Семинар: Уборочно-моечное оборудование
учебно-методическое пособие на тему
Методическое пособие разработано для обучения раздела МДК 01.03 Техническое обслуживание автомобилей "Средства технического обслуживание автомобильного парка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар "Уборочно-моечное оборудование" | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Липецкой области
ГОБПОУ «Грязинский технический колледж»
Специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ
МДК 01.03. Техническое обслуживание автомобильного транспорта
Раздел: «Средства технического обслуживания автомобильного парка»
на тему: «Уборочно-моечное оборудование»
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии технических дисциплин
от __________, пр. № _________.
Председатель цикловой комиссии
_____________Э.Г. Тугуши
Грязи, 2016
Методическое пособие рекомендовано для использования в учебном процессе. Предназначено для студентов, обучающихся на 3 курсе специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Составитель: О.Н. Лукьянчикова – преподаватель спецдисциплин
Оглавление
Введение
Виды семинарских занятий
Методика проведения семинара
Содержание учебного материала
Ход урока
Учебно-методическая карта занятия
Конспект занятия
Заключение
Рекомендуемая литература
Аннотация.
Методическая разработка семинарского занятия на тему «Уборочно-моечное оборудование» содержит материал по содержанию и методике проведения урока.
Достаточно подробно освещена теоретическая часть, изложены возможные сообщения по одному из вопросов темы, приведен возможный вариант ответа, основные положения, которые необходимы в ходе изучения темы, фиксируются студентами в конспекте, удачно использован наглядный материал.
Введение
Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности.
Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в. эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX в. - в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования. Семинар является одним из основных видов практических занятий по различным наукам, так как представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления общения.
Семинар - это такая форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа обучающихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Успех всего семинара и особенно на этапе его подготовки во многом зависит от эффективности самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, семинар вбирает в себя, интегрирует как часть самостоятельную работу обучающихся.
Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от обучающихся довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой - умение работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, сделать собственные обобщения и выводы. Как уже отмечалось, при подготовке к семинару и в процессе его проведения к обучающимся предъявляют более высокие требования в плане их самостоятельности, инициативы, уровня развития их умения работать с учебной литературой, что и создает более благоприятные условия, чем на обычном уроке, для организации дискуссий, создания индивидуальной и коллективной работы учащихся, повышает уровень их осмысления и обобщения изученного материала.
Виды семинарских занятий
Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особое место занимает семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения студента; обсуждаются противоречия (явные и скрытые) и недостатки; для обсуждения берутся конкретные актуальные вопросы, с которыми студенты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для педагогической и интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся проблемные вопросы); дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заслушиваются и защищаются проектные задания. После этого проходит "мозговой штурм" по нерешенным проблемам дискуссии, а также выявляются прикладные аспекты, которые можно рекомендовать для включения в курсовые и дипломные работы или в апробацию на практике.
Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мнения студентов по актуальным вопросам образования и чаще всего носят такие названия, как "Встреча умов и мнений", "Мое мнение таково...", "Каждый решает по-своему...". Попытайтесь выборочно выполнить задания из базового учебника, что позволит вам подготовиться к вопросам экзаменационных билетов по разделу и научит умению рассуждать на проблемные темы.
Семинар-исследование предполагает предварительную работу - написание реферата, доклада по итогам опытной работы. Участие в нем - это, прежде всего, диалог студента с преподавателем. Результаты обсуждаются на семинаре или конференции с наглядным показом исследовательского материала (схемы, таблицы, графики, диагностические методики). Частично материал может быть включен в дипломную работу. При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, составляет библиографию по теме, учится описывать ситуационные задания.
Представляем также семинар-зачет, которым заканчивается каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подготовиться к нему, следует решить как можно больше практических упражнений, в том числе нетиповых. При подготовке следует также остановить свое внимание на опорных схемах, таблицах, тестах.
Проблемный семинар готовится преподавателем достаточно основательно: подбираются проблемные и контрольно-проверочные вопросы. Такой семинар возможен только после прохождения темы. К нему студенты готовятся по пособиям, изданным нашим университетом, а также используют хрестоматии, энциклопедии, справочники, словари, журналы.
К проблемному семинару просматривается литература в рамках различных исследовательских школ (например "Традиционные и нетрадиционные подходы к проблеме...").
