Лекция 2 Система ремонта
план-конспект урока
1.1. Общие положения
Локомотиворемонтные предприятия подразделяются на два вида:
депо и заводы.
Локомотиворемонтные депо предназначены для текущего и среднего
ремонта тепловозов; локомотиворемонтные заводы для выполнения капитального ремонта локомотивов, их модернизации и изготовления запасных частей.
Локомотиворемонтные заводы входят в состав ОАО «Желдорреммаш» дочерней компании ОАО «РЖД» и размещаются на сети железных
дорог с таким расчетом, чтобы обеспечивался минимальный пробег локомотивов из депо приписки в ремонт на завод.
Локомотиворемонтные депо (ТЧР) находятся в подчинении дорожной Дирекции по ремонту тягового подвижного (ТПС). Дорожные Дирекции подчиняются Центральной дирекции по ремонту ТПС – филиала
ОАО «РЖД».
В долголетней практике эксплуатации ТПС получила широкое распространение планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонтов локомотивов.
Планово-предупредительная система обеспечивает:
– высокую безопасность движения поездов;
– уменьшение числа случайных отказов и неисправностей;
– фиксированный объем ремонтных работ;
– плановость постановки в ремонт и прогнозирование их количества
на любой эксплуатационный период;
– возможность расчета рабочей силы для ремонтных работ;
– возможность финансового планирования и т. д.
Проводимые научно-технические и практические работы все шире
предлагают методы технической диагностики локомотивов.
Методы диагностики состояния основных узлов и агрегатов локомотивов позволяют определить как уже «больные» узлы, так и помогают
предупредить о приближающемся аварийном состоянии узлов, что дает
возможность осуществлять частичный, выборочный ремонт, а не обязательный вид ремонта в соответствии с Руководствами по ремонту локомотивов [2].
Диагностирование – это особый технологический процесс контроля,
при котором находится уровень технического состояния и работоспособности оборудования локомотива без разборки и снятия агрегата.
При обычных методах ремонта большая часть времени затрачивается, как правило, на определение и поиск дефекта. Диагностические методы позволяют выяснить и сократить это время, следовательно, и время простоя локомотива в ремонте.
Отдельные диагностические работы (пост, позиция) могут включаться
в обычные технологические процессы ремонта локомотивов.
1.2. Виды технического обслуживания и ремонта
локомотивов ОАО «РЖД»
В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» № 3р от 17 января
2005 г. [1] устанавливаются следующие виды планового технического обслуживания и ремонта локомотивов:
– технические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3, ТО-4, ТО-5а, ТО-5б,
ТО-5в; ТО-5г.
– текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3;
– средний ремонт СР;
– капитальный ремонт КР или капитальный ремонт по модернизации
локомотивного парка МЛП.
Технические обслуживания ТО-1, ТО-2 и ТО-3 являются периодическими и предназначены для контроля технического состояния узлов и систем локомотива в целях предупреждения отказов в эксплуатации.
Постановка локомотивов на техническое обслуживание ТО-4, ТО-5а,
ТО-5б, TO-5в, ТО-5г планируется по необходимости.
При производстве технического обслуживания ТО-1, ТО-2 (в пределах
установленных норм продолжительности) локомотивы учитываются в
эксплуатируемом парке. Локомотивы, поставленные на остальные виды
технического обслуживания и ремонт, исключаются из эксплуатируемого
парка и учитываются как неисправные.
Техническое обслуживание ТО-1 выполняется локомотивной бригадой при приемке-сдаче и экипировке локомотива, при остановках на железнодорожных станциях.
Техническое обслуживание ТО-2 выполняется, как правило, работниками пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ).
Техническое обслуживание ТО-4 выполняется с целью поддержания
профиля бандажей колесных пар в установленных пределах, а также выполняется обточка бандажей колесных пар без выкатки из-под локомотива.
Если обточка бандажей колесных пар совмещается с операциями по
техническому обслуживанию ТО-3, текущему ремонту ТР-1 или ТР-2, локомотив на техническое обслуживание ТО-4 не зачисляется, а учитывается как находящийся на техническом обслуживании ТО-3 (текущем ремонте ТР-1, ТР-2) с обточкой.
