Инвестиционная деятельность ОАО «РЖД» на современном этапе
статья на тему
Основными факторами и ограничениями, определяющими формирование инвестиционной политики на железнодорожном транспорте, являются:
1. большая потребность в инвестиционных ресурсах вследствие высокого уровня износа основных производственных фондов железных дорог;
2. низкая инвестиционная привлекательность железнодорожного транспорта;
3. ограниченность собственных инвестиционных ресурсов;
4. неспособность рынка заемного капитала обеспечить приемлемые условия средне- и долгосрочного кредитования;
5. высокая капиталоемкость отрасли при длительных сроках возврата инвестиций;
6. фиксированный уровень тарифов, сохранение государственного регулирования в соответствии с уровнем (темпами) инфляции;
7. убыточность пассажирских перевозок (сохранение перекрестного финансирования, недостаточный уровень монетизации льгот и т.п.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
investitsionnaya_deyatelnost_oao_rzhd.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Разживина Ирина Николаевна, преподаватель ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А. П. Байкузова» |
Инвестиционная деятельность ОАО «РЖД» на современном этапе
Основными факторами и ограничениями, определяющими формирование инвестиционной политики на железнодорожном транспорте, являются:
1. большая потребность в инвестиционных ресурсах вследствие высокого уровня износа основных производственных фондов железных дорог;
2. низкая инвестиционная привлекательность железнодорожного транспорта;
3. ограниченность собственных инвестиционных ресурсов;
4. неспособность рынка заемного капитала обеспечить приемлемые условия средне- и долгосрочного кредитования;
5. высокая капиталоемкость отрасли при длительных сроках возврата инвестиций;
6. фиксированный уровень тарифов, сохранение государственного регулирования в соответствии с уровнем (темпами) инфляции;
7. убыточность пассажирских перевозок (сохранение перекрестного финансирования, недостаточный уровень монетизации льгот и т.п.).
Исходя из поставленных целей и задач программа модернизации и развития транспортной системы в стране основными приоритетами направления инвестиций определяет модернизацию железнодорожного транспорта (общий объем инвестиций до 2015 г. Составил 1,8 трлн руб., то есть ежегодно 180-200 млрд руб.), которые позволяют достичь целевых показателей, представленных в таблице 1.
Таблица 1 - Целевые показатели инвестиционной политики отрасли
Показатель | Единица измерения | Расчетные годы | |||
2003 | 2004 | 2005 | 2015 | ||
Отправление грузов | млн т | 1208,8 | 1289,2 | 1328,3 | 1533,3 |
Грузооборот | млрд т*км | 1588,5 | 1667,9 | 1743,0 | 2014,0 |
Пассажирооборот, всего: | млн пасс*км | 179,8 | 183,2 | 186,7 | 202,8 |
В том числе дальнего следования | млн пасс*км | 126,8 | 129,7 | 132,7 | 146,3 |
Износ основных фондов | % | 52,7 | 59,9 | 47,3 | 37,0-39,0 |
Себестоимость перевозок | т*км | 134,8 | 125,4 | 117,1 | 110,0-112,0 |
Для достижения этих целей инвестиционным проектом железнодорожного транспорта предусматривается направить основные инвестиции:
1. на обновление парка подвижного состава и технических средств за счет поставок техники нового поколения, обеспечивающей улучшение качества транспортного обслуживания, повышения уровня безопасности транспортной деятельности, ослабления негативного влияния на окружающею среду, рост эффективности работы железнодорожного транспорта за счет снижения его ресурсоемкости и повышение ремонтопригодности;
2. внедрение комплекса информационных технологий, направленных на совершенствование управления перевозочным процессом и инфраструктурой железнодорожного транспорта;
3. модернизацию устройств автоматики, телемеханики и электроснабжения;
4. приведение мощности всех хозяйств железнодорожного транспорта в соответствии с объемом выполняемой работы, внедрение ресурсосберегающих технологий.
Предусматриваются также мероприятия по строительству дополнительных главных путей, электрификации железнодорожных линий, развитию станций, модернизации и строительству автоблокировки, диспетчерской централизации и ряда других объектов транспортной инфраструктуры. В таблице 2 представлены объемы работ и основные мероприятия по модернизации и развитию железнодорожного транспорта на период до 2015 г., а также поставок подвижного состава и путевой техники.
Таблица 2 - Объем работ по развитию железнодорожного транспорта
Основные мероприятия | Всего 2001-2015 гг., | В том числе по годам: | |||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006-2015 | ||
Электровозы(ед.) | 2827 | 151 | 177 | 25 | 253 | 283 | 1705 |
Тепловозы(ед.) | 5793 | 50 | 280 | 382 | 445 | 561 | 4075 |
Грузовые вагоны(тыс.ед.) | 351,2 | 10,7 | 17,9 | 22,0 | 25,0 | 40,9 | 234,7 |
Пассажирские вагоны(ед.) | 12088 | 608 | 820 | 970 | 1090 | 1140 | 7460 |
Вагоны электропоездов(ед.) | 10180 | 770 | 974 | 1012 | 182 | 1154 | 5088 |
Вагоны дизель-поездов(ед.) | 2396 | 64 | 102 | 160 | 221 | 316 | 1533 |
Путевые машины и моторный рельсовый транспорт(ед.) | 3374 | 233 | 213 | 228 | 248 | 324 | 2128 |
Новые железнодорожные линии(км.) | 1170 | 65 | 140 | 320 | - | - | 645 |
Дополнительные главные пути(км.) | 435 | - | - | 4 | 38 | 132 | 261 |
Электрификация железнодорожных линий(км.) | 7638 | 736 | 1326 | 525 | 1083 | 524 | 3444 |
Устройств автоблокировки (км.) | 18935 | 2020 | 2030 | 1995 | 1590 | 1800 | 9500 |
Строительство диспетчерской централизации(км.) | 22275 | 2129 | 2592 | 2636 | 2014 | 1904 | 11000 |
Основным источником формирования программы модернизации и развитию железнодорожного транспорта являются внебюджетные средства (собственные средства ОАО «РЖД» и привлеченные средства), которые составляют с учетом затрат на НИОКР около 1543,7 млрд руб., или 93,8% в том числе: собственные средства ОАО «РЖД» - 1323,7 млрд руб.(83,3%) и привлеченные средства – 222,0 млрд руб. (14,4%). Средства федерального бюджета составляют 1,3 млрд руб., или 0,08%.
Планируемые, реализуемые и осуществленные инвестиции принимают форму инвестиционных капитальных проектов. Но проекты надо подобрать, рассчитать, выполнить, а главное – оценить их эффективность, и прежде всего на основе сопоставления затрат на проект и результатов его реализации.
В проекте модернизации и развития железнодорожного транспорта рассчитана экономическая эффективность его существования. При оценке эффективности инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте различают следующие показатели:
1. коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;
2. бюджетная эффективность, отражающая последствия осуществления инвестиционного проекта для федерального, регионального и местных бюджетов;
3. экономическая эффективность, отражающая затраты и результаты по проекту и учитывающая интересы как его участников, так и страны, региона или города.
Неотъемлемой частью любого инвестиционного процесса является учет и прогнозирование рисков, связанных непосредственно с неопределенностью развития тех или иных событий. Поэтому при снижении риска и повышении определенности создаются условия для привлечения масштабных инвестиций. А это стало возможным в результате разделения функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности, так как создано единое юридическое лицо – ОАО «РЖД», что открывает доступ к рынку капитала и финансовых ресурсов через определение уровня капитализации и рыночной стоимости компании. Для эффективной реализации инвестиционных проектов особое значение имеет прозрачность не только финансовая, но и организационная, что обусловлено особенностями железнодорожного транспорта.
В качестве показателей эффективности программы рассмотрен чистый дисконтированный доход (ЧДД) для общественной эффективности, интегральный эффект – превышение прироста средств, поступающих в бюджеты всех уровней в виде инвестиций.
Эффективность определяется с учетом дисконтирования для каждого их перечисленных уровней. Горизонт исследования (20 лет) определен расчетным сроком окупаемости.
Таблица 3 - Показатели экономической эффективности программы модернизации и развития железнодорожного транспорта
Показатель | Расчетные годы | ||||||
2002-2020 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006-2010 | 2011-2020 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Общественная эффективность | |||||||
Доходы от реализации проекта | 3860758 | 91874 | 107624 | 11483 | 141405 | 1036825 | 2371546 |
Расходы на реализацию проекта | -1539915 | -136369 | -150800 | -156693 | -178260 | -905587 | -12206 |
Сальдо | 2320842 | -44495 | 43176 | -45210 | -36855 | 131238 | 2359340 |
ЧДД | 487864 | -36772,5 | -32438,7 | -30879 | -22883,7 | 5358,7 | 57279,2 |
Коммерческая эффективность | |||||||
Сумма чистой прибыли и | 3837790 | 90311 | 106146 | 109978,3 | 139919,9 | 1031620 | 2359815 |
Расходы по инвестиции | -1856599 | -133589 | -142835 | -143047 | -162719 | -884036 | -390375 |
Сальдо | 1981191 | -4327,5 | -36688,9 | -33068,1 | -22798,6 | 147584,1 | 1969440 |
Интегрированный эффект (NPV) | 429654,8 | -3576,6 | -27564,9 | -22586 | -14156,2 | 63707,87 | 466020,5 |
Бюджетная эффективность | |||||||
Доходы бюджетов всех уровней | 1648462 | 54343,71 | 61099,37 | 61809,34 | 75599,26 | 503326,1 | 852285 |
Расходы бюджетов всех уровней | 155748,6 | 13510,4 | 15810,3 | 18313,6 | 23990,8 | 84123,5 | 0 |
Сальдо | 1492714 | 40833,31 | 45289,07 | 43495,74 | 51608,46 | 419202,6 | 892285 |
Бюджетный эффект с учетом дисконтирования | 589176,9 | 37121,19 | 37428,98 | 32678,99 | 35149,27 | 214978,8 | 213719,6 |
Результаты расчета эффективности приведены в Таблице 1. Дисконтированный срок окупаемости программы «Модернизация и развитие транспортной системы России», подпрограммы «Железнодорожный транспорт» составит по общественной эффективности – 11,3 года, по коммерческой эффективности – 10,2 года. В 2015 году ОАО "РЖД" инвестировало 8,2 млрд рублей в развитие материально-технической базы Куйбышевской железной дороги, реконструкцию и модернизацию ее инфраструктуры. Основная доля выделенных инвестиционных средств – 3,8 млрд рублей – приходится на реализацию программы по снятию инфраструктурных ограничений, которая позволяет решать основные задачи Инвестиционной программы ОАО "РЖД".
В настоящее время для дальнейшего эффективного развития ОАО «РЖД» активно сотрудничает с руководством субъектов Федерации и бизнес - сообществом по привлечению инвестиций, а также реализует совместные проекты. Так, например, ОАО «РЖД» в лице Куйбышевской железной дороги и правительство Республики Мордовия подписали соглашения о взаимодействии и сотрудничестве на 2014-2016 годы, и на 2016-2018 годы. Они направлены на социально-экономическое развитие Мордовии и обеспечение эффективной и устойчивой работы ОАО «РЖД» в регионе.
В Соглашениях отмечается, что стороны совместно участвуют в реализации «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года» и программ социально-экономического развития республики. Оговорены и совместные обязательства по разработке и осуществлению природоохранных мероприятий, а также содействия в продвижении инвестиционных проектов компании «РЖД».
В рамках программы "Безопасный регион", реализуемой совместно Куйбышевской железной дорогой и Правительством Республики Мордовия, на железнодорожных переездах, расположенных в зоне ответственности Пензенского региона Кбш. ЖД, установлены системы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Места установки были выбраны на основании мониторинга интенсивности движения транспортных средств через конкретный переезд, а также анализа количества зарегистрированных случаев правонарушений и травмирования автовладельцев.