Многолетняя практика показала, что наибольшую эффективность приносят семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности, имеющей определенные особенности, а именно:
- разделение студентов на группы по их желанию (с обязательным
участием студента с устойчивым интересом к данному предмету);
- постановка общих целей и задач для группы;
- работа в последовательности - индивидуальная, парная (чаще всего
перекрестный опрос), работа в группе, коллективная.
- обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа
занятий;
- экспертный анализ;
- оценка работы группы преподавателем;
- проведение самооценки.
Методика проведения семинара
Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. С тематикой семинаров студенты знакомятся заранее, поэтому они могут подготовить ряд вопросов для выступления на семинарах, которые проводятся в период сессии. Алгоритм подготовки к семинару следующий: выбрав тему, студент составляет свой план-график подготовки к семинару. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается осмыслить ее в общем объеме; познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой основной рекомендуемой литературе; выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией; подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения; составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре;
проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара; готовясь к выступлению на семинаре, по возможности проконсультироваться с преподавателем; относиться к собранному материалу, как к источнику будущих исследований.
Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.
Содержание учебного материала
Организационный момент
После изучения тем об уборочно-моечных работах и общих сведений о видах оборудования в виде лекций проводится семинар.
Перед семинаром студентам выдаются вопросы семинарского занятия, и предлагается распределиться на микрогруппы (по 4-7 человек).
Назначение микрогрупп
«Теоретики» - освещают очередной вопрос семинарского занятия в объеме знаний, полученных на лекции при подготовке к семинару.
«Уборщики» - дополняют ответы «Теоретиков» интересными историческими фактами, примерами новейших достижений науки и техники в области разработки и использования уборочного оборудования.
«Мойщики» - освещают этот же вопрос с точки зрения применения моечного оборудования.
«Инженеры по технике безопасности» - рассматривают вопрос, исходя из правил, условий и особенностей подготовки, применения оборудования.
«Профессионалы» - дают реальную информацию о существующих на предприятиях по техническому обслуживание и ремонту автомобилей имеющегося оборудования (презентация на основе экскурсий) .
«Рецензенты» - анализируют ответы студентов, заполняют карту решений на ответы с учетом ошибок, выставляют предполагаемую оценку.
Каждый вопрос семинарского занятия освещается с разных сторон, поэтому количество вопросов должно быть небольшим, но по содержание они должны быть емкими. Нельзя дробить программу на мелкие вопросы, так как это приводит к нерациональным затратам времени. На каждый рассматриваемый вопрос могут отвечать и дополнять ответы студенты из любой микрогруппы. Особую работу выполняют «Рецензенты».
Каждому студенту этой микрогруппы в начале урока выдается карта рецензия, в которой указаны фамилии тех студентов, на ответы которых они будут давать рецензии. Преподаватель освобождается от фиксирования ответов и оценки в течение урока. Подобная структура занятия заставляет студентов глубоко и тщательно готовиться к нему, самостоятельно много работать с учебной и дополнительной литературой, а преподавателю позволяет оценить знания всей группы за занятие. Вопросы для микрогрупп и перечень необходимой литературы выдаются преподавателем на предыдущем занятии.
В заключение заслушивается микрогруппа «Рецензенты», члены которой делают анализ работы на семинаре каждого студента, указывают на допущенные ошибки, высказывают мнение о ценности информации, сообщает предлагаемую оценку. Объективность оценки определяется преподавателем и группой. За рецензию выставляется оценка, поэтому студенты стараются быть строгими, но объективными судьями.
Применение данной методики проведения занятия позволило с разных сторон подойти к изучению каждого вопроса темы, взглянуть на ранее изученные вопросы с другой точки зрения, с точки зрения междисциплинарных связей. Кроме того, каждый вопрос содержал информацию разного уровня по усвоению и научности. В ответах студентов прозвучала информация из различных источников, что расширило их кругозор, вызвало наибольший интерес к изучаемой проблеме.
Ход урока
Организационный момент (5 мин): проверка готовности группы к уроку, определение целей и задач, мотивация занятия;
• распределение студентов по микрогруппам: «Теоретики» - 4, «Уборщики» - 5, «Мойщики» - 5, «Инженеры по технике безопасности» - 7, «Профессионалы» - 4, «Рецензенты» - 5.
