Мастер-классы
классный час

Дубова Екатерина Сергеевна

материалы необходимые для проведения внеклассных мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_neobychnye_lyudi.docx27.43 КБ
Файл kl.chas_tolerantnost.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

        Классный час на тему: «Кто они - инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья?»

Дата проведения: 16.10.2018года

Проводит мастер производственного обучения Дубова Е.С.

             

Обучающая цель:

  • Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни
  • Сформировать представление об "особом ребенке"

Развивающая цель: 

  • Развивать чувство эмпатии к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Воспитывающая цель: 

  • Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни

Оборудование: мультимедийное оборудование. Просмотр документального фильма «Клеймо» и художественного фильма «Со дна Вершины».

-Здравствуйте!

Любую нашу встречу мы начинаем именно этим словом. И все вы знаете, что означают оно не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, кому обращено.

Здоровье очень важно для человека. Здоровье – это подарок судьбы. Очень важно научиться беречь этот дар.

Но всегда ли только от желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

Цель нашего классного часа это познакомиться с понятиями «особенный человек», «инвалиды».

   Кто же такие – инвалиды? (ответы студентов)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Почему я предлагаю обсудить эту тему? (ответы студентов)

Да вы правы. Нам знакомы «такие» люди, у нас есть такие студенты.

Наши ребята принимают участие в движении «Абилимпикс», Чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В течении трех лет студенты нашего техникума принимают участие в по нескольким компетенции «Поварское и кулинарное дело», «Портной», «Мебельщик», и занимают достойные призовые места. Чемпионат «Абилимпикс» направлен на закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности, на освоение современных производственных процессов и технологий с учетом требований различных индустрий. 

В нашем технологическом техникуме есть студенты сироты, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья.

Предлагаю вам посмотреть документальный фильм «Клеймо», а затем высказать свои впечатления.

Мир очень разнообразен, все мы разные, но такие одинаковые. Дышим одним воздухом, видим или ощущаем тепло солнца.   Все мы – ЛЮДИ.

На нашем классном часу постараемся рассмотреть такие понятия как «люди с ограниченными возможностями здоровья», «инвалид».

Инвалиды – это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

Инвалиды — люди с травмами позвоночника, ампутацией нижних конечностей, детским церебральным параличом, рассеянным склерозом, люди с ограничением по зрению, с нарушением слуха, с психическими заболеваниями и др.

Человек не виноват, что родился или стал именно таким. Он не виноват в том, что не всегда может работать и сам себя обеспечивать. Образ жизни инвалидов — ежедневный приём лекарств, которые помогают поддержать жизнедеятельность организма, но не вылечивают от болезней.

Вопросы для обсуждения:

- Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности?

- Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?

Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям.

Все виды большого спорта, цирк тоже очень травмоопасны. И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются  или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас  - жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиакатастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

- После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Сл.3.

- Такое увечье получил в войну замечательный поэт Эдуард Асадов (поэт ослеп) (Чтение воспоминания)

Эдуард Асадов: «…Что было потом? А потом был госпиталь и 26 суток борьбы  между жизнью и смертью. «Быть или не быть»? – в самом буквальном смысле этого слова. Когда сознание приходило – диктовал по 2-3 слова открытку маме, стараясь избежать тревожных слов. Когда уходило сознание, бредил. Переезды, скальпели хирургов, перевязки. И вот самое трудное – приговор врачей: «Впереди будет все. Все, кроме света».

Человек с ограниченными возможностями здоровья отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Сл.4.

Потеря зрения или человек родился незрячим.

Существует специальная азбука – азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки (на рисунке изображена сама азбука, а на рисунке 4 приведены примеры написания слов, фраз и чисел).

А как же люди живут с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестам, это – жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника.

 Попробуйте сказать что-нибудь друг другу и понять собеседника. Это как игра «Сломанный телефон».

Сл.5.

А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт  «Ладонь в ладонь». Тогда пальцы «говорящего» пишут слово из букв на ладошке «Слушателя». Буквы эти особенные. Такой набор «букв» называется дактильной азбукой. Попробуйте  сами (показываются «буквы» дактильной азбуки).

Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. У нас в Чувашии есть коррекционные школы, где обучаются слабослышащие, слабовидящие дети.

Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым. (Чтение стихотворения «Маленькие люди» Эдуарда Асадова).

 Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

       Сл.7,8

Паралимпи́йские и́гры (параолимпи́йские игры) — международные спортивные соревнования для инвалидов (кроме инвалидов по слуху). Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1988 — на тех же спортивных объектах; в 2001 эта практика закреплена соглашением между МОК и Международным паралимпийским комитетом (МПК). Летние паралимпийские игры проводятся с 1960, а зимние паралимпийские игры — с 1976.

    Сл.9

Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности.

    Название первоначально было связано с термином paraplegia паралич нижних конечностей, поскольку эти соревнования проводились среди людей с заболеваниями позвоночника. Имеется в виду параллелизм и равноправие параолимпийских соревнований с олимпийскими.

    В 2001 году Международный олимпийский комитет и Международный паралимпийский комитет подписали соглашение, по которому Паралимпийские игры должны проходить в тот же год, в той же стране и использовать те же объекты, что и Олимпийские игры. Это соглашение официально применяется, начиная с летних игр 2012 года.

Россия на Паралимпийских играх впервые приняла участие отдельной командой в 1994 году на зимних Играх в Лиллехаммере и с тех пор принимает участие на всех летних и зимних Играх. До этого Россия участвовала в составе сборной СССР, дебют был в Инсбруке в 1988 году. В этот же год СССР участвовал в летних паралимпийских играх в Сеуле. В 1992 как на летней, так и на зимней паралимпиаде участвовала Объединенная команда.

Мы пытаемся доказать, что люди с ограниченными возможностями могут являться полноценными членами обществами и ни в чем не уступать обычным людям. Однако наши предшественники на своем личном примере показали, что определенные физические недостатки не могут помешать человеку быть величайшими представителями человечества.

Среди нас были и есть люди с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них стали известны во всем мире. Сл.10,11

- Помните вопросы в начале занятия? Мы ответили сегодня на них? Давайте поговорим:

- Что такое здоровье? Что  означают слова «особенный человек», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «инвалид»?

-Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих?

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

-Что такое здоровый образ жизни?

Выводы:

Очень важно с самого раннего возраста приучать себя вести и любить здоровый образ жизни. Когда каждое действие, сберегающее и сохраняющее здоровье, становится доброй привычкой, доведенной до автоматизма.

3 декабря «отмечается» день Инвалида! Жаль, что только в этот день мы говорим об этом.  И всегда помнить, что здоровье – это божий дар. И тем, кого Господь «выделил» помогать в нашем, таком жестоком и неприспособленном мире.

Я Вам советую посмотреть фильм «Со дна Вершины». И на следующем классном часу мы обязательно продолжим тему «Необычных людей».



Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Международный день толерантности»

Внеклассное мероприятие проводится в форме дискуссии со студентами и использованием мультимедийного оборудования, просмотра презентации.

Цели:  

∙  познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами

толерантной личности.

∙  развивать стремление к самовоспитанию.

∙  сформулировать принципы толерантности  

Оборудование: бумага, ручки, источники толкования слова толерантность.

Педагог: Наша страна, республика многонациональна, проблемы формирования личности не отвечают новым требованиям времени. Давайте  поговорим  об  этом.  В  каждом  человеке  должны  быть  критерии воспитанности,  которые  появились  и  осмысливались  очень  давно.  Взяв мудрость прежних поколений, соединив ее с современностью, можно назвать несколько  нравственных  принципов,  которые  нужны  каждому  человеку: самообладание, коммуникабельность, толерантность.

Толерантность - это слово пришло в наш язык  сравнительно недавно. На вопрос,  что  такое толерантность, наши учащиеся, в основном, сказали, что слышали это слово, но  точного  значения  его  не  знают.  Целью  нашего  классного  часа  является знакомство с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности.  

В последнее время говорить о толерантности стали много. Нам ближе слово «терпимость».  Терпимость  –  способность  и  умение  терпеть,  быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.

Толерантность – от лат.  – терпение – отсутствие или ослабление реагирования на какой – либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

В  межличностном  общении  толерантность  –  терпение,  принятие  другого человека таким, каким он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Развитию  этого  чувства  способствует  неподдельный  интерес  к  человеку,  к его самобытности, понимание его внутреннего мира, его жизненного опыта.  

Педагог: знакомы ли вы с определением понятия «толерантность»? (ответы студентов)

Сделать это довольно трудно, так как в разных языках оно определяется по – разному.  

1.  Толерантность  –  способность  признавать  отличные  от  своих собственных идей и мнения. (Испанский)

2.  Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

3.  Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

4.  Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)  

Студент: На рубеже 18 – 19 веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при Людовике 17)    неизменно оставался министром иностранных дел.  Это  был  человек  талантливый  во всех областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих,  уважительно  к  ним  относиться,  искать  решение  проблем способом,  наименее  ущемляющим  интересы  других  людей.  Но  при  этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией,  а  не  слепо  подчиняться  обстоятельствам.  С  именем  этого

человека связано понятие « толерантность».

Педагог: Оказывается, в словаре В.И.Даля этого слова нет, нет его и у Ожегова. Есть разность в понимании слова у разных авторов. После обмена толкованиями определение получилось кратким: Толерантность  –  это  терпимость,  уважение  права  быть  «иным», невозможность  нанести  вред  другому,  признание  многообразия  сообществ, взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех.

Вопросы для обсуждения:

- Что означает каждое определение?

- Какое определение более точно?

- Можно ли дать одно определение этому слову?

Педагог:  многозначность  и  разнообразие  определений  толерантности подчеркивает  различие    культур  и  исторического  опыта  народов.  Эти определения служат подтверждением многообразия сообществ, религий. Но каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других «иных», не допускать причинения им вреда.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1.  Как вы чувствуете себя в нашей группе?

2.  Комфортно ли вам?

3.  Можно ли сказать, что мы одна команда на время обучения в нашем техникуме?

4.  Каких людей, по вашему мнению, называют интересными? (Люди, которым присущи удача, доброта, радость жизни, красота).

Педагог: Я предлагаю вашему вниманию легенду.

Жила – была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей жить на свете без подружки. Пошла она к старцу: - Помоги мне, дедушка, выбрать себе подружку.

Подумал старец и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве.

Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в условленное место. Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого выбрать…

«Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. Ты в жизни встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь». Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать.

Задумалась Любовь.

Педагог: А кого выбрали бы вы? В ходе обсуждения ребята приводят доводы в пользу выбранных качеств.

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Педагог: Почему так произошло? Всегда ли вы толерантны к своему соседу по парте? Всегда ли терпимо относитесь к своим друзьям? Конечно, это происходит не всегда и не у всех это получается, но к этому нужно стремиться.

Педагог: А дальше идёт легенда «Гуси».   Много ли мы знаем про гусей? Они громко крякают и больно щипаются. А еще они летят клином на юг. А вы знаете, что гусь выбирает себе пару на всю жизнь? И если одна половинка погибает, другая никогда не выбирает себе новую пару и в скором времени тоже умирает.

А когда они летят клином, то способны пролететь на 71 % больше, чем поодиночке. Клин разбивает сопротивление ветра, как вертолет, и сложнее всего тому, кто летит впереди. Если первый устал – он отправляется в конец, и его незамедлительно подменяют. Так они постоянно меняют вожака. И каждый из гусей бывает в этой роли. Если один из гусей заболевает или устает и опускается ниже, еще двое опускаются с ним и остаются до тех пор, пока тот не наберется достаточно сил.

Вы слышали, как кричат гуси, когда клин медленно плывет в горизонт? Это они подбадривают того, кто летит впереди, и точно знают, что их будут также подбадривать, когда они окажутся на его месте.

Ответьте на вопросы:1. Про что этот рассказ для вас?

Педагог приводит ребят к мысли, что жизнь гусей в стае это наша с вами жизнь в семье, коллективе, на работе. Так порой хочется чувствовать себя в стае, где есть защищенность, забота, верность. Особенно когда за все в жизни – работу, материальное благополучие, дом, детей – несешь ответственность только ты. А так происходит тогда, когда человек, находящийся рядом, не стремится ее с тобой разделить.

Часто ли нас, «летящих впереди», поддерживают, не забывают ли о нас, когда мы устали и отстаем? Как окружающие относятся к нашим победам, к тому, что нам удалось вырваться вперед? Разделяют с нами радость или воспринимают наши достижения как собственное поражение? Для того чтобы была возможность лететь вперед, важно иметь надежный «тыл», в то же время роли «летящего впереди» и «прикрывающего» обязательно должны меняться.

Как мы ведем себя, когда кто-то оступается, ошибается? Мы «спускаемся с ним  вниз»,  чтобы  поддержать  или  попытаться  разобраться,  что  случилось? Или нам легче выгнать его из «стаи», класса, школы, семьи?  

Творческая работа «Дерево толерантности»

На  листах  бумаги  написать  те  качества  людей,  которые  могут  объединять людей.

После  этого  ребята  комментируют,  почему  именно  эти  качества  выбрали  и прикрепляют их к символическому рисунку дерева.

Педагог:  Мы  выбирали  те  качества,  которые  позволяют  нам  жить  вместе. Когда – то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, любили, общались. А сейчас мы живем, и обязательно будем  жить  в  своем  и  нашем  общем  будущем.  Но  волею  судьбы  мы встретились  в  настоящем.  И  нельзя  допустить,  чтобы  на  нас  прекратилась связь  времен,  мыслей,  открытий,  традиций,  чувств.  В  этом  наша ответственность перед самими собой, перед другими поколениями. Человек не  может  жить  один,  так  задумано  природой.  Именно в содружестве с

другими мы создаем наше настоящее.

Подведение итогов: Мои пожелания: Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми,

милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце,

выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.