МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения на тему: «Правка и рихтовка металла»
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образоввательной программы по профессии "Машинист локомотива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrab_pravka_i_rihtovka_metalla.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное учреждение профессионального образования Республики Мордовия «Рузаевский железнодорожно – промышленный техникум им.А.П.Байкузова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока производственного обучения на тему:
«Правка и рихтовка металла»
Составил: мастер производственного обучения
Короткова С.А.
2017г.
Рассмотрено, обсуждено Утверждаю:
утверждено на заседании ЦК №1 Зам.директора по УПР
_________Паркина Н.В.
Председатель ЦК №1
___________В.М.Курдюкова
Содержание
1.Введение
2.Характеристика темы
3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ
4.Примерные критерии и оценки
5.План – конспект урока производственного обучения
6.Заключительный инструктаж
7.Список используемой литературы
8.Рецензия
1.Введение
Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 23.01.09 « Машинист локомотива».
Производственное обучение проводится в учебных мастерских.
В результате прохождения производственной практики по слесарному делу обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии « Машинист локомотива».
В период прохождения производственной практики ведется следующая документация:
-журнал производственного обучения;
-технологическая карта урока производственного обучения;
-график перемещения по рабочим местам;
-протоколы по охране труда и техники безопасности.
2.Характеристика темы.
Слесарные работы применяются в различных видах производства, их объединяет единая технология выполнения операций, к которым относятся разметка, рубка, правка, гибка, резка, опиливание, сверление, зенкование, развертывание отверстий, нарезание резьбы, клепка, шабрение, распиливание и припасовка. В результате применения механизированного инструмента, приспособлений и станочного оборудования в профессии машиниста электровоза требуется знания и умения слесарных работ. В слесарных мастерских располагается оборудование индивидуального и общего пользования. К оборудованию индивидуального пользования относятся верстаки с тисками. К оборудованию общего пользования относятся: сверлильные и простые заточные станки, поверочные и разметочные плиты, винтовой пресс, ножовочный станок, ножовочный станок, плиты для правки и другое оборудование.
Правка и рихтовка представляют собой операции по выправке металла, заготовок и деталей, имеющих вмятины, выпучины, волнистость, коробление, искривление и др. правка и рихтовка имеют одно и то же назначение, но отличаются приемами выполнения и применяемыми инструментами и приспособлениями.
Листовой материал и заготовки из него могут быть покороблены по краям и середине, иметь изгибы и местные неровности в виде вмятин и выпучин различных форм. При рассмотрении деформированных заготовок можно заметить, что вогнутая сторона их короче выпуклой. Волокна на выпуклой стороне растянуты, а на вогнутой, сжаты.
3.Рекомендации по подбору учебно-
производственных работ
Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.
Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.
Учебно-воспитательная работа мастера при обучении обучающихся на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения обучающихся по рабочим местам.
4.Примерные критерии оценки
Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся. Основными общими показателями качества усвоения обучащимися знаний, умений и навыков по производственному обучению является:
правильность приемов работы и рациональность организации труда и
рабочего места;
учебно-производственных работ;
;
выполнение установленных количественных показателей;
степень самостоятельности выполнения задания.
5.План – конспект урока
урока производственного обучения
Тема программы: «Слесарное дело»
Тема урока: «Правка и рихтовка металла»
Цели урока: образовательная – научить обучающихся точно и аккуратно выполнять правку и рихтовку металла; развивающая – развить мышление у обучающихся правильности выполнения слесарных работ;
воспитательная – привить обучающимся внимательность и грамотность пользования инструментом;
методическая – методическое повышение уровня педагогического мастерства.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Проверка наличия обучающихся.
2.Вводный инструктаж.
Вопрос №1.В каком состоянии и каким способом может выполняться правка металла?
Металл подвергается правке как в холодном, так и в нагретом состоянии. Выбор способа зависит от прогиба, размеров и материала изделия.
Правка может выполняться ручным способом ( на стальной или чугунной плите либо на наковальне) и машинным ( на правильных вальцах, прессах).
Правильную плиту изготавливают достаточно массивной, масса ее не менее чем в 80- 150 раз больше массы молотка. Правильные плиты изготавливаются из стали либо из серого чугуна. Рабочая поверхность плиты должна быть ровной и чистой. Устанавливают плиты на металлические или деревянные подставки, обеспечивающие кроме устойчивости и горизонтальность положения.
Вопрос №2.Какие инструменты применяют при правке и рихтовки металла?
Рихтовальные бабки используют для правки ( рихтовки) закаленных деталей; изготавливают их из стали и закаливают. Рабочая часть поверхности может быть цилиндрической или сферической радиусом 150…200 мм.
Для правки применяют молотки и круглым гладким полированным бойком. Молотки с квадратным бойком оставляют следы в виде забоин ( квадратов, углов).
Для правки закаленных деталей ( рихтовки) применяют молотки с радиусным бойком, корпус молотка выполняют из стали У10; масса молотка равна 400…500 г. Хорошо зарекомендовали себя рихтовальные молотки, оснащенные пластинками из твердого сплава.
Молотки со вставленными бойками из мягких металлов применяют при правке деталей с окончательно обработанной поверхностью и деталей или заготовок из цветных металлов и сплавов. Вставные бойки могут быть медными, свинцовыми или деревянными.
Гладилки ( деревянные или металлические бруски) применяют при правке тонкого листового и полосового металла.
Вопрос №3. В каком порядке начинается процесс правки металла?
Кривизну деталей проверяют на глаз или по зазору между плитой и уложенной на нее деталью. Края изогнутых мест отмечают мелом.
При правке важно правильно выбирать места, по которым следует наносить удары. Сила ударов должна быть соразмерена с кривизной и постепенно уменьшаться по мере перехода от наибольшего изгиба к наименьшему. Правка считается законченной, когда все неровности исчезнут и деталь станет прямой, что можно определить наложением линейки. Правку выполняют на наковальне, правильной плите или надежных прокладках, исключающих возможность соскальзывания с них детали при ударе.
Для предохранения рук от ударов и вибраций при правке металла необходимо надевать рукавицы, прочно держать детали, заготовки на плите или наковальне.
Вопрос №4. Как осуществляется правка полосового и листового металла?
Правка полосового металла осуществляется в следующем порядке. На выпуклой стороне мелом отмечают границы изгибов, после чего левой рукой, предварительно надев на нее рукавицу, берут полосу, а правой – молоток и принимают рабочее положение.
Полосу располагают на правильной плите так, чтобы она лежала выпуклостью вверх, соприкасаясь с плитой в двух точках. Удары наносят по выпуклым местам, регулируя их силу в зависимости от толщины полосы и величины кривизны: чем больше искривление и толще полоса, тем сильнее должны быть удары.
Результаты правки (прямолинейность заготовки) проверяют на глаз, а более точно – на разметочной плите по просвету или наложением линейки на полосу.
Правка листового металла более сложна, чем полосового. Листовой материал и вырезанные из него заготовки могут иметь поверхность волнистую или с выпучинами. На заготовке, имеющей волнистость по краям, предварительно обводят мелом или мягким графитовым карандашом волнистые участки. После чего заготовку кладут на плиту так, чтобы ее края не свисали, а лежали полностью на опорной поверхности. Прижимая заготовку рукой, начинают правку. Чтобы растянуть середину заготовки, удары молотком наносят от середины к краю. Во избежание образования трещин и наклепа материала нельзя наносить повторные удары по одному и тому же месту.
Вопрос №5. Как производится правка (рихтовка) закаленных деталей?
После закалки стальные детали иногда коробятся. Правка искривленных после закалки деталей называется рихтовкой. Точность рихтовки может составлять 0,01…0,05 мм. В зависимости от характера рихтовки применяют молотки с закаленным бойком или специальные рихтовальные молотки с закругленной стороной бойка. Деталь при этом лучше располагать не на плоской плите, а на рихтовальной бабке. Удары наносят не по выпуклой, а по вогнутой стороне детали.
Правка закаленного угольника, у которого после закалки изменился угол между полками, он стал меньше 90 градусов, то удары молотком наносят у вершины внутреннего угла, если угол стал больше 90 градусов, удары наносят у вершины наружного угла. В случае коробления изделия по плоскости и по узкому ребру рихтовку выполняют отдельно – сначала по плоскости, а потом по ребру.
Вопрос №6. Какое оборудование применяется для правки металла?
Ручная правка является малопроизводительной операцией и ее применяют при небольших партиях деталей. В основном на предприятиях применяют машинную правку, осуществляемую на правильных вальцах, прессах и специальных приспособлениях.
Гибочные вальцы бывают ручными и проводными. На ручных и приводных трехвалковых гибочных вальцах правят заготовки прямые и изогнутые по радиусу, имеющие на поверхности выпучины и вмятины. Заготовки из листа толщиной до 3 мм правят обычно на ручных трехвалковых гибочных вальцах, а толщиной по 4 мм – на приводных.
Листогибочная трехвалковая машина имеет расположенные один над другим валки, которые могут в зависимости от толщины заготовки удаляться друг от друга или сближаться. Заготовку устанавливают между двумя передними валками и, вращая рукоятку по часовой стрелке, пропускают между валками несколько раз.
Правка валов и угловой стали на винтовых прессах применяется в тех случаях, когда правка молотком не обеспечивает должного результата. Один рабочий устанавливает, удерживает и контролирует выправляемую заготовку, а второй вращает моховик. Вал или трубу располагают на призмах таким образом, чтобы изогнутая часть была обращена вверх, а пруток (труба) плотно лежал в угловых выемках призмы. При этом призматической наконечник пресса должен находиться на месте наибольшей кривизны. Для предупреждения вмятин между наконечником и валом помещают мягкие прокладки.
Вопросы от обучающихся и ответы на них
Распределение обучающихся по рабочим местам.
Текущий инструктаж.
Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:
1.Правильности организации рабочего места
2. Правильности приемов самоконтроля.
3.Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.
4.Проверка загрузки обучающихся.
6.Заключительный инструктаж
1.Подведение итогов урока.
2.Отметка положительных и отрицательных моментов урока.
3.Объявление оценок обучающимся.
4.Замечания по работе.
5.Выдача домашнего задания.
7. Список используемой литературы
- Устав работников железнодорожного транспорта.
- В.Г. Бубнов «Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. г.Москва «Гало Бубнов»2010г
- ОАО «РЖД» «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011
- Н.И.Макиенко «Слесарное дело» г.Москва 2011 г.
8.Рецензия
на методическую разработку урока производственного обучения в группе по специальности «Машинист локомотива» на тему: «Правка и рихтовка металла»
Методическая разработка содержит: содержание, введение, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно-производственных работ, примерные критерии и оценки, план-конспект урока производственного обучения, заключение, список используемой литературы.
Основы методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Слесарное дело». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку обучающихся профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.
Председатель ЦК №1 В.М.Курдюкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"
Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...
Методическая разработка урока производственного обучения по теме:«Блюда и гарниры из тушеных овощей»
Данная работа выполнена в виде методической разработки, рекомендации по приготовлению блюд и гарниров из овощей содержит конкретный материал в приложении и может служить пособием для мастеров производ...