• Выдача карт-рецензий студентов микрогруппы «Рецензенты». Рассмотрение вопросов семинара (60-65 мин):
- Назначение и классификация уборочно-моечного оборудования, рекомендации по их выбору. Виды оборудования (использовать презентацию, стенд уборочно-моечное оборудование).
2. Общие сведения о видах моек, их достоинства, недостатки, технические характеристики, классификация по различным направлениям.
3. Составные части моечных установок.
4. Виды моек и моечных установок.
5. Техника безопасности при работе и эксплуатации.
Опрос - обмен вопросами и ответами (10-12 мин). Обобщение ответов студентов преподавателем (4 мин). Заслушивание рецензий на ответы студентов микрогруппы «Рецензенты» (5-7 мин.).
Оценка работы студентов микрогруппы «Рецензенты» (3 мин).
Примеры ответов студентов микрогруппы «Инженеры по технике безопасности» на один из вопросов данного семинара
1. Техника безопасности при работе в зоне УМР общие требования безопасности
1.1. Настоящая инструкция предназначена для работников, занятых мойкой и очисткой машин.
1.2. К выполнению работ по мойке машин, узлов и агрегатов допускаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, проверку знаний в объеме 2-ой группы по электробезопасности, инструктажи, вводный и на рабочем месте.
1.3. Повторный инструктаж проводится не реже 1 раза в З месяца.
1.4. Работники, имеющие перерыв в работе, на которую они нанимаются, более 3-х лет, а повышенной опасностью - более 12 месяцев, должны пройти обучение и проверку знаний по безопасности труда до начала самостоятельной работы.
1.5. При изменении технологического процесса или модернизации оборудования, приспособлений, переводе на новую временную или постоянную работу, нарушении работающим требований безопасности, которое может привести к травме, аварии или пожару, а также при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней, работник обязан пройти внеплановый инструктаж (с соответствующей записью в журнале регистрации инструктажей).
1.6. К самостоятельной работе допускаются лица, ознакомившиеся с особенностями и приемами безопасного выполнения работ и прошедшие стажировку в течение 2-14 смен под наблюдением мастера или бригадира (в зависимости от трудового стажа, опыта и характера работ).
1.7. Разрешение на самостоятельное выполнение работ (после проверки полученных знаний и навыков) дает руководитель работ.
1.8. В процессе производственной деятельности на работников постоянно воздействуют опасные и вредные производственные факторы, которые реализуются в травмы при опасном состоянии оборудования, среды и опасных действиях работников.
2. Опасное состояние оборудования
2.1. Опасное состояние оборудования или производственных площадок:
- скользкие поверхности;
- острые кромки, заусенцы поверхностей инструмента и оборудования;
- загрязнение химическими веществами и пестицидами;
- повышенная или пониженная температура машин, оборудования, моющих растворов;
2.2.Типичные опасные действия работников:
- работа без средств индивидуальной защиты;
- мойка машин вблизи открытых токоведущих проводников и оборудования;
- выполнение работ в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
2.3. При выполнении работ пользуйтесь спецодеждой и средствами индивидуальной защиты: - костюмом хлопчатобумажным с водостойкой пропиткой (ГОСТ 12.4.109), - сапогами резиновыми (ГОСТ 5373); - перчатками резиновыми (ТУ-38-106466)
2.4. Опасные и вредные производственные факторы реализуются в травмы или заболевания при опасном состоянии машин, оборудования, инструментов, среды и совершении работниками опасных действий.
2.5. Опасное состояние машин, оборудования:
- скользкие поверхности;
- захламленность рабочего места посторонними предметами;
- загрязнение химическими веществами и пестицидами машин, оборудования, инструмента.
2.6. Типичные опасные действия работающих, приводящие к травмированию:
- использование машин, оборудования, инструмента не по назначению;
- отдых в неустановленных местах;
- выполнение работ в состоянии алкогольного опьянения;
- выполнение работ с нарушением правил техники безопасности, требований инструкций по охране труда и инструкций по эксплуатации оборудования.
2.7. Средства индивидуальной защиты следует использовать по назначению и своевременно ставить в известность администрацию о необходимости их чистки, стирки, сушки и ремонта. Не допускается их вынос за пределы предприятия.
2.8. Знайте и соблюдайте правила личной гигиены. Не курите на рабочем месте, не употребляйте до и во время работы спиртные напитки. Не храните продукты и не принимайте пищу на рабочих местах.
