Дорожно- строительные машины
план-конспект занятия

Доржно-строительные машины, общие сведения, принцип работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профилировщик1.04 МБ
Файл катки420.81 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лекция. Самоходные вибрационные катки с гладкими вальцами

 Легкие и средние вибрационные катки с гладкими вальцами выпускают согласно ГОСТ 5576 74. Легкие катки целесообразно применять для уплотнения асфальтобетонных покрытий при мелких ремонтных и строительных работах на тротуарах, строительных площадках, парковых дорожках и других узких, труднодоступных и стесненных местах. Благодаря малым габаритам катки обладают хорошей маневренностью и транспортабельностью. Легкие и средние катки можно применять как статические при выключенном вибровозбудителе для предварительного уплотнения асфальтобетонных и других смесей и как вибрационные при окончательном уплотнении. При вибрации уменьшаются силы сцепления между частицами, которые, перемещаясь одна относительно другой, образуют легко уплотняемую смесь. Выпускают двухосные двухвальцовые вибрационные катки ДУ-10А и ДУ-47А. Общая компоновка сборочных единиц самоходных виброкатков и механизмы их управления такие же, как у самоходных статических катков. Особенность их конструкции заключается в установке вибровозбудителя, встроенного внутрь вальца; дополнительной передачи для привода вибровозбудителя и амортизационной подвески вибровальца. Самоходный виброкаток ДУ-10А (рис. 6.22) включает в себя раму, направляющий ведомый валец, состоящий из двух секций, ведущий вибровалец, рычаги управления, смачивающее устройство, тент, площадку машиниста.

       

                

 Рис. 6.22. Самоходный виброкаток ДУ-10А:1          рама; 2          направляющий ведомый валец; 3          вибровалец; 4          рычаг управления; 5          смачивающее устройство; 6          тент; 7          площадка машиниста

 

Кинематическая схема катка ДУ-10А приведена на рис. 6.23. Трансмиссия катка состоит из двигателя, коробки передач, ведущего вибровальца, ременной и цепной передач. Коробка передач включает в себя три выходных вала. От одного из них вала, на котором находится звездочка цепной передачи, приводится в действие механизм передвижения, от другого, на котором установлен шкив ременной передачи, крутящий момент передается валу, от третьего, на котором установлен шкив, генератору.

     

           

Рис. 6.23. Кинематическая схема самоходного виброкатка ДУ-10А: 1 – двигатель, 2 – коробка передач, 3, 7, 34,42 – шестерни, 4 – кулачковая муфта 5 – муфта вибратора, 6 – муфта реверса, 8, 10, 16, 17, 19 – валы коробки передач, 9 – генератор, И, 12, 14, 23 – шкивы, 13 – паразитная шестерня, 15, 20 – натяжные устройства, 18, 22 – ведущая и ведомая звездочки, 21 – тормоз, 24 – зубчатый венец, 25 – вибровалец, 26 – ведомый валец, 27 – червячный вал, 28 – червячный редуктор, 29 – червячное колесо, 30 – червяк, 31 – рулевое колесо, 32 – амортизатор, 33 – эксцентрик, 43 – ведущий вал, 44 – вал вибровозбудителя, 45 – вал червячного колеса

 

В коробке передач размещены фрикционные муфты для независимого включения привода передвижения и вибровала. Муфта реверса также служит для изменения направления движения катка. Коробка передач имеет две передачи переднего и заднего хода. Передачи переключаются перемещением блока шестерен. На первой передаче в зацеплении находятся шестерни, на второй – шестерни. Натяжение цепи и ремня привода вибровальца регулируют устройствами, натяжение ремня привода генератора – перемещением генератора. В вибровалец встроен одноступенчатый редуктор, состоящий из зубчатого венца и шестерни. На валу шестерни установлен тормоз. Подвеска вибровальца – упругая на резинометаллических амортизаторах. Направляющий валец снабжен шарнирной подвеской и поворачивается относительно вала вручную с помощью рулевого колеса 31 и червячного редуктора. На рис. 6.24 показан вибровалец катка ДУ-10А. В сварном цилиндрическом корпусе вибровальца смонтированы редуктор, тормоз и вибровал. Редуктор одноступенчатый с внутренним зацеплением. На ведущем валу редуктора установлена звездочка цепной передачи привода катка. Ведущая звездочка редуктора выполнена заодно с валом, ведомая шестерня прикреплена болтами к корпусу вальца.  

 

 

 

Рис. 6.24. Вибровалец катка ДУ-10А: 1–  валец; 2 –шестерня; 3 – тормозной барабан; 4 – вал; 5 – звездочка; 6 – шкив; 7, 11 – левая и правая балки; 8, 10 – дебалансы; 9 – вал; 12, 13 – резино-металлические амортизаторы

 

Рис. 6.25. Схема центробежного дебалансного  вибровозбудителя с круговыми колебаниями:1 – дебаланс, 2 – вал, 3 – ступица вальца, 4 – шпонка

 

На валу установлен также тормозной барабан. Внутри вальца на сферических роликоподшипниках установлен вал с дебалансами. На конце вала закреплен шкив 6 клиноременной передачи привода вибровозбудителя. Вал 9 с дебалансами, вращаясь, создает вынуждающую силу, которая вызывает колебания вибровальца. Вибровалец вращается на шарикоподшипниках, установленных в ступицах вальца. Для увеличения массы вибровалец заполнен балластом. Чтобы колебания от вибровальца не передавались на раму катка, последнюю крепят к вальцу с помощью резинометаллических амортизаторов. Центробежный дебалансный вибровозбудитель с круговыми колебаниями (рис. 6.25) представляет собой неуравновешенный груз (дебаланс), вал, который вращается в подшипниках, закрепленных в ступицах вальца. Дебалансом может служить эксцентрично закрепленный относительно оси вращения груз любой формы, который с помощью шпонки, шлицев или какого-либо другого соединения неподвижно закреплен на дебалансном валу. Неуравновешенная часть дебаланса, непосредственно создающая колебания, чаще всего имеет форму сектора или круга. При вращении дебалансов создается вынуждающая сила F, которая в течение каждого оборота сохраняет свою величину и меняет направление, создавая колебательное движение вибровальца. Вынуждающая сила воспринимается вибровальцом через подшипники, установленные в ступицах вальца. Крутящий момент валу дебалансов сообщается от двигателя, находящегося на катке. Наилучшими гасителями круговых колебаний являются резинометаллические амортизаторы (рис. 6.26). На катках применяют амортизаторы прямоугольной и цилиндрической формы.

 

 

Рис. 6.26. Резинометаллические амортизаторы: а — цилиндрический, б — прямоугольный; 1 — резина, 2 — металлические пластины

 

Амортизатор состоит из двух металлических пластин 2, к которым методом вулканизации прикрепляют резину. Одну пластину крепят к раме катка, другую — к ступице вибровальца. Таким образом с помощью резины получают не жесткое, а упругое соединение рамы с вибровальцом. Упругая подвеска рамы к вибровальцу обеспечивает хорошую виброизоляцию последней с установленными на ней двигателем, агрегатами трансмиссии, а также рабочего места машиниста и рычагов управления катком. Средний каток ДУ-47А также снабжен механическим приводом хода и вибровозбудителя.

 Тестовые задания:

1. Самоходный виброкаток ДУ-10А включает в себя:

1) раму, направляющий ведомый палец, состоящий из двух секций, ведущий вибропалец, рычаги управления, смачивающее устройство, тент, площадку машиниста

2) полураму, направляющий ведомый валец, состоящий из двух секций, ведущий вибровалец, рычаги управления, смачивающее устройство, тент, площадку машиниста

3) раму, направляющий ведомый валец, состоящий из двух секций, ведущий вибровалец, рычаги управления, смачивающее устройство, тент, площадку машиниста

4) раму, направляющий ведущий валец, состоящий из двух секций, ведущий вибровалец, рычаги управления, смачивающее устройство, тент, площадку машиниста.

2. Амортизатор состоит:

1) из двух биметаллических пластин, к которым методом вулканизации прикрепляют резину.

2) из двух металлических пластин, к которым методом вулканизации прикрепляют резину.

3) из двух металлических пластин, к которым методом склеивания прикрепляют резину.

3. На ведущем валу редуктора установлена:

1) шестерня цепной передачи привода катка.

2) шестерня ведущей передачи привода катка.

3) звездочка цепной передачи привода катка.

4) всё, из перечисленных выше.

4. Центробежный дебалансный вибровозбудитель с круговыми колебаниями представляет собой:

1) неуравновешенный противовес (дебаланс), вал, который вращается в подшипниках, закрепленных в ступицах вальца.

2) неуравновешенный вал (с дебалансом), вал, который вращается в подшипниках, закрепленных в ступицах вальца.

3) неуравновешенный груз (дебаланс), вал, который вращается в подшипниках, закрепленных в ступицах вальца.

4) ответы 1,3 верны.

5. Муфта реверса также служит для:

1) изменения направления движения катка и увода в сторону от траектории.

2) изменения движения катка и управления им.

3) изменения направления движения катка.

4) ответы 2,3 верны.

6. Передачи переключаются с помощью:

1) перемещения блока звёздочек.

2) перемещения индуктивных катушек.

3) перемещения блока шестерен.

4) ответы 2,3 верны.

7. Способ воздействия на асфальтобетонное покрытие дороги основанный на передаче уплотняемому материалу колебаний, близких по частоте собственным колебаниям уплотняемого материала – это….

1) трамбование.

2) укатка.

3) вибрирование.

4) перечисленные под пунктами 1) и 3) верны

8. Уплотняющие машины с гладкими металлическими вальцами, на пневматических шинах (метод укатки), оборудование асфальтоукладчика (метод_____________), вибрационные машины (метод_________).

1) трамбование.

2) укатка.

3) вибрирование.

4) перечисленные под пунктами 1) и 3) верны

9. Процесс перекатывания барабана или пневматической шины катка по уплотняемой поверхности дорожного покрытия – это …..

1) трамбование.

2) укатка.

3) вибрирование.

4) перечисленные под пунктами 1) и 3) верны

10. Скорость движения виброкатков на начальном этапе уплотнения не должна превышать…..

1) 1-3 км/ч.

2) 3-5 км/ч.

3) 5-7 км/ч.

4) 7-10 км/ч.

Ответы на контрольные тесты:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильный ответ

3

2

3

3

3

3

3

4

2

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационные билеты (18522 "Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов")

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащихна получение рабочей профессии18522 «Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и ...

УП.01. Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин

УП.01. Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожныхи строительных машин МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин...

Экзаменационные билеты по ПМ.01. Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин Профессия: 23.01.06 «Машинист дорожных и строительных машин». Курс 3.

Экзаменационные билеты по ПМ.01. Осуществление технического обслуживания и  ремонта дорожных и строительных машин Профессия: 23.01.06  «Машинист дорожных и строительных машин». К...

Образовательная программа профессионального обучения (подготовки) по профессии "Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов"

Образовательная программа профессионального обучения (подготовки) по профессии "Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов"...

Рабочая программа производственной практики ПМ 01 "Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин" по профессии 23.01.06 "Машинист дорожных и строительных машин"

Рабочая программа  производственной практики ПМ 01 " Осуществление технического обслуживания и ремонт дорожных и строительных машин" по профессии 23.01.06 "Машинист дорожных и стро...