Проблемы подготовки специалистов в образовательных учреждениях
статья на тему
В данной статье мною описаны наиболее часто встречающиеся проблемы при подготовке специалистов по профессии "Автомеханик", а ткже те методы, к которым мы прибегаем для устранения этих проблем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sereda_a.f._problemy_podgotovki_spetsialistov.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕРЕДА А.Ф.
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
(преподаватель ОГБОУ СПО «ДТК»)
Социально-экономическая эффективность развития общества сейчас все больше зависит не только от научно-технического прогресса, изобретения и освоения новых технологий. Все большая роль отводится высококвалифицированному и грамотному специалисту. Ведь именно такие специалисты будут осваивать, внедрять и совершенствовать новые технологии непосредственно на производстве.
В условиях развития научно-технического прогресса, бурного экономического, а вследствие этого и производственного роста, полного перехода к рыночным взаимоотношениям наиболее остро встал вопрос нехватки высококвалифицированных, грамотных специалистов. В этих условиях явно обозначилась необходимость коренных преобразований системы подготовки кадров. Стало очевидным, что профессиональное образование должно ориентироваться на специализированную подготовку выпускников, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности, способных к анализу своей деятельности, самообучению и самосовершенствованию своих навыков и умений. Одним из наиболее важных качеств современного специалиста является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Под профессионализмом в данном случае следует понимать не только высокое мастерство по приобретенной профессии, позволяющее выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда, но и способность получать новые знания, осваивать новые умения после окончания обучения, в процессе всей дальнейшей жизни, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Профессионализм обеспечивает высокую мобильность рабочих, их способность оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства.
Сегодня важной задачей является подготовка учащихся к тому, чтобы строить практическую деятельность с учетом требований не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Для этого необходимо более энергично внедрять в учебный процесс новые формы и методы обучения и воспитания, новые технологии обучения и оценивания. В условиях современных экономических отношений речь идет о воспитании физически здоровых, предприимчивых, деловых, трудолюбивых, профессионально компетентных специалистов.
Однако, говоря о преобразованиях системы подготовки специалистов, а следовательно и реорганизации учебного процесса крайне необходимо осветить особенности работы в учреждениях профессионального образования, в которых и происходит подготовка молодых специалистов.
Подготовка специалистов в учреждениях профессионального образования имеет свою специфику. Данная специфика обусловлена, главным образом, личностными качествами и уровнем развития личности учащихся, поступающими в учреждения профессионального образования. Хочется обратить внимание на некоторые индивидуальные особенности учащихся.
Какой же он, сегодняшний учащийся? В первую очередь, хочется отметить постепенное, но, к сожалению, постоянное снижение интеллектуального уровня развития данного учащегося. Многие учащиеся не имеют даже базовых знаний по таким предметам, как физика, химия, черчение без которых невозможно дальнейшее изучение технических и специальных дисциплин, которые и составляют сущность выбранной профессии. Также, крайне важно отметить низкий уровень физического развития учащихся и, соответственно, высокий уровень заболеваемости среди них. Поэтому у студентов довольно часты пропуски занятий по болезни, из-за диспансеризации, постановки на учет в медицинских учреждениях и т.д. Особенно хочется отметить низкий уровень психических и личностных качеств. Учащиеся имеют низкую мотивацию к учебе, к освоению выбранной профессией, низкую способность к адаптации в социально-культурной среде. Многие из первокурсников не умеют учиться, это выражается в неразвитости основных учебных умений, равнодушии к знаниям, нежелании учиться, низком уровне развития познавательных интересов, а отсюда — боязнь быть непонятыми, осмеянными товарищами. Слабо развито или деформировано умение выражать свои мысли, строить отношения с окружающими людьми. В этих условиях изменение у учащихся отношения к учебной деятельности является актуальной задачей.
Мы считаем, что главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Проблема активности личности в обучении – это ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, её профессиональной подготовки.
Постоянно растущий объём информации, многопрофильность, ее постоянное обновление привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнения тезис о невозможности знать и уметь всё. Таким образом, наиболее ценным умением для учащегося, а в дальнейшем и специалиста стало умение добиваться цели через смежные знания, самостоятельно искать и находить решение проблемы. А одним из основных качеств личности специалиста становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения, совершенствовать свои навыки, расширять поле своей деятельности.
Соответственно, меняются и задачи преподавателя. Теперь он должен быть не только и не столько источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску. Надо искать индивидуальные пути, что может быть осуществлено только в результате совместной творческой деятельности.
Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Для решения этих задач мы используем создание творческих групп учащихся, настроенных на решение конкретных задач, видимых результатов (изготовление макетов, стендов, наглядного материала и т.д.). Для создания атмосферы заинтересованности в достижении поставленной цели и поощрении любых проявлений познавательной и творческой активности используем аутентичные системы оценивания. Для повышения способности к самовыражению стараемся стимулировать учащихся к диалогу, т.е. создавать такие ситуации, в которых учащиеся должны:
- выяснять непонятное, а с этой целью задавать вопросы преподавателю и товарищам, использовать ранее полученные знания по смежным предметам, использовать информационные источники и, таким образом, углубляться в процесс познания;
- обсуждать творческие работы других студентов, давать советы, предлагать свои пути решения, поставленных задач;
- отстаивать свою точку зрения, приводить в ее защиту аргументы и доказательства, используя полученные знания;
- оценивать деятельность других учащихся и т.д.
Учитывая, что учебный труд, как и любой другой более интересен тогда, когда он разнообразен, мы стараемся при проведении занятий использовать формы и методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность. Для этого используем во время занятий методы проблемного обучения, различные игровые методики, в том числе ролевые деловые игры, проектную и исследовательскую деятельность учащихся, информационно-коммуникационные технологии. Причем значительную эффективность дает применение различных форм и методов при проведении одного занятия, т.к. смена форм деятельности повышает работоспособность учащихся (устная работа, фронтальная работа, работа группами, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, взаимопроверка, игровые элементы и т.д.). Различные формы проведения занятия позволяют разнообразить учебный процесс. Учащиеся охотно включаются в работу, ведь здесь нужно проявить знания, смекалку, творчество.
Крайне, важно чтобы творческая и самостоятельная деятельность учащихся в процессе обучения несла развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкций, максимум самостоятельной, исследовательской, поисковой, аналитической и творческой работы.
Таким образом, развитие познавательных творческих способностей учащихся – цель деятельности преподавателя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные формы и методы обучения. Система работы преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели – развития познавательных творческих способностей учащихся. Умелое применение приемов и методов активного обучения обеспечит высокую активность учащихся в учебном познании.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
- Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование. - 1995.-№ 10. - С. 156-159.
- Погодин В.В. Организация и проведение аутентичного оценивания учебной деятельности учащихся профессиональных училищ на примере предмета физическая культура./Димитровград. - 2009
- Смолкин А.М. Активные методы обучения. М:1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление молодого специалиста в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении «Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности. Нашей страны нужны современно образованные, нравственн...
Проблемы подготовки специалистов по социальной работе
Специалист по социальной работе помогает различным группам населения, находящимся в трудной жизненной ситуации. Это могут быть пожилые, инвалиды, дети и целые семьи, а т...
Статья на тему: ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Основные тенденции роста инвалидности среди молодого поколения в РФ в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением ...
Квалификационная работа по проблеме «Воспитание и социализация подрастающего поколения в условиях современного образовательного учреждения» (на примере планирования работы классного руководителя)
Проблемы воспитания и социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее предела...
Развитие досуговой деятельности студентов в образовательном учреждении. Проблемы и пути их решения.
Данная статья подготовлена для межрегиональной научно-практической конференции "Апрельские чтения-2019"...
"Актуальные проблемы и перспективы развития музеев различных профилей в образовательных учреждениях"
статья в "Вестник образования. Народная методичка"...
Проблемы подготовки специалистов 21 века
В современном мире остро встал вопрос в подготовке высококвалифицированных кадров, способных не только получить знания, но и уметь применить их на практике в любой ситуацииДля воспитания с...