Лекция 2 Система ремонта
план-конспект урока

Демкович Александр Владимирович

1.1. Общие положения 

Локомотиворемонтные  предприятия  подразделяются  на  два  вида:

депо и заводы.

Локомотиворемонтные депо предназначены для текущего и среднего

ремонта тепловозов; локомотиворемонтные заводы для выполнения капитального  ремонта  локомотивов,  их  модернизации  и  изготовления  запасных частей. 

Локомотиворемонтные  заводы  входят  в  состав  ОАО «Желдорреммаш» дочерней компании ОАО «РЖД» и размещаются на сети железных

дорог с таким расчетом, чтобы обеспечивался минимальный пробег локомотивов из депо приписки в ремонт на завод.

Локомотиворемонтные  депо (ТЧР)  находятся  в  подчинении  дорожной Дирекции по ремонту тягового подвижного (ТПС). Дорожные Дирекции  подчиняются  Центральной  дирекции  по  ремонту  ТПС –  филиала

ОАО «РЖД».

В  долголетней  практике  эксплуатации  ТПС  получила  широкое  распространение планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонтов локомотивов. 

Планово-предупредительная система обеспечивает:

– высокую безопасность движения поездов;

– уменьшение числа случайных отказов и неисправностей;

– фиксированный объем ремонтных работ;

– плановость постановки в ремонт и прогнозирование их количества

на любой эксплуатационный период;

– возможность расчета рабочей силы для ремонтных работ;

– возможность финансового планирования и т. д.

Проводимые  научно-технические  и  практические  работы  все  шире

предлагают методы технической диагностики локомотивов.

Методы диагностики состояния основных узлов и агрегатов локомотивов  позволяют  определить  как  уже «больные»  узлы,  так  и  помогают

предупредить о приближающемся аварийном состоянии узлов, что дает

возможность осуществлять частичный, выборочный ремонт, а не обязательный вид ремонта в соответствии с Руководствами по ремонту локомотивов [2]. 

Диагностирование –  это  особый технологический  процесс  контроля,

при котором находится уровень технического состояния и работоспособности оборудования локомотива без разборки и снятия агрегата.

При обычных методах ремонта большая часть времени затрачивается, как правило, на определение и поиск дефекта. Диагностические методы позволяют выяснить и сократить это время, следовательно, и время простоя локомотива в ремонте.

Отдельные диагностические работы (пост, позиция) могут включаться

в обычные технологические процессы ремонта локомотивов. 

 

1.2. Виды технического обслуживания и ремонта 

       локомотивов ОАО «РЖД»

 

В  соответствии  с  распоряжением  ОАО «РЖД»  № 3р от 17  января

2005 г. [1] устанавливаются следующие виды планового технического обслуживания и ремонта локомотивов:

– технические  обслуживания  ТО-1,  ТО-2,  ТО-3,  ТО-4,  ТО-5а,  ТО-5б,

ТО-5в; ТО-5г.

– текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3;

– средний ремонт СР;

– капитальный ремонт КР или капитальный ремонт по модернизации

локомотивного парка МЛП.

Технические  обслуживания  ТО-1,  ТО-2  и  ТО-3  являются  периодическими  и  предназначены  для  контроля  технического  состояния  узлов  и систем локомотива в целях предупреждения отказов в эксплуатации.

Постановка локомотивов на техническое обслуживание ТО-4, ТО-5а,

ТО-5б, TO-5в, ТО-5г планируется по необходимости.

При производстве технического обслуживания ТО-1, ТО-2 (в пределах

установленных  норм  продолжительности)  локомотивы  учитываются  в

эксплуатируемом парке. Локомотивы, поставленные на остальные виды

технического обслуживания и ремонт, исключаются из эксплуатируемого

парка и учитываются как неисправные.

Техническое  обслуживание  ТО-1  выполняется  локомотивной  бригадой при приемке-сдаче и экипировке локомотива, при остановках на железнодорожных станциях.

Техническое обслуживание ТО-2 выполняется, как правило, работниками пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ). 

Техническое  обслуживание  ТО-4  выполняется  с  целью  поддержания

профиля бандажей колесных пар в установленных пределах, а также выполняется обточка бандажей колесных пар без выкатки из-под локомотива.

Если обточка бандажей колесных пар совмещается с операциями по

техническому обслуживанию ТО-3, текущему ремонту ТР-1 или ТР-2, локомотив на техническое обслуживание ТО-4 не зачисляется, а учитывается как находящийся на техническом обслуживании ТО-3 (текущем ремонте ТР-1, ТР-2) с обточкой.   

Техническое обслуживание ТО-5а проводится с целью подготовки локомотива к постановке в запас или резерв железной дороги.

Техническое обслуживание ТО-5б проводится с целью подготовки локомотива к отправке в недействующем состоянии.

Техническое  обслуживание  ТО-5в  проводится  с  целью  подготовки  к

эксплуатации локомотива, прибывшего в недействующем состоянии, после постройки, после ремонта вне локомотивного депо приписки или после передислокации.

Техническое  обслуживание  ТО-5г  проводится  с  целью  подготовки

локомотива к эксплуатации после содержания в запасе (резерве железной дороги).

Технические  обслуживания  ТО-2–ТО-5,  текущие  и  средние  ремонты

выполняются в ремонтных локомотивных депо (ТЧР).

Капитальный ремонт КР и модернизация локомотивного парка (МЛП)

локомотивов выполняется на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД»

или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов.

 

1.3. Нормы периодичности технического обслуживания 

       и ремонта локомотивов 

Средние для ОАО «РЖД» нормы периодичности технического обслуживания и ремонта локомотивов приведены в таблицах.

Дифференцированные нормы периодичности ремонта для отдельных

локомотивных депо или групп локомотивов с учетом местных условий

профиля и плана пути, веса поездов и скоростей движения на участке

обращения, протяжённости участка обращения, среднесуточного пробега локомотивов и др. – устанавливаются с отклонением не более 20 % от

средних для ОАО «РЖД» норм.

Для  локомотивов,  использующихся  для  вождения  пассажирских (в

том  числе  пригородных)  поездов,  периодичность  ТО-2  не  должна  превышать 48 ч. Локомотивам, использующимся для вождения скоростных

пассажирских  поездов,  техническое  обслуживание  ТО-2  необходимо

производить каждый раз перед выдачей под поезд.

Текущий ремонт ТР-1 магистральных локомотивов, использующихся

в грузовом и пассажирском движении, необходимо производить не реже

одного раза в шесть месяцев (если техническое обслуживание ТО-3 не

производится –  не  реже  одного  раза  в  три  месяца),  текущий  ремонт 

ТР-2 – не реже одного раза в два года, текущий ремонт ТР-3 – не реже  

одного  раза  в  четыре  года,  средний  ремонт –  не  реже  одного  раза  в 

8 лет, капитальный ремонт – не реже одного раза в 16 лет.

Техническое  обслуживание  и  ремонт  магистральных  локомотивов,

использующихся в грузовом и пассажирском движении со среднесуточным пробегом менее 300 км, допускается производить в соответствии с

нормами периодичности, указанными в табл. 1.3 для магистральных локомотивов,  использующихся  на  маневровой  работе,  в  хозяйственном,

вывозном и передаточном движении.

Независимо от периодичности технического обслуживания и ремонта

параметры бандажей колесных пар должны измеряться не реже одного

раза в 30 суток.

 

1.4. Нормы продолжительности и трудоёмкости технического 

       обслуживания и ремонта локомотивов в локомотивных депо 

Нормы продолжительности и трудоёмкости технического обслуживания и ремонта локомотивов устанавливаются начальником железной дороги  дифференцированно  по  каждому  локомотивному  депо  с  учетом

фактического уровня технологической оснащенности и других особенностей  конкретного  локомотивного  депо  на  основании  средних  для  ОАО

«РЖД» норм продолжительности технического обслуживания и ремонта

локомотивов, а также средних для ОАО «РЖД» норм трудоёмкости тех-

нического  обслуживания  и  ремонта  локомотивов  и  технически  обоснованных  норм  времени,  утверждаемых  Дирекцией  по  ремонту  тягового

подвижного состава.

Для локомотивов с истекшим сроком службы устанавливается коэффициент увеличения норм трудоёмкости – 1,10.

Для  локомотивов,  эксплуатирующихся  на  увеличенных  участках  обращения  в  пределах  нескольких  железных  дорог,  устанавливается  коэффициент увеличения норм трудоёмкости – 1,15.

Нормы продолжительности технического обслуживания ТО-2 локомотивов устанавливаются в следующих пределах:

– для пассажирских локомотивов – не более 2 ч;

– двухсекционных грузовых тепловозов – не более 1,2 ч; 

– трехсекционных локомотивов, а также электровозов ВЛ85 и ВЛ15 не более 1,5 ч;

– четырехсекционных локомотивов – не более 2 ч;

– остальных локомотивов – не более 1 ч.

Средние  для  ОАО «РЖД»  нормы  продолжительности  технического

обслуживания ТО-3 и планового ремонта локомотивов в условиях локомотивных депо приведены в таблице.

Средняя  для  ОАО «РЖД»  норма  продолжительности  технического

обслуживания  ТО-4  для  станков  типа  А-41  составляет 1,2 ч  на каждую

обтачиваемую колесную пару, для станков типа КЖ-20 – 2,0 ч на каждую

колесную пару. Для станков других типов норма продолжительности технического  обслуживания  ТО-4  устанавливается  в  соответствии  с  документацией на станок.

Дифференцированные  нормы  продолжительности  технического  обслуживания и ремонта локомотивов для локомотивных депо устанавливаются  по  согласованию  с  Дирекцией  по  ремонту  тягового  подвижного  состава с отклонением не более 30 % от средних для ОАО «РЖД» норм,

указанных в таблице.

Если  с  техническим  обслуживанием  ТО-3,  текущим  ремонтом  ТР-1

или  ТР-2  совмещается  обточка  бандажей  колесных  пар,  необходимо

норму продолжительности технического обслуживания (текущего ремонта)  увеличивать  с  учетом  нормы  продолжительности  технического  обслуживания ТО-4.

При  проведении  вибродиагностики  подшипников  качения  колёсномоторных блоков норма продолжительности технического обслуживания

или ремонта увеличивается до 0,5 ч на каждый колёсно-моторный блок.

При  проведении  операций  по  диагностике  других  узлов  норма  продолжительности  технического  обслуживания  или  ремонта  локомотивов

увеличивается в соответствии с документацией на применяемое диагностическое оборудование. 

Контрольные вопросы 

1. Цели  и  задачи  дисциплины «Основы  управления  локомотиворе-

монтным предприятием».

2. Какая система технического обслуживания и ремонта  локомотивов

применяется на Российских железных дорогах? 

3. Какие  виды  технического  обслуживания  и  ремонта  локомотивов

применяется на Российских железных дорогах ?

4. Какие нормы периодичности технического обслуживания и ремонта

отечественных электровозов?

5. Какие нормы периодичности технического обслуживания и ремон-

та магистральных тепловозов, использующихся в грузовом и пассажирском движении?

6. Какие нормы периодичности технического обслуживания и ремонта

маневровых локомотивов?

7. Какие нормы продолжительности технического обслуживания и ремонта отечественных локомотивов?

8. Какие нормы продолжительности на обточку одной колесной пары

установлены для станков А-41 и КЖ-20 при проведении технического обслуживания ТО-4?

9. На сколько часов увеличивается продолжительность технического

обслуживания и ремонта локомотивов при проведении вибродиагностики подшипников качения колёсно-моторных блоков?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекции 1.1,1.2 по дисциплине "Ремонт автомобильного транспорта"

Конспекты лекцийТема 1. Общие положения по ремонту автомобилей.Учебные вопросы:1. Понятие о старении автомобиля и его предельном состоянии.2. Виды, методы и система ремонта автомобилей.3. Производстве...

Проект поста диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем автомобиля на СТО с разработкой технологического процесса ремонта постоянного запоминающего устройства автомобиля ВАЗ 2114

Проект поста диагностики и ремонта системы управления  бензиновым двигателем автомобиля на СТО с разработкой  технологического процесса ремонта постоянного запоминающего устройства автомобил...

Лекции по разделу "Планирование и организация работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта" по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Конспект лекций предназдначен для обучающихся по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для изучения...

Лекция «Система показателей эффективности» для дисциплины «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы» для специальности «Туризм»

Лекция «Система показателей эффективности» для дисциплины «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы» для специальности «Туризм»...

Лекция «Система показателей эффективности» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»

Лекция «Система показателей эффективности» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»...

Лекция "Система охлаждения"

Предназначение системы охлаждения....