Статья: ИКТ при обучении вождению...
статья на тему

Котов Алексей Иванович

Повышение уровня информационной культуры будущих специалистов возможно при использовании ИКТ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ikt_pri_obuchenii_vozhdeniyu.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО.

А И Котов,

мастер производственного обучения

 первой  квалификационной категории

ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-

технический техникум»

Проблема аварийности на дорогах, связанной с автомобильным транспортом, в последнее время приобрела особую остроту в связи с появлением большого количества автотранспорта на дорогах, в том числе с большим пробегом, плохим качеством дорог, недостаточностью  безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Ежегодно  на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий погибает около 10 тыс. человек, страдают и остаются инвалидами около 100 тыс. человек

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г № 100  была утверждена федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (с изменениями и дополнениями). Цель этой программы предусматривает сокращение количества лиц, погибших и пострадавших.

Обеспечение безопасности дорожного движения-одна из важнейших задач, поставленных президентом Российской Федерации.  Достижение этих задач невозможно без применения информационно-коммуникационных технологий. Одним из главных направлений этой работы являются совершенствование существующей системы подготовки кандидатов в водители и ее адаптация к современным условиям дорожного движения.

Использование информационных технологий на занятиях по вождению автомобиля способствует:

-формированию у студентов информационной культуры, таких как, владение современными средствами информационно-коммуникационных технологий, пониманию возможностей и способностей использования средств информационных и коммуникационных технологий в решении профессиональных задач, творческое отношение к созданию образовательных продуктов;

-повышению эффективности подготовки будущих высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, приобщению студентов к использованию новейших достижений научно-технического прогресса в последующей профессиональной деятельности.

Повышение уровня информационной культуры будущих специалистов возможно при использовании ИКТ на базе всех дисциплин. Для этого необходимо активное внедрение компьютеров в обучение по всем направлениям. Уровень развития информационной культуры студентов, необходимой для успешной деятельности специалиста в информационном обществе, зависит от уровня информационной культуры мастера производственного обучения по вождению автомобиля.

 Современное информационно-мобильное общество заинтересовано в подготовке компетентных, грамотных, профессиональных специалистов, способных быстро  овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, в короткое время адаптировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменением содержания труда.

Использование компьютерных средств позволяет получить информацию не только от мастера производственного обучения по вождению автомобиля, но и с помощью обучающих программ, которые помогут кандидатам в водители освоить следующие знания, умения и навыки:

- Правила дорожного движения Российской Федерации (ПДД), утвержденный Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 20 апреля 2015 года № 374. В работе отмечены различные ссылки на статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые указывают на ответственность участников дорожного движения за нарушения соответствующих положений Правил.

- Устройство автомобиля. В работе представлено поэтапное развитие автомобилестроения и разновидности автотранспортных средств. В этом пособии подробно рассмотрены устройство автомобиля и работа основных механизмов и техническое обслуживание, и ремонт автомобиля: двигателя, трансмиссии, несущих конструкций, систем управления.

- Мультимедийное учебное пособие для проведения занятий со студентами СПО по правилам безопасности дорожного движения. Оно позволяет наглядно конструировать, моделировать и анализировать различные дорожные ситуации, используя при этом различные модели автотранспортных средств,  разные виды дорог и перекрестков, всевозможных дорожных знаков и светофоров, различных объектов. Кроме того, мастер производственного обучения может наносить необходимые графические изображения во время обучения на макет, исходя из индивидуальных особенностей студентов, их способностей и возможностей.

- Основы безопасности дорожного движения. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами основ безопасности дорожного движения являются: охрана здоровья, жизни и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

- Компакт-диск с официальным текстом ПДД с дополнениями и изменениями. Это учебное пособие помогает студентам сделать свои первые шаги к обеспечению безопасности дорожного движения. Эта программа - тренажер позволяет кандидатам в водители познакомиться с правилами дорожного движения, а также решить тематические задачи и экзаменационные билеты, чтобы проверить и закрепить свои знания.  Также в этом пособии можно заглянуть в  к комментарии, которые помогут грамотно разобраться в причинах совершенных ошибках. С помощью этого пособия студенты могут проверить свои знания, как по отдельным темам, так и в режиме экзамена, который необходимо сдать каждому, чтобы получить право на получение водительского удостоверения в рамках программы обучения по специальности Автомеханик. Это пособие помогает преподавателю отслеживать результаты успеваемости студентов и готовности его  к сдаче экзамена. А также позволяет провести промежуточную и итоговую аттестацию и своевременно устранить выявленные пробелы в знаниях.

- Магнитная доска «Дорожное движение в городе». Это учебное пособие помогает преподавателю создавать любые легкие и сложные дорожно-транспортные ситуации с различными видами транспортных средств, знаков, различных видов дорог, разметок. Также преподаватель может контролировать время, за которое студент разрешит сложившуюся ту или иную дорожно- транспортную ситуацию.

