Статья Формирование общих и профессиональных компетенций при подготовке автомехаников
статья

Шарланов Жаргал Цыремпилович

Статья Формирование общих и профессиональных компетенций при подготовке автомехаников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование общих и профессиональных компетенций при подготовке автомехаников

Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии «Автомеханик» определяет виды профессиональной деятельности, которые соотносятся с конкретными профессиональными компетенциями. Каждый профессиональный модуль понимается как целостный набор подлежащий освоению умений, знаний, отношений и опыта практической деятельности, которым должен соответствовать обучающийся по завершению освоения модуля, являющегося составляющей частью общей модульной программы.

Общие и профессиональные компетенции по профессии «Автомеханик» начинают формироваться как на практических занятиях по междисциплинарным курсам, так и во время прохождения учебной практики.

Учебная практика направлена на совершенствование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта, на освоение рабочей профессии, а производственная практика направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, совершенствование практического опыта, на проверку готовности студента к самостоятельной трудовой деятельности.

На уроках учебной практики обучающиеся отрабатывают соответствующие умения и приобретают практический опыт по техническому обслуживанию новых моделей автомобилей. Для этого в лаборатории колледжа по устройству автомобилей представлено компьютерное оборудование для проведения практических занятий, тренажер автомобиля ВАЗ 2193, где можно отрабатывать упражнения по управлению автомобилем, стенды по устройству автомобилей, выполненные самими обучающимися.

Профессиональные компетенции выражены совокупностью характеристик определенной профессиональной деятельности и представляют собой набор функций конкретного рабочего места. В нашем случае это рабочее место находится в производственных помещениях, где проводятся лабораторно-практические занятия, учебная или производственная практика. Здесь приобретенные теоретические знания переходят в разряд начальной профессиональной деятельности, при которой и формируются определенные профессиональные компетенции.

Приобретение профессиональных компетенций на уроках учебной и производственнойпрактики заключено в конкретной деятельности, обучающихся,при проведении работ по диагностике, частичной разборке-сборке узлов и агрегатов, работ по техническому обслуживанию автомобиля.

В этом случае используются методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностью (индивидуальный опрос, выполнение учебно-производственных работ, выполнение комплексных работ простого и сложного характера, выполнение тест-процессов) Не всегда педагог оценивает обучающегося, ими могут быть и сами обучающиеся (обсуждение поведения, интенсивность работы, помощь друг другу, что удалось сделать, анализ ошибок, пути совершенствования своего сотрудничества и т. д.). Главное чтобы деятельность обучающихся была направлена на формирование профессиональных компетенций и структурирована таким образом, чтобы все были вовлечены в активную совместную деятельность с личной ответственностью за действия каждого и свои действия.

Контроль и оценка сформированности профессиональных компетенций осуществляется в виде:

-текущего контроля: учебная практика – перечень учебно-производственных работ и карта учета успеваемости, производственная практика –отчет, индивидуальная карта по вождению;

-рубежного контроля по УП и ПП: перечень проверочных (комплексных) работ; внутренний экзамен по теоретическим вопросам ППД;

-промежуточная аттестация: дифференцированный зачет по учебной и производственной практике.

Процесс формирования ОК и ПК не ограничивается учебными занятиями, он так же осуществляется во внеурочной деятельности.

Наши обучающиеся участвуют не только во внутриколледжных конкурсах профессионального мастерства, но и в республиканских и межрегиональных чемпионатах рабочих профессий «World SKILLS RUSSIA», где занимают призовые места.

Таким образом, компетенции, которые обучающиеся приобретают и развивают в процессе обучения, являются важным звеном в приобретении профессиональных навыков подкрепляемыми практикой.


Литература:

  1. ФГОС СПО по профессии 23.01.03 Автомеханик, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 02 августа 2013г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.08.2013г. Регистрационный № 701.
  2. Строкова Т. А. Компетентностный подход и проблемы его реализации /Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 6.– С. 9-16.
  3. Рахимов А.М., Банникова Е.А., Фахретдинова М.А. Теоретическая разработка по теме: «Модульно - компетентностный подход к формированию общих и профессиональных компетенций в учреждении среднего профессионального образования» ОГБПОУ УППК, 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих и профессиональных компетенций при освоении профессиональных модулей по профессии "Сварщик"

Методические приемы  мотивации обучающихся при освоении профессии "Сварщик"...

Формирование общих и профессиональных компетенций на практических занятиях профессионального модуля в медицинском колледже

В статье рассматриваются  игровые методы обучения, их практическое применение на профессиональном модуле «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными», с целью р...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

Статья "Инновационные технологии как инструмент формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов"

Статья "Инновационные технологии как инструмент формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов"...

Статья на тему "Бригадное обучение как условие формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся"

Бригадное обучение – форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой взаимосвязи об...

2018 научно-практическая конференция .г Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

2018 научно - практическая конференция г.Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа....