органами управления сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке; действия органами управления рабочим и стояночным тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом; взаимодействие органами управления сцеплением, подачей топлива, переключением передач, рабочим и стояночным тормозами; отработка приемов руления.

Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя: действия при пуске и выключении двигателя; действия при переключении передач в восходящем порядке; действия при переключении передач в нисходящем порядке; действия при остановке; действия при пуске двигателя, начале движения, переключении передач в восходящем порядке, переключении передач в нисходящем порядке, остановке, выключении двигателя.

Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения: начало движения, разгон с переключением передач в восходящем порядке и снижение скорости с переключением передач в нисходящем порядке при движении по кольцевому маршруту, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения.

Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода: начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; проезд перекрестка и пешеходного перехода.

Движение задним ходом: начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка; начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка.

Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование: въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево; проезд по траектории "змейка" передним и задним ходом; разворот с применением заднего хода в ограниченном по ширине пространстве; движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); движение по наклонному участку, остановка на подъёме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске; постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю проезжей части; въезд в "бокс" передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

Движение с прицепом: сцепление с прицепом, движение по прямой, расцепление; движение с прицепом передним и задним ходом с поворотами направо и налево; въезд в "бокс" с прицепом передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

3.4. Обучение вождению в условиях дорожного движения.

Вождение по учебным маршрутам: подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки; перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов; проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении; движение в транспортном потоке вне населенного пункта; движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости).

3.5. Планируемые результаты учебной практики.

В результате выполнения программы учебной практики, обучающиеся должны знать:

  • Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
  • правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • основы безопасного управления транспортными средствами;
  • цели и задачи управления системами "водитель-автомобиль-дорога" и "водитель-автомобиль";
  • особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
  • способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
  • порядок вызова аварийных и спасательных служб;
  • основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
  • основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
  • проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;
  • правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;
  • современные рекомендации по оказанию первой помощи;
  • методики и последовательность действий по оказанию первой помощи;
  • состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов.

В результате выполнения программы учебной практики, обучающиеся должны уметь:

  • безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) в различных условиях движения;
  • соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств);
  • управлять своим эмоциональным состоянием;
  • конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;
  • выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства (состава транспортных средств);
  • устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства (состава транспортных средств);
  • обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;
  • выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;
  • информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;
  • использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
  • прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств);
  • своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
  • выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
  • совершенствовать свои навыки управления транспортным средством (составом транспортных средств).

4. Условия реализации учебной практики.

4.1. Организационно-педагогические условия реализации учебной практики.

Организационно-педагогические условия реализации Программы должны обеспечивать её реализацию в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся организация осуществляющая образовательную деятельность проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов или с использованием Аппаратно-программных комплексов (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.

Продолжительность учебного часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час (60 минут).

Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.

Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях дорожного движения.

Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.

К обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.

Обучение практическому вождению в условиях дорожного движения проводится на учебных маршрутах, утверждаемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

На занятии по вождению обучающий (мастер производственного обучения) должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, подкатегории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории.

Количество транспортных средств, используемых для обучения вождению и их оборудование должно соответствовать материально-техническим условиям, предусмотренным пунктом 4.4 Программы.

4.2. Педагогические работники.

Педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств (в том числе преподаватели учебных предметов и мастера производственного обучения) должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональным стандартам.

4.3. Информационно-методические условия реализации Программы.

Информационно-методические условия реализации Программы включают:

  • учебный план;
  • календарный учебный график;
  • рабочие программы учебных предметов;
  • методические материалы и разработки;
  • расписание занятий.

4.4. Материально-технические условия реализации Программы.

АПК тестирования и развития психофизиологических качеств водителя должен обеспечивать оценку и возможность повышать уровень психофизиологических качеств, необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств обучаемых производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.

АПК должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя: психофизиологических (оценка готовности к психофизиологическому тестированию, восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности, скорость формирования психомоторных навыков, оценка моторной согласованности действий рук); свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).

АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе и тренировке свойств внимания (концентрации, распределения).

АПК  должен обеспечивать защиту персональных данных.