На сегодняшний день фото- и видеофиксация в круглосуточном режиме осуществляется на семи железнодорожных переездах. Четыре системы установлены непосредственно на территории города Саранск, а также на участках пути станций Кочелай – Сура, разъезд 626 км - станция Воеводская и на станции Хованщина. Планируется, что для обеспечения безопасности и в рамках подготовки региона к проведению Чемпионата Мира по футболу в 2018 году количество переездов, оборудованных видеосистемами, будет увеличено.
Применение камер фиксации позволит дисциплинировать водителей. Исследования показали, что наличие видеокамер на железнодорожных переездах снижает число правонарушений на 40%. Видеофиксация нарушений правил дорожного движения, кроме того, является доказательной базой в суде.
В рамках подготовки к ЧМ-2018 был определен порядок взаимодействия сторон в ходе реализации в Мордовии проектов по созданию транспортно-пересадочного узла Рузаевка на базе железнодорожного вокзала и автовокзала с развитием на прилегающих к нему территориях общественно-деловой функции.
По мероприятиям «Реконструкция пешеходного моста ПК258+72,60 с обеспечением доступности маломобильных групп населения, на железнодорожной станции Саранск Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» и «Модернизация пешеходного моста ПК6158+62,90 с обеспечением доступности маломобильных групп населения, на железнодорожной станции Рузаевка Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» разработано и утверждено задание на проектирование от 30.10.2015 г. В соответствии с указанным заданием предполагается выполнение работ, включающих в себя устройство крытой галереи на пешеходных мостах, навесов на платформах, а также организацию доступа маломобильных групп населения. «Главное условие — максимальный комфорт пассажиров, — заявил Глава Мордовии. — В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в республике должна быть создана самая современная железнодорожная инфраструктура, а вокзалы в Саранске и Рузаевке приведены в соответствие с международными стандартами». Затраты на реализацию данного проекта составляют 560,0 млн., из них из республиканского бюджета будет выделено 12,5 млн., а остальные 547,5 собственные инвестиции ОАО «РЖД».
Отметим, что генеральное соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между ОАО «РЖД» и руководством республики было подписано в 2005 году. За 11 месяцев этого года Куйбышевская железная дорога обеспечила погрузку по Мордовии более 550 тыс. тонн грузов. С января по ноябрь 2013-ого в бюджет республики было внесено налогов на 260 млн. рублей. В 2015-2016 годах инвестиции компании в развитие транспортной железнодорожной инфраструктуры Региона-13 составили свыше 1,9 млрд. рублей.
Реализация инвестиционных программ возможна при участии внешних инвестиций, привлечение которых затруднено из-за несовершенства законодательной и методологической базы. Наиболее приемлемым механизмом привлечения инвестиций для реализации крупномасштабных проектов в сфере железнодорожного транспорта является форма проектного финансирования, в основе которого лежит совместное финансирование и ответственность всех заинтересованных сторон. Резервом повышения инвестиционной привлекательности является соответствие финансово-экономической деятельности Компании провозглашаемым целям, в частности, в отношении качества транспортного обслуживания территории, перевозок, а также проводимой амортизации, тарифной политики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка
Рассмотрены воросы проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка...
Актуальность проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка
Рассмотрены воросы проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка...
Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»
Статья написана к научно-практической конференции «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...
Работа преподавателя на современном этапе
В этой статье содержатся мои представления о некоторых аспектах организации работ...
Роль буддизма в жизни тувинского народа на современном этапе
Цель каждого буддиста – жить так, чтобы как можно меньше оставлять кармических следов. Это значит, что человек не должен зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний....
Презентации по дисциплине "Инвестиционная деятельность" для специальности 21.02.05 "Земельно-имущественные отношения"
Презентации по дисциплине "Инвестиционная деятельность"...
Рабочая программа по дисциплине ОП.10Основы инвестиционной деятельности
Рабочая программа по дисциплине ОП.10Основы инвестиционной деятельности...