Доклад Методы, формы работы мастера ПО
статья на тему

Шарланов Жаргал Цыремпилович

Доклад  Методы, формы работы мастера ПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_metody_formy_raboty_mastera_po_word.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности обучающихся

         

   

       Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и методах обучения. Организационные формы производственного обучения – способы организации ученического коллектива для учебно-производственной деятельности; формы руководства этой деятельностью, а также структура построения учебных занятий. Формы обучения - способы построения учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью и структуру занятия. Формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности учащихся существенно отличаются. Основной формой производственного обучения в учебных мастерских является урок. Данная форма учебного занятия характеризуется руководящей ролью мастера производственного обучения, все учащиеся одновременно изучают один и тот же материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость целей и содержания, а также организационной структуры (вводный инструктаж, самостоятельная работа, текущий инструктаж и рефлексия деятельности). Формами учебно-производственной деятельности учащихся, применяемые при различных формах организации процесса обучения, являются фронтально групповая, бригадная индивидуальная.

        Урочная форма и фронтально-групповая отличаются друг от друга. Фронтально-групповая деятельность учащихся реализуется главным образом при проведении уроков производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко применяются также бригадные, индивидуальные формы учебно-производственной деятельности учащихся. Важно помнить, что формы организации обучения и формы деятельности учащихся необходимо применять в единстве.

        Производственная практика является специфической формой организации производственного обучения.

Методы производственного обучения

 - это способы совместной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается овладение учащимися практическими знаниями, умениями и навивками, формируются основы профессионального мастерства, убеждения, отношения к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности. Важнейшими для данной формы производственного обучения являются практические методы. Это основные методы формирования умений и навыков учащихся. Необходимо использовать методы обучения, в основе классификации которых лежит характер познавательной деятельности учащихся: репродуктивные и проблемнопоисковые. При применении репродуктивных методов учащиеся в готовом виде выполняют умственные и практические действия по образцу, данному мастером. При проблемно-поисковых – учащиеся последовательно и целенаправленно включаются в решение познавательных задач различной сложности, активно усваивают новые знании и умения. Проблемно-поисковые методы позволяют успешно развивать навыки творческой учебно-познавательной и трудовой деятельности, способствую более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями и умениями.

        В процессе производственного обучения необходимо давать учащимся специальные задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или под руководством мастера в зависимости от сложности. Урок производственного обучения Урок производственного обучения имеет характерную для него структуру, т.е. определенную последовательность шагов, этапов деятельности мастера и учащихся, направленных на выполнение его учебно-производственных и воспитательных задач. Структура урока определяет и структуру построения технологии производственного обучения. В структуре урока производственного обучения выделяют: Организационная (внешнюю) структура:  вводный инструктаж (инструктирование) учащихся мастером;  основную часть — упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущее инструктирование их мастером; заключительный инструктаж учащихся. Дидактическая (внутреннюю) структура:

-целевая установка на урок;

 -актуализация знаний и опыта учащихся;

 формирование (отработка) умений выполнять трудовые приемы, способы, операции, отдельные виды работы, формирование умений и навыков выполнять целостный трудовой процесс, характерный для профессии;

  подведение итогов

— оценка и самооценка.

         Организационная (внешняя) структура урока является постоянной, инвариантной для большинства уроков производственного обучения. Элементы дидактической структуры могут быть самыми разнообразными — в зависимости от содержания и места урока в учебном процессе.

Активные методы производственного обучения.

          Активность в производительном труде – это способность учащегося по внешним признакам работы машины, агрегата представить внутренний процесс и на основе анализа этих признаков принять целесообразное решение по его регулированию; это рационализация усвоенных способов деятельности, производственная смекалка, способность умело действовать в изменившихся условиях.

Деловые (производственные) игры.

         Типичные производственные ситуации и виды заданий для проведения игр:  определение (диагностика) дефектов обработки (сборки, работы машины, наладки, регулировки и т.д.) по их описанию, проявлению, характеристикам работы машины, агрегата, аппарата определение характера деятельности рабочего в условиях различных отклонений технологического процесса от нормы, заданных словесно, письменно или показаниями приборов на тренажере (имитаторе)  обсуждение плана действий и распределение ролей рабочих в бригаде при получении определенного задания  определение дефектов в работе машины, агрегата, прибора, аппарата и т.п.  определение путей повышения качества и производительности труда рабочего при различных вариантах последовательности работы, использования инструментов, приспособлений, приборов и т.п

Поисковая беседа (эвристическая).

        Решение производственно-технических задач:  расчеты режимов обработки, наладки, регулировки;  нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах;  определение режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ с использованием кинематических схем машин и механизмов;  разработка монтажных схем на основе принципиальных и т.п.

Задания творческого характера.

 конструирование приспособлений и другой оснастки, повышающей качество и производительность труда  самостоятельная разработка технологических процессов обработки, сборки, наладки  выбор наиболее рационального технологического процесса выполнения учебнопроизводственных работ из нескольких предложенных мастером или самостоятельно разработанных учащимися  разработка предложений по экономии времени, материалов, энергии и т.п.

Поисковая (продуктивная) деятельность учащихся.

       активное участие учащихся в разборе особенностей новых трудовых приемов  выполнение заданий по карте, раскрывающей только последовательность выполнения приемов без подробных инструктивных указаний  самостоятельное определение технологической последовательности и режимов выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...

Бинарный урок "Основные виды общеслесарных работ и их применение в работе мастера ЖКХ"

Цели и задачи урока:Обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных видах слесарных работ;Закрепить умения проводить слесарные работы в процессе ремонта систем ЖКХ;Формировать профессионал...

Формы и методы работы мастера п/о с родителями

Важным направлением многогранной деятельности куратора является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности куратора к этой работе.Куратору необходимо знат...

Методические указания для проведения практических работ МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения»

Методические указания для проведения практических работРекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний для проведения практических работ по МДК.03.01 «Теоретические ...

Работа с родителями. Совместные формы работы в хоровом коллективе «Апрель»

Целью совместных форм работы, впервую очередь, является создание атмосферы доверия между педагогом, ребенком и семьей, включение родителей в деятельность творческого коллектива в том или ином виде....

Конспект занятия «Технология оштукатуривания внутренних элементов зданий» МДК 01.01 Технология штукатурных работ «Мастер отделочных строительных работ»

В конспекте занятия предложены вопросы по естественным дисциплинам (химия), показана возможность интеграции, разработан кроссворд....

Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».

Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры.  В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...