2.9. Выполняйте только ту работу, по которой прошли обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущены руководителем.
2.10. На рабочее место не допускаются лица, не имеющие отношения к выполняемой работе. Не перепоручайте выполнение своей работы другим лицам.
2.11. Выполняйте требования знаков безопасности.
2.12. Не заходите за ограждения электрооборудования.
2.13. Сообщайте руководителю о замеченных неисправностях машин, механизмов, оборудования, нарушениях требований безопасности и до принятия соответствующих мер к работе не приступайте.
2.14. Работники обязаны знать сигналы оповещения о пожаре, место нахождения средств для тушения пожара и уметь ими пользоваться. Не допускается использовать пожарный инвентарь для других целей.
2.15. Не загромождайте проходы и доступ к противопожарному оборудованию.
2.16. Убирайте использованный обтирочный материал в специальные металлические ящики с крышками.
2.17. Не храните на рабочем месте легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты и щелочи в виде готовом к употреблению.
2.18. При возникновении пожара в самой электроустановке или вблизи нее, в первую очередь, до прибытия пожарных произведите отключение электроустановки от сети. Если это невозможно, то попытайтесь перерезать провода(последовательно, по одному) инструментом с изолированными ручками.
2.19. При тушении пожара в первую очередь, гасите очаг воспламенения. При пользовании пенным огнетушителем направляйте струю под углом 40- 45 во избежание разбрызгивания жидкости. Тушение начинайте с одного края, после чего последовательно перемещайтесь к другому краю очага воспламенения.
2.20. Для тушения небольших очагов пожара, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также твердых горючих веществ и материалов применяйте пенные огнетушители ручные типа ОХП-10. ОП-М, ОП-9МН, воздушно-пенные типа ОВП-5, ОВП-10, мобильные, перевозимые на специальных тележках, воздушно-пенные типа ОВП-100, ОВП-250, ОПГ-100. При их отсутствии забрасывайте очаг возгорания песком или накройте войлоком.
3. Требования безопасности перед началом работ.
3.1. Наденьте спецодежду и другие установленные для данного вида работ средства индивидуальной защиты. Одежда должна быть застегнута на все пуговицы и заправлена, брюки должны быть поверх обуви, застегните обшлага рукава.
3.2. Проверьте, чтобы применяемый при работе инструмент и приспособления были исправны неизношены и отвечали безопасным условиям труда.
3.3. Перед началом работ проверьте состояние моечной установки (машины), исправность душевого устройства, плотность крепления трубопроводов, сальников, подогревательных устройств, вентиляции, заземления, подъемно-транспортных средств.
3.4. Проверьте состояние фильтрационных решеток, сливных систем, отстойников.
4. Требования безопасности во время работы
Приготовление растворов
4.1. При приготовлении и применении моющих растворов соблюдайте осторожность, т к. при неосторожной засыпке препаратов возможно образование “пылевого облака”, а при размешивании раствора - разбрызгивание его и попадание на слизистую оболочку глаз. Распаковывать мешки и высыпать моющие средства необходимо осторожно, не пыля, включив вытяжную вентиляцию. При этом пользуйтесь респираторами и защитными очками.
4.2. Машины для внесения удобрения, защиты растений, а также работавшие в зоне радиоактивного загрязнения, до мойки должны быть обеззаражены. Обеззараживание производите с использованием средств индивидуальной защиты на специально оборудованной площадке. В это время не пользуйтесь открытым огнем, не курите, не принимайте пищу и не храните ее в одежде.
Мойка машин
4.3. Наружную мойку самоходной с.-х. техники производите только при выключенном двигателе, наличии упоров под колесами, закрытых стеклах и дверях кабины и после выхода водителя из кабины.
4.4. При шланговой мойке следите, чтобы струи воды, моющего раствора не достигали открытых токоведущих проводников и оборудования, а также за давлением воды моющего раствора в пистолете, которое должно быть 1,2 - 1,6 МПа. Увеличение давления не допускается, т.к. можно не удержать шланг. Не направляйте струю воды моющего раствора в сторону людей.
4.5. Очистку узлов тракторов и с.-х. машин от пыли струей сжатого воздуха производите в защитных очках и рукавицах. Не направляйте струю воздуха в сторону людей.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. При замеченных неисправностях производственного оборудования и инструмента, а также, если при прикосновении к машине, станку, агрегату ощущается действие электрического тока либо имеет место сильный нагрев электропроводов электродвигателей, электроаппаратуры, появление искрения или обрыв проводов и т д., предупредите работающих об опасности, не медленно поставьте в известность руководителя подразделения и примите меры по устранению аварийной ситуации.
5.2. При обнаружении дыма и возникновении загорания пожара, немедленно объявите пожарную тревогу примите меры к ликвидации пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения соответственно источнику пожара, поставьте в известность руководителя работ.
При необходимости организуйте эвакуацию людей из опасной зоны
В условиях задымления и наличия огня в помещении, передвигайтесь вдоль стен, согнувшись или ползком, для облегчения дыхания рот и нос прикройте платком (тканью), смоченной водой; через пламя передвигайтесь, накрывшись с головой верхней одеждой или покрывалом, по возможности облейтесь водой, загоревшуюся одежду сорвите или погасите, а при охвате огнем большей части одежды, плотно закатайте работника в ткань (одеяло, кошму), но не накрывайте с головой.
5.3. При несчастных случаях с людьми окажите им доврачебную помощь. Немедленно поставьте в известность руководителя работ, сохраняйте обстановку, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не нарушает технологического процесса, до прибытия лиц, ведущих расследование причин несчастного случая.
5.4. При поражении электрическим током как можно быстрее освободите пострадавшего от действия тока, т.к. продолжительность его действия определяет тяжесть травмирования. Для этого быстро отключите рубильником или другим отключающим устройством ту часть электроустановки, которой касается пострадавший.
5.5. При невозможности быстрого отключения электроустановки необходимо отделить пострадавшего от токоведущих частей.
5.5.1. При освобождении пострад от токоведущих частей или про вода с напряжением до 1000 В пользуйтесь веревкой, палкой, доской или другим сухим предметом, не проводящим электрический ток, или опяните пострадавшего за одежду (если она сухая и отстает от тела), например, за полы пиджака или пальто, за воротник, избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам и частям тела пострадавшего, не прикрытым одеждой.
5.5.2. При оттаскивании пострадавшего за ноги не касайтесь его обуви или одежды, если Ваши руки не изолированы или плохо изолированы, т.к обувь и одежда могут быть сырыми и явиться проводниками электрического тока. для изоляции рук, особенно если необходимо, коснуться тела пострадавшего, не прикрытого одеждой, наденьте диэлектрические перчатки, при их отсутствии обмотайте руки шарфом или используйте любую другую сухую одежду.
5.6. Если пострадавший находится в сознании, но испугался, растерялся и не знает, что для освобождения от тока ему необходимо оторваться от земли, резким окриком “подпрыгни’ заставьте его действовать правильно.
6. Оказание доврачебной помощи
6.1. При необходимости одновременного выполнения искусственного дыхания и массажа сердца порядок проведения их и отношение числа вдуваний к числу нажатий на грудину определяется числом лиц, оказывающих помощь.
6.2. Искусственное дыхание и массаж сердца проводите до полного восстановления жизненных функций организма или до прихода врача.
6.3. Ранения. Ссадины, уколы, мелкие ранения смажьте йодом иди бриллиантовой зеленью и наложите стерильную повязку или заклейте полоской липкого пластыря. При большой ране. наложите жгут, смажьте кожу вокруг раны йодом и перевяжите чистым марлевым бинтом или стерильным бинтом из индивидуального пакета.
6.4. Остановка кровотечения При остановке кровотечения поднимите раненую конечность вверх или расположите поврежденную часть тела (голову, туловище и т.д.) так, чтобы они оказались на возвышении и наложите тугую давящую повязку. Если при артериальном кровотечении (течет алая кровь пульсирующей струей) кровь не останавливается, наложите жгут или закрутку. Жгут (закрутку) затягивайте только до остановки кровотечения. Время наложения жгута отметьте на бирке, бумажке и т.д. и закрепите ее на жгуте. Жгут разрешается держать затянутым не более 1,5 - 2 часов.
6.5. Ушибы. При ушибах наложите тугую стягивающую повязку и применяйте холодные примочки. При значительных ушибах туловища и нижних конечностей пострадавшего доставьте в лечебное учреждение.
Ушибы в области живота ведут к разрывам внутренних органов. Немедленно доставьте пострадавшего в лечебное учреждение при малейшем подозрении на это. Таким больным не давайте пить и есть.
6.6. Вывихи. При вывихе обеспечьте неподвижность поврежденной конечности, наложите шины, не изменяя того угла, который образовался в суставе при вывихе. Вывихи должны вправлять только врачи При доставке в медицинское учреждение пострадавшего уложите на носилки или в кузов автомобиля, а конечность обложите валиками из одежды или подушек.
6.7. Повреждение глаз. При засорении глаз промойте их 1% раствором борной кислоты, струей чистой воды или влажным ватным (марлевым) тампоном. Для этого голову пострадавшего положите так, чтобы можно было направить струю (от наружного) угла глаза (от виска) к внутреннему. Не трите засоренный глаз.
При попадании брызг кислоты и щелочи в глаз промойте его в течение 5 мин. чистой водой. После промывки на глаз наложите повязку и отправьте пострадавшего к врачу.
7. Требования безопасности по окончании работ
7.1. Приведите в порядок рабочее место (очистите от грязи и пыли оборудование, инструмент, соберите и вынесите в отведенное место мусор и отходы, соберите и сложите в установленное место инструмент, приспособления и необработанные детали Обработанные детали сдайте в кладовую).
7.2. Установите ограждения и знаки безопасности у открытых проемов, отверстий и люков.
7.3. Обесточьте оборудование, выключите в и местное освещение.
7.4. Снимите спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, уберите их в шкаф закрытого типа, если спецодежда требует стирки или ремонта, сдайте ее в кладовую.
7.5. Поставьте в известность руководителя работ о состоянии оборудования.
7.6. По окончании мойки моечные машины с керосином и другими моющими средствами, предусмотренными технологией, закройте крышками.
7.7. Закройте вентили, уберите шланги и очистите от грязи рабочее место.
7.8. Вымойте лицо и руки теплой водой с мылом.
При выставлении оценок мы обязательно учитываем работу обучающего на занятии, умения работать с персональным компьютером, работу над созданием таблицы распределения трудоёмкости, результаты итоговой таблицы.
Задание на дом:
- И.С. Туревский «Техническое обслуживание автомобилей»: часть 2: прочитать учебный материал на страницах 49-69, ответить на контрольные вопросы.
Учебно-методическая карта занятия
ГОБПОУ «Грязинский технический колледж»
МДК Техническое обслуживание автомобильного транспорта
Тема: Уборочно-моечное оборудование
Вид занятия: семинар
Цели:
Обучающая:
- проверить степень усвоения знаний изученного материала темы «Классификация оборудования»;
- познакомиться с влиянием вида оборудования на качество технического обслуживания, соблюдение техники безопасности;
- произвести анализ наиболее рациональных видов.
Развивающая:
- развитие умений самостоятельной работы, публичных выступлений;
- развитие познавательного интереса, самостоятельности, внимания, памяти;
- расширить значение информационных технологий в жизни людей;
- расширить область применения знаний.
Воспитательная:
- воспитание интереса к дисциплинам, специальности;
- вызвать чувства ответственности, чувства нового, прогрессивного;
- воспитание дисциплинированности, взаимоуважения.
Методическое обеспечение занятия: таблица рецензентов.
ТСО: мультимедийная установка, персональный компьютер, экран
Межпредметные связи: «Информатика», «Автомобили», «Охрана труда», «Ремонт автомобилей», курсовое и дипломное проектирование
- Литература: Туревский И.С.Техническое обслуживание автомобилей: учебник: часть 2.
- Крамаренко Г.В., Барашков И.В. Техническое обслуживание автомобилей: учебник
№ | Узловые вопросы | Время | Методические приемы | Примечание |
1 | Организационный момент | 1-3 | эмоциональный настрой группы | |
2 | Мотивация занятия | 1-4 | устно | |
3 | Сообщение темы и целей занятия | 1-2 | письменно на экране | мультимед. установка |
4 | Вступительное слово | 1-3 | Монолог, беседа | |
5 | Основная часть: -деление на микрогруппы -сообщение работ каждой группе -ответы на изучаемые вопросы микрогруппы - рецензирование | 40-45 | Индивидуальные сообщения, объяснение с использованием ТСО, оппонирование | мультимед. установка, таблица |
6 | Обобщение, систематизация полученных знаний: коллективное обсуждение докладов студентами | 12-15 | Беседа, обобщение | мультимед. установка, таблица |
7 | Записи студентами основных выводов | 10-15 | конспектирование | |
8 | Подведение итогов занятия:
| 3-5 | анализ, оценка выполнения учебных целей | |
9 | Задание на дом: И.С. Туревский, том 2, стр. 49-69 | 1 | устно |
|
Конспект занятия
Уборочно-моечное оборудование
Для удаления пыли и мусора из кузова автобуса и легкового автомобиля, из кабины и с платформы грузового автомобиля применяются электропылесосы и пылеотсасывающие установки стационарного, передвижного или переносного типа.