Тренажеры, используемые в учебном процессе, должны обеспечивать: первоначальное обучение навыкам вождения; отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве и пристегивания ремнем безопасности; ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами; отработку приемов управления транспортным средством.

Учебные транспортные средства категории "С" должны быть представлены механическими транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке и прицепами (не менее одного), разрешенная максимальная масса которых не превышает 750 кг, зарегистрированными в установленном порядке.

Расчет количества необходимых механических транспортных средств осуществляется по формуле:

где:

  • Nтс - количество автотранспортных средств;
  • Т - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;
  • К - количество обучающихся в год;
  • t - время работы одного учебного транспортного средства равно: 7,2 часа - один мастер производственного обучения на одно учебное транспортное средство, 14,4 часа - два мастера производственного обучения на одно учебное транспортное средство;
  • 24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;
  • 10 - количество рабочих месяцев в учебном году;
  • 1 - количество резервных учебных транспортных средств.

Подставим все значения в формулу, получим, что для выполнения Программы необходимо наличие девяти учебных грузовых автомобилей.

Механическое транспортное средство, используемое в процессе обучения вождению должно быть оборудовано:

  • дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза; зеркалом заднего вида для обучающего;
  • опознавательным знаком "Учебное транспортное средство" в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения".

Участки закрытой площадки или автодрома (в том числе автоматизированного) для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Программой, должны иметь ровное и однородное асфальтовое или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование. Закрытая площадка или автодром должны иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по их территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения.

Наклонный участок (эстакада) должен иметь продольный уклон относительно поверхности закрытой площадки или автодрома в пределах 8-16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.

Размеры закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств должны составлять не менее 0,24 га.

При проведении промежуточной аттестации и квалификационного экзамена коэффициент сцепления колес транспортного средства с покрытием закрытой площадки или автодрома в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях должен быть не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения"*, что соответствует влажному асфальтобетонному покрытию.

Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые. Если размеры закрытой площадки или автодрома не позволяют одновременно разместить на их территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерной программой, то необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы для поочередного выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, ленту оградительную, разметку временную.

Поперечный уклон участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должен обеспечивать водоотвод с их поверхности.

Продольный уклон закрытой площадки или автодрома (за исключением наклонного участка (эстакады) должен быть не более

В случае проведения обучения в темное время суток освещенность закрытой площадки или автодрома должна быть не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней должно быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.

На автодроме должен оборудоваться перекресток (регулируемый или нерегулируемый), пешеходный переход, устанавливаться дорожные знаки.

Автодромы, кроме того, должны быть оборудованы средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52290-2004), ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 52282-2004), ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Допускается использование дорожных знаков I или II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004, светофоров типа Т.1 по ГОСТ Р 52282-2004 и уменьшение норм установки дорожных знаков, светофоров*.

Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.

Условия реализации Программы составляют требования к учебно-материальной базе организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Оценка состояния учебно-материальной базы по результатам самообследования образовательной организацией размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Контроль и оценка результатов учебной практики.

Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.

К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений**.

Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:

"Основы законодательства в сфере дорожного движения";

"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "С" как объектов управления";

"Основы управления транспортными средствами категории "С";

"Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом".

Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Дифференцированный зачет при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории "С" на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории "С" в условиях дорожного движения.

Результаты дифференцированного зачета оформляются протоколом. По результатам дифференцированного зачета и квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя***.

Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах обеспечивает организация, осуществляющая образовательную деятельность на бумажных и (или) электронных носителях.

5.1. Методика оценки навыков обучаемых.

Для правильной и объективной оценки знаний и навыков обучаемых используются методы и параметры оценки навыков обучаемых вождению автомобиля, используемые ГИБДД при приёме экзаменов.

Выставляемые оценки:

  • 5 (отлично) –  отсутствие ошибок при выполнении упражнений;
  • 4 (хорошо) – совершил не более одной ошибки, выполняя упражнения на закрытой площадке или набрал не более 2 баллов при выполнении упражнений по вождению автомобиля по установленным маршрутам;
  • 3 (удовлетворительно) – совершил две ошибки при выполнении упражнений на за-крытой площадке или набрал не более 4 баллов при выполнении упражнений по во-ждению автомобиля по установленным маршрутам;
  • 2 (неудовлетворительно) – совершил более двух ошибок при выполнении упражнений на закрытой площадке или набрал пять и более баллов при выполнении упражнений по практическому вождению автомобиля по установленным маршрутам.

5.2. Штрафные баллы на занятии (при проведении дифференцированного зачёта) на закрытой площадке 2020.

Небольшие ошибки (которые можно допустить на экзамене не более 2-х раз). После третей ошибки экзамен будет не сдан.

  • 3 и более раз сбил разметочное оборудование (113.2).
  • 3 и более раз допустил остановку двигателя (113.7).

Средние ошибки (допустить можно только 1 раз за экзамен).

  • Сдавая экзамен, не подал сигнал поворота 2 и более раз в случаях, когда это предусмотрено условиями выполнения упражнения (113.12).

Серьезные ошибки, допустив которые хоть раз вы получите оценку «НЕ СДАЛ».

113.1. Не приступил к выполнению испытательного упражнения в течение 30 секунд после получения команды о начале его выполнения.

113.3. Выехал (пересек колесом) за границы участков испытательных упражнений, обозначенных линиями дорожной разметки 1.1. белого цвета или 1.4. желтого цвета и разметочными конусами.

113.4. Пересечение линии «Стоп» по проекции переднего габарита ТС в случаях, когда остановка перед линией «Стоп» предусмотрена условиями выполнения упражнения.

113.5. Не пересек контрольную линию внешними габаритами ТС в случаях, когда пересечение контрольной линии предусмотрено условиями выполнения упражнения.

113.6. Отклонился от заданной траектории движения, предусмотренной условиями выполнения упражнения.

113.8. Остановился до соответствующей линии разметки на расстоянии, превышающем контрольное значение.

113.9. Осуществлял движение задним ходом в случае, если движение задним ходом не предусмотрено условиями выполнения упражнения.

113.10. Превысил общее время выполнения испытательных упражнений.

113.13. При выполнении упражнения «Остановка и начало движения на подъеме» допустил откат ТС на подъеме более чем на 0,3м.

113.14. При выполнении упражнения «Проезд регулируемого перекрестка» проехал перекресток (выехал на перекресток) либо пересек линию «Стоп» по проекции переднего габарита ТС при запрещающем сигнале светофора.

113.15. Покинул экзамен (отказался от выполнения испытательного упражнения).

5.3. Штрафные баллы на занятии (экзамене) экзамене в городе 2020.

Грубые ошибки - 5 баллов, допустив которые хоть раз вы получите оценку «НЕ СДАЛ»

        Таблица  4

Типичные ошибки

Пункты ПДД

1.1. Не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество

3.2, 8.1, 8.3-8.5, 8.8, 8.9, 8.12,9.6, 11.7, 13.4-13.6, 13.8, 13.9, 13.11, 13.12, 15.1, 18.1, 18.3

1.2. Не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество

8.3, 13.1, 13.8, 14.1, 14.3, 14.5, 14.6

1.3. Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления

8.6, 9.2, 9.3, 9.6, 9.8, 9.12

1.4. Проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика

6.2-6.4, 6.7, 6.9, 6.10

1.5. Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.3, а также знаков особых предписаний

Приложения №1 и №2 к ПДД

1.6. Пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика)

6.13, Приложение №2 к ПДД

1.7. Нарушил правила выполнения обгона

11.1-11.4

1.8. Нарушил правила выполнения поворота

8.5-8.7

1.9. Нарушил правила выполнения разворота

8.5, 8.8, 8.11

1.10. Нарушил правила движения задним ходом

8.12

1.11. Нарушил правила проезда железнодорожных переездов

15.1-15.4, 12.4

1.12. Превысил установленную скорость движения

10.1-10.4

1.13. Не принял возможных мер к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства при возникновении опасности для движения

10.1

1.14. Нарушил правила опережения транспортных средств при проезде пешеходных переходов

11.5, 14.2

1.15. Выполнил обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, либо сопровождаемого им транспортного средства

3.2

1.16. Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным транспортным средством с целью предотвращения возникновения ДТП

1.17. Не выполнил (проигнорировал) задание экзаменатора

Средние ошибки - 3 балла

        Таблица  5

Типичные ошибки

Пункты ПДД

2.1. Нарушил правила остановки, стоянки

12.1-12.5, 12.7, 12.8

2.2. Не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой

8.1

2.3. Не выполнил требования дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3 и 1.12)

Приложения №1 и №2 к ПДД

2.4. Не использовал в установленных случаях аварийную сигнализацию или знак аварийной остановки

7.1, 7.2

2.5. Выехал на перекресток при образовавшемся заторе, создав помеху движению транспортному средству в поперечном направлении

13.2

2.6. Не пристегнул ремень безопасности

2.1.2

2.7. Нарушил правила перевозки пассажиров

22.7

2.8. Использовал во время движения телефон

2.7

2.9. В установленных случаях не снизил скорость или не остановился

14.2, 14.7

Мелкие ошибки - 1 балл

        Таблица  6

Типичные ошибки

Пункты ПДД

3.1. Несвоевременно подал сигнал поворота

8.2

3.2. Нарушил правила расположения транспортного средства на проезжей части

9.3, 9.4, 9.7-9.10

3.3. Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий

10.1

3.4. Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим транспортным средствам

10.5

3.5. Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения ДТП

10.5

3.6. Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковым сигналом

19.1-19.5, 19.8, 19.10

3.7. Допустил иные нарушения ПДД

3.8. Неправильно оценивал дорожную обстановку

3.9. Не пользовался зеркалами заднего вида

3.10. Неуверенно пользовался органами управления транспортного средства, не обеспечивал плавность движения

3.11. В процессе экзамена заглох двигатель

6. Список литературы и учебно-методические материалы.

6.1 Список литературы.

  1. О.В. Майборода, «Основы управления автомобилем и безопасность движения. Учебник водителя транспортных средств категорий "С", "D", "Е"», Издание одиннадцатое, М., Издательство «Academia»,  2017 г., 256 с.

  2. С. А. Евтюков, В. Ф. Глазков, Ю. Г. Лобанова, «Педагогические основы подготовки водителей автотранспортных средств», СПб, Издательство «Петрополис», 2016 г., 276 с.

  3. «Правила дорожного движения Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2020 года. Официальный текст», ООО "Издательство АСТ", 2020 г., 62 с.

6.2. Учебно-методические материалы.

Учебно-методические материалы представлены:

  • программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "С", утвержденной в установленном порядке;
  • программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "С", согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
  • Письмо Минобрнауки России от 18.08.2015 N АК-2294/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий")

_____________________________

* Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 11. ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371; N 5, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 41, ст. 5194).

** Статья 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

*** Статья 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине "Математика" для профессии "Автомеханик"

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика", созданная преподавателем Сандаловой Л.В. обобщает опыт работы преподавателя и предназначена для реализации федерального компонента государствен...

Разработки уроков производственного обучения по профессии "Автомеханик"

Тема 1. Охрана труда при слесарно- ремонтных работах. Оборудованиеи инструменты, применяемые при слесарной обработкеЦель занятия: обучение правильной организации работы слесаря,получение навыков...

Использование развивающих методов обучения в учебном процессе по профессии "Автомеханик"

Массовая автомобилизация  качественно изменила обстановку на улицах городов и на дорогах страны. В этих условиях важнейшее значение приобретают вопросы обеспечения безопасности дорожного дв...

Рабочая программа производственной практики по профессии "Автомеханик"

Рабочая программа производственной практики по профессии "Автомеханик"...

Конкурс профессионального мастерства для студентов II курса по профессии "автомеханик" "Кто хочет стать автомехаником?"

Профессиональный конкурс «Кто хочет стать автомехаником» рекомендуется для обучающихся II курса по профессии автомеханик.Данный конкурс обобщает и углубляет знания обучающихся с помощью дополни...

Составление УМК для профессии Автомеханик

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебной практикепрофессиональных модулей ПМ.02 "Транспортировка грузов и перевозка пассажиров"СпециальностиСПО 23.01.03 "Автомеханик". Рабочая програм...