- Автоматизированный обучающий комплекс «ОТКВ-02». Настоящая методика направлена на углубленное и интенсивное овладение кандидатами в водители основами безопасного управления автомобилем. Она разработана на основании многолетнего опыта в работе по контраварийной подготовке водителей. Она предназначена, в первую очередь, для формирования у начинающих водителей умения принимать правильную позу на рабочем месте водителя и рациональных приемов управления ТС. Известно, что базовым элементом, определяющим технику вождения автомобиля, является посадка водителя на рабочем месте. Она должна обеспечивать свободное и непринужденное управление автомобилем, максимальный обзор пространства вокруг автомобиля, сведению к минимуму физических усилий и психологического напряжения водителя.

Принятие и соблюдение оптимальной позы (рабочей посадки водителя) обеспечивает водителю возможность своевременно воспринимать визуальную, тактильную и акустическую информацию об изменениях окружающей обстановке и о работе механизмов ТС, выполнять действия с органами управления ТС, адекватные по силе и скорости. Это меры безопасности первой очереди. Для контроля процесса обучения в настоящей методике предусмотрено многократное тестирование уровня развития профессионально значимых навыков управления ТС с применением специальных программ. Эти программы используются на разных уровнях формирования навыков для выявления и своевременной коррекции ошибок, активации сознания кандидатов в водители, и акцентирование их внимания на решение поставленных задач.

Педагогические наблюдения показывают, что обучение управлению ТС происходит не только тогда, когда студент осуществляет активные действия      (управляет), но тогда, когда ему предоставлена возможность увидеть результаты своих действий со «стороны». В реальной учебной езде мастер производственного обучения по вождению автомобиля никогда не доводит развития событийна дороге до критического состояния – он прерывает действия ученика, принимая управление на себя. По этой причине в реальной практике дорожного движения достаточно часто возникают ситуации, о которых недавно прошедший обучение водитель скажет: «а мы этого не проходили». Но ведь в современных условиях дорожного движения нужно знать и уметьвсе5, даже то, что не проходили. Технология виртуального управления ТС позволяет шагнут за горизонт дозволенного и безопасно научиться действовать в экстремальных ситуациях. В связи с этим, основополагающим принципом обучающих программ АОК является анализ результатов заездов и работа над ошибками – наиболее результативная форма обучения.

Информационная компетентность мастера производственного обучения по вождению автомобиля является неотъемлемой частью педагогического такта и мастерства в информационном пространстве современного общества.

Использование ИКТ в виде индивидуальной камеры с картой памяти для каждого кандидата в водители позволяет проанализировать любое практическое занятие, обсудить с мастером производственного обучения все допущенные ошибки в выполнении упражнений на закрытой учебной площадке, проанализировать время выполнения этих упражнений, а также допустимые и недопустимые ошибки  в  различных дорожно-транспортных ситуациях. Это позволяет усовершенствовать учебный процесс, глубже освоить материал, проанализировать эмоциональное состояние кандидатов в водители.

Применение информационно-коммуникационных технологий мастером производственного обучения позволяют жить в режиме информационного общества, повышать свою квалификацию, отслеживать изменения правил дорожного движения и многое другое. А  будущими водителями помогут становлению профессиональных качеств водителя, таких как информационная компетентность, внимание на дорогах, взаимоуважение и понимание, эмоциональная устойчивость.

Использование ИКТ при подготовке водителей эффективно в процессе формирования профессионально - значимых качеств студентов, таких как профессиональная мобильность, профессиональная компетентность и профессиональная самостоятельность.

Библиографический список:

  1. Правила дорожного движения Российской Федерации, ООО «БРИЗ», М., 2017.
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2013.
  3. 1. Проблемы профессиональной подготовки водителя. // Сб. науч. статей Всероссийской научно-практической конференции. — Елабуга: ЕГПУ, 2014. — 80 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное обучение вождению на колесном тракторе МТЗ-80-82

Данная презентация может быть полезна мастерам производственного обучения по специальности "Тракторист-машинист СХП"...

Инновационная методика обучения вождению

Можно ли резко повысить качество вождения? Ведь это сейчас, в настоящее время, может быть вопросом выживаемости и конкурентоспособности автошколы. Как правило,...

Урок производственного обучения вождению

практическое обучение вождению...

Статья на тему "Информационные технологии при обучении вождению автомобиля".

Статья на тему "Информационные технологии при обучении вождению автомобиля"....

Статья "Причины страха при вождении автомобиля"

Статья "Причины страха при вождении автомобиля"...

Статья на тему "Информационные технологии при обучении вождению автомобиля".

Статья на тему "Информационные технологии при обучении вождению автомобиля"....

Статья "Роль мастера производственного обучения вождению в учебно-воспитательном процессе "

В этой статье говорится о тонкостях работы мастеров производственного обучения вождению...