Обобщающий урок по теме "Специальное оборудование"
план-конспект урока на тему

План открытого урока по теме "Специальное оборудование" . МДК 01.01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива (электровоз) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата проведения:__________

ПЛАН УРОКА

по предмету «Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива (электровоз)»

в группе №___10__ _____2_______курса

профессия «Машинист локомотива»

срок обучения _3,5___ года.

Тема урока: «Специальное оборудование»

обобщающий урок

Цель урока:

1. Повторить и обобщить материал по теме

2. Сформировать у уч-ся основы тех. мышления.

3. Привить уч-ся чувство гордости за свою профессию.

4. Привить уч-ся умение концентрировать внимание.

5.Привить уч-ся умение эффективно использовать учебное время

Оборудование: Мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал (кроссворд), плакаты.

Ход работы.

1.Организационная часть: 2-3 минуты.

(Проверка готовности к уроку, сообщение целей и задач урока)

2.Актуализация знаний 

а) Разминка. «Угадай слово»

  • Он бывает повышающий, понижающий, разделительный (трансформатор)
  • Они бывают первичные, вторичные, нерегулируемые, регулируемые (обмотки)
  • Он пропускает ток только в одном направлении и бывает неуправляемым или управляемым (вентиль – диод или тиристор)
  • Они имеют большое индуктивное сопротивление и используются для регулирования напряжения на вторичной обмотке трансформатора или для сглаживания пульсаций выпрямленного тока (реакторы)
  • Они установлены на крыше локомотива и предназначены для подавления радиопомех (дроссели и емкостные фильтры или комбинированные фильтры Ф-6)
  • Он относится к крышевому оборудованию и имеет разрывной контакт и контакт разъединителя (главный выключатель).

б) Проводится в виде телевикторины «Своя игра». Студенты выбирают вопрос определенной  «стоимости».  Стоимость вопроса определяется оценкой «3 балла», «4 балла», «5 баллов».  В каждой категории по четыре вопроса.

3. Сообщения студентов (два по выбору) (Приложение 1)

4. Индивидуальная  работа (Приложение 2) (Разгадывание кроссворда, в котором представлены термины из изучаемой темы)

5.Рефлексия

Составить синквейн на тему «Трансформатор», «Реактор», «Главный выключатель» (по выбору)

5.Заключительная часть: 3-4 минуты.

а) Анализ урока, оценки

б) Домашнее задание:  ____________________ стр. ____

Преподаватель:                                                (ФИО.)


Приложение 1.

1). Трансформатор.

В 1831 году английским физиком Майклом Фарадеем было открыто явление электромагнитной индукции,

29 августа 1831 года Фарадей описал в своем дневнике опыт, в ходе которого он намотал на железное кольцо диаметром 15 см и толщиной 2 см два медных провода длиной 15 и 18 см. При подключении к зажимам одной обмотки батареи гальванических элементов, начинал отклоняться гальванометр на зажимах другой обмотки. Так как Фарадей работал с постоянным током, то при достижении в первичной обмотке максимального значения тока, ток во вторичной обмотке исчезал и для возобновления эффекта трансформации требовалось отключить и снова подключить батарею к первичной обмотке.

Датой рождения первого трансформатора считается  30 ноября 1876 года, когда Яблочков Павел Николаевич получил патент на свое изобретение – трансформатор переменного тока. Это был трансформатор с разомкнутым сердечником, представлявшим собой стержень, на который наматывались обмотки.

2). Радиопомехи индустриальные –
это  электромагнитные возмущения, создаваемые непреднамеренно во время работы различных электрических и радиоустройств, приборов и аппаратов, воздействующие на цепи радиоприёмника и мешающие радиоприёму.

Помехи радиосвязи на электрифицированных железных дорогах возникают вследствие недостаточно плотного контакта между токоприемником и контактным проводом, плохой коммутации электрических двигателей постоянного тока. В случае с электрическими двигателями происходит искрение щеток, возникает и гаснет дуга в выключателях и контакторах, что вызывает появление токов высокой частоты. Эти токи генерируют электромагнитные колебания, создавая радиопомехи, особенно в диапазоне длинных и средних волн.

Снижают уровень помех, увеличивая сопротивления токам высокой частоты. Для этого после токоприемника локомотива включают фильтр, состоящий из дросселя и конденсатора. Конденсатор соединен одной обкладкой с дросселем, а другой — с кузовом электровоза и, следовательно, с землей.

Дроссель и конденсатор образуют контур, который настраивают, подбирая индуктивное и емкостное сопротивления таким образом, чтобы в землю отводились гармонические составляющие тех частот, при которых помехи наибольшие.

3). Выпрямительный диод – это полупроводниковый диод, предназначенный для преобразования переменного тока в постоянный. Однако, это далеко не полная область применения выпрямительных диодов: они широко используются в цепях управления и коммутации, в схемах умножения напряжения, во всех сильноточных цепях, где не предъявляется жестких требований к временным и частотным параметрам электрического сигнала.

В зависимости от значения максимально допустимого прямого тока выпрямительные диоды разделяются на диоды малойсредней и большой мощности:

малой мощности рассчитаны для выпрямления прямого тока до 300mA;
средней мощности – от 300mA до 10А;
большой мощности — более 10А.

По типу применяемого материала они делятся на германиевые и кремниевые, но, на сегодняшний день наибольшее применение получили кремниевые выпрямительные диоды ввиду своих физических свойств.

Работоспособность кремниевых диодов сохраняется при температурах от -60 до +(125 — 150)º С, а германиевых – лишь от -60 до +(70 – 85)º С.

4). Трансформаторное масло

Трансформа́торные масла́ — минеральные масла высокой чистоты и низкой вязкости. Применяются для заливки силовых  трансформаторов,

Предназначены для изоляции находящихся под напряжением частей и узлов силового трансформатора, отвода тепла от нагревающихся при работе трансформатора частей, предохранения изоляции от увлажнения, а также выполняют функции дугогасящей среды.

Наиболее важное свойство трансформаторных масел — это их стабильность против окисления, то есть, способность сохранять свои параметры при длительной работе. Обычно все сорта  отечественных масел содержат эффективную антиокислительную присадку.

Способ очистки и назначение минеральных масел указываются в маркировке. 

Маркировка обычно представляет собой набор из 1—3 букв и номера:

  1. Первая буква определяет назначение масла
  2. Вторая буква (может отсутствовать) определяет способ его очистки
  3. Третья буква (может отсутствовать) определяет наличие присадок в нём
  4. Номер определяет вязкость масла

По назначению масла бывают

Д — дизельное

И — индустриальное

М — моторное

Т — турбинное, трансформаторноетрансмиссионное

П — приборное

По способу очистки

А — адсорбционной очистки

В — выщелоченное (обработанное только раствором щелочи)

Г — гидроочищенное

К — кислотной очистки

С — очищенное с применением селективных растворителей

П — с присадками

Например, для тягового трансформатора ОДЦЭ применяется масло
ТКп — трансформаторное масло кислотной очистки с присадкой;

Кислотная очистка—это обработка масла серной кислотой, щелочью, водой и сжатым воздухом. Кислота связывает смолистые вещества, которые удаляются отстаиванием. Остатки кислоты удаляют воздействием щелочи.



Предварительный просмотр:

Приложение 2 (к обобщающему уроку по теме Специальное оборудование)

Кроссворд            Э-3.

Э

1

Л

2

Е

3   

К

4  

Т

5

Р

6

О

7

В

8

О

9  

З

  1. В трансформаторе используется в качестве изолятора и охладителя. (масло)
  2. Электрическая катушка, индуктивное сопротивление которой велико по сравнению с сопротивлением остальной электрической цепи. (реактор)
  3. Что находится на сердечнике? (обмотка)
  4. Часть активной зоны трансформатора. (магнитопровод)
  5. Служит для выпрямления переменного тока. (выпрямитель)
  6. Катушка индуктивности, обладающая высоким сопротивлением переменному току и малым сопротивлением постоянному. (дроссель)
  7. Изобретатель трансформатора (Яболочков)
  8. Электрическая машина, преобразующая переменный ток одного напряжения в переменный ток другого напряжения той же частоты. (трансформатор)
  9. Элемент конструкции оборудования, препятствующий прохождению через него электрического тока. (изолятор)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок по теме "Вселенная"

Презентация  в виде  "Своей игры" по природоведению в 5 классе по учебнику Плешакова...

Обобщающий урок игра по предмету "Слесарное дело". Урок проводится в форме игрового опроса.

Урок игра проводится как обобщающий урок по курсу "Слесарное дело". Участники самостоятельно выбирают тему вопроса и его стоимость....

Обобщающий урок по теме «Поверхности тел вращения»

В работе представлен материал для обобщения знаний и умений учащихся по теме "Поверхности тел вращения". В работе используется краеведческий материал....

Обобщающий урок по теме " Литература"

Конспект урока по теме: « Литература».Тема: « Literature».Цели:·      Закрепление изученной лексики,·      Развитие разговорных навыков,·...

Открытый урок "Обобщающий урок по теме "Колебания и волны" "

Обобщающий урок по теме "Колебания и волны" разработан в форме групповой работы с элементами игры "Счастливый случай"....

Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."

Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....

План-конспект урока в 7 классе. Тема Повторительно-обобщающий урок "Введение в историю"

повторение и закрепление изученного  материала по первому разделу....