Воспитательный час "Выбор спутника жизни"
классный час на тему
Методическая разработка для старшекурсников о выборе спутника жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosp.chas_vybor_sputnika_zhizni.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное учреждение профессионального образования Республики Мордовия «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им.А.П.Байкузова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
воспитательного часа
на тему:
«Выбор спутника жизни»
Составил: мастер производственного
обучения Короткова С.А.
2016 год.
Содержание
1.Введение
2.Основная часть
2.1 Характеристика темы
2.2.Результаты педагогического мониторинга
2.3.Нравственные основы семьи и брака
3. План-конспект воспитательного часа
4. Заключение
5.Список используемой литературы
Введение
Данная методическая разработка воспитательного часа используется при реализации образовательной программы среднего профессионального образования.
Воспитательный час проводился в группе обучающихся по специальности 43. 01.06. « Проводник на железнодорожном транспорте».
В результате его проведения обучающиеся получили высокий психологический уровень по отношению к своей семье, умению владеть собой, анализировать и понимать внутрисемейные отношения, современная молодежь должна приобретать соответствующие знания, для того , чтобы ответственно отнестись к рождению и воспитанию ребенка, а также бережно относится к своему здоровью.. Социально - психологическое воспитание предполагает, что формирует у молодых людей способность понимания и уважения других людей, учитывая половые особенности.
2.1.Характеристика темы
Воспитание ценностного отношения к семье у обучающегося сегодня является одной из приоритетных педагогический проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.
Проведенный анализ научной литературы позволил сформулировать сущность понятия « ценностное отношение к семье обучающегося». Под ним мы понимаем интегральное образование личности, которое характеризуется следующими признаками: понимание сопричастности семье и роду, выражаемое через почитание родителей, предков; осознание важности нравственных ценностей - любви, дружбы, верности, уважения - как основы семьи; потребность в рождении и воспитании детей как главной обязанности супругов; желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи; понимание необходимости сохранения иерархичности семьи в качестве фактора, гарантирующего ее стабильность; стремление к здоровому образу жизни; эмоциональная отзывчивость на чувства, переживания и заботы членов семьи; моральное удовлетворение от признания и любви родителей, реализации потребности в общении; умение владеть собой, быть способным любить, жить по нравственным законам, анализировать и принимать важные жизненные решения. Реально оценивать внутрисемейные отношения, принимать активное участие в жизни семьи.
2.2.Результаты педагогического мониторинга
С целью выявления содержания, форм и методов воспитания ценностного отношения к семье у обучающихся в современной практике нами был проведен педагогический мониторинг.
Полученные данные показали, что лишь 60 % педагогических работников включают в план своей воспитательной работы формирование ценностного отношения к семье у обучающихся, мотивируя это тем, что считают семейные ценности общечеловеческими и осознают важность воспитания порастающего поколения на основе духовно- нравственных приоритетов. Для воспитания ценностного отношения к семье они используют разнообразные формы работы, проводят единичные мероприятия, такие, как беседы, уроки- лекции, сочинения- рассуждения, КВНы, диспуты, встречи с медицинскими работниками, родительские собрания и различные виды деловой игры. Остальные 40% полагают, что в их воспитательной деятельности или нет места формированию ценностного отношения к семье, или такая работа ведется, но они не могут указать ее формы и методы. Это свидетельствует о том, что в воспитании ценностного отношения к семье обучающегося в современной педагогической практике отсутствует целенаправленный систематический подход.
Об этом говорят и ответы обучающихся, полученные в ходе мониторинга. Обучающимся I - IV курсов для подтверждения или опровержения было предложено высказывание: « Техникум сегодня уделяет достаточно внимания воспитанию будущего семьянина». Полученные данные таковы: 85% обучающихся считают, что техникум мало уделяет внимания такой воспитательной работе. Подтверждением тому служат высказывания : «Лекции на тему будущей семейной жизни проводятся раз в год- это не воспитание, а лишь необходимое мероприятие», 15% обучающихся считают, что такая воспитательная работа в техникуме проводится, но их ответы весьма лаконичны: «Да, достаточно». Понятно, что такие данные не могут служить подтверждением воспитания ценностного отношения к семье.
2.3.Нравственные основы семьи и брака
Для решения проблемы воспитания ценностного отношения к семье за основу взят данный курс, содержание которого предполагает установление и осуществление связей с содержанием учебных предметов ( биология, обществознание, литература и др.).Преподавание может вести преподаватель, классный руководитель, любой педагог, компетентный в вопросах содержания и технологий воспитания ценностного отношения к семье.
Этот курс имеет 6 логически связанных между собой разделов.
1.Особенности межличностных отношений юношества.
2.Любовь как высшее человеческое чувство.
3.Подготовка к супружеству. Выбор спутника жизни.
4.Жизнь в браке.
5.Семья и ее ценности.
6.Нарушение семейных отношений и их профилактика.
Содержание курса и его методика усложняется от класса к классу. Его программа вариативна, изменчива и должна корректироваться в зависимости от задач и стратегии воспитания, особенностей отдельных обучающихся, характера окружающей воспитательной среды и сложившейся психолого- педагогической ситуации, а также от личностных возможностей педагогического работника.
3.План – конспект
воспитательного часа
Тема программы: «Воспитание ценностного отношения к семье обучающегося»
Тема воспитательного часа: «Выбор спутника жизни»
Цели: воспитательная - донести до обучающихся о ценностном
отношении к семье;
развивающая - развить мышление у обучающихся в рамках
темы воспитательного часа;
методическая - методическое повышение уровня
педагогического мастерства.
Ход воспитательного часа
1.Организационный момент.
Проверка наличия обучающихся.
2.Ознакомление обучающихся с темой воспитательного часа и с целью его проведения.
Вопрос № 1. Особенности межличностных отношений юношества.
Понятие межличностных отношений - понятие о личности. Биологические и психологические особенности мужского и женского пола, трудности переходного возраста. Нравственные взаимоотношения юношей и девушек – понятия о женственности и мужественности, правила поведения, роль внешней привлекательности и моды в отношениях; культура поведения влюбленных – культура проявления чувств, целомудрие, ранние добрачные отношения и их последствия.
Вопрос№2. Любовь как высшее человеческое чувство.
Понятие о любви и влюбленности, источники и предпосылки любви; формы любви в древнем обществе. Философское обоснование любви, понимание любви в Древней Индии, Греции, в Иудеи – Ветхий Завет (« Песнь Песней»), христианская любовь. Любовь и нравственность – счастье взаимной любви, верность влюбленных, любовь и нравственные опасности, любовь и возраст, зрелая любовь.
Вопрос №3. Подготовка к супружеству. Выбор спутника жизни.
Творчество выбора – музыка семейной жизни, брак по любви или расчету, особенности добрачного периода. Факторы, влияющие на создание семьи: родительский дом, социальная разница, характер и темперамент, психологическая совместимость, профессиональная принадлежность супругов.
Вопрос №4. Жизнь в браке.
Основные причины вступления в брак. Безбрачие. Законодательные и нравственные нормы брака, порядок и условия его заключения, история брачного права, нравственные нормы брака в христианстве, « пробный» или фактический брак, негативные последствия стимулированных браков. Брак и семья в культурных традициях общества – нравственные устои русской семьи в древнерусской литературе. Брак и семья в еврейской традиции, брачно - семейные традиции мусульман, модель семьи тибетских народов (полиандрия), брак в индуизме, семейная культура Китая.
Вопрос №5. Семья и ее ценности.
Понятие семьи и ее характеристики. Основные функции семьи: репродуктивная, хозяйственная, воспитательная. Распределение обязанностей в семье, главенство в семье; нравственный климат семьи - семейная атмосфера. Культура и искусство общения – искусство быть вместе, способы выражения любви; организация семейного досуга. Здоровье супругов и будущего потомства, наследственность, вредные привычки; интимные супружеские отношения.
Вопрос№6. Нарушение семейных отношений и их профилактика.
Проблемы молодой семьи - «притирка» характеров, конфликты и психологическая методика их предотвращения, дуэт поколений, психологические проблемы, связанные с рождение ребенка. Причины и последствия разлада семейных отношений – ревность, неверность и измена, несовместимость супругов. Развод и его причины. Дети и разведенные родители, бракоразводный процесс и ребенок, психологические последствия развода для детей. Повторный брак и повторный развод.
Эмоционально – личностному восприятию курса способствует использование примеров из произведений литературы, классической и современной музыки, изобразительного искусства, фильмов и др.
В качестве информации к размышлению о себе и других, и для создания двух важнейших составляющих , необходимого эмоционального тонуса и должной мотивации было предложено обучающимся психологический практикум «Когда я встречу своего человека…»
Встречу своего Человека – это значит, встречу человека, который будет мне:
Магнит – влекущий душевно (интересный) или физически (желанный);
Родной – гармоничный, свой, который легко меня понимает, с ним легко уживаться;
Ровня – человек моего круга и моего личного и социального уровня;
Нужный – человек, который помогает делать то, что вам важно;
Семьянин – тот, кто хочет и может создать семью. Это мужчина, уже многого достигший в жизни и стремящийся к стабильности; женщина, настроенная на семейные отношения и детей
Такой разбор по «кирпичикам» позволяет обучающимся легче понять, кого же, какого своего Человека каждый ищет.
4.Заключение
В конце воспитательного часа обучающимся заданы вопросы и задания для самоконтроля.
1. Назовите свои критерии выбора спутника жизни.
2. Что значит быть готовым к семейной жизни?
3. Прокомментируйте высказывание: «Супруга надо выбирать не только сердцем, но и умом»
4. Имеет ли значение штамп в паспорте?
5. Нарисовать свою «ромашку счастья» и на лепестках написать главные человеческие ценности, которые должен иметь ваш избранник.
Вопросы от обучающихся и ответы на них.
Отметка положительных и отрицательных моментов воспитательного часа.
Обсуждение и подведение итогов.
.
Литература
1.Зверева О,А.,Ганичева А.Н. «Семейная педагогика и домашнее воспитание» г.Москва,1999 г.
2.Добрицкая Е.А., Копылов И.Л. «Как создать и сохранить счастливую семью» г.Минск,1999 г.
3.Каган В.Е. «Подготовка девушки к супружеству» г.Москва, 1992 г.
4.Моруа А. «Письма к Незнакомке» г.Минск, 1998 г.
5. Рузумихша Г.П. «Будь пожалуйста, счастлив: беседы о семье» г.Москва, 1999 г.
6.Цельмер З. «Искусства быть вместе» г.Москва, 1999 г.
7.Хухлаева «Психология подростка» г.Москва 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа "Программа воспитательной деятельности "Здоровый образ жизни"
Содержание программы охватывает проблемы формирования здорового образа жизни, нравственного воспитания, культуры поведения, творчества. В программе представле...
Адаптированная образовательно-воспитательная программа «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе".
В наше время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни, особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. На обеспечение социальной защиты...
Здоровый образ жизни как одно из направлений воспитательной работы в группе
Значимое место, если не одно из главных, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя, никотина,...
Воспитательное мероприятие "Путешествие в страну Здорового Образа Жизни"
Разработка воспитптельного мероприятия для классных руководителей...
"Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, особенности строения поверхности, спутники)"
Планеты, относящиеся к земной группе: Меркурий, Венера, Земля, Марс – имеют небольшие размеры и массы по сравнению с планетами гигантами, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходи...
ВИКТОРИНА «ПЕРВЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ»
laquo;Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная.»Сергей Королев Одним из мероприятий первого Президентского дня форума «АРМИЯ 2022&ra...
Методическая разработка мастер-класса «Мой первый спутник»
В методической разработке систематизирован материал по подготовке и проведению занятия по компетенции «Инженерия космических систем», отражены цель и задачи, оснащенность, приведена подробная методика...