Статья-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ТОВАРОВЕДОВ-ЭКСПЕРТОВ
статья
В современных условиях хозяйствования рынок страны нуждается в хорошо подготовленных специалистах – товароведах, коммерсантах, менеджерах, которые должны обладать профессиональной компетенцией, техническим кругозором, навыками индивидуальной и коллективной профессиональной деятельности.
Знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплины, должны закрепляться не повторением, а применением материала. Этой цели служат используемые в процессе обучения активные формы и методы обучения.
Одним из таких методов является деловая игра, имитирующая реальную производственно- хозяйственную деятельность. Внедрение в учебный процесс деловых игр способствует формированию таких качеств будущего специалиста, как:
- умение устанавливать личные контакты;
- воспитание предприимчивости, самостоятельности;
- умения анализировать и оценивать свои действия;
- формирование чувства ответственности за порученное дело; развитие способности к управленческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_delovyh_igr_v_podgotovke_tovarovedov.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ТОВАРОВЕДОВ-ЭКСПЕРТОВ
Ключевые слова: активные методы обучения, деловая игра, товароведение и экспертиза товаров.
В современных условиях хозяйствования рынок страны нуждается в хорошо подготовленных специалистах – товароведах, коммерсантах, менеджерах, которые должны обладать профессиональной компетенцией, техническим кругозором, навыками индивидуальной и коллективной профессиональной деятельности.
Знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплины, должны закрепляться не повторением, а применением материала. Этой цели служат используемые в процессе обучения активные формы и методы обучения.
Одним из таких методов является деловая игра, имитирующая реальную производственно- хозяйственную деятельность. Внедрение в учебный процесс деловых игр способствует формированию таких качеств будущего специалиста, как:
- умение устанавливать личные контакты;
- воспитание предприимчивости, самостоятельности;
- умения анализировать и оценивать свои действия;
- формирование чувства ответственности за порученное дело; развитие способности к управленческой деятельности.
Деловая игра является стимулом активизации самостоятельной работы студентов по приобретению знаний, умений, навыков.
Проведение деловых игр является с одной стороны результативным методом обучения, с другой – достаточно сложным, так как для проведения деловой игры требуется большая подготовительная работа, а на саму игру – не менее 4 часов аудиторного времени.
На изучение дисциплины «Товароведение и экспертиза зерномучных и плодоовощных товаров» по учебному плану отводится 68 часов аудиторных занятий. Поэтому максимальное количество часов, которое можно отвести на деловые игры, на взгляд автора, составляет 8 часов. Это могут быть две деловые игры, как заключительные занятия после изучения соответствующих разделов «Товароведение и экспертиза зерномучных товаров», «Товароведение и экспертиза плодоовощных товаров».
Любая деловая игра включает следующие этапы:
- подготовительный этап, на этом этапе студенты получают информацию о теме, цели, порядке проведения игры. Проводят сбор практического материала по сценарию игры, повторяют пройденный материал, получают необходимую консультационную помощь, готовят аудиторию;
- проведение игры – решение конкретных производственных ситуаций, управление деятельностью участников;
- заключительный – разбор и обсуждение результатов, подведение командных итогов, оценивание каждого игрока, выявление типичных ошибок.
При проведении деловой игры могут быть использованы знания только по одному, конкретном предмету - Товароведение и экспертиза зерномучных и плодоовощных товаров
(ситуация 1)
Исходя из условий ситуации 1, студенческая группа может быть разделена на 4 малых группы: товароведы магазина, поставщики продукции, эксперты аккредитованной лаборатории, жюри.
Цель игры – овладение навыками экспертной оценки в условиях, имитирующих профессиональную деятельность.
Товароведы:
- принимают товар по количеству и качеству;
- определяют объем выборки;
- составляют акт отбора образцов и/или выборки;
- рассчитывают процентное содержание каждой фракции, сравнивают с данными, указанными в ГОСТе;
- заполняют необходимые документы, дают рекомендации по использованию принятых товаров;
- сообщают поставщику о результатах приемки, вызывают экспертов.
Эксперты:
- проверяют правильность отбора средней пробы;
- проводят органолептическую оценку качества продукции;
- проводят физико-химический анализ поступивших партий продукции; - дают заключение о качестве продукции.
Поставщики:
- анализируют данные, полученные товароведами;
- выясняют причины обнаруженных отклонений от данных, указанных в сопроводительных документах;
- намечают мероприятия по устранению выявленных недостатков;
- проводят совещания с товароведами магазинов по разбору конфликтной ситуации.
Жюри:
- оценивают каждый этап работы по 5 балльной системе; - подводят итоги работы каждой команды.
Однако большую пользу приносят деловые игры, для решения которых необходимо применить комплексные знания по таким дисциплинам, как «Маркетинг», «Коммерческая деятельность», «Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров» (ситуации 2,3):
Учитывая, что одной из функций товароведа является формирование ассортимента товаров в торговом предприятии, можно провести деловую игру на тему «Формирование ассортимента плодоовощной продукции в супермаркете».
Цель деловой игры – закрепление теоретических знаний, овладение умениями экспертной оценки потребительских товаров для формирования оптимального ассортимента в условиях, имитирующих профессиональную деятельность товароведа.
Для проведения деловой игры группа студентов (30 человек) делится на 5 подгрупп по 5 человек в каждой, которые будут выполнять функции товароведов. Оставшиеся 5 человек будут составлять жюри, которое оценивает работу каждой группы. В состав жюри выбираются студенты, показавшие высокие результаты в течение семестра, занимающиеся исследовательской работой. Кроме оценки работы команд в их функции входит подготовка необходимых для проведения игры документов (качественных удостоверений, актов приемки, актов отбора проб, протоколов испытаний и др.).
Инструктаж задание подготовительного этапа деловой игры:
1. Повторить теоретический материал по следующим вопросам:
- порядок выбора поставщика;
- содержание договора-поставки;
- требования к качеству плодоовощной продукции;
- ассортимент плодоовощной продукции, показатели ассортимента;
- факторы, влияющие на формирование ассортимента в розничном торговом предприятии.
2. Выполнить следующие виды работ:
- провести анализ регионального рынка для выявления поставщиков плодоовощной продукции. Для этого применяется поиск по Интернету, знакомство с информацией, размещенной на сайте компании. Недостающие данные выясняются по телефону (минимальная партия отгрузки, наличие товара на складе, срок поставки, возможность отсрочки платежа и т.п.). На основе полученных данных делают сравнительный анализ ассортимента, цен и условий поставки продукции, выбирая 2-3 оптимальных варианта;
- провести анализ ассортимента, предлагаемого в предприятиях разного типа, расположенных в одном административном округе по показателям: широта, глубина, устойчивость и новизна ассортимента. Анализ проводится по каждой товарной группе, в соответствии с товароведной классификацией (фрукты, овощи; свежие, поработанные; и др.).
Каждая группа проводит анализ ассортимента в одном из типов торговых предприятий: «Продукты», специализированный магазин «Овощи-фрукты», «Гастроном», «Супермаркет», магазин Эконом-класса (не менее 5 магазинов каждого типа);
- изучить потребительские предпочтения покупателей продукции в отношении новых товаров, а также выявить степень удовлетворения существующим ассортиментом и качеством. Для этого разрабатываются анкеты, либо опросные листы.
Задания по поиску поставщиков и оценке потребительских предпочтений являются обязательными для всех рабочих групп студентов.
На втором этапе деловой игры, который проводится непосредственно в аудитории, имитирующей торговое предприятие, осуществляется приемка поступившей плодоовощной продукции по количеству и качеству.
Приемка продукции может проводиться на основе разработанных преподавателем ситуационных заданий, либо образцах овощной продукции (картофеля, лука, моркови и т.п.). Образцы могут быть взяты в студенческой столовой, либо принесены студентами из дома.
Поступившая партия проверяется на соответствие стандарту.
При этом определяют:
- внешний вид продукции, по показателям, определяемым стандартом на соответствующий вид продукции;
- проводят деление продукции на фракции, выделяя стандартную, нестандартную, отход.
- результаты приемки сравнивают с данными, указанными в стандарте, а также в сопроводительных документах поставщиков (качественное удостоверение).
На основании полученных данных составляется акт приемки, о чем уведомляют поставщика продукции.
По результатам проведенной оценки качества поступивших партий товаров, делается обоснованный выбор поставщиков продукции в торговое предприятие, заключение договора поставки и составление спецификации. Затем студенты составляют ассортиментный перечень, исходя из торговой площади, отведенной под плодоовощную продукцию в магазине, выявленных покупательских предпочтениях, наличия ассортимента у предприятий-конкурентов, а также с учетом контингента покупателей, предполагаемого для конкретного торгового предприятия.
Для этого проводится обмен информацией, полученной при анализе ассортимента в разных типах торговых предприятий. После составления каждой группой студентов ассортимента товаров, который будет предложен покупателям в супермаркете, проводится сравнительный анализ предлагаемых вариантов, для чего от каждой группы выделяют по одному эксперту. Окончательный вариант выносится на всеобщее обсуждение, при этом оценивается компетентность и активность самих экспертов.
Жюри в процессе всей деловой игры оценивает:
- полноту анализа поставщиков продукции на региональном рынке, обоснованность из выбора;
- результаты опроса покупателей продукции;
- результаты анализа ассортимента в отдельных типах торговых предприятий;
- результаты приемки продукции по количеству и качеству;
- правильность заполнения документов: акта отбора проб, акта приемки, договора поставки, спецификации и др.
- варианты ассортимента, предложенного каждой подгруппой участников;
- работу экспертов по выбору окончательного варианта ассортимента для супермаркета.
На заключительном этапе подводятся окончательные результаты работы, объявляется группа – победитель, набравшая наибольшее количество баллов, отмечаются ошибки, допущенные командами при выполнении отдельных видов работ.
На протяжении всей игры преподаватель (или преподаватели) выступают в роли консультантов и координаторов игры.
Одной из форм развития системы рыночных связей торговли и промышленности являются ярмарки. Закупка товаров на оптовых ярмарках позволяет оценить ассортимент, цены и качество продукции различных поставщиков, работающих на ярмарке, обговорить на месте условия договора, что экономит время торговых работников по выбору поставщиков и формированию торгового ассортимента.
Поэтому в рамках учебной дисциплины «Товароведение и экспертиза зерномучных и плодоовощных товаров» можно провести деловую игру на тему: «Закупка товаров на оптовых ярмарках».
Для этого учебная аудитория оформляется как место проведения оптовой ярмарки.
Студенческая группа разбивается на малые группы согласно следующей структуре:
- директор ярмарки – 1 человек;
- оргкомитет – 8 человек
- начальник торгового отдела администрации города – 1 человек;
- поставщики продукции – 7 человек;
- покупатели продукции (товароведы магазинов) – 7 человек; - исследовательская группа – 6 человек.
На подготовительном этапе необходимо провести следующую работу:
1. Повторить теоретический материал по вопросам:
- Пищевая ценность, потребительские свойства зерномучных товаров;
- Классификация и ассортимент зерномучных товаров;
- Организация работы оптовых ярмарок;
- Закупка товаров на оптовых ярмарках 2. Оргкомитету:
- Оформить аудиторию;
- Подготовить рабочие места для работы на ярмарке;
- Подготовить необходимые средства рекламы (информационные листы, визитки,
плакаты и т.д.)
- Поставщикам:
- Оформить свой офис-стенд на ярмарке;
- Подготовить инсценировку-диалог работы на ярмарке с покупателями;
- Подготовить образцы продукции и средства рекламы, а также необходимые документы (договоры, прайс-листы, сертификаты и т.п.)
- Директору ярмарки и начальнику торгового отдела подготовить выступления на церемонию открытия и закрытия ярмарки
- Исследовательской группе:
- Ознакомиться с работой МВЦ «Интерсиб», а также других выставочных центрах по сети Интернет и материалами в средствах массовой информации;
- Подготовить стендовые доклады на тему: «История возникновения ярмарок»,
«Развитие сибирских ярмарок», «Анализ рынка зерномучных товаров в Омской области»;
- Взять интервью у ведущих специалистов департамента потребительского рынка г. Омска, Управления Роспотребнадзора по Омской области, Хлебной инспекции г. Омска о состоянии торговли и качестве реализуемых на рынке зерномучных товаров.
Во время работы ярмарки покупателям продукции:
- провести оценку качества продукции, представленной на ярмарке;
- выбрать поставщиков, исходя их анализа качества продукции, ассортимента и цены поставщика, непосредственной беседы с поставщиком на ярмарке;
- проанализировать условия договора, провести работу с поставщиками по принятию более выгодных для покупателя условий;
- проверить правильность оформления документов на продукцию.
Подведение итогов может проходить в виде «круглого стола», от организации работы которого зависит общее впечатление о целостности и завершенности занятия.
Оценку работы каждого студента на протяжении всего занятия оценивает жюри, которое может состоять из преподавателей смежных дисциплин, а также приглашенных специалистовпрактиков. Также в составе жюри могут быть студенты заочного отделения, занимающие должности товароведов-экспертов, менеджеров по продажам, начальников отдела сбыта и других должностей.
Так как студенты обучаются по специальности Товароведение и экспертиза товаров (продовольственных, непродовольственных), то целесообразно проводить комплексную деловую игру, включая ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.
Такие деловые игры можно проводить во втором семестре на третьем и четвертом курсах. Ситуационные задания для проведения деловых игр:
Ситуация 1. В магазин текущего года поступило три партии картофеля. В качественных удостоверениях на каждую партию указано:
Наименование поставщика: | Кировская плодоовощная база | ||
Наименование продукции | картофель | ||
Ботанический сорт | Лорх | Темп | смесь сортов |
Класс | 1 | экстра | 2 |
Масса брутто, кг | 7000 | 2260 | 5810 |
Масса нетто, кг | 6000 | 2000 | 4980 |
Вид транспортной тары | ящики | ||
Вид потребительской тары | бумажные пакеты | сетчатые мешки | полиэтилено вые мешки |
ГОСТ Р | 51808-2001 | ||
Качество, (%): стандарт | 95 | 98 | 90 |
нестандарт | 4 | 2 | 8 |
отход | 1 | - | 2 |
Сертификат соответствия | отсутствует | штамп с указанием органа по сертификации, даты выдачи, подписи заверившего лица | приложен |
Результаты приемочного контроля качества (по количеству клубней, кг):
- Ботанический сорт Лорх:
- диаметром не менее 35 мм – 1,0
- с израстаниями – 1,0
- позеленевших до ¼ поверхности – 0,5
- с механическими повреждениями – 2,5
- пораженных сухой гнилью – 1,5
- Ботанический сорт Темп:
- позеленевших до ¼ поверхности – 0,4
- позеленевших более ¼ поверхности – 0,7
- с механическими повреждениями – 1,7
- подмороженных – 0,4
- Ботанический сорт – смесь сортов:
- диаметром не менее 40 мм – 2,5
- диаметром не менее 30 мм – 3,0
- с израстаниями – 1,0
- с механическими повреждениями – 1,2 - пораженных:
а) грызунами – 0,5
б) мокрой гнилью – 0,5
в) фитофторой – 1,0
г) сухой гнилью – 0,5
Ситуация 2. Для вновь открываемого супермаркета необходимо сформировать ассортимент плодоовощной продукции исходя из следующих условий: торговая площадь супермаркета 800 м2, под плодоовощную продукцию отведено 30 % торговой площади. В зоне деятельности магазина расположен жилой массив, в котором проживает большое количество пенсионеров, с доходом от 3 до 5 тысяч рублей, строятся два элитных дома по 300 семей. В микрорайоне расположен 2 школы, 3 детских сада, офисы строительной компании и производственного предприятия «Омская мануфактура»; три предприятия общественного питания (1 ресторан, 2 кафе).
Ситуация 3. Дирекция розничного объединения «Ваш Дом», проведя анализ объемов продаж по группе бакалейные товары, выявила, что по таким группам товаров как крупы и макаронные изделия самый низкий уровень продаж. Проведенный по этим группам опрос покупателей показал, что они не удовлетворены качеством круп и ассортиментом макаронных изделий. Торговому отделу было поручено найти новых поставщиков по данным группам товаров.
Литература
- Карташова, Л.В. Сборник ситуационных задач и деловых игр по товароведению продовольственных товаров. Учебное пособие / Л.В. Карташова – М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2004. – 320 с.
- Пучкова, Ю.С. Товароведение и экспертиза товаров. Формы и методы активного обучения. Учебно-практическое пособие / Ю.С. Пучкова, С.С. Гурьянова – М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К0», 2007. – 190 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль деловой игры в подготовке выпускников к трудовой деятельности
Выпускник среднего профессионального учреждения должен быть компетентным, адаптирован к реальной жизни. Добиться этого в процессе обучения поможет такой из активных методов, как деловая игра....
Презентация к статье "Использование зарубежного опыта при обучении французскому языку как второму иностранному".
Презентация к статье "Использование зарубежного опыта при обучении французскому языку как второму иностранному"....
Научная статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QFD- МЕТОДОЛОГИИ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ВАРЕНЫХ КОЛБАС"
Статья опубликована в сборнике научных работ молодых ученых г.Бийск...
Статья «Использование информационных технологий на занятиях по английскому языку при обучении медицинской терминологии»
Статья «Использование информационных технологий на занятиях по английскому языку при обучении медицинской терминологии» представляет собой обзор опыта работы с информационными технологиями при обучени...
Статья: "Использование интернет - ресурсов в современном образовательном процессе"
Социальные сети, с момента их появления все больше проникают в нашу жизнь. Для многих они уже сейчас являются основным местом проведения времени в интернете. Ведущей цель...
Статья: "Использование мультимедийных технологий в преподавании искусствоведческих дисциплин"
В данной статье рассматриваются современные возможности образования с применением информационных, мультимедийных технологий на примере преподавания искусствоведческих дисциплин, а также перспективы ра...
Статья "Использование цифровых технологий на этапе урока «рефлексия» на примере использования "ПО Smart.Notebook"
Рефлексия. "ПО SMART Notebook"...