Лабораторная работа №1
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №1
Тема: Устройство и принцип действия кривошипно - шатунного и газораспределительного механизмов, системы охлаждения и смазочной системы.
ПК. 2.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей.
ПК. 2.2. Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.
ПК. 2.3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей.
Цель: Формирование умений и навыков при выполнении работ по разборке и сборке кривошипно - шатунного и газораспределительного механизмов.
Вид деятельности: репродуктивный
Форма организации занятия: групповая
Время проведения: 6 часов
Оборудование: двигатель ВАЗ — 2106, комплект водительского инструмента, технические жидкости и масла.
Методические указания: используются учебные пособия:
1. Ламака Ф. И, Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей: учебное пособие для н.п.о., М.: издательский центр Академия, 2007, 2008
2. Практикум автомеханика, ГУ РЦ ЭМТО, 2003 (СD)
3.Ремонт автомобиля ВАЗ (DVD)
4.Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей Учебник для начального профессионального образования, М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2007
5. Руководство по эксплуатации и ремонту автомобиля ВАЗ — 2106
Содержание работы
Разборка. Снимите поршневые кольца. Уложите поршень в опору с цилиндрической выемкой и с помощью оправки А.60308 выпрессуйте палец (рис. 2-40).
Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то они могут быть снова использованы. Поэтому при разборке пометьте их, чтобы в дальнейшем собрать группу с теми же деталями и установить в прежний цилиндр двигателя.
Сборка. Перед сборкой подберите палец к поршню. Для правильного сопряжения необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня от простого нажатия большого пальца руки и не выпадал из него.
Выпадающий палец замените другим, следующей категории. Если в поршень вставлялся палец третьей категории, то замените поршень с пальцем.
Так как палец вставляется в верхнюю головку шатуна с натягом, необходимо нагреть шатун для расширения его головки. Поэтому поместите шатуны на 15 мин в электропечь, нагретую до 240 °С. Для лучшего прогрева положите шатуны верхними головками внутрь печи.
Очистите поршень от нагара и удалите все отложения из смазочных каналов поршня и шатуна.
Тщательно осмотрите детали. Трещины любого характера на поршне, поршневых кольцах, пальце, на шатуне и его крышке не допускаются. Если на рабочей поверхности вкладышей имеются глубокие риски, то замените вкладыши новыми.
Зазор между поршневыми кольцами и канавками проверяйте набором щупов, как показано на рис. 2-45, вставляя кольцо в соответствующую канавку. Номинальный (расчетный) зазор для верхнего компрессионного кольца составляет 0,04-0,075 мм, для нижнего - 0,03-0,065 мм и для маслосъемного - 0,02-0,055 мм. Предельно допустимые зазоры при износе - 0,15 мм.
Зазор в замке поршневых колец проверяйте набором щупов, вставляя кольца в калибр (рис. 2-46), имеющий диаметр отверстия, равный номинальному диаметру кольца с допуском +0,003 мм. Для колец нормального размера диаметром 76 мм можно применять калибр А.96137.
Зазор должен быть в пределах 0,25-0,45 мм для всех новых колец. Предельно допустимый зазор при износе 1 мм.
Головку цилиндров снимают с двигателя на автомобиле, если для устранения неисправности не требуется разбирать весь двигатель. Например, если необходимо удалить нагар с поверхности камер сгорания и клапанов или заменить клапаны или направляющие втулки клапанов.
Снимайте головку цилиндров в следующем порядке:
- установите автомобиль на подъемник и отсоедините провод от клеммы “минус” аккумуляторной батареи;
- поднимите автомобиль и слейте охлаждающую жидкость из радиатора и блока цилиндров, для чего откройте кран отопителя и отверните сливные пробки на радиаторе и блоке цилиндров;
- отсоедините приемную трубу глушителей от выпускного коллектора, снимите кронштейн 2 (см. рис. 2-33) подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости;
- опустите автомобиль, снимите воздушный фильтр, отсоединив шланги системы вентиляции картера от крышки головки цилиндров и от карбюратора, а также шланг подачи теплого воздуха от терморегулятора воздушного фильтра; закройте карбюратор технологической крышкой;
- отсоедините провода от свечей и датчика-распределителя зажигания, от датчиков контрольной лампы давления масла и указателя температуры охлаждающей жидкости, от карбюратора;
- снимите датчик-распределитель зажигания с кронштейном крепления проводов высокого напряжения, отсоединив от карбюратора и датчика-распределителя вакуумный шланг;
- отсоедините от топливного насоса шланг подачи топлива, а от карбюратора - шланг слива топлива; отсоедините от впускной трубы трубку эконометра и шланг, идущий к вакуумному усилителю тормозов;
- отсоедините шланги от отводящего патрубка 2 рубашки охлаждения двигателя;
- отсоедините от двигателя тросы привода дроссельных и воздушной заслонок карбюратора;
- снимите переднюю защитную крышку зубчатого ремня и крышку головки цилиндров;
- установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и поверните по часовой стрелке коленчатый вал в такое положение, чтобы метка на маховике (см. рис. 7-21), видимая в люке картера сцепления, находилась против среднего деления шкалы. При этом метка на шкиве распределительного вала должна находиться против установочной метки на задней крышке зубчатого ремня;
- отверните гайку крепления оси натяжного ролика и снимите ось вместе с роликом и дистанционным кольцом; снимите ремень со шкива распределительного вала;
- придерживая шкив распределительного вала от проворачивания приспособлением 67.7811.9509, отверните болт крепления и снимите шкив со шпонкой;
- отверните гайку крепления задней крышки зубчатого ремня к головке цилиндров;
- отверните болты крепления и снимите головку цилиндров с прокладкой.
Устанавливайте головку цилиндров в порядке, обратном снятию, соблюдая рекомендации изложенные в подразделе “Сборка двигателя”. Прокладку между головкой и блоком цилиндров повторно применять не допускается, поэтому замените ее новой.
Если болты крепления головки цилиндров вытянулись и их длина превышает 135,5 мм то замените болты новыми. Болты затягивайте в четыре приема в порядке, указанном в подразделе “Сборка двигателя”.
Обжатые гайки крепления приемной трубы глушителей (применявшиеся до 1988 г.) повторно использовать не допускается.
После установки головки цилиндров отрегулируйте натяжение ремня, установку момента зажигания и привод карбюратора. Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в клапанном механизме.
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком.
Насос охлаждающей жидкости центробежного типа приводится в действие зубчатым ремнем 17 привода механизма газораспределения.
Электровентилятор имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку 13, установленную на валу электродвигателя 14, включение и выключение которого осуществляется от датчика 8 включения электровентилятора.
Термостат 25 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной и дополнительный клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости (87+2) ОС, ход основного клапана при достижении температуры 102 ОС не менее 8 мм.
Радиатор трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками 6 и 9, двухходовой, с перегородкой в левом бачке. Охлаждающая жидкость заливается через наливную горловину расширительного бачка 2, пробка 1 которого имеет впускной и выпускной клапаны. Давление начала открытия выпускного клапан не менее 110 кПа (1,1 кгс/см2), впускного - 3-13 кПа (0,03-0,13 кгс/см2).
ПРОВЕРКА УРОВНЯ И ПЛОТНОСТИ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
В полностью заправленной системе охлаждения уровень жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе должен быть на 25-30 мм выше метки “MIN”, нанесенной на расширительном бачке.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.
При необходимости проверьте ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078-1,085 г/см3.
Если уровень в бачке ниже нормы, а плотность жидкости выше указанной, то доливайте дистиллированную воду. Если плотность нормальная, доливайте жидкость той марки, которая находится в системе охлаждения. Если плотность жидкости ниже нормы, доливайте жидкость Тосол-А.
Замена охлаждающей жидкости
Замену производите в следующем порядке.
Отверните пробку 1 (см. рис. 2-69) расширительного бачка 2 и откройте кран отопителя салона кузова.
Снимите брызговик двигателя, вывернув болты крепления его к кузову.
Поставьте под двигатель емкость для слива жидкости, отверните сливные пробки радиатора и блока цилиндров и слейте жидкость. По окончании слива заверните пробки.
Залейте охлаждающую жидкость, предварительно отсоединив шланг 20 от блока 21 подогрева карбюратора. При появлении жидкости в блоке подогрева поставьте шланг на место, долейте жидкость до нормального уровня.
Запустите двигатель и дайте ему поработать 1-2 мин на холостом ходу для удаления воздушных пробок.
Остановите двигатель, проверьте уровень жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе нет следов подтекания, то долейте охлаждающую жидкость.
Система смазки комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала; разбрызгиванием - стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала, толкатели и стержни клапанов.
ЗАМЕНА МАСЛА
Заменять масло необходимо на горячем двигателе. Чтобы полностью слить масло, необходимо выждать не менее 10 мин после открытия сливного отверстия.
Заменяя масло, следует заменять и масляный фильтр, который снимают с помощью приспособления А.60312 (см. рис. 2-18). При установке фильтр завертывайте вручную
При замене масла рекомендуется промывать систему смазки одним из моющих масел (ВНИИНП-ФД, МСП-1, МПТ-2М), для чего:
- после остановки двигателя слейте отработанное масло и, не снимая масляного фильтра, залейте промывочное масло до метки “MIN” на указателе уровня масла;
- запустите двигатель и дайте ему поработать на этом масле 10 мин на минимальной частоте вращения коленчатого вала;
- полностью слейте промывочное масло и снимите старый масляный фильтр;
- поставьте новый масляный фильтр и залейте масло, соответствующее сезону.
Защита отчета по лабораторной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания к выполнению лабораторных работ по теме «РАБОТА В MICROSOFT ACCESS»
На примере разработки базы данных Склад рассмотрена программа создания и управления базами данных Access 2003. Основное внимание уделено таким вопросам, как планирование баз данных, создание таблиц, з...
Методическая разработка по выполнению практических и лабораторных работ ПМ 04.Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов МДК 04.02. Реконструкция зданий Раздел 2. Проведение мероприятий по оценке технического сост
Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов дневного отделения специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовой и углубленной подготовки).Те...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПМ 01 Выполнение работ по закупке, транспортировке и хранению сельскохозяйственного сырья и продукции
Разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий по МДК 01.02 Технология хранения сельскохозяйственной продукции...
Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 3 "Подключение и работа с цифровой и видеокамерой" для МДК.02.02 Установка и конфигурирование периферийного оборудования
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответсвии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подготов...
Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 6 "Изучение работы программы по организации разделов жесткого диска - FDISK. Изучение работы программы логического форматирования жесткого диска - FORMAT" для МДК.02.02
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...
Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 6 "Изучение работы программы по организации разделов жесткого диска - FDISK. Изучение работы программы логического форматирования жесткого диска - FORMAT" для МДК.02.02
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...