Техническое обслуживание ТО-5а проводится с целью подготовки локомотива к постановке в запас или резерв железной дороги.
Техническое обслуживание ТО-5б проводится с целью подготовки локомотива к отправке в недействующем состоянии.
Техническое обслуживание ТО-5в проводится с целью подготовки к
эксплуатации локомотива, прибывшего в недействующем состоянии, после постройки, после ремонта вне локомотивного депо приписки или после передислокации.
Техническое обслуживание ТО-5г проводится с целью подготовки
локомотива к эксплуатации после содержания в запасе (резерве железной дороги).
Технические обслуживания ТО-2–ТО-5, текущие и средние ремонты
выполняются в ремонтных локомотивных депо (ТЧР).
Капитальный ремонт КР и модернизация локомотивного парка (МЛП)
локомотивов выполняется на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД»
или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов.
1.3. Нормы периодичности технического обслуживания
и ремонта локомотивов
Средние для ОАО «РЖД» нормы периодичности технического обслуживания и ремонта локомотивов приведены в таблицах.
Дифференцированные нормы периодичности ремонта для отдельных
локомотивных депо или групп локомотивов с учетом местных условий
профиля и плана пути, веса поездов и скоростей движения на участке
обращения, протяжённости участка обращения, среднесуточного пробега локомотивов и др. – устанавливаются с отклонением не более 20 % от
средних для ОАО «РЖД» норм.
Для локомотивов, использующихся для вождения пассажирских (в
том числе пригородных) поездов, периодичность ТО-2 не должна превышать 48 ч. Локомотивам, использующимся для вождения скоростных
пассажирских поездов, техническое обслуживание ТО-2 необходимо
производить каждый раз перед выдачей под поезд.
Текущий ремонт ТР-1 магистральных локомотивов, использующихся
в грузовом и пассажирском движении, необходимо производить не реже
одного раза в шесть месяцев (если техническое обслуживание ТО-3 не
производится – не реже одного раза в три месяца), текущий ремонт
ТР-2 – не реже одного раза в два года, текущий ремонт ТР-3 – не реже
одного раза в четыре года, средний ремонт – не реже одного раза в
8 лет, капитальный ремонт – не реже одного раза в 16 лет.
Техническое обслуживание и ремонт магистральных локомотивов,
использующихся в грузовом и пассажирском движении со среднесуточным пробегом менее 300 км, допускается производить в соответствии с
нормами периодичности, указанными в табл. 1.3 для магистральных локомотивов, использующихся на маневровой работе, в хозяйственном,
вывозном и передаточном движении.
Независимо от периодичности технического обслуживания и ремонта
параметры бандажей колесных пар должны измеряться не реже одного
раза в 30 суток.
1.4. Нормы продолжительности и трудоёмкости технического
обслуживания и ремонта локомотивов в локомотивных депо
Нормы продолжительности и трудоёмкости технического обслуживания и ремонта локомотивов устанавливаются начальником железной дороги дифференцированно по каждому локомотивному депо с учетом
фактического уровня технологической оснащенности и других особенностей конкретного локомотивного депо на основании средних для ОАО
«РЖД» норм продолжительности технического обслуживания и ремонта
локомотивов, а также средних для ОАО «РЖД» норм трудоёмкости тех-
нического обслуживания и ремонта локомотивов и технически обоснованных норм времени, утверждаемых Дирекцией по ремонту тягового
подвижного состава.
Для локомотивов с истекшим сроком службы устанавливается коэффициент увеличения норм трудоёмкости – 1,10.
Для локомотивов, эксплуатирующихся на увеличенных участках обращения в пределах нескольких железных дорог, устанавливается коэффициент увеличения норм трудоёмкости – 1,15.
Нормы продолжительности технического обслуживания ТО-2 локомотивов устанавливаются в следующих пределах:
– для пассажирских локомотивов – не более 2 ч;
– двухсекционных грузовых тепловозов – не более 1,2 ч;
– трехсекционных локомотивов, а также электровозов ВЛ85 и ВЛ15 не более 1,5 ч;
– четырехсекционных локомотивов – не более 2 ч;
– остальных локомотивов – не более 1 ч.
Средние для ОАО «РЖД» нормы продолжительности технического
обслуживания ТО-3 и планового ремонта локомотивов в условиях локомотивных депо приведены в таблице.
Средняя для ОАО «РЖД» норма продолжительности технического
обслуживания ТО-4 для станков типа А-41 составляет 1,2 ч на каждую
обтачиваемую колесную пару, для станков типа КЖ-20 – 2,0 ч на каждую
колесную пару. Для станков других типов норма продолжительности технического обслуживания ТО-4 устанавливается в соответствии с документацией на станок.
Дифференцированные нормы продолжительности технического обслуживания и ремонта локомотивов для локомотивных депо устанавливаются по согласованию с Дирекцией по ремонту тягового подвижного состава с отклонением не более 30 % от средних для ОАО «РЖД» норм,
указанных в таблице.
Если с техническим обслуживанием ТО-3, текущим ремонтом ТР-1
или ТР-2 совмещается обточка бандажей колесных пар, необходимо
норму продолжительности технического обслуживания (текущего ремонта) увеличивать с учетом нормы продолжительности технического обслуживания ТО-4.
При проведении вибродиагностики подшипников качения колёсномоторных блоков норма продолжительности технического обслуживания
или ремонта увеличивается до 0,5 ч на каждый колёсно-моторный блок.
При проведении операций по диагностике других узлов норма продолжительности технического обслуживания или ремонта локомотивов
увеличивается в соответствии с документацией на применяемое диагностическое оборудование.
Контрольные вопросы
1. Цели и задачи дисциплины «Основы управления локомотиворе-
монтным предприятием».
2. Какая система технического обслуживания и ремонта локомотивов
применяется на Российских железных дорогах?
3. Какие виды технического обслуживания и ремонта локомотивов
применяется на Российских железных дорогах ?
4. Какие нормы периодичности технического обслуживания и ремонта
отечественных электровозов?
5. Какие нормы периодичности технического обслуживания и ремон-
та магистральных тепловозов, использующихся в грузовом и пассажирском движении?
6. Какие нормы периодичности технического обслуживания и ремонта
маневровых локомотивов?
7. Какие нормы продолжительности технического обслуживания и ремонта отечественных локомотивов?
8. Какие нормы продолжительности на обточку одной колесной пары
установлены для станков А-41 и КЖ-20 при проведении технического обслуживания ТО-4?
9. На сколько часов увеличивается продолжительность технического
обслуживания и ремонта локомотивов при проведении вибродиагностики подшипников качения колёсно-моторных блоков?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекции 1.1,1.2 по дисциплине "Ремонт автомобильного транспорта"
Конспекты лекцийТема 1. Общие положения по ремонту автомобилей.Учебные вопросы:1. Понятие о старении автомобиля и его предельном состоянии.2. Виды, методы и система ремонта автомобилей.3. Производстве...
Проект поста диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем автомобиля на СТО с разработкой технологического процесса ремонта постоянного запоминающего устройства автомобиля ВАЗ 2114
Проект поста диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем автомобиля на СТО с разработкой технологического процесса ремонта постоянного запоминающего устройства автомобил...
Лекции по разделу "Планирование и организация работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта" по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Конспект лекций предназдначен для обучающихся по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для изучения...
Лекция “ Постановка тепловоза на ремонт. Подготовка и разборка объектов ремонта”.
Написать конспект по теме и ответить на вопросы....
Лекция «Система показателей эффективности» для дисциплины «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы» для специальности «Туризм»
Лекция «Система показателей эффективности» для дисциплины «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы» для специальности «Туризм»...
Лекция «Система показателей эффективности» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»
Лекция «Система показателей эффективности» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»...
Лекция "Система охлаждения"
Предназначение системы охлаждения....