Электропылесос состоит из заборного шланга со всасывающим наконечником, электровентилятора и пылесборника.
Оборудование для мойки автомобилей подразделяется на общее и специальное.
К общему относят оборудование, обеспечивающее удобный доступ к автомобилю при обмывании его нижних частей. Это площадки, различного типа канавы, эстакады, подъёмники.
Специальное оборудование разделяется в зависимости от способа мойки и типа автомобиля. Мойка может быть ручной, механизированной, автоматизированной и комбинированной.
Классификация моечных установок для автомобилей представлена на рис. 2.
Рис. 1. Классификация моечных установок для автомобилей.
Конструкция автомобиля требует дополнительного оборудования для осуществления уборочно-моечных работ узлов, агрегатов и деталей автомобиля. Для этого применяются моечные установки:
1)Установка для мойки двигателей.
Модель М-211. Она состоит из бака с моющим раствором, бака с электронагревателем для воды, системы кранов, соединительных шлангов и двух моющих пистолетов с регуляторами струи. Загрузка горизонтальная. Особенности конструкции: возможность контролировать процесс мойки.
2) Установки для мойки узлов автомобиля
Модель М-316 состоит из моющей ванны, выдвижной тележки контейнера для узлов и деталей, которая закатывается на платформу и затем опускается в ванну с моющим раствором. Контейнер совершает колебательные движения.
Модель ОМ-837Г имеет цилиндрической формы моющею камеру с контейнером и тележкой повышенной вместимости. В качестве моющего устройства смонтированы вращающиеся за счет реактивной тяги гидранты с соплами.
Модель М-312 погруженного типа с вибрирующей платформой. Загрузка через открывающийся люк.
3) Установки для мойки мелких узлов и деталей
Модель 196-М состоит из ванны для моющего раствора, моечной камеры, в основании которой смонтированный вращающийся решетчатый столб для деталей. Нагрев осуществляется до 85°С, раствор подается по трубам к соплам моющей камеры.
Модель ОРГ-4990Б. Нагрев до 60°С. Мойка производится с помощью сжатого воздуха. В комплект входит ванночка с двумя лотками и пистолетами.
4) В качестве установок для ручной мойки деталей используют обычные ванны с крышкой, например модель ОМ-1316.
Оборудование для очистных работ
Сточные воды после мойки могут содержать до 1,2 г/л нефтепродуктов и 2.5 г/л взвешенных частиц. Для сохранения чистоты воды посты мойки оборудуются грязеотстойниками и бензо- маслоуловителями. Система оборотного водоснабжения состоит из сборника резервуара, откуда вода подаётся насосом в фильтры, где очищается от взвешенных частиц. Фильтры могут быть из пористых материалов или вибрационные. Нефтепродукты удаляются по методу коагуляции (процесс свертывания нефтепродуктов в хлопья и выпадения их в осадок) и флотационной очистки (насыщение воздухом нефтепродуктов и вылавливание их после всплытия).
Флотационно-фильтрационная установка (ФФУ) предназначена для очистки сточных вод после мойки автомобиля и ливневых вод от нефтепродуктов, масел, жиров и взвешенных частиц. Установка допускает использование в системах многоступенчатой очистки сточных вод в качестве промежуточного звена для повышения эффективности степени очистки. Принцип действия: В нижней части установки располагается сатуратор – металлический сосуд, где под давлением смешивается воздух и очищаемые стоки. Затем смесь поступает во флотационную ёмкость, где насыщенные сжатым воздухом стоки как бы вскипают, и происходит прилипание загрязнений к пузырькам воздуха и вынос их на поверхность. Эту грязную пленку сверху снимает механический скребок и сбрасывает в шлаковую ёмкость, а очищенную воду можно повторно использовать для технических нужд. В установки предусмотрен встроенный засыпной фильтр, позволяющий получать необходимую степень очистки для ливневых вод. Достоинства: ФФУ устанавливается над землей, а значит, позволяет обойтись без земляных работ при монтаже, а также упрощает эксплуатацию.
Рис. 2. Схема флотационно-фильтрационной установки.
Заключение
За последние годы коренным образом изменилась роль преподавателя в среднем специальном учебном заведении: он стал разработчиком содержания обучения, а это повышает требования к нему как составителю учебных программ, ответственному за своевременное обновление содержания подготовки специалистов в соответствии с достижениями науки, техники и технологии.
Одновременно возросли требования и к самому учебному процессу.
Структура урока и формы его организации имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной мере определяют эффективность учебной работы студента.
Любой урок – классический или нетрадиционный – структурно состоит из объективно существующих элементов. Их разнообразное сочетание и различия по времени, степени взаимодействия между собой и определяют большое многообразие типов урока.
Современный урок – это, прежде всего, грамотное последовательное отражение методической концепции, в рамках которой он построен. Любая концепция имеет свою систему принципов, целей и средств, адекватных этим целям и принципам.
Значит, в уроке:
- принципы должны четко проявляться на каждом этапе;
- цели урока должны определяться исходя из системы заявленных в концепции целей;
- структура урока, поурочные отбор и организация материала, средства обучения и контроля должны соответствовать характеру концепции и целевой направленности урока.
Урок создается преподавателями и студентами вместе и дарит тем и другим радость познания мира, раскрытия себя в творческой деятельности и открытия других людей в сотрудничестве и общении.
ЛИТЕРАТУРА
- Карташов В.П. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей / В.П. Карташов, В.М. Мальцев. – М.: Транспорт, 1979. – 215 с.
- Колесник П.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / П.А. Колесник, В.А. Шейнин. – М.: Транспорт, 1985. – 325 с.
- Крамаренко Г.В. Техническое обслуживание автомобилей / Г.В. Крамаренко, И.В. Баранов. – М.: Транспорт, 1982.- 398 с.
- Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / Под ред. В.М. Власова. – М.: Академия, 2003. – 480 с. (Среднее профессиональное образование).
- Фастовцев Г.Ф. Автотехобслуживание / Г.Ф. Фастовцев. – М.: Машиностроение, 1985. –256 с.
- Чумаченко Ю. Т., Рассанов Б. Б. Автомобильный практикум. Учебное пособие к выполнению лабораторно – практических работ. Изд. 2-ое, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 512 с.
- Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): Учеб. пособие для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 128 с.
- Говорущенко Н. Я. Техническая эксплуатация автомобилей - Харьков: Высшая школа. Изд. при Харьковском университете, 1984. –312 с.
- Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава. – М.: Транспорт, 1986. – 72 с.
- Краткий автомобильный справочник НИИАТ. – М.: Транспорт, 1984. –220 с.
- Приложение. СПО № 8, 2004 г. «Создание учебно – методического комплекса для студентов» Н. А. Степанова
МДК 01.03 Техническое обслуживание автомобильного транспорта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 2 "Подключение периферийного оборудования с помощью различных интерфейсов" для МДК.02.02 Установка и конфигурирование периферийного оборудования
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответсвии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подготов...
Презентация по МДК.02.01. Холодильное оборудование на тему: "Вспомогательное оборудование холодильных установок"
Презентация предназначена для наглядности при изложении учебного материала по МДК.02.01. Холодильное оборудование на тему: "Вспомогательное оборудование холодильных установок". Специальность 15.0...
Механическое оборудование предприятий торговли и общественного питания. Пособие для студентов специальности 15.02.05 «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании» Части 1 и 2
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов Армавирского механико-технологического техникума, обучающихся по специальности 15.02.05 "Техническая эксплуатация оборудования в торговле и о...
Рабочая программа ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Рабочая программа мпрофессионального модуля «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» разработана на основе Федерального государственного образовательного ...
уборочно-моечные работы
Презентация для ТО автомобилей...
Методическая разработка семинара-практикума МДК.02.01. Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов по теме «Инженерные сети и оборудование зданий и строительных площадок»
Методические разработки семинара-практикма предназначены для студентов средних специальных учебных заведений.Для специальности 08.02.01. "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссияхВыступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссиях
